--PAGE_BREAK-- (1.1)
где - коэффициент возможной нейтрализации угрозы банкротства в краткосрочном перспективном периоде;
- ожидаемая сумма чистого денежного потока;
- средняя сумма финансовых обязательств.
Идентификация масштабов кризисного финансового состояния должна включать аналитические и прогнозные результаты фундаментальной диагностики банкротства и определять возможные направления восстановления финансового равновесия предприятия.
В табл. 1 (Приложение 1) приведены критерии характеристик масштабов кризисного финансового состояния предприятия, а также наиболее адекватные им способы реагирования (включения соответствующих систем защитных финансовых механизмов).
Значительное место в определении вероятности банкротства предприятия принадлежит финансовому анализу.
Анализ и оценивание структуры баланса предприятия проводится на основе показателей коэффициента покрытия и коэффициента обеспеченности собственными средствами.
Коэффициент покрытия баланса определяется по формуле:
(1.2)
где - оборотные активы; - текущие обязательства.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается:
(1.3)
где собственный капитал, необоротные активы, оборотные активы.
Основанием для определения неудовлетворительной структуры баланса, а предприятия – неплатежеспособным является одно из таких условий:
коэффициент покрытия баланса на конец отчетного периода имеет
значение меньше 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение меньше 0, 1.
Для своевременного определения тенденций формирования неудовлетворительной структуры баланса осуществляющих деятельность предприятий проводится экспресс-анализ финансового состояния предприятия с помощью коэффициента Бивера, который рассчитывается по формуле:
(1.4)
где чистая прибыль, - амортизация, долгосрочные обязательства, текущие обязательства.
Финансовое состояние предприятия, у которого на протяжении 1, 5- 2 лет коэффициент Бивера не превышает 0, 2, свидетельствует о формировании неудовлетворительной структуры баланса. В этом случае предприятие начинает работать в долг, а коэффициент обеспеченности собственными средствами становится меньше 0, 1.
Если у предприятия все-таки неудовлетворительная структура баланса, то основным показателем, который характеризует наличие реальной возможности возобновить ( или утратить) платежеспособность на протяжении определенного периода, выступает коэффициент возобновления ( утраты) платежеспособности.
При этом если один из приведенных выше показателей меньше нормы, то коэффициент возобновления (утраты) платежеспособности сроком на 6 месяцев рассчитывается так:
(1.5)
где коэффициент обновления платежеспособности;
— фактическое значение текущей ликвидности на начало и конец отчетного периода;
6- период возобновления платежеспособности в месяцах;
Т- отчетный период в месяцах;
2- нормативное значение коэффициента текущей ликвидности.
Коэффициент возобновления платежеспособности больше 1 свидетельствует о реальной возможности предприятия возобновить платежеспособность. Если коэффициент возобновления платежеспособности меньше 1, то предприятие в ближайшие 6 месяцев не имеет реальной возможности возобновить платежеспособность.
Если структура баланса положительная, коэффициент текущей ликвидности больше либо равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше либо равен 1, то для проверки стойкости финансового состояния рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности сроком на 3 месяца:
(1.6)
где 3- отчетный период в месяцах.
Коэффициент утраты платежеспособности больше 1 говорит о реальной возможности предприятия не утратить платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности меньше 1 свидетельствует о том, что предприятие в ближайшие 3 месяца может утратить платежеспособность. [2]
В зарубежной практике распространены две модели прогнозирования банкротства предприятия- Альтмана и Спрингейта, названные в честь их авторов.
Модель Альтмана разработана в 1968 году и также известна под названием «расчет Z- показателя». Эдвард Альтман применил множественный дискриминантный факторный анализ статистики банкротств предприятий для построения корреляционно- регрессионной функции, определяющей склонность к финансовой несостоятельности.
, (1.7)
где A – оборотный капитал/сумма активов;
B – нераспределенная прибыль/сумма активов;
C – операционная прибыль/сумма активов;
D – стоимость акций/задолженность;
E – выручка/сумма активов.
