Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ и совершенствование хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО Эдельвейсq

--PAGE_BREAK--

Рис.3. Торгово-технологический процесс
Одной из важных составных частей складского технологического процесса является приемка товаров по количеству и качеству.

Приемка товара по количеству производится согласно накладной, в которой указывается наименование, количество товарных мест, количество единиц в товарном месте и «Итого».

На первом этапе этого процесса проверяется полнота и правильность составления всех необходимых сопроводительных документов на поступивший на склад товар. К числу таких документов могут относиться: накладные, товарно-транспортные накладные. Ведется подсчет числа товарных единиц. При обнаружении недостачи, излишка или пересортицы товаров составляется акт произвольной формы об установочном расхождении в количестве.

Далее осуществляется проверка качества поступившего товара. Она проводится по результатам внешнего осмотра поступивших товаров, в процессе которого определяется наличие явных дефектов, соответствие маркировки товаров требованиям нормативной документации и данным, указанным в паспортах. Качество непродовольственных товаров сложного ассортимента подлежит сплошной проверке. Возврат некачественных товаров, выставление претензии поставщикам, руководство ООО «Эдельвейс» не осуществляет.

После приемки товары доставляются в помещение для хранения.

Хранение товаров осуществляется на складе, который оснащен вентиляционными устройствами и где проведено центральное отопление.

Температура на складе +20-21 0С: относительная влажность воздуха 75%, расстояние до осветительных приборов 0,5 метра.
1.4 Организация оплаты труда
Прием на работу и увольнение работников осуществляется на основании приказа директора.

Деятельность работников организации регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников.

В настоящее время трудовые отношения работников и работодателей регулируются Трудовым Кодексом РФ и жестко не регламентируются. Предприятиям предоставлены большие права в выборе форм и условий оплаты труда, установлении режима работы и т.д. Однако государством установлен механизм социальной защиты работников. Законодательно регламентируются — минимальный размер оплаты труда, минимальная продолжительность отпуска, максимальная продолжительность рабочего дня. Данные положения распространяются на предприятия всех организационно-правовых форм собственности.

Учетом личного состава работников занимается менеджер и бухгалтер. Первичными документами по учету численности персонала и его движения являются приказы о приеме на работу, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков.

Служащие работают по стандартному графику — 8 часов, в неделю с двумя выходными, продавцы и вспомогательный персонал работают по сменному графику, бригадами, через неделю по 11-12 часов в день. Предусмотрен перерыв на отдых в середине рабочего дня.

На предприятии действует повременно-премиальная система оплаты труда. Для всех работников установлены вилки окладов. В рамках вилки оплата труда работника может меняться ежемесячно. Изменение размера оплаты труда (в рамках вилки) — прерогатива руководителя. Руководители тем самым получают действенный рычаг регулировать оплату труда своих подчиненных в зависимости от отношения его к работе и вклада в деятельность отдельного подразделения без прохождения долгой процедуры изменения штатного расписания. Соотношение максимального предела к минимальному — 1,2-1,5, т.е. оплата труда может быть снижена (увеличена) от 20 до 50% к базовому размеру. В зависимости от результатов деятельности, конкретного подразделения — по выполнению плановых показателей выплачивается премия. Премиальные выплаты составляют от 60 до 150% к окладу работников.

Внутри коллектива премиальный фонд распределяется администрацией. У данной системы оплаты труда есть ряд недостатков, а именно:

— стимулирующая функция выполняется не полностью, так как нет четкой взаимосвязи между полученными результатами и размером вознаграждения;

— наступает такой предел, когда независимо от полученного объема продаж дополнительное вознаграждение не выплачивается.

Определение размера выплат в сильной степени зависит от решений высшего руководства.
1.5 Кадры предприятия
Численность предприятия представлена в таблице 5.
Таблица 5

Численность предприятия, чел.

Наименование работников

2002 г

2003 г.

Изменения

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Среднесписочная численность работающих

25

100

25

100

-

-

в т.ч.:











— основных работников

10

40

10

40

-

-

— руководителей

2

8

2

8

-

-

— специалистов

2

8

2

8

-

-

— служащих

11

44

11

44

-

-

Доля лиц с высшим образованием в общей численности

3

12

3

12

-

-

Доля лиц средне специальным образованием

20

20

80

20

-

-



По данным табл.5 можно сказать, что численность работников предприятия за исследуемый период осталась без изменения.

