--PAGE_BREAK--В данном случае видим, что все три автора совершенно по-разному видят понятие принципа анализа. Первый более склонен к широкому, пространственному понятию этого показателя. Второй – к научному, т.е. дает конкретные понятия и объяснения принципа построения проведения анализа деятельности предприятия. Третий склонен к углубленным понятия принципа анализа, конкретно расписывает принципы его проведения и показывая тем самым всю ответственность на начальных стадиях анализа деятельности предприятия. Однако, если внимательно изучить предлагаемые принципы построения проведения анализа, все три представленных автора преследуют одну и туже цель анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.
4. Виды анализа ФХД В практике проведения аналитической работы применяется ряд классификаций видов анализа хозяйственной деятельности. Они различаются по выбранным классификационным критериям. Наиболее часто применяемой является следующая классификация:
— по времени проведения — оперативный, текущий и перспективный анализ;
— по отдельным объектам управления — функциональный, технический, экономический, социальный и экологический анализ;
— по функционально взаимосвязанным объектам управления — функционально-стоимостной, технико-экономический, социально-экономический и экономико-экологический анализ;
— по уровням управления — внутрипроизводственный (на уровне предприятия), отраслевой, региональный и народно-хозяйственный анализ.
Автор Высказывание Ковалев В.В.
Оперативный анализ. С помощью этого вида анализа можно за короткие промежутки времени проанализировать выполнение оперативных планов производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений основного, вспомогательного производств и обслуживающих структур.
Текущий анализ. Данный вид анализа имеет те же цели и задачи, что и оперативный анализ, только в более укрупненном объеме и за более длительный период времени. Это обусловливает некоторые особенности и специфику его проведения.
Перспективный анализ. Эффективность функционирования предприятия в значительной мере зависит от перспектив его развития. Поэтому на предприятии разрабатываются стратегические цели и определяются задачи, стратегия и тактика их достижения.
Функциональный анализ. Предприятие выпускает продукцию и оказывает услуги потребителям. Для последних не безразличен технический уровень изделий и их качество. Эти параметры приобретают особую значимость в условиях жесткой конкуренции и борьбы за рынки сбыта продукции. Здесь повышение качества продукции является одним из приоритетных направлений развития предприятий.
Технический анализ. Предметом этого вида анализа являются причинно-следственные связи технических процессов и их влияние на хозяйственную деятельность. Последняя в немалой мере зависит от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой.
Экономический анализ. Объектом этого вида анализа являются экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. К таким процессам относятся формирование себестоимости и эффективность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; использование живого и овеществленного труда; формирование стоимости продукта и др. Указанные процессы протекают одновременно с технологическими, но отличаются от них по своей природе, содержанию и форме выражения.
Социальный анализ. Предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему, где наряду с производственно-хозяйственной деятельностью протекают и социальные процессы. Последние находят свое выражение в создании нормальных условий труда, обеспечивающих допустимые нормы шума, затененности, освещенности, вибрации, температуры и др.; развитии социальной инфраструктуры и других аспектов труда и быта работающих.
Экологический анализ. Предприятия в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности существенно загрязняют окружающую среду: атмосферу, гидросферу.
Функционально-стоимостной анализ. Объектом исследования здесь выступают функции изделий и обусловленные ими стоимости.
Технико-экономический анализ. Объектом анализа являются технические процессы, используемые для производства продукции с заданными свойствами и связанные с этим материальные, трудовые и финансовые затраты, а его предметом — причинно-следственные связи технических и экономических процессов, обусловливающих конечные результаты деятельности предприятия.
Социально-экономический анализ. Объектом анализа являются социальные процессы и их влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Предметом исследования служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива.
Экономико-экологический анализ. Объектом исследования служат экологические и экономические процессы, связанные с улучшением экологической обстановки.
Шеремет А.Д.
По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.
По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий, исторический).
Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов.
Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков.
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый.
Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.
Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц; квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Операционный анализ связан с оценкой и прогнозированием результатов операционной деятельности предприятия, выявлением резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совершенствования техники, технологии и организации производства.
Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и так далее.
Качественный анализ — это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.
Количественный анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Ситуационный анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требуется системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях неопределенности.
Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес.
Любушин А.В.
Внешний. Общая оценка имущественного и финансового состояния.
Внутренний. Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности
Различие видов целей и задач хозяйственной деятельности, обусловливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию его видов.
5. Методики анализа ФХД Эффективность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильности методики и организации его проведения. Методика представляет собой совокупность методов и приемов исследования экономики, практического выполнения анализа хозяйственной деятельности. Если методологию экономического анализа представить как стратегию исследования хозяйственных процессов и явлений, то методика — это тактика их изучения и оценки. Аналитические работы включают составление плана анализа, подбор, проверку и методику изучения экономической и другой информации, обобщение и реализацию результатов проведенного исследования.
Автор Высказывание Ковалев В.В.
Методика АФХД как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):
наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;
систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;
обобщение — построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов.
В наиболее общем виде метод можно представить как комбинацию трех составляющих:
М = K, I, P
где K- категории науки;
I- инструментарий исследований;
Р — принципы.
Категории — это наиболее общие понятие данной науки. Для АФХД к категориям можно отнести: фактор, модель, система, затраты, доходы и т.д.
Принципы в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий используются общие для многих областей познания: системность, научность, конкретность и т.д.
Научный инструментарий (аппарат) — это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Можно выделить две основные особенности научного инструментария, применяемого в анализе.
Первая — это открытость, выраженная в аккумулировании методов исследования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и т.д.). Анализ не замыкается на специфических, разработанных в его рамках приемах, но активно использует самые разнообразные методики, творчески их переработав применительно к собственным требованиям. В последние годы совершенствование научного аппарата анализа шло по пути усиленной математизации методик. Это естественно, поскольку еще Леонардо да Винчи сказал: «Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».
Вторая особенность состоит в том, что на разных этапах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяются различные методики и приемы. При этом не существует никакой четкой регламентации по поводу их применения. Многое здесь зависит от цели анализа, имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных и человеческих ресурсов, информационного и технического обеспечения. В реальном анализе чаще всего используются комбинации различных приемов и методик.
Шеремет А.Д.
Под методикой понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитической работы.
На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.
На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.
На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).
На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.
На пятом этапе изучаются факторы, и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия.
На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.
На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
Среди них можно выделить традиционные логические способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д.).
Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций и другие. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.
Любушин А.В.
Подготовительный этап включает составление плана проведения анализа, подбор, проверку и предварительную обработку изучаемой информации. В зависимости от цели и сроков проведения анализа хозяйственной деятельности планы могут быть краткими или развёрнутыми. В планах экономического анализа обычно предусматривают:
• цель анализа;
• объекты анализа;
• программу анализа;
• сроки (периодичность) проведения аналитических работ;
• исполнителей и распределение аналитических работ (функций) между ними;
• порядок оформления и использования результатов проведенного анализа.
Основной этап включает аналитическую обработку материалов, составление таблиц, графиков, диаграмм, выявление и изучение влияния основных факторов на показатели хозяйственной деятельности, анализ и оценку имеющихся возможностей и резервов экономического и социального развития, улучшения использования ресурсов. Основной этап комплексного анализа обычно начинают с предварительного ознакомления с общими результатами хозяйственной деятельности предприятий. Для этого по основным показателям устанавливают степень выполнения планов и изменения их в динамике. Выявляют положительные и отрицательные моменты в работе и их причины. Такое общее ознакомление с результатами хозяйствования покажет, на какие стороны деятельности предприятий следует обратить особое внимание. Так, на торговых предприятиях анализ розничного товарооборота обычно начинают с предварительного ознакомления с показателями товарного баланса, дающими представление о наличии и использовании товарных ресурсов — важнейшего фактора успешного выполнения плана товарооборота. Из приведенных в таблице данных товарного баланса следует, что план товарооборота выполнен торговым предприятием за счет сверхпланового поступления товаров, наличия сверхнормативных товарных запасов на начало года и заниженных товарных запасов на конец года. Возможности роста товарооборота сократились в связи с увеличением по сравнению с планом прочего выбытия товаров. Дальнейший анализ должен указать пути более полного обеспечения и эффективного использования товарных ресурсов, лучшего удовлетворения спроса покупателей.
На заключительном этапе анализа обобщают и оформляют его результаты, разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся резервов (особенно прогнозных, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности), осуществляют контроль за выполнением разработанных мероприятий. При проведении экономического анализа за длительный период времени его результаты нередко оформляются в виде справки, докладной или объяснительной записки, заключения и т.п., состоящих из двух частей: выводов и предложений (рекомендаций).
В выводах дается обобщенная оценка степени выполнения планов, бизнес-планов, динамики хозяйствования, указываются пути, возможности и резервы улучшения функционирования предприятий. Текстовое изложение материала обязательно подкрепляется конкретными цифровыми данными, обосновывающими сделанное заключение. Выводы должны быть лаконичными, краткими, но достаточно полис и объективно характеризовать результаты работы предприятий. В них также указывается, как выполнены рекомендации по ранее проводимому экономическому анализу. В справке иле докладной записке по результатам проведенного анализа аудитором, вышестоящей организацией, финансовыми, кредитными и другими органами могут содержаться общие сведения об анализируемом предприятии.
Предложения (рекомендации), как и выводы, основываются на результатах проведенного глубокого факторного анализа и содержат комплекс конкретных организационно-технических и экономических мер, направленных на устранение недостатков и мобилизацию имеющихся возможностей и резервов повышения эффективности хозяйствования. Каждое предложение должно быть реальным и экономически обоснованным цифровыми данными, расчетами, практическим материалом. В предложениях указываются сжатые, но реальные сроки их выполнения и лица, обеспечивающие реализации: разработанных рекомендаций.
продолжение
--PAGE_BREAK--