Реферат по предмету "Психология"


Проблемы общения вашего ребенка с другими людьми

Некоторые дети не любят контактировать с посторонними людьми
Психолог или педагог назвал бы такого малыша замкнутым.Большинству людей — и малышам и взрослым — нравится общаться с другими людьми.Им нравится улыбаться друг другу, говорить друг с другом, то есть получатьудовольствие от общения. Большинство младенцев о своем пробуждении сообщаюттем, что начинают либо плакать, либо гулить. Но дети с недостатками развития,проснувшись, тихо лежат и смотрят в потолок.
Более того, некоторые малыши, похоже, не испытывают радости,находясь в обществе других людей.
Они ведут себя так, как будто им хочется быть в одиночестве.
Одни малыши не улыбаются, когда вы с ними говорите, другие нетянутся вам навстречу, когда вы их гладите или берете на руки.
Одни малыши сверхчувствительны к прикосновению, и общение сними требует соблюдения определенных условий.
Другим требуется больше времени, чтобы понять, чтопроисходит, и соответственно отреагировать. Таких малышей нужно долго гладить иулыбаться им, прежде чем они ответят вам улыбкой. Иногда малыш с недостаткомразвития уже готов улыбнуться, а взрослый в это время отворачивается.
Если малыш не улыбается, то дожидаться с улыбкой проявлениярадости с его стороны очень трудно.
Вы можете почувствовать себя в нелепом положении илиобидеться на малыша.
Когда вам не отвечает взрослый, вы обычно прекращаетеобщаться с ним.
Если малыш не гулит и не радуется тому, что его взяли наруки, у вас вполне естественно возникает желание прекратить общение с ним.
Однако помните, что многие дети с недостатками развития реагируют,не так быстро, как вам бы этого хотелось.
Малышу может требоваться значительно больше времени, чемдругим детям, чтобы обучаться.
Чтобы понять смысл происходящего, он, возможно, должен видетьи слышать одно и то же много раз. Вот почему, если вы хотите помочь проблемномумалышу научиться улыбаться и гулить, вам следует улыбаться и разговаривать сним чаще, чем это делается с обычными детьми.
Вместо того чтобы отвечать на вашу улыбку улыбкой и гулением,малыш с недостатками развития может просто смотреть на вас или даже отвернутьсяв другую сторону.
Вы, конечно, подумаете, что малыш не хочет с вами играть.
Однако крайне важно, чтобы вы не прекращали своих попытокобщаться играть с ним.
Малыш нуждается в большем числе общений, чем обычные дети,чтобы научиться вести себя в присутствии других людей.
Очень может быть, что вам придется прилагать специальныеусилия, чтобы научить малыша общаться не только с вами, но и с другими людьми.
Возможно, вам потребуется дольше и чаще общаться со своиммалышом, чтобы у него было достаточно времени для освоения навыков общения.
Если малыш не умеет улыбаться, гулить и какими-тотелодвижениями показывать, что ему хочется, он может пользоваться дляпривлечения к себе внимания другими средствами. Например, малыш может тянуть ксебе вашу одежду, бить вас, и даже по лицу, если вы берете его на руки, тянутьза волосы или за очки, и он не прекращает своих действий, хотя вы пытаетесь егоотвлечь. Такое поведение малыша может означать, что он хочет поиграть илипообщаться с вами, но не знает, как сообщить об этом.
Малыш может прибегать к таким способам и тогда, когда егопопытки сообщить вам о своих желаниях с помощью гуления и улыбок оказалисьбезуспешными. Малыш не стремится причинить вам боль, он не хочет огорчить вас,он просто привлекает ваше внимание, не зная, как это можно сделать иначе.Разумеется, если малыш ударит вас или кого-нибудь другого, то окружающие будутосуждать вас за плохое воспитание.
Тем не менее, вам необходимо сохранять спокойствие итерпеливо учить малыша привлекать внимание взрослых иными способами, чем битьеи таскание за волосы. Внимательно следя за поведением малыша, вы не должныупускать ситуаций, когда малыш особенно расположен к общению. Скажем, еслималыш смотрит на вас, улыбнитесь ему и возьмите его на руки.
Тогда малыш будет знать, что вам действительно приятно бытьвместе с ним. Вам надо обращать на него внимание всякий раз, как вы заметилиего улыбку, и стараться игнорировать его удары и дергание за волосы, хотя это инепросто.
