ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НОУ Нижегородский бизнес-колледж
Отчет попрактике
по получениюпервичных навыков коммерсанта
Выполнила:
студентка гр. К-21
ЕрмаковаЕкатерина
Евгеньевна
Проверила:
Емельянова Н.И.
2006
Содержание
Описание основных видовдеятельности организации............... .3
Описание организационнойструктуры организации................. .4
Описание функций главныхспециалистов.......................... 5
Организация продажтоваров и обслуживание покупателей
Схема торгово-технологического процесса..................... .8
Приемка товаров.......................................... .10
Подготовка товаров к продаже............................... 11
Формирование заказов и отпуск товаровсо склада.............. .12
Размещениеи выкладка товаров..............................13
Форма продажи товаров.................................... 14
Виды дополнительных торговых услуг........................ 15
Правила розничной продажи товаров......................... .16
Описание собственнойдеятельности на практике................... 17
Список используемойлитературы................................ 18
ПриложенияОписание основных видов деятельности организации
Практику по получениюпервичных навыков коммерсанта я проходила в магазине розничной торговли «Магнит» (ООО «Тандем»), расположенном поадресу г. Нижний Новгород, Канавинский район, ул. К.Маркса, д.20.
Продажа товаров в этоммагазине происходит по методу самообслуживания. Это один из самых удобныхметодов в торговле. Потребители при этом могут сами выбрать и купитьинтересующий их товар. На сегодняшний день магазины самообслуживания наиболеевостребованы. Также преимущество этого метода заключается в том, что происходитчеткое разделение функций работников магазина. Они сводятся к консультированиюи информированию покупателей, выкладке товаров в торговом зале, контролю за ихсохранности и выполнению расчетных операций.
Этот метод применяется припродаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров.
Моя задача состояла в том,чтобы выложить на стеллаж товар в достаточном ассортименте, следить заотсутствием пустот на полках.
Описаниеорганизационной структуры организации
Организационную структуруможно охарактеризовать как линейно-функциональную (приложение 1). Она сочетаетв себе линейные и функциональные принципы организации взаимосвязей междуподразделениями магазина.
Большинство работников магазина находится в подчинении непосредственноадминистратору. Администратор же –директору. Перед каждым работником поставлены четкие цели и функции. Например,продавец прилавка в основном работает в своем отделе, но он может обслуживатьпокупателей других отделов. Кассир же работает только на кассе.
Она также обладает всемидостоинствами и всеми недостатками обеих структур:
Достоинства:
Ø высокий уровень разделения труда;
Ø стимулирует деловую ипрофессиональную специализацию;
Ø улучшает координацию в функциональныхобластях.
Недостатки:
Ø отделы могут быть болеезаинтересованы в реализации целей и задач собственных подразделений, чем общихцелей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональнымиобластями;
Описание функций главных специалистов
Основными специалистами вмагазине являются продавец прилавка (приложение 2), продавец-кассир (приложение3) и кассир (приложение 4).
1. Кассир: подчиняется непосредственноадминистратору торгового зала, а также получает рабочие распоряжения отстаршего кассира. Задача кассира – увеличить товарооборот магазина за счеткачественного и быстрого обслуживанияпокупателей на кассе. Обязанности, тоесть функции кассира:
ü выполнитьрасчет с покупателями: внятно произнести сумму покупки, получить денежныесредства, спросить, есть ли дисконтная карта, произвести расчет, внятнопроизнести сумму сдачи, выдать покупателю сдачу вместе с погашенным чеком;
ü в общении с покупателем должен быть вежливым ипредельно корректным. Если со стороны покупателя возникают претензии, кассирсообщает о них администратору. В данном магазине часто проводятся акции, кассиринформирует покупателя, чтобы стимулировать сбыт данной продукции;
ü всяматериальная ответственность за вверенные ценности в полном объеме ложится накассира. Он содержит свой рабочий участок и форму одежды чистой и опрятной втечение всей смены;
ü кассир ведет и своевременно заполняет книгукассира.
В случаесовершения нарушений к кассиру могут быть применены следующие санкции:замечание, выговор, увольнение, лишение или уменьшение размеров премии.