Значение показателя «Z» так связано с вероятностью банкротства:
Z ≤ 1,8 – очень высока;
1,81 ≤ Z ≤ 2,70 –высока;
2,71 ≤ Z ≤ 2,99 – возможна;
Z ≥ 3,00 – очень низка.
По некоторым источникам, точность прогнозирования банкротства согласно этой модели составляет 95%.
Модель Спрингейта .
В 1978 г. Была разработана модель Г. Спрингейта. Он употреблял мультипликативный дискриминантный анализ для выбора четырех из 19 самых узнаваемых денежных характеристик, которые большим образом различаются для удачно работающих компаний и компаний-банкротов. Модель Спрингейта имеет вид:
, (1.8)
где A — собственные оборотные средства /сумма активов;
B — Прибыль до уплаты налогов и процентов / сумма активов;
C — Прибыль до уплаты налогов / текущие обязательства;
D — выручка/ сумма активов.
Критическое значение Z для данной модели равно 0,862. Точность данной модели составляет 92,5% для 40 компаний, исследованных Спрингейтом.
Американский экономист Фулмер в 1984 г. предложил модель, полученную при анализе 40 денежных характеристик 60 компаний — из них 30 работающих удачно и 30 компаний-банкротов со средней стоимостью активов, равной 455 тыс. $
Модель Фулмера имеет вид:
где A — нераспределенная прибыль/ сумма активов;
B — выручка / сумма активов;
C — прибыль до уплаты налогов / обственный капитал;
D — изменение остатка денежных средств / кредиторская задолженность;
E — заемные средства / сумма активов;
F — текущие обязательства / сумма активов;
G — Материальные необоротные активы/ сумма активов;
H — собственные оборотные средства / кредиторская задолженность;
I- прибыль до уплаты процентов и налогов / проценты;
Критическим значением Z =0. Фулмер объявил точность для собственной модели в 98% при прогнозировании банкротства в течение года и точность в 81% при прогнозировании банкротства за период больше года. [14]
Сравнительная характеристика кризис-прогнозных моделей представлена в табл. 2 (Приложение 2).
Проведенное исследование точности прогнозирования банкротства украинских предприятий с использованием ряда указанных моделей выявило слишком низкую их способность к оценке реального финансового состояния национальных компаний и прогнозированию их банкротства. Кроме того, исследования в данном направлении показывают, что коэффициенты данных дискриминантных моделей резко изменяются из года в годи от страны к стране. В свою очередь, особенности украинской действительности не позволяют механически использовать модель Альтмана или иные подобные модели.
В результате проведенного анализа отобран набор входящих факторов в модель, которые охватывают все основные группы финансово-экономических показателей деятельности предприятия, открывают широкие возможности для предвидения вероятности их банкротства. При этом была получена модель оценки вероятности банкротства предприятия в виде дискриминантной функции на основе такого набора входящих факторов и с собственными параметрами:
(1.10)
--PAGE_BREAK-- (1.1)
где - возможный объем генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия;
- необходимый объем потребления собственных финансовых ресурсов предприятия.
Какие бы меры не принимались в процессе использования тактического механизма финансовой стабилизации предприятия, все они должны быть направлены на обеспечение неравенства: Однако в реальной практике возможности существенного увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов (левой части неравенства) в условиях кризисного развития ограничены. Поэтому основным направлением обеспечения достижения точки финансового равновесия предприятием в кризисных условиях является сокращение объема потребления собственных финансовых ресурсов (правой части неравенства). Такое сокращение связано с уменьшением объема как операционной, так и инвестиционной деятельности предприятия и поэтому характеризуется термином „сжатие предприятия". „Сжатие предприятия" в процессе обеспечения вышеприведенного неравенства должно сопровождаться мерами по обеспечению прироста собственных финансовых ресурсов. Чем в большей степени предприятие сможет обеспечить положительный разрыв соответствующих денежных потоков этого неравенства, тем быстрее оно достигнет точки финансового равновесия в процессе выхода из кризисного состояния.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на рубеж финансового равновесия, предусматриваемый целевыми показателями финансовой структуры капитала и обеспечивающий достаточную его финансовую устойчивость.
3. Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой систему мер, направленных на поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого экономического роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его финансовой стратегии.
Модель устойчивого экономического роста имеет различные математические варианты в зависимости от используемых базовых показателей финансовой стратегии предприятия. Однако, учитывая, что все эти базовые показатели количественно и функционально взаимосвязаны, результаты расчета основного искомого показателя — возможного для данного предприятия темпа прироста объема реализации продукции (т.е. объема операционной его деятельности) — остаются неизменными.
Рассмотрим наиболее простой вариант модели устойчивого экономического роста предприятия, имеющий следующий вид:
(3.2)
где - возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия;
- сумма чистой прибыли предприятия;
- коэффициент капитализации чистой прибыли;
- стоимость активов предприятия;
- коэффициент оборачиваемости активов в разах;
- объем реализации продукции;
- сумма собственного капитала предприятия.
Если базовые параметры финансовой стратегии предприятия остаются неизменными в предстоящем периоде, расчетный показатель будет составлять оптимальное значение возможного прироста объема реализации продукции. Любое отклонение от этого оптимального значения будет или требовать дополнительного привлечения финансовых ресурсов (нарушая финансовое равновесие), или генерировать дополнительный объем этих ресурсов, не обеспечивая эффективного их использования в операционном процессе.
Если же по условиям конъюнктуры товарного рынка предприятие не может выйти на запланированный темп прироста объема реализации продукции или наоборот может существенно его превысить, для обеспечения новой ступени финансового равновесия предприятия в параметры его финансовой стратегии должны быть внесены соответствующие коррективы. [10]
Таким образом, модель устойчивого экономического роста является регулятором оптимальных темпов развития объема операционной деятельности (прироста объема реализации продукции) или в обратном ее варианте — регулятором основных параметров финансового развития предприятия (отражаемых системой рассмотренных коэффициентов). Она позволяет закрепить достигнутое на предыдущем этапе антикризисного управления предприятием финансовое равновесие в долгосрочной перспективе его экономического развития.
Рассмотренные методы антикризисного управления свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации за счет использования её внутренних механизмов.
3.2 Формы санации и их эффективность
В системе стабилизационных мер, направленных на вывод предприятия из кризисного финансового состояния, важная роль отводится его санации.
Санация представляет собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.
В условиях рыночной экономики санация предприятий имеет значительный экономический потенциал, является важным инструментом регулирования структурных изменений и входит в систему наиболее действенных механизмов финансовой стабилизации предприятий. [1]
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
2) если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.
Инициируемая предприятием санация представляет сложный и во многих отношениях болезненный для него процесс, требующий эффективного финансового управления на всех стадиях его осуществления. Такое управление осуществляется на предприятии по следующим основным этапам:
1. Определение целесообразности и возможности проведения санации. На этом первоначальном этапе управления на основе результатов диагностики банкротства и мониторинга осуществления мероприятий по внутренней финансовой стабилизации предприятия принимается принципиальное решение о проведении санации.
Целесообразность проведения санации обуславливается тем, что использование внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия не достигло своих целей и кризисное финансовое состояние предприятия продолжает углубляться. Возможность осуществления санации определяется перспективами выхода из кризисного финансового состояния и успешного развития предприятия при оказании ему существенной внешней помощи на современном этапе.
2. Обоснование концепции санации. Такая концепция отражает идеологию осуществления предполагаемой санации, определяя ее предстоящие направления и формы. В зависимости от принципиального подхода различают оборонительную и наступательную концепции осуществления санации предприятия.
Оборонительная концепция санации направлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне.
