СОДЕРЖАНИЕ:
TOC o«1-3» Анализ выручки предприятия от реализации продукции, работ и услуг PAGEREF _Toc441484804h 2
Анализ уровня среднереализационных цен PAGEREF _Toc441484805h 8
Анализ структуры потребителей товаров PAGEREF _Toc441484806h 11
Анализ «мощности» клиентуры PAGEREF _Toc441484807h 12
Анализ роста потребителей PAGEREF _Toc441484808h 12
Анализ процесса приспособления специфики предприятия к запросампотребителей PAGEREF _Toc441484809h 13
Анализ стоимости управления потребителями, на которых ориентированопредприятиеPAGEREF _Toc441484810h 13
Методы линейного программирования PAGEREF _Toc441484811h 14
Литература PAGEREF _Toc441484812h 15
Анализ выручки предприятия от реализации продукции,работи услуг
Основнуючасть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессеанализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции иопределяются факторы изменения ее суммы.
Прибыльот реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторовпервого уровня соподчиненности:
· объема реализации продукции (VРП);
· ее структуры (УДi);
· себестоимости (Сi);
· уровня среднереализационныхцен (Цi).
Объемреализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние насумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит кпропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, топри увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структуратоварной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательноевлияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видовпродукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот,при увеличении удельного веса низкорентабельной илиубыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимостьпродукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижениесебестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменениеуровня среднереализационных цен и величина прибылинаходятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня ценсумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчетвлияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепныхподстановок, используя данные, приведенные в табл.1.
Планпо сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн.руб.(19296-17900), или на 7,8%.
Еслисравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактическогообъема и ассортимента продукции, ноприплановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько онаизменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:
DП (vрп, уд) = 18278 – 17900 = +378 млн.руб.
Таблица 1.Исходныеданные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель
План
План, пересчитанный на фактический объем продаж
Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)
95250
96600
99935
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)
77350
78322
80639
Прибыль от реализации продукции (П)
17900
18278
192%
Чтобынайти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить напроцент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценкепо плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении (157600 туб:159000 туб * 100–100 = –0,88%) ирезультат разделить на 100:
DПvрп= 17900 * (–0,88%) / 100 = –158млн. руб.
Затемможно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужновычесть второй):
DПуд = 378 – (–158) = + 536млн. руб.
Влияниеизменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнениемфактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
DПс= 78322 –80639 = –2317 млн. руб.
Изменениесуммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливаетсясопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получилоза фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
DПц= 99935 –96600 = +3335 млн. руб.
Этиже результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательнозаменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2).
Сначаланужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величинеостальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана пореализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этотпроцент.
Выполнениеплана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации сплановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (вданном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукциянеоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый(плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимостьменьше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данномпредприятии выполнение плана по реализации составляет:
S(VРПфi) 157600
%РП= ______________ = __________ * 100 = 99,12 %
S(VРПплi) 159000
Еслибы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была быуменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн руб.(17900* 99,12%/100).
Затемследует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуререализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Дляэтого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
S(VРПфi* Цплi) – S(VРПфi* Сплi).
Прибыльпри таких условиях составит 18278 млн.руб.(96600--78322).
Нужноподсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическомобъеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции.Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
S(VРПфi* Цфi) – S(VРПфi* Сплi).
Суммаприбыли в данном случае получится 21613 млн. руб. (99935-78322).
Поданным табл. 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждогофактора.
Таблица2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли отреализации продукции
Показатель
Условия расчета
Порядок расчета
Сумма прибыли, млн руб.
объем реализации
структура товарной продукции
цена
себестоимость
План
План
План
План
План
ВРпл– ПСпл
17900
Усл1
Факт
План
План
План
Ппл* Крп
17742
Усл2
Факт
Факт
План
План
ВРусл– Псусл
18278
УслЗ
Факт
Факт
Факт
План
ВРф — Псусл
21613
Факт
Факт
Факт
Факт
Факт
ВРф — ПСф
19296
Изменениесуммы прибыли за счет:
· объема реализации продукции
DПvрп= Пусл1 – Ппл= 17742 – 17900 = –158 млн. руб.;
· структуры товарной продукции
DПстр= Пусл2 –Пусл1 = 18278 – 17742 = +536 млн. руб.;
· средних цен реализации
DПцен= ПуслЗ – Пусл2 = 21613 – 18278 = +3335 млн. руб.;
· себестоимости реализованной продукции
DПс= Пф-Пусл3= 19296 – 21613 = –2317 млн. руб.
Итого +1396 млнруб.
Результатырасчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счетувеличения среднереализационных цен. Изменениеструктуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный весвысокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимостипродукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращенияобъема продаж — на 158 млн. руб.
Влияниеструктурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 3) можно рассчитать спомощью приема абсолютных разниц:
(УДфi– УДплi) * П1пл
DПудi= S{_________________________________} * VРПобщ.ф
100
гдеП1пл, — сумма прибыли на единицу продукции;
VРПобщ.ф— фактическийобщий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении;
УДi—удельныйвес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.
Таблица 3.Расчет влияния структуры товарной продукции на суммуприбыли от ее реализации
Вид продукции
Объем
реализации в условно-натуральном измерении,
туб
Структура товарной продукции,%
Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.
Изменение
прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб.
план
факт
план
факт
+,–
A
B
C
D
57000 56000 27000 19000
48500 53000 30500 25600
35,85 35,22 16,98 11,95
30,77 33,63 19,35 16,25
–5,08
–1,59 +2,37 +4,30
100
100
130
162,6
–5,08
–1,59
+3,08
+6,99
Всего
159000
157600
100,00
100,00
—
112,58
+3,40
Всвязи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицупродукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс.руб., а сумма прибыли — на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.*157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.Анализ уровня среднереализационныхцен
Среднереализационнаяцена единицы продукциирассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия наобъем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы:качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционныепроцессы.
Качествотоварной продукции — один из основных факторов, от которого зависит уровеньсредней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаютсяболее высокие цены и наоборот.
Изменениесреднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можноопределить следующим образом:
(Цн– Цп) * VРПн
DЦкач = __________________________
VРПобщ
гдеЦн и Цп — соответственноцена изделия нового и прежнего качества;
VРПн— объемреализации продукции нового качества;
VРПобщ— общийобъем реализованной продукции 1-го вида за отчетный период.
Расчетвлияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумяспособами.
Воснову первого положен принцип цепных подстановок: сравнивается сумма выручкиза общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановомсортовом составе (табл. 4). Если полученную разность разделить на общее количествофактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счетее качества.
Этотрасчет можно представить в виде формулы
ВРусл1 = S(VРПобщ.ф* Удфi) * Цiпл
Врусл2 = S(VРПобщ.ф* Удплi) * Цiпл
ВРусл1 – ВРусл2 22531875 – 22417500
DЦ = _________________________= _____________________________ = +3,75 тыс. руб.
VРПобщ.ф 30500
Воснову второго способа расчета положен прием абсолютных разниц:отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаемна плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируеми делим на 100:
S(УДфi– УДплi) * Цiпл (+5 * 750) + (–5 * 675)
DЦ = __________________________________= ______________________________ = +3,75 руб.
100 100
Полученныеданные свидетельствуют о том, что за счет повышения удельного веса продукции Iи уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб.(22 531 875-22 417 500), а средняя цена 1 туб — на 3,75 тыс. руб.
Таблица 4. Расчетвлияния качества изделия С на его среднюю цену реализации
Сорт продук-ции
Цена за туб, тыс. руб.
Объем реализации, туб
Удельный весcортов, %
Фактичес-кий объем продаж при плановой сортности, туб
Выручка от продаж, тыс.руб.
план
факт
план
факт
+,–
При фактической сортно-сти
При плановой сортности
I
750
21600
25925
80
85
+5
24400
19443750
18300000
II
675
5400
4575
20
15
–5
6100
3088125
4117500
Всего
—
27000
30500
100
100
—
30500
22531875
22417500
Потакой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации взависимости от рынков сбыта продукции (табл. 5).
Таблица 5.Влияние рынков сбыта продукции на изменение среднейцены единицы продукции по изделию С
Рынки сбыта
Цена за туб. тыс руб.
Объем
реализации, туб
Структура реализации, %
Изменение средней цены тыс. руб.
план
факт
план
факт
+,–
Госзаказ
670
16200
16775
60
55
–5
–33,5
По договорным ценам
750
8100
10675
30
35
+5
+37,5
Прочие
730
2700
3050
10
10
—
—
Всего
—
27000
30500
100
100
—
+4,0
Всвязи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 туб увеличилсяна 4 тыс. руб., а сумма прибыли — на 122 млн. руб. (4 тыс. руб. * 30500 туб).
Еслина протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнениюс плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукцииумножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количествореализованной продукции за отчетный период.
Взаключение обобщаются результаты анализа по каждому виду продукции (табл. 6).
Таблица 6.Факторыизменения среднереализационных цен
ФАКТОР
Изменение средней цены реализации, тыс. руб.
A
B
C
D
Качество продукции
+45,0
–5,0
+3,75
+5,20
Рынки сбыта
–40,0
–3,3
+4,00
+8,30
Повышение цен в связи с инфляцией
+15,0
+18,3
+27,25
16,50
Всего
+20
+10,0
+35,00
+30,00 Анализ структуры потребителей товаров
Прирассмотрении основных характеристик всех потребителей продукции отрасли, ккоторой относится изучаемое предприятие, можно заметить, что потребители достаточноразнородны, поэтому предприятия могут ориентироваться на определенныхпотребителей в зависимости от стратегии развития.
Логическипредприятие должно выделять (при прочих равных условиях) потребителей, чья«торговая мощь» наиболее мала, рост и потенциал роста наиболее велики,удовлетворение потребностей более всего соответствует сфере деятельностипредприятия, и затраты на управление в сочетании с удовлетворениемпотребностей наиболее низкие. Безусловно, невозможно соединить все эти требования,так как они могут быть просто взаимоисключающими: минимизация силы клиентачаще всего не совпадает с уменьшением стоимости поставок или с возможностямироста.
Анализкаждой из четырех принципиальных характеристик позволит определить стратегию,которой следует предприятие, и вынести суждение о его деятельности.Анализ «мощности»клиентуры
Точнаяоценка «торговой мощи» потребителей предприятия осуществляется в соответствии спозициями, которые мы описали выше в ходе исследования потребителей отрасли. Основнымикритериями являются характеристики поставляемой продукции (дифференцированнойили не дифференцированной, уровень качества продукции с точки зрения клиентуры,наличие или отсутствие трансфертных цен), относительная значимостьпоставляемой продукции по отношению к покупкам потребителей, их концентрированностьили распыленность, уровень рентабельности, уровень информированности иприверженность потребителей к начальной интеграции.Анализ роста потребителей
Ростпотребителей продукции предприятий может быть оценен с учетом развития:отрасли; стратегических сфер деятельности изучаемого предприятия; уровня рынкапредприятия.Анализ процессаприспособления специфики предприятия к запросам потребителей
Анализконкуренции позволяет выявить силу и слабость оцениваемого предприятия поотношению к его конкурентам. Углубленный анализ клиентуры потребителейпродукции отрасли должен позволить установить специфичность закупок основныхклиентов относительно качества, поставок и т. п. Сближение двух анализовсделает возможным диагностику уровня адаптации специфики профиля предприятия кпотребностям клиентуры. Очевидно, что предприятие с универсальнымоборудованием может сосредоточить свои усилия на тех клиентах, покупающихдифференцированную продукцию, а не на тех, которые удовлетворяются стандартнойпродукцией.Анализ стоимостиуправления потребителями, на которых ориентировано предприятие
Стоимостьтакого управления может значительно варьироваться в зависимости от структурыпотребителей. Эксплуатационные затраты меняются в зависимости от клиентуры,уровня стандартизации и специфичности запрашиваемой продукции, регулярности заказов,объема заказов, стоимости транспорта, изменения каналов распределения.
Финансовыезатраты могут меняться в зависимости от предоставляемых условий кредита(условия должны оцениваться с учетом возможного повторного финансированияпредприятия), от пунктуальности оплаты потребителями своих обязательств.Правильно оценить эти финансовые затраты можно при помощи финансового анализапредприятий-клиентов.
Методы линейного программирования
Методылинейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач,с которыми довольно часто приходится иметь дело в экономике. Решение такихзадач сводится к нахождению крайних значений (максимума и минимума) некоторыхфункций переменных величин.
Линейноепрограммирование основано на решении системы линейных уравнений (спреобразованием в уравнения и неравенства), когда зависимость между изучаемымиявлениями строго функциональна. Для него характерны математическое выражениепеременных величин, определенный порядок, последовательность расчетов(алгоритм), логический анализ. Применять его можно только в тех случаях, когдаизучаемые переменные величины и факторы имеют математическую определенность иколичественную ограниченность, когда в результате известной последовательностирасчетов происходит взаимозаменяемость факторов, когда логика в расчетах, математическаялогика совмещаются с логически обоснованным пониманием сущности изучаемогоявления.
Спомощью этого метода в промышленном производстве, например, исчисляетсяоптимальная общая производительность машин, агрегатов, поточных линий (призаданном ассортименте продукции и иных заданных величинах), решается задачарационального раскроя материалов (с оптимальным выходом заготовок). В сельскомхозяйстве он используется для определения минимальной стоимости кормовыхрационов при заданном количестве кормов (по видам и содержащимся в нихпитательным веществам). Задача о смесях может найти применение и в литейномпроизводстве (состав металлургической шихты). Этим же методом решаютсятранспортная задача, задача рационального прикрепления предприятий-потребителейк предприятиям-производителям.
Всеэкономические задачи, решаемые с применением линейного программирования,отличаются альтернативностью решения и определенными ограничивающимиусловиями. Решить такую задачу — значит выбрать из всех допустимо возможных(альтернативных) вариантов лучший, оптимальный. Важность и ценностьиспользования в экономике метода линейного программирования состоят в том, чтооптимальный вариант выбирается из весьма значительного количестваальтернативных вариантов. При помощи других способов решать такие задачипрактически невозможно.
Литература
1. Баканов, МихаилИванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец.-4-е изд., доп и перераб.- М.: Финансы и статистика,1997.-416 с.: ил.
2. Борисов, Евгений Филиппович. Экономическаятеория:[Учебник для студентов вузов по направлению и спец. «Юриспруденция» ].- М.: Юристъ,1997.-568 с.
3. Ришар, Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер.с