--PAGE_BREAK--2. Для повышения уровня занятости в обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные силы не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости.
1.3. Типы безработицы и ее показатели
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными типами безработицы являются фрикционная, структурная и циклическая.
Рассмотрим каждый из этих типов безработицы.
Фрикционная безработица — безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, более подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства и существует всегда и везде. Причинами фрикционной безработицы могут быть получение нового образования, перемена места жительства, выход из отпуска по уходу за ребенком, предложение работать по смежной, более выгодной профессии в иной организации и другие.
Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнения с одних организаций и наймом работников другими организациями. Повышение благосостояния может способствовать росту фрикционной безработицы. Ее снижению может служить совершенствование информированности ищущих работу о наличии вакансий, характере и особенностях свободных рабочих мест.[24, с. 78].
Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Потому что получение более высокооплачиваемой работы означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта.
Более сложная форма безработицы — структурная безработица — как правило, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу.Под влиянием технологически изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. Так, в 90-е годы в странах СНГ безработица возрастала в значительной мере за счет структурного компонента, так как, с одной стороны, спрос на многие специальности стал резко падать (инженеры, проектировщики, научно-исследовательские работники и т. д.), а с другой — появилась потребность в новых профессиях (банковские служащие, бухгалтеры, коммерсанты, менеджеры, программисты и пр.) [6, с. 251].
Структурная безработица отличается от фрикционной тем, что имеет более продолжительный характер. Фрикционные безработные, как правило, имеют возможность получить работу без дополнительной переподготовки, так как на рынке труда спрос на их профессии сохраняется. Напротив, структурным безработным требуется иногда не только переподготовка, но и смена места жительства.
Наличие в экономике лишь фрикционной и структурной безработицы экономисты характеризуют таким понятием, как естественная безработица.
Естественную безработицу еще называют нормальной, предельно допустимой. Она характеризуется наилучшим для поступательного развития экономики резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от изменения спроса и обусловленных им потребностей производства [24, с. 76].
Понятие полной занятости не означает, что все люди трудоспособного возраста заняты в общественном производстве, поскольку наличие в экономике фрикционной и структурной безработицы неизбежно.
Уровень безработицы при полной занятости определяется целым рядом факторов и прежде всего минимальной заработной платой. Ее низкий уровень способствует тому, что удлиняются сроки поиска работы молодежью, впервые ищущей работу, а также теми безработными, которые ищут более высокооплачиваемую работу. На естественный уровень безработицы влияют также существующая система социального страхования по безработице, авторитет профсоюзов, склонность людей к трудовой деятельности, различия в темпах роста по секторам экономики, налоги и т. д. Поскольку эти факторы изменчивы, то и величина естественной нормы безработицы с течением времени меняется.
Циклическая безработица — циклообразный, постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу незанятых вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. По величине представляет собой разницу между уровнем безработицы в данный момент промышленного цикла, то есть фактическим уровнем безработицы и естественным:
(Uц = U — U*),
где Uц — уровень циклической безработицы;
U — фактический уровень безработицы;
U* — естественный уровень безработицы.
Пиковые уровни по масштабу и продолжительности циклической безработицы имеют место в периоды спада (кризиса) экономики и достигают минимальных значений при подъеме производства. [24, с. 78].
Наличие циклической безработицы свидетельствует о неполном использовании производственных ресурсов. Она ведет к снижению благосостояния индивидов из-за падения их доходов. Однако общество в целом несет большие потери, чем отдельные его индивиды. Это объясняется тем, что работающий человек платит обществу налоги, в то время как безработный не только их не платит, но еще и находится на иждивении у общества, так как ему необходимо выплачивать пособие по безработице. В целом для общества потери от появления каждого безработного сверх естественного уровня складывается из трех элементов:
o уменьшения дохода индивида;
o пособия по безработице;
o уменьшения налоговых поступлений.
Еще один из видов безработицы — сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ — массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим — фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею [15, с. 90].