Доля работников с высшим образованием в структуре персонала занимает 2%. Доля лиц имеющих среднее специальное образование составляет 80%.

Рассмотрим социальную структуру кадров в таблице 6.

Таблица 6

Структура кадров

Социальная структура кадров Пол/чел

Значение признака

Возраст чел.

До 20 лет

5



20-30 лет

12

30-40 лет

8

40-50 лет

0

Старше 50

0

Стаж на предприятий

До 3 лет

6

От 3-5 лет

1

Свыше 5 лет

18

-

-

Семейное положение

Холост

2

Незамужем

5

Замужем

11

Женаты

7

-



По данным табл.6 можно сказать, следующее:

— средний возраст работников – 20-30 лет (48%);

— мужчин – 9 человек или 36%;

— женщин – 16 чел. или 64%;

— основная масса работников работает на предприятии больше 5 лет (72%).

В целом работа ООО «Эдельвейс» соответствует нормам. Защита прав покупателей осуществляется на основании Закона «О защите прав потребителей».

Таким образом, исследуя организационно-экономическую характеристику ООО «Эдельвейс» можно сказать следующее:

— работа по продаже товаров на предприятиях розничной торговли имеет свою специфику, которая вызвана, прежде всего, тем, что розничные предприятия реализуют товары непосредственно потребителю.

Здесь, по-своему решаются вопросы формирования ассортимента товаров и управления товарными запасами, проведения рекламных мероприятий и т. д. Различным по содержанию является и процесс продажи товаров.

Одной из важных задач коммерческой деятельности розничных торговых предприятий является обеспечение своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте.

Осуществляя организацию продажи товаров, ООО «Эдельвейс» опирается на маркетинговые исследования. Прежде всего, предприятие нашло свой рынок, своего потребителя.

Опрос проведенный среди 50 потребителей ООО «Эдельвейс» показал, 28 человек были недовольны предлагаемым ассортиментом.

Поэтому предприятию необходимо:

— расширить ассортимент;

— открыть журнал потребителя, где бы потребитель мог написать предложения по поводу ассортимента товара. Это поможет руководству магазина изучать и прогнозировать покупательский спрос.

Предприятию необходимо искать новые рынки сбыта и предлагать новые услуги, которые не может предложить ни один конкурент.

Чтобы найти новые рынки сбыта, новых покупателей нужно больше внимания уделять рекламе. Не хватает рекламы в местах продажи, т.е. непосредственно в торговом зале.

Снизить издержки обращения за счет совмещения водителем функции грузчика, автоматизировать выписку товарных отчетов, что даст повысить производительность труда, сократить издержки обращения.




2. Экономический анализ деятельности предприятия
2.1 Анализ динамики экономических показателей
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить анализ его коммерческой деятельности. Анализ способствует выявлению недостатков в работе, помогает наметить меры по их устранению. Это обеспечивает развитие предприятия, делает предприятие устойчиво прибыльным и конкурентоспособным.

Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот. Товарооборот характеризует процесс движения товаров. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары. По его размеру можно судить о законченности данного предприятия на потребительском рынке. Как экономическая категория, товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

— товара как объекта продажи;

— продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Проанализируем товарооборот ООО «Эдельвейс» по общему объему за 2001-2003 гг. с разбивкой по кварталам.

Анализ представлен в таблице 7.

Из табл.7 видно, что общий объем товарооборота ООО «Эдельвейс» в стоимостном выражении увеличился в 2003 г. по сравнению с 2001 г. на 94272,2 тыс. руб.

Рост товарооборота был вызван расширением розничной сети.

Если рассматривать изменения товарооборота по кварталам, то можно отметить следующую тенденцию:

в 1 квартале 2003 г. товарооборот увеличился в сравнении с 2001 г. на 34925,4 тыс. руб., темп роста составил 499.5%, а тем прироста 399,5%. Если рассмотреть 1 квартал 2003 г. и 1 квартал 2002г., мы увидим увеличение — 2179,3 тыс. руб.

Анализируя промежуток времени между 1 кварталами 2001 и 2003 гг. можно отметить, что у ООО «Эдельвейс» идет этап развития предприятия.
Таблица 7

Товарооборот ООО «Эдельвейс», тыс.руб.

