--PAGE_BREAK-- — по характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорректированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.
— по степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде;
Номинальная прибыль – это сумма прибыли, не являющаяся ни избыточной, ни минимальной, но вполне достаточная для поддержания предприятия деловой активности.
Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная на уровень инфляции. Она характеризует покупательную способность предприятия [26, с. 44].
— по экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Величина прибыли отражаемая в бухгалтерской отчетности не позволяет оценить, был ли преумножен или растрачен капитал компании, так как в бухгалтерской отчетности на данный момент полностью не находят отражения все экономические затраты предприятия на привлечение долгосрочных ресурсов. Поэтому активно используется показатель экономической прибыли.
Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и не явные, не отраженные в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости предприятия. Если бухгалтерская прибыль определяется как совокупный доход минус явные издержки, то экономическая прибыль представляет собой разность между совокупным доходом фирмы и всеми ее издержками — явными и неявными. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществлять иное альтернативное решение. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат.
Таким образом, именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Она дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибылью представление об эффективности использования предприятием имеющихся активов, в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств.
— по характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую [37, с. 3].
Чистая прибыль — это часть прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты процентов, налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Направления использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Основными направлениями распределения чистой прибыли являются фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, прибыль, подлежащая распределению между учредителями, акционерами.
Рисунок 1 — Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли
Формирование данных показателей представлено на рисунке 1.
Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшения качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства.
Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств. Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, а также уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сбор со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сбор за право торговли и др.
Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверхустановленных законом о продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание отдельных категорий работников, относимое на затраты производства в соответствии с действующим законодательством [28, с.56].
Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы при наблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источниками уплаты которых является чистая прибыль [6, с.162].
В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.
Размер этого резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме того, покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива [23, с.88].
Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.
Потребляемая прибыль — та её часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы [9, с.98].
Основную массу валовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, акцизов и затратами на производство и реализацию.
Вторая составляющая часть валовой прибыли — прибыль от прочей реализации — представляет собой финансовый результат, включающий в себя несколько элементов:
— прибыль (убытки) от реализации активов;
— прибыль от операций с ценными бумагами;
— прибыль от реализации продукции (работ, услуг) от не основного для данного предприятия вида деятельности.
Прибыль от прочей реализации и прибыль от реализации продукции составляют общий результат от всей реализации.
Третий элемент валовой прибыли — финансовый результат от внереализационной деятельности — рассчитывается как разность между доходами и расходами.
Доходы и расходы от внереализационной деятельности — это результаты от операций, не связанных с реализацией продукции (работ) услуг, а также следствие различных финансовых нарушений.
Налогооблагаемая прибыль — это разница между балансовой прибылью и прибылью, получаемой от прочей деятельности.
Налогооблагаемая прибыль определяется исходя из валовой прибыли путем корректировки на величину доходов, облагаемых в особом порядке по месту их возникновения, предоставляемых предприятию льгот и отраслевых особенностей. С целью налогообложения валовая прибыль изменяется в порядке, оговоренном Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 г. № 37 «О порядке исчисления уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Так, в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов в виде дивидендов, полученных по акциям принадлежащим предприятию; сумму доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации. В этой же инструкции перечислены льготы по налогу на прибыль, предоставляемые предприятиям [16, с.98].
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это, прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.
К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчётном году:
— курсовые разницы по операциям в иностранной валюте;
— полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки;
— убытки от списания безнадёжной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности;
— убытки от стихийных бедствий;
— убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и другое.
Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяйствующих субъектов, депозитные сертификаты, казначейские, банковские и коммерческие векселя и др.
Доход держателей акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены.
Доход от других ценных бумаг зависит от количества приобретённых облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.
Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями.
Убытки от списания безнадёжной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учёта и контроля за состоянием расчётов находится не на должном уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учёта [12, с.101].
Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от снижения издержек производства. Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.
На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др. Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.). При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификации производства; расширения рынка продаж [10, с. 3].
