Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ основных тенденций социально-экономического развития Болгарии

--PAGE_BREAK--  — трудовые ресурсы составляют 3.398 миллионов человек, из которых 11% заняты в сельском хозяйстве, 32.7% — в промышленности, 56.3% -  в сфере услуг. От всех занятых 1 469 100 (52.5%) мужчины и 1 331 400 (47.5%) женщины.  Занятых мужчин 45.1%, женщин 38.0%%.   Безработица составляет 12.7%.  Из общего числа безработных лиц 328.7 т. мужчин и 270.4 тыс. женщин.  В июне 2002 г. в государственном секторе работали 1019.6 тыс. (36.4% от общего числа занятых), в частном  –  1767.4 тыс. или 63.1%.  От всех занятых в частном секторе около 3/4 (1344.5 тыс.) наемных работников, остальные  –  самостоятельно занятые (включая  работодателей и неоплачиваемых семейных работников и домохозяек).  Последние годы наблюдается увеличение числа занятых в сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе, строительстве, торговле. Экономически активное население страны составляет 3738 тыс человек, из которых 0,9% заняты в домашнем хозяйстве, 14,8 – в других областях, 75,9 – наемные рабочие, 8,4 – заняты в собственном бизнесе.
— К другим, специфическим, ресурсам  Болгарии уместно отнести интеллектуальные ресурсы.Уровень грамотности населения Болгарии составляет 98,6 %.Причем на 100 тыс. жителей приходится 2100 студентов. Этот факт говорит о том, что Болгария имеет достаточное количество интеллектуальных ресурсов, но уровень квалификации трудовых ресурсов несколько ниже, чем в странах Западной Европы.. 

Характеристика хозяйственного комплекса страны:



-промышленность(характеристика основных отраслей): В промышленности выделяются следующие отрасли:

                      Тяжелая промышленность:

¾          чёрная и цветная металлургиябазируется отчасти на собственном сырье.

¾                 Черная металлургия специализируется на выплавке стали(491 000 т), цветная – на производстве свинца, цинка, меди.

           В ходе индустриализации на базе местного сырья были созданы                                       четыре горнопромышленных комплекса:

·         Восточно-Марицкий угольно-электроэнергитический

·         Родопский рудно-металлургический со специализацией на выпуске свинца  цинка(с центрами  в Пловдиве и Кырджали)

·         Среднегорский (центр г.Пирдоп) рудно-метуллургический со специализацией на выплавке меди

·         Кремиковский рудно-металлургический с выплавкой черных металлов

¾          машиностроениевысокотехнологично: производство подъёмно-транспортного оборудования, электроники, судов, станков, сельскохозяйственных машин, электрокаров, мотокаров, средств связи, тракторов;

¾           химическая и нефтехимическая: полностью работает на привозном сырье; изготовление лаков, красок, синтетического каучука, соды, удобрений (например, производство азотных удобрений         1687 000т).Особое внимание уделяется фармацевтическому производству

¾          легкая промышленность удовлетворяет основные потребности населения в тканях, одежде, обуви, а существенная часть продукции идет на экспорт:

¾          текстильная: шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые ткани;

¾          кожевенная и обувная: выпускает конкурентоспособную на мировом рынке продукцию;

¾          пищевая: работает на собственном сырье, экспортная отрасль — овощные и фруктовые консервы, вина.

— Сельское хозяйствостраны хорошо развито, продуктивно и эффективно.

Для Болгарии характерна порайонная специализация в сельском хозяйстве. Выделяют следующие различия в районной специализации:
Зерново-животноводческая со значительными посевами подсолнечника особенно характерна для Дунайской равнины и низменности юго-востока высокотоварное интенсивное земледелие, отличающееся широким распространением плодоводства, виноградарства, овощеводства и технических культур, преобладает на значительной части Верхнефракийской низменности и средней части Дунайской равнины, а также в Кюстендилской котловине на западе табаководство с экстенсивным пастбищным животноводством более всего представлено в Восточных Родопах и в бассейнах среднего течения рек Струмы и Месты; хозяйство пригородного типа (высокотоварное овощеводство и молочное животноводство) наиболее развито в Софийской котловине; экстенсивное горно-пастбищное овцеводство и скотоводство с потребительским зерново-картофельным растениеводством охватывают пространства гористого юго-запада и на склонах Стара-Планины
     В Болгарии получило распространение пастбищное скотоводство и овцеводство. Преобладает крупный рогатый скот(582тыс. голов), свиньи(1500тыс.голов), овцы(3020тыс.голов), цыплята(15 127тыс.голов). Хорошо развита молочная и мясная продукция.

