СодержаниеВведение____________________________________________________ 3
I. Теоретические и правовые основы малого
предпринимательства в РФ.
1.1 Понятие малого предпринимательства________________________ 6
1.2 Анализ правовой базы ______________________________________15
1.3 Государственнаяподдержка малого
предпринимательства__________________________________________ 25
II. Анализ финансового состояния и проблем
функционированиямалого предприятия на
примере ООО «Фирмы «Сатурн».
2.1. Общаяхарактеристика предприятия
и анализ конкурентной среды____________________________________39
2.2. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
2.3. Анализ финансовыхрезультатов_____________________________ 45
2.4. Коэффициентный анализдеятельности________________________50
III. Проблемыфункционирования и развития малого
предпринимательства в РФ.
3.1.Проблемы и перспективы развития
малого предпринимательства__________________________________________ 56
3.2.Рекомендации по улучшению финансового
состояния и повышению конкурентоспособностиООО «Фирмы «Сатурн»____ 62
Заключение.____________________________________________________73
Список литературы._____________________________________________76
Приложение.
Введение
Малое предпринимательство – один изведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояниязанятости населения, структуру и качество валового национального продукта.Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкойсмешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им моделихозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизмаи государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Иесли крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то всемногообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая тканьхозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для дипломнойработы тему как «Малый бизнес» и «финансовые проблемы малого предприятия»,которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.
Малое предпринимательство — не толькосущественная составляющая и массовая субъектнаябаза цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемыйэлемент присущего ему конкурентного механизма, но имаксимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров формахозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые ипроизводственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнесдолжен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
Значимость изучения проблемымалого предпринимательства усиливается тем, что именноему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и инойподдержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура,обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических исоциальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут бытьрасценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублениемкризиса российской экономики в целом.
Бизнес – это любой вид непосредственной деятельности с цельюполучения дохода, предусматривающий привлечение собственных средств, илиопосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственногокапитала.
Бизнес предполагает полную самостоятельность впринятии хозяйственных решений и соответствующую ответственность за результатыэтих решений. Бизнес – всегда риск. Даже решение держать акции данной компанииили своевременно продать, связано с риском.
Организациибизнеса – это, в основном, частные фирмы различного хозяйственного статуса – отиндивидуальных до крупнейших акционерных компаний.
Переход к рыночной экономикепотребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и, в первуюочередь, осуществления ее демонополизации.
В стране сейчас 40 тыс. предприятий,а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс.предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразоватьсоциально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм формсобственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции и развитиярыночных отношений.
Вмировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95 % —в ФРГ до 99.7 % — в Японии приходится на мелкие предприятия (по числуработающих).
Преимущества малого бизнеса:
— сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствиемлишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлениималыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микро предприятиях,где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагироватьна конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключениис одного вида деятельности на другой.
— по мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность корганизационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими иоперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются кизменяющимся условиям.
— более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения впродукцию и производство в ответ на требования местных рынков
— малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентацияпроизводителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена дляизучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристикместного рынка.
— относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
Малые предприятия требуют меньшекапиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, имбыстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизациюпроизводства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
Работникималого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха,а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
Малыйбизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупныйбизнес. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройстванаселения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могутбыть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иныхособенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица,желающие трудиться после основного рабочего времени ради получениядополнительных легальных доходов.
Недостаткималого бизнеса:
— обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степеньюнеустойчивости на рынке.
— зависимы от крупных компаний.
— слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
— повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
— малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительныхфинансовых средств и получении кредитов.
— не обладают рыночной властью и хорошейресурсной базой
— малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-занедостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Объектом исследования дипломнойработы является Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Сатурн».
Цельюдипломной работы является анализ финансового состояния и проблемфункционирования малого предпринимательства, а также рассмотрение проблемфинансирования в ООО «Фирма «Сатурн».