Однако помните, что малыш легко повторяет свои действия, еслиони привлекли к себе внимание.
Если вы станете сердиться на малыша за действия, которые вамне нравятся, и никак не реагировать на действия, которые вам нравятся, малышстанет делать то, что как-то отмечается вами, то есть как раз осуждаемые вамидействия.
Проблемы общения чаще возникают у тех малышей, которые нелюбят, когда их гладят, прикасаются к ним или берут их на руки.
Малыши учатся радоваться обществу других людей, получаяудовольствие от кормления, купания и одевания.
Если у малыша есть проблемы с движениями, и кормить, одеватьи купать его трудно. Вам, вероятно, эти процедуры не доставят удовольствия.Более того, в эти моменты вы будете особенно напряжены.
Однако если вы будете напряжены, малыш это легко почувствует.Развивая навыки общения у малыша, у которого не все в порядке с движениями, неследует забывать об этом. Если мышцы малыша чересчур напряжены или, наоборот,постоянно расслаблены или если он сверхчувствителен к прикосновению,посоветуйтесь с врачом, в какой позе ребенок чувствует себя достаточнокомфортно. Именно в этой позе малышу будет удобнее и приятнее всего играть иобщаться с вами (см. в разделе «Проблемы движений» темы 1—3. С. 76—91). Дажеесли вы крайне озабочены или состоянием здоровья малыша, или его физическиминедостатками, или тем, с каким, трудом его удается чему-либо обучить, особенноважно, чтобы малыш почувствовал не столько вашу озабоченность, сколько вашулюбовь к нему.
Для этого вам нужно брать его на руки и играть с ним. Ондолжен ощутить, что вам нравится быть с ним. Тогда он почувствует себя увереннои ему захочется улыбаться и гулить, когда вы или кто-либо из окружающихзаговорит с ним.
Разумеется, порой у вас будут опускаться руки от всехсвалившихся проблем. Такое настроение — признак того, что вам надо немногопередохнуть от своих занятий с малышом. Попросите кого-нибудь, кому выдоверяете, посидеть с ребенком, а сами сходите в кино, к знакомым в гости илиразвлекитесь как-нибудь еще. Не давайте малышу почувствовать, что его проблемывас расстраивают. Ведь если они у него с рождения, то им они воспринимаются какчто-то вполне естественное.
Некоторые дети чувствуют себя неуютно, когда рядом с ними нетмамы
Психолог или воспитатель назовет такого малышанесамостоятельным, а его маму, возможно, охарактеризует как чрезмерно опекающуюсвоего ребенка. Когда ребенок имеет какие-то недостатки в развитии, легкопревратиться в чрезмерно опекающую маму. Малыш, как и все остальные дети, несможет выжить без внимания и заботы взрослых.
Но он еще нуждается в дополнительных занятиях с ним,благодаря которым он сможет компенсировать или даже преодолеть недостаткисвоего развития.
Иногда бывает трудно решить, что должны делать вы сами, а чтомалыш. И мать, чтобы быть уверенной в том, что малыш получает все, нередконачинает делать за него почти все.
Отцы обычно проводят с малышом значительно меньше времени,чем матери, и поэтому часто считают, что малыш не так уж и нуждается в особойопеке, как это кажется матери. Иногда мнения отца и матери о том, как нужноухаживать за малышом, настолько расходятся, что дело доходит до серьезныхспоров и ссор.
Поскольку оба родителя заинтересованы в благополучии малыша,им трудно сохранять хладнокровие и вести корректную беседу о том, чем лучшевсего помочь их ребенку, но и не обсуждать эту проблему они не могут. Стоитсказать, что подобная ситуация характерна и для родителей обычных детей.
Что можно посоветовать относительно принятия совместныхрешений о воспитании ребенка?
Старайтесь обсуждать проблемы своего малыша, когда его самогонет поблизости, а приняв какое-то решение, поддерживайте друг друга в егоосуществлении. Очень важно, чтобы не только мать принимала все касающиесямалыша решения и чтобы ее заботы о малыше разделяли близкие ей люди, преждевсего отец ребенка, его бабушки и дедушки, друзья.
Ведь если мать будет одна заботиться о малыше, то он станетиспытывать дискомфорт при ее отсутствии. Задача матери и ее близких — помочьмалышу не испытывать особого дискомфорта, когда он останется с постороннимилюдьми.
Малыш не научится этому, если у него не будет возможностиобщаться с разными людьми. Разумеется, не стоит без крайней необходимостиоставлять малыша с незнакомым человеком один на один.