1.2 Сущность и характеристика основных показателей рентабельности предприятия
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребляемыми ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. [41, с.4]
Г.В.Савицкая показатели рентабельности объединяет в несколько групп:
— показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и
инвестиционных проектов;
— показатели, характеризующие рентабельность продаж;
— показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Виды рентабельности:
— рентабельность продаж — показывает, сколько прибыли содержится в каждом рубле выручки;
— бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности — показывает долю прибыли до налогообложения;
— чистая рентабельность — показывает объем выручки на единицу продаж;
— экономическая рентабельность — определяет эффективность управления имуществом организации;
— рентабельность собственного капитала — определяет эффективность управления собственным капиталом;
— валовая рентабельность — показывает объем валовой прибыли в единице выручки;
— затратоотдача — показывает объем прибыли, приходящейся на 1000 руб. затрат;
— рентабельность перманентного капитала — показывает эффективность капитала, вложенного в деятельность организации на долгий срок;
— коэффициент устойчивости экономического роста — определяет темпы изменения собственного капитала [12, с.2].
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путём отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции
Rз = Прп/Зрп, (4)
где Прп — прибыль от реализации;
Зрп — сумма затрат по реализованной продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности [33, с.37].
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трёх основных факторов первого порядка:
— изменения структуры реализованной продукции;
— её себестоимости;
— средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Rз = Прп / Зрп = f (VРП общ, Удi, Цi, Сi) / f (VРП общ, Удi, Ci).
Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.
продолжение
--PAGE_BREAK--определяют рентабельность продукции в плановом периоде:
Rпл.= П пл (при V РП общпл, Удпл, Цпл, Спл) / Зпл (приV РПобщ пл, Удпл, Спл)
определяют рентабельность продукции при фактическом объёме реализованной продукции, плановой структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости:
Rvрп = Пvрп (при VРП общ, Уд пл, Ц пл, Спл)/ Зvрп (VРП общ ф, Уд пл, С пл)
определяют рентабельность продукции при фактическом объёме, фактической структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости:
Rуд. = ПУд/при VРП общ ф, Уд ф, Ц п, С пл) / З Уд (при VРПоб ф, Уд ф, С пл)
определяют рентабельность продукции при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, фактической цене и плановой себестоимости продукции:
R ц = П ц (при VРП общ ф, Уд, Ц ф, с пл) / З ц (при VРП общ ф, Уд, С пл)
Определяют рентабельность продукции в отчётном периоде (при фактическом объёме, структуре, цене и себестоимости реализованной продукции):
Rф= П ф (при V РП общ пл, Уд ф, Ц ф, с ф) / Зф (приVРП общф, Уд ф, С ф)
На основании данных показателей определяют общее изменение рентабельности продукции в отчётном периоде по сравнению с плановым:
ΔRобщ = Rф-Rпл.
А также изменения за счёт влияния факторов:
— при изменении объёма реализованной продукции
ΔRvрп = Rурп- Rпл.
— при изменении структуры реализованной продукции
ΔRуд = Rуд. — Rурп
— при изменении цены продукции
ΔRц = Rц — Ryд
— при изменении себестоимости продукции
ΔRс = Rф –Rц [14, с.87].
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки.
Rоб = Прп/ Врп, (5)
где Прп — прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
Врп — сумма полученной выручки.
Детерминированная факторная модель этого исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Rз = Прn / Врn = f (VРП общ, Удi, Цi, Сi)/f(VРП общ Удi, Цi)
Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.
определяют рентабельность продаж в плановом периоде
Rпл. = П nл. (при V РП общ.пл., Удnл., Цnл., Сnл.) / Вnл. (при V РПобщ.пл., Удnл., Цnл.)
определяют рентабельность оборота при фактическом объёме реализованной продукции, плановой структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости
Rvрп = П vрп(nри VРП общ.ф., Уд nл., Ц nл., Спл.)/Вvрп. (VРП общ. Ф., Уд nл., Цnл.)
определяют рентабельность продаж при фактическом объеме, фактической структуре реализованной продукции, плановой цене и себестоимости
Rуд. = ПУд/ПРИ VРП общ. ф., Уд ф., Ц nл., С nл.)/В Уд (при VРПобщ. ф., Уд ф., Цnл.)
определяют рентабельность продаж при фактическом объёме и структуре реализованной продукции, фактической цене и плановой себестоимости продукции
Rц = П ц(nри VРП общ. ф., Уд ф., Ц ф., с пл.)/В ц (при VРПобщ. ф., Уд ф., Ц ф.)
определяют рентабельность продаж в отчётном периоде (при фактическом объёме, структуре, цене и себестоимости реализованной продукции).
