СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретическиеаспекты анализареализациипродукции ифинансовыхрезультатов
2 ЭкономическаяхарактеристикаОАО «Планета»
3 Анализ реализациипродукции ОАО«Планета»
3.1 Анализ динамикии выполненияплана реализациипродукции
3. 2 Определениеточки безубыточности, зоны безопасности, критическогоуровняпостоянныхзатрат
4 Анализ финансовыхрезультатовдеятельностиОАО «Планета»
4.1 Анализ составаи динамикибалансовойприбыли
4.2 Анализфинансовыхрезультатовот реализациипродукции, внереализационныхфинансовыхрезультатов
4. 3 Анализрентабельностипредприятия
5 Учет реализациипродукции ифинансовыхрезультатовОАО «Планета»
6 Путиувеличенияреализациипродукции, суммы прибылии рентабельностиОАО «Планета»
Выводы ипредложения
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
ПереходэкономикиРоссии на рыночныеотношения исвязанные сэтим процессыформированиямногоукладногохозяйства наоснове разныхформ собственности, становленияи развитияинфраструктурырынка и егохозяйственногомеханизмакоренным образомизменилиэкономическую, информационнуюи правовуюсреду функционированияпредприятий.Эти изменениязатронули всестороны деятельностипредприятий.
Предприятияполучилисамостоятельностьв управлениии ведении хозяйства, право распоряжатьсяресурсами ирезультатамитруда и несутвсю полнотуэкономическойответственностиза свои решенияи действия. Втаких условияхблагополучиеи коммерческийуспех предприятиявсецело зависятот того, насколькоэффективнаего деятельность.
Важнаяроль в реализацииэтой задачиотводитсяанализу хозяйственнойдеятельностипредприятий.С его помощьювырабатываетсястратегия итактика развитияпредприятия, обосновываютсяпланы и управленческиерешения, осуществляетсяконтроль заих выполнением, выявляютсярезервы повышенияэффективностипроизводства, оцениваютсярезультатыдеятельностипредприятия, его подразделенийи работников.
Квалифицированныйэкономист, финансист, бухгалтер, аудитор долженхорошо знатьне только общиезакономерностии тенденцииразвития экономикив условияхперехода крыночным отношениям, но и тонко пониматьпроявленияобщих, специфичныхи частныхэкономическихзаконов в практикесвоего предприятия, своевременнозамечать тенденциии возможностиповышенияэффективностипроизводства.Он должен владетьсовременнымиметодамиэкономическихисследований, методикойсистемного, комплексногоэкономическогоанализа, мастерствомточного, своевременного, всестороннегоанализа результатовхозяйственнойдеятельности.
Еще однимаргументомв пользу выбораданной темыявилось то, чтомне, как будущемубухгалтеру, необходимокачественновладеть методиками экономико-финансового анализа показателейприбыли ирентабельности, с тем, чтобы вдальнейшемна основе полученныхрезультатови прогнозовэффективнораспределятьресурсы организациии производитьпланирование.
Одной изосновных задачпромышленныхорганизацийявляется наиболееполное обеспечениеспроса населениявысококачественнойпродукцией.Темпы ростаобъема производственнойпродукции иеё реализации, повышение еекачестванепосредственновлияют на величинуиздержек, прибыльи рентабельностьпредприятия.Объем производстваи реализованнойпродукции(выполненныхработ, оказанныхуслуг) – этоосновные показатели, характеризующиедеятельностьпредприятия.Объем реализациикрайне важендля установлениянормированныхстатей затрат– расходов нарекламу, представительскихрасходов, атакже для исчисленияцелого ряданалогов. Посвоему экономическомусодержаниюобъем реализованнойпродукциихарактеризуетконечный финансовыйрезультатработы предприятия, выполнениясвоих обязательствперед потребителями, степень участияв удовлетворениипотребностейрынка. В дипломнойработе проводитсяанализ, рассматриваютсяпроблемы и путисовершенствования реализациипродукции наОАО «Планета».
Цель дипломнойработы состоитв том, чтобы наоснове анализареализациипродукции ифинансовыхрезультатовдеятельностиОАО «Планета»выявить резервыповышениядеятельностипредприятия.
Всоответствиис поставленнойцелью сформулируемследующиезадачи:
проведение анализа реализации продукции на предприятии;
проведение анализа финансовых результатов;
проведение анализа рентабельности предприятия;
изучение учета реализации продукции;
изучение учета финансовых результатов;
выявление путей увеличения реализации продукции и разработка мероприятий по их освоению;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.
Объектисследования- открытоеакционерноеобщество “Планета”,которое являетсяспециализированнымпредприятиемпо производствуполупроводниковыхизделий электроннойтехники.
Принаписанииработы использованыследующиеметоды анализа: монографический, сравнения, относительныхвеличин, цепныхподстановок, графический.
Источникиинформациидля анализа:
форма № 2 " Отчет о прибылях и убытках" (приложение 1);
форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (приложение 2);
форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (приложение 3);
форма № 1-П «Отчет по продукции»;
ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»;
таблицы бизнес-плана (приложение4, 5, 6).
1 Теоретическиеаспекты анализареализациипродукции ифинансовыхрезультатов
Финансовыерезультатыдеятельностипредприятияхарактеризуютсяразмером полученнойприбыли и уровнемрентабельности.
Еслиговорить осостоянииизученностиданной проблемы, то можно отметить, что в экономическойлитературенет системногоанализа прибылии ее связей сразличными сторонамироссийскойэкономики; исследуютсялишь частныевопросы этойбольшой проблемы.Особенно слабораскрыты теиз них, которыесвязаны сраспределениеми использованиемприбыли наотдельныхпредприятиях.
Намой взгляд, попытка исследоватьширокий кругвопросов, определяющихмногограннуюроль прибылии рентабельностив рыночнойэкономике, удачно предпринятав книге В.Ф. Юрова«Прибыль врыночной экономике».Отдельныеаспекты этойтемы удачнораскрыты встатьях: ГиляровскойЛ. Т. «Анализфакторов формированияфинансовыхрезультатовкак инструментоценкидоходностирентабельностидеятельностипредприятия»,«Факторныйанализ показателейрентабельностиактивов коммерческихорганизаций», ГрафовойГ.Р. «Анализфинансовыхрезультатовдеятельностипредприятий», НоводворскогоВ.Д., Шпака А.В.«Прибыль предприятия: бухгалтерскаяи экономическая»и др. В дальнейшембудут представленымнения этихи других авторов.
Итак, разныеавторы даютразличныеопределенияприбыли.
Прибыль — эточасть чистогодохода, которыйнепосредственнополучают субъектыхозяйствованияпосле реализациипродукции (17, с.66) .
Прибыль — превращеннаяформа прибавочнойстоимости, выступающаякак излишеквыручки отпродажи товаровнад затратамикапитала. (12, с. 49) Наиболееточное определениеприбыли на мойвзгляд, следующее: прибыль, какконечный финансовыйрезультатдеятельностифирмы, представляетсобой разницумежду общейсуммой доходови затратамина производствои реализациюпродукциис учетом убытковот различныххозяйственныхопераций (8, с. 54) .