Квартал

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Динамика т/о в сумме



Сумма т/об

Уд. вес в%

Сумма т/об

Уд. вес в %

Сумма т/об

Уд. вес В %

2003 г к 2001 г

2003 г к 2002г

1

8741,1

8,6

41487,2

25,7

43666,5

22,3

34925,4

2179,3

2

12808,3

12,6

25960,8

16,1

44764,2

22,8

31955,9

18803.4

3

32183,4

31,6

33517,8

20,8

49429,7

25,2

17246,3

15911,9

4

48214,0

47,2

60235,2

37,4

58358,6

29,7

10144,6

1876.6

Итог

101946,8

100

161201,0

100

196219,0

100

94272,2

35018

В ср. за квартал

25486,7



40300,3



49054,8



23568.1

8754,5



Анализируя 2 квартал, видим, что произошло увеличение товарооборота в 2003 г. в сравнении с 2001 г. на 31955,9 тыс. руб. Темп роста в этом квартале составлял 349,5%, а темп прироста 249,5%, что на 150% меньше, чем в 1 квартале. Факторы, влияющие на увеличение товарооборота во 2 квартале аналогичны факторам, приведенным в 1 квартале.

В 3 квартале заметно меньшее увеличение товарооборота: в 2003 г. товарооборот увеличился в сравнении с 2001 г. на 17246,3 тыс. руб., темп роста в этом квартале составил 153,6%, а темп прироста 53,6%, что на 96% меньше, чем во 2 квартале.

В сравнении с 2002 г. товарооборот 3 квартала 2003 г. увеличился на 15911,9 тыс. руб. Анализируя товарооборот 3 квартала за все три года можно заметить рост по сравнению с предыдущими кварталами, это связано с увеличением покупательской способности, а также сезонностью реализации некоторых групп товаров.

В 4 квартале заметен наибольший рост товарооборота в сравнении с предыдущими кварталами, но, рассмотрев показатели товарооборота по годам, можно сказать следующее: в 2003 г. товарооборот увеличился в сравнении с 2001 г. всего на 10144,6 тыс. руб. Темп роста составил 121%, а тем прироста всего 21%. В сравнении с 2002 г. показатель товарооборота в 2003 г. уменьшился на 1876,6 тыс. руб.

За исследуемый период общее увеличение товарооборота в 2003 г. в сравнении с 2001 г. на 94272,2 тыс. руб. Среднегодовой темп роста составил 281%, темп прироста 181%.

Анализ запасов

Не менее важным в анализе экономических показателей является анализ товарных запасов предприятия.

Товарные запасы — часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения. Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия.

Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач предприятия: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние предприятия.




Таблица 8

Товарные запасы ООО «Эдельвейс», тыс.руб.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Анализируя товарные запасы ООО «Эдельвейс» (табл.7) можно сделать вывод, что товарные запасы 2003 г. увеличились на 8727,8 тыс. руб. по сравнению с 2001 г., в сравнении с 2002 г они уменьшились на 11599,9. тыс. руб. Увеличение произошло за счет инфляционных процессов.
Таблица 9

Оборачиваемость товарных запасов в ООО «Эдельвейс», дни

Кварталы

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Отклонения 2003 г.

2001 г.

2002 г.

1

2

3

4

5

6

1 квартал

71,5

69,0

35,8

-35,7

-33,2

2 квартал

72,4

99,2

32,7

-39,7

-66,5

3 квартал

52,2

64,2

29,3

-22,9

-34.9

4 квартал

51,2

32,2

24,2

-27,0

-8,0

Всего

61,9

71,3

30,7

-31,2

-40,6



На основании табл. 9 можно сделать следующие выводы: товарные запасы предприятия в 2003 г. сократились по сравнению с 2001 г. в 2 раза, с 2002 г. — в 2,3 раза, т.е. в 2 раза возросла эффективность использования товарных запасов.

Оборачиваемость товарных запасов 2003 г. по сравнению с 2002 г. сократилась на 31,2 дня, по сравнению с 2001 г. — на 40,6 дней, и составила 30,7 дней. За 3 года товарооборот предприятия рос быстрее, чем товарные запасы, результатом чего явилось сокращение оборачиваемости.

