Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ качества и конкурентоспособности продукции

--PAGE_BREAK--Под качествомпродукции понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
Качество — один из основных факторов, способствующих росту реализации и определяющих конкурентоспособность выпускаемой продукции и самого предприятия. Однако повышение качества, как правило, требует дополнительных затрат и увеличения себестоимости единицы продукции.
Различают обобщенные, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Они характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
К обобщающим показателям качества относят:- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;- удельный вес аттестованной продукции.
Индивидуальные(единичные) показатели характеризуют одно из
следующих свойств:
• полезность;
• надежность;
• технологичность;
• эстетичность.
Косвенныепоказатели — штрафы за некачественную продукцию, удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
В процессе анализа качества:
• оценивается технический уровень продукции;
• выявляются отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
• анализируется структура выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;
• выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
• обосновываются возможности повышения качества.
Для оценки выполнения плана по качеству используются следующие методы:
1) определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству (балльный метод);
2) по продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с планом, а для изучения динамики качества — с данными прошлых лет.
Анализ обобщающих показателей качества продукции по первому методу представлен в таблице 1.
Таблица 1. Анализ обобщающих показателей качества продукции.
Показатель Прошлый год Отчетный год план факт Средневзвешенный бал качества продукции Удельный вес, % Продукции высшей категории качества Экспортируемой продукции Забракованной продукции Зарекламированной продукции Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.
Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Качество продукции является параметр ом, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).
Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК — количество произведенной продукции повышенного качества; РПК — количество реализованной продукции повышенного качества.
В стоимостном выражении расчет влияния сортового состава продукций на объем ее производства определяется способом абсолютных разниц (табл. 2): изменение удельного веса по каждому сорту (DУдi) умножается на цену соответствующего сорта (Цi), результаты складываются и умножаются на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (КВПобш.ф.)5:
DВпсорт=?(DУдi? Цi)? VВ Побщ.ф. (4)
Таблица 2. Оценка влияния сортового состава на изменение среднего уровня цены изделия.
Сорт продукции Цена, руб. Структура продукции Изменение средней цены, руб. план факт +,- Первый Второй Всего Аналогично определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава. Расчеты делают по всем видам продукции с установленными сортами, а результаты обобщают.
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
При анализе качества продукции необходимо определить уровень ее качества.
Уровень качества — это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.
Уровень качества (УК) можно определить по формуле:
УК = q/qБ, (5)
где q, qБ – соответственно численные значения показателя качества оцениваемого образца и базового показателя.
Оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.
Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.
Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества — комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.
В прошлое ушли аналитические попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака качества. Были попытки объединения показателей качества и количества (кваливал, т.е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).
Дифференциальный метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.
 или />
где Рiоц — значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз — значение i-гo показателя свойств базового образца; n — количество принятых для оценки показателей.
Формулу (6) используют, когда увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении — формулу (7).
Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т. е. по формуле:
 (8)
Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.
Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:
Ук = Рiоц / Рiбаз (9)
где ?i— коэффициент весомости каждого из Рi.
В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:
Ук = Pi?iоц /  Pi?iбаз (10)
Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).
Интегральный метод оценки уровня качества продукции считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это
(11)
Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:
 (12)
где W — полезный эффект; Кс — суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс — эксплуатационные расходы.
Экспертный метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.
По результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения.
1.3 Анализ конкурентоспособности
 
Под конкурентоспособностью понимается совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя.
Задачи анализа:
·                   оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
·                   изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
·                   разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Анализ и оценка конкурентоспособности продукции должны выполняться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата и включать решение следующих проблем:
• изучение запросов и предпочтений потенциальных покупателей продукции;
• организация мониторинга рынка с целью сбора информации об условиях сбыта продукции, фирмах и товарах-конкурентах;
• разработка единой системы показателей качества продукции;
• формирование множества факторов, влияющих на конкурентоспособность и определение их взаимосвязей;
• формирование общих подходов к количественной оценке конкурентоспособности продукции, разработка частных методов, алгоритмов и процедур решения задач;
• анализ динамики конкурентоспособности продукции в целом и факторов, ее определяющих;
• определение уровня конкурентоспособности продукции, обеспечивающего заданный объем прибыли или необходимую долю рынка.
Методика анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.
   

Рис. 1. Блок-схема анализа конкурентоспособности продукции
При анализе организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем, объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?
Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?