Rф.= П ф.(nри V РП общ. nл., Уд ф., Ц ф., С ф.)/Вф. (nриVРП общ.ф., Уд ф., Ц ф.)
На основе данных показателей определяют общее изменение рентабельности продаж в отчётном периоде по сравнению с плановым:
ΔR пр общ = Rф – Rпл., (6)
А также изменения за счёт влияния факторов:
— при изменении объёма реализованной продукции
ΔRпр vрп = Rvрп- Rпл.
— при изменении структуры реализованной продукции
ΔRпр уд = Rуд. — Rvрп
— при изменении цены продукции
ΔRпр ц = Rц. — Rуд.
— при изменении себестоимости продукции
ΔRпр ц = Rф – Rц
Данный показатель характеризует эффективность произведенной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции [15, с.216].
Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто- прибыли до выплаты процентов и налогов к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала
Общая сумма брутто — прибыли зависит от объёма реализованной продукции, её структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг [36, с.76].
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объёма продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объёма продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объёма производства и реализации продукции.
Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:
Rkl = ЕП/ KL = (Прп + ВФР)/(В/Коб) = f(VРП общ, Удi, Цi, Ci, ВФР / f(VРП общ, Удi, Цi, Коб)
Расчёт влияния факторов на изменение рентабельности совокупного капитала можно произвести способом цепной подстановки:
определяют рентабельность капитала в плановом периоде
Rпл. = ЕПпл. (VРПпл., Удпл., Цпл., Спл., ВФРпл.)/ КLпл. (VРПпл., Удпл., Цпл., Ко6. пл.)
определяют рентабельность капитала при фактическом объёме и фактической структуре реализации, при плановой цене, себестоимости, внереализационных финансовых результатах и коэффициенте оборачиваемости капитала
Rvрп. = ЕПvрп. (VРПф., Удф., Цпл., Спл., ВФРпл.)/ КLvрп (VРПф., Удф., Цпл., Ко6. пл.)
определяют рентабельность капитала при фактическом объёме и фактической структуре реализованной продукции, а также при фактической цене, плановой себестоимости, плановых внереализационных финансовых результатах и плановом коэффициенте оборачиваемости капитала
RЦo = ЕПц (VРПф., Удф., Цф., Спл., ВФРпл.)/ КLц (VРПф., Удф., Цф., Ко6. пл.)
определяют рентабельность капитала при фактическом объёме, структуре, цене и себестоимости реализованной продукции, при плановых внереализационных финансовых результатах и плановом коэффициенте оборачиваемости капитала
Rc. = ЕПе. (VРПф., Удф., Цф., Сф., ВФРпл.)/ КLe (VРПф., Удф., Цф., Ко6. пл)
определяют рентабельность капитала при фактическом объёме, структуре, цене, себестоимости реализованной продукции и фактических внереализационных финансовых результатах, при плановом коэффициенте оборачиваемости капитала
Rвфр. = ЕПвфр, (VРПф., Удф., Цф., Сф., ВФРф.)/ КLвфр (VРПф., Удф., Цф., Ко6. пл.)
определяют рентабельность капитала при фактическом объёме, структуре, цене, себестоимости реализованной продукции, фактических внереализационных финансовых результатах и фактическом коэффициенте оборачиваемости капитала, Т.е. рентабельность капитала в отчётном периоде
Rф. = ЕПф. (VРПф., Удф., Цф., Сф., ВФРф.)/ КLф (VРПф., Удф., Цф., Ко6. ф.)
На основании данных показателей определяют общее изменение рентабельности капитала в отчётном периоде по сравнению с плановым:
ΔRkl общ = Rф – Rпл.
А также изменения за счёт влияния факторов:
— при изменении объёма и структуры реализованной продукции
ΔRkl vрп= Rvрп- Rпл.
— при изменении цены продукции
ΔRkl уд= Rц. — Rурп
— при изменении себестоимости продукции
ΔRkl ц= Rc — Rц
— при изменении внереализационных финансовых результатов
ΔRkl ц = RвфР — Rc
— при изменении коэффициента оборачиваемости капитала
ΔRkl ц =Rp — RвфР
Рентабельность операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного капитала. Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
Rok=Под/ОК, (8)
где Под — прибыль от операционной деятельности;
ОК — среднегодовая сумма операционного капитала [24, с.226].
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ предприятия. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала.
Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины [17, с.58]
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
— безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
— зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
— необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
— критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
— критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек [38, с.291].