  Не маловажное место в сельском хозяйстве Болгарии занимает и рыбная ловля. Суммарный улов составляет 22 тыс.метричн.тонн, из них 4,5% — моллюски, 95,5% — рыба. 

      Таким образом, основной отраслью сельского хозяйства является  растениеводство. В Болгарии выращивают виноград и технические культуры (подсолнечник, сахарную свеклу, сою), табак, картофель, бобовые(29тыс.т), фрукты(1130тыс.т), зеленые культуры и корнеплоды(320тыс.т), хлопчатник,, овощи (помидоры, лук, перец) – 1215тыс т сбора, зерно(6289тыс.т), в основном пшеницу, ячмень, кукурузу. Особое внимание привлекает производство эфирномасличные культуры. Среди последних особенно известна культура казанлыкской розы; по производству и экспорту розового масла, которое по весу много дороже золота, Болгария на первом месте в мире.

-Сфера услуг :
транспорт. Длина железных дорог 4294км, автодорог — 37077км, водные пути – 470 км, трубопровода  с  природным газом – 2425км, с нефтью – 339км связь. Основные телефонные линии составляет 2 868 200 шт, покрытие мобильной связью – 2 597 500кв, количество радиостанций АМ- 31,FM– 63; количество телепрограмм – 39, пользователей Интернетом -630 000чел. курортное дело и туризм развиты за счет хороших природных условий. Основные курортные районы находятся по береговой линии Черного моря и в горных районах.
Естественно, это не все виды услуг, представленные в Болгарии, но все перечисленное выше оказывает огромное влияние на развитие экономики и поэтому рассмотрено с особым вниманием.

Отрасль хозяйства

Отрасль

Продукция

Промышленность

Черная

металлургия

выплавка стали

 Цветная металлургия

производство свинца, цинка, меди

Машиностроение


производство подъёмно-транспортного оборудования, электроники, судов, станков, сельскохозяйственных машин, электрокаров, мотокаров, средств связи, тракторов

   Химическая и нефтехимическая промышленность

 лаки, краски, синтетический каучук, сода, удобрения, фармацевтическая продукция

Текстильная промышленность

шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые ткани;

Кожевельная и обувная промышленность

продукция из кожи, обувь

Пищевая промышленность

Вино, табак, овощные и фруктовые консервы

Сельское хозяйство

Животноводство

Цыплята, овцы, крупный рогатый скот, свиньи, молочная и мясная продукция

Растениеводство

Виноград, подсолнечник, сахарную свеклу, сою, табак, картофель, бобовые, фрукты, зеленые культуры и корнеплоды, хлопчатник,, овощи (помидоры, лук, перец), зерно, в основном пшеницу, ячмень, кукурузу.

Рыболовство

Моллюски, рыба

Сфера услуг

Транспорт

ж\д-, авто-, авиа-, трубопроводный и водный транспорт

Связь

Мобильная, радио-, телесвязь, Интернет

Курортное дело, туризм

Морские, горные, бальнеологические курорты


Рыболовство и рыбоводство

 Болгария имеет крупные государственные и кооперативные рыболовные предприятия, занимающиеся прибрежным и глубоководным морским ловом. В 1960-е годы стало развиваться рыбоводство в специализированных кооперативах. Более 70% всей рыбы дает промысел в Атлантическом океане. Болгария — настоящий рай для рыбаков и охотников. Разрешен лов речной и озерной рыбы. Запрещено ловить форель с 31 октября по 31 января и с 15 апреля по 1 июня. Охотиться можно на птиц и животных следующих видов: фазан, утка, куропатка, заяц, лиса, кабан, косуля, лань, некоторых районах — олень и медведь. Стрелять пернатых запрещено с 15 октября по 28 февраля, а лесную дичь — с 1 октября по 31 января. Ввозить оружие в страну можно, декларируя его на таможне.
Транспорт