Выберите из своего окружения человека, которому вы могли быдоверить малыша. Многие родители детей с недостатками развития боятся доверитьсвоего ребенка молодым людям, даже если те умеют заботиться о маленьких детях илюбят их. Но это только предубеждение более взрослого поколения. Но если вамтрудно расставаться со своими предубеждениями, то выбор человека, который, повашему мнению, сумеет хорошо ухаживать за малышом, не повод, чтобы этипредубеждения изменить.
Прежде чем оставлять малыша один на один с другим человеком,лучше, чтобы сначала ребенок привык к нему. Неплохо также, чтобы в первый размалыш оставался с другим взрослым ненадолго. Остающемуся с вашим малышомчеловеку покажите, где лежат вещи малыша, расскажите, как, когда и чем вы егокормите. Полезно все это записывать, чтобы остающийся с малышом человек могпроверить, правильно ли он все запомнил, и не волновался бы из-за того, чтоделает что-то не так. Обычно не отказываются посидеть с малышом бабушки идедушки. Но они часто сильнее переживают за малыша, чем родители, и поэтомупребывание с малышом один на один требует от них больших душевных затрат, чем улюбых других людей.
Кроме того, бабушки и дедушки нередко оспариваютнеобходимость тех или иных процедур или способов ухода за малышом, а значит,будут стремиться обращаться с ним не как он привык, а как они считают нужным.
Если вы нервничаете, оставляя малыша с бабушкой и дедушкой,то постарайтесь не обидеть своим отказом стариков, которым очень хочетсяоблегчить жизнь вам и вашему ребенку. Объясните им, что вы чувствуете себянеспокойно, оставляя с ними малыша, что боитесь не только за малыша, но и заних..
Если вы приняли такое решение, будьте тверды и не чувствуйтесебя виноватой. Но не мешайте бабушке и дедушке заниматься с малышом в вашемприсутствии.
За малышом обязательно должен ухаживать отец. Отец долженуметь накормить, одеть и искупать малыша, а также гулять с ним. Ухаживая заребенком, отец не только лучше узнает его, но начинает понимать проблемы,тревожащие жену. Каждый заботится о малыше на свой манер даже в одинаковыхпроцедурах, таких как кормление, купание, одевание.
Если малыша кормит и ухаживает за ним только мама, он можетначать капризничать, когда кому-либо другому придется за ним ухаживать,поскольку этот другой будет ухаживать не совсем так, как мать. Иначе говоря,малыш станет чересчур зависимым от матери, а она, в свою очередь, окажетсячересчур связанной заботой о ребенке.
Иногда матери даже гордятся тем, что малыш без них ничего нежелает делать и капризничает.
И если отец кормит малыша, а тот начинает капризничать, матьзабирает у него ложку со словами: «Дай я сама покормлю. У меня это выйдетбыстрее и лучше». Мама хотела одного, а получилось совсем другое: малыш узнал,что надо делать, чтобы мать обратила на него внимание. Оказывается, надо простовыплевывать пищу или начать капризничать.
Кроме того, отец оказался выключенным из жизни малыша.
Лучше будет и для малыша, и для его родителей, если тедоговорятся между собой, что отец будет, например, кормить малыша каждый вечерили через вечер, а мама в это время сделает какие-нибудь другие дела по домуили просто отдохнет.
Или отец может купать малыша или играть с ним, или же, еслипозволяет его работа, он делает то и другое,
Малыш, став чересчур зависимым от матери, не сможет без неезасыпать или же будет просыпаться, как только она выйдет из комнаты. Иногдатакая сильная зависимость приводит к тому, что малыш просыпается ночью итребует, чтобы мама взяла его на руки. Если малыш просыпается ночью и незасыпает, пока его не покачают, это может означать, что постоянное вниманиематери стало для него необходимо и без нее он чувствует дискомфорт и плохоспит. Разумеется, и для малыша, и для матери очень важно ощущать близость другдруга и важно, чтобы мать ухаживала за малышом, ласкала его и разговаривала сним. Но если эта близость превратилась в зависимость, не допускающую общения сдругими людьми, малыш никогда не повзрослеет и навсегда останетсянесамостоятельным ребенком.