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:
o зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
o скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Исходя из продолжительности существования безработицы, различают:
o краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);
o длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается потерей трудовых навыков;
o застойную безработицу (свыше 18-ти месяцев). Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда к скатыванию его в группу бомжей и пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной, индивидуальной кропотливой работы [24, с. 76]
2. ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Причины безработицы в Республике Беларусь
Основной причиной безработицы в Республике Беларусь, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход из «долговой ямы» невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей «на местах» нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция «закрытых дверей» и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).
Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу. [30]
Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.
2.2. Анализ развития безработицы в Республике Беларусь
Беларусь- страна в которой теоретически нет безработицы. Это тот случай, когда теория не совпадает с практикой.
Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Вполне реально предполагать что в условиях, когда инфляция практически уничтожена, а ВВП Беларуси за 5 лет увеличился более чем на 30%, рынок труда находится в благоприятных для развития условиях. Не смотря на эти официальные факты, на самом деле, так ли благополучен рынок труда Беларуси, как нам это представляют. [30]
Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют 40-50%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 23,2%.
Что касается обобщенного социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в возрасте 31 года со средним специальным образованием. [30]
Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы.
Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования.
Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае — трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.
Следует отметить, что в текущем году сохранялась позитивная динамика ряда показателей, характеризующих состояние рынка труда республики. Так, снизился оборот рабочей силы, прием работников устойчиво превышает увольнение. Почти на четверть сократились масштабы вынужденной неполной занятости на производстве. Увеличился спрос на рабочую силу (на 1 ноября 2006 года в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 51,1 тыс. вакансий, что на 26,5% больше, чем год назад). [Приложение А] Женская безработица снизилась до 65,8%, молодежная — до 45%. Позитивным процессом является уменьшение средней продолжительности безработицы и периода трудоустройства безработных.
В результате мер, принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, нанимателями, уровень регистрируемой безработицы составил на 1 ноября нынешнего года 1,2% к численности экономически активного населения республики. Для сравнения: год назад данный показатель равнялся 1,6%.[Приложение Б]
Вместе с тем, несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке рабочей силы остается довольно непростой. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской безработицы, а также занятости в некоторых малых городах и поселках, сельской местности. Как потенциальный источник роста регистрируемой безработицы можно рассматривать экономически неактивное население, хотя с другой стороны оно является резервом увеличения численности занятых в экономике.[28]
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется Отраслевая программа по выполнению Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, целью, которой является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы в сельской местности, минимизация и смягчение социальных последствий для населения в результате проводимых на селе преобразований. Предусмотренные Отраслевой программой меры направлены на эффективное использование трудовых ресурсов на селе, обеспечение социальной защиты безработных сельских жителей, усиление государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, оказание жителям села государственной адресной социальной помощи.
Основная часть трудовых ресурсов сосредоточена в общественном производстве, хотя в последние годы отмечается тенденция сокращения численности занятых в экономике — с 4441,0 тыс. в 2000 г. до 4349,8 тыс. в 2005 г.
Однако, если в первые годы реформ сокращение занятости явилось следствием общего кризиса экономики, то в последние годы оно в большей мере имеет структурно-организационный характер. Реструктуризация производства сопровождается оптимизацией кадрового потенциала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест.
продолжение
--PAGE_BREAK--С 1991 г. правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. В июне 2006 г. принят новый Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»,
В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.
Основными мерами, принятыми для достижения целей политики в сфере занятости населения являются:
· организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости;
· развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения;
· содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;
· развитие системы оплачиваемых общественных работ;
· содействие территориальному перемещению рабочей силы;
· содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;
· информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;
· социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.
В январе-июне 2006 года имела место позитивная динамика тенденций в области занятости населения, а именно: увеличение приема работников, уменьшение масштабов высвобождения рабочей силы, улучшение использования рабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу.
Прием работников восполнил их выбытие на 103,1 процента (за январь-июнь 2005 г. — на 98,7 процента), принято работников на 12,2 тыс. больше, чем уволено.
В связи с сокращением уволено 6,7 тыс. работников, что составило 75,3 процента к аналогичному периоду 2005 г.
