Московская Государственная Юридическая Академия
КУРСОВАЯ РАБОТА
покурсу: 'Экономическая теория'
натему: 'Предпринимательство врыночной экономике
напримере России и других стран'
Преподаватель: Океанова З.К.
Студента: ---
Москва
2003г.
Содержание:
1. Введение
&1. Сущность и функции предпринимательства 3 — 6
&2 Экономическаяхарактеристика предпринимательства 6- 8
2. Предпринимательство на этапе перехода от административно-командной экономики
к рыночной экономике 9- 24
3. Инвестиции, какосновной способ
адаптации предпринимательства в рыночной экономике 25 — 33
4. Заключение 34- 35
5. Литература 36
1. Введение
&1.Сущностьи функции предпринимательства
Предпринимательство— неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства,главная отличительная черта которого—свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков,современное его понимание сложилось в период становления и развитиякапитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источникасвоего процветания.
Вдокапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к немусограждан были неоднозначными. В античные времена и в эпоху господствахристианской церковной идеологии деятельность торговца, купца и любого деловогочеловека рассматривалась как недостойная, мерзкая и греховная. Аристотельсчитал более достойным образ жизни философа, нежели деятельность торговца,которому недостает внутреннего покоя. Ф. Аквинский утверждал, что профессиякупца несет в себе печать морально-этической неполноценности. А в известном вXII в. учебнике канонического права "Gratians" говорилось:
«Купецлишь в малой степени угоден Богу или вовсе противен Ему» (1).
Негативноеотношение к предпринимателю усугубили также писания Ветхого Завета и учениеИисуса Христа о богатстве. Однако при оценке их надо иметь в виду, что подбогатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд несоответствует современному пониманию богатства как результата творческоговклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы.Обогащение одних за счет нищеты других, осужденное в Священном Писании,встречается сегодня не столько в странах развитых рыночных экономик, сколько внекоторых развивающихся странах, а отчасти и в России. Этому есть несколькообъяснений.
Враждебноеотношение многих средневековых философов и богословов к предпринимательствубыло обусловлено тем, что в тот период господствующей формой производства всееще оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока ещеотводилась малозаметная роль. Кроме того, спокойная жизнь и деятельностьстарательного земледельца считалась идеалом человеческого существования, в товремя как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиесяпривычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму.Характерно, что даже основатели классической политической экономии не виделиособого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процессосуществляется сам по себе, на основе принципа «невидимой руки». Поих схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А.Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они непризнавали.
Взглядыклассиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепциипредпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, которыйвкладывает свой капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостьюсозданной наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработнойплаты имеет прибыль. Это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорскойсущности предпринимательства, его социального паразитизма и поэтому онодолжно быть ликвидировано наряду с другими устоями капиталистической системыхозяйства.
Лишьмного позже, на рубежеXIX иXX вв., экономисты признали решающее значениепредпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к тремклассическим факторам производства— труду,земле, капиталу— четвертый— организацию, а И. Шумпетер в книге«Теория экономического развития»(1912г.) дал этому фактору современное его название— предпринимательство.
Красочнуюхарактеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкогоэкономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту,— это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатствоидей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей длясовместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары,пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя,Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своегодела, а подчиненной— рост прибыли,поскольку без него невозможно процветание.
Однаконаибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование егоприроды и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем тогоорганизатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новыекомбинации: «Быть предпринимателем—значит, делать не то, что делают другие… и не так, как делают другие». Кфункциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1)создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнегоблага, но с новыми качествами;
2)введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способапроизводства;
3)завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
4)использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5)введение новой организации дела, например, монопольного положения или,наоборот, преодоление монополии (3).
Борясь срутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост,предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, «созидающимразрушителем». Разработанная И. Шумпетером идея творческогопредпринимателя является самым известным и точным определением сутипредпринимательства.
Данная характеристика, конечно, неявляется исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важнуюфункцию предпринимателя— слежения заценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коузтакже выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье «Природафирмы» он подчеркивал, что предприниматель— это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство,выполняя роль механизма цен (2).
Такимобразом, в современной научной литературе утвердился однозначный взгляд напредпринимательство как на важнейший хозяйственный ресурс, приводящий вдвижение остальные факторы производства и обеспечивающий свой вклад в успехэкономического развития. Для более полного представления о предпринимательствекак факторе производства остановимся еще на одном аспекте данной проблемы— экономическом содержании предпринимательскойдеятельности.