Таблица 10

Анализ наценки ООО «Эдельвейс», %

Показатели

2001 г.поквартально

2002 г. поквартально

2003 г.поквартально

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Валовая наценка

16,8

27,3

23.2

27,4

29,8

30,2

23,1

26,6

27,6

28,4

29

27,4

Уровень валовой наценки к товарообороту

13,9

21,5

18,8

21,5

23,0

23,2

18,8

21,0

21,6

22,2

22,5

21,5

Чистая наценка

13,5

22,9

19,2

22,6

17,6

22,7

17,6

17,7

21.6

23,2

23,4

22,4

Уровень чистой наценки к товарообороту

11.6

18,0

15,6

17,8

13.5

17,4

14,3

14,0

17,0

18,0

18,2

17,6



Тем не менее, в хозяйственной деятельности предприятия имелись следующие ухудшения: значительно возросла общая сумма издержек обращения, уровень издержек обращения в 2003 г. составил 18,2%, что на 11,4% превышает показатель 2001 г. — увеличились издержки обращения на 28647, 9 тыс.руб.
2.2 Анализ финансового состояния
Цели и задачи анализа

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения фирмы служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических проблем, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, их неплатежеспособности и, в конечном счете, банкротства, а «избыточная» устойчивость будет препятствовать развитию, отягчая затраты предприятия излишними запасами и резервами.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия необходим анализ его финансового состояния. Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Цель анализа состоит не только в оценке финансового состояния, но также и в постоянной работе, направленной на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу. В соответствии с этим результаты дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.

Вместе с тем, финансовое состояние — это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Показатели финансового состояния

Финансовое положение предприятия характеризуется двумя группами показателей:

— показатели ликвидности;

— показатели финансовой устойчивости.

Показатели ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы.

Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легко реализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.

При анализе ликвидности рассчитываются следующие основные показатели:

— величина собственных оборотных средств. Данный показатель показывает тот объем оборотных активов, который финансируется за счет собственных источников финансирования и представляет собой разницу между текущими активами и текущими обязательствами;

— маневренность функционирующего капитала. Данный показатель характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель обычно меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция;

— коэффициент текущей ликвидности. Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Значение показателя может варьироваться по отраслям и видам деятельности, а его рост в динамике рассматривается как благоприятная тенденция. Рекомендуемое нижнее значение показателя – 2;

— коэффициент быстрой ликвидности. По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы. Ориентировочное нижнее значение показателя – 1;

— коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя — 0,2;

— доля собственных оборотных средств в покрытии запасов характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами. Рекомендуемая нижняя граница показателя — 50%.

Статьи текущих активов можно разделить на три группы:

— ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства, высоко ликвидные ценные бумаги);

— ликвидные средства, находящиеся в распоряжении предприятия (обязательства покупателей, запасы);

— неликвидные средства (требования к кредиторам с длительным сроком погашения, незавершенное производство).

Пропорция, в которой эти группы находятся по отношению друг к другу, определяется:

— характером и сферой деятельности предприятия; скоростью оборота средств;

— соотношением текущих и долгосрочных активов;

— суммой и срочностью обязательств, на покрытие которых предназначены статьи активов.

Вторая группа показателей характеризует финансовую устойчивость предприятия. Стабильность работы предприятия связана с его общей финансовой структурой, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Финансовая устойчивость, таким образом, характеризуется соотношением собственных и заемных средств.

Для анализа финансовой устойчивости предприятия необходимо рассчитать следующие основные показатели:

— коэффициент концентрации собственного капитала характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредитов предприятие. Рекомендуемое значение для данного показателя — 60%. Дополнением к этому показателю до 100% является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала;

— коэффициент финансовой зависимости является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансирует свое предприятие. Превышение над 100% показывает структурную величину привлеченных средств;

— коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия;

— коэффициент структуры долгосрочных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, а какая — за счет собственных средств;

— коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Данный показатель дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия и показывает, сколько заемных средств, вложенных в активы предприятия приходится на 1 рубль собственных средств. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т.е. о снижении финансовой устойчивости, и наоборот. Их можно разделить на две группы: показатели, определяющие состояние оборотных средств, и показатели, определяющие состояние основных средств. Показатели ликвидности и финансовой устойчивости взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия.

Но для объективного и полного анализа финансового состояния предприятия эти показатели недостаточны, так как они дают представление только о наличии у предприятия собственных оборотных средств, их объеме и соотношении с заемными средствами, но не показывают, насколько эффективно они используются.

К показателям, характеризующим эффективность хозяйственной деятельности, относятся коэффициенты оборачиваемости или деловой активности, рентабельности, производительности.

Показатели деловой активности.

Анализ деловой активности характеризует результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности фирмы. К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся следующие показатели:

— ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция;

— коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.д.

Анализ рентабельности является важнейшей частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и позволяет дать ответ на вопрос, насколько прибыльно функционирует фирма и как эффективно она использует вложенный капитал. К основным показателям этого блока относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна, — сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. Могут быть рассчитаны и другие аналогичные показатели.