Идеальные условия для бизнеса — сочетание низких постоянных издержек с высокой валовой маржой. Маржинальный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема продаж. Иногда решение заключается в наращивании валовой маржи за счет снижения цены и роста количества продаваемых товаров, иногда — в увеличении постоянных издержек (на рекламу, например) и опять же в увеличении количества продаж. Возможны и другие пути, но все они сводятся к поиску компромисса между переменными и постоянными издержками [15, c. 2].
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка покрывает только затраты.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объёмом продаж продукции — это зона безопасности, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объём продаж и зона безопасности предприятия основополагающие показатели при разработке бизнес — планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.
Для определения безубыточного объёма продаж и зоны безопасности предприятия строится график. По горизонтали показывается объём реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия или в натуральных единицах, или в денежной оценке, а по вертикали- себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Точка безубыточности по количеству единиц продукции предполагает окупаемость общих затрат. Критической считается такая величина объема продаж, при которой компания имеет затраты, равные выручке от реализации всей продукции (т.е. где нет ни прибыли, ни убытка).
По графику можно установить, при каком объёме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком её не будет, также можно определить точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции, которая называется точкой безубыточного объёма реализации продукции или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным [26, с.222].
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Так, уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от таких факторов, как структура реализованной продукции, ее себестоимость, средние цены реализации.
На изменение рентабельности активов предприятия влияют изменения уровней фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И, наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, ибо при его изменении и пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
На уровень рентабельности собственного капитала оказывают влияние доходность реализованной продукции, ресурсоотдача и структура авансированного капитала. Уровень рентабельности продаж, исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации [29, с.116].
Таким образом, в первой главе были рассмотрены понятие и общая характеристика основных финансовых результатов деятельности предприятия, т.е. были охарактеризованы основные показатели прибыли, рассмотрены финансовые результаты, не связанные с реализацией продукции и показатели рентабельности предприятия.
2 Оценка финансовых результатов деятельности предприятия
2.1 Общая характеристика ООО «Техэнергостройпром»
Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Техэнергостройпром». Краткое название организации: ООО «ТЭСП».
Юридический адрес: 423570, РТ, г. Нижнекамск, ул. Заводская, 1.
ООО «Техэнергостройпром» был образован в конце 1960 года.
ООО «Техэнергостройпром» — современное крупное предприятие стройиндустрии, широко известное в России и в Республике Татарстан. Участник многих специализированных выставок, качество продукции которого отмечено различными наградами и дипломами.
В настоящее время предприятием освоен выпуск более 100 наименований железобетонных конструкций, что составляет около 3000 марок изготавливаемых изделий. Помимо этого, на заводе выполняются заказы на изготовление как типовых, так и нестандартных металлоконструкций и форм. Изделия и конструкции предприятия использованы при строительстве атомных, тепловых и гидроэлектростанций, объектов социально-бытового и культурного назначения не только во многих регионах России, но и в странах СНГ.
Из продукции объединения построены такие гиганты как «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», «КАМАЗ», Менделеевский завод минеральных удобрений, Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод и т.д. Вся продукция предприятия соответствует современным требованиям и нормативным документам. За последнее время освоен выпуск предварительно напряженных железобетонных опор линий электропередач и трехслойных стеновых панелей с утеплением из пенополистирола. Освоен выпуск железобетонных свай до 14 метров включительно, многопустотных панелей перекрытия шириной 1,8 метров, элементов трибун, стеновых панелей длиной 12 метров. Для автомобильных и железных дорог выпускаются железобетонные кольца водопропускных труб, плиты мостовых конструкций, дорожные плиты, аэродромные. Помимо железобетонных изделий, применяемых на промышленном и гражданском строительстве, большое внимание уделяется выпуску изделий, используемых для благоустройства (тротуарные плиты, цветочницы, урны, скамейки, брусчатка) и для индивидуального строительства (керамзитобетонные блоки, заборные ограждения территории из легковесных элементов). Выпускаются уникальные 6-12 и 18-метровые балки, безраскосные фермы длиной 24 метра, ригеля, колонны и т.д. [21, с.2]. Численность персонала «Техэнергостройпром» составляет на сегодняшний день более 1200 человек, из которых 120 человек — инженерно-технические специалисты. Грамотная кадровая политика позволила не только сохранить коллектив в период экономических потрясений, но и прирастить его молодыми специалистами, наладить систему передачи знаний и опыта от старшего поколения младшему. Именно благодаря совмещению современных методов управления и десятилетиями наработанного опыта предприятию удалось стать конкурентоспособным в условиях рынка. Высокое качество, низкая себестоимость и широкий ассортимент изделий ООО «Техэнергостройпром» позволяют предприятию с уверенностью смотреть в будущее и открывать новые направления.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Полученные данные изменения прибыли за 2007 год по сравнению с 2006 годом схематически изобразим на рисунке 3.