Для изучения влияния данных факторов на объем продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.
Оценка конкурентоспособности производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки. Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров и их сопоставлении.
Расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
 (13)
где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i= 1, 2, 3, ..., п); Pi— величина i-го параметра для анализируемой продукции; Pi— величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; п — количество параметров.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения — 1 или 0. При этом, если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.
При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100 % и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин — 100 % или фактически значение этого показателя.
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Однако он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции.
 Расчет группового показателя по однородной группе технических и экономических параметров производится по формуле:
 (14)
где Iтп — групповой показатель конкурентоспособности по техническим или экономическим параметрам; аi — весомость i-го параметра в общем наборе из n-технических (экономических) параметров.
Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
 (15)
где К — интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу; Iэп — групповой показатель по экономическим параметрам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Если К 1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К= 1.
Расчет показателя конкурентоспособности (К):
 (16)
где Q — качество товара;
С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.
Оценка конкурентоспособности товара методом бальной экспертной оценки.
Данная методика оценки конкурентоспособности товара предприятия разработана на основе опросных листов или анкет. Анкетные данные сводятся в табл. 4. (в которой отбираются наиболее важные и весомые показатели относительно данного вида продукции).
Таблица 3. — Бальная оценка товара относительно показателей
Таблица 4. — Экспертная оценка (сделанная на основе анкетирования по показателям, приведенным в таблице 3).
где I – первый показатель (цена);
II – второй показатель (объем выпуска продукции);
III – третий показатель (количество приобретаемого товара)
IV – четвертый показатель (упаковка);
V – пятый показатель (качество);
VI – шестой показатель (сервисное обслуживание);
VII – седьмой показатель (форма расчета);
1,2,3,4,5 – эксперты;
1-10 – балльные оценки экспертов (1-наименьшая оценка, 10-наибольшая).
Для дальнейшего расчета конкурентоспособности гранитной плитки просуммируем все веса важности каждого изделия соответственно экономических и технических показатели и найдем их коэффициенты по следующим формулам:
Кэ= Кэ1 + Кэ2 +…+Кэп (17)
Кт = Кт1 + Кт2 +…+Ктп (18)

2.Анализ качества и конкурентоспособности продукции на ООО СРП «Термо-технология»
 
2.1.1 Краткая историческая справка
Общество с ограниченной ответственностью строительно-ремонтное предприятие «ТЕРМО-ТЕХНОЛОГИЯ»
ООО СРП «Термо-технология» в рамках расширения деятельности в области строительства и эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) предлагает всем заинтересованным организациям любой формы собственности выполнение комплекса мероприятий по приведению в соответствие с федеральным законом о промышленной безопасности № 116-ФЗ от 21 июля 1997г. находящиеся у Вас в эксплуатации следующие производственные объекты: наружные и внутренние системы газоснабжения, паровые и водогрейные котлы, паропроводы, тепловые сети, грузоподъемные механизмы и т.п.
Комплекс мероприятий включает в себя:
Экспертиза промышленной безопасности (ПБ):
  — технических устройств;
 - оборудования и сооружений;
 - проектной документации;
 - документации, при лицензировании;
Разработку проектных решений и проекта производства работ:
 - газового хозяйства,
 - грузоподъемных механизмов,
 - зданий и сооружений.
Выполнение компенсирующих мероприятий по ранее выданным экспертным заключениям:
— монтажные работы,
— электромонтажные работы,
— монтаж КИПиА,
— строительные работы в т.ч. трубоукладные,
— пусконаладочные работы.
 Все вышеуказанные работы ООО СРП «Термо-технология» осуществляет в соответствии с требованиями Российского законодательства в области лицензирования и промышленной безопасности.
ООО СРП «Термо-технология» имеет конкурентную систему договорной оплаты вышеуказанных работ, ориентированную на условия Заказчика в рамках анализа иных действующих организаций в аналогичной сфере деятельности, а также более широкими возможностями решения поставленных Заказчиком задач в области промышленной безопасности подкрепляемых ремонтной производственной базой.
2.1.2 Структура производства и управления предприятием
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Структура производства и управления на ООО СРП «Термо-технология».
 
Рассмотрим организационную структуру предприятия. Высшим органом общества является совет директоров. Совет директоров проводит собрание участников общества, где с помощью голосования выбирают генерального директора.