Что касаетсявидов прибыли, структурываловой прибыли, факторов, определяющихразмер прибыли, то здесь авторыпридерживаютсяединой классификации.Они рассматриваютследующиепоказателиприбыли: балансоваяприбыль (в некоторыхисточниках– валовая прибыль, объем общейприбыли), расчетнаяприбыль, чистаяприбыль (в некоторыхисточниках– прибыль-нетто), прибыль брутто.
Теперь приступимк рассмотрениюпроблем, имеющихсяв области определенияи анализа прибылипредприятия.Так, ГиляровскаяЛ.Т. приводитследующиепроблемныеи вместе с темпарадоксальныеситуации, связанныес прибылью:
продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила и прибыли нет;
продукция отгружена, товары проданы, услуги оказаны, однако оплата не поступила, тем не менее в балансе отражается прибыль;
предприятие совершило крупные приобретения ценностей на сумму, превышающие величину прибыли;
банкротом объявляется предприятие, показавшее в отчете прибыль;
предприятие располагает значительными денежными ресурсами, а по балансу имеет убыток – весьма распространенный в настоящее время вариант;
имущественная масса предприятия увеличилась, а прибыль – нет;
предприятие несет реальные убытки, но в учете показывает номинальную учетную прибыль;
прибыль, показанная в балансе или отчете о прибылях и убытках, не равна налогооблагаемой прибыли и т.д. (7, с. 59) .
Г.В. Савицкаяв «Анализехозяйственнойдеятельностипредприятия»обращает вниманиена инфляционныйфактор. Речьидёт о том, чтопри изучениидинамики прибылиследует учитыватьинфляционныефакторы измененияеё суммы. Дляэтого выручкукорректируютна средневзвешенныйиндекс ростацен на продукциюпредприятияв среднем поотрасли, а затратыпо реализованнойпродукцииуменьшают наих прирост врезультатеповышения ценна потреблённыересурсы заанализируемыйпериод (24, с. 556) .
ЧугришинН. в статье«Современныйпоход к оценкерезультатовфинансово-хозяйственнойдеятельностипредприятий»рассматриваетряд проблем, связанных сприбылью. Поего мнению, ведущее значениеприбыли в качествефинансовогопоказателяпредпринимательскойдеятельностивместе с темне означаетего уникальностии универсальности.Он обращаютвнимание наследующиепроблемы:
1Особое внимание, по мнению автора, следует уделятьрассмотрениюфактов получения«незаработанной»прибыли, т.е.образующейсяне в результатеэффективнойхозяйственнойдеятельности, а путём изменения, например, структурывыпускаемойпродукции.Вместо производстванизкорентабельной, не имеющейбольшого спросапродукциипредприятияувеличиваютпроизводствоболее выгоднойдля них высокорентабельнойпродукции.
Помоему мнению, предприятияв некоторыхслучаях, конечно, могут и должныизменять структурувыпускаемойпродукции впользу высокорентабельныхтоваров дляувеличенияприбыли, однакопостоянноприбегать кэтому методунерационально.Необходимостремитьсяк эффективнойхозяйственнойдеятельности, к тому, чтобывся продукциястала высокорентабельной.Это не способдостижениямаксимальнойприбыли предприятия.
2 В рядеслучаев ростприбыли обусловленнеобоснованнымповышениемцен на продукцию.
Стремлениелюбыми путямиполучить высокуюприбыль с цельюувеличенияфонда оплатытруда приводитк росту объемаденежной массыв обращении, не обеспеченнойтоварнымиресурсами.Отсюда – дальнейшийрост цен, инфляции, а следовательноэмиссии денег.Таким образом, абсолютноеувеличениеприбыли невсегда свидетельствуето повышенииэффективностипроизводствав результатетрудовых достиженийколлектива.
По изложеннымвыше причинамнеобходимопроводитьреальную оценкууровня прибыльностиорганизации.Для этого используютметоды комплексногоанализа прибылипо технико-экономическимфакторам. Этиметоды могутбыть на вооруженииналоговыхорганов, кредитныхи финансовыхучреждений, органов контроля, арбитража идр., т.е. звеньев, которые взаимодействуютс данным хозяйствующимсубъектом.
Комплексныйанализ прибылирекомендуетсяпроводить вопределеннойпоследовательности.Прежде всеговаловую прибыльанализируютпо составнымэлементам, главным изкоторых являетсяприбыль отреализациитоварной продукции.Затем анализируютсяукрупненныефакторы измененияприбыли отвыпуска товарнойпродукции.Важным в этойсистеме будетанализ технико-экономическихфакторов снижения(увеличения)затрат на денежнуюединицу товарнойпродукции.Анализируетсяизменениесостава и структурыреализации, изменениеуровня цен нареализованнуюпродукцию, атакже на приобретенноесырье, материалы, топливо, энергиюи другие затраты.Сопоставляетсятакже уровеньматериальныхзатрат и затратна оплату труда.Определяетсятакже изменениеприбыли вследствиенарушенияхозяйственнойдисциплины.Наряду с этимпроводитсяанализ измененияприбыли в остаткахготовой продукцииот прочей реализациии внереализационныхопераций. (28, с. 27).
Кромеабсолютногоразмера прибылив литературерассматриваетсяпоказательрентабельности.
Рентабельностьисчисляютпо-разному. Впериод, предшествовавшийперестройкеРоссии, широкоприменялсяпоказательрентабельности, исчисляемыйкак отношениеприбыли к суммепроизводственныхфондов (основныхпроизводственныхфондов и материальныхоборотныхсредств). Учитывая, что данныйпоказательв прежних условияхбыл плановым, предполагалось, что он долженбыл воздействоватьна увеличениевыпуска продукциис наименьшейсумой производственныхфондов, т.е.стимулироватьулучшениеиспользованияпоследних.Однако, какпоказало время, поставленнаяцель не быладостигнута.Тем не менее, показательрентабельности, исчисляемыйкак отношениеприбыли к стоимостипроизводственныхфондов, продолжаетприменятьсяв практикепредпринимательскойдеятельностидля обобщеннойоценки уровняприбыльности, доходности.Этот показательобщей прибыльноститрансформировалсяв показательрентабельностиактивов (рентабельностикапитала; рентабельностикапитала и егочастей).
При использованиипоказателярентабельноститакже могутвозникнутьопределенныепроблемы. Так, В.Ф. Юров в книге«Прибыль врыночной экономике»обращает вниманиена проблему соотношениярентабельностии эффективностипроизводства.По его мнению, она являетсясамой сложнойи дискуссионной.Она возниклав рыночномхозяйстве исвязана с прибылью, которая сталасчитатьсяэффективнымрегуляторомэкономическойжизни. Т.е. речьидет о несовершенствеприбыли какпоказателяэффективностипроизводства, что связанос ее денежнойформой, которая, как известно, при определенныхусловиях можетотклонятьсяи даже отрыватьсяот своей стоимостнойосновы, о чемуже говорилосьвыше. В связис изложенным, В.Ф. Юров делаетвывод, чторентабельностьнельзя признатьв качествеуниверсальногопоказателяэффективностипроизводства, как на отдельныхпредприятиях, так и в масштабевсей экономики(30, с. 72).
По-моему, отказатьсяот использованияпоказателейрентабельностибыло бы неправильно, поскольку онислужат инструментамисравнительногоанализа и простыв применении.