Наступательная концепция санации направлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности.
3. Определение направления осуществления санации. В зависимости от масштабов кризисного состояния предприятия, идентифицированных в процессе диагностики банкротства, и принятой концепции санации различают два основных направления ее осуществления:
Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга. Такая санация осуществляется обычно для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние идентифицировано как временное и не носящее катастрофического характера. Это направление санации не меняет статуса юридического лица санируемого предприятия.
Санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию). Такая санация осуществляется при более глубоких масштабах кризисного финансового состояния предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, обеспечивающих более эффективные организационные формы его хозяйственной деятельности. Как правило, этот вид санации связан с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия.
4. Выбор формы санации, форма санации непосредственно характеризует тот механизм, с помощью которого достигаются ее основные цели. Эти формы определяются в рамках конкретного направления санации, избранного предприятием, с учетом особенностей его кризисной ситуации. [10]
Санация предприятия, направленная на рефинансирование его долга, может носить следующие основные формы:
• дотации и субвенции за счет средств бюджета. Эта форма санирования связана со следующими основными условиями: необходимостью обеспечения дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики; отраслевой и межотраслевой переориентацией деятельности предприятия; осуществлением антимонопольных мероприятий; с другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом;
• государственное льготное кредитование. Отличием этой формы санирования является лишь возвратный характер предоставляемых финансовых ресурсов и значительно более льготный режим кредитования в сравнении с условиями финансового рынка;
• государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию. При отсутствии у государства возможностей осуществить прямое финансирование или кредитование санируемого предприятия, а также в случае, если финансовый кризис носит временный характер и может быть преодолен предприятием при оказании ему финансовой помощи, используется данная форма санирования ранее рассмотренной категории предприятий;
• целевой банковский кредит. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита последнего. Так как предоставление такого целевого санационного кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального уровня, используемого в кредитной политике банка;
• перевод долга на другое юридическое лицо. Для этой формы рефинансирования долга требуется обязательное согласие кредитора (если кредитор не дает согласия на перевод долга на другое лицо, то предприятие-должник не может использовать эту форму санации, так как это означало бы одностороннее изменение согласованных условий кредитного договора).
• реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные. Эта форма санации используется обычно только по финансовым кредитам, где кредитором выступает коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия. В процессе такой формы реструктуризации долга по долгосрочному кредиту существенно повышаются ставки процента;
• выпуск облигаций и других долгосрочных ценных бумаг под гарантию санатора.
• отсрочка погашения облигаций предприятия. Одним из необходимых условий такой формы санации является относительно невысокий круг инвесторов, вложивших свои средства в облигации предприятия.
• списание санатором-кредитором части долга. Эта форма санации предприятия предпринимается кредитором в том случае, если требование о полном погашении долга нереально и приведет предприятие к финансовому краху. Обычно санация в форме списания часта долга сопровождается соглашением между кредитором и предприятием об иных формах его компенсации на последующих этапах.
Санация предприятия, направленная на его реструктуризацию (реорганизацию), может носить следующие основные формы:
• слияние. Такая форма санации осуществляется путем объединения предприятия-должника с другим финансово устойчивым предприятием. В результате такого объединения предприятие-должник теряет свой самостоятельный юридический статус.