Если малыш не отпускает вас, когда вы собираетесь уйти, и непозволяет никому, кроме вас, ухаживать за собой, а если вы все-таки уходите, ондолго нервничает и капризничает, то это вовсе не означает, что вам нельзяоставлять малыша одного. Напротив, это может означать, что вам надо почаще этоделать. Очень важно, чтобы и вы, и малыш научились на некоторое времяобходиться друг без друга.
Если малыш боится новых мест и новых людей, это вовсе незначит, что вам не следует выходить с ним из дома или оставлять его на время скем-то посторонним!
Это значит, что вы должны постепенно расширять опыт общениямалыша с другими людьми и знакомить его с разнообразием окружающего мира.
Некоторые дети не умеют общаться с другими детьми
Если малыш колотит других детей или кусается, они (и их мамытоже) вряд ли захотят общаться с ним. Поскольку все дети, а малыши снедостатками в развитии в особенности, учатся, наблюдая за действиями другихлюдей, очень важно, чтобы малыш имел возможность не только наблюдать за другимидетьми, но и играть с ними.
Сначала малыш должен научиться просто играть рядом с другимидетьми. Если же он кусается или дерется, вы должны показать ему, как следуетобращаться с другими детьми.
Но если, пытаясь отучить малыша от дурной привычки бить иликусаться, вы сами ударите или укусите его, чтобы показать, как это неприятно другому,то в действительности ребенок поймет только то, что даже мама и папа дерутся икусаются.
Чтобы понять, как вам поступить, разберитесь сначала в том,что происходило перед тем, как малыш стукнул или укусил другого ребенка.Возможно, он просто отвечал ему ударом на удар.
Иногда другие дети начинают командовать малышами снедостатками развития, поскольку те не способны себя защитить. Вполне возможно,что ребенок стал кусаться и драться, потому что другой ребенок уж слишкомусердно командовал им. Но возможно также, что малыш стукнул другого, не умеясообщить ему о своем желании и пытаясь это сделать таким способом.
Если вы не можете разобраться, почему малыш кусается идерется в обществе других детей, то имеет смысл проконсультироваться по этомувопросу с психологом. Понаблюдав за тем, что происходит между вашим малышом иостальными, он поможет вам понять, в чем дело.
Ребенок может отбирать игрушки у более младших детей,поскольку игрушки этих детей ему нравятся больше, чем игрушки ровесников.
Как правило, малышу с недостатками развития требуется большевремени, чтобы научиться пользоваться игрушкой. Вот почему ему лучше играть сигрушками того же типа, с которыми играют более младшие дети. Если в семье естьмладшие дети, то это может приводить к ссорам между ними и старшим ребенком снедостатками развития. Но особенно велика вероятность ссоры в том случае, когдавы берете малыша играть куда-нибудь вне дома, где есть дети младше его.
Если малыш еще не знает, что существует не один, а многокрасных мячей, то, увидев красный мяч, он может решить, что это тот самый мяч,с которым он обычно играет у себя дома. Другие дети, катая в это время мяч другк другу, не стали бы возражать против того, чтобы малыш включился в их игру.Однако он может еще не уметь толкать мяч в определенном направлении и с нужнымусилием, чтобы мяч докатился до другого ребенка, он может также не уметьхватать катящийся на него мяч. Будет лучше, если вы поможете своему ребенкунаучиться играть и, сев за ним, станете толкать мяч и придерживать малыша,чтобы он дождался, пока другой ребенок кинет ему мяч обратно. Однако если малышне улавливает смысла игры, не мучайте его и отвлеките от игры детей захваченнойс собой любимой им игрушкой. Возможно, вашему малышу следует еще какое-то времяодному поупражняться в игре с мячом. Чтобы он не ссорился из-за своих игрушек сбратьями и сестрами, игрушки малыша стоит аккуратно пометить. Лучшей меткойявляются инициалы или имя ребенка, которые можно нарисовать несмываемойкраской. Если у малыша есть игрушка, которую он особенно любит, стоит купитьеще одну, точно такую же, чтобы к тому моменту, когда игрушка станет никуда негодной, ее было чем заменить.
Когда малыш отправляется в места, где он может столкнуться сдругими детьми, берите с собой его любимые игрушки.
Если в семье есть другие дети, это, как правило, благоприятноотражается на малыше с недостатками развития. Общаясь с братьями и сестрами, онбыстрее научится общению с другими людьми. Однако многих родителей беспокоит,что их дети с недостатками развития могут оказать плохое влияние на своихбратьев и сестер. Дескать, здоровые дети начнут подражать затрудненной речи илинеуклюжей походке своего братика или своей сестрички.