2. Продавец-кассир: подчиняется непосредственноадминистратору торгового зала, получает от него приказы и рабочие распоряжения.Также выполняет поручения от старшего кассира. Функции продавца-кассира:
ü осуществляетсвоевременную и правильную в соответствии со схемами выкладку товара настеллажи в торговом зале;
ü контролируетсроки реализации товара, делать отметки в тетрадь сроков годности о товаре сподходящим сроком, если срок годности истекает, продавец-кассир снимает товар среализации;
ü подготавливаеттовар к продаже, проверяя состояние на упаковке (чтобы не была намочена, повреждена);
ü наклеиваетштрих коды на товары;
ü проверяетсоответствие ценников товару, (ценники меняет каждый день);
ü выполняетвсе функции кассира: выполняет расчет с покупателем, ставит в известностьадминистратора торгового зала о возникших со стороны покупателя претензиях,несет материальную ответственность.
В случаесовершения нарушений к кассиру могут быть применены следующие санкции:замечание, выговор, увольнение, лишение или уменьшение размеров премии.
3. Продавец прилавка: подчиняется непосредственноадминистратору торгового зала. Функции:
ü обеспечиваетсвоевременную доставку товара со склада в торговый зал магазина;
ü соблюдаетправила выкладки;
ü проверяетсроки годности выкладываемого товара, по истечению сроков снимает с реализации;
ü получаетценники у оператора магазина, производит замену старых, прикрепляет ценники подсоответствующим товаром;
ü своевременносообщает администратору об остатках от продаж;
ü оформляетакты об уценке, списании товара;
ü обслуживаетпокупателя, дает ему всю необходимую информацию;
ü убираетпустые коробки из-под товара в подсобные помещения;
ü составлятьсписок заказов товара на следующий рабочий день.
В случаесовершения нарушений к кассиру могут быть применены следующие санкции:замечание, выговор, увольнение, лишение или уменьшение размеров премии.
Организацияпродаж товаров и обслуживание покупателей.
Схематоргово-технологического процесса.
Торгово-технологическийпроцесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых итехнологических операций и является завершающей стадией всего товародвижения.На этом этапе немаловажную роль играют розничные покупатели.
Своевременность и качествовыполнения коммерческих операций влияетна широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговлиими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операцийотносят изучение спроса потребителей, составление заявок на завоз товаров,формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
В торгово-технологическомпроцессе выделяют 3 основные части:
ü
ü
ü
К операциям с товарами допредложения их покупателям относят:
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Для того, чтобы обеспечитьвысокое качество обслуживания покупателей, в магазине постоянно изучаетсяспрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров.Работники магазина обеспечивают квалифицированную приемку поступивших товаров.В магазине созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовкиих к продаже. В магазине выгодно и удобно подобран ассортимент товаров, ониправильно размещены в торговом зале.
Наиболее ответственную частьторгово-технологического процесса в магазине составляют операциинепосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
В данном магазине созданы всеусловия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемымассортиментом товаров.
Операции, связанные с дополнительнымобслуживанием покупателей направлены на оказание им разнообразных услуг,связанных с приобретением товаров.
Торгово-технологическийпроцесс в магазине основывается на следующих принципах:
o
o
o
Приемкатоваров
Приемка товаров является однойиз важных операций торгово-технологического процесса. Приемки подлежат толькосвежие и качественные товары, отвечающие требованиям стандартов и техническихусловий. Товар принимается по количеству и по качеству.
Приемка товаров поколичеству заключается в проверке массы, в сверке фактически поступившихтоваров с показателями счетов-фактур (приложение 5) и товарно-транспортныхнакладных (приложение 6). Если товары поступили в магазин без сопроводительныхдокументов, то на поступившее их количество составляют акт с указанием в немотсутствующих документов. Приемку товаров по количеству проводят в определенныесроки. Приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней,продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, аскоропортящихся – не позднее 48 часов после поступления. Количество поступившихтоваров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны всопроводительных документах. Если в процессе приемки выявлена недостача, топриемку товаров приостанавливают, а на выявленную недостачу составляют акт.
В процессе приемки товаров покачеству работники магазина выявляют комплектность товаров, соответствие тары,упаковки и маркировки установленным требованиям. Если при приемке обнаруженынедоброкачественные товары, то приемку останавливают и составляют акт, вкотором указывают количество осмотренных товаров и характер выявленныхдефектов.
При полном соответствииколичества и качества поступивших товаров сопроводительным документамвыписывается приходный ордер (приложение 7).
Подготовка товаров к продаже
Передподачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже.
Подготовка товаров к продажезаключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, маркировкеи других операциях. Некоторые продовольственные товары поступают в не расфасованном виде, и фасовкаих осуществляется непосредственно в магазине. В основном фасуют сыпучие товары,кондитерские изделия и мясные продукты. Перед доставкой в торговый зал товарымаркируют и укладывают в тележки.
Формированиезаказов и отпуск товаров со склада.
Продавецследит за наличием товара на прилавке.
В конце рабочего дня онзаполняет бланк (приложение 8), в котором отражены остаток и приход товара,а также количество недостающего товара.
Затем этот бланк он относитоператору, который заносит все данные в компьютер и по каналу связи отправляетих поставщикам.
Размещениеи выкладка товаров
Товары доставляют в торговыйзал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобыне препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки.Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильноспланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров,уменьшить затраты труда персонала магазина при выкладке товара.
При размещении товаров вторговом зале основывается на следующих принципах:
ü
ü
ü
ü
ü
ü
Крупногабаритные товары размещены рядом с выходом из торгового зала.Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, расположены вглубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательскихпотоков. Товары, которые пользуются частым спросом, расположены околоисточников пополнения (склад). Однородные товары размещены в одной частимагазина. Молочные изделия выложены в охлаждаемые открытые витрины. Например,бутылки и пакеты с молоком выставлены на прилавках рядами. Выкладывают товарыэтикетками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям, товары снабжаютсяценниками, закрепляемыми в специальных держателях.
Формапродажи товаров
В данном магазине продажа товаровосуществляется по типу самообслуживания, а также через прилавок.
Присамообслуживании покупатели имеют возможность самостоятельно выбиратьпонравившийся им товар, который расположен на стеллажах. При продаже черезприлавок (мясной и рыбный отделы) покупателей обслуживают продавцы, которыевзвешивают требующийся товар на специальных весах. Далее они приклеивают наупаковку штрих-код, на котором размещена информация о товаре (цена, вес, суммапокупки).
Такимобразом, можно сделать вывод, в данном магазине осуществляется смешаннаяпродажа товаров.
Виды дополнительных торговых услуг.
Для удобства покупателейв магазине существуют следующие дополнительные услуги:
Ø оформление дисконтных карт, с помощьюкоторых покупатель может воспользоваться скидкой на товары
Ø
Ø
Ø камера хранения сумок и т.п.
Правила розничной продажи товаров
Продавец обязан соблюдатьобязательные требования, установленные в государственных стандартах,санитарных, ветеринарных и других нормативных документах.
В обязанности продавца входит доведение досведения покупателей достоверной информации о товарах, которая должнасодержать:
§ наименование товара
§ наименование и место нахождениеизготовителя
§ сведения об основных потребительскихсвойствах товара
§ правила эффективного и безопасногоиспользования товара
§ гарантийный срок
§ срок годности
§ цену и условия приобретения товара
Об имеющихся в товаренедостатках продавец должен предупредить покупателя в устной и письменнойформе.
Продавец обязанобеспечить наличие ценников на реализуемые товары. При продаже товаровпредставитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица,ответственного за его оформление.
Договор купли-продажисчитается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека,подтверждающего оплату товара.
Расчеты с покупателями затовар осуществляется с применением контрольно-кассовых машин.
Покупатель, которомупродан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговореныпродавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
§ замены на товар аналогичной марки
§ замены на такой же товар другой марки
§ расторжения договора купли-продажи.
Описание собственной деятельности напрактике
Моей основной задачейбыло – увеличение товарооборота.
В начале практики,руководствуясь распоряжениями администратора, я просто раскладывала настеллажах товар, привезенный в мой отдел, следила за наличием просроченныхтоваров и состоянием упаковки товара.
Через несколько дней я уже сама ходила насклад за товаром и привозила его в свой отдел. В конце практики я многое узналао товарах и могла консультироватьпокупателей по интересующим вопросам, а также помогать им в выборе продуктов.
Список используемой литературы
Черкашин О.Ю. «Основы бухучета дляшкольников» учебное пособие; Вита Пресс,М; 2002 г.