Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Экономика труда (эффективность и ее показатели, планирование численности работников различных категорий)

Федеральное агенство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение                                              высшего профессионального образованияТульский государственныйуниверситетРегиональный центр повышения квалификацииЭкономика трудаКОНТРОЛЬНО – КУРСОВАЯ РАБОТА Вариант № 8
Выполнил:
         слушатель гр. 760751в            
         Стукалова Е.С.
 
Проверил:
          доц. Горюнова Н.А.      
Тула 2005

Содержание
1. Эффективность труда и ее показатели………………………………………3
    1.1 Трудовойпотенциал в системе экономических ресурсов……………...3
    1.2 Компонентыдеятельности человека…………………………………….5
    1.3 Показателиэффективности: продуктивность и рентабельность труда..6
    1.4 Теорема орентабельности компонент труда……………………………9
    1.5Концепции эффективности труда………………………………………10
    1.6 Эффективностьинвестиций в человеческий капитал…………………13
    1.7Интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность……..14
2. Планирование численности работников различныхкатегорий…………..16
    2.1 Количественнаяхарактеристика персонала……………………………17
    2.2Определение численности персонала…………………………………..19
    2.3 Планированиепрофессионального состава рабочих………………….24
Задача……………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………….31

1.    Эффективность труда и ее показатели
В результате трудовой деятельности производятсятовары и услуги, которые характеризуются, во-первых, издержками производства,или себестоимостью, во-вторых, рыночной стоимостью. Соотношение этих двухвеличин по каждому виду товаров и услуг, умноженных на их объем, определяетприбыльность и рентабельность производства.
1.1 Трудовой потенциал в системеэкономических ресурсов
Принято выделять четыре вида экономическихресурсов: земля, труд, капитал ипредпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют такжефакторами производства.
Термин земляв экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение иплодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии ит.п. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источников сырьяи энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земляявляется активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократноговозрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (например,колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля – это один из важныхисточников «чистого продукта», т.е. того, что остается после возмещенияпроизведенных затрат.
Труд какэкономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, ихквалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственныхфункций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанныхчеловеко-часов и расходами на персонал, включающими заработную плату исоциальные выплаты.
Многие авторы выделяют предпринимательские способности, или предприимчивость, как отдельный вид экономических ресурсов.Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда,земли и капитала, умении находить и применять новые научные, технические,организационные, художественные, коммерческие идеи. Предпринимательскаядеятельность осуществляется в условиях значительной неопределенности,объективно обусловленной изменениями в потребностях людей и рыночнойконъюнктурой.
При использовании экономических ресурсов ихсобственники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (оттруда), процента (от капитала) и прибыли (от предпринимательских способностей).
Существующая классификация экономических ресурсовне учитывает ряда важных факторов, определяющих результаты производственнойдеятельности. Прежде всего это относится к ресурсам труда, которые не сводятсяк затратам рабочего времени и расходам на персонал. Кроме того, предпринимательскиеспособности – это лишь один из видов творческих способностей человека.Вследствие указанных недостатков традиционной схемы классификации экономическихресурсов при обосновании их структуры целесообразно исходить из компоненттрудового потенциала: здоровье, нравственность, творческий потенциал,активность (пассионарность), организованность, образование, профессионализм,ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут относиться как к отдельномучеловеку, так и к различным экономическим системам.
Каждая из компонент трудового потенциала являетсяотносительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнеговремени основное внимание уделялось ресурсам рабочего времени (численностиперсонала). Однако развитие современного производства определяется в первуюочередь такими ресурсами, как творческий потенциал, активность, образование ипрофессионализм. Все более осознается роль нравственности как важногоэкономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями отпреступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.
Таким образом, экономические ресурсы – этокомпоненты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющиевозможности выпуска продукции.
1.2 Компоненты деятельности человека
В любом виде деятельности человека можно выделитьдве компоненты. Первая характеризует труд, выполняемый по заданной технологии,инструкции, традиции, когда исполнитель работы не вносит в нее никакихэлементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется регламентированным, или         α-трудом. Вторая характеризует труд, направленный на создание новыхдуховных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот видтруда называется новационным, творческим,или β-трудом.
Типичным примером деятельности, в которойпреобладает α-труд, является выполнение производственной операциисборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Здесь речь идет не оспособностях работника, а об объективным возможностях их реализации.Регламентированным может быть деятельность чиновника, если она сводится толькок слепому выполнению инструкций. Таким образом, α-труд может быть какфизическим, так и умственным.