Рисунок 3 – Результаты факторного анализа изменения прибыли от реализации продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом
Аналогичная ситуация наблюдается в 2008 году по сравнению с 2007 годом. За данный период прибыль увеличилась на 84689 тыс. руб. или на 86,4%. На данное изменение положительно повлияло увеличение выручки от реализации продукции, которое составило 577910 тыс. руб. А такие факторы как себестоимость, коммерческие расходы и управленческие расходы повлияли отрицательно. Так, увеличение себестоимости продукции привело к снижению общей прибыли на 372843 тыс. руб. или на 27,7%. Увеличение коммерческих расходов привело к снижению суммы прибыли на 92629 тыс. руб. или на 3540, 8%. Увеличение управленческих расходов привело к снижению прибыли от реализации продукции на 27749 тыс. руб. или на 29,4%.
Полученные данные изменения прибыли за 2008 год по сравнению с 2007 годом схематически изобразим на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результаты факторного анализа изменения прибыли от реализации продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом
В дальнейшем необходимо рассматривать изменение прибыли от реализации двух видов продукции, производимых на данном предприятии, таких как бетон марки В7,5 и керамзитные блоки марки КББ-1 за 2006, 2007, 2008 годы.
Для расчета влияния факторов на изменение прибыли необходимо составить таблицу на основании данных приложения Б.
Факторная модель оценки изменения прибыли отдельных видов продукции:
Пi = РПi (Цi – Сi ), (11)
где Пi – прибыль от реализации продукции;
РПi – реализация продукции (объем продаж);
Цi – цена реализованной продукции;
Сi – себестоимость реализованной продукции [31, с.189].
Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции за 2006-2007 гг.
Показатели Бетон В7,5 Керамзит КББ-1 2006 год 2007 год изменение (±) 2006 год 2007 год изменение (±) абсолютное относительное, % абсолютное относительное, % Объем продаж, м3 10640 9520 — 1120 — 10,53 3000 5250 2250 75 Цена продукта, тыс. руб. 1,693 1,759 0,066 3,89 1,369 1,621 0,252 18,4 Себестоимость, тыс. руб. 1,500 1,570 — 0,07 4,67 1,305 1,548 0,243 18,6 Сумма прибыли, тыс. руб. 2053,52 1799,28 -254,24 — 12,22 191,88 382,14 190,26 99,16 На основании таблицы 6 и формулы 11 рассчитываем изменение прибыли по продукции марки бетон В7,5 методом цепных подстановок и для этого рассчитываем следующие показатели:
— прибыль от реализации продукции 2006 года
П2006 = РП2006 (Ц2006 – С2006) = 10640 (1,693 – 1,5) = 2053,52 тыс. руб.
— прибыль 2006 года при объеме реализации 2007 года
ПРП2007 = РП2007 (Ц2006 – С2006) = 9520 (1,693 – 1,5) = 1837,36 тыс. руб.
— прибыль 2007 года при себестоимости 2006 года
П2007 С 2006 = РП2007 (Ц2007 – С2006) = 9520 (1,759 – 1,5) = 2465,68 тыс. руб.
— прибыль от реализации продукции 2007 года
П2007 = РП2007 (Ц2007 – С2007) = 9520 (1,759 – 1,57) = 1799,28 тыс. руб.
За счет изменения факторов:
— при изменении реализации продукции
ΔПРП = ПРП2007 — П2006 = 1837,36 – 2053,52 = — 216, 16 тыс. руб.
— при изменении цены
ΔПЦ = П2007 С 2006 — ПРП2007 = 2465,68 – 1837,36 = 628, 32 тыс. руб.
— при изменении себестоимости
ΔПС = П2007 — П2007 С 2006 = 1799,28 – 2465,68 = — 666,4 тыс. руб.