 Транспортная инфраструктура Болгарии развивается как интегральная часть общеевропейской транспортной сети, чтобы стать транспортным мостом между Западной и Центральной Европой и странами Ближнего Востока, Западной и Средней Азии. По территории Болгарии проходят важные международные транспортные магистрали. Главные из них — электрифицированная железная дорога и автомагистраль от Белграда на Софию — Пловдив — Адрианополь — Стамбул. Рост производства сельскохозяйственной и особенно промышленной продукции, многократное расширение потоков внешнеторговых грузов потребовали коренной перестройки транспорта, создания первоклассных дорог, новых портов. Протяжённость железнодорожных путей — 6,4 тыс. км, в т.ч. 4,3 тыс. км эксплуатируемых, из которых 2/3 электрифицировано. Общая длина национальной автодорожной сети — 37,3 тыс. км. Большие изменения произошли в транспортной системе страны: получили развитие автомобильный и морской транспорт. Основа сухопутных транспортных связей Болгарии — электрифицированные железные дороги (на электротяге перевозится 9/10 железнодорожных грузов). Создается система современных автострад для соединения главных экономических центров страны. Практически все населенные пункты страны имеют автобусное сообщение. Морской транспорт имеет 86 грузовых судов, которые обслуживают основную часть товарооборота внешней торговли… Расширены старые порты (Варна и Бургас на Черном море; Русе. Свиштов и Лом на Дунае) и сооружены новые. Среди них самый крупный -— Варна-Запад. Этот высокомеханизированный порт возник западнее Варны на берегу озера, соединенного каналом с морем. В июне 1995 открылся международный морской порт в Царево. Водный транспорт (по Черному морю и Дунаю) занял ведущее место во внешнеэкономических перевозках: основные морские порты — Варна и Бургас, дунайские — Русе, Лом. Тоннаж морского торгового флота в 1992 составлял ок. 2 млн. брутто-регистровых тонн. По территории Болгарии проходит газопровод протяжностью 445 км.

В Болгарии 10 аэропортов, из них три международных – в Софии, Варне и Бургасе, действуют 81 международная и 8 внутренних, авиационных линий, воздушные перевозки осуществляют компания «Болгария эйр» и частные авиафирмы. В 2002 перевезено 111,8 млн т грузов, в т.ч. 16,5% железнодорожным, 51,7% — автомобильным, 14% морским и 16% трубопроводным транспортом. В обслуживании населения решающая роль принадлежит автотранспорту, который перевозит 2/3 всех пассажиров. Фактически вся транспортная сеть находится в государственной собственности. Внутренние перевозки осуществляются в основном железнодорожным и автомобильным транспортом. Водный транспорт по Черному морю и Дунаю играет главную роль в перевозке внешнеторговых грузов. Транспортная инфраструктура стран развивается как неотъемлемая часть Общеевропейской транспортной сети. Министерство транспорта Российской Федерации и министерство транспорта и сообщений Республики Болгарии рассматривает вопрос о восстановлении ежегодной квоты разрешений на двусторонние автоперевозки грузов и транзитный проезд на уровне, существовавшем до 2002г., в количестве 10000 шт., вопросы чартерных перевозок с целью нахождения гибкого взаимоприемлемого решения. Ведутся переговоры на экспертном уровне в отношении целесообразности подписания соглашения о комбинированных грузовых перевозках, с целью оказать содействие болгарской стороне в приобретении грузовых выгонов колеи 1520 для формирования обменного парка паромной переправы между портами Болгарии и России, продолжить работу по организации открытия прямого паромного сообщения между Болгарским и Российским портами.
Денежно-кредитная система