Генеральный директор в свою очередь имеет право назначать (или отстранять от занимаемой должности) главного бухгалтера и других работников. Генеральный директор — первое лицо предприятия, занимающийся подписанием договоров, бумаг, а также контролем и управлением основной деятельности предприятия.
Управляющий производством – управление основной и хозяйственной экономической деятельности предприятия, выбор направления деятельности предприятия и контроль за качеством производства, подчиняется генеральному директору.
Бухгалтерия – ведение бухгалтерской отчетности в местных налоговых органах и занимающиеся определением, начислением оплаты труда работников.
Кадры – в их задачи включается ведение учета численности рабочих, повышение их квалификационного уровня, определение потребности в работниках с последующим приемом их на работу.
Расчетная часть – Ведение договорных отношений между заказчиками и подрядчиками, составление смет, расчетов, проектов и анализирование хозяйственной деятельности предприятия.
Снабжение – бесперебойное обеспечение производства необходимыми элементами, материалами, запасными частями для производства блочных котельных.
Эколог – разработка и реализация разделов «Экологическая безопасность и противопожарная безопасность и чрезвычайные происшествия в рамках проектов газификации котельных », а также так же ведение экологического надзора на территории производства предприятия.
Юрист – правовая защита деятельности предприятия в рамках договорных отношений между заказчиками и подрядчиками.
Охрана труда – Организация и усовершенствование способов выполнения и реализации трудовых процессов на предприятии.
Строительно-монтажный участок — выполнение строительно-монтажных работ на объектах строительства (котельные, газопроводы, отопление, вентиляция, автоматизация производства).
Производственные лаборатории – ведение контроля качества сварных соединений и других контрольно измерительных работ на территории предприятия.
Проектное бюро – проектирование объектов строительства, ведение расчетов, составление смет, пояснительных записок к рабочим проектам.
Транспортный участок – управление автодромом предприятия, определение маршрутов движения транспортных средств по объектам строительства.
Начальник производственной лаборатории – Управление деятельностью лаборатории, организация работ и последующий контроль в производственной лаборатории.
Инженеры – ведение технического надзора и инженерных работ на объект строительства.
Главный специалист проектов – ведущий специалист по организации деятельности проектного бюро, имеет в своем составе около 10 инженеров проектировщиков.
Главный инженер проекта – ведущее лицо в организации проектной деятельности предприятия.
Инженеры проектировщики — разработка проектов газификации, отопления, вентиляции и автоматизации объектов строительства.
2.1.3 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
 
Табл. 5. Основные экономические показатели деятельности ООО СРП «Термо-технология» за 2006-2008 гг.
Показатели Ед. 2006г. 2007г. 2008г. Абсолютное Темп роста % изм. изменение (+;-) 2007 2008 2008 2007 2008 от от к к к 2006 2007 2006 2006 2007 1 2
3 4 5 6 7 8 9 10 1. Объем товарной тыс. 901530 1210851 1423679 +309321 +212828 157,9 1343 117,6 продукции руб. 2. Выручка от тыс. 901530 1210851 1423679 +309321 +212828 157,9 1343 117,6 продажи РУб продукции ЗЛолтая тыс. 859950 1121142 1354035 +261192 +232893 157,5 130,4 120,8 себестоимость руб. реализованной продукции 4. 3атраты на 1 руб. 0,95 0,93 0,95 -0,02 +0,02 100 97,9 1022 рубль реализованной продукции 5. Среднесписоч- чея. 396 371 338 -25 -33 85,4 93,7 91,1 ная численность ППП в том числе рабочих 266 250 238 -16 -12 89,5 94,0 952 6. Среднегодовая тыс. 2 282,04 3260,54 4 208,1 +978,5 +947,56 184,4 142,9 129,1 выработка. 1 руб. работника ППП 7.Фонд оплаты тыс. 26896 32187 34103 +5291 +1916 126,8 119,7 106,0 трупа ППП руб. (годовой) 8.Среднегодовая руб. 67919 86 757 100 896 +18838 +14139 148,6 127,7 116,3 заработная плата 1 работающего ^Среднегодовая тыс. 249722 259548 567084 +9826 +307536 2,3 103,9 2,2 стоимость ОПФ руб. раза раза Ю.Фовдоотдача руб. 3,61 4,67 2,51 +1,06 -2,16 69,5 139,4 53,7 11.Фондовоору- тыс. женность 1 руб. 630,6 699,6 1677,8 +69,0 +978,2 2,7 110,9 2,4 работающего раза раза 12 Прибыль от тыс. 41580 89709 69644 +48129 -20065 167,5 2,2 77,6 продажи руб. раза продукции 13.Прибыпь до тыс. 7495 8970 10677 +1475 +1707 142,5 119,7 119,0 налогообложения руб. 14. Рентабельность % 4,8 8 5,1 +3,2 -2,9 106,3 166,7 63,8 основной деятельности 15.Рентбельность % 4,6 7,4 4,9 +2,8 -2,5 106,5 160,9 66,2 продаж На основании данных таблицы 5, можно сделать следующие выводы относительно деятельности ООО СРП «Термо-технология».