Важноезначение имеетанализ реализациипродукции ипоэтому многиеавторы занимаютсявопросами егоизучения.
ШереметА.Д. говорит оважности реализациипродукции ивыделяет факторы, которые влияютна процессреализации.По его мнению, в условияхрыночной экономикиэто один изважнейшихэтапов работывсего предприятияи каждого работника.
Сбытпродукцииоказываетвлияние на ходпроизводства.Для созданиячеткой, ритмичнойработы предприятияследует уделятьвнимание равномерномураспределениюобъемов производствапо кварталами месяцам стем, чтобы продукцияритмично поступалав товаропроизводящуюсеть. В конечномитоге результативностьхозяйственнойдеятельностипредприятияопределяетсявыполнениемдоговоров пономенклатуреи срокам поставок.
Шереметвыделяет следующиефакторы, которыевлияют на процессреализации:
установленные сроки поставки продукции;
увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;
производительность труда;
ввод в действие новых мощностей и оборудования;
обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;
повышение серийности производства;
количество рабочих дней в каждом квартале;
сезонность и сменность работы;
сезонность реализации продукции;
снятие с производства устаревших, нерентабельных изделий, не находящих потребителей (29, с.77).
ПатровВ.В. раскрываетрешение проблемыповышениянадёжности, стабильностии доходностипроизводства.По его мнению, решение этойпроблемы диктуетнеобходимостьсоздания действенногоструктурногоподразделенияпредприятияпо реализациипродукции.Данное подразделениеможет бытьпредставленотоваропроизводящейсетью, в составкоторой входятмагазины оптовойи розничнойторговли, сетьфирменныхмагазинов итоварных баз.Патров В.В.рассматриваетреализациюпродукции какпроцесс, состоящийиз определенныхпериодов. Первыйпериод фактическисводится кзаключениюдоговоров напоставку продукции.Второй включаетсоставлениеплана реализациипродукции иостатковнезавершеннойпродукции наскладе отделасбыта предприятия.В третьем периодереализациипроисходитотгрузка продукциипотребителям.Важное значениеэтот периодимеет при оценкевыполненияобязательствпо реализациипродукции сучетом соблюденияпредприятиемусловий подписанныхдоговоров-поставок.Процесс реализациизаканчиваетсячетвертымпериодом, которыйхарактеризуетсяпоступлениемденег на расчетныйсчет предприятия-поставщика(19, с.26).
2 ЭкономическаяхарактеристикаОАО «Планета»
--PAGE_BREAK--
ОАО “Планета” (в прошлом завод имени Ленинского Комсомола) было основано в 1958 году как государственное предприятие. Организация предприятия была вызвана растущими потребностями российской оборонной электронной техники. Разработанные и освоенные на предприятии электронные компоненты работали в системах спутниковой связи, системах наведения и раннего оповещения, а также в составе космической аппаратуры, например той, что участвовала в съемках кометы Галлея, планеты Венеры и обратной стороны Луны. В 70-х и 80-х годах на предприятии было развернуто массовое производство полупроводниковых компонентов для телевизионной промышленности, промышленности, выпускающей аудио- и видеомагнитофоны, радиоприемники и другую бытовую аппаратуру. В рамках плановой экономики завод был обеспечен заказами на многие годы вперед. Однако на самом предприятии не было сформировано внутренних источников саморазвития. Направления развития определялись внешними источниками, а именно Министерством Электронной промышленности.
ОАО “Планета” было учреждено решением КУГИ Новгородской области путем преобразования ГП ПО “Планета”.
ОАО “Планета” имеет более 10000 м2 производственных площадей с необходимым оборудованием и численностью персонала 211 человек и в настоящее время является специализированным предприятием по производству полупроводниковых изделий электронной техники. Сфера применения этих изделий от специальной аппаратуры, телевизионной техники, автомобилей до детских игрушек, световой рекламы, информационных систем.
Система качества с 1994 г. сертифицирована на соответствие Международным стандартам ИСО-9000, имеет лицензию Российского Агенства по Системам Управления на разработку и производство специальной техники.
ОАО “Планета” является единственным предприятием России, выпускающем основную массу электронных компонентов в корпусах для поверхностного монтажа — будущее радиоэлектроники России.
Основной вид деятельности: производство электронных компонентов и информационных систем.
Среди конкурентов в России известны такие фирмы как «Мега-Милас» г. Санкт-Петербург. Они предлагают «бегущие» строки довольно широкой номенклатуры. НИИГП «Плазма» г. Рязань рекламирует изделие «экран на суперярких светодиодах». Программное обеспечение такого экрана позволяет осуществлять отображение информации от видеомагнитофона, СД-плеера и др. Ассоциация «Часовая группа» г. Москва производит уличные часы-термометр различных размеров. Среди фирм, продающих импортное табло на светоизлучающих диодах, известна фирма «Зенон» г. Москва, которая предлагает очень широкую номенклатуру изделий производства Тайваня.
Основные показатели деятельности ОАО «Планета» представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Основные показатели деятельности ОАО «Планета» Показатель
2001 г.
2002 г.
2003 г.
Отклонение
02 / 01
03 / 01 1 2 3 4 5 6
Выручка (нетто) от продажи продукции, тыс. руб. 46083 42008 54095 -4075 8012
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 41538 39201 57565 -2337 16027
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. -11936 -10554 -36735 1382 -24799
Численность работников, чел 242 223 211 -19 -31
Основные производственные фонды, тыс. руб. 58652 63962 40859 5310 -17793 Фондоотдача
1, 85
1, 39
0, 96 -0,46 -0,89
Рентабельность всего капитала,% -19,7 -21,9 -59,1 -2, 2 -39,4
По данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод о том, что в целом деятельность предприятия является крайне неэффективной, убыточной. Превышение себестоимости проданной продукции над выручкой от её продажи говорит о том, что предприятие имеет слишком высокие затраты (как постоянные, так и переменные), что не позволяет ОАО «Планета» получать прибыль от реализации продукции. Увеличение цен на продукцию приведет предприятие не к увеличению выручки от реализации, а лишь к потере части своих покупателей. Чистый убыток деятельности предприятия в 2003 году превышает этот показатель 2001 года на 24799 тыс. руб., т.е. убыток возрос приблизительно в три раза. На предприятии наблюдается ежегодное снижение численности работников, что связано с автоматизацией части выполняемых операций.
В 2003 году на предприятии при росте валовой продукции происходит снижение стоимости ОПФ, следовательно наблюдается устойчивая тенденция к росту фондоёмкости, а значит снижению фондоотдачи, т.е. на один рубль фондов производится всё меньше продукции. Наблюдается устойчивое снижение эффективности ОПФ.
Общая рентабельность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Планета» снизилась на 39,4 %, что было вызвано повышением себестоимости продукции, т.к. величина чистого убытка при этом практически не изменилась.
3 Анализ реализации продукции
3.1 Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
ОАО «Планета» занимается производством следующих видов продукции: интегральные микросхемы (ИМС); светоизлучающие диоды (СИД); полупроводниковые приборы (ППП).
Для того, чтобы провести анализ реализации продукции ОАО «Планета», необходимо рассмотреть структуру, объем и динамику производства продукции. Используем для этого таблицу 2.
Таблица 2 — Динамика производства продукции ОАО «Планета» Вид продукции 2001г
2002 г.
2003 г. ?2002/2001 ?2003/2001
+, - % +, - %
ИМС, тыс. шт. 24696 17596 16447 -7100 71,3 -8249 66,6
ППП, тыс. шт. 13315 10029 6387 -3286 75,3 -6928 47,9
СИД, тыс. шт. 5760 9822 10566 +4062 170,5 +4806 184, 0
В общем объеме производимой продукции ОАО «Планета» наибольший удельный вес занимают ИМС. С 2001 г. по 2003 г. на предприятии произошло значительное снижение производства ИМС и ППП и увеличился выпуск СИД, что связано с повышением спроса и возможностью большего объема реализации этой продукции.
В основном, ОАО «Планета» занимается массовыми выпусками продукции невысокого качества по ценам, которые доступны её потребителям. Чтобы повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке, предприятию необходимо повышать удельный вес продукции высшего качества в общем объеме выпускаемой продукции, её удельный вес составляет всего лишь 23 %.
ОАО «Планета» имеет высокий удельный вес экспортируемой продукции в общем объеме реализации продукции (48 %), т.к. основные её потребители находятся за пределами РФ
Таблица 3 — Основные потребители ОАО «Планета» Фирма Объемы поставок, тыс. $ Удельный вес, %
2002 г. 2003 г. 2002 г. 2003 г. Semtech, Турция 136 540 23,7 31, 0 Nelosa, Швейцария 57 100 9,9 5,7 Lic Fung, Гонконг 79 - 13,7 - Trillion Chip, Тайвань 37 - 6,4 - Esarena, Индия 16 200 2,8 11,5 RF Elektronik, Турция - 250 - 14,4 Inter, Турция - 200 - 11,5 Рубеж, Саратов 40 80 6,9 4,6 Авар, Псков 70 120 12,2 6,9 Полидекс, Москва 140 150 24,4 8,7
Основным потребителем ОАО «Планета» является фирма «Semtech», Турция. Удельный вес поставок этой фирме в 2002 году составил 23,7 %, а в 2003 году – целых 31 %. В 2003 году большой объем продукции был поставлен фирме «Elektronik» (14,4 %), «Esarena» (11,5 %), «Inter» (11,5 %). Среди российских потребителей постоянные деловые отношения у ОАО «Планета» сложились с московским предприятием «Полидекс», саратовской фирмой «Рубеж», псковским предприятием «Авар». Важное значение имеют оценка степени выполнения плана и динамики реализации продукции, т.к. темпы роста объема реализации продукции непосредственно влияют на величину прибыли предприятия. Анализ начнём с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста (таблица 4).
Таблица 4 — Динамика реализации продукции ОАО «Планета»
Год
Объем реализации, тыс. руб.
Темпы роста, %
базисные
цепные
2001
46083
100,0
100,0
2002
42008
91,2
91,2
2003
54095
117,4
128,8
За три года объем реализации на ОАО «Планета» увеличился на 17,4 %. Значительно возрос объем реализации в 2003 г. по сравнению с 2001 г. Темп роста составил 128,8 %, темп прироста реализации продукции составил 8,38 %.
Повышение объема реализации в 2003 году связано с тем, что произошло значительное увеличение объема производства продукции. Но в связи с тем, что ОАО «Планета» не заключило предварительных договоров на продажу произведенной продукции, предприятию пришлось снизить цены на продукцию и поэтому выручка от реализации продукции в 2003 году не превысила себестоимость этой продукции.
Большую наглядность динамики реализации продукции обеспечивает применение графического метода
По графику отчетливо видно небольшое снижение объема реализации в 2002 году и его значительное повышение в 2003 году.
Далее нужно проанализировать и дать оценку выполнению плана по реализации продукции за отчетный период (таблица 5)
Таблица 5 — Анализ выполнения плана по реализации продукции ОАО «Планета» за 2003 год
Изделие
План,
тыс. руб.
Факт,
тыс. руб.
Отклонение от плана
+, -
%
ИМС
35896
26615
-9281
-25,9
ППП
12000
10332
-1668
-13,9
СИД
19350
17148
-2202
-11,4
Итого
67246
54095
-13151
-19,6
Из таблицы видно, что за отчетный год план по реализации продукции был недовыполнен на 19,6 %, что говорит о том, что на предприятии составляют завышенные планы реализации продукции, осуществление которых при имеющихся условиях трудновыполнимо.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия снижением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Сначала проведем анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2003 г (таблица 6) .
Таблица 6 — Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за декабрь 2003 г, тыс. руб
Изделие
Потребитель
План поставки по договору
Фактически отгружено
Недопоставка продукции
СИД Semtech Рубеж
1100
500
1050
500
-50
ИМС Esarena Semtech Полидекс
750
1300
750
690
1300
700
-60
-50
ППП Авар
900
950
Итого
5300
5190
-160
Процент выполнения договорных обязательств (Кд.п.) за декабрь равен:
Кд.п. = 5300 – 160 / 5300 = 0,96 или 96 %
За отчетный месяц недопоставлено продукции по договора на сумму 160 тыс. руб. или на 4 %. Для более точного анализа необходимо определить % выполнения договорных обязательств за весь год (таблица 7).
Таблица 7 — Анализ выполнения договорных обязательств за 2003 г., тыс. руб.
Месяц
План поставки продукции
Недопоставка продукции
Выполнение, %
За месяц
С начала года
За месяц
С начала года
За месяц
С начала года
1
2
3
4
5
6
7
Январь
4840
4840
-70
-70
98,5
98,5
Февраль
5100
9940
-105
-175
97,9
98,2
Март
4950
14890
-87
-262
98,2
98,2
Апрель
5200
20090
-120
-382
97,7
97,9
Продолжение таблицы 7
1
2
3
4
5
6
7
Май
6700
26790
-98
-480
98,5
98,2
Июнь
5730
32520
-145
-625
97,4
97,8
Июль
4300
36820
-124
-749
97,1
97,4
Август
5200
42020
-180
-929
96,5
97,0
Сентябрь
7646
49666
-104
-1033
98,6
97,8
Октябрь
6040
55706
-160
-1193
97,3
97,5
Ноябрь
6240
61946
-139
-1332
97,7
97,6
Декабрь
5300
67246
-160
-1492
97,0
97,3
В целом за год произошла недопоставка продукции по договорам на 2,7 % или на 1816 тыс. руб. Наибольший объем недопоставки продукции наблюдается в июне (145 тыс. руб.), августе (180 тыс. руб.), октябре (160 тыс. руб.) и декабре (160 тыс. руб.), что было вызвано недостаточным производством продукции в эти месяца. Недопоставка продукции даже на 2,7 % отрицательно сказалась на деятельности предприятия. Выручка от реализации в размере недопоставки (1816 тыс. руб.) могла бы снизить полученный убыток и предотвратить выплату штрафов за недопоставку продукции.
Важным показателем деятельности предприятия является качество его продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен. Анализ показателей качества продукции представлен в таблице 8.
Таблица 8 — Анализ обобщающих показателей качества продукции ОАО «Планета»
Показатель
2002 г.
2003 г.
план
факт
Средневзвешенный балл качества продукции
0,5
0,60
0,57
Удельный вес, %
Продукции высшей категории качества
Экспортируемой продукции
Забракованной продукции
Зарекламированной продукции
43,0
47,0
0, 6
0,1
45,00
49,00
0,40
0,25
45,00
48,00
0,50
0,15
Потери от брака, тыс. руб.
205,9
216,00
270,40
За 2003 год на ОАО «Планета» была проделана работа по улучшению качества продукции и повышению её конкурентоспособности, о чем свидетельствует повышение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.
3. 2 Определение точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат ОАО «Планета»
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую нужно продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – зона безопасности (зона прибыли).
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль. Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
1 Графический способ
В 2003 году производственная мощность предприятия была рассчитана на 33400 тыс. изделий, которые продавались по цене 1,62 рубля за штуку, объем продаж (выручка) составила 54095 тыс. руб., постоянные затраты – 19443 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции — 1,14 руб., на всю продукцию – 38122 тыс. руб. При таких условиях убыток от реализации продукции составил 3470 тыс. руб.
При мощности ОАО «Планета» в 33400 тыс. шт. предприятие является убыточным. Для того, чтобы выйти на точку безубыточности предприятию нужно увеличить свою производственную мощность на 21 %, т.е. увеличить объем продаж на 7106 тыс. шт. При реализации продукции в количестве большем 40506 тыс. шт. изделий ОАО «Планета» начнет получать прибыль. Предприятию необходимо увеличить пакет заказов не менее чем на 21 % от имеющегося, т.е. заняться поиском дополнительных покупателей.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж – зона безопасности. Даже если предприятие полностью использует свою производственную мощность, т.е. выпустит и реализует 33400 тыс. шт., то всё-равно оно не имеет запаса финансовой прочности. Фактический объем продаж ниже критического на 21 %.
Полученную зависимость можно представить по-другому. При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов. При объеме 33400 тыс. шт. убыток составит 3470 тыс. руб. Соединив эти точки между собой, получим точку критического объема продаж.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2 Аналитический способ определения точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат ОАО «Планета»
Нужные показатели можно рассчитать используя ряд формул (таблица 9)
Таблица 9 — Определения точки безубыточности, зоны безопасности, критического уровня постоянных затрат ОАО «Планета» Показатель Формула расчета Значение 1. маржинальный доход (Дм), тыс. руб. Дм = выручка от реализации – переменные затраты Дм = 54095-38122=15973 тыс. руб. 2. точка безубыточности (Т), тыс. руб. Т = выручка* постоянные затраты/Дм Т = 54095*19443/15973 = 65846 тыс. руб. 3. точка безубыточности (Т), % Т = постоянные затраты / Дм*100 Т = 19443/15973*100 = 121,7 % 4. зона безопасности (З), тыс. шт. З = количество проданной продукции * постоянные затраты/Дм Т = 33400*19443/15973 = 40655 тыс. шт. 5. зона безопасности(З), тыс. руб. З = фактический объем продаж – безубыточный объем продаж З = 54095-65846 = -11751 тыс. руб. 6. критический уровень постоянных затрат (Н), тыс. руб. Н = количество проданной продукции *(цена продукции – переменные затраты) Н = 33400*(1,62-1,14) = 16032 тыс. руб.
Постоянные затраты ОАО «Планета» составляют 19443 тыс. руб., т.е. они превышают критический уровень, поэтому предприятие является убыточным.
Если постоянные издержки ОАО «Планета» будут составлять 16032 тыс. руб., то предприятие не будет получать ни прибыли, ни убытка. Постоянные издержки в сумме 19443 тыс. руб. являются непосильными для предприятия, оно не может покрывать их за счет своей выручки. Критический уровень постоянных издержек является ценным показателем, с его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
4 Анализ финансовых результатов деятельности
4.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль (убыток). Общий финансовый результат отчетного года равен сумме прибыли (убытка) от реализации продукции, результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Анализ нужно начинать с изучения состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли (убытка), а затем более подробно рассмотреть каждую составляющую балансовой прибыли.
Таблица 10 Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли ОАО «Планета»
Состав балансовой прибыли
2002г.
2003г.
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
План
Факт
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
Балансовая прибыль (убыток)
-10554
100, 0
-3131
100, 0
-36736
100, 0
Прибыль (убыток) от реализации продукции
-6388
60,5
-2113
67,5
-21106
57,5
Прибыль (убыток) от прочей реализации
2834
-26,9
-714
22,8
-11489
31,3
Внереализационные финансовые результаты
-7000
66,4
-304
9,7
-4141
11,2
По полученным данным можно сделать вывод о том, что на ОАО «Планета» на 2003 год был составлен план, по которому предприятие должно было получить убыток в сумме 3131 тыс. руб., но даже такой отрицательный результат получить не удалось, сумма убытка превзошла все прогнозные значения и составила 36736 тыс. руб. По сравнению с 2002 годом финансовое положение предприятия только ухудшилось, убыток возрос на 26182 тыс. руб. Наибольшую долю в балансовом убытке ОАО «Планета» занимает убыток от реализации продукции (57,5 %), велика доля убытка от прочей реализации (31,3 %), удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 11,2 %.
Большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять картину финансовых результатов, открывает учетная политика, формируемая администрацией. Изменение методов учетной политики ОАО «Планета» может привести к улучшению финансовых результатов. Предлагаемые мною изменения будут приведены в главе «Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности».
4.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, внереализационных финансовых результатов
Основную часть убытка в 2003 г. ОАО «Планета» получило от реализации своей продукции. В целом по предприятию прибыль от реализации продукции зависит от 4-х факторов: объема реализации продукции (VРП), её структуры (УДi), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi). Определим влияние каждого фактора на сумму убытка от реализации (таблица 11)
Таблица 11- Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции 2003 г., тыс. руб.
Показатель
План
План, пересчитанный на фактический объем продаж
Факт
1 2
3 4
Выручка от реализации продукции
42008
37468
54095
Полная себестоимость реализованной продукции
39201
34964
57565
Прибыль (убыток) от реализации продукции
2807
2504
-3470
План по сумме убытка в 2003 году недовыполнен на 6277 тыс. руб.
Изменение суммы убытка за счет объема и структуры реализованной продукции:
? П (vрп, уд) =2504-2807=-303 тыс. руб.
Влияние только объема продаж:
? П vрп =2807*(39201/34964*100-100) /100=370 тыс. руб.
Влияние структурного фактора:
? П уд =-303-340=-643 тыс. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму убытка:
? Пс = 34964-57565=-22601 тыс. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию:
? Пц = 54095-37468=16627 тыс. руб.
Проведенные расчеты показывают, что в целом произошло увеличение убытка от реализации на 6277 тыс. руб. Это произошло за счет повышения цен, что привело к снижению убытка на 16627 тыс. руб. и за счет снижения себестоимости, что, собственно, уменьшило убыток на 22601 тыс. руб.
Влияние изменения объема и структуры увеличило убыток на 303 тыс. руб., что произошло за счет снижения объема реализации продукции. Таким образом, влияние оказали ценовые факторы и структурные сдвиги в производстве.
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
Таблица 12 Анализ внереализационных финансовых результатов ОАО «Планета»
Источник доходов и убытков
2002 г.
2003 г.
Тыс. руб.
Доля, %
План
Факт
Тыс. руб.
Доля, %
Тыс. руб
Доля, %
Доходы по ЦБ и от долевого участия в совместных предприятиях
287
-4,1
300
-98,7
215
-5,2
Прибыль от сдачи в аренду основных средств
115
-1,6
104
-34,2
98
-2,4
Штрафы и пени полученные
846
-12, 0
96
-31,6
65
-1,6
Штрафы и пени выплаченные
-5947
85, 0
-59
19,4
-3244
78,3
Убытки от списания дебиторской задолженности
-2301
32,7
-745
245, 0
-1275
30,9
Итого
-7000
100, 0
-304
100, 0
-4141
100, 0
Наибольший удельный вес в составе внереализационных финансовых результатов ОАО «Планета» составляют выплаченные штрафы и пени, убытки от списания дебиторской задолженности. ОАО «Планета» имеет огромную величину задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. По состоянию на 01.01.03 задолженность ОАО «Планета» перед бюджетом и внебюджетными фондами с учетом штрафов и пени составляет (табл. 13, табл. 14):
Таблица 13 Задолженность ОАО «Планета» перед бюджетом, тыс. руб.
Налоги
Пени
Штрафы
Федеральный бюджет
7475
4657
219, 0
Областной бюджет
1019
288
0,4
Городской бюджет
2002
451
-
Итого
10495
5397
219, 0
Таблица 14 -Задолженность ОАО «Планета» перед внебюджетными фондами, тыс. руб.
Основная сумма
Пени
Пенсионный фонд
12491
16409
Соцстрах
470
903
Обязательное медицинское страхование
643
493
Терр. дорожный фонд
2100
2009
4. 3 Анализ рентабельности предприятия
Для оценки уровня эффективности работы ОАО «Планета» получаемый результат – прибыль (убыток) – необходимо сопоставить с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, он характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Анализ рентабельности проведем сравнивая показатели предыдущих и отчетного периода (2003 год), отслеживая изменения финансовых результатов. Сначала систематизируем нужные для расчета показателей рентабельности данные в таблице 15 .
Таблица 15 — Исходные данные для расчета показателей рентабельности ОАО «Планета»
Результаты
2001 г.
2002 г.
2003 г.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, в т.ч. от продажи
ИМС
ППП
СИД
46083
26004
14020
6059
42008
19742
11252
11014
54095
26615
10332
17148
Себестоимость проданных товаров, продукции, в т.ч.:
ИМС
ППП
СИД
41538
22040
11987
7511
39201
19244
9039
10918
57565
27905
12318
17342
Чистая прибыль (убыток)
-11936
-10554
-36735
Оборотные активы
31810
26732
25690
Внеоборотные активы
28825
21368
36466
Итог баланса
60635
48100
62156
Теперь рассчитаем сами коэффициенты рентабельности (таблица 16)
Таблица 16 — Коэффициенты рентабельности ОАО «Планета» Коэффициент рентабельности
2001 г., %
2002 г., %
2003 г., % Изменение показателей, % Всего капитала -19,7 -21,9 -59,1 +169,4 Производства 10,9 7,2
-6, 0 -184,2 Продаж -25,9 -25,1 -67,9 +170,5 Оборотных активов -37,5 -39,5
-143, 0 +261,8 Внеоборотных активов -41,4 -49,4 -100,7 +103,8
С каждым годом ситуация на предприятии только ухудшается. Даже при планировании на 2003 год таких же коэффициентов рентабельности, какие были получены в 2002 году, рентабельность предприятия резко ухудшилась. Исходя из представленных в таблице данных модно сделать следующие выводы. Общая рентабельность финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Планета» снизилась на 169,4 %. Причиной этому послужило снижение чистой прибыли предприятия. Коэффициент рентабельности производства снизился на 184,2 %, стал отрицательным, т.к. себестоимость реализованной продукции в 2003 году превысила выручку от её продажи. В 2003 году на предприятии произошло снижение показателей рентабельности производства отдельных видов продукции, особо нерентабельным является производство ИМС и ППП, предприятию нужно уменьшать выпуск этой продукции. Рентабельность продаж на предприятии также снизилась и довольно сильно – на 170,5 %. Это отрицательно характеризует коммерческую деятельность ОАО «Планета». На предприятии стал хуже работать отдел сбыта. В 2003 году на рынке сложилась неблагоприятная ситуация и пришлось снизить цену продукции. Предприятие стало ещё более неплатежеспособным вследствие резкого снижения рентабельности оборотных активов на 261,8 %. Снизился у ОАО «Планета» и показатель внеоборотных активов (на 103,8 %). На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что задачи, которые руководство ставило перед предприятием в 2003 году, абсолютно не выполнены.
5 Учет реализации продукции и финансовых результатов на ОАО «Планета»
Готовая продукция на ОАО «Планета»учитывается по нормативной себестоимости по счету 40 «Выпуск продукции», по дебету данного счета отражается фактическая производственная себестоимость выпущенной из производства продукции в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство». По кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
Ежемесячно, сальдо по счету 40 списывается в счет 43 «Готовая продукция» субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной стоимости».
Таким образом на счете 43 формируется полная себестоимость выпущенной продукции.
В конце каждого месяца субсчет „Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной стоимости»счета 43 списывается в счет 90 в размере доли реализованной продукции.
Отгрузка товаров со склада ОАО «Планета» оформляется по товарной накладной унифицированной формы № ТОРГ-12.
Синтетический учет реализованных товаров отражается на соответствующих субсчетах к счету 90 “Продажи”.
Товары, отгруженные покупателям, списываются на счет учета продаж в момент перехода права собственности, определенный условиями договора. До момента перехода права собственности стоимость товаров учитывается на счете 45 “Товары отгруженные”.
Аналитический учет реализованных товаров по фактической себестоимости осуществляется по каждому наименованию (по группам, партиям) в разрезе складов в специальной оборотной ведомости по движению товаров (книге учета).
Для определения себестоимости реализованных товаров в бухгалтерском учете оценка товаров на ОАО «Планета» производится по средней себестоимости.
Расходы, связанные с реализацией готовой продукции (затаривание и упаковка изделий на складах; доставка продукции до станции отправления или станции назначения в зависимости от условий договора с покупателем; комиссионные сборы, уплачиваемые посредникам; рекламные расходы и другие аналогичные по назначению расходы) учитываются по дебету счета 44 “Расходы на продажу”. В конце месяца указанные расходы списываются полностью в дебет счета 90. Издержки обращения, связанные с реализацией покупных товаров, учитываются по дебету счета 44. В конце месяца накопленные расходы полностью списываются в дебет счета 90, за исключением расходов на доставку приобретаемых товаров, которые распределяются пропорционально между реализованными за месяц товарами и остатком товаров на складе по специальному налоговому расчету.
Остаток по дебету счета 44 на конец месяца показывает сумму расходов на доставку, относящуюся к нереализованным товарам, числящимся на складе.
На ОАО “Планета» результат от продажи продукции выявляют на активно-пассивном счете 90 «Продажи». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость проданной продукции, покупная стоимость проданного товара, НДС и другие расходы. По кредиту счета проводится выручка от продажи продукции. Сравнивая оборот дебета и оборот кредита счета 90 «Продажи» в бухгалтерии предприятия находят результат, который ежемесячно списывают со счета 90 «Продажи» в счет 99 «Прибыли и убытки».
При получении прибыли делается бухгалтерская запись:
Д-т 90 «Продажи»
К-т 99 «Прибыли и убытки»
При получении убытка делается бухгалтерская запись:
К-т 99 «Прибыли и убытки»
Д-т 90 «Продажи»
Операционные и внереализационные доходы и расходы учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». На ОАО «Планета» к этому счету открыты следующие субсчета:
91-1 «Прочие доходы»
91-2 «Прочие расходы»
91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Записи по субсчетам осуществляют накопительно в течение отчетного года. В конце месяца путём сопоставления дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяют сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно списывают с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».
Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» на ОАО «Планета» ведётся по каждому виду операционных и внереализационных доходов и расходов.
Чрезвычайные доходы и расходы на ОАО «Планета» учитывают на счете 99 «Прибыли и убытки».
6 Пути увеличения реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности
продолжение
--PAGE_BREAK--
Насегодняшнийдень на всехпредприятияхна первое местоставится именнорезультатработы – прибыльили убыток.Выявить причинысложившихсяза рассматриваемыйпериод результатовработы, научноподойти к анализусложившихсяпоказателей, выявить и реализоватьрезервы улучшенияпоказателей– вот те вопросы, которые в настоящеевремя волнуютруководстволюбого предприятия.
Прибыльпредприятияявляется важнымэлементомвалового внутреннегопродукта, выступаетисточникомпополнениягосударственногобюджета, а значит, финансовымресурсом государствадля реализациипрограммырасширеннойреструктуризацииобщественногопроизводстваи реализациисоциальныхпрограмм.
Важностьэтих процессоввызываетнеобходимостьсовершенствованияметодологиибухгалтерскогоучета и анализафинансовыхрезультатовдеятельностис целью определенияперечня факторов, которые влияютна их уровень, количественнойи качественнойоценки последствийэтого влиянияна прогнозируемыетенденцииразвития предприятияв перспективе.
Цельюанализа реализациипродукцииявляется нахождениепутей увеличенияобъемов реализациипродукции, расширениедоли рынка примаксимальномиспользованиипроизводственныхмощностей икак результат– увеличениеприбыли предприятия.Темпы ростаобъемов реализациипродукции, повышение еёкачестванепосредственновлияют на величинуприбыли ирентабельностипредприятия.
Существуютразличныеспособы увеличенияэффективностиработы предприятия, которые предполагаютизменения вовсех областяхего деятельности: финансовой, управленческой, производственной, маркетинговой.
1.Финансы:
совершенствование оборота наличности;
разработка и внедрение бухгалтерских процедур;
совершенствование системы финансового контроля;
управление задолженностью.
2.Производство:
приобретение и монтаж нового оборудования;
повышение производительности труда;
внедрение систем контроля качества;
внедрение систем «точно в срок» и «абсолютное качество»;
подготовка кадров и стимулирование труда;
разработка программ эксплуатации оборудования;
совершенствование использования материалов.
3.Менеджмент:
проверка и повышение эффективности организационной структуры управления предприятия и менеджмента;
переориентация стратегического планирования;
разработка бизнес-плана;
совершенствование связей с общественностью;
планирование стратегий инвестирования.
4.Маркетинг:
разработка и реализация планов маркетинга;
разработка программ продвижения продукции;
разработка новой продукции;
совершенствование сетей реализации продукции;
повышение эффективности продаж;
повышение экспорта.
Каждоепредприятиесамостоятельновыбирает методыповышенияэффективностисвоей деятельностии причем лишьте, которые онав состоянииреально осуществить.В силу особенностейнынешнегофинансовогоположения ОАО«Планета», нанаш взгляд, дляэтого предприятияприемлемы лишьнемногие изимеющихсявариантов ростафинансовыхрезультатов, т.к. большинствовариантовтребуют длясвоего осуществлениязначительныхзатрат.
ОАО«Планета»целесообразнопровести следующее:
1. изменитьметоды учетнойполитики;
2. эффективнееуправлятьзадолженностью(дебиторскойи кредиторской);
3. стимулироватьтруд своихработников;
4. проверитьи повыситьэффективностьимеющейсяорганизационнойсистемы управленияпредприятием;
5. провестипереориентациюстратегическогопланирования;
6. провестисовершенствованиесетей реализациипродукции.
Размерприбыли (убытка)во многом зависитот учетнойполитики, применяемойна предприятии.Субъектыхозяйствованияимеют правосамостоятельновыбирать некоторыеметоды учета, способныесущественноповлиять наформированиефинансовыхрезультатов.ОАО «Планета»целесообразноизменить следующиеметоды регулированияприбыли:
1.Использованиепредприятиемметода ускореннойамортизацииосновных средствприводит кповышениюсебестоимостипродукции иуменьшениюсуммы прибыли.Использованиелинейногометода начисленияамортизациипозволило быОАО «Планета» списыватьстоимость своихосновных средствв затраты предприятияравными долями.
2.Нужно изменитьпорядок списаниязатрат по ремонтуосновных средствна себестоимостьпродукции пофактическимзатратам насписание равномернымичастями за счетсоздания ремонтногофонда, что позволитизбежать включенияв расходы крупныхсумм по ремонтуосновных средств.
3.Заменить методопределенияприбыли отреализациипродукции помоменту еёоплаты на метод«отгрузки», т.к. для предприятияхарактернавысокая величинадебиторскойзадолженности.
Неплатежипокупателейявляются однойиз причин убыточнойдеятельностиОАО «Планета».Доля дебиторскойзадолженностив общем объеметекущих активовв 2002 году составила21,2 % (4995 тыс. руб), в 2003 году онапрактическине измениласьи составила21 %. И хотя величинадебиторскойзадолженностив 13,5 раз меньшевеличины кредиторскойзадолженностипредприятия, тем не менеееё возвратпозволил быпредприятиюпогасить частьсвоих долгов.В 2002 году произошлозначительноеснижение дебиторскойзадолженностипо сравнениюс 2001 годом, в 2003 годуснижения небыло, её величинанаоборот немноговозросла.
Предприятиюнужно провестиследующиемероприятия, позволяющиеуправлятьдебиторскойзадолженностью:
1. Необходимоконтролироватьсостояниерасчетов сзаказчиками, особенно поотсроченнымзадолженностям.
2. Установитьопределенныеусловия кредитованиядебиторов ОАО«Планета, например:
— заказчикполучает скидку2% в случае оплатывыполненныхработ в течении10 дней с моментапринятия заказчикомвыполненныхработ;
— заказчик оплачиваетполную стоимость, если совершиласьв период с 11-гопо 30-й день кредитногопериода;
— в случаенеуплаты втечении месяцазаказчик будетвынуждендополнительнооплатить штраф, величина каждогозависит отмомента оплаты.
3. По возможностиориентироватьсяна большоечисло заказчиков, чтобы уменьшитьриск неуплатыодним или несколькимизаказчиками.
4. Следить заотношениемдебиторскойи кредиторскойзадолженности.
Стимулированиетруда работников– довольно-такизатратныйметод, но приего правильнойорганизациипредприятиеполучит толькоприбыль, т.к.доходы в результатеповышенияпроизводительноститруда работниковпокроют всерасходы, связанныесо стимулированиемих труда.
Большаячасть работниковОАО „Планета“ выполняетрутинную работу, очень простуюпо содержаниюи легко поддающуюсяконтролю иучету, работу, не требующуютворческогоподхода и высокойквалификации.Но даже в этомслучае механическоепринуждениек труду не можетдать высокогоположительногорезультата.Стимулированиетруда работниковможно провестис использованиемследующих мер: выплат премий, доплат, надбавок, социальныхльгот.
Опережающиетемпы ростапроизводительноститруда по сравнениюс темпами повышениязаработнойплаты должныобеспечиватьреализациюеё стимулирующейроли.
Всядеятельностьфирмы зависитот того, насколькоправильно ичетко организованаструктурауправленияпредприятием.В настоящеевремя все большеевнимание уделяетсяэтому вопросу, т.к. только опытныйи профессиональныйменеджер способенорганизоватьдеятельностьпредприятиятаким образом, что оно будетэффективнофункционироватьи приноситьприбыль. В последниегоды для ОАО»Планета"характерначастая сменаруководящихработников, что отрицательносказалось надеятельностипредприятия.
Извсего многообразиявариантовсовершенствования организационныхструктур управлениядля ОАО «Планета»наиболее подходитметод структуризациицелей, т. к. этотметод предусматриваетструктуризациюцелей (задач)организациипо определеннымпризнакам, которые служатосновой длявыделения видовдеятельности, состава управленческихработ. Группировкауправленческихработ по определеннымправилам даетвозможностьопределитьструктурныеподразделенияи ориентироватьих деятельностьна достижениеконкретнойпроизводственно-хозяйственнойцели.
ПлановаядеятельностьОАО «Планета»не отвечаетсовременнымтребованиям.Сейчас на предприятииприменяютсяупрощенныеподходы ккраткосрочномупланированию, его горизонтсоставляетвсего лишь 1-3месяца. ОАО«Планета»необходиморазработатьстратегическийплан, т.к. он можетдать возможностьфирме расширитьгоризонт своеговзгляда набудущее, связатьтекущую деятельностьс более масштабнымизадачами. Тольколишь разработкадлительногоплана деятельностиможет привестипредприятиек достижениюбезубыточногосостояния вбудущем.
ОАО«Планета»является однимиз немногихпредприятийРоссии, выпускающимосновную массуэлектронныхкомпонентовв корпусах дляповерхностногомонтажа. Предприятиеизвестно вРосси, но некачеством своейпродукции, аеё редкостью, непопулярностьюпроизводства.Предприятиеимеет постоянныхклиентов ещёс давнего времени(80-х гг.), но по меревозникновениясовременныхпредприятийв этой областиих число постоянноснижается. ОАО«Планета» имеетнесовременноеустаревшееоборудование и способыпроизводствапродукции, чтоне позволяетему производитьвысококачественнуюпродукцию ипривлекатьновых покупателей.Путями совершенствованияреализациипродукции ОАО«Планета» могутслужить повышениекачества продукции(с помощью заемщиков, т.к. у предприятияне имеются дляэтого собственныесредства), изучениеметодов реализациипродукции своихконкурентови по возможностипредоставлениепокупателямболее выгодныхусловий сотрудничества.
В 2003 году наОАО «Планета»произошланедопоставкапродукции подоговорам на2,7 % или на 1816 тыс.руб. В результатеэтой недопоставкик ОАО «Планета»были предъявленыштрафные санкциив общем размере2,43 тыс. руб. (штрафыи пени). В общейсумме убытокОАО «Планета»от недовыполнениядоговорныхобязательствсоставил 1818,43 тыс.руб. Полноевыполнениедоговорныхобязательствпозволило быпредприятиюуменьшитьвеличину убыткана 4, 8 %.
НаОАО «Планета»является крайненеоптимальнойструктураоборотныхактивов: в ликвиднойформе средствапрактическиотсутствуют, основная ихмасса сконцентрированав форме запасов, причем, в течение2003 года произошёлзначительныйрост запасов, в основном засчет увеличенияготовой продукциина складе. Такимобразом, однимиз основныхрезервов повышенияфинансовыхрезультатовявляется реализацияготовой продукциисо склада. Внастоящее времязапасы готовойпродукциисоставляют 24243 тыс. руб., ихреализациямогла бы приблизитьпредприятиек безубыточномуобъему продажи получениюприбыли в будущем.
Дляликвидациикассовых разрывовпредприятиеможет реализовать и сдавать варенду свободныеактивы.
Однимиз основныхрезервов улучшенияфинансовыхрезультатовявляется снижениесебестоимостипродукции.Повышениесебестоимостипродукции ОАО«Планета»неминуемопривело к повышениюцен на продукциюпредприятияи к снижениюспроса на неё.При сниженииспроса замедлиласьреализацияпродукции иснизиласьвыручка. Предприятиюстановитсявсе труднее«сводить концыс концами», снизилась егоплатежеспособностьи конкурентоспособность.
Предлагаемыенами методысовершенствованияреализациипродукции ирезервы повышенияфинансовыхрезультатовОАО «Планета»являютсятрудновыполнимымидля предприятия, т.к. его нынешнееположениеявляется крайнетяжёлым и ОАО«Планета» даженаправилозаявление вАрбитражныйсуд Новгородскойобласти с просьбойрассмотретьдело о несостоятельности(банкротстве)предприятия.
Как говоритсяв заявлениидолжника, ОАО«Планета» неисполняетобязанностипо уплатеобязательныхплатежей исоответствующихобязательствв течение шестимесяцев с даты, когда они должныбыли быть исполнены.Размер задолженностипо обязательнымплатежам составляет72,95% от суммы всехобязательств, в то время какобязательствапредприятияпревышают егоактивы в 3 раза.
Руководство«Планеты» такжепросит суд смомента принятиязаявления кпроизводствуввести в отношениипредприятияпроцедурунаблюденияи утвердитьвременногоуправляющегоОАО «Планета»из числа членовНекоммерческогопартнерства«СаморегулируемаяорганизацияарбитражныхуправляющихСеверная Столица».
Выводыи предложения
В ходенаписаниядипломнойработы былпроведен анализреализациипродукции ифинансовыхрезультатовОАО «Планета», предложеныметоды улучшенияэтих показателей.Актуальностьэтой темы вызванатем, что в настоящеевремя цельюдеятельностикаждого субъектахозяйствованияявляется получениеи максимизацияприбыли. Поэтомунеобходимоболее тщательнои квалифицированноподходить кформированиюеё составныхчастей — доходови затрат, детальноизучать ианализироватьфакторы, подвлиянием которыхформируетсяфинансовыйрезультат каккаждой хозяйственнойоперации вчастности, таки всей деятельностипредприятияв целом, исследоватьдинамику, тенденции, резервы, которыевлияют наэффективностьхозяйствованияпредприятия.
ОАО«Планета» этопредприятиемашиностроительнойпромышленности, которое занимаетсяпроизводствомполупроводниковыхизделий электроннойтехники. Предприятиебыло основанов 1958 году и прибыльнофункционировало.В настоящеевремя предприятиепрактическипризнано банкротом, идет процедурапризнания еготаковым.
Входе проведеннойработы можновыделить следующиеположительныемоменты работыпредприятия:
1.ОАО «Планета»является единственнымпредприятиемРоссии, котороевыпