Реферат по предмету "Мировая экономика"


География отраслей промышленности Уральского экономического района

--PAGE_BREAK--Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией.  («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурого и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (горно-шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Оборудование для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуке, Троицке и др. Урал – не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.
Ведущий центр производства турбин – Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и др.), Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.
Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган), мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь) и судоремонтом (Соликамск).
Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и других.
Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в крупных городах; недостаточная специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.
Основные направления развития машиностроения Урала следующие:
Ø    Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий. Внедряются гибкие автоматические линии, оборудование со встроенной микропроцессорной техникой и пр.
Ø    Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся непрофильные предприятия из больших городов, формируется централизованные ремонтные и обслуживающие производства.
Ø    Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации промышленности района на производстве продукции тяжелого машиностроения.
 Металлургический комплекс отличается разнообразием и объемом производимой продукции. Комбинаты черной металлургии Урала возглавляют 200 крупнейших предприятий России. Среди них выделяются Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), МЕЧЕЛ (Челябинск) и НОСТА (Орско-Халиловский комбинат). Сформировалась металлургическая база, использующая привозное топливо (кузнецкий уголь и кокс) и частично железную руду (из Курской магнитной аномалии). Предприятия закупают сырье и топливо в Казахстане, где разрабатываются Соколовско-Сарбайские месторождения железных руд. Обогащением рудного сырья занимается Качканарский горно-обогатительный комбинат в Свердловской области. Основные показатели работы отрасли в 2001 г.: 47% российского производства стальных труб, 45% стали и 44% проката. Отрасль полностью обеспечивает сырьем машиностроительный комплекс района и других субъектов страны.
Предприятия цветной металлургии представлены всеми стадиями производства меди и никеля и завершающей стадией – цинка. Предприятия перерабатывают не только собственное сырье, но и привозные концентраты руд. Производство черновой меди осуществляется на Красноуральском, Кировоградском, Среднеуральском, Карабашском и  Медногорском медеплавильных заводах. Выпуск рафинированной меди – на Верхнепышминском и Кыштымском медеэлектролитных заводах. Производство никеля развивается на Орском, Верхнее-Уфалейском  и Режском заводах. Алюминиевая промышленность представлена производством глинозёма и металлического алюминия в Краснотурьинске и Каменск-Уральске. Цинковая промышленность размешается в Челябинске, титаномагниевая – в Березниках  и Соликамске. Ведущие предприятия отрасли — Камеск–Уральский металлургический завод, Челябинский цинковый завод, комбинат «Магнезит», Учалинский ГОК.  
Важной отраслью Урала является топливно-энергетическое хозяйство. Развитие на Урале теплоемких и энергоемких производств требует большого количества топлива и энергии. Для получения энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей (Кизеловский, Копейский, Кумертаусский бассейны), но эти запасы незначительны и в последние годы их добыча сокращается. Урал получает электроэнергию и топливо из других районов. Коксующиеся угли сюда полностью завозятся из Кузбасса и Караганды, дешевые энергетические угли – из Кузбасса и Экибастуза. Всего по тоннажу угля завозится почти вдвое больше, чем добывается в самом районе. Основные топливные ресурсы (нефть и природный газ) поступают из Западной Сибири. Добыча нефти в 2001 г. составила        38 640 тыс. т., или 11% от российского уровня. Основные центры нефтяной промышленности района сосредоточены в Республике Башкортостан (3-е место в РФ), Оренбургской (5-е место) и Пермской (6-е место) областях. Урал – крупный центр нефтеперерабатывающей промышленности. Основные предприятия размещаются в Республике Башкортостан (Ново-Уфимский, Уфимский НПЗ, «Уфанефтехим», «Салаванефтеоргсинтез»), в Оренбургской («Орскнефтеоргсинтез») и Пермской («Пермнефтеоргсинтез», ЛУКОЙЛ) областях. Добыча природного газа – 25 970 млн. куб. м., или 4,5 % от российского уровня. Основными газодобывающими и газоперерабатывающими субъектами района являются Оренбургская (2-е место в РФ) и Пермская (9-е место) области. Добыча угля – всего 5150 тыс. т., т.е. около 2% от РФ. Главными потребителями Оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам: Оренбург – Самара, Оренбург – Заинск, Оренбург – Стерлитамак, Оренбург – Новопсковск. По построенному через европейскую часть России газопроводу оренбургский газ стал поступать в европейские страны. Протяженность нового газопровода составляет 2750 км.
В Оренбурге налаживается крупное производство тяжелого органического синтеза, создана мощная углеводородная сырьевая база для получения каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений. Действует производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки. Построены газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Оренбургский газ дает возможность создать в районе мощную энергетическую базу, включающую Ириклинскую ГРЭС, новую Оренбургскую ГРЭС, Самарскую и Каргалинскую ТЭЦ.
По общей мощности электростанций Уралу принадлежит второе место в Российской Федерации. Здесь производится электроэнергии на душу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом. Крупнейшей тепловой электростанцией является Кармановская в Башкортостане (1,8 млн. кВт). Кроме крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле и торфе, действуют две гидроэлектростанции на Каме – Камская и Воткинская. Вблизи Екатеринбурга построена Белоярская атомная электростанция. Уральская энергосистема входит в состав Единой энергетической системы европейской части России.
К числу ведущих отраслей индустрии Урала относится химическая промышленность. Ее главная продукция – минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами  в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стали также города, в которых развита металлургия. На отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты. В Березниках создано азотно-туковое производство, в Перми – производство фосфорных удобрений. В Башкортостане (в Салавате) на базе природного и попутного газа действует производство азотных удобрений. На местных месторождениях солей и известняков в Стерлитамаке работает крупная содовая промышленность. Развиты в районе коксохимия, анилиновая и лакокрасочная промышленность, лесохимия.
На долю Урала приходится около 1/3 общероссийского производства кальцинированной соды, развита нефтехимия (Пермь) и начато формирование газохимии в районе Оренбурга. Здесь построен газоперерабатывающий комбинат, осуществляющий очистку газа для транспортировки его по газопроводу Оренбург – Западная граница.
Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы: чрезмерную концентрацию производства, недостаток воды, дефицит топливно-энергетических ресурсов.
Строительный комплекс Урала производит 3% промышленной продукции. По объему производимой и реализуемой продукции лидирует Уральский асбестовый ГОК (Свердловская область). Район располагает достаточной сырьевой базой для производства необходимой экономике продукции. Работают предприятия по добыче и обработке мрамора и гранита, огнеупорных материалов и цементного сырья. Цементные заводы размещаются в Магнитогорске, Новотроицке, Нижнем Тагиле, Сухом Логе, Еманжелинске, кирпичные заводы – в Сатке (строительный и магнезитовый кирпич) и Сухом Логе (шамотный кирпич); строительные комбинаты Урала производят более 15 % цемента, железобетонных конструкций и изделий и строительного кирпича РФ.
Урал – один из немногих лесоизбыточных районов Российской Федерации. Запасы древесины представлены главным образом хвойными породами.
Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства – начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.). Развита химическая переработка древесины и отходов.
Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы сосредоточены на севере. По заготовке древесины Уралу принадлежит третье место в стране после Северного района и Восточной Сибири.
Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположены в Пермской (Краснокаменск, Красновишерск, /Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.
Основные направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использования лесных ресурсов; увеличение химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.
В перспективе  перед лесным комплексом Урала стоит задача повышения эффективности использования лесных ресурсов, прежде всего в природозащитных целях, на основе улучшения их состояния и развития защитного лесоразведения. В деревообрабатывающем комплексе необходимо увеличивать объемы выпуска качественной конечной продукции, более полно и глубоко использовать древесину.
На Урале легкая и пищевая промышленность  развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная (около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях), построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области; хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области. Нашла распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.
Пищевая промышленность насчитывает множество подотраслей и предприятий, большая часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития  сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы – в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.
Специализация агропромышленного комплекса Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкорстане и Оренбуржье.
Сельскохозяйственные угодья занимают 35 млн. га., в том числе пашни – 22,4 млн. га.
В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель и овощи (Свердловская область, Удмуртская Республика, Пермская область), лен-долгунец (Удмуртская Республика), подсолнечник и сахарная свекла (Оренбургская область и Республика Башкортостан). Доля технических культур в посевах невелика – немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.
В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Район занимает 1-е место в стране по производству мясной продукции. Среди субъектов выделяются Свердловская и Пермская области. По выпуску цельномолочной продукции район находится на 2-м месте, уступая только Центральному экономическому району.
Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала – повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота.
Транспорт и экономические связи. Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой – высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда – высокий удельный вес внутрирайонных перевозок ( до 60%).
В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт, железнодорожные магистрали пересекают Урал, в основном, в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиональная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предполагается построить Западно–Уральскую меридиональную и Северо–Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряжённость дорог.
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твёрдым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо – Кавказский, Волго–Вятский, Западно–Сибирский экономические районы и Казахстан.
Великая роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.
Уральский район осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырьё и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причём вывоз по обмену превышает ввоз). Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно – Сибирским и Поволжском, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.
Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ и пр.

3.Территориальная организация промышленности Урала.
В Уральском экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).
Свердловская область – основное звено хозяйственного комплекса Урала, в ней сосредоточено до ј промышленного потенциала. На основе эксплуатации богатейших минерально-сырьевых ресурсов здесь получила развитие тяжелая промышленность. В структуре промышленного производства основную роль играют машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Старейшие отрасли – черная и цветная металлургия. Добыча железной руды в основном ведется на Качканарском горно-обогатительном комбинате (2/3 железорудных запасов Урала). Общероссийское значение имеют Нижнетагильский металлургический комбинат, Первоуральский новотрубный, Северский и Синарский трубные заводы. Флагманы цветной металлургии – Богословский и Уральский алюминиевые заводы, Красноуральский и Кировоградский медеплавильные комбинаты, Среднеуральский медеплавильный завод, ПО «Севуралбокситруда».
Получило развитие производство синтетических смол, пластических масс, серной кислоты и другой химической продукции (ПО «Пластик», «Хромпик», Свердловский завод эбонитовых изделий и др.).
Машиностроение и металлообработка – наиболее перспективная отрасль промышленности. Общей задачей ведущих машиностроительных предприятий (ПО «Уралмаш», «Турбомоторный завод», НПО «Уралэлектротяжмаш», «Уралхиммаш», «Пневмостроймашина», Ирбитский мотоциклетный завод и др.) является создание филиалов и вынос отдельных цехов крупнейших предприятий в небольшие города (Верхнюю Пышму, Алапаевск, Кушву, Невьянск, Дегтярск). Значительное увеличение выпуска товаров народного потребления ожидается за счет конверсии оборонных предприятий. Перед лесной и лесоперерабатывающей промышленностью стоит задача реконструкции предприятий области (Туринского целлюлозно-бумажного завода и Новолялинского комбината).
Всероссийское значение имеют добыча асбеста и производство изделий из него (комбинат «Ураласбест»). Большим спросом пользуется продукция ПО «Уралмрамор».
Область является ведущей на Урале по производству электроэнергии (Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС, Белоярская атомная станция, Новосвердловская и Свердловская ТЭЦ, Верхнетагильская и Серовская ГРЭС).
Область принимает активное участие в развитии внешнеэкономических связей Урала. Перспективными направлениями для совместного предпринимательства являются традиционные отрасли экспортной специализации: машиностроение, горнорудная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая.
В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства Республики Удмуртия доля промышленности составляет 85%. Республика весьма специфична по отраслевому составу промышленности. Здесь самый высокий на Урале уровень развития машиностроения (более 60%). Республика занимает видное место в стране по производству мотоциклов, спортивных и охотничьих ружей, автомобилей, развито точное машиностроение и приборостроение.
Перспективы развития хозяйства связаны с дальнейшим развитием обрабатывающих производств, более глубокой переработкой сырья, а в машиностроении – с опережающим развитием радиотехнической и электронной промышленности. Рост объемов производства и экспорта может быть  значительно увеличен за счет конверсии оборонных предприятий с переориентацией их на выпуск товаров народного потребления. Энергетическая база Удмуртии укрепляется за счет ввода в строй Ижевской  ТЭЦ – 2, реконструкции      ТЭЦ – 1, развития тепловых сетей и подстанций.
Благоприятна  конфигурация транспортных сетей республики. Основные промышленные центры расположены на железных дорогах и автодорогах с твердым покрытием. До половины  внутри республиканских перевозок осуществляется автомобильным транспортом.
В структуре посевных площадей более трети занято под посевами кормовых культур. что является основой развития молочно – мясного животноводства (70%), и около половины  — под зерновыми. Незначительно развито льноводство.
Развитие пищевой и легкой промышленности (особенно производство кожаной обуви) требует интенсификации сельскохозяйственного производства.
Состояние окружающей среды позволяет рекомендовать для развития небольших нетрудоемких предприятий машиностроения легкой и пищевой промышленности города Камбарка, Можга и ряд поселков городского типа.  
В структуре экспорта до 90 % составляют сырье, материалы и товары народного потребления. Однако экспортный потенциал республики может быть значительно увеличен.
Курганская область  — наименее развитая часть Урала. В общем объеме товарной продукции промышленности и сельского хозяйства доля промышленности составляет около 70 %. Область не имеет крупных запасов полезных ископаемых, поэтому развиваются в основном подотрасли промышленности, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья, сборкой и комплектацией готовых изделий.
Крупные предприятия области – комбинат «Синтез», ПО «Кургансельмаш», ряд заводов (автобусный, автоагрегатный, колесных тягачей, деревообрабатывающих станков, телефонный, далматовский завод «Старт»), имеются предприятия по производству мукомольной и мясо – молочной промышленности. Энергоснабжение отраслей осуществляют Курганская ТЭЦ, действуют линии электропередач, в том числе ЛЭП – 500 Петропавловск – Курган.
До 2/3 выпуска продукции промышленности производится в Кургане и Шадринске, стоит задача преодоления концентрации промышленности. Наличие благоприятных условий и свободных площадок в городах Шумиха, Маку и других позволяет построить там ряд небольших машиностроительных предприятий, в частности филиалов крупных заводов Свердловской и Челябинской областей. Интенсификация и дальнейшее развитие промышленного производства во многом будут зависеть также от решения вопроса о строительстве водохранилища на реке Тобол.
Курганская область – крупнейшая база сельского хозяйства района. В структуре посевных площадей более 60 % занято под зерновыми и около 30 % — под кормовыми культурами. Высок удельный вес области в производстве мяса и животного масла.
Все крупные города расположены на железнодорожной магистрали, однако подавляющий объем внутриобластных перевозок приходится на долю автомобильного транспорта.
Область принимает участие в развитии внешнеэкономических связей страны. В структуре экспортных поставок товары народного потребления составляют 75%, машины и оборудование – свыше 20%. Экспортный потенциал области может быть увеличен за счет конверсии производства на оборонных предприятиях, увеличения доли машиностроительной продукции.
Благоприятным условием интенсивного развития хозяйства Оренбургской области является наличие значительных и качественных минерально-сырьевых ресурсов. На территории области имеется более 2 тыс. месторождений и проявлений 72 видов ископаемых запасов. По добыче меди, никель-кобальтовой руды, нефти, каменной соли область занимает одно из ведущих мест, в стране. Оренбуржье – главный газодобывающий и перерабатывающий район европейской части Российской Федерации. По масштабам добычи комплексного по составу газа область уступает лишь Тюмени.
В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства промышленность занимает около 80 %. В структуре промышленного производства первые места принадлежат машиностроению, топливной промышленности, черной и цветной металлургии. Ведущие предприятия области: ПО «Оренбурггазпром», «Южуралмашзавод», «Уралэлектромотор», «Электропреобразователь», «Гидропресс», Орский завод тракторных прицепов, Орско0Халиловский металлургический комбинат. Цветная металлургия представлена такими крупными комбинатами, как Медногорский медно-серный, Гайский горнообогатительный, «Южуралникель». Ведущее предприятие химической промышленности – ПО «Орскнефтеоргсинтез». Энергоснабжение области осуществляется за счет Сакмарской, Каргалинской, Оренбургской, Орской ТЭЦ. Строится ЛЭП-500 Ириклинская ГРЭС – Оренбург. Введена вторая очередь Тюльганского угольного разреза.
Перспективное развитие ведущих отраслей промышленности намечается за счет комплексного использования сырьевых ресурсов, увеличения роли обрабатывающих отраслей. Начата разработка Киембаевского месторождения асбеста – одного из крупнейших в стране.
Оренбуржье – развитая сельскохозяйственная область Урала, занимает второе место после Башкортостана по объему производства валовой продукции сельского хозяйства и валовому сбору зерновых. В структуре экспортных поставок сельскохозяйственной продукции Урала свыше 50 % составляет оренбургская пшеница твердых сортов.
Интенсивное развитие агропромышленного комплекса предполагает увеличение доли пищевой промышленности в общей структуре промышленного производства за счет строительства новых и реконструкции существующих мясокомбинатов, развития элеваторного хозяйства, маслобойных заводов, предприятий по переработке молочной продукции. Коренной реконструкции должна подвергнуться соляная промышленность.
В структуре экспортных поставок области топливо, сырье, материалы составляют более 55%, машины, оборудование и транспортные средства – более 20%. Перспективными направлениями совместного предпринимательства могут стать освоение и разработка комплексных халиловских железных и буруктальских никельсодержащих руд, эксплуатация Киембаевского месторождения асбеста.
В совокупной товарной продукции Пермской области доля  промышленности составляет около 90 %. В структуре промышленного производства первое место занимают машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Мировое значение имеют ископаемые запасы Верхнекамского калийного бассейна, где сосредоточено более 1/4  мировых запасов калия. Области принадлежит ведущее место в стране по производству калийных удобрений. Крупнейшие предприятия отрасли: ПО «Уралкалий», «Сильвинит», «Азот». На базе карналлитовых руд Соликамско-Березниковского промышленного района работает комплекс предприятий по производству магния и титанового концентрата. В Прикамье размещены крупные предприятия химической и нефтехимической промышленности (ПО «Пермнефтеоргсинтез», «Сода», Березняковский, Пермский и Губахинский химзаводы, Пермский завод СМС, Чайковский завод синтетического каучука). Область занимает второе место на Урале по производству пиломатериалов, ДВП, фанеры, целлюлозы, бумаги и картона (Камский и Соликамский целлюлозно-бумажные комбинаты, Вишерский целлюлозно-бумажный завод). Машиностроительные предприятия производят турбогенераторы, различную электротехническую продукцию, горно-шахтное и буровое оборудование. Среди предприятий легкой промышленности выделяется Чайковский завод шелковых тканей.
Энергоснабжение обеспечивается крупнейшей на Урале Пермской ГРЭС.
По размеру посевных площадей, валовому сбору зерновых и картофеля область занимает третье место на Урале. Получило развитие кормопроизводство для обеспечения мясо-молочного животноводства. Интенсификация агропромышленного комплекса позволит увеличить объемы перерабатывающей промышленности АПК.
Область имеет развитый транспорт, в том числе водный.
Одним из путей решения проблем экологии являются рассредоточение ряда производств по территории области, создание небольших предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности в таких городах, как Добрянка, Кизел, Верещагино, Кунгур, Краснокамск. Целесообразно создание совместных предприятий по разработке новых технологий для горной химии с рекомендациями по комплексному использованию сырья и отходов.
В последние годы Пермская область активно участвует в международном разделении труда. Наряду с ПО «Уралкалий» и «Сильвинит», экспортирующими калийные удобрения, постоянными экспортерами являются ПО «Пермнефть», Кунгурский машзавод, Камский ЦБК, Вишерский бумзавод. Для обслуживания внешнеэкономических связей в Перми создан «Интербизнесцентр».
В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства Республики Башкортостан доля промышленности составляет более 90%. В структуре промышленного производства основную роль играют нефтяная и нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка. Ведущее предприятие нефтехимического комплекса – ПО «Башнефтехимэкспорт». Крупные промышленные предприятия – объединения «Салаватнефтеоргсинтез», «Каустик», «Химпром», «Сода», Стерлитамакский станкостроительный завод, «Башсельмаш», Мелеузовский химзавод. Для улучшения экологической обстановки необходимо внедрение передовых природоохранных мероприятий, снижение выпуска промышленной продукции в районах чрезмерной концентрации химических производств (Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай). За счет углубленной переработки нефти предполагается увеличение производства автомобильного бензина и дизельного топлива.
Наряду с крупной индустрией создан агропромышленный комплекс. По валовому сбору зерновых, картофеля, производству мяса, посевным площадям сахарной свеклы республика занимает первое место в Уральском экономическом районе и снабжает продукцией растениеводства и животноводства прилегающие районы Урала. Однако в республике остро стоит проблема переработки и сохранения сельскохозяйственной продукции.
Промышленность республики размещена крайне неравномерно по территории. Решение вопроса возможно путем строительства в малых городах небольших предприятий машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Наиболее благоприятные условия для такого строительства имеются в городах Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Сибай, Учалы.
Развит железнодорожный и автомобильный транспорт, смешанные перевозки осуществляются речным транспортом. Башкортостан занимает первое место на Урале по протяженности трубопроводного транспорта.
В международном разделении труда республика является крупным поставщиком нефтехимической, горнорудной продукции, многоотраслевого машиностроения. В структуре экспорта 70 % составляют сырье, материалы и товары народного потребления, свыше 25% — машины и оборудование.
В совокупном выпуске товарной продукции промышленности и сельского хозяйства Челябинской области доля промышленности составляет более 90%. Челябинск занимает первое место среди городов Урала по объему выпускаемой промышленной продукции. Область – крупнейший в Российской Федерации производитель металла. Ведущие предприятия отрасли – Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический и электрометаллургический завод и др. В общем объеме производства доля машиностроения и металлообработки составляет около 30 %. Производятся тракторы, грузовые автомобили, дорожно-строительные машины, станки и приборы (ПО «Челябинский тракторный завод», Уральский автомобильный завод, Копейский машиностроительный завод, Челябинский завод дорожных машин и др.) На базе разработки полезных ископаемых получили развитие цветная металлургия, химическая и угольная промышленность. Крупные энергетические предприятия – Троицкая и Южно-Уральская ГРЭС, Челябинская ТЭЦ.
Перспективы развития промышленности связаны с реконструкцией и техническим перевооружением предприятий области, повышением комплексности использования сырья.
Одной из важных проблем является ограничение роста Челябинской агломерации. Решение ее возможно на базе организации филиалов машиностроительных производств в небольших городах угольного бассейна (Коркино, Еманжелинск). Для улучшения экологической обстановки необходимо безотлагательное проведение работ по очистке атмосферного воздуха и водных объектов в Челябинске, Магнитогорске, Карабаше и других городах.
Южная часть области – край высокоразвитого сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные культуры занимают около 3 млн. га. Посевных площадей, из них более половины занято зерновыми и зернобобовыми культурами. В валовой продукции сельского хозяйства более 65% приходится на животноводство.
Значительные объемы грузовых и пассажирских перевозок выполняет Южно-Уральская железная дорога – одна из ведущих дорог страны. Во внутриобластных перевозках грузов, средних по объему, первое место принадлежит автотранспорту.
Область активно участвует во внешнеэкономических связях, которые установлены более чем с 40 зарубежными фирмами, в том числе с фирмами Германии, Италии, КНР, Канады, Японии, Индии и др.
В структуре экспортных поставок около 60% составляют сырье и материалы, более 25% — машины и оборудование, около 40% — товары народного потребления.

4. Проблемы и перспективы развития промышленного производства Урала.
Экологические проблемы. Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Особенно негативное влияние на состояние окружающей среды в районе оказывают горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, тепло- и гидроэнергетика, лесозаготовки. В настоящее время Урал считается зоной экологического бедствия, 7 городов занесены в «черную» экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский и Челябинск. В атмосферу Урала только горными и металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тыс. тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. м3 отходов горного и металлургического производства. Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, ведется загрязнение подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, уничтожается растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному загрязнению.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.