& 2. Экономическая характеристика предпринимательства.
С экономической точки зрения предпринимательство может бытьрассмотрено как экономическая категория, метод хозяйствования, тип экономическогомышления.
Для характеристики предпринимательства как экономической категориицентральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектамипредпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторыединоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельностьтаких предпринимателей осуществляется на основе, как собственного труда, так инаемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группойлиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы,кооперативы и т. д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательстваотносят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, врыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности:государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши вхозяйственной системе.
Объект предпринимательства—наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода.Всевозможные новые способы комбинации экономических ресурсов, по мнению Й.Шумпетера,— главное делопредпринимателя, отличающее его от обычного хозяйственника. Предпринимателикомбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага;открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использованияуже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья;реорганизации в отросли с целью создания своей монополии или подрыва чужой (3).
Для предпринимательства, как метода веденияхозяйства, первым и главным условиемявляется самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов,наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору видапредпринимательской деятельности, источников финансирования, формированиюпроизводственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлениюна нее цен, распоряжения прибылью и т. д. Самостоятельность предпринимателяследует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа,указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продаватьи т. д. Но предприниматель все времянаходится в зависимости от рынка, динамики спроса и предложения, уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежных отношений.
Второе условиепредпринимательства — ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанныйс этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью,непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могутустранить фактор непредсказуемости, он являетсяпостоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимательства — ориентацияна достижение коммерческого успеха,стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не являетсясамодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательскихструктур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие врешении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитиекультуры, образования, здравоохранения,охрану окружающей среды и т. д.
Предпринимательство как особый тип экономическогомышления характеризуется совокупностьюоригинальных взглядов и подходов к принятиюрешений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личностьпредпринимателя. Предпринимательство— это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. «Быть предпринимателем — значит делать не то, что делают другие»,— считал И. Шумпетер. «Нужнообладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно бытьспособным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметьрисковать, преодолевать страх идействовать не в зависимости от происходящих процессов — самому эти процессыопределять» (3).
Предпринимателем движут воля к победе, желаниеборьбы, особый, творческий характер еготруда.
Что касается интеллекта предпринимателя то он, помнению И. Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкийкруг явлений, которые предпринимательизучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяетпредпринимателю сравнивать много различных вариантовдостижения своей цели и предаваться долгим колебаниям(4).
2.Предпринимательство на этапе перехода от административно-командной экономики крыночной экономике.
ОДНОЙИЗ ГЛАВНЫХ причин кризиса советской экономики, наряду с исчерпаниемэкстенсивных резервов ее роста и гипертрофией военно-промышленного комплекса,является деформация главной производительной силы- трудящихся- в силуотчуждения их от собственности и экономической ответственности, власти иинформации. Для административно-командной системы характерны централизацияосновной части прибавочного продукта, минимизация личных доходов основной массыграждан, жесткая регламентация экономического поведения, централизованноепланирование номенклатуры, объема производства и иен, оплата по затратам, а нерезультатам труда. За пределами экстремальных периодов, связанных с войной истихийными бедствиями, такая система отучает работников от инициативы иготовности к риску, самостоятельной подготовки и принятия хозяйственныхрешений, летального сопоставления их вариантов, прогнозирования последствийсвоих действий.
Главнаяособенность рыночной экономики состоит не в использовании товарно-денежныхотношений (оно имело место в рамках прежней системы), не в отказе отпланирования (маркетинг изменяет лишь характер его субъектов, объект и методы),не в отходе от общественного производства (его наиболее действенной формойявляется информатизация, а не огосударствление имущества), а в изменении формсвязи производства и потребления, перехода от вертикальных, управляемыхцентральными к горизонтальным, непосредственным связям производителей ипотребителей с участием представляющих их интересы посредников, ассоциацийсобственников, предпринимателей, наемных работников, потребителей, защитниковприроды, национальной культуры и т.д.
Главнаятрудность перехода к рыночной экономике связана с перестройкой экономическогомышления в поведении людей, развитием их экономической свободы, инициативы,ответственности на основе предпринимательства.
Предпринимательство- деятельность самостоятельныххозяйственных субъектов (физических или юридических лиц), принимающих на себяфинансовый риск по использованию имущества, разработке, производству иреализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг в целях извлеченияприбыли, зарегистрированных в установленном порядке.
В этомопределении выделяются субъекты предпринимательской деятельности (собственникили титульный владелец имущества, получивший его в хозяйственное ведение,доверительное (траст), или оперативное управление); его объект (инвестиции,исследования и разработка нововведений, производство, реализация товаров,коммерческие, информационные и другие услуги); цель (прибыль); и принципыорганизационной деятельности (наличие обособленного имущества, материальнаяответственность, регистрация в органах власти).
Законодательныеосновы предпринимательской деятельности установил Гражданский кодексРоссийской Федерации, Его вторая часть, вступившая в силу 1марта 1996 г., устанавливает механизм зашитыэкономических прав предпринимателей, формы договоров, нормы ответственности партнеровпо ним (обязательное право), правила сдачи в аренду и доверительное управлениелюбым имуществом (без последующего перехода в собственность), гарантии возвратабанковских вкладов путем их обязательного страхования и т.д.
Аналогичныеправовые акты на основе модельного кодекса, одобренного Межпарламентскойассамблеей СНГ, принимаются в других странах ближнего зарубежья. Можно считать,что на этом завершается первоначальный этап развития предпринимательства всовременной России(1987-1995 гг.) иначинается его цивилизованный период.
Занесколько лет Россия прошла путь, на который •странам Запада потребовалисьмногие десятилетия. Что же произошло на первоначальном этапе?
Во-первых,на порядок (со100-150 тысяч до1 млн.200 тысяч)выросло количество самостоятельных хозяйственных субъектов за счетприватизации и разукрупнения предприятий и объединений, создания новых частныхфирм.
Россияотличается от других государств Европы и Китая меньшим удельным весом и личнымсоставом предпринимателей. Т.И. Заславская(5)выделяет в социальной структуре общества собственно предпринимателей, которыепрофессионально заняты извлечением прибыли, самостоятельно распоряжаются своимкапиталом и принимают экономические решения на свой риск и пол имущественнуюответственность(их доля в составеэкономически активного населения России к середине 90-х годов составила1,1%); “самозанятых”, не использующих наемныйтруд фермеров, ремесленников, торговцев и т.п. (их1,1%); менеджеров-бизнесменов и совладельцев фирм (их1,4%); предпринимателей, сочетающих личныйбизнес и работу по найму-полупредпринимателей(их5,2%); менеджеров, не имеющих доли вкапитале фирмы (их2,0%); наемныхработников- их88,6%. Таким образом, в России бизнес-слой составляет всего10,8%, причем преимущественно в неразвитыхформах.
НаУкраине, в Белоруссии, в республиках центральной Азии он еще меньше.
ВВенгрии и Чехии бизнесом и менеджерством занято, причем в большей мерепрофессионально,17-19%, а в ряде странЕвропы, северной Америки, юго-восточной Азии более1/4 работающих.
Во-вторых,завершается период первоначального накопления. На банковских счетах (в основномзарубежных) и в личном обороте граждан России в1996 г, насчитывается около30млрд. долларов и70 триллионов рублей,что, при создании благоприятного инвестиционного климата и поддержкегосударства, достаточно для реализации крупных проектов.
В-третьих,изменился состав и сфера деятельности предпринимателей. На первом этапе (долиберализации цен в1992 г.) ониизвлекали выгоды в основном за счет приобретения ресурсов по твердымгосударственным ценам и их перепродажи (в основном за рубежом) по высокимрыночным ценам.
Представителямитакого биржевого капитала можно считать А. Тарасова, К. Борового и других. Навтором этапе(1992 — 1995 гг.) на первоеместо вышел финансовый капитал, извлекавший громадные (сотни и даже тысячипроцентов в год) прибыли от спекуляций с валютой, ценными бумагами,краткосрочными кредитами, а также на разнице цен внутреннего и мирового рынка.
В1995 — 1996 гг. снижение темпов инфляции,стабилизация курса рубля, сближение внутренних и мировых иен, рост насыщенностирынка положили коней процветанию таких фирм, как 'Олби', “Хопер”, “Русскийдом селенга”, не говоря уже о “пирамидах” типа АО “МММ”.
Занеполный десяток лет на смену выхолит уже третье поколение предпринимателей- “новейшие русские”, имеющие специальное,часто зарубежное образование в области бизнеса и рассчитывающие не на сверх рискованныеспекулятивные операции, а на устойчивую рыночную нишу.
В-четвертых,Россия интегрировалась в мировой рынок, правда, главным образом в качествеэкспортера энергоресурсов, металлов, химикатов, леса, рыбы и импортерапотребительских товаров. Постепенно исчезает различие выгодности операций навнутреннем и внешнем рынке. Все это позволяет сделать вывод о том, чтовозрождение предпринимательства в России уже состоялось. Однако переченьнерешенных проблем еще очень велик.
Неполучает должного развития предпринимательство в сфере высоких технологий- наиболее важной для будущего России, а такжегосударственное и некоммерческое предпринимательство. Ошибки в ходе приватизациипривели к постоянным переделам имущества в пользу неэффективных и криминальныхсобственников. До40% фирм находятся полконтролем организованной преступности. Прибыль бизнеса и сбережения вкладываютсяв валюту, зарубежную недвижимость, непроизводительное потребление, а неинвестируются в производство.
Из-заотсутствия государственной поддержки отечественные предприниматели не в силахконкурировать с импортом и теряют рынок России в СНГ.
Экономическаяинтеграция стран Евразии идет с большим трудом, преобладает односторонняязападная ориентация российского бизнеса.
Позначимости, суля по данным экспертных опросов, проводившихся с нашим участием в1994-1995 гг. в ряде регионов, пути развитияпредпринимательства могут быть расположены в следующем порядке:
1.создание стабильного и детального хозяйственного законодательства на основепринятого Гражданского кодекса, принятие законов прямого действия, не нуждающихсяв постоянных уточнениях, подзаконных инструкциях и т.п. До1996 г. принято не более1/5 от общего числа законов для нормальногофункционирования рыночной экономики;
2.создание механизмов исполнения законов, позволяющих предпринимателямобходиться без услуг мафии при регистрации фирм, разрешение хозяйственныхспоров, возврате долгов и т.п.; защита жизни и имущества от преступныхпосягательств; преодоление массовой коррупции чиновников на всех уровнях;
3.введение нового налогового кодекса, направленного на стимулированиеэффективного предпринимательства, а не только на фискальные цели; дифференциацияналогов в зависимости от источников и использования походов, а не на базепредпочтений органов власти;
4.развитие региональной рыночной инфраструктуры с предоставлением малому бизнесув приоритетных областях информационных, маркетинговых, научно-технических,образовательных услуг на льготной основе;
5.формирование устойчивых связей малого и крупного бизнеса на основе франчайзинга,системы дочерних фирм и субконтрактов в рамках финансово-промышленных групп,предпринимательских сетей и бизнес-ассоциаций; создания на этой основе среднегозвена управления финансово-хозяйственными комплексами, сочетающего рыночные ипланово-организационные методы;
6.формирование национального стиля предпринимательства на основе освоениясовременного менеджмента, позволяющего развивать позитивные традиции иограничивать действие негативных черт национального характера. Особое значениепри этом имеет этика.
Всовременном мире сложились две школы менеджмента- американская и японская. Они различаются структурой акционеров(преобладание физических или юридических лиц) преобладающими целями бизнеса(максимум текущей прибыли или расширение рыночной ниши в перспективе);механизмом сотрудничества (конкурентным или коллективным) и принятия решений(единолично или коллективно); соотношением критериев оценки работников,материальных и моральных стимулов, вложений в материальный и человеческийкапитал; формами разделения труда и т.д.
На нашвзгляд, японский стиль гораздо ближе к российским традициям.
Рольпредпринимательства в развитии общества состоит прежде всего в развитииинициативы массы людей, которые не находятся на содержании государства (общин,мафиозных групп и т.п.), в выборе сферы приложения своих сил и способностей.
Предпринимательство- форма выражения и развития личностичеловека, его способностей и потребностей. Социальные потребности людейопределяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способареализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь ихэффективностью. По мере выхода из нищеты предприимчивость все теснеесвязывается с состязательностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужитьпризнание в обществе.
Свобода,состязательность и диалектически связанная с ними ответственность предполагаютнеравенство в положении работников, иерархию, основанную на различииспособностей и, как следствие, результатов труда. Этот естественно — историческийпроцесс не может быть отменен никакой общественной формацией. Все попыткипреобразования “человеческого материала”, создания “нового человека путемограничения его экономической свободы и замены внутренней мотивации внешними,организуемыми государством, стимулами и гарантиями, приводили к деградацииличности, превращению самодеятельных работников в безответственных люмпенов,ожидающих указаний и материальных благ от начальства. Для них характернаимитация труда, однообразие потребностей, неприятие тех, кто хочет и умеетработать, проявляя инициативу. Их активность проявляется не в производстве, а враспределении того, что создано другими. При этом равенство в потреблении всеравно остается недостижимым, складывается новая иерархия, но уже не на базесостязания в труде и экономическом мышлении, а на основе власти привилегий,близости к начальству, центрам распределения.
Советскаяэкономическая наука30 - 70-х голов посути дела игнорировала личностные факторы экономического поведения, чтоотражало общие технократические тенденции в политике и невнимание к тойпроизводительной силе, которую сами классики марксизма называли главной. Междутем, А.Смит, А.Маршалл, Дж. Кейнс, Й.Шумпетер, М.Вебер, Д.Гэлбрейт, многиефилософы и экономисты России началаXXвека понимали, что без исследования хозяйственных способностей,социально-психологических и этносоциальных основ экономического поведения,мотивации труда и потребления, восприятия различных форм собственности ихозяйствования учение об экономических законах и категориях не может служитьруководством к практической деятельности,
К числуосновных особенностей, определяющих необходимость собственной моделипредпринимательства в России можно отнести уже накопленный опыт рыночногохозяйствования.
ВРоссии классический рынок стал формироваться лишь после освобождения крестьян- наиболее многочисленного класса общества открепостной зависимости в1861 году.
Уже в1914-м началась мировая война и были введены административно-командныеограничения рынка. Даже с учетом НЭПа(1921-1926гг.) население жило в условиях рынка, причем с большими перерывами немногимболее полувека, а на Запале300-400 лет.
ВРоссии не сложились традиции рационального, расчетливого экономическогоповедения.
Потрадициям большинства народов СНГ считается, что “не в деньгах счастье”. Хотя“новые русские” не следуют этим традициям, все же богатый сосед вызываетпреимущественно подозрительность и зависть, а не желание изучить и повторитьего опыт, а то и превзойти, добиться большего. “От трудов праведных не наживешьпалат каменных”, “не обманешь- непродашь”- так оценивают купеческоебогатство русские пословицы.
Рационализм,как этическая норма повеления, основан на примате индивидуальности,объективной оценки полезности, личном выборе предпочтений, свободе ихреализации, т.е., суверенитете личности. На этом основана теория рациональныхожиданий, по которой можно прогнозировать повеление человека в конкретных ситуациях,исходя из его интересов.
Вистории России личность рассматривалась, как член семьи, рола, клана, общины,артели, гражданин государства и т.п., и не получала своего правовогоопределения. Социальный человек свободен лишь в рамках выбора, сделанногосообществом, к которому он принадлежит, его традиций и приоритетов.
Тот кто“высовывается”, т.е., проявляет ненужную с точки зрения большинства инициативув организации бизнеса или частной фирмы, сегодня рискует нарваться не толькона неприязнь, но и на прямое противодействие,
Западныйстиль предпринимательства, да и весь уклад жизни западноевропейцев, североамериканцев,а также японцев предполагает сопоставление затрат и результатов, личной выгодыи усилий по ее достижению, высокую пунктуальность (“время- деньги”) и бережливость. На этом базируетсятеория предельной полезности. Размытость внешних границ расселения народовРоссии, богатство природных ресурсов, громадные массивы свободных земельуменьшали возможность и необходимость подобных расчетов. Им (россиянам) “быланужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим".
Скромныйоблик протестантских, а также старообрядческих храмов и их служителей,наглядно контрастируют с золотыми куполами, драгоценными окладами икон,пышными одеждами епископов, роскошными дворцами прежних, да и нынешнихвосточных правителей, традиционными ансамблями мечетей.
Напросторах Евразии никогда не была в особой почести точность и скорость. “Богдал, бог взял”- так относились к потереимущества люди,
Постоянные набеги завоевателей, засухи истихийные бедствия не располагали к долгосрочному планированию своихдействий, которые в крови у бизнесменов Запада. Ориентация на “авось”,выраженная во многих пословицах (“утро вечера мудренее”, “работа не волк — в лес не убежит”, “будет день- будет хлеб”), приводит к тому, что исегодня, так блестяще сформулировал В.С.Черномырдин; “Хотел как лучше, а получилось как всегда”.
Национальныйменталитет большинства народов СНГ не одобряет нормальные по протестантскойэтике возмездные отношения между людьми. Коран прямо запрещает ростовщичество,но считает обязательной помощь неимущим. В Евразии не приемлют “гамбургскийсчет”, когда каждый в компании платит сам за себя. Здесь распространенытрадиции “Хошара”- коллективной помощисоседу в постройке дома.
Символомдоброго дела в России служит обитель Сергия Радонежского- бескорыстного аскета, призывающего к единству, а в США- мемориал миллиардеров Рокфеллеров,подаренный ими Нью-Йорку.
“Инициативанаказуема”- считалось на Руси, аинициатива- движущая силапредпринимателя. Драматична судьба русских умельцев и талантов. Пример тому - Левша. Русских по достоинству оценивала неродина — Россия, а зарубежные страны. Не были счастливы и богаты талантливыелюди на Руси.
НародыРоссии никогда не отличались особой дисциплиной, законопослушностью,руководствуясь не буквой нормативного акта, а своим внутренним сознанием,традициями, общественным мнением.
Понятиечастной собственности никогда не имело здесь такого значения, как на Западе.Верховным собственником всего сущего признавался Бог. При этом “русский народпо своей душевной структуре народ восточный. Россия- христианский Восток, который в течение двух столетий подвергалсясильному влиянию Запада”(6). Так считалирусские философы, так думал А.Блок и многие писатели.
ДляРоссии характерно отсутствие традиций частной собственности на землю, особаяроль государства и военно-промышленного комплекса в экономической жизни,громадные региональные различия в социально-экономическом укладе, постоянноевзаимодействиеправославной имусульманской культур (7).
ПереходРоссии к рыночной экономике происходит в условиях трех “шоков”, с которымизападные экономики столкнулись в 70-х и 80-х годах, и четвертого шока, уникальногодля России.
Первыйиз них называется “ценовым шоком”, когда цены сырья (и особенно энергии) растутбыстро и неожиданно. Западные страны столкнулись с этой проблемой, особенноростом цены на нефть,- в1973 году и в 1979-м. Вторым является “шокконкуренции”, когда с отечественными предприятиями начинают серьезно и успешноконкурировать иностранные производители так называемых “новоразвитых стран”.Отечественная продукция оказывается неконкурентоспособной из-за более высокихцен (но в то же время- равного илинизкого качества) и т.д., а потому отечественные фирмы должны разработать илиновые изделия, или найти более эффективный производственный процесс. Третьим шокомявляется “институциональный”, когда проявляются новые правила и возможности длядвижения капитала или управления собственностью. Сначала появляется моментвозмущения, пока агенты не знают: играть по новым правилам, или бороться сними.
Западныефирмы в свое время тоже должны были адаптироваться к новым условиям, каксегодня Россия, Однако названные три “шока” в России происходят одновременно исильнее, чем на Запале, то есть, российские фирмы имеют гораздо меньше времени,чтобы адекватно отреагировать на эти “шоки”. Кроме того, в России есть еще ичетвертый шок- “шок знания”, или, еслиможно так сказать, шок обыденного предсознания. На Западе директора фирм моглисравнительно быстро адаптироваться к новым условиям потому, что в процессеэкономических трудностей основные правила экономики не изменились. Во-первых,уже существовали институциональные рычаги, а также имелись пути дляформирования и реализации хода экономической адаптации(8). Во-вторых, руководители предприятий имели понятие о правилахрыночной игры и могли придумывать новые стратегии адаптации. А в Россиидиректора должны не только придумывать новые стратегии адаптации, но иприспосабливаться к новой логике рыночной экономики. Поэтому, как мне кажется,самое главное изменение этого перехода-перемены в обыденном предсознании, в понимании стратегии, а также о том, какреагировать на эти перемены в новых условиях.
С точкизрения “экономической культуры"(см. всносках (1)) современная социально-экономическая трансформацияхарактеризуется, как переход от одной логики к другой. Логика рыночнойэкономики- это логика контракта.Экономическая деятельность основана на индивидуальном агенте (предприятии иличеловеке), у которого есть свободная воля и свобода выбора(см. в сносках (2)). Такая логика состоит изследующих четырех черт.
Автономииагентов. Все экономические агенты строго определяют действия и обязанн