Общее изменение:
ΔПобщ = П2007 – П2006 = 1799,28 – 2053,53 = — 254,25 тыс. руб.
Аналогично проведем расчет по второму продукту. Изменение прибыли по продукту керамзитные блоки марки КББ-1
— прибыль от реализации продукции 2006 года
П2006 = РП2006 (Ц2006 – С2006) = 3000 (1,369 – 1,305) = 192 тыс. руб.
— прибыль 2006 года при объеме реализации 2007 года
ПРП2007 = РП2007 (Ц2006 – С2006) = 5250 (1,369 – 1,305) = 336 тыс. руб.
— прибыль 2007 года при себестоимости 2006 года
П2007 С 2006 = РП2007 (Ц2007 – С2006) = 5250(1,621 – 1,305) = 1659 тыс. руб.
— прибыль от реализации продукции 2007 года
П2007 = РП2007 (Ц2007 – С2007) = 5350 (1,621 – 1,548) = 383,25 тыс. руб.
За счет изменения факторов:
— при изменении реализации продукции
ΔПРП = ПРП2007 — П2006 = 336 – 192 = 144 тыс. руб.
— при изменении цены
ΔПЦ = П2007 С 2006 — ПРП2007 = 1659 – 336 = 1323 тыс. руб.
— при изменении себестоимости
ΔПС = П2007 — П2007 С 2006 = 383,25 – 1659 = — 1275,75 тыс. руб.
Общее изменение:
ΔПобщ = П2007 – П2006 = 383,25 – 192 = 191,25 тыс. руб.
Аналогично проанализируем изменение прибыли по отдельным видам продукции, таких как бетон марки В7,5 и керамзитные блоки марки КББ-1 за 2008 год по сравнению с 2007 годом.
Таблица 7 – Исходные данные для оценки изменения прибыли по отдельным видам продукции за 2007-2008 гг.
Показатели Бетон В7,5 Керамзит КББ-1 2007 год 2008 год изменение (±) 2007 год 2008 год изменение (±) абсолютное относительное, % абсолютное относительное, % Объем продаж, м3 9520 7000 — 2520 — 26,47 5250 10725 5475 104,29 Цена продукта, тыс. руб. 1,759 1,97 0,211 12 1,621 1,679 0,058 3,58 Себестоимость, тыс. руб. 1,57 1,746 0,176 11,2 1,548 1,603 0,055 3,55 Сумма прибыли, тыс. руб. 1799,28 1568 — 231,28 — 12,85 383,25 815,1 431,85 112,7 На основании таблицы 7 рассчитаем влияние факторов на прибыль продукта бетон марки В7,5 методом цепных подстановок:
— прибыль от реализации продукции 2007 года
П2007 = РП2007 (Ц2007 – С2007) = 9520 (1,759 – 1,57) = 1799,28тыс. руб.
— прибыль 2007 года при объеме реализации 2008 года
ПРП2008 = РП2008 (Ц2007 – С2007) = 7000 (1,759 – 1,57) = 1323 тыс. руб.
— прибыль 2008 года при себестоимости 2007 года
П2008 2007 = РП2008 (Ц2008 – С2007) = 7000 (1,97 – 1,57) = 2800 тыс. руб.
— прибыль от реализации продукции 2008 года
П2008 = РП2008 (Ц2008 – С2008) = 7000 (1,97 – 1,746) = 1568 тыс. руб.
За счет изменения факторов:
— при изменении реализации продукции
ΔПРП = ПРП2008 — П2007 = 1323 – 1799,28 = — 476,28 тыс. руб.
— при изменении цены
ΔПЦ = П2008 С 2007 — ПРП2008 = 2800 – 1323 = 1477 тыс. руб.
— при изменении себестоимости
ΔПС = П2008 – П2007 = 1568 – 2800 = — 1232 тыс. руб.
Общее изменение:
ΔПобщ = П2008 – П2007 = 1568 – 1799,28 = — 231,28 тыс. руб.
Аналогично проведем расчет по второму продукту. Изменение прибыли по продукту керамзитные блоки марки КББ-1
— прибыль от реализации продукции 2007 года
П2007 = РП2007 (Ц2007 – С2007) = 5250 (1,621 – 1,548) = 383,25 тыс. руб.
— прибыль 2007 года при объеме реализации 2008 года
ПРП2008 = РП2008 (Ц2007 – С2007) = 10725 (1,621 – 1,548) = 782,925 тыс. руб.