Различают: горизонтальное слияние, в процессе которого объединяются предприятия одной отрасли; вертикальное слияние, которое объединяет предприятия смежных отраслей (например, производителей и потребителей сырья); конгломератное слияние, в процессе которого объединяются предприятия, не связанные между собой ни отраслевыми, ни технологическими особенностями. Для предприятия-санатора побудительным мотивом этой формы санации является обычно достигаемый эффект синергизма, а для санируемого предприятия — возможность сохранения рабочих мест и направленности производственной деятельности;
• поглощение. Эта форма санации осуществляется путем приобретения предприятия-должника предприятием-санатором (для последнего это является одной из форм инвестиций — приобретение целостного имущественного комплекса или основной части его активов). Для санатора эффект поглощения также связан с синергизмом. Санируемое предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя как юридическое лицо может сохраниться в виде дочернего предприятия;
• разделение. Такая форма санации может быть использована для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную (производственную) деятельность. Эффект данной формы санации состоит в том, что за счет существенного сокращения общехозяйственного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма постоянных издержек, в связи с чем за счет эффекта операционного левериджа каждое новое выделенное подразделение быстрее может достичь точки безубыточности своей деятельности. Выделенные в процессе разделения предприятия получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса;
• преобразование в открытое акционерное общество. Такая форма санации, осуществляемая по инициативе группы учредителей, позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;
• передача в аренду. Эта форма характерна в настоящее время для санирования государственных предприятий, при которой они передаются в аренду членам трудового коллектива. Условием осуществления такой формы санации является принятие на себя коллективом арендаторов долгов санируемого предприятия. [15]
5. Подбор санатора. Такой подбор осуществляется исходя из выбранных форм санации и предшествует разработке бизнес-плана санации предприятия, в которой санатор должен принимать обязательное участие. В реальной практике разработка бизнес-плана санации часто осуществляется до выбора санатора и лишь представляется ему на рассмотрение.
6. Подготовка бизнес-плана санации. Он представляет собой основной документ, определяющий цели и процесс осуществления санации предприятия-должника. Бизнес-план санации разрабатывается обычно представителями санатора, предприятия-должника и независимой аудиторской фирмы.
7. Расчет эффективности санации. Этот расчет позволяет определить целесообразность всего процесса санации, оценить различные альтернативные ее формы. Эффективность санации определяется путем соотнесения результатов (эффекта) и затрат на ее осуществление в предложенной форме. [10]
Результаты санации (хотя и направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия) в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между ее суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счет нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расчета эффективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости.
Затраты на осуществление санации определяются путем разработки специального бюджета (бюджета санации). Принципиально эта затраты могут рассматриваться как инвестиции санатора в санируемое предприятие с целью получения прибыли (в прямой или косвенной форме) в предстоящем периоде. [1]
Такой подход позволяет применять для оценки эффективности санации те же методы, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиций. Определенный нюанс в расчетах эффективности санации имеет определение эффекта синергизма, который сопутствует таким ее формам как слияние и поглощение. Этот эффект рассчитывается по следующей формуле:
(3.3)
где - сумма эффекта синергизма, достигаемого в процессе слияния (поглощения);
— прогнозируемая рыночная стоимость вновь создаваемого предприятия в процессе слияния (поглощения);
— оценка рыночной стоимости отдельных объединяемых предприятий.
8. Утверждение бизнес-плана санации. После рассмотрения проекта бизнес-плана санации с расчетом ее эффективности всеми заинтересованными сторонами (предприятием-должником, его кредиторами и сенаторами) он утверждается их представителями и принимается к исполнению.
9. Мониторинг реализации мероприятий бизнес-плана санации. Такой мониторинг включается в систему текущего и оперативного финансового контроллинга и обеспечивается финансовой службой предприятия.
Цель санации считается достигнутой, если удалось за счет внешней финансовой помощи или реорганизационных мероприятий нормализовать хозяйственную деятельность и избежать объявления предприятия-должника банкротом с последующей его ликвидацией. [10]
Заключение
Проблема финансового оздоровления украинских предприятий чрезвычайно важна. Многочисленные попытки разрешить её при помощи централизованного вмешательства государства в процессы на микроуровне были напрасными. Органы, ответственные за экономическую политику страны, пришли к пониманию того, что преодолеть кризисные явления можно, только прибегнув к рыночным механизмам. Один из них- это институт банкротства. Без законодательства о финансовой несостоятельности предприятий невозможно функционирование рыночной экономики как таковой. В частности, законодательство о банкротстве не только стимулирует предприятия к эффективному использованию активов и защищает интересы кредитора, но и может содержать механизмы, направленные на финансовое оздоровление (санацию) должника. [6]
В условиях рыночной экономики банкротство предприятий — обычное явление. Из каждых 100 вновь созданных предприятий на рынке остаются 20—30. В США, например, общее количество предприятий, объявленных банкротами в 1997 г., составило около 30000, а в России — 2040. На современном этапе в Украине очень замедлилось развитие науки и техники в результате глубокого кризиса в инвестиционной сфере. Низкий уровень интегрированности отечественной экономики, неэффективное использование зарубежного капитала, резкое ухудшение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков приводят к появлению заметных симптомов банкротства на многих предприятиях Украины.