Число работающих в режиме вынужденной неполной занятости сократилось на 23,6 процента и составило 133,9 тыс. человек, при этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 29,7 процента, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя — на 15,2 процента.
Улучшилась конъюнктура рынка труда: если год назад на одну заявленную вакансию условно приходилось 1,7 безработных, то на 1.07.2006 г. — 1,3. Вместе с тем, сохраняется профессионально — квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2006 год направлена на обеспечение занятости населения, сохранение контролируемой ситуации на рынке труда, удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 процента к численности экономически активного населения.
В январе-июне 2006 г. в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 154,5 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 103,0 тыс. человек. Всего за этот период, включая состоящих на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 237,0 тыс. человек, из них 170,9 тыс. безработных.
Трудоустроено с начала года 99,5 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 71,3 тыс. безработных.
На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 13,8 тыс. безработных, что способствовало повышению их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.
На новое место жительства и работы, в сельскую местность переселено, с их согласия, 207 семей безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств государственного фонда содействия занятости. [29]
Также существует понятие кредитно-денежного метода регулирования занятости. Данный метод достаточно сложный и может принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объёмами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости. Зависимости здесь таковы:
• при увеличении денежной массы в стране возможен рост совокупных доходов;
• при росте совокупных доходов увеличивается совокупный спрос на товары, но в меньшей степени, так как население часть доходов сберегает;
• при росте совокупного спроса на товары (услуги) растёт спрос на труд.
Следует отметить, что в отечественной экономике данные взаимосвязи могут работать при следующих условиях: экономической самостоятельности субъектов хозяйствования, наполняющей кредитные и инвестиционные процессы реальным смыслом (самоокупаемость, прибыльность инвестиций для предприятий, срочность, возвратность, платность кредитов для банков); выгодности для населения легального размещения части своих доходов в банках на депозитных счетах, правовая, антиинфляционная защищённость вкладов; учёт общего уровня инфляции в стране, так как увеличение денежной массы может спровоцировать либо рост реальных объёмов производства (как это было показано выше), либо просто отображать рост цен.
В основном государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодёжная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды —структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных—для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики.
Тогда и встаёт вопрос о взаимодействии предприятий, региональных органов управления и участников института социального партнёрства в определении избыточной занятости на предприятии, ее сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в переобучении, трудоустройстве, либо самозанятости (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для реального экономического роста и повышения доходов всех субъектов экономических отношений занятости.
В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить
методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать: 1) определение приоритетных форм занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность выпускаемой продукции; 2) определение форм и направлений государственной поддержки выделенных приоритетных направлений в сфере занятости (разрешение льгот по налогообложению; государственная поддержка при переезде к новому месту работы; компенсация затрат, связанных с профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; государственная поддержка малых и средних частных предприятий, самозанятости граждан при закупке сырья, материалов для производства, при реализации готовой продукции; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функционирования малого и среднего бизнеса, то есть государство может помочь частным предприятиям в удовлетворении потребностей в информации, безопасности, которые недоступны ещё неокрепшим мелким предприятиям).
Реализация указанных мероприятий требует совершенствования правового, организационного, финансового обеспечения.
2.3. Пути снижения безработицы в Республике Беларусь
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.
Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.
Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).
Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости населения республиканским органам госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.
На июнь 2007 года запланировано создание общереспубликанского банка данных о наличии свободных вакансий, в том числе для временного трудоустройства граждан. Доступ к этой электронной базе данных будет обеспечен всем желающим трудоустроиться.
Следует отметить, что люди, работающие без оформления трудовых отношений, занятые нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана — и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.
Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.
Что касается тех, кто длительное время уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.
Довольно острой проблемой является трудоустройство длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.
Важной задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и повышение их качества. В этих целях необходимо оптимизировать объемы и структуру подготовки кадров для отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.
Предусмотрена подготовка нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.
Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности. [28]
При разработке госпрограммы занятости населения и соответствующих программ на 2006 год и последующие годы предлагается внести изменения в законодательство, которые позволят стимулировать безработных, проживающих в регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, к предпринимательской деятельности.[26]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица — это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу — она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.
продолжение
--PAGE_BREAK--