Для достижения поставленной цели вработе решаются следующие задачи:
— изучениезаконодательных и теоретических основ функционирования предпринимательства;
— определение места и роли малого бизнеса в развитии экономики страны;
— изучение способов, направлений государственной поддержки малогопредпринимательства;
— выявление проблем функционирования малого бизнеса в РФ;
— анализ тенденций развития, финансового состояния и проблем функционированиямалого предприятия на примере ОООО «Фирмы «Сатурн»;
— разработка рекомендации по улучшению финансового состояния.
Данная работа основана на материалах нормативной,методической литературы, периодической печати.
Такимобразом, в данной дипломной работе в теоретической части исследуется правовыеосновы и проблемы функционирования малого предпринимательства, в практической части даетсяхарактеристика ООО «Фирма «Сатурн» и проводится анализ финансового состоянияпредприятия, его платежеспособность и конкурентоспособность, и разрабатываются рекомендациипо улучшению финансового состояния.
I. Теоретические и правовые основы малого предпринимательствав РФ.
1.1 Понятие малого предпринимательства.
«Малоепредпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемаясубъектами рыночной экономики при определенных установленных законами,государственными органами или другими представительными организациями критериях(показателях), определяемые сущность этого понятия.
Западныеэкономисты определяют предпринимательство, как процесс поиска новыхвозможностей, внедрения новых способов производства, открытость к новымперспективам, преодоление старых ограничений. Предпринимательство, считают они,есть четвертый фактор производства, который, однако, неосязаем[1].
Отечественныепсихологи усматривают в предпринимательстве особый, связанный с риском виддеятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела, а такжетворческую активность в экономике, требующих специфических личностных качеств.
Какпоказывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основекоторого предприятия (организации) различных организационно-правовых формотносятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередьсредняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии(организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимаетсядеятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, илипредприятие, управляемое одним собственником.
Какправило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственнойдеятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, являетсячисленность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величинаактивов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее числопоказателей, по которым предприятия относятся к субъектам малогопредпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемымикритериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятииработников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величинаактивов.
Ново всех развитых странах первым критерием отнесенияпредприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведемкритерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которыеприменяются в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, в Европейскомсообществе с 1 января 1995 г.к малым предприятиям относятся предприятия со следующими показателями:
Количество занятых работников до 50человек;
Годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
Сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ;
При определении мер поддержкисубъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другиепоказатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели приотнесении предприятий к малым. Предложенными Комиссией ЕС критериями отнесенияфирм к малым предприятиям являются следующие: число занятых работников недолжно превышать 100 чел., размер собственных основных средств должен бытьменее 75 млн. ЭКЮ при условии, что доля более крупной компании в уставномкапитале компании не превышает одну треть.
Какотмечалось выше, в отдельных развитых странах количественный размер показателейотнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства может отличатьсяот общепринятого в ЕС:
Таблица 1.
Страна
Численность работающих
Годовой оборот
Великобритания
24-99 (до 200 чел. в промышленности)
400 тыс. фунтов
Франция
не свыше 200 (до 500 в промышленности)
ниже 200 млн. франков
ФРГ
не более 500 (до 49 официально)
не свыше 500 млн. ЭКЮ (менее 1 млн. марок официально)
Швеция
до 200 чел.
Япония
до 100 (не свыше 300 в промышленности)
до 30 млн. иен (до 100 млн. в промышленности)
США
не свыше 500 чел.
не свыше 5 млн. долларов
Принципотнесения предприятия к малому по численности работников, сохранился и вроссийском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом РоссийскойФедерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации»[2] от 14 июня 1995 года №88-ФЗпод субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации,в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, общественных ирелигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов непревышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которыхсредняя численность работников за отчетный период не превышает предельныхуровней:
·
·
·
·
·
·
·
·
·
при осуществлении других видовдеятельности – 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются такжефизические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица.
Малыепредприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всехразвитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль вэкономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами,малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используютпустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. Напредприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые невыполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами.Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воединовсе ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление такназываемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеетместо наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм –поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью,большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнениетоварного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-техническихдостижений.
Посколькулюбая экономическая система не идеальна и на практике приходится иметь дело снесовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать своюдеятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существованиенебольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малогобизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупнымкорпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастуюне представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощениемелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или дажепомощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками болеекрупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельностимелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфереинновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то естьв случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском.Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в не проверенные товарыили услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, вкоторых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение трудамежду крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повыситьсовокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малогобизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет отнеожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы.С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций,так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один оченьважный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезностии важности малых предприятий в экономической системе страны, государство, как правило,оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.
Изприведенной выше характеристики можно сделать вывод о том, что малыепредприятия обладают значительными конкурентными преимуществами и способны кболее эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.
Чтоможет дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?
Малый бизнес может дать экономике:
ü
ü
ü
ü
ü
ü
Малоепредпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создаеттакие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, созданиеэтого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняетего монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условийдеятельности легально работающих МП.
Очевидно,что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтомунеобходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.
Длястраны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основойэкономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, котороеобеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем неменее, в условиях перехода отадминистративно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становлениеи развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономическойполитики.
Формированиеконкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеетпервостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.
Всовременной учебной и научной литературе проблема предпринимательстварассматривается в узких рамках. Обычно учебники по предпринимательствупосвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей,действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут идолжны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.
Схематично это показано на рис.1.
Рис.1. Две основные формыпредпринимательства.
Предпринимательство
Частное Государственное
Общиепредпринимательские принципы
Конечно,можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все этопроизводные от двух указанных форм.
Однаконаиболее важна другая классификация – в зависимости от функций, которыепредприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
В ходе целого ряда развернутыхсоциологических исследований раскрываются особенности и специфические чертыроссийского малого предпринимательства.
Входе анализа предпринимательского потенциала рассмотрена трансформацияотношения населения к предпринимательству. Само слово «предпринимательство» еще15 лет назад воспринималось в обществе как почти ругательное. Но массовостьмалого бизнеса переломила негативное отношение к нему. Предпринимательскаядеятельность стала нормой российского общества. Среда функционированияроссийского малого бизнеса и соответственно трудовые отношения на малых предприятияххарактеризуются высокой степенью неформальности. Наем работников в сфере малогобизнеса чаще всего происходит по дружеским рекомендациям, а еще лучше, постарому знакомству. Тем самым хозяин пытается оградить себя от происковкриминала и конкурентов. Но, как показывает практика, этот метод найма,во-первых, ограничивает возможности поиска нужного специалиста и, во-вторых,вовсе не спасает от всевозможных нежелательных инцидентов. Не гарантирует он исколь — либо надежной защиты социальных интересов наемных работников сферымалого бизнеса. Что касается последнего, особо отметим: предлагая работникамсущественно более низкую (чем на крупных предприятиях) «планку» социальныхгарантий (в первую очередь в области продолжительности рабочего времени),хозяева мелких предприятий в отличие от руководства крупных соблюдают этигарантии. То есть традиционная роль сферы малого бизнеса по созданию новыхрабочих мест, противодействию безработице подкрепляется еще и достижениемопределенной социальной стабильности. Трудно переоценить эти качества малогобизнеса для национального хозяйства России.
Проведенныеисследования выявили и тот факт, что российское малое предпринимательствообретает все больше черт, характерных для цивилизованной рыночной системыхозяйствования. Так, в отличие от ранних лет российской системной трансформациив настоящее время личное знакомство с партнером не является предпосылкойведения бизнеса. Напротив, личное знакомство возникает лишь в ходевозобновляющихся, длительное время повторяющихся успешных трансакций.
Новсе же не стоит проводить прямые параллели между представителями малого бизнесаРоссии и высокоразвитых стран Запада. По уровню своего развития российскиймалый бизнес еще очень далек от своих западных аналогов. Пока он не может рассматриватьсядаже как основной «генератор» среднего класса. Российские «средние» — этоскорее наемные высокопрофессиональные работники, а не действительные илипотенциальные предприниматели. Они стараются пребывать вне сферы собственнойответственности за результаты бизнеса и даже за свое собственное благополучие.Проведенные опросы показывают, что большинство представителей российскогосреднего класса продолжают считать, что государство обязано предоставлять имширокие социальные гарантии, а работодатели (а не собственный бизнес)обеспечивать их материальное благосостояние.
Былопроведено социологическое исследование, включающее оценки экспертов (57 чел) ирепрезентативный опрос бизнесменов (475 чел).
Цельюисследования было выявление масштабов и глубины регулирующего воздействиягосударственных органов власти на деятельность предпринимательских структур иоценка всей совокупности проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены.
Анализ показал, что предпринимателипреимущественно отрицательно оценивают экономическую ситуацию в городах ирайонах края с точки зрения влияния ее на бизнес. (Рисунок 2.).
Рис.2. Оценка предпринимателями экономическойситуации в городах и районах с точки зрения ее влияния на бизнес, % к числуопрошенных.
1 – торговля; 2 – бытовые услуги; 3 –автомобильный транспорт; 4 – строительство; 5 – промышленность; 6 – среднийпоказатель.
Ряд 1 – благоприятная для развитияпроизводства;
Ряд 2 – не стимулирует никакихизменений;
Ряд 3 – тормозит развитию бизнеса;
Ряд 4 – затрудняюсь ответить.
Экономическаяситуация, на взгляд большинства, не стимулирует никаких изменений и дажетормозит развитие бизнеса. Бизнесмены из сфер строительства и промышленности всвоих суждениях по данному вопросу более оптимистичны.
Предприниматели преимущественнонегативно оценили влияние федеральных, краевых и муниципальных органов властина развитие бизнеса (рис.1.5).
Особенноэто касается федерального уровня: 61,4% респондентов дали отрицательные оценки.В адрес краевой и муниципальной власти негативных отзывов поступило 44,0% и48,0%, соответственно. В отдельных районах края негативные оценки воздействиямуниципальных органов власти на развитие предпринимательства доходили дозначения 83,3%.(рисунок 3.)
Рис.3. Оценка предпринимателямистимулирующего воздействия различных уровней власти на развитие бизнеса, % кчислу опрошенных.
1 – нет; 2 – скорее нет; 3 – да; 4 –скорее да; 5 – неопределенность.
Сферамалого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие российскойэкономики, процессы ее стабилизации. Исключительно важна ее социальная роль. Привозрастающей напряженности на рынке труда эта сфера располагает большимивозможностями для создания новых рабочих мест. Из-за этого формируется средний класс, который становится важнейшим условием укреплениясоциальной стабильности в России.
Экономики России иФРГ тесно взаимосвязаны. Германия в течение длительного времени является ценныминвестором и торговым партнером N 1 для России. В свою очередь, наша страназанимает в торговом обороте ФРГ 13-е место. На территории РФ в 2007 г работают4500 немецких предприятий, из них 4200 представляют средний бизнес. Проблемы ивозможности этого сектора экономики обсуждали участники конференции«Россия — Германия. Средний бизнес: новые перспективы торгового иэкономического сотрудничества».
Организаторамимероприятия выступили Общероссийская общественная организация «ДеловаяРоссия», Восточный комитет немецкой экономики (Ost-Ausschuss der DeutschenWirtschaft, OADW) и Союз немецкой экономики в РФ. В работе конференции принялиучастие более 650 человек: представители государственной власти РФ и ФРГ,эксперты международных финансово-экономических и общественных организаций,руководители предприятий.
Такой интерес к мероприятиюнеудивителен: для развития отечественной экономики чрезвычайно важно, чтобыдоля малых и средних предприятий приблизилась к мировым стандартам (до 90% отколичества всех зарегистрированных фирм и до 30% в общем оборотеконкурентоспособной продукции). В российско-германских связях значительноевнимание уделяется именно поддержке малых и средних предприятий, поскольку сростом именно этого сектора специалисты связывают динамичное развитие внешнейторговли и приток инвестиций в нашу страну.
В последние годы российскоезаконодательство, регулирующее внутренние инвестиции и процессы ихстимулирования, претерпело очень существенные изменения. «Россия находитсяна новой стадии экономического развития. Период создания предпосылок длямакроэкономической стабильности уже пройден, и в настоящее время главнойзадачей мы считаем политику развития и диверсификации экономики», — определил позицию Министерства экономического развития и торговли Герман Греф.По данным МЭРТ, в первом полугодии 2006 года количество малых и среднихпредприятий увеличилось на 50 000 (или 5%), за счет чего образовалось 400 000новых рабочих мест. В настоящее время в качестве малых предприятийзарегистрировано 1 029 000 юридических лиц, а число индивидуальныхпредпринимателей достигло 2 600 000. На малых и средних предприятиях занятосвыше 25 процентов от всех работающих. «Обеспечить такую занятость и датьтакие темпы прироста может только малый бизнес», — заметил г-н Греф.
В 2007 году планируется принятьспециальный закон о развитии малого и среднего бизнеса, который позволитприблизить российское законодательство к европейскому. В документе будутопределены критерии малого бизнеса (численность не более 15 человек), малых (от16 до 100 человек) и средних (от 101 до 250 человек) предприятий. Вопрос оботмене обязательного использования контрольно-кассовых машин при примененииЕНВД также будет окончательно решен в следующем году.
Успешная реализация этих и другихпрограмм, по оценкам МЭРТ, позволит выйти на прирост малого бизнеса до 10процентов в год, то есть до 70 000 новых предприятий.
Сотрудничество германских малыхпредприятий с их российскими коллегами является показателем стабильности вовзаимоотношениях двух стран. Это заявил Хартмут Шауерте, член Бундестага,парламентский статс-секретарь при Федеральном министерстве экономики и технологийФРГ, уполномоченный по делам среднего и малого бизнеса ФедеральногоПравительства ФРГ. Он обратил внимание на роль немецких инвестиций в российскойэкономике, уточнив, что инвесторами со стороны Германии выступают не толькокрупные предприятия, но и средний бизнес.
Характеризуя условия, которыенеобходимо создать в России для эффективного развития малого бизнеса, г-нШауерте указал, прежде всего, на благоприятное законодательство, максимальноеснижение административных барьеров и коррупции. «Коррупция нарушает основысуществования бизнеса, — подчеркнул он. — Это явление существует и за границей,но его российские масштабы сильно превышают западные показатели».
В России необходимо создатьтехнические регламенты, учтя при этом опыт зарубежных стран, обеспечить малыйбизнес необходимой инфраструктурой, решить вопросы защиты собственности иподготовки кадров. Кроме того, г-н Шауерте уверен, что, при сегодняшнихтенденциях в мировой экономике, важно развивать инновационный бизнес. Только вэтом случае можно рассчитывать на повышение конкурентоспособности страны намеждународном рынке.
Да, финансовые потоки необходимыотечественному бизнесу, и они приходят. На 1 октября 2006 года германские фирмыинвестировали в Россию 10,3 миллиарда долларов, из них прямых инвестиций — свыше 3 миллиардов. Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель министраэкономического развития и торговли, привел пример крупнейшего не сырьевогопроекта: Metro Cash & Carry и Ikea. Это шведская компания, но инвестицииделает ее немецкое подразделение. Цифры впечатляют: за девять месяцев этогогода германские фирмы в совокупности инвестировали в экономику России около 2миллиардов долларов, а эти две компании вложили в объекты оптовой и розничнойторговли 1,1 миллиарда долларов.
В ходе своего выступления г-н Шароновзатронул тему создания в России условий для повышения инвестиционнойактивности. В частности, для этих целей принимаются меры в области улучшениясудебной системы. «Возможность найти судебную защиту от недружественныхпоглощений, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений чиновников — ключевойфактор качества инвестиционного климата», — считает он.
Г-н Шаронов в своем выступленииупомянул еще одну очень важную тему — поддержку малых организаций на нашемрынке. К сожалению, в России существует разрыв между предложениями банков испросом со стороны малых предприятий. До сих пор кредиты, которые выдаютроссийские банки, в основном краткосрочные, а ставки по ним высоки. Единичныезапросы от фирм достаточно малы, чтобы стать привлекательными для банков, но вобщей сумме они огромны. Банки игнорируют малые предприятия, так как объемкредитования каждого из них незначителен, а издержки и риски достаточно велики.МЭРТ удалось реализовать несколько программ поддержки экспортно-ориентированныхмалых предприятий. Речь идет о субсиди