Рост числа банкротств является следствием глубокого системного кризиса, который проявляется, с одной стороны, в отрицательных финансовых результатах деятельности субъектов хозяйствования, а с другой- в их неплатежеспособности.
Причины банкротств украинских предприятий многообразны. Главное в поисках путей финансового оздоровления несостоятельных предприятий — это квалифицированное исследование причин, порождающих банкротство. [7]
Характерными признаками финансового кризиса предприятия являются сокращение спроса на его продукцию и, как следствие, снижение объемов производства; рост задолженности поставщикам, госбюджету и банкам; задержки с выплатой заработной платы своим работникам.
Предпосылки банкротства — это взаимодействие целого ряда факторов. Одни из них являются внешними по отношению к предприятию (экономические, политические, демографические, усиление международной конкуренции, НТП, банкротство должников), и у него практически нет возможности влиять на них, или это влияние весьма слабое. Другие такие факторы носят внутренний характер (рост дебиторской задолженности, дефицит собственных оборотных средств, неэффективность финансовых вложений, отсутствие договорной дисциплины и т.п.) и, как правило, непосредственно зависят от организации работы на самом предприятии.
Банкротство предприятия является следствием одновременного воздействия на него всех этих факторов. Между тем в развитых странах с рыночной экономикой, с устойчивыми политической и экономической системами банкротства обычно на 1/3 обусловлены внешними факторами и на 2/3 — внутренними. [14]
Для Украины недостаток ликвидности большей части производственных предприятий объясняется структурно-техническими диспропорциями, оставленными нам в наследство прежней плановой системой (Приложение 4), а также действиями современных государственных органов управления и никак не сопряжен с реальной эффективностью и социально-экономической значимостью соответствующих производств.
Неплатежеспособность предприятий отрицательно влияет как на отдельные секторы экономики, так и на общеэкономическое положение государства. Во всех секторах экономики доходы имеют тенденцию к неуклонному снижению. Так, сокращение дохода в ее нефинансовом секторе приобрело характер экономической угрозы государству, подорвав не только нормальный воспроизводственный цикл у основных производителей товаров и услуг, но и такие важные составляющие экономики, как фондовый и денежный рынки.
Массовые увольнения работников по причине банкротства предприятий в условиях продолжающегося спада производства могут вызвать непредсказуемые социально-экономические последствия. Поэтому так важно выработать, обосновать и законодательно закрепить практические предложения по финансовому обеспечению социальной защиты работников и акционеров несостоятельных предприятий.
Важно и то, что среди предприятий, чьи дела о банкротстве рассматриваются судами, значительна часть таких, которые временно попали в кризисное положение. Стоимость их активов не превышает дебиторской задолженности. При условии проведения санации эти предприятия могли бы рассчитаться с долгами и успешно функционировать в дальнейшем. Однако вследствие несовершенного законодательства, отсутствия достаточного теоретико-методологического обеспечения процесса санации, дефицита квалифицированного финансового менеджмента, неполучения производственными структурами государственной финансовой поддержки, а также в силу других субъективных и объективных причин большое количество потенциально жизнедеятельных предприятий становятся потенциальными банкротами. [4]
продолжение
--PAGE_BREAK--