— прибыль 2008 года при себестоимости 2007 года
П2008 2007 = РП2008 (Ц2008 – С2007) = 10725 (1,679 – 1,548) = 1404,975 тыс. руб.
— прибыль от реализации продукции 2008 года
П2008 = РП2008 (Ц2008 – С2008) = 10725 (1,679 – 1,603) = 815,1 тыс. руб.
За счет изменения факторов:
— при изменении реализации продукции
ΔПРП = ПРП2008 — П2007 = 782,925 – 383,25 = 399,675 тыс. руб.
— при изменении цены
ΔПЦ = П2008 С 2007 — ПРП2008 = 1404,975 – 782,925 = 622,05 тыс. руб.
— при изменении себестоимости
ΔПС = П2008 – П2007 = 815,1 – 1404,975 = — 589,875 тыс. руб.
Общее изменение:
ΔПобщ = П2008 – П2007 = 815,1 – 383,25 = 431,85 тыс. руб.
Результаты факторного анализа по отдельным видам продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом, и в 2008 году по сравнению с 2007 годом занесем в таблицу 8.
Данные таблицы 6 свидетельствуют о том, что прибыль от реализации в 2007 году по сравнению с 2006 годом продукта марки В7,5 снижается на 249,6 тыс. руб. На это отрицательно повлияло увеличение себестоимости, что снизило прибыль на 666,4 тыс. руб. Уменьшение объема продаж привело к уменьшению прибыли на 216,16 тыс. руб., а увеличение цены привело к повышению прибыли на 628,32 тыс. руб.
Таблица 8 – Результаты факторного анализа изменения прибыли от реализации двух видов продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом
Периоды и вид продукции Изменение (±) общее, тыс. руб. в том числе за счет реализации продукции, тыс. руб. цены, тыс. руб. себестоимости, тыс. руб. 2006 – 2007 год Бетон В7,5 — 254,25 -216,16 628,32 — 666,4 КББ-1 191,25 144 1323 — 1275,75 2007- 2008 год Бетон В7,5 — 231,28 — 476,28 1477 — 1232 КББ-1 431,85 399,675 622,05 -589,875 По керамзитному блоку марки КББ-1 в 2007 году по сравнению с 2006 годом прибыль от реализации увеличилась на 190,26 тыс. руб… В связи с повышением себестоимости на продукт марки КББ-1 произошло снижение прибыли на 1275,75 тыс. руб. Однако за счет увеличения цены прибыль повысилась на 1323 тыс. руб., а за счет увеличения продаж на 144 тыс. руб.
Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что прибыль от реализации в 2008 году по сравнению с 2007 годом продукта марки В7,5 снижается на 231,28 тыс. руб. На это отрицательно повлияло увеличение себестоимости, что снизило прибыль на 1232 тыс. руб. Уменьшение объема продаж привело к уменьшению прибыли на 476,28 тыс. руб., а увеличение цены привело к увеличению прибыли на 1477 тыс. руб.
По керамзитному блоку марки КББ-1 в 2008 году по сравнению с 2007 годом прибыль от реализации увеличилась на 431,85 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости на продукт марки КББ-1 произошло снижение прибыли на 589,87 тыс. руб. Однако за счет увеличения цены прибыль повысилась на 622,05 тыс. руб., а за счет увеличения продаж – прибыль увеличилась на 399, 67 тыс. руб.
2.3 Оценка факторов, влияющих на показатели рентабельности предприятия
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оцениваются не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним относится система показателей рентабельности.
Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности деятельности предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреблёнными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [28, с.76].
Показатели рентабельности характеризуютприбыльность деятельности предприятия, рассчитываются как отношение полученной балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объёму реализованной продукции.
Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и проанализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезировать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компоненты [29, с.35].
Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является экономическая рентабельность, его еще принято называть рентабельностью активов. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. От его уровня, в частности, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.
В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является, главным образом (почти на 98%), результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен продажи, а натуральный объем производства и продажи определяется стоимостью имущества [30, с.74].
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
— показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
— показатели, характеризующие рентабельность продаж;
— показатели, характеризующие доходность капитала и его частей [31, с.123].
Проведём анализ рентабельностипроизводства ООО «ТЭСП».
Исходные данные для анализа приведены в таблице 9.
Анализ изменения рентабельности продаж проведём по следующей методике:
Rс2006 = Σ [РПобщ *Уд * (Ц – С)] / Σ (РПо6щ * Уд * Ц) (12)
где Rс – рентабельность продаж;
РПобщ- объем реализованной продукции общий;
Уд – структура;
Ц – цена реализованной продукции;
С – себестоимость реализованной продукции [32, с.57].
Таблица 9 – Исходные данные для анализа изменения рентабельности продаж по двум видам продукции
Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Объем реализованной продукции, м3 всего 13640 14770 17725 бетон В7,5 10640 9520 7000 керамзит КББ-1 3000 5250 10725 Структура продукции всего 1,0 1,0 1,0 бетон В7,5 0,78 0,64 0,39 керамзит КББ-1 0,22 0,36 0,61 Цена, руб. бетон В7,5 1693 1759 1970 керамзит КББ-1 1369 1621 1679 Себестоимость, руб. бетон В7,5 1500,94 1570,57 1746 керамзит КББ-1 1305 1548 1603 Для оценки изменения рентабельности продаж в 2007 году по сравнению с 2006 годом применяем данные таблицы 9 и определяем следующие показатели:
определим рентабельность продаж в 2006 году при объеме реализации продукции 2007 года
RсРП = 0,102 *1,083 = 0,11 руб
Кр= 14770/13640 = 1,083
определим рентабельность продаж в 2006 году при объёме реализованной продукции, структуре продукции в 2007 году в общем объёме реализации
определим рентабельность продаж в 2007 году при себестоимости продукции 2006 года
определим рентабельность продаж в 2007 году
На основании данных показателей рассчитаем изменение рентабельности продаж в 2007 году по сравнению с 2006 годом за счёт влияния факторов:
— при изменении объёма реализации продукции
ΔRс = 0,11 – 0,102 = 0,008 руб
— при изменении структуры
ΔRсцс = 0,093 – 0,11 = — 0,017 руб
— при изменении цены реализации
ΔRц = 0,16 – 0,093 = 0,067 руб
— при изменении себестоимости продукции
ΔRс = 0,087 – 0,16 = — 0,073 руб
Общее отклонение:
ΔRобщ = 0,087 – 0,102 = — 0,015 руб
Аналогично проведем анализ изменения рентабельности продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
определим рентабельность продаж в 2007 году
Rс = 14770 * 0,64 * (1759 – 1570) + 14770* 0,36*(1621 – 1548)/ 14770 * 0,64 * *1759 + 14770 * 0,36 *1621 =0,086 руб
Rсрп = 0,086 *1,2 = 0,1032 руб
Кр= 17725/14770 = 1,2
определим рентабельность продаж в 2007 году при объёме реализованной продукции, структуре продукции в 2008 году в общем объёме реализации
определим рентабельность продаж в 2008 году при себестоимости продукции 2007 года
определим рентабельность продаж в 2008 году
На основании данных показателей рассчитаем изменение рентабельности продаж в 2008 году по сравнению с 2007 годом за счёт влияния факторов:
— при изменении объёма реализации продукции
ΔRс = 0,1032 – 0,086 = 0,0172 руб
— при изменении структуры
ΔRсцс = 0,069 – 0,1032 = — 0,0342 руб
— при изменении цены реализации
ΔRц = 0,132 – 0,069 = 0,063 руб
— при изменении себестоимости продукции
ΔRс = 0,075 – 0,132 = — 0,057 руб
Общее отклонение:
ΔRобщ = 0,075 – 0,086 = — 0,011 руб
Результаты факторного анализа изменения рентабельности продаж занесем в таблицу 10.
Анализ изменения рентабельности продаж в 2007 году по сравнению с 2006 годом показал, что рентабельность продаж снизилась на 1,5 % (0,015 руб).
На это изменение оказали влияние следующие факторы:
— увеличение объема реализации продукции на 1130 м3 привело к увеличению рентабельности продаж на 0,8 % (0,008 руб);
— увеличение цены реализации В7,5 на 66 руб. и КББ-1 на 252,09 руб. вызвало увеличение рентабельности продаж на 6,7 % (0,067 руб);
— увеличение себестоимости В7,5 на 69,63 руб. и КББ-1 на 243,26 руб. привело к снижению рентабельности продаж на 7,3 % (0,073 руб).
Таблица 10 – Результаты факторного анализа изменения рентабельности продаж по двум видам продукции
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--