Старшие братья и сестры. Старший брат или сестра могут выполнять обычную роль старшихдетей, помогая вам ухаживать за малышом с недостатками развития. Можетслучиться, что они так увлекутся этим, что у них не станет хватать времени насобственные дела. Проследите, чтобы у старшего ребенка оставалось достаточновремени для собственных дел: учебы, игр, общения с друзьями и т. д. Если увашего малыша несколько старших братьев и сестер, они могут ухаживать за ним поочереди и так же по очереди помогать вам в работе по дому.
Иногда родители малыша с недостатками развития сомневаются, надоли им иметь еще детей. Если заболевание малыша наследственное, вам стоитпосоветоваться со специалистами. В женской консультации подскажут, куда вамнадо обратиться. Стоит также подумать о том, хватит ли у матери сил и здоровьярастить и воспитывать еще одного ребенка. Как правило, если в семье у малыша снедостатками развития появляется здоровые братик или сестренка, младшегоребенка любят в этом случае больше.
Помощь в уходе за малышом с недостатками развития.
Независимо от того, старше другие дети такого малыша илимладше него, всегда может возникнуть ситуация, когда из-за ухода за малышом снедостатками развития на его братьев и сестер у родителей будет оставаться маловремени. Полностью замыкать жизнь семьи на нуждах и потребностях ребенка с недостаткамиразвития неразумно. Но нелегко разумно сочетать удовлетворение потребностейодного ребенка и нужд других. Если малыш с недостатками развития бьет другихдетей или берет их вещи, поступайте с ним так же, как и с обычным ребенком. Неследует думать, что остальные дети должны считаться с дурным поведением ребенкас недостатками развития только потому, что они здоровы, а он не такой, как они.Дурные поступки не следует поощрять ни у одного из детей.
Разговор с другими детьмио малыше с недостатками развития. По мере того как другие дети взрослеют, объясняйте им, почемуих братик или сестра растет не таким или не такой, как они, и обсуждайте с нимисвязанные с ребенком, имеющим недостатки в развитии, семейные планы.Внимательно выслушивайте предложения и опасения своих здоровых детей.Взросление — это нелегкий процесс, а взросление в семье, где растет братик илисестренка с недостатками развития, в чем-то похоже на ситуацию, когда к тебеотносятся как к взрослому, а ты еще только взрослеешь.

Библиографический список
дети недостаток развитие уход
1. ЛагерхеймБ., Гиллберг К. (Lagerheim В., Gillberg С.) Психиатрия детского иподросткового возраста / Под ред. К. Гиллберга и Л. Хеллгрена. М.: ГЭОТАР-МЕД,2008. С. 355-358.
2. МорозоваЕ. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детейраннего возраста//Дефектология. 2009. № 3. С. 49—57.
3. КолпаковаЛ.М., Мухаиметзянова Г. Н. Особенности эмоционально-личностных отношений матери иребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста) // Материалы II Международного Конгресса «Молодоепоколение XXI века: актуальные проблемысоциально-психологического здоровья». Минск, 3-6 ноября: РИТМ, Социальныйпроект, 2010. С. 105-106.
4. ГусловаМ. Н., Стуре Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающихдетей-инвалидов// Дефектология. 2009. № 3. С. 28-31.
5. ЗайцевД. В. Социологический анализ современной семьи в России //Дефектология. 2008. №6. С. 3-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Шпора по математике
Реферат Единый сельскохозяйственный налог ЕСХН
Реферат Проблематика и поэтика романа В.М. Теккерея "Ярмарка тщеславия"
Реферат Маркетинговые системы в каналах распределения изучение российского и зарубежного опыта
Реферат Военно-дипломатический аспект деятельности России на Кавказе в контексте международных отношений в первой трети XIX века
Реферат Использование контроллинга в менеджменте
Реферат The Drug Debate Essay Research Paper The
Реферат Предоставление оздоровительных услуг (на примере санатория-профилактория "Березки" г. Зеленогорска)
Реферат Защита информации 2 2
Реферат Исторический процесс возникновения и развития рекламы в России
Реферат Формирование политехнических связей на уроках технологии
Реферат Економічно - географічна характеристика Львівської області
Реферат Административно-правовое регулирование трудовой миграции в российской федерации и странах европейского союза: сравнительно-правовой анализ
Реферат Mexico Essay Research Paper MEXICOSouthward from its
Реферат Фазы этноэволюции