Для оценки финансового состояния они имеют большое значение, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, скорость оборота средств отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Расчет и анализ коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности.
Таблица 11

Данные для расчета коэффициентов

Наименование

Условное обозначение

На 01.01.2002г.

На 01.01.2003 г.

На 01.01.2004г.

1. Основные средства



876374

694022

676242

ОСВ

510000

510000

535000

2. Оборотные средства

ОС

115126

136135

160855

ОСср

726374

694022

676242

ОП

152498

1114

3942

ДСА

152498

1114

3942

ДСФ

115126

136135

160855

33



125630

148495

3.Краткосрочные и долгосрочные пассивы

СОС

303462

805051

1127134

СОСдз

453462

805051

1127134

СОСдкз

1179836

1499073

1803376

4. Источники собственных средств

Исос

813467

1315051

1662134

Исос ср



1064259

1488592

5.Валюта баланса

ВБ

1689840

2009073

2338376

ВБср



1849456

2173724
    продолжение
--PAGE_BREAK--


С помощью данных табл. 11 рассчитаем коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости. Результаты расчетов сведем в таблицу 12.




Таблица 12

Коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности

Наименование коэффициента

Условное обозначение

Рекомендуемое значение

На 01.01.2002

На01.01.2003

На01.01.2004

1

2

3

4

5

6

1.Коэффициент текущей ликвидности

k1

>2

0,158

0,196

0.238

2.Коэффициент быстрой ликвидности

Кз

>0,8

0,209

0,002

0,006

3.Коэффициент абсолютной ликвидности

Кз

>0,2

0,209

0,002

0,006

4.Излишек (недостаток) собственных основных средств

К4

"+"

188336

668916

966279

5.Излишек (недостаток) собственных ОС и приравненных к ним долгосрочных заемных средств

К5

"+"

338336

668916

966279

6.Излишек (недостаток) всех источников финансирования

К6

"+"

1064710

1362938

1642521

7.Обеспеченность собственных запасов собственными ОС

К7

>0,6

2,64

5,91

7,01

8.Обеспеченность собственных запасов собственными ОС и долгосрочными заемными средствами

K8

>1

3,94

5.91

7,01

9.Индекс постоянного актива

К9



0,63

0,39

0,32

10. Коэффициент автономии

К10

>0,5

0.48

0,65

0,71

11.Коэффициент соотношения собственных и заемных средств

К11



1,08

0,53

0,41

12.Коэффициент маневренности

К12

>0,3

0,37

0,61

. 0,68

13. Отдача всех активов на конец года

К13

1

-

0,78

0,78

14. Оборачиваемость ОС

К14

>3

-

11,49 .

11,49

15.Отдача собственного капитала на конец года

К15

1

-

1,36

1,15



Исходя из данных табл. 11 и 12 проанализируем результаты расчетов показателей.

Показатели ликвидности:

— коэффициент текущей (общей) ликвидности отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. В нашем случае этот показатель составляет (здесь и далее по годам — соответственно 2001-2003 гг) — 0,158, 0,196 и 0,238. Даже беря во внимание, что он постепенно растет — за два года на 8% — это все равно очень низкий уровень;

— коэффициент быстрой ликвидности определяется как отношение ликвидной части оборотных средств к текущим обязательствам. У нас он составляет 0,209, 0.002 и 0,006. По отношению к 2001 г. в 2002 и 2003 гг. показатели снизились на 20%. В любом случае, это говорит о том, что в текущем году у предприятия недостаточно средств со средней ликвидностью для расчета по своим займам. Наиболее ликвидными статьями оборотных средств являются денежные средства, которыми располагает предприятие на счетах в банке и в кассе.

Отношение денежных средств к краткосрочным обязательствам называется коэффициентом абсолютной ликвидности. Значение этого коэффициента у нас — 0,209, 0,006 и 0,002, что только подтверждает предыдущие расчеты.

Безусловно, складывается впечатление, что предприятие совершенно неспособно расплатиться по своим краткосрочным обязательствам, но это не совсем так, при условии поступления денег от дебиторов, предприятие полностью расплатится по своим обязательствам (отношение выплат по дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам в 2003 г. составило 242 %).

Показатели финансовой устойчивости:

— коэффициент автономии — показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в итоге всех средств, авансированных предприятию. По нему судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала. Его значения 0,48, 0,65 и 0,71, т.е. идет постоянное увеличение собственных средств (по сравнению с 2001 г. в 2002 г. — увеличение на 23%), как следствие, повышение независимости предприятия;

-коэффициент соотношения заемных и собственных средств по сути очень близок коэффициенту автономии — они характеризуют одни и те же соотношения. И здесь мы видим, постоянное снижение доли заемных средств — на 55% и 12% — соответственно.

Для оценки ситуации в динамике, рассчитывают скорость оборота материальных средств (K15) за анализируемые периоды. В нашем случае скорость равно 11,49 (за оба периода), т.е. оборот происходит в среднем за 33 дня. Это очень хороший показатель.

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Он составляет- 0,37, 0,61 и 0,68. Если в 2001 г. он составлял 0,37, то в 2002-2003 гг. — увеличивается на 24% и 7% соответственно, что говорит о мобильности средств и гарантии устойчивости предприятия.

Показатели деловой активности:

— индекс постоянного актива характеризует долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств. За год он снизился на 7%, что в первую очередь обуславливается вводом в действие новых мощностей (открытие двух новых магазинов), отдача от деятельности которые еще не покрыла расходы на их приобретение. Коэффициенты отдачи активов и собственного капитала, показывают, насколько продуктивно «работают» эти средства. У нас они составляют 0,78 (за оба года) и 1,36, и 1,15. В принципе, значение 0,78 — не высокий показатель, но учитывая то, что ООО «Эдельвейс» функционирует в сфере торговли (т.е. большая часть средств всегда находится в обороте) — этот показатель на хорошем уровне. Рассмотренный выше показатель скорости оборота материальных средств подтверждает это.

Подводя итог анализу финансового состояния ООО «Эдельвейс», можно сказать, что средства, находящихся в обороте предприятия, используются эффективно. Несмотря на большую дебиторскую задолженность, предприятие изыскивает средства на осуществление своей деятельности.
2.3 Анализ издержек обращения, прибыли и рентабельности
Для всесторонней оценки затрат рассмотрим расходы ООО «Эдельвейс» за 2001-2003 г. (таблица 13).
Таблица 13

Издержки обращения ООО «Эдельвейс», тыс. руб.

Статьи издержек обращения

2001 г.

2002г.

2003 г.

Отклонения по удельному весу

Сумма

уд.вес, %

Сумма

уд. вес, %

Сумма

уд.вес, %

2003 г к 2001

2003 гк2002

Транспортные расходы

767.5

11,0

2495,1

10,7

3344,0

9,4

-1,6

-1,3

Расходы на оплату труда

2890,3

41,4

7949,8

34,2

11880,9

33,3

-8,1

-0,9

Отчисления на соц.нужды

690,3

9,9

2724,5

11,7

2895,0

8,1

-1.8

-3,6

Амортизация ОС

87,0

1.2

521,1

2,2

804,0

2,3

+1,1

+0,1

Затраты но оплате % займа

-

-

40,5

0,2

141.0

0,4

+0.4

10.2

Расходы на аренду

105,9

1,5

964,5

4,2

1512,5

4,2

+2.7

0

Расходы на газ, топливо, энергию

230,0

3,2

1435,8

6,2

2257,3

6,3

+3.1

+0,1

Потери товаров

7,5

0,1

158,0

0.7

329,1

0,9

+0,8

+0,2

Внутрихозяйственные отчисления

69,8

1,0

743.1

3.2

1430,0

4,0

+3,0

+0,8

Расходы на рекламу

300,0

4,3

464,8

2,1

217,0

0,8

-3.5

-1,3

Прочие расходы

1824,0

26,4

5725,4

24,7

5407,2

15,2

-11,2

-13,5

Издержки обращения всего

6977,3

100

23222,6

100

35625.2

100

-

-

Уровень ИО в % к ТО

-

6,8

-

14,4

-

18.2

+11,4

+3,8
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Из данных табл. 13 видно, что ООО «Эдельвейс» имеет типичную структуру затрат для предприятий розничной торговли, с высоким удельным весом расходов на оплату труда, коммунальных услуг.

В общей сумме издержек обращения данного предприятия доля расходов на оплату труда в 2003 г. составляла 33,3 %, что меньше показателя 2001 г. на 8,1%, показателя 2002 — 0,9 %. Но, если сравнить темп заработной платы с темпом роста производительности труда можно сделать следующий вывод:

— темп роста заработной платы составил 202,7%;

— темп роста производительности труда — 82%;

— отсюда следует, что темп роста заработной платы превышает темп роста производительности труда на 120,7%, что отрицательно характеризует деятельность предприятия.

Транспортные расходы. Издержки предприятия по удельному весу в общих издержках обращения 2003 г. снизились по отношению к 2001 г. с 11,0% до 9,4%. Это связано с установлением ООО «Эдельвейс» прямых хозяйственных связей с поставщиками товаров.

Расходы на рекламу. Статья расходов ООО «Эдельвейс» с каждым годом уменьшается. Это связано с тем, что в структуре ассортимента предприятия преобладают продовольственные товары, которые не нуждаются в постоянной рекламе.

Расходы на ремонт зданий ООО «Эдельвейс» большое внимание уделяет техническому состоянию предприятий торговли, это обуславливает крупные суммы, пошедшие на ремонт зданий и сооружений.

Расходы на аренду помещений увеличились на 1406,3 тыс. руб.- это произошло за счет увеличения числа розничных торговых предприятий.

Основные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия отражены в таблице 14.
Таблица 14

Основные показатели деятельности ООО «Эдельвейс», тыс. руб.

Показатель

2003 г

2001 г.

2002 г.

2001 г

Изменения 2003 г. к 2001 г

2002 г

Изменения 2003 г. к 2002 г

Абсолют. изменения

Относит изм.,%

Абсолют. изменения

Относит изм., %

Товарооборот

196219

101946,8

94272,2

192,47

161201

35018

121,72

Затраты на оплату стоимости полученных от поставщиков товаров.

161484,4

85045,1

76439,3

189,88

137866,3

23618,1

117,13

Валовый доход

34734,6

16901,7

17832,9

205,51

23334,7

11399,9

148,86

Издержки обращения

30218

6977,3

23240,7

433,09

23222,6

6995,4

130,12

Проценты к уплате

45

71,6

-26,6

62,85

-

-

-

Прибыль (убытки) от внереализацион-ных операций

272,4

(-)770

1042,4

35,38

(-)980

1252,4

27,80

Балансовая прибыль, в т.ч.

4744,0

9082,8

-4338,5

52,23

(-) 867,9

56119

546,61

Чистая прибыль

3083,60

5904

-2820,4

52,23

-

-

-

Рентабельность (убыток)

0,02

0,09

-

-

-0,005

-

-



Анализируя показатели (табл.14) за 2001 — 2003 гг. можно отметить следующее:

на величину прибыли влияют такие факторы как размер торговой наценки, уровень издержек обращения.

ООО «Эдельвейс» в 2003 г. по ряду показателей хозяйственной деятельности получило хорошие результаты:

— рост товарооборота на 94272,2 тыс. руб. или 281%, который был вызван расширением розничной сети;

— рост дохода на 17833,2 тыс. руб. или на 205,51%.

Но, есть и отрицательные моменты в финансово-хозяйственной деятельности. Так, в 2002-2003г г. получен убыток за счет увеличения издержек обращения.

Таким образом, проанализировав основные финансово-экономические показатели деятельности ООО «Эдельвейс» можно сказать следующее:

результаты расчетов коэффициентов финансовой устойчивости, свидетельствуют о полной независимости ООО «Эдельвейс» от заемных средств, и высокой степени маневренности;

— показатели деловой активности говорят о максимальной отдаче собственного капитала и высоком уровне оборачиваемости материальных средств (полная оборачиваемость в течении месяца), что свидетельствует о эффективном использовании имеющихся у ООО «Эдельвейс» оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности;

— большая часть денежных средств от реализации направляется в оборот;

— рост товарооборота свидетельствует о эффективной деятельности ООО «Эдельвейс», при этом разница между выручкой от реализации и себестоимостью реализации товаров составляет почти 35% (при максимальной наценке — 25%) — говорит о быстрых темпах оборота товарных запасов;

— уровень прибыли в 5%, в течение последних лет — показатель стабильности. При этом каждый год происходит увеличение торговых площадей ООО «Эдельвейс» (по 1 магазину в год), значит, окупаемость новых торговых точек происходит менее чем за год.

Проанализировав деятельность ООО «Эдельвейс», его основные экономические и финансовые показатели за три года, необходимо отметить, что вся деятельность ООО «Эдельвейс», отталкивается от желаний и нужд потребителей, как самого важного объекта в рыночной системе.




3. Основные предложения по улучшению деятельности ООО «Эдельвейс»
3.1 Основное организационно-экономическое содержание по улучшению деятельности предприятия
Менеджмент — как управление в условиях рынка — обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.

Для современного менеджмента характерны:

— стабильное стремление к повышению эффективности производства;

— широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений;

— упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы ;

— максимальное применение математических методов и достижений информатики на базе ЭВМ;

ООО «Эдельвейс» намерено не только лишь выжить, но и проявлять активность в направлении дальнейшего повышения уровня коммерческой деятельности.

Повышение уровня работы на предприятии торговли требует постоянного совершенствования ее технологии, автоматизированных рабочих мест (АРМ) работников торговли, компьютеризации управления коммерческими процессами.

Весьма актуальна задача компьютеризации процессов управления коммерческой работы по закупкам и продаже товаров.

Постоянный учет и контроль закупок товаров, характеризующихся десятками тысяч наименований товаров сложного ассортимента, возможен лишь с помощью ЭВМ. Ручная, карточная форма учета поставок, осуществляемая старшим продавцом, трудоемка и не обеспечивает быстрого и точного их учета по всей совокупности разновидностей ассортимента от большого количества поставщиков и по частным срокам поступления. Такая система учета выполнения договоров в групповом ассортименте, как правило, по кварталам не обеспечивает принятия оперативных мер воздействия на поставщиков, допускающих нарушения обязательств по поставкам товаров в развернутом ассортименте, приводит к срывам поставок и перебоям в поступлении товаров. Для этих целей необходима организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) для оперативной обработки коммерческой информации и управления коммерческими процессами. Это обеспечивает автоматизацию учета поставки и реализации товаров по внутригрупповому ассортименту, освобождает персонал от рутинной, ручной работы по ведению картотеки учета и движения товаров, высвобождает время для реальной коммерческой работы с поставщиками и покупателями, повышает производительность труда.

Оценка хозяйственной деятельности показала, что предприятию необходимо снизить издержки.

Издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности [18].

В экономике России считается доминирующим синонимом издержек — понятие себестоимости продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой сложную оценку стоимости используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов и сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
3.2 Расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий
Анализ экономических показателей деятельности предприятия проведенный во втором разделе дипломной работы показал, что в общей сумме издержек обращения ООО «Эдельвейс» доля расходов на оплату труда (2003 г.) составляла 33,3 %, темп заработной платы опережал темпы роста производительности труда на 120,7%.

Ориентируясь на пути совершенствования его деятельности, можно предложить ряд мероприятий, способствующих росту прибыли:

1) Увеличение прибыли можно добиться путем сокращения издержек.

Наибольший удельный вес в структуре издержек обращения имеют расходы на оплату труда (табл.15):
Таблица 15

Динамика структуры статей издержек обращения

Статьи издержек обращения

2001 г.

2002г.

2003 г.

Отклонения по удельному весу

Сумма, тыс.руб.

уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

уд. вес, %

Сумма тыс.  руб.

уд. вес, %

2003 к 2001

2003 г. к 2002

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Издержки обращения всего, в т.ч.:

6977,3

100

23222,6

100

35625.2

100





транспортные расходы

767.5

11,0

2495,1

10,7

3344,0

9,4

-1,6

-1,3

расходы на оплату труда

2890,3

41,4

7949,8

34,2

11880,9

33,3

-8,1

-0,9

отчисления на соц.нужды

690,3

9,9

2724,5

11,7

2895,0

8,1

-1.8

-3,6

амортизация ОС

87,0

1.2

521,1

2,2

804,0

2,3

+1,1

+0,1

проценты по займу

-

-

40,5

0,2

141.0

0,4

+0.4

10.2

расходы на аренду

105,9

1,5

964,5

4,2

1512,5

4,2

+2.7

0

расходы на энергию, топливо

230,0

3,2

1435,8

6,2

2257,3

6,3

+3.1

+0,1

потери товаров

7,5

0,1

158,0

0.7

329,1

0,9

+0,8

+0,2

внутрихозяйственные отчисления

69,8

1,0

743.1

3.2

1430,0

4,0

+3,0

+0,8

прочие расходы

1824,0

26,4

5725,4

24,7

5407,2

15,2

-11,2

-13,5

расходы на рекламу

300,0

4,3

464,8

2,1

217,0

0,8

-3.5

-1,3

Уровень ИО в % к ТО



6,8



14,4



18.2

+11,4

+3,8
    продолжение
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.