Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ риска денежных потоков инвестиционного проекта

Введение

Глава1 Общая характеристикаОсОО «Нур Телеком»
1.1Общее сведенияо компании «НурТелеком»
1.2Сотовая связьи ее особенности
Глава2 Рентабельностьпредприятия
2.1Анализ рентабельности(по основнойотчетности), финансовойустойчивости, деловой активностиОсОО «Нур Телеком»за 3 года
Глава3 Методикапрогнозированияи оценки рисковденежных потоковинвестиционногопроекта
3.1Оценка денежногопотока
3.2Вероятностныйанализ
3.3Расчет точкибезубыточностипредприятия
3.4Анализчувствительностипроекта
3.5Риск, ассоциируемыйс проектом
Глава4. Прогноз

Введение

Актуальностьданной темыобусловленатем, что формированиерынка и рыночнойинфраструктуры, новых механизмовустановлениясвязей и развитияпредпринимательства, жесткостьконкуренциитребуют переоценкитеории прогнозированияи оценки рисковденежных потоковинвестиционногопроекта.
Оценкапрогнозируемогоденежногопотока — важнейшийэтап анализаинвестиционногопроекта. Денежныйпоток состоитв наиболееобщем виде издвух элементов: требуемыхинвестиций— оттока средств— и поступленияденежных средствза вычетомтекущих расходов— притока средств.
В разработкепрогнознойоценки участвуютспециалистыразных подразделений, обычно отделамаркетинга, проектно-конструкторскогоотдела, бухгалтерии, финансового, производственногоотделов, отделаснабжения.Основные задачиэкономистов, ответственныхза планированиеинвестиций, в процессепрогнозирования:
1) координацияусилий другихотделов испециалистов;
2) обеспечениесогласованностиисходныхэкономическихпараметров, используемыхучастникамипроцессапрогнозирования;
3) противодействиевозможнойтенденциозностив формированииоценок.
Предметомисследованияданной работы, является изучениетеоретико –методологическихвопросов финансовогоменеджмента, в частностиметодикапрогнозированияи оценки рисковденежных потоковинвестиционногопроекта.
Информационнойбазой дляисследованияпрактическойработы служитстатитическаяфинансоваяотчетностьОсОО «Нур Телеком», нормативно– правовыедокументыКыргызкойРеспублики, а так же аналитическиематериалыфирмы.
Глава1 Общая характеристикаОсОО «Нур Телеком»

1.1 Общиесведения окампании «НурТелеком»

В Кыргызстанепосле несколькихнедель тизинговойрекламы, запущенновый оператормобильной связипод торговоймаркой «О!».СреднейАзии брендингом, привело к ажиотажусреди потенциальныхпользователей, в результатекоторого запервые пятьдней продажбыло проданоболее 40 000 сим-карт.Наиболее эффективнымэлементом УТПстала возможностьсамостоятельновыбирать свойбудущий номертелефона, атакже бесплатноеобщение междуабонентамисети. Что касаетсябрендинга, товсе его элементы: название, логотип, цветовой код, дополнительныеграфическиеэлементы сознательнолаконичны, эмоциональныи отчётливопозитивны. Онипризваны яркои быстро выделить«О!» из ужесуществующегоконкурентногоряда, создавимидж молодой, динамичной, инновационной, удобной компании, пользоватьсяуслугами которойудивительнолегко, простои не скучно.Квинтэссенцияпослания новогооператорапользователямвыражена вслогане «О! — Удивляй и удивляйся».Отдельно хочетсяобратить вниманиена то, что длядонесения доаудиторииоткрытостимарки, её мобильностии эмоциональности, было использованоне очень частоприменяемоерешение, прикотором нарядус основнымлоготипом марки(используетсяна носителяхбренда, кактакового: сим-карта, вывеска салонасвязи и т.п.), существуетцелый ряд егодублёров, графическоерешение которыхпозволяетвносить дополнительныесмысловые иэмоциональныепозывы (используетсяв отдельныхэлементахкоммуникации).Этот приёмнаделяет маркубольшей мобильностьюи возможностьюотчётливейдоносить посылыконкретныхрекламныхпосланий. Проектвыполнен позаказу компании«Нур Телеком»российскойкомандой специалистовв области маркетингаи коммуникаций.Работы по созданиюи развитиюграфическогообраза маркивыполненымосковскимбрендинговымагентством«Внешний Вид».

1.2 Сотоваясвязь и ееособенности

Сотоваясвязь одна изнаиболее динамичноразвивающихсяотраслей. Ссамогоначаласуществованиясотовых сетейнаблюдалосьежегодноеудвоениечисла абонентов.
Существенноевлияние на ростчисла абонентовсотовых сетейоказывает
конкуренция.С появлениемконкуренциимежду поставщикамиуслуг связи,
последниестановятсядоступнеепользователям, а цены их снижаются.Но низкая стоимостьабонентскихуслуг это толькоодин из факторов, обеспечивающихрост числапользователейсотовых сетей.Равным по значениюфактором являетсяплатежеспособностьабонента. Ксожалению, доходы населенияи предприятийв Кыргызстаненевысоки, ктому же отличаютсярегиональнойнеравномерностью.
Кыргызскийсотовый бизнеснаходится вначале своегоразвития.
Насегодняшнийдень в нашемгороде в коммерческойэксплуатациинаходятся
GSM (в первыебыл представленкомпанией«Бител»), сейчастак же егопредоставляюттакие компании«Нур Телеком»,«Мегаком»,«Билайн».
СDMAпредставленкомпанией«Кател», «Фонекс»и 3G (представленкомпанией«Некси») .
Несмотряна сегодняшниеэкономическиесложности, эксперты компаниипрогнозируютдальнейшийприрост клиентов, которых, каки прежде, будетпредставлятьв основном«средний класс».Главные причиныуспеха компании– высокий уровеньобслуживанияи современнуюмаркетинговуюполитику, аэто, преждевсего доходчиваяреклама, адресныймаркетинг, поддержкапродаж, связьс общественностью, расширениеагентств попродаже услуг, регулярныемаркетинговыеисследования, продуманнаятарифная политика.
Средилюдей, для которыхсотовый телефонэто неотъемлемаячасть жизни, работы, отдыха, компания пользуетсябольшой популярностью.И объясняетсяэто не толькотем, что оснащенаона новейшимоборудованием, великолепноподготовленнымперсоналоми развитойсетью сервисныхцентров, но внемалой степении тем, тем чтодоступен широкийдиапазон тарифов, гибкая системаскидок и маркетинговыхпредложений.
ПольАдан, канадскийспециалистпо маркетингу, в своем руководстверекомендуетпредварятьинвестициисбором информациио деловой активностирегиона. Личноон черпает ееиз прессы, статистическихсводок, но изначальнообращаетсяк отчетам компанийсотовой связидля акционеров.Темпы развитиясредств телекоммуникациибез прикраспоказываютуровень деловойактивностигорода и региона.«Сотовая связь– лучший показательтого, насколькобурно развиваетсябизнес в этойместности.Бездельникамне нужны средствасовременнойтелекоммуникации!»
Еслиприменитьметодику канадцав оценке Бишкека, можно смелоутверждать, что в Кыргызстанеэтот регионнаходитсядалеко не напоследнем местепо количествуэнергичныхи деловых людей.

Глава2. Рентабельностьпредприятия

2.1 Анализрентабельности(по основнойотчетности), финансовойустойчивости, деловой активностипредприятияза 3 года.

Основнаязадача компании– сохранитьтекущий уровеньдоходов, вполневыполним. Озвученныеантикризисныемеры помогуткомпании приминимальныхсокращенияхинвестицийсохранитьустойчивоефинансовоеположение.Переориентацияинвестицийв высоко-маржинальныепродукты: ШПДи мобильнаясвязь в сочетаниис маркетинговымподходом кпродаже услуг(продаватьболее дешевыетарифы) будетспособствоватьсохранениюпоказателярентабельностибизнеса натекущем уровне.В привлечениисредств «НурТелеком» неиспытываеттрудностей.
Динамичностьрыночных отношенийобусловливаетпринятие неординарныхрешений, связанныхс финансовымирезультатамидеятельности.Для оценкиуровня эффективностиработы получаемыйрезультат — прибыль — сопоставляетсяс затратамиили используемымиресурсами.
Рентабельностьесть относительныйпоказатель, который обладаетсвойствомсравнимости, может бытьиспользованпри сравнениидеятельностиразных хозяйствующихсубъектов.Рентабельностьхарактеризуетстепень доходности, выгодности, прибыльности.
И принципыработы «НурТелеком» вусловиях кризисавыглядят вполнелогичными. Всемеры направленына максимизациюдоходов и минимизациюрасходов, чтопозволит компаниинаиболеебезболезненнопережить тяжелыевремена и заниматьсредства подтекущие высокиеставки лишьв самом крайнемслучае.
Рентабельностькак обобщающийпоказательэффективнойдеятельностихозяйствующегосубъекта. Рассмотримдва вида рентабельности:
1. операционную(основную),
2. финансовую(получение иуплата дивидендов, процентов ит. п.).
В соответствиис этим в анализефинансовыхпоказателейиспользуютсяследующиегруппы показателейотносительнойдоходности:
1.Однимиз индикаторовэффективностипроизводственнойдеятельностипредприятияявляется показательрентабельностиделопроизводства.При его расчетев качествеинвестированногокапитала используетсястоимостьпроизводственныхфондов каксумма основныхпроизводственныхфондов (F) и материальныхоборотныхсредств (Е).
В качествеинвестированногокапитала прирасчетахрентабельностиможно использоватьстоимостьоборотногокапитала.
Прирасчетахрентабельностинеобходимоиметь в виду, что величинаинвестируемогов предприятиекапитала меняетсяв течение периодаполучениядохода, поэтомуона должнаопределятьсякак его среднеезначение. Приэтом наиболееправильнымявляется расчетсредней хронологическойвеличиныинвестированногокапитала.
Прирасчетах показателейрентабельностимогут использоватьсяразличныепоказателидохода предприятия: валовая прибыль, прибыль отпродаж, прибыльдо налогообложения, чистая прибыль(по данным формы№ 2 «Отчет о прибыляхи убытках»).
Анализпоказателейрентабельностихозяйственнойдеятельностина основе данныхбухгалтерской(финансовой)отчетности(форма № 1 и 2) представленв таблице :

Показатели
2007 год
2008 год
2009 год
Чистая прибыль мил. сом
3300
3800
5086
Стоимость оборотных активов милл.сом
10000
10000
12506
Стоимость основных производственных фондов мил. сом
19250
17000
20340
Рентабельность активов по чистой прибыли(1/2*100)%
33%
38%
41%
Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли (1/3*100)%
17%
23%
25%

Данныетаблицы позволяютсделать следующиевыводы:
В целомпо предприятиюнаблюдаетсяулучшение виспользованииимущества. Скаждого сомасредств, вложенныхв активы, предприятиеполучило вотчетном годубольше меньше, чем в предыдущемпериоде. Рентабельностьоборотныхактивов повысиласьза отчетныйпериод на 5% в2008 году, и на 2 % 2009году. Следовательно, предприятиеувеличилорентабельностьоборотныхактивов на 7%за все года.Так же увеличиласьрентабельностьпроизводствапо чистой прибылина 2% в 2008,2009 годах.Причинойположительныхсдвигов в уровнерентабельностистали, пропорциональныетемпы приростаимущества, посравнению стемпами приростаобщей суммыприбыли.
2. Финансоваярентабельностьхарактеризуетэффективностьинвестицийсобственниковпредприятия, которые предоставляютпредприятиюресурсы илиоставляют вего распоряжениивсю или частьпринадлежащейим прибыли. Всамом общемвиде финансоваярентабельностьопределяетсяпо формуле:

k = Р/ СК

гдеk – финансоваярентабельность;
Р –прибыль;
СК –средняя стоимостьсобственногокапитала.
Прирасчетахрентабельностистоимостьсобственногокапитала должнарассчитыватьсякак средняяза период величина, так как в течениегода собственныйкапитал можетбыть увеличенза счет дополнительныхденежных вкладовили за счетиспользованияобразующейсяв отчетном годуприбыли.
Анализфинансовойрентабельностиможно провестипо данным, приведеннымв таблице

Показатели
За 2007
За 2008
За 2009
Чистая прибыль мил.сом
3300
3800
5086
Собственный капитал мил.сом
13000
13300
16086
Финансовая рентабельность (1\2*100%)
26%
29%
32%

Данныетаблицы показывают, что финансоваярентабельностьпредприятияповысиласьв отчетныхгодах на 4 % в 2008году, и на 3% в 2009году.
«НурТелеком» неожидает кардинальногоснижения спросана фиксированнуюсвязь, так какэти услугиобладают неэластичным(то есть постоянным)спросом. Междутем, в отношениитемпов ростаинтернет-услуг, прогноз болееосторожный.«Нур Телеком»полагает, чтотемпы роста(в последниегоды оченьстремительные), безусловно, замедлятся, причина томув экономиибюджетов коммерческихпредприятийв части информационныхуслуг.

Глава3 Методикапрогнозированияи оценки рисковденежных потоковинвестиционногопроекта

Единственныминструментомборьбы за ростчистого денежногопотока становитсясокращениеобъема инвестиций.При этом «НурТелеком» неожидает, чтов долгосрочнойперспективесвязь можетпострадатьот недоинвестирования: основной этапстроительствасетей в компанияхпройден, «НурТелеком»предоставляютширокий спектрконкурентныхуслуг, а конкурентыозабоченырешением техже проблем итакже вынужденыэкономить назатратах. Вцелом, «Нуртелеком» склоненсчитать, чтосокращениеразмера капитальныхвложений коснетсяв 2010 году всехбез исключенияоператоровКыргызстана.На фоне мировогофинансовогокризиса, игрокибудут делатьакцент не надоле рынка иликапитализации, а на размереденежногопотока: в условияхневероятнойдороговизныи сложнодоступностизаемных ресурсовна первый планвыходит стремление, как минимум,«выйти в ноль»по показателючистого денежногопотока (т.е. чистойприбыли завычетом погашениятела долга иинвестиций).

3.1 Оценкаденежногопотока

Оценкапрогнозируемогоденежногопотока — важнейшийэтап анализаинвестиционногопроекта. Денежныйпоток состоитв наиболееобщем виде издвух элементов: требуемыхинвестиций— оттока средств— и поступленияденежных средствза вычетомтекущих расходов— притока средств.
В разработкепрогнознойоценки участвуютспециалистыразных подразделений, обычно отделамаркетинга, проектно-конструкторскогоотдела, бухгалтерии, финансового, производственногоотделов, отделаснабжения.Основные задачиэкономистов, ответственныхза планированиеинвестиций, в процессепрогнозирования.
Релевантный— представительный— денежныйпоток проектаопределяетсякак разностьмежду общимиденежнымипотоками предприятияв целом заопределенныйпромежутоквремени в случаереализациипроекта — CFt″— и в случаеотказа от него— CFt′:

CFt = CFt′ –CFt″

Денежныйпоток проектаопределяетсякак приростной, дополнительныйденежный поток.Один из источниковошибок связанс тем, что лишьв исключительныхслучаях, когдаанализ показывает, что проект невлияет насуществующиеденежные потокипредприятия, этот проектможет рассматриватьсяизолированно.В большинствеслучаев однаиз основныхтрудностейв оценке денежныхпотоков состоитв оценке CFt′ иCFt″ .
Делов том, что мыне знаем сдостоверностью100% ни величинуполучаемогов будущем результата, ни величинупотенциальныхбудущих затрат.
Изперечисленныхможно выделитьметод сценариев, который позволяетсовместитьисследованиечувствительностирезультирующегопоказателяс анализомвероятностныхоценок егоотклонений.Процедураиспользованияданного методав процессеанализа инвестиционногориска состоитиз следующихшагов.
1. Задаютнескольковариантовизмененийвыбранныхключевых исходныхпоказателей.
2. Каждомуварианту измененийприписываютего вероятностнуюоценку. Приэтом пользуютсяизвестнымитиповыми ситуациями, предыдущимираспределениямивероятности, субъективнымиоценками.
3. Длякаждого вариантарассчитываютвероятноезначения критерияNPV, а также оценкиего отклоненийот среднегозначения.
4. Проводитсяанализ вероятностныхраспределенийполученныхрезультатов.
3.2 Вероятностныйанализ

Вероятностныеметоды основываютсяна знанииколичественныххарактеристикрисков, сопровождающихреализациюаналогичныхпроектов, иучете спецификиотрасли, политическойи экономическойситуации. Врамках вероятностныхметодов можнопроанализироватьи оценить отдельныевиды инвестиционныхрисков. В то жевремя два другихметода — определениекритическихточек и анализчувствительности— дают лишьобщее представлениеоб устойчивостипроекта к изменениямзаложенныхв него параметров.
Риск, связанный спроектом, характеризуетсятремя факторами: событие, связанноес риском; вероятностьрисков; сумма, подвергаемаяриску. Чтобыколичественнооценить риски, необходимознать все возможныепоследствияпринимаемогорешения и вероятностьпоследствийэтого решения.Выделяют дваметода определениявероятности:
Объективныйметод определениявероятностиоснован навычислениичастоты, с которойпроисходятнекоторыесобытия. Частотапри этом рассчитываетсяпа основе фактическихданных. Так, например, частотавозникновениянекоторогоуровня потерьА в процессереализацииинвестиционногопроекта можетбыть рассчитаныпо формуле:
--PAGE_BREAK--
f(A)=n(A)/n,

гдеf — частотавозникновениянекоторогоуровня потерь;
n(A) — числослучаев наступленияэтого уровняпотерь;
n — общеечисло случаевв статистическойвыборке, включающеекак успешноосуществленные, так и неудавшиесяинвестиционныепроекты.
Привероятностныхоценках рисковв случае отсутствиядостаточногообъема информациидля вычислениячастот используютсяпоказателисубъективнойвероятности.
Субъективнаявероятностьявляетсяпредположениемотносительноопределенногорезультата, основывающемсяна сужденииили личномопыте оценивающего, а не на частоте, с которой подобныйрезультат былполучен в аналогичныхусловиях.
Важнымипонятиями, применяющимисяв вероятностноманализе рисковявляются понятияальтернативы, состояниясреды, исхода.
Альтернатива— это последовательностьдействий, направленныхна решениенекоторойпроблемы. Примерыальтернатив: приобретатьили не приобретатьновое оборудование, следует ливнедрять впроизводствоновый продукти т. д. Альтернативныеиздержки — этоупущенныйвозможный доходот альтернативногоиспользованияресурса. Корректныйанализ бюджетакапиталовложенийдолжен проводитьсяс учетом всехрелевантных— значимых —альтернативныхзатрат.
Состояниесреды — ситуация, на которуюлицо, принимающеерешение (в нашемслучае — инвестор), не может оказыватьвлияние (например, благоприятныйили неблагоприятныйрынок, климатическиеусловия и т.д.).
Исходы(возможныесобытия) возникаютв случае, когдаальтернативареализуетсяв определенномсостояниисреды. Это некаяколичественнаяоценка, показывающаяпоследствияопределеннойальтернативыпри определенномсостоянии среды(например, величинаприбыли, количествоабонентов ит. д.).

Сценарииразвития проекта.
Сценарии
Вероятность
NPV(тыс.сом)
NPV с учетом вероятности (тыс.сом.)
«оптимистичный»
0.1
100
10
«нормальный»
0.5
80
40
«пессимистичный»
0.4
50
20
Всего
1
-
70

3.3 Расчетточки безубыточностипредприятия

Показателипредельногоуровня характеризуютстепень устойчивостипроекта поотношению квозможнымизменениямусловий егореализации.Основным показателемэтой группыявляется точкабезубыточности(break-even point) — уровеньфизическогообъема продажна протяжениирасчетногопериода времени, при которомвыручка отреализациипродукциисовпадает сиздержками.
Определениекритическихточек обычносводится красчету такназываемой«точки безубыточности».Для этогорассчитываетсятакой уровеньпроизводстваи реализациипродукции, прикотором чистаятекущая стоимостьпроекта (NPV) равнанулю, т.е. проектне приноситни прибыли, ниубытка. Чемниже будет этотуровень, темболее вероятно, что данныйпроект будетжизнеспособенв условияхснижения спроса, и тем ниже будетриск инвестора.
Дляподтвержденияустойчивостипроекта необходимо, чтобы значениеточки безубыточностибыло меньшезначений номинальныхобъемов производстваи продаж. Чемдальше от нихзначение точкибезубыточности(в процентномотношении), темустойчивеепроект. Проектобычно признаетсяустойчивым, если значениеточки безубыточностине превышает75% от номинальногообъема производства.
Точкабезубыточностиопределяетсяпо формуле:

TБ=3c/(Ц-3v),

гдеЗс — постоянныезатраты, размеркоторых напрямуюне связал собъемом производствапродукции(сом.);
Ц — ценаза единицупродукции(сом.);
3v — переменныезатраты, величинакоторых изменяетсяс изменениемобъема производствапродукции(сом./ед.).
Ограничения, которые должнысоблюдатьсяпри расчететочки безубыточности
1. Объемпроизводстваравен объемупродаж,
2. Постоянныезатраты одинаковыдля любогообъема производства,
3. Переменныеиздержки изменяютсяпропорциональнообъему производства,
4. Ценане изменяетсяв течение периода, для которогоопределяетсяточка безубыточности,
5. Ценаединицы продукциии стоимостьединицы ресурсовостаются постоянными,
6. В случаерасчета точкибезубыточностидля несколькихнаименованийпродукции, соотношениемежду объемамипроизводимойпродукциидолжно оставатьсянеизменным.
Уровеньрезерва прибыльности(РП) как долиот планируемогообъема продаж(ОП) определяетсяпо формуле:

РП = (ОП- ТБ)/ОП

Показательточки безубыточностипозволяетопределить:
— требуемыйобъем продаж, обеспечивающийполучениеприбыли;
— зависимостьприбыли предприятияот измененияцены;
— значениекаждого продуктав доле покрытияобщих затрат.
Показательточки безубыточностиследует использоватьпри:
— введениив производствонового продукта;
— модернизациипроизводственныхмощностей;
— созданиинового предприятия;
— изменениипроизводственнойили административнойдеятельностипредприятия.

Расчетточки безубыточностипредприятия.№
Наименование статьи
Продукт «А»
Продукт «Б»
Продукт «В»
Итого
1
Объем продаж, тыс.сом
100
200
700
1000
2
Доля в объеме продаж, %
10
20
70
100
3
Цена за единицу, сом
2
5
10
-
4
Переменные издержки, тыс.сом
40
120
380
540
5
Доход, тыс.сом.
60
80
320
460
6
Уровень дохода от объема продаж, %
-
-
-
46
7
Постоянные издержки, тыс.сом.
-
-
-
200
8
Точка безубыточности для производства в целом, тыс.сом — —

434
9
Точка безубыточности по видам продукции, тыс. сом.
43,4
86,8
303,8
434
10
Точка безубыточности по видам продукции, штук
21700
17360
30380
-

3.4 Анализчувствительностипроекта.

Анализчувствительности(sensitivity analysis) заключаетсяв оценке влиянияизмененияисходных параметровпроекта на егоконечныехарактеристики, в качествекоторых, обычно, используетсявнутренняянорма прибылиили NPV. Техникапроведенияанализа чувствительностисостоит в изменениивыбранныхпараметровв определенныхпределах, приусловии, чтоостальныепараметрыостаются неизменными.Чем большедиапазон вариациипараметров, при которомNPV или норма прибылиостаетсяположительнойвеличиной, темустойчивеепроект.
Анализчувствительностипроекта позволяетоценить, какизменяютсярезультирующиепоказателиреализациипроекта приразличныхзначенияхзаданных переменных, необходимыхдля расчета.Этот вид анализапозволяетопределитьнаиболее критическиепеременные, которые в наибольшейстепени могутповлиять наосуществимостьи эффективностьпроекта.
В качествеварьируемыхисходных переменныхпринимают:
— объемпродаж;
— ценуза единицупродукции;
— инвестиционныезатраты илиих составляющие;
— графикстроительства;
— операционныезатраты илиих составляющие;
— срокзадержек платежей:
— уровеньинфляции;
— процентпо займам, ставкудисконта и др.
В качестверезультирующихпоказателейреализациипроекта могутвыступать:
-показателиэффективности(чистый дисконтированныйдоход, внутренняянорма доходности, индекс доходности, срок окупаемости, рентабельностьинвестиций),
-ежегодныепоказателипроекта (балансоваяприбыль, чистаяприбыль, сальдонакопленныхреальных денег).
Приотносительноманализе чувствительностисравниваетсяотносительноевлияние исходныхпеременных(при их изменениина фиксированнуювеличину, например, на 10%) на результирующиепоказателипроекта. Этотанализ позволяетопределитьнаиболее существенныедля проектаисходные переменные; их изменениедолжно контролироватьсяв первую очередь.
Абсолютныйанализ чувствительностипозволяетопределитьчисленноеотклонениерезультирующихпоказателейпри изменениизначений исходныхпеременных.Значения переменных, соответствующиенулевым значениямрезультирующихпоказателей, соответствуютрассмотреннымвыше показателямпредельногоуровня.
Результатыанализа чувствительностиприводятсяв табличнойили графическойформах. Последняяявляется болеенаглядной идолжна применятьсяв презентационныхцелях.
Недостатокметода: не всегдаанализ чувствительностиправомерент.к. изменениеодной переменной, необходимойдля расчетаможет повлечьизменениедругой, а этотметод однофакторный.
Анализчувствительностиинвестиционногопроекта.
Определение рейтинга факторов проекта, проверяемых на риски
Переменная (x)
Изменение x, %
Изменение NPV, %
Отношение % изменений NPV к % изменений x
Рейтинг
Ставка процента
Оборотный капитал
Остаточная стоимость
Переменные издержки
Объем продаж
Цена реализации
2
1
3
5
2
6
5
2
6
15
8
9
2,5
2
2
3
4
1,5
3
4
4
2
1
5
Показатели чувствительности и прогнозируемости инвестиционного проекта
Переменная (x)
Чувствительность
Рейтинг
Объем продаж
Переменные издержки
Ставка процента
Оборотный капитал
Остаточная стоимость
Цена реализации
Высокая
Высокая
Средняя
Средняя
Средняя
Низкая
Низкая
Высокая
Средняя
Средняя
Высокая
Низкая

3.5 Риск, ассоциируемыйс проектом

Характеристикириска. При анализеинвестиционныхпроектов выделяюттри типа рисков:
1) единичныйриск, когдариск проектарассматриваетсяизолированно, вне связи сдругими проектамипредприятия;
2) внутрифирменныйриск, когдариск проектарассматриваетсяв его связи спортфелемпроектов предприятия;
3) рыночныйриск, когдариск проектарассматриваетсяв контекстедиверсификациикапитала акционеровпредприятияна фондовомрынке.
Логикапроцессаколичественнойоценки различныхрисков основываетсяна учете рядаобстоятельств:
1) рискхарактеризуетнеопределенностьбудущих событий.Для некоторыхпроектов имеетсявозможностьобработатьстатистическиеданные прошлыхлет и проанализироватьрисковостьинвестиций.Однако естьслучаи, когдав отношениипредполагаемыхинвестицийневозможнополучитьстатистическиеданные и приходитсяполагатьсяна оценки экспертов— руководителейи специалистов.Потому следуетиметь в виду, что некоторыеданные, используемыев анализе, неизбежноосновываютсяна субъективныхоценках;
2) в анализериска используютсяразличныепоказателии специальныетермины, которыебыли приведеныранее:
σP— среднеквадратичноеотклонениеприбыльностирассматриваемогопроекта, определяемоекак среднеквадратическоеотклонениевнутреннейдоходности(IRR) проекта, σP— показательединичногориска проекта;
rP,F —коэффициенткорреляциимежду доходностьюанализируемогопроекта и доходностьюдругих активовпредприятия;
rP,M —коэффициенткорреляциимежду доходностьюпроекта и доходностьюна фондовомрынке в среднем.Эта связь обычнооцениваетсяна основесубъективныхэкспертныхоценок. Еслизначение коэффициентаположительно, то проект принормальнойситуации врастущей экономикебудет иметьтенденцию квысокой доходности;
σF— среднеквадратическоеотклонениедоходностиактивов предприятиядо принятияк исполнениюрассматриваемогопроекта. ЕслиσF невелико, предприятиестабильно иего фирменныйриск относительнонизок. В противномслучае рисквелик и великишансы банкротствапредприятия;
σM— среднеквадратическоеотклонениерыночной доходности.Эта величинаопределяетсяна основе данныхпрошлых лет;
βP,F— внутрифирменныйβ-коэффициент.Концептуальноон определяетсяпутем регрессиидоходностипроекта относительнодоходностипредприятиябез учета данногопроекта. Длярасчета внутрифирменногокоэффициентаможно воспользоватьсяформулой, приведеннойранее:

βP,F= (σP/σF)ЧrP,F;

βP,M— β-коэффициентпроекта в контекстерыночногопортфеля акций; теоретическиможет бытьрассчитан путемрегрессиидоходностипроекта относительнодоходностина рынке. Онможет бытьвыражен формулой, аналогичнойформуле дляβP,F. Эторыночныйβ-коэффициентпроекта. Онявляется меройвклада проектав риск, которомуподвергаютсяакционерыпредприятия;
3) оцениваярисковостьпроекта, особенноважно измеритьего единичныйриск — σP, так как приформированиибюджета капиталовложенийэта составляющаяиспользуетсяна всех этапаханализа в зависимостиот того, чтохотят измерить— фирменныйриск, рыночныйриск или обавида риска;
4) большинствопроектов имеетположительныйкоэффициенткорреляциис другими активамипредприятия, причем егозначение наиболеевысоко дляпроектов, которыеотносятся косновной областидеятельностипредприятия.Коэффициенткорреляцииредко равен+1,0, поэтому некотораячасть единичногориска большинствапроектов спомощью диверсификациибудет устранена, и чем большепредприятие, тем этот эффектвероятнее.Внутрифирменныйриск проектаменьше, чем егоединичный риск;
5) большинствопроектов, крометого, положительнокоррелируютс другими активамив экономикестраны;
6) есливнутрифирменнаяβP,F проектаравна 1,0, то степеньфирменногориска проектаравна степенириска среднегопроекта. ЕслиβP,M больше1,0, то риск проектабольше среднегофирменногориска, и наоборот.Риск, превышающийсредний фирменный, приводит, какправило, киспользованиюсредневзвешеннойцены капитала(WACC) выше средней, и наоборот.Уточнение WACCв этом случаеосуществляетсяпо соображениямздравого смысла;
7) есливнутрифирменныйβ-коэффициент— βP,Mпроекта — равенрыночной бетапредприятия, то проект имеетту же степеньрыночногориска, что исредний проект.Если βP,Mпроекта большебета предприятия, то риск проектабольше среднегорыночногориска, и наоборот.Если рыночнаябета выше среднейрыночной бетапредприятия, то, как правило, это влечетиспользованиесредневзвешеннойцены капитала(WACC) выше средней, и наоборот. Дляуточнения WACCв этом случаеможно воспользоватьсямоделью оценкидоходностифинансовыхактивов (CAPM);
8) нередкиутверждения, что единичныйили внутрифирменныйриски, определенныевыше, не имеютзначения. Еслипредприятиестремится кмаксимизациибогатствавладельцев, то единственнымзначимым рискомявляется рыночныйриск. Это невернопо следующимпричинам:
владельцымелких предприятийи акционеры, портфели акцийкоторых недиверсифицированы, больше озабоченыфирменнымриском, чемрыночным;
инвесторы, обладающиедиверсифицированнымпортфелемакций, определяятребуемуюдоходность, кроме рыночногориска принимаютво вниманиеи другие факторы, в том числериск финансовогоспада, которыйзависит отвнутрифирменногориска предприятия;
стабильностьпредприятияимеет значениедля его менеджеров, работников, клиентов, поставщиков, кредиторов, представителейсоциальнойсферы, которыене склонныиметь дело снестабильнымипредприятиями; это, в свою очередь, затрудняетдеятельностьпредприятийи, соответственно, снижает прибыльностьи цены акций.

Глава4 Прогноз

Прогноз«Стабильный»отражает нашиожидания того, что компаниябудет и в дальнейшемдемонстрироватьвысокие операционныепоказателии генерироватьстабильныйденежный поток.Ожидается, чтокомпания по-прежнемубудет проводитьдостаточновзвешеннуюполитику финансовогоменеджмента, в том числебудет отказыватьсяот оппортунистическойполитики вотношенииприобретенияактивов. Такжеожидается, чтокомпания приведетсвои капитальныерасходы всоответствиес потребностямив ликвидности— для того, чтобыизбежать чрезмернойзависимостиот рефинансирования.
Рейтингимогут бытьпонижены вслучае значительногоснижения показателей, в том числе врезультатеухудшенияэкономическойситуации вКыргызстане.
Но таккак, весна 2010 годапринесла нетолько не стольприятные событиясвязанные среволюцией, так же определенныепозитивныенастроенияв отрасль сотовойсвязи, связанныес постепеннойстабилизациейфинансовогоклимата в стране.«Нур Телеком»смог закрепитьсвои успехина фоне нестабильнойобстановкив стране, погаситьчасть кредитови привлечьнекоторую долюабонентов засчет запускановых дополнительныхуслуг. Подобноеразвитие событийотносительновыправилоситуацию синвестиционнойпривлекательностью«Нур Телекома», однако о полномвосстановлениина прежнююпозицию уровнепока говоритьне приходится.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.