 Болгарский центральный банк – главное банковское учреждение и эмиссионный банк. Он владеет 72% акций Внешнеторгового банка, основанного в 1964 для осуществления внешних платежей. Государственный сберегательный банк предоставляет банковские услуги населению. Коммерческие банки появились в 1987. Денежная единица Болгарии – лев. 1 лев (BGL) равен 100 стотинкам. В обращении находятся монеты и банкноты по 1, 2, 5 левов и банкноты по 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 левов. Официальный курс доллара в 1989 был 0,873 лева, а после девальвации в 1990 вырос до 9 левов. В июле 1997 курс составлял 1000 левов за 1 немецкую марку. Реальным достижением правительства стала общая финансовая стабилизация. Удерживается курс болгарского лева (1 лев равен 1 марке), уровень учетной ставки и валютных резервов; несколько снизился внешний долг, инфляция в 1999г. составила 6,2%. Во многом эти результаты были обеспечены благодаря действию «валютного совета», введенного в стране в 1997г., а также за счет внешних кредитов, в первую очередь по линии МВФ (на 1998-2001гг. выделено 860 млн.долл.) и ВБ. В 2001—02 дефицит консолидированного госбюджета сократился (с 1,1% к ВВП в 2000 до 0,9 в 2001 и 0,7% в 2002), а основным источником его покрытия стали доходы от приватизации. На усиление сбалансированности бюджета нацелены изменения в налоговой политике. Её концепция исходит из необходимости равномерного распределения налогового бремени, стимулирования бизнеса, уменьшения прямых налогов и расширения базы обложения. Важной проблемой остаётся балансирование текущих внешних платежей и обслуживание накопленного внешнего долга. В конце 2002 внешний долг-брутто составлял 10,93 млрд долл. (70,5% ВВП), в т.ч. на задолженность по долгосрочным обязательствам приходилось 85,7% долга, а по краткосрочным — 14,3%; на обслуживание внешнего долга израсходовано 1,29 млрд долл., или 8,3% ВВП. Правительство Болгарии никогда не публиковало годовые бюджеты. Основные доходные статьи бюджета – налоги на прибыль, полученную предприятиями от произведенной продукции, и с оборота (продаж). Крупнейшая статья расходной части бюджета – затраты на развитие отраслей народного хозяйства. По оценкам западных экспертов, в 1988 расходы на оборону составляли 2,47 млрд. долл. По Закону о банках и кредитном деле 1992 (с дополнениями) круг сделок с ценными бумагами Болгарского народного и коммерческих банков расширился и укрепились позиции филиалов иностранных банков. Согласно законодательству, определена процедура банкротства и порядок отчисления прибыли в бюджет государства (36%) и общин (6,5%). В то же время инфляция 1996, переросшая в 1997 в гиперинфляцию, привела к кризису банковской системы в связи с массовыми изъятиями денег вкладчиками. В конце 1996 внесены изменения в Закон о хозяйственной деятельности, поощряющие иностранные инвестиции, а усилившаяся в начале 1998 переориентация внешнеэкономических связей Болгарии призвана укрепить банковскую систему страны под жестким контролем МВФ и ЕБРР. В 1989 общая задолженность Болгарии составляла 1 млрд. долл., в 1990 она выросла до 1,388 млрд. К началу 1994 задолженность составляла уже 12,25 млрд. долл. Роста бюджетного дефицита был преодолен лишь к концу 1990-х годов. В конце XX века пропорциональность доходов и расходов в государственном бюджете (в млн. левов) составляла: в 1990 – 32 081 и 33 394, 1992 – 67 491 и 77 126, 1993 – 99 875 и 133 877. МВФ (1997) ставит своей целью контроль над системой банков и проводит экспертизу финансовой деятельности в стране.  В 2001—02 макроэкономическая ситуация в стране была относительно стабильной. Прирост ВВП в 2001 — 4,1%, в 2002 — 4,8%. Уровень инфляции — соответственно 4,8 и 3,8%. Стабилизации макроэкономики в определённой мере способствовал механизм валютного совета (действует с 1997), который предполагается сохранить вплоть до вступления в ЕС. Установлен фиксированный валютный курс лева, привязанный к евро, эмиссия денег центрального банка обусловлена приростом его валютных резервов. Их размер увеличился с 3,5 млрд в 2000 до 3,58 млрд в 2001 и 4,75 млрд долл. в кон. 2002. Практически прекращены функции центрального банка по рефинансированию коммерческих банков, он может предоставить им кредит лишь при угрозе стабильности банковской системы. Он не имеет полномочий кредитовать государство, кроме предоставления кредитов на СДР. Большинство коммерческих банков приватизировано. Собственниками приватизированных банков стали, как правило, иностранные инвесторы. В 2002 появились признаки более активного кредитования реального сектора экономики. В связи с условиями МВФ и стремлением обеспечить нормы ЕС ужесточилась ориентация на сокращение дефицита бюджета, который в 1990-е гг. был хроническим и покрывался в основном за счёт внешних и внутренних заимствований.
Банки и банковская система Болгарии

 Банковская система Болгарии во многом сходна, если не сказать, что скопирована с системы СССР. До перестройки в Болгарии было два банка ДСК (Державная спестовная банка) — аналог Сбербанка, и Булбанк — аналог Бнешэконом банка. Но в конце восьмидесятых, при «перестройке», началось создания частных самостоятельных банков, которое началось с «Первого частного банка» (кстати и первого банкрота). Часто новые банки создавались с помощью акций, ничем не обеспеченных, вновь созданных банков! За несколько лет появились маленькие и большие банки численностью несколько десятков (в районе пятидесяти!). Многие новые банки заключали договор, на обслуживание больших государственных предприятий (возможно, не бескорыстно!?). Так как в Болгарии очень сильные родственные связи, знакомства (на мой взгляд, значительно больше, чем в России), то банки раздавали миллионные кредиты без обеспечения. Кстати к тому времени не существовало ни Закона о гарантировании вкладов в банки, ни Закона о наказании банкиров за раздачу не обеспеченных кредитов. Сейчас такие законы есть, но функционируют ли? Проверить сложно! (Будем ждать следующего кризиса?). Ведутся следствия, но ни один банкир еще не осужден! Много из банкиров эмигрировалир и находятся в розыске через ИНТЕРПОЛ. Такое положение дел не могло сохраняться долго, и в начале1997 году разразился банковский кризис. Курс доллара подскочил в десятки раз и достиг отметки 3500 лв (правда, только несколько дней, а некоторые чендж бюро подняли курс продажи до 5000 лв.). Зарплата в бюджетных предприятиях упала до 1-3 долларов (по официальному курсу лв/доллар). Как результат кризиса (в результате демонстраций населения) правительству (БКП-БСП — Болгарская социалистическая партия) пришлось передать власть новому правительству СДС (Социал Демократический Союз). Причиной являлось не только создание «липовых» банков и раздача необеспеченных кредитов, но, в основном, разрушение народного хозяйства Болгарии. Распад колхозов, в результате возвращения земли прошлым собственникам (реституция земли), снижение производственных мощностей болгарских предприятий, потеря внешних рынков — в основном Российского, не конкурентоспособность болгарской продукции на западном рынке и т.п. Чековая приватизация, как и в России, оказалась не эффективной, позволившей небольшой группе людей стать собственниками основных болгарских предприятий. Но проблема не в этом, а в том, что после приватизации приватизированные предприятия так и не начали работать! У новых собственников не оказалось денег для инвестирования и модернизации производства и, как результат, они стали лишь распродавать приватизированную собственность, получив, таким образом, значительные средства для личного пользования. Одним из таких предприятий является авиакомпания БАЛКАН. После приватизации компания, имеющая несколько сотен собственных самолетов (Русского производства), была распродана за несколько лет почти полностью: в 2002 г. Балкан являлся собственником 2-х самолетов, а несколько оплаченных новых самолетов, по каким-то причинам, не были получены! Не известно, по каким причинам (!?), государство не применяло свое право по контролю действий новых собственников по исполнению обязанностей по инвестиции финансов в развитие производства и т.п. Такое положение дел привело к недоверию всего болгарского общества к процедурам приватизации, к застопорению в 2002 г. сделок по приватизации двух больших, экономико-определяющих, болгарских предприятий (немногих из оставшихся не приватизированными к настоящему времени): БулгарТабак и БТК (Болгарская Телекоммуникационная Компания). Скандалы вокруг продажи последних предприятий удивительны: например, БТК чуть не продали за сумму в 200 млн.$, что составляет чистую годовую прибыль предприятия (т.е. Болгария получает эту сумму ежегодно и без продажи БТК!)! Только стоимость меди в кабелях БТК превышает 1 млрд.$!!! НО И, по всей видимости, все-таки продадут!!! А на приватизацию Булгар табака претендует и Россия (в лице нескольких государственных и частных фирм), так как существуют документы, что СССР получил Булгар табак в качестве компенсации победителю во Второй Мировой войне. Со стороны Болгарии: СССР передал предприятие безвозмездно Болгарии в процессе сближения двух стран (Болгария -шестнадцатая республика). Не мне обсуждать правильность претензий сторон. Я стараюсь только представить положение дел в сегодняшней Болгарии. Так или иначе, в Болгарии сейчас функционирует 2 десятка крупных банков, существует закон о гарантировании вкладов в банки (100% гарантия 15 000 лв или равная сумма в другой валюте), Закон о наказании банкиров за отпуск необеспеченных кредитов, все банки участвуют в гаранционном фонде (отчисляют 5% наличных вкладов в этот фонд) и ряд других защитных мероприятий. На банковском рынке появились и западные банки: РайфайзенБанк, ИнгБанк, ГрикБанк и др.
7.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
Внешнеэкономические связи Болгарии достаточно разнообразны. Болгария ориентируется на открытость своей экономики. Так Болгария импортирует и экспортирует не малое количество сырья и готовой продукции. Структура экспорта и импорта показывает роль Болгарии в международном экономическом разделении труда.

     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.