Преимущественно творческим является трудизобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров,организаторов производства, предпринимателей и т.д. Высшим проявлениемтворчества считается искусство, ибо в нем, как в изобретательстве, исключаетсяповторение (копирование), кроме того, продукт творчества в этой сфере еще ииндивидуален, являясь отражением личности автора.
Необходимость выделения двух компонент трудаобъективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формированиедохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет α-труда возможно только приувеличении численности работников, продолжительности времени труда и егоинтенсивности. В отличие от этого, за счет β-труда рост объема продукциивозможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени иинтенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических,организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий,улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средствпроизводства на единицу полезного эффекта продукции и услуг.
В соответствии с двумя компонентами труда каждыйего вид можно рассматривать как точку с координатами (α;β).
1.3 Показатели эффективности: 
продуктивность и рентабельность труда                                                                                   
Основной проблемой экономической теории ихозяйственной практики является анализ соотношения затрат и результатов.Затраты определяются по отношению к экономическим ресурсам. Результатыхарактеризуются объемом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью, атакже показателями конкурентоспособности, качества жизни, экологии и др.
Отношение  в общем случаеназывается эффективностью. Одним изаспектов этого понятия является эффективность по Парето, характеризующая такоераспределение ресурсов, при котором результат по любому направлению не можетбыть улучшен за счет ухудшения результатов по другим направлениям.
Результаты экономической деятельности чаще всеговыражаются объемами продукции и прибыли. Поэтому практически важнейшимипоказателями эффективности являются продуктивность и рентабельность.
Продуктивностьопределяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования,энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов. Степеньпродуктивности труда определяется количеством продукта, получаемого на единицувремени.
Продуктивность системы в общем случае определяетсяпо формуле:
                                                          (1)
где p  — продуктивность;
О – объем продукции (услуг) за определенный периодвремени в натуральном, стоимостном или иных измерениях;
I– затраты ресурсов, соответствующие данному объему продукции.
Для определения продуктивности по видам ресурсовиспользуются формулы вида:
                                                   (2)
                                        (3)
где pt – продуктивность труда;
      pk – продуктивностькапитала;
      Т –затраты труда (рабочего времени);
      К –затраты капитала.
Продуктивность труда может рассчитываться наединицу рабочего времени или на одного работающего. Объем продукции и затратытруда могут быть выражены в абсолютных и относительных показателях.
Если производительность труда представляет собойиспользование только живого труда, то продуктивность предусматриваетиспользование наряду с живым трудом и материальных ресурсов, и капитала, иинформации.
Наряду с продуктивностью при анализепроизводственных систем используют и другие показатели:
·       
·       
·       
·       
·       
·       
Эти показатели характеризуют:
действенность– степень достижения целей системы;
экономичность– соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;
качество – соответствиехарактеристик продукции стандартам и требованиям потребителей;
прибыльность– соотношение между прибылью и издержками.
При анализе эффективности труда существенноетеоретическое и практическое значение имеет соотношение прибыли от данного видадеятельности и соответствующих затрат труда. Такое соотношение                    В.В. Новожилов назвал рентабельностью труда. Практически этотпоказатель целесообразно определять как рентабельностьзатрат на оплату труда или как рентабельностьсуммарных затрат на персонал:
                                            (4)

где ri – рентабельность труда i-го вида;
Di– добавленная стоимость от деятельности персонала i-й группы;
Zi– затраты на персонал i-йгруппы;
Zi* — минимально допустимое значение Zi.
Для экономики страны величина Di соответствует доленационального дохода, полученного в результате деятельности i-го вида (в частности, это может бытьвклад i-й отрасли внациональный доход). Как один из показателей рентабельности труда можнорассматривать норму прибавочной стоимости.
В макроэкономическом аспекте рентабельность трудахарактеризуется прежде всего долей заработной платы в национальном доходестраны. В России эта доля существенно ниже, чем в развитых странах (поразличным оценкам, в 2-3 раза), что является одной из важнейших причин низкихуровней эффективности экономики и потребления материальных благ. Соотношениецен и заработной платы не обеспечивает возможности реализации научнообоснованных норм потребления для большинства граждан России. Этим иобусловлена в первую очередь социальная нестабильность российского общества.
1.4  Теорема о рентабельности компонент труда
Рост национального дохода, приходящегося на одногожителя развитых стран, происходит в основном за счет действующего и прошлогоβ-труда. При этом тенденция роста уровня жизни характерна для всехработников, в том числе и для тех, кто занят преимущественно α-трудом.Причины этого обусловлены соотношением спроса и предложения на рынке труда, атакже процедурой заключения тарифных соглашений, направленной на минимизациюконфликтов. Тенденция роста ставок оплаты α-труда при его уменьшающейсядлительности и интенсивности в определенной степени аналогична тенденции увеличенияцен на землю в перспективных городах.
Чтобы сформулировать и доказать теорему орентабельности компонент труда, введем следующие определения:
Определение1. Труд – это деятельность,направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные,интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либопо принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннемупобуждению, либо по тому и другому.
Каждый трудовой процесс можно рассматривать каксочетание двух компонент: регламентированного (α-труда) и новационного(β-труда).
Определение2. Регламентированным или α-трудом называетсявид деятельности, при которой человек должен действовать в строгом соответствиис заданной технологией (инструкцией) и не имеет объективных возможностей дляизменения этой технологии.
Определение3. Новационным, творческим или β-трудом называетсявид деятельности, при которой человек занят только созданием нового в науке,искусстве, экономике и других сферах. Результатом β-труда являются новыеидеи и образы.
Из принципа сохранения материи и определения 1следует:
Лемма 1. Ростпотребления материальных благ можно обеспечить за счет:
1)   
2)   
Из определения 2 следует:
Лемма 2. Результатα-труда (в частности, объем продукции) может быть увеличен только за счетувеличения длительности и (или) темпа труда.
Из определения 3 следует:
Лемма 3. Результатβ-труда не имеет какой-либо явной зависимости от длительности и темпатруда. Он определяется прежде всего творческими способностями (к данному видудеятельности) и условиями для их реализации.
Из лемм 1,2,3 следует:
Теорема. При неизменной или уменьшающейсядлительности рабочего дня и года рост душевого потребления материальных благвозможен только за счет результатов β-труда, направленного на увеличениеобъема добываемых природных ресурсов и (или) повышение эффективности ихиспользования.
 Справедливость сформулированной выше теоремынепосредственно следует из лемм 1,2,3 и того факта, что в течение двухпоследних столетий в развитых странах рост потребления материальных благпроисходил при уменьшении длительности рабочего дня и года.
1.5 Концепцииэффективности труда
Деятельность, содержащая элементы новизны,рационализации и творчества, значительно эффективнее для роста благосостояниянарода, чем чисто исполнительский труд по заданной технологии. В связи с этимважно установить причины, из-за которых доля личного потребления (труда длясебя) в результатах работы рационализаторов, изобретателей, писателей и другихпредставителей творческой деятельности может быть объективно меньше, чем у тех,кто занят в основном α-трудом.
В работах по истории науки приводятся десяткипримеров резкого повышения эффективности производства под влиянием новыхтехнических и организационных идей. Общепризнанно, что паровая машина Дж. Уаттавозместила затраты на науку за всю предшествующую ей историю человеческогообщества. Многократный рост эффективности стал следствием изобретения         Э. Сименсом динамо-машины (1867 г.), Г.Даймлером – бензинового двигателя (1885 г.), Р. Дизелем – двигателя на тяжеломтопливе (1892 г.) и т.д. Качественные изменения в производстве возникалиблагодаря не только техническим, но и организационным идеям. Примерами могутслужить работы Г. Форда по организации массового выпуска автомобилей, Ф.Тейлора по рационализации трудовых процессов и др.
Во второй половине XX в. в развитых странах существенноускорился процесс качественных изменений не только в производстве, но и вструктуре населения: резко уменьшилась доля численности рабочих и крестьян, адоля занятых в науке, образовании, здравоохранении, сфере услуг возросла.
Для экономики страны роль творческой деятельностиможно оценить по приросту конечного продукта за счет технического прогресса. Завторую половину ХХ в. в развитых странах вклад этого фактора превысил 50%общего прироста национального дохода. Соответствующая величина для бывшего СССРсоставляла 10-15%. В России 90-х годов вклад технического прогресса в развитиеэкономики стал еще меньше.
В конце ХХ в. творческая деятельность в наибольшеймере определяет богатство страны и уровень благосостояния ее народа.Экономическая реальность требует переосмысления представлений опроизводительном и непроизводительном труде, а также о механизме формированиянародного богатства.
Эти проблемы занимали лучшие умы человечества напротяжении столетий. В работах по истории экономических учений обычноотмечалось, что признак производительного труда первым установил Ф. Кенэ(1694-1774) – основатель физиократической теории общественного богатства.
Основная идея Ф. Кенэ, из которой следуютпрактически все остальные положения физиократического направления, очень простаи состоит в том, что источником «чистого продукта», т.е. того, что остаетсясверх издержек производства, является земля, точнее, силы природы. Отсюда иназвание теории (греч. «физис» — природа, «крат» — власть). Как писал Ф. Кенэ,«ничто в действительности не может приносить дохода, кроме земли и воды».
Существенно по-иному трактовал понятиепроизводительного труда           А.Смит. Он видел источник увеличения богатства в общественно полезном труде попроизводству материальных благ. Поэтому только такой труд он относил кпроизводительному.
В отечественной литературе длительное времягосподствующим было представление о том, что производительным является труд всфере материального производства, создающий не только необходимый, но иприбавочный продукт. Такая позиция не может считаться обоснованной.
То, что А.Смит и К.Маркс понимали под производительным трудом, не имеетадекватного количественного выражения, ибо производительность труда во всевремена измерялась количеством продукции в единицу времени, а не степеньюучастия в производстве прибавочного продукта. Поэтому вместо терминов«производительный» («непроизводительный») труд, лучше употребить термины«рентабельный» («нерентабельный»). В этом случае сущность понятия и егоколичественное выражение становятся адекватными. В обозначениях формулы (4) этоозначает, что:
если
если
Сегодня понятие производительного труда,по-видимому, может представлять только исторический интерес. Практически надоговорить о рентабельном или нерентабельном труде как в сфере материальногопроизводства, так и в интеллектуальной сфере – при создании произведений науки,литературы и искусства.
1.6 Эффективность инвестиций в человеческийкапитал
Так как человеческий капитал является наиболееподвижным среди факторов производства, то он требует большего внимания изатрат. Дело в том, что человеческий капитал является основой любого процессапроизводства и от того, какое ему уделено внимание, зависит результат.
Те компании, которые уделяют большое внимание, ввопросах подготовки, переподготовки кадров, повышение квалификации икраткосрочному переобучению сотрудников находятся в более выгодном положении,чем те фирмы и компании, которые этому вопросу не уделяют должного внимания.Вложение средств в капитал, в его развитие и формирование, считается болееэффективным вложением средств, чем иные вложения. Единственным критериемэффективного вложения средств в человеческий капитал является его отдача в виденовых технических решений, новых разработок эффективных элементов организациитруда.
Следует заметить, что вложение средств вчеловеческий капитал не всегда дает быстрые результаты. Думающий руководительзнает, что результат обязательно будет рано или поздно особенно, еслииспользуются различные формы вложения средств.
Одним из наиболее эффективных вложений являетсясистема непрерывного образования, которая позволяет постоянно повышать иподдерживать определенный образовательный уровень у работников предприятия, чтодает необходимые и ожидаемые результаты, которые позволяют фирме выдерживатьконкурентную борьбу.
Одним из элементов эффективного вложения средств вчеловеческий капитал в зарубежных фирмах и компаниях является организация ифункционирование кружков качества по средством, которого обеспечиваетсянадлежащий уровень технического образования работников и постоянный процесспоиска выявления и использования резервов производства.
Инвестиции в человеческий капитал анализируютсяпринципиально так же, как затраты на покупку оборудования, т.е. вложения вфизический капитал. однако, несмотря на очевидность аналогии, необходимоучитывать следующие особенности человеческого капитала:
1.    
2.    
3.    
Природные способности следует рассматривать какстартовый человеческий капитал, который может быть значительно увеличенблагодаря инвестициям в обучение и воспитание. При этом необходимо учитыватьразличия между потенциалом человека и человеческим капиталом. Так, инвестиции вповышение нравственности могут увеличить потенциал человека, его полезность дляобщества, однако не гарантируют прямого увеличения производительности изаработной платы. Несмотря на это, цивилизованная страна заботится не только ознаниях, но и морали своих граждан.
1.7 Интеллектуальный капитал иинтеллектуальная собственность
Интеллектуальныйкапитал в общем случае характеризует систему знаний, умений, документов иотношений, которые могут стать источниками доходов для человека или организации.Интеллектуальный капитал включает также объекты интеллектуальной собственности(патенты, ноу-хау и пр.). кроме этого к интеллектуальному капиталу принятоотносить системы организации знаний, обеспечивающие их эффективноеиспользование. Исходя из этого возможно следующее краткое определение:«Интеллектуальный капитал – это полезные знания в соответствующей упаковке»(Стюарт С.).
Наиболее явной формой выражения интеллектуальногокапитала является интеллектуальнаясобственность, определяющая исключительное право использования результататворческой деятельности.
Использование права владения объектоминтеллектуальной собственности означает прежде всего получение реальных илипотенциальных доходов от его копирования (повторения, воспроизведения). За счетвоспроизведения технического или художественного решения и последующейреализации изделий (копий) образуется источник доходов, обладающий явнымипризнаками монополии. Право интеллектуальной собственности и есть монопольноеправо ее владельца. Естественно, это право не может быть неограниченным вовремени. Весь смысл исключительных имущественных прав на интеллектуальнуюсобственность заключается в монополии на потенциальную прибыль.
Исключительное право не является тормозомнаучно-технического развития. Новое запатентованное научно-техническое илитехнологическое решение не становится недоступным для общества (за исключениемизобретений военного и секретного характера). Наоборот, информация о патентахшироко распространяется по всему миру, образуя один из мощнейших источниковинформации о научно-техническом прогрессе.
Интеллектуальная собственность состоит из двухчастей (ветвей) – права на промышленную собственность и права навоспроизведения художественного творчества. Каждая из ветвей интеллектуальнойсобственности регламентируется и защищается своими законами. Промышленнаясобственность охраняется патентным законодательством, а художественнаясобственность – законом об авторских правах. И промышленная, и художественнаясобственность достаточно многообразна, и подобное деление не совсем правомерно,т.к., например, довольно большое количество объектов промышленной собственностизащищаются авторским правом, образуя область «промежуточных» объектовинтеллектуальной собственности.
Существуют различные методы оценки величины интеллектуального капитала. Наиболее простойоценкой является разность между рыночной стоимостью акций компании и учетнойстоимостью ее фондов (земля, здания, оборудование и т.д.).
Погрешность такого метода обусловлена колебаниямицены акций, которые часто не зависят от данной компании. Поэтому лучшесравнивать относительные величины разных компаний или данные одной компании вдинамике.
Для оценки интеллектуального капитала используютсятакже величина интеллектуальной собственности компании и ряд частныхпоказателей: удельный вес новой продукции в общей стоимости продаж, данные оквалификации персонала, величина добавленной стоимости на одного специалистаили одного сотрудника, имидж фирмы. Весьма важным показателем являетсявнимание, которое уделяют сотрудникам фирмы так называемые «охотники заголовами», т.е. люди и организации, специализирующиеся на выявлении и оценкеперспективных специалистов для творческой деятельности.
2.   Планированиечисленности работников                   различных категорий
При бурном развитии новых технологий все большее значениеприобретает обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Своевременноекомплектование нужными кадрами всех ключевых подразделений предприятиястановится невозможным без разработки и реализации кадровой политики. Кадровоепланирование становится важнейшим элементом кадровой политики, помогает приопределении ее задач, стратегии и целей, способствует их выполнению черезсоответствующие мероприятия. Формирование персонала является реализациейкадрового планирования.
Планирование потребности в персонале включает:
·       оценку наличного потенциала трудовых ресурсов;
·       оценку будущих потребностей;
·       разработку программ по развитию персонала.
Конкретное определение потребности в персоналепредставляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству,квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими иперспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основесравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состоянияобеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основудля принятия управленческих решений в области привлечения персонала, егоподготовки и переподготовки.
2.1Количественная характеристика персонала
Персонал предприятия иего изменения имеют определенные количественные, качественные и структурныехарактеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверностиизмерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями:·       
·         среднесписочная численность работниковпредприятия и (или) его                внутренних подразделений за определенный период;
·       удельный вес работников отдельныхподразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;
·       темпы роста (прироста) численностиработников предприятия за определенный период;
·       средний разряд рабочих предприятия;
·       удельный вес служащих, имеющих высшее илисреднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работниковпредприятия;
·       средний стаж работы по специальностируководителей и специалистов предприятия;
·       текучесть кадров;
·        фондовооруженность труда работников и (или)рабочих на предприятии и др.
Совокупность перечисленных и ряда других показателей может датьпредставление о количественном, качественном и структурном состоянии персоналапредприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в томчисле планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективностииспользования трудовых ресурсов предприятия. Количественная характеристикатрудовых ресурсов (персонала) предприятия в первую очередь измеряется такимипоказателями, как списочная явочная, и среднесписочная численность работников.Списочная численность работников предприятия — это численность работниковсписочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывшихза этот день работников. Явочная численность — это количество работниковсписочного состава, явившихся на работу.
Для определения численности работников заопределенный период используется показатель среднесписочной численности. Онприменяется для исчисления производительности труда, средней заработной платы,коэффициентов оборота, текучести кадров и ряда других показателей.Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммированиячисленности работников списочного состава за каждый календарный день месяца,включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количествокалендарных дней месяца. Для правильного определения среднесписочнойчисленности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочногосостава с учетом приказов о приеме, переводе работников на другую работу ипрекращение трудового договора.
Кроме численности работников количественная характеристикатрудового потенциала предприятия и его внутренних подразделений может бытьпредставлена и фондом ресурсов труда (Фрт) в человеко-днях или вчеловеко-часах, который можно определить путем умножения среднесписочнойчисленности работников (Чсп)  на среднюю продолжительность рабочего периода в днях или часах (Трв):
Фрт = Чсп * Трв.
2.2Определение численности персонала
К расчетам численности не следует подходитьупрощенно, поскольку они определяют последующую работу по комплектованиюпредприятия по кадрам. По этой причине при определении потребности в рабочейсиле не ограничиваются формальными расчетами с использованием общепринятыхформул, а проводят дополнительные аналитические расчеты, чтобы выявитьособенности производственной ситуации.
Так,в практике часто используют методологию планирования «от достигнутогоуровня». В соответствии с данным подходом, численность рабочих в плановомпериоде (Чпл) рассчитывается следующим образом:
Чпл = Чб (Iq/ Iw),
гдеЧб  — среднесписочная численность работающих в базисном периоде, чел.;
Iq — индекс изменения объема производства в плановомпериоде;
Iw — индекс роста производительности труда.
Однако в этом случае есть опасность автоматически перенестинедостатки в использовании работников в отчетном периоде на плановый период.Поэтому расчеты следует дополнить анализом использования фонда рабочего временирабочих, составить на его основе план мероприятий направленных на лучшееиспользование рабочей силы, что должно найти отражение в индексе ростапроизводительности труда.
Такого рода анализ особенно необходим в тех случаях, когдакадровая политика предприятия ориентирована на экономию издержек на рабочуюсилу, на интенсивный путь развития производства.
Поскольку расчеты требуемой численности по общепринятым формулампозволяют получить среднегодовой показатель, необходимо проанализировать,имеются ли колебания потребности в рабочей силе в отдельные периодыотносительно этого среднегодового показателя, вызванные различиями ввыпускаемой продукции.
Причем диапазон колебаний может быть особенно значительным, еслианализируется в профессиональном разрезе.
Плановая численность производственных работников на нормируемыхработах определяется исходя из трудоемкости продукции:
Чпл = Тп.н / (Фр.в* Кв.н),
где Тп.н — плановая нормативная трудоемкость,нормо-часов;
Фр.в — полезный годовой фонд времени одного рабочего,ч;
Кв.н — планируемый коэффициент выполнения норм.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка информационно-обучающей системы на тему Правила дорожного движения
Реферат Педагогическая концепция В В Розанова
Реферат Лирика в творчестве Лермонотова: темы родины и природы
Реферат Розподіл та поєднання трьох влад
Реферат AcidBase Titration Essay Research Paper Titration of
Реферат Рынок труда. Спрос и предложение на труд в России
Реферат Основні засади організації соціальної роботи з дітьми-інвалідами
Реферат Учет доходов и расходов предприятия 2 Исследование особенностей
Реферат «Гимназические чтения»
Реферат Российский нотариат и его задачи
Реферат Производство в надзорной инстанции арбитражного судопроизводства
Реферат Роль разделения властей в теории правового государства
Реферат Розвиток концепції міжнародної кримінальної юрисдикції в період "холодної війни"
Реферат Анализ организационно-экономических условий деятельности СПК "Свияга"
Реферат Российское гражданство