Объем выполненных работ, услуг за анализируемый период с 2006-2008гг. увеличился на 59.7 что связанно с увеличением спроса на продукцию предприятия. В 2007 по сравнению с 2006 объем выполненных работ увеличился на 34,3%, а в 2008 к 2008 на 17,6%.
Относительно выручки от реализации продукции можно отметить следующее: на протяжении трех лет данный показатель имеет тенденцию к повышению, с 2006-2008 увеличение составило 7,9%, это обуславливается увеличением спроса на продукцию. В 2007 по отношению к 2006 увеличение составило 34,3 %, в 2008 по отношению к 2006 – 17,6%.
В 2006-ом году полная себестоимость реализованной продукции составила (859950тыс. руб.). В следующем году себестоимость по отношению к факту 2006-го года увеличилась на 30,4%. В 2008 году также было отмечено повышение этого показателя на 20,8%. В целом за три года увеличение себестоимости составило 57,5%, этому способствовало увеличение цен на материалы, увеличение затрат на производство, связанное с его усовершенствованием. Затраты на 1 рубль реализованной продукциии-это важнейший показатель оказывающий влияние на результат финансовой деятельности предприятия. В 2007 году по сравнению с 2006 наблюдается снижение данного показателя на 17,1%, что связанно со снижением объема выполненных работ и выручки. А в 2008 по отношению к 2007 отмечено увеличение на 2,2% что объясняется увеличением объема выполненных работ и выручки.
Среднесписочная численность ППП за анализируемый период уменьшилась на 14,6%. В 2006 году уменьшение составило 6,3%, а 2007 году 8,9%. Снижению данного показателя способствовало механизация и автоматизация процессов производства. Наблюдается устойчивая тенденция в снижении среднесписочной численности ППП в том числе и рабочих. За весь анализируемый период уменьшение на 10,5%. В 2007 году по отношению к 2006 году на 6%, в 2008 году по отношению ко 2007 году на 4,8%.
Важнейшим показателем использования трудовых ресурсов, отражающим эффективность деятельности предприятия является, среднегодовая выработка. Этот показатель за три года увеличился на 84,8%, В 2007 по отношению к 2006 увеличение составило 42,9%, а в 2008 к 2007 году на 29,1%. Увеличению данного показателя способствовало: улучшение условий труда на рабочем месте, повышение квалификации работников, мотивация работников.
Годовой фонд оплаты труда за три года увеличился на 26,8%. В 2006 году увеличение составило 19.7%, а в 2007 году 6%. Увеличение данного показателя объясняется увеличением выработки работников.
Среднегодовая заработная плата одного работника в целом за три года имеет тенденцию к увеличению. Во 2007 году по отношению к 2006 увеличение составило 27,7 %, в 2008 по отношению к 2007 на 16,3%, а в целом за три года увеличение составило 48,6% этому способствовало улучшение таких показателей как; выручка от продажи продукции, среднегодовая выработка работников. Такой показатель как среднегодовая стоимость ОПФ за счет приобретения предприятием новых фондов в целом за анализируемый период увеличился в 2,3 раза. Фондоотдача в 2007 году по отношению к 2006 увеличилась на 39,4 % за счет эффективного использования основных фондов, и наоборот в 2008 году по отношению к 2007 снизилась на 46,3% за счет их неэффективного использования. В целом за три года данный показатель снизился на 30,5%,
    продолжение
--PAGE_BREAK--Фондовооруженность 1 работающего на протяжении анализируемого периода имеет тенденцию к увеличению, в 2007 по отношению к 2006 увеличение на 3.9%, в 2008 по отношению к 2006 на 2,2%, за весь период 2,3%. Прибыль от продажи продукции за три года увеличилась на 67,5%. В 2007 году по отношению к 2006 отмечено увеличение данного показателя в 2,2 раза, а в 2008 году по отношению к 2007 снижение показателя на 22,4%. Прибыль до налогообложения за весь анализируемый период увеличилась на 42,5%. В 2007 году по отношению к 2006 данный показатель увеличился в 19.7%, а в 2008 по отношению к 2007 на 19%. Увеличение данного показателя объясняется изменением объема товарооборота, среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, и среднего уровня издержек обращения.
Рентабельность основной деятельности имеет тенденцию к повышению. За три года этот показатель увеличился на 6,3% это связано с увеличением прибыли по сравнению с выручкой предприятия. Наибольшее увеличение показателя отмечено в 2007 году по отношению к 2006 на 66,7% это свидетельствует о том, что предприятие в эти годы работало эффективно. В 2008 по отношению к 2007 показатель уменьшается на 36,2%. Данная таблица наглядно свидетельствует, что рентабельность продаж в 2008 году по сравнению с 2006 увеличилась на 6,5%, в 2007 по отношению к 2006 увеличение составило 60,9%, а в 2008 по сравнению с 2007 снижение показателя на 33,8%. Причина такого хозяйственного положения заключается в больших торговых издержках, которые организация несет каждый месяц. К издержкам прежде всего относятся: материальные затраты, заработная плата персонала, амортизация основных средств и другие затраты.
Основные выводы из анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
1. В течение 2006-2008 годов структура баланса предприятия была удовлетворительной. Финансовое положение предприятия имеет устойчивый характер.
2. Наиболее удачным годом из анализируемого периода можно считать 2008 год, в котором цепные темпы роста валового дохода опередили темпы роста издержек обращения.
3. В течение 2006-2008 годов эффективность деятельности организации несколько повысилась, показатели рентабельности улучшились из-за снижения затрат на реализацию продукции.
4. Организации необходимо провести модернизацию и техническое перевооружение производства с целью увеличения объемов реализации, снижения издержек обращения, повышения качества и ассортимента продукции.
Прибыль от реализации в 2006 году составила 41580 тыс.руб, а уже к 2008 году данный показатель составил 69644 тыс рублей. Увеличение данного показателя составило 167,5 %.
Отметим, что в последние годы положение организации налаживается, и она получает прибыль.
Таким образом, в течение 2008-2006 годов структура баланса предприятия была удовлетворительной. Финансовое положение предприятия имеет неустойчивый характер. Более удачным годом из анализируемого периода можно считать 2008 год, в котором цепные темпы роста валового дохода опередили темпы роста издержек обращения. Менее благоприятным является 2006 год.
Проведем факторный анализ по некоторым показателям характеризующим финансово-хозяйственную деятельность ООО СРП «Термо-технология».
1-й метод.
Табл. 6. Анализ себестоимости реализованной продукции
Показатель План Отчет Отклонение по ? в % 1) Полная себестоимость реализованной продукции тыс.руб. (Сс) 1121142 1354035 232893 20,8 2) Затраты на 1 рубль реализованной продукции руб. (З) 0,93 0,95 0,02 2,15 3) Объем выпущенной продукции тыс.руб (V) 1210851 1423679 212828 17,58 Решаем методом цепных подстановок.
Сс=0,93*V;
1) Влияние увеличения затрат на 1 рубль готовой продукции на изменение полной себестоимости реализованной продукции:
тыс.руб.
2) Влияние увеличения объема выпущенной продукции на изменение полной себестоимости реализованной продукции:
 тыс.руб.
DCc=D тыс.руб.
На основании данных таблицы 6 видно, что на исследуемом предприятии произошло увеличение полной себестоимости реализованной продукции по сравнению с планом на 232893 тыс.руб. или на 20,8%. На это отклонение повлияли следующие показатели:
1) Затраты на 1 рубль реализованной продукции увеличились на 2,15 % или 0,02 рубля. Этому способствовало изменение в 2007 году производственной программы.
2) Объем выпущенной продукции увеличился на 212828 тыс.руб. или 17,58 %, что связанно с увеличение спроса на продукцию в планируемом периоде.
2-й метод.
Табл. 7. Анализ фонда оплаты труда.
Показатель План Отчет Отклонение по ? в % 1) Фонд оплаты труда ППП (годовой) тыс.руб. (ФОТ) 32187 34103 1916 5,95 2) Среднесписочная численность ППП чел. (Числ) 371 338 -33 -8,8 3) Среднегодовая заработная плата 1 работника ППП руб. (ЗП) 86757 100896 14139 16,3 Решаем факторную модель методом относительных разниц.
ФОТ=Числ*ЗП тыс.руб.

1) Влияние снижения среднесписочной численности персонала на изменение годового фонда оплаты труда ППП:
= /> тыс.руб.
2) Влияние увеличения среднегодовой заработной платы на изменение годового фонда оплаты труда ППП:

 тыс.руб.
DФОТ=  тыс.руб.
На основании данных таблицы и приведенных выше расчетов можно сделать следующие выводы относительно деятельности ООО СРП «Термо-технология». Фонд оплаты труда ППП за анализаруемый период увеличился на 1916 тыс.руб. или на 5,95%. На данное отклонение повлияли следующие факторы:
1) Среднесписочна численность ППП уменьшилась на 33 человека или на 8,98%, что объясняется изменением производственной программы предприятия, механизацией производства.
2) Среднегодовая заработная плата 1 работника увеличилась на 14139 рублей или 16,3%, за счет увеличения таких показателей как: выручка от продажи продукции, среднегодовая выработка работников.
2.1.4 Анализ качества продукции ООО СРП «Термо-технология» Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности, росту престижа предприятия. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышению жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостоянию народа.
Поэтому необходимо постоянно, целенаправленно и кропотливо работать над повышением уровня качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Обязательным условием выпуска продукции высокого качества является совершенствование производственно-технической базы предприятия, повышения технического уровня производства.
ООО СРП «Термо-технология» — высокомеханизированное предприятие, доля механизированного труда составляет 83%. В 2007 году на ООО СРП «Термо-технология» была разработана программа технического перевооружения производства, предусматривающая как замену морально — устаревшего оборудования, так и внедрение новейших технологий и оборудования.
На предприятии имеется технологическая служба, которая состоит из руководителя службы и 10 технологов. В функции службы входит: разработка технологии изготовления изделий, технологический контроль производства, разработка и внедрение новых технологий и оборудования.
Имеющийся парк технологического оборудования и кадровый потенциал службы обеспечивают выпуск продукции в запланированном объеме высокого качества. ООО СРП «Термо-технология» располагает производственными мощностями, позволяющими в ближайшие 5 лет наращивать объемы производства на 10-15 %.
За годы экономических реформ на предприятии обновление активной части основных производственных фондов проводилось недостаточно, в результате чего в настоящее время используется значительная часть физически изношенного оборудования. Установка в 2006 году новых машин несколько улучшила возрастную структуру парка технологического оборудования, однако доля новых машин и аппаратов остается весьма малой, а потому главной задачей фирмы на ближайшее время является максимально возможное привлечение финансовых средств на модернизацию технической базы производства (табл. 8).
Табл. 8. Возрастная структура основного технологического оборудования ООО СРП «Термо-технология».

п/п
Наименование
Оборудования
Общее
кол-во
шт.
В том числе До 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет от 15 до 20 лет Свыше 20 лет 1 Сварочные станки 266 22 106 91 40 7 2 Гильятинные ножницы 47 19 14 7 5 2 3 Столярочное оборудование 230 47 19 52 65 47 И ТО Г О: 543 88 139 150 110 56 Замена технологического оборудования обусловлена необходимостью расширения ассортимента продукции, выпуска высококачественных изделий и для обеспечения платежеспособного спроса внутреннего и зарубежного рынков на продукцию предприятия. Немаловажным фактором выбора фирмы поставщика оборудования являются цена машин и близость поставщика.
Источниками информации для анализа качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторных исследований, сведения отделов технического контроля, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и другие документы.
К обобщающим показателям, характеризующих качество продукции относятся: показатели технического уровня продукции, показатели соответствия ГОСТов, объем и номенклатура продукции на которую получены сертификаты качества, освоение новых видов продукции, объем и номенклатура продукции на экспорт, объем и номенклатура продукции первого сорта и ее удельный вес в общем объеме произведенной продукции.
Важным показателем работы предприятия является сортность выпускаемых изделий. Производитель должен стремиться увеличивать выпуск продукции первого и высшего сорта. На анализируемом предприятии в категорию:
·                   1-го сорта отнесена продукция серии КоМБАТ: (В-0,8; В-1,5; В-2; В-2,5)
·                   2-го сорта отнесена продукция серии КоМБАТ: (В-3; В-4; В-5; В-10).
На ООО СРП «Термо-технология» продукции первого сорта в общем объеме производства занимает доминирующее положение (табл. 9)
Табл. 9. Динамика качества продукции
Из табл. 9 видно, что фактический выпуск продукции 1 сорта на предприятии с 2005 года выше планового. В среднем план по качеству перевыполняется за рассматриваемый период времени на 0,2%. Выпуск продукции первого сорта в общем объеме производства за 9 месяцев 2008 года на 0,3% выше в сравнении с 2005 годом.
Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
Одна из главных задач анализа качества продукции является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей подробно выполнение плана по их уровню, причины их изменений и оценка выполнения плана по уровню качества продукции.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодам, планом.
Табл. 10. Анализ показателей качества продукции.
Показатель Ед. изм. 2006 год 2007 год 2008 год январь – сентябрь Отклонение от План факт плана 2005 года Объем продукции тыс руб. 146588 157120 155320 157623 +303 +1035 Расхода предприятия на брак и уценку тыс руб. 1220,3 1467,6 - 1465,2 - +24,9 Удельный вес бракованной и уцененной продукции % 0,8 0,9 0,9 - +0,5 Данные (табл.10) показывают, что на предприятии в течении рассматриваемого периода возросли расходы, связанные с исправлением бракованной продукции с 2006 года на 24,9 тыс. рублей.
Табл.11. Анализ качества продукции, участок 10 (блочно-модульные кательные).
Сорт Цена за 1 шт., руб. Выпуск продукции, шт. Стоимость выпуска, тыс. руб. план факт план факт по цене 1 сорта план факт 1 6100 3948 7485 24002,8 45640,2 24082,8 45640,2 2 3800 52 18 197,6 68,4 317,2 109,8 ИТОГО - 4000 7500 24280,4 45708,6 24400 45750 Средний коэффициент сортности находим по формуле
Ксорт =? (VВПi? Цi): VВПобщ? Ц1с (19)
К сорт план = 24280,4: 24400 *100 =99,5%
К сорт факт = 45708,6: 45750 *100 = 99,9 %.
Выполнение плана по качеству — 100,4 %.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Анализ брака позволяет выявить его причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Анализ брака следует начинать с изучения причин его возникновения.
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки. На предприятии ежемесячно проводиться анализ дефектов продукции.
Табл. 12. Анализ дефектов продукции от общего выпуска продукции за январь-сентябрь 2008г.
№ Дефекты Количество претензий % от общего выпуска 1 Неправильная установка оборудования 491 0,105 2 Фундамент 1595 0,341 3 Деформация 60 0,012 4 Дефект материала 785 0,168 5 Механическое повреждение 244 0,522 8 ИТОГО 3175 1,148 На рассматриваемом предприятии к наиболее часто встречающимся причинам выпуска бракованной продукции можно отнести скрытые дефекты материалов и фурнитуры (полом, трещины, некачественная покраска), различные производственные дефекты. Брак производственного характера встречается сравнительно редко (неправильная установка оборудования). Для улучшения качества производимой продукции на предприятии мною рекомендуются такие меры, как замена поставщиков материалов, доработка технологий, изменение конструкций изделий, а так же премирование работников за улучшение качества.
ООО СРП «Термо-технология» – ведущий производитель блочно-модульных кательных в области качества. Сортность продукции из года в год растет и составляет 94,4%. За высокие качественные показатели изделий награждена Почетной грамотой Государственной думы Астраханской обласи по стандартизации, метрологии и сертификации, также Сертификатом доверия Правительства Астраханской области и огромным колличеством Благодарственных писем.
2.1.5 Анализ конкурентоспособности продукции ООО СРП «Термо-технология»
В настоящее время в России общепринятой методики оценки конкурентоспособности предприятий нет. Зарубежный опыт в этой области крайне скудно освещается в литературе. Каждая фирма оценивает свою конкурентную позицию по своей методике.
В данной работе воспользуемся методикой Белоусова В.Л., основанной на отдельных элементах маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта) и на системе показателей деловой активности и эффективности предприятия.
С помощью предложенной методики проведём расчеты конкурентоспособности ООО СРП «Термо-технология», которая занимается выпуском блочно-модульных котельных. Баланс предприятия за 2007 год составил 13017943 тыс.руб. Внеоборотные активы — 6648550 тыс. руб., оборотные активы — 6369363 тыс.руб.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :