Реферат по предмету "Психология"


Особенности исследования индивидуальных качеств и поведения человека

Введение
Опросник направлен на изучениеиндивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла егодействия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительноосновных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и невоспроизводить точную копию ценностей общественных.
В конструкцию опросникавходит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения егопоступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальномуровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог — 42 балла, послекоторого результаты можно признать недостоверными.

Условия проведения
 
Морфологический тестжизненных ценностей состоит из 112 утверждений (см. ниже), каждое из которыхиспытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началомтестирования испытуемому дается следующая инструкция:
«Вам предлагаетсяопросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Васоценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:
— если для Вас смыслутверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланкапоставьте цифру 1;
— если для Вас имеетнебольшое значение, то поставьте цифру 2;
— если для Вас имеетопределенное значение — поставьте цифру 3;
— если для Вас это ВАЖНО- поставьте цифру 4;
— если для Вас это ОЧЕНЬВАЖНО — поставьте цифру 5.
Просим Вас помнить, чтоздесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильнымбудет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру«3».
Опрос необходимопроводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатордолжен быть доброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, ноне провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение.При групповомпроведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника.Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы.Каждый должен ответить индивидуально.
Порядок обработкиполученных результатов
Прежде чем приступить кобработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответовзаполнен целиком.
Далее суммируем баллыответов в соответствии с ключом. Таким образом, получаем первичные тестовыерезультаты. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Всеответы со знаком минус инвертируются. Так, если испытуемый ставит 5 баллов вответе на утверждение, относящееся к шкале достоверности, то ему соответствует1 балл. Если же за утверждение с отрицательным значением испытуемый ставит 1балл, то ему будет соответствовать 5 баллов.
После подсчетов всерезультаты заносятся в таблицу. Предложенные ценности относятся кразнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности иэгоистически-престижные (прагматические).
Это концептуально важнодля определения направленности деятельности личности или группы. К первымотносятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активныесоциальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность.
Соответственно, ко второйподгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение,сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражаютэгоистически-престижную направленность личности.
При всех низких значениях- направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемогоцелеполагания. При всех высоких баллах — направленность личностипротиворечивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группынаправленность личности является гуманистической, 2 -и группы — прагматической.
Для графического представленияполученных результатов и анализа соотношения ценностей внутри структурыжизненных ценностей личности существует бланк-график, позволяющий установитьсоотношение между социально одобряемыми и социально не одобряемыми ценностями,мотивами.

Ключ к морфологическомутесту жизненных ценностей (Форма А)Жизненные ценности Жизненные сферы Шкала достоверности ПРОФЕС. ОБРАЗОВ. СЕМЬЯ ОБЩЕСТ. УВЛЕЧ. ФИЗИЧ. Развитие себя
1
57
15
71
27
83
37
93
45
101
51
107
+7
-14
+20
+31
-40
+47
+52
-55
-63
+70
+76
+87
+96
-103
-108
-111 Духовное удовлетворение
8
64
2
58
16
72
28
84
38
94
46
102 Креативность
21
77
9
65
3
59
17
73
29
85
39
95 Социальные контакты
32
88
22
78
10
66
4
60
18
74
30
86 Собственный престиж
41
97
33
89
23
79
11
67
5
61
19
75 Достижения
48
104
42
98
34
90
24
80
12
68
6
62 Материальное положение
53
109
49
105
43
99
35
91
25
81
13
69 Сохранение индивидуальности
56
112
54
110
50
106
44
100
36
92
26
82
Текст опросника МТЖЦ
Просим оценить Вашижелания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльнойшкале, проговаривая фразу:
«Для меня сейчас (вашаоценка)
– если утверждение НЕИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте в бланке цифру «1»
– если утверждение ИМЕЕТНЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру « 2»
– если утверждение ИМЕЕТОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «3»;
– если утверждение ВАЖНО,поставьте цифру «4»;
– если утверждение ОЧЕНЬВАЖНО, поставьте цифру «5»
1. Постоянно повышать своюпрофессиональную квалификацию
2. Учиться, чтобыузнавать что-то новое в изучаемой области знании
3. Чтобы облик моего жилищапостоянно изменялся
4. Общаться с разнымилюдьми, участвовать в общественной деятельности
5. Чтобы люди, с которымия провожу свободное время, увлекались тем же чем и я
6. Чтобы участие вспортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов
7. Испытывать антипатии кдругим
8. Иметь интересную работу,полностью поглощающую меня
9. Создавать что-то новоев изучаемой мною области знании
10. Быть лидером в моейсемье
11. Не отставать отвремени, интересоваться общественно-политической жизнью
12. В своем увлечении быстродостигать намеченных целей
13. Чтобы физическаяподготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок
14. Позлословить, когда улюдей неприятности
15. Учиться чтобы «незарывать свой талант в землю
16. Вместе с семьей посещатьконцерты, театры, выставки
17. Применять своисобственные методы в общественной деятельности
18. Состоять членомкакого-либо клуба по интересам
19. Чтобы окружающиезамечали мою спортивную подтянутость
20. Не испытывать чувствадосады, когда высказывают мнение, противоположное моему
21. Изобретать,совершенствовать, придумывать новое в своей профессии
22. Чтобы уровень моейобразованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разнымилюдьми
23. Вести такой образсемейной жизни, который ценится обществом
24. Добиваться конкретныхцелей, занимаясь общественной деятельностью
25. Чтобы мое увлечениепомогало укрепить мое материальное положение
26. Чтобы физическаяподготовленность делала меня независимым в любых ситуациях
27. Чтобы семейная жизньисправила некоторые недостатки моей натуры
28. Находить внутреннееудовлетворение в активной общественной жизни
29. В свободное времясоздавать нечто новое, ранее не существовавшее
30. Чтобы моя физическаяформа позволяла мне уверенно общаться в любой компании
31. Не испытыватьколебаний, когда кому-то нужно помочь в беде
32. Иметь приятельские отношенияс коллегами по работе
33. Учиться, чтобы неотстать от людей моего круга
34. Чтобы мои детиопережали в своем развитии сверстников
35. Получать материальноевознаграждение за общественную деятельность
36. Чтобы мое увлечениеподчеркивало мою индивидуальность
37. Развивать своиорганизаторские способности, занимаясь общественной деятельностью
38. Полностьюсосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби
39. Придумывать новые упражнениядля физической разминки
40. Перед длительнойпоездкой всегда продумывать, что взять с собой
41. Какое впечатление мояработа оказывает на других людей
42. Получить высшееобразование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень
43. Чтобы моя семьяобладала очень высоким уровнем материального благосостояния
44. Твердо отстаиватьопределенную точку зрения в общественно-политических вопросах
45. Знать своиспособности в сфере хобби
46. Получать удовольствиедаже от тяжелой физической нагрузки
47. Внимательно слушатьсобеседника, кто бы он ни был
48. В работе быстродостигать намеченных целей
49. Чтобы уровеньобразования помог бы мне укрепить мое материальное положение
50. Сохранять полнуюсвободу и независимость от членов моей семьи
51. Чтобы активнаяфизическая деятельность позволяла изменять мой характер
52. Не думать, когда улюдей неприятности, что они получили по заслугам
53. Чтобы на работе былавозможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки,выгодные командировки и т.п.)
54. Учиться, чтобы «не затерятьсяв толпе»
55. Бросать что-то делать,когда не уверен в своих силах
56. Чтобы моя профессияподчеркивала индивидуальность
57. Заниматься изучениемновых веяний в моей профессиональной деятельности
58. Учиться, получая приэтом удовольствие
59. Постоянноинтересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье
60. Участвуя вобщественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми
61. Завоевать уважение улюдей благодаря своему увлечению
62. Всегда достигатьнамеченных спортивных разрядов и званий
63. Не бросать что-тоделать, если нет уверенности в своих силах
64. Получать удовольствиене от результатов работы, а от самого процесса
65. Повышать уровеньсвоего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину
66. Чтобы для меня неимело значения, что лидер в семье — кто-то другой
67. Чтобы моиобщественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для менялюдей
68. Занимаясь на досугелюбимым делом, детально продумывать свои действия
69. Участвуя в различныхсоревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение
70. Не говорить с умысломнеприятных вещей
71. Знать, какого уровняобразования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать
72. В супружестве бытьвсегда абсолютно надежным
73. Чтобы жизнь моегоокружения постоянно изменялась
74. Увлекаться чем-то всвободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же
75. Участвовать вспортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство
76. Не испытыватьвнутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу
77. Чтобы приемы моейработы изменялись
78. Повышать уровеньсвоего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей
79. Иметь супруга(супругу) из семьи высокого социального положения
80. Достигатьпоставленной цели в своей общественной деятельности
81. В своем увлечениисоздавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.)
82. Чтобы физическаяподготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы
83. Научиться пониматьхарактер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов
84. Быть полезным дляобщества
85. Вносить различныеусовершенствования в сферу моего хобби
86. Чтобы среди членовмоей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей
87. Внимательно следитьза тем, как я одет
88. Чтобы во время работыпостоянно была возможность общаться с сослуживцами
89. Чтобы уровень моегообразования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю
90. Тщательно планироватьсвою семейную жизнь
91. Занимать такое местов обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение
92. Чтобы мои взгляды нажизнь проявлялись в моем увлечении
93. Заниматьсяобщественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения
94. Чтобы увлечениезанимало большую часть моего свободного времени
95. Чтобы моя выдумкапроявлялась даже в утренней зарядке
96. Всегда охотнопризнавать свои ошибки
97. Чтобы моя работа былана уровне и даже лучше, чем у других
98. Чтобы уровень моегообразования помог бы мне занять желаемую должность
99. Чтобы супруг (супруга)получала высокую зарплату
100. Иметь собственныеполитические убеждения
101. Чтобы круг моихувлечений постоянно расширялся
102. Иметь, прежде всего,моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте
103. Не придумывать вескуюпричину, чтобы оправдаться
104. Перед началом работычетко ее распланировать
105. Чтобы моеобразование давало возможность получения дополнительных материальных благ(гонорары, льготы)
106. В семейной жизниопираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественномумнению
107. Тратить многовремени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте
108. Не завидовать удачедругих
109. Иметьвысокооплачиваемую работу
110. Выбрать редкую,уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить своюиндивидуальность
111. Вести себя за столомдома так же, как и на людях
112. Чтобы моя работа непротиворечила моим жизненным принципам
 
Интерпретация данных
1. Интерпретация данныхпо шкалам жизненных ценностей
Развитие себя
(+) Стремление человекаполучать объективную информацию об особенностях его характера, способностей,др. характеристиках своей личности Стремление к самосовершенствованию, считаяпри этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первуюочередь в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации Серьезноеотношение к своим обязанностям, компетентность в делах Снисходительность клюдям и их недостаткам и требовательность к себе.
(-) Тенденция ксамодостаточности. Такие люди ставят, как правило, порог своим возможностям исчитают, что его невозможно преодолеть Обидчивы при вынесении негативной оценкиим, их характеристикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие
Духовноеудовлетворение
(+) Стремление человека кполучению морального удовлетворения во всех сферах жизни. Такие люди считают,как правило, что самое важное в жизни — делать только то, что интересно и чтоприносит внутреннее удовлетворение Идеалистичность во взглядах, приверженностьк соблюдению этических норм в поведении и детальности.
(-) Практикум. Поискконкретной выгоды от взаимных отношений, результатов деятельности. Циничность,пренебрежение общественным мнением, общественными нормами
Креативность
(+) Стремление человека креализации своих творческих возможностей, внесению раз личных изменений во всесферы своей жизни. Стремление избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь.Такие люди устают от размерного хода своей жизни и всегда стараются внести внее что-то новое. Характерны изобретательность и увлеченность в самых обыденныхситуациях
(-) Подавленностьтворческих наклонностей, стереотипность поведения и деятельности. Консерватизм,следование уже устоявшимся нормам и ценностям. Раздражает отсутствиепривычного. Возможна ностальгия по прежним временам
Активные социальныеконтакты
(+) Стремление человека кустановлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей,как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они частоубеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться ивзаимодействовать с другими людьми Часто дружелюбны, общительны, непринужденныв общении, эмпатичны, социально активны
(-) Нерешительность вобщении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недовериедругим людям, нежелание быть открытым
Собственный престиж
(+) Стремление человека кпризнанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболеезначимых лиц, к чьему мнению он прислушивается в наибольшей степени и на чьемнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках ивзглядах. Нуждается в социальном одобрении своего поведения Самонадеян,категоричен в ситуации взаимодействия с людьми, зависимыми от него. Честолюбив.
(-) Человек не видитразницы в одобрении его поступков людьми с разными социальными статусами.Уступчив, избегает неудач, конфликтов Лишен притязаний на статус лидера.
Достижения
(+) Стремление человека кдостижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такиелюди, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели накаждом ее этапе и считая, что главное — добиться этих целей. Часто большоеколичество жизненных достижений служит для таких людей основанием для высокойсамооценки.
( — )Безразличие к достижением. Зависимость от того, как складываются внешниеситуации Основное кредо «Поживем-увидим» Такие люди отличаются частопостановкой ближайших, конкретных целей. Иногда проявляют бессилие в стремлениидостичь какую-либо дальнюю перспективную цель
Высокое материальноеположение
(+) Стремление человека квозможно более высокому уровню своего материального благосостояния,убежденность в том, что материальный достаток является главным условиемжизненного благополучия Высокий уровень материального благосостояния для такихлюдей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимостии повышенной самооценки
(-) Равнодушие кматериальному достатку. Игнорирование материального достатка как ценности, ккоторой надо стремиться. Иногда характеризуется тенденцией к маргинальности
Сохранение собственнойиндивидуальности
(+) Стремление человека кнезависимости от других людей Такие люди. как правило, считают, что самоеважное в жизни — это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности,своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньшеподдаваться влиянию массовых тенденций Часто не доверяют авторитетам Возможнояркое проявление таких черт, как высокий уровень самооценки, конфликтность,девиация поведения
(-) Стремление кконформности, замкнутости, главное — не быть «белой вороной» Такие людисчитают, что «выскочки» — люди невоспитанные, от которых можно ожидатьнепредсказуемых поступков. Такие люди не любят брать на себя ответственность
2. Интерпретация данныхпо шкалам жизненных сфер
Сфера профессиональнойжизни
(+) Высокая значимостьдля человека сферы его профессиональной деятельности Они отдают много временисвоей работе, включаются в решение всех производственных проблем, считая приэтом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизничеловека
Сфера обучения иобразования
(+) Стремление человека кповышению уровня своей образованности, расширению кругозора Они считают, чтоглавное в жизни — это учиться и получать новые знания
Сфера семейной жизни
(+) Высокая значимостьдля человека всего того, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил ивремени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни — этоблагополучие в семье
Сфера общественнойжизни
(+) Высокая значимостьдля человека проблем жизни общества. Такие люди вовлекаются вобщественно-политическую жизнь, считая, что самое главное для человека — этоего политические убеждения
Сфера увлечений
(+) Высокая значимостьдля человека его увлечений, хобби. Такие люди отдают своему увлечению всесвободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многомнеполноценна
Сфера физическойактивности
(+) Отражает значимостьфизической активности и физической культуры как элемента
обшей культуры длячеловека. Такие люди считают, что физическая культура необходима длягармонизации жизни человека, что необходимо уметь чередовать интеллектуальнуюдеятельность с физической, что красота и внешняя привлекательность связанычасто со здоровым образом жизни, с физкультурой и спортом
(-) По всем сферамговорит о незначимости или малой значимости данных сфер для отдельных людей.Это часто связано с возрастным периодом жизни и со степенью удовлетворенноститех или иных потребностей
3. Интерпретация данныхпо шкалам ценностей внутри жизненных сфер
Сфера профессиональнойжизни
Развитие себя
(+) Стремление к наиболееполной реализации своих способностей в сфере проф. жизни и к повышению своейквалификации Заинтересованность в информации о своих проф. способностях ивозможностях их развития Требовательность к себе и своим проф. обязанностям
(-) Данный показательхарактеризует личности, которые стремятся к ограничению своей активности. Придостижении каких-либо значимых результатов сразу успокаиваются предпочитают«почивать на лаврах» Часто обидчивы при негативной оценке их профессиональныхспособностей
Духовноеудовлетворение
(+) Стремление иметьинтересную, содержательную работу или профессию. Для таких людей характерножелание как можно глубже проникнуть в предмет труда, получение моральногоудовлетворения от самого процесса работы и в меньшей степени от результатаработы.
(-) Стремление кпрагматичности, поиску конкретной выгоды от профессиональной деятельности.Иногда такие люди бывают неприкрыто циничны, открыто говорят о своихмеркантильных интересах в ситуации выполнения каких-либо операций и видовпрофдеятельности
Креативность
(+) Стремление внестиэлемент творчества в сферу своей профессиональной деятельности Человеку быстростановится скучно от привычных способов организации и методов работы. Для такихлюдей характерно постоянное желание вносить в работу различные изменения иусовершенствования. Как правило, это люди увлекающиеся и изобретательные
(-) Стремление кконсервативности, стабильности, следованию должностным инструкциям. Всякиенововведения в области методов и организация деятельности таких людей, какправило, раздражают, вызывают нежелание работать.
Активные социальныеконтакты
(+) Стремление кколлегиальности в работе, к делегированию полномочий, установлениюблагоприятных взаимоотношений с коллегами по работе. Характерна значимостьфакторов социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия.
(-) Стремление киндивидуализации деятельности Отсутствие доверия во взаимоотношениях с членамитрудового коллектива, стремление к поддержанию отношений в чисто корпоративныхрамках. Такие люди не поддерживают своих коллег в ситуациях, когда этонеобходимо. Придерживаются мнения – каждый за себя.
Собственный престиж
(+) Стремление человекаиметь работу или профессию социально одобряемую Человек, как правило, заинтересованво мнении других людей относительно своей работы и профессии и стремитсядобиться признания в обществе путем выбора наиболее социально одобряемой работыили профессии
(-) В силу различныхобстоятельств выбирает себе такую работу и профессию, которую определяютчеловеку его желание и способности и другие внутреннее характеристики, иливнешняя неблагоприятная ситуация, «лишь бы что-нибудь»
Достижения
(+) Стремление достигатьконкурентных и ощутимых результатов в своей профдеятельности. часто для повышениясамооценки. Для таких людей часто характерно тщательное планирование всейработы и получение удовлетворения не от процесса, а от результата деятельности
(-) В зависимости отдругих показателей (например, духовное удовлетворение, креативность или развитиесебя) данная оценка характеризует человека либо увлеченного процессом работы,не заботясь о собственных достижениях, либо человека с недостатками в волевойсфере
Высокое материальноеположение
(+) Стремление иметьработу или профессию, гарантирующую высокую зарплату, другие виды материальногоблагополучия. Склонность сменить работу, специальность, если она не приноситжелаемого уровня материального благополучия
( — ) Выборпрофессии связан либо с идеалистической направленностью личности, с его креативностью,целеустремленностью, связанной с моральным удовлетворением от своей работы,либо с далеко идущими перспективами в будущем, связанными с собственнымпрестижем или достижениями (высокие показатели по данным ценностям)
Сохранение собственнойиндивидуальности
(+) Стремлениепосредством своей профдеятельности «выделяться из толпы» Такие люди стараютсяиметь работу или профессию, которая могла бы подчеркнуть индивидуальноесвоеобразие и неповторимость (например, выбрать необычную, редкую профессию)
(-) Стремление найтитакую работу и специальность, чтобы она обеспечила надежность существования(«лучше синица в руках «) Такие люди считают, что профессия — признакстабильности, а работа — не главное место, где необходимо самоутвердиться исамовыразиться
Сфера обучения иобразования
Развитие себя
(+) Стремление повышатьуровень своего образования ради развития себя как личности и своихспособностей. Такие люди характеризуются заинтересованностью в оценке себя какличности и своих знаний, умений, способностей Попытка к изменению к лучшему
(-) Стремление кполучению определенного результата, свидетельствующего о достиженииопределенного уровня образования, или полное игнорирование образования какфактора, способствующего развитию себя
Духовноеудовлетворение
(+) Стремление как можнобольше узнать по изучаемой дисциплине, в результате -получить моральноеудовлетворение Люди отличаются сильно развитой познавательной потребностью,стремлением повышать уровень своего образования
(-) Характеризуютсянизкой познавательной активностью в силу отсутствия познавательного мотиваСтремление достичь конкретного, сугубо практического результата.
Креативность
(+) Стремление найтичто-то новое в изучаемой дисциплине, внести свой вклад в определенную областьзнаний Характеризует желание самому ответить на те вопросы, которые являютсяспорными, неизвестными в данной науке (участие в работе научных обществ. внаучных экспериментах и т.д.)
(-) Стремление выучитьосновной материал по изучаемой дисциплине и отличиться в пределах заданныхрамок. Такие люди часто демонстрируют стереотипность времени тех или иныхпроблем, негибкость, неспособность отойти от образца
Социальные контакты
(+) Стремлениеидентифицировать себя с определенной социальной группой Желание достигнутьопределенного уровня образования, чтобы войти в тесные контакты спредставителями данной социальной группы.
(-) Стремление кограничению любых контактов, независимо от принадлежности к той или инойсоциальной группе.
Собственный престиж
(+) Стремление человекаиметь такой уровень образования, который высоко ценится обществом. Такие людизаинтересованы во мнении других людей относительно своего образования илистремления достичь определенного уровня образования.
(-) Безразличие к целямобучения и образования. Такие люди стараются найти поддержку таких же, как ониутверждаются во мнении, что важно не образование (точнее его уровень), акакие-либо другие характеристики личности, ее умения и навыки.
Достижения
(+) Стремление добитьсякак конкретного результата своего образовательного процесса (диплом, защитадиссертации), так и других жизненных целей, достижение которых зависит отуровня образования Стремление все тщательно спланировать на каждом этапе,повысить свою самооценку.
(-) Стремление ксамодостаточности в сфере обучения на каком-либо этапе жизненного путисвязанном с другими жизненными целями и высокой самооценкой.
Высокое материальноеположение
(+) Стремление достичьтакого уровня образования, который позволит иметь высокую зарплату и другиевиды материальных благ Желание повышать уровень своего образования, выбиратьучебное учреждение, если существующие положение дел не приносит желаемогоматериального благополучия.
(-) Стремление в сфереобразования достичь другие цели, отличные от материальных. Чаще всего показательсвязан с идеалистической направленностью личности и сложившейся внешнейситуаций (например, заставили учиться).
Сохранение собственнойиндивидуальности
(+) Стремление построитьпроцесс образования, чтобы он максимально соответствовал всем особенностям личностиЖелание быть оригинальным, демонстрировать свои жизненные принципы. Характерна экзальтированностьв поведении.
(-) Стремление кконфликтности, «как все, так и я», главное — отличиться в срок и не бытьотстающим учеником, студентом и т. п.
Сфера семейной жизни
Развитие себя
(+) Стремление изменять клучшему различные особенности своего характера, своей личности в семейной жизниЗаинтересованность в информации и оценке своих личных особенностей.
(-) Стремление кзакреплению собственных позиций в семье Нежелание исправлять те личныесвойства, которые доставляют беспокойство членам семьи
Духовноеудовлетворение
(+) Стремление кглубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними. Всупружестве ценят настоящую любовь, считают ее главным условием семейногоблагополучия
(-) Стремление иметьсемью, чтобы было все, как у всех, или не хуже, чем у других. Строят брак порасчету Брачный контракт — залог существования семьи
Креативность
(+) Стремление к всякогорода изменениям в своей семейной жизни и внесению в нее чего-то нового Такиелюди стараются разнообразить и жизнь своей семьи (сменить обстановку вквартире, придумать вид семейного отдыха и т.п.)
(-) Стремление ксохранению консервативных традиций, норм и правил семейной жизни
Активные социальныеконтакты
(+) Стремление копределенной структуре взаимоотношений в семье, к тому, чтобы каждый членсемьи, занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенныефункции. Ценятся активные словесные методы воспитания детей и взаимодействия сцелью взаимопонимания между членами семьи
(-) Стремление киндивидуальному в семье Возможно чисто потребительское отношение с цельюудовлетворить свои потребности. В такой семье нет разграничения социальныхролей и функций
Собственный престиж
(+) Стремление строитьтак свою семейную жизнь, чтобы обеспечить признание со стороны окружающихЗаинтересованность в мнении о различных аспектах своей семейной жизни
(-) Не нуждается водобрении своих поступков в семейной сфере. Иногда незначимость показателяговорит о незначимости данной сферы
Достижения
(+) Стремление к тому.чтобы в семейной жизни добиваться каких-либо реальных результатов (как можнораньше научить детей писать) Заинтересованность в информации о семейной жизнидругих людей с целью сравнения весомости достижений своей семьи и других семей
(-) Стремление уступитьактивность в достижении результатов другим людям другим членам семьи и т д.Безразличное отношение к результатам в своей семье, отсутствие интереса к опытудругих семей
Высокое материальноеположение
(+) Стремление к наиболеевысокому уровню материального достатка своей семьи. Такие люди считают, чтосемейное благополучие заключается, прежде всего, в хорошей обеспеченности семьи
(-) Игнорированиематериального достатка как ценности, к которой должны стремиться члены семьиТенденции к поиску других основ, объединяющих семью
Сохранение собственнойиндивидуальности
(+) Стремление строитьсвою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания убеждения Стараниясохранить свою независимость даже от членов своей семьи (Иногда из-занегативного опыта своей генерализованной семьи)
(«) Стремление строитьколлективистскую семью, основанную на взаимопонимании и взаимозависимости
Сфера общественной жизни
Развитие себя
(+) Стремление как можнополнее реализовать и развивать свои способности в сфереобщественно-политической жизни Особая заинтересованность в информации о своихспособностях и возможностях в данной сфере с целью их дальнейшегосовершенствования Стремление к новому идеалу
(-) Стремление достичькаких либо успехов в данной сфере путем минимизации затрат со своей стороныТребовательность уважения к себе такому, какой есть. Такие люди считают, чтонеобходимо приспосабливаться к обстоятельствам, а не тратить время насовершенствование
Духовноеудовлетворение
(+) Стремление кморальному удовлетворению от процесса своей общественной деятельности
(-) Стремление кполучению практической выгоды от результата своей общественно политическойдеятельности, причем стараться достичь этого результата любыми путями
Креативность
(+) Стремление внестиразнообразие в свою общественную деятельность. Такие люди быстро откликаются налюбые изменения, происходящие в общественно-политической жизни Занимаясьобщественной деятельностью они стараются изменить привычные методы ее проведения, вносить что-то новое
( — )Стремление к стабильности, незыблемости позиций, чтобы не сломать в привычнойжизни отлаженного механизма проведения общественно-политического мероприятия
Активные социальныеконтакты
(+) Стремлениереализовать свою социальную направленность через активную общественную жизньЖелание занять такое место в структуре общественной жизни, которое обеспечивалобы более тесный контакт с определенным кругом лиц и давало бы возможностьвзаимодействовать с ним в общественной жизни
(-) Незаинтересованностьв широком круге социальных контактов в сфере общественно-политической жизни всилу различных обстоятельств, как личностных характеристик (замкнутость,конфликтность, подозрительность и недоверчивость к людям), так и внешнескладывающейся социальной ситуации
Собственный престиж
(+) Стремлениепридерживаться наиболее распространенных взглядов на общественно-политическуюжизнь Активное участие в разговорах на общественно политические темы,высказывание, как правило, не собственного мнения, а мнений своих авторитетов
(-) Стремление кдеполитизации Игнорирование авторитетов в общественно-политической жизниНедоверие к объективности людей в общественно-политических вопросах
Достижения
(+) Стремление добиватьсяпрежде всего реальных и конкретных результатов в своей общественно-политическойжизни, зачастую ради повышения своей самооценки Люди такого типа четкопланируют свою общественную работу, ставят конкретные цели на каждом этапе истремятся любыми методами их достичь. Карьеризм в лучшем смысле способствуетэффективности деятельности в данной сфере. Карьеризм в негативном плане — получение результата за счет других, за счет подавления чужих интересов
(-) Характеризует отсутствиецелеустремленности в данной сфере. Нежелание реализовать себя как общественногодеятеля. Самостоятельность в плане самооценки Незаинтересованность в чужомавторитетном мнении относительно своих способностей
Высокое материальноеположение
(+) Стремление заниматьсяобщественно-политической деятельностью ради материального вознаграждения за нееАктивное участие в мероприятиях, если они могут принести денежноевознаграждение и другие виды материального благополучия
(-) Стремление кобщественно политической деятельности как к делу восстановления социальнойсправедливости, презрительное отношение к денежному вознаграждению вблагородном деле
Сохранение собственнойиндивидуальности
(+) Стремление не попастьпод влияние общественно-политических взглядов других людей Ценой является таобщественно-политическая позиция, которую не занимает никто, кроме него, ачасто не имеют значения никакие общественно-политические взгляды. Возможноснисходительное или даже одобрительное отношение к всякого рода неформальным,скандальным организациям
(-) Стремление невыделяться в своих общественно-политических взглядах от мнения большинства,поддерживать официальную точку зрения. Позиция «быть как все» — главнаяпозиция в данной сфере.
Сфера увлечений
Развитие себя
(+) Стремление человекаиспользовать свое хобби для лучшей реализации своих потенциальных возможностей.Такие люди не ограничиваются, как правило, лишь одним видом увлечения истараются попробовать свои силы в различных занятиях
(-) Отсутствие стремлениячем-либо увлекаться, чтобы расширить свои кругозор, умения, навыки. Такие людиимеют, как правило, увлечение на уровне влечения и занимаются им нерегулярноили рассматривают его чисто теоретически
Духовноеудовлетворение
(+) Стремление человекаиметь такое увлечение, которому можно отдать все свободное время, стараясьглубже проникнуть в сам предмет увлечения Получение удовлетворения от процессасвоего занятия, нежели от его результатов Гуманистическая направленностьличности
(-) Стремление кпрагматическим целям самого разного толка в своем увлечении.
Креативность
(+) Стремление человекаувлекаться таким занятием, которое предоставляет широкие
возможности длятворчества, внесение разнообразия в сферу своего увлечения. Очевидны усилияизменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое
(-) Подавленностьтворческих наклонностей, стремление делать все по образцу, не внося ничегонового при создании предметов своего увлечения.
Активные социальныеконтакты
(+) Стремлениереализовать свою социальную направленность посредством своего увлеченияСклонность увлекаться теми занятиями, которые имеют коллективный характерЖелание найти единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлечении
(-) Стремление киндивидуальным тенденциям в увлечении Нежелание вступать в активные социальныеконтакты по поводу досуга и хобби. Часто нерешительность и сомнение в своихспособностях мешают контактам с незнакомыми людьми, имеющими те же увлечения,что и данный человек
Собственный престиж
(+) Стремление всвободное время заниматься тем, что может служить основанием его высокой оценкидругими людьми Стремление ориентироваться на мнение значимых для него людей,как проводить свое свободное время (отпуск, часы досуга, хобби), и проводитьего так, как делают они.
(-) Стремление опиратьсятолько на собственное мнение относительно того, как проводить свое свободноевремя, часто связано с завышенной самооценкой и игнорированием авторитетов
Достижения
(+) Стремление человекаставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их. Характернызаинтересованность в информации о достижениях других людей в их увлечениях сцелью убедиться, что они не хуже, а, может быть, и лучше других.
(-) Самодостаточность.Отсутствие заинтересованности во мнении других людей, отсутствие планирования идостижения определенных целей в своем хобби
Высокое материальноеположение
(+) Стремление всвободное время заниматься тем, что может принести материальную пользу.Увлечения носят чисто прагматический характер (например, продукты увлеченияможно продать, обменять и т.п.)
(-) Стремление заниматьсяв свободное время тем, что несет отдых от повседневных забот, эстетическоеудовольствие, моральное удовлетворение.
Сохранение собственнойиндивидуальности
(+) Стремление человека ктому, чтобы увлечение помогало подчеркнуть, выразить свою индивидуальностьУвлеченность какими-либо очень редкими, необычными занятиями создавать вещи,которых нет ни у кого другого.
(-) Стремление следоватьв увлечениях моде, характерной для общества в данный момент Желаниеидентифицировать себя с другими и быть удовлетворенным тем, что у него, как увсех
Сфера физическойактивности
Развитие себя
(+) Стремление ксовершенствованию своей физической формы, заинтересованность в информации состороны других людей о своих способностях и физических возможностях.Критическая самооценка в данной области
(-) Нежеланиеприслушиваться к критической оценке со стороны других людей своих способностейи возможностей в данной сфере. Самодостаточность Сравнение себя с другимилюдьми, физическое развитие которых ниже, чем у данного человека и, на этойоснове, самоуспокоенность, нежелание проявлять активность в совершенствованиисвоих физических способностей.
Духовноеудовлетворение
(+) Стремление выбратьтакой вид физической активности, который приносил бы моральное удовлетворение.Получение удовольствия от процесса своего занятия большее, нежели от получениярезультатов в данной деятельности
( — )Стремление к поиску практической выгоды от занятий спортом и другими видамифизической активности. Игнорирование этических и эстетических чувств,возникающих в процессе занятий физической культурой
Креативность
(+) Стремление внестиразнообразие в свои занятия физкультурой и спортом, внести оригинальность вкомплекс упражнений, тренировок.
( — )Стремление к стабильности, привычности в своих занятиях в данной сфере.Нежелание ничего менять. Раздражение нестандартной ситуацией игр, соревнованийЧеткое разделение понятий «по правилам» — «не по правилам»
Активные социальныеконтакты
(+) Стремление ккомандным видам спорта, групповым тренировкам Получение удовлетворения отзанятий в группе знакомых, друзей по команде, по секции, по виду спорта Дажеутренняя пробежка рядом с незнакомым человеком скрашивает время.
(-) Стремление киндивидуальным видам спорта, к индивидуальным занятиям в области физическойкультуры. Такие люди не видят необходимости обмениваться во время занятийспортом словами, они им кажутся излишними
Собственный престиж
(+) Стремление бытьлучшим по своим физическим данным в глазах авторитетных людей Стремлениедобиться признания своих успехов и одобрения у людей с высоким статусом ивысоким уровнем компетентности в данной сфере.
(-) Отсутствие стремленияк одобрению своих способностей в сфере физической активности Человек непретендует на уважение за свои спортивные заслуги, физические данные Частоспорт отсутствует вообще в жизни такого человека
Достижения
(+) Стремление кзначимому результату, планируя заранее свою деятельность в сфере физической активностиЗаинтересованность в информации, какие успехи имеют другие, и стремлениеприумножить свои Характерны целеустремленность и предприимчивость в даннойсфере
(-) Характеризуетчеловека с большим желанием достижения цели иметь значительные результаты всфере физической активности, но бессилием в стремлении их достижения. Частосамодостаточен, не нуждается в достижениях в данной сфере
Высокое материальноеположение
(+) Стремление добитьсяматериальной выгоды из своих занятий в сфере физкультуры и спорта, физическойвыносливости, работоспособности
(-) Игнорированиематериальных ценностей, особенно если они даются тяжелым физическим трудом.Такие люди считают, что здоровье нужно беречь, а физический труд не оправдываетприобретенные материальные блага
Сохранение собственнойиндивидуальности
(+) Стремление заниматьсятаким видом физической активности, чтобы занятие помогало выразитьиндивидуальность человека. Увлеченность редкими видами спорта. В процессезанятий могут отличаться упрямством с целью выделяться среди других, нежеланиемзаниматься в команде, в группе в той же целью
(-) Стремлениепридерживаться современных модных тенденций в данной сфере, не выделяться ничемособенным
Таблицы длянормирования результатов
 
Таблица 1.ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (МУЖЧИНЫ 26-60ЛЕТ) Нормы в стенах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Саморазвитие 25 и менее 26-28 29-31 32-34 35-37 38- 40 41-43 44-46 47-49 50 и более Духовное удовлетворение 28 и менее 29-31 32-34 35-37 38- 40 41-43 44-46 47-49 50-52 53 и более Креативность 25 и менее 26-28 29-31 32-34 35-36 37-39 40-42 43-45 46-47 48 и более Активные социальные контакты 24 и менее 25-27 28-30 31-33 34-36 37-39 40-42 43-45 46-48 49 и более Собственный престиж 22 и менее 23-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47 и более Достижения 27 и менее 28-30 31-33 34-36 37-39 40-42 43-45 46-48 49-50 51 и более Высокое материальное положение 28 и более 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-49 50-52 53 и более Сохранение собственной индивидуальности 23 и менее 24-27 28-30 31-34 35-37 38-41 42-44 45-48 49-51 52 и более
 
Таблица 2. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕНОРМЫ ДЛЯ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ СФЕР (МУЖЧИНЫ 26-60 ЛЕТ) нормы в стенах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Профессиональная жизнь 43 и менее 44-47 48-50 51-54 55-57 58-61 62-64 65-68 69-72 73 и более Обучение и образование 35-и менее 36-40 41-46 47-51 52-56 57-61 62-66 67-72 73-77 78 и более Семейная жизнь 36 и менее 37-40 41-43 44-47 48-51 52-54 55-58 59-61 62-65 66 и более Общественная жизнь 30 и менее 31-35 36-39 40-43 44-48 49-52 53-57 58-61 62-66 67-и более Увлечения 29 и менее 30-34 35-38 39-42 43-47 48-51 52-55 56-60 61-64 65 и более Физическая активность 17 и менее 18-23 24-28 29-34 35-40 41-46 47-52 53-58 59-64 65 и более
Таблица 3. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕНОРМЫ ДЛЯ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ЖЕНЩИНЫ 26-55 ЛЕТ) Нормы в стенах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Саморазвитие 24 и менее 25-26 27-29 30-32 33-35 36-37 38-40 41-433 44 -45 46 и более Духовное удовлетворение 27 и менее 28-31 32-34 35-37 38-40 41-44 45-7 48-50 51-53 54 и более Креативность 21 и менее 22-24 25-28 29-31 32-34 35-37 38-41 42-44 45-47 48 и более Активные социальные контакты 25 и менее 26-28 29-31 32-35 36-38 39-41 42-44 45-47 48-50 51 и более Собственный престиж 20 и менее 21-23 24-27 28-30 31-34 35-37 38-41 42-45 46-48 49 и более Достижения 24 и менее 25-27 28-30 31-32 33-35 36-38 39-41 42-43 44-46 47 и более Высокое материальное положение 26 и менее 27-30 31-33 34-37 38-40 41-44 45-47 48-51 52-54 55 и более Сохранение собственной индивидуальности 20 и менее 21-23 24-27 28-30 31-33 34-37 38- 40 41-44 45-47 48 и более
 
Таблица 4. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕНОРМЫ ДЛЯ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ СФЕР (ЖЕНЩИНЫ 26-55 ЛЕТ) Нормы в стенах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Профессиональная жизнь 45 и менее 46-48 49-51 52-54 55-57 58-60 61-63 64-66 67-69 70 и более Обучение и образование 35 и менее 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61-66 67-71 72-76 77 и более Семейная жизнь 40 и менее 41 -44 45-47 48-50 51-53 54-56 57-59 60-63 64-66 67 и более Общественная жизнь 25 и менее 26-30 31-34 35-39 40-43 44-48 49-52 53-57 58-61 62 и более Увлечения 24 и менее 25-29 30-34 35-40 41-45 46-50 51-56 57-61 62-66 67 и более Физическая активность 13 и менее 14-19 20-25 26-30 31-36 37-42 43-47 48-53 54-59 60 и более
Таблица 5. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕНОРМЫ ДЛЯ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (МУЖЧИНЫ 17-25 ЛЕТ) Нормы в стенах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Саморазвитие 28 и менее 29-31 32-34 35-38 39-41 42-44 45-47 48-50 51-53 54 и более Духовное удовлетворение 30 и менее 31-33 34-36 37-39 40-42 43-45 46-48 49-51 52-54 55 и более Креативность 24 и менее 25-27 28-30 31-33 34-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51 и более Активные социальные контакты 29 и менее 30-32 33-35 36-38 39-40 41-43 44-46 47-49 50-51 52 и более Собственный престиж 25 и менее 26-28 29-32 33-35 36-38 39-41 42-45 46-48 49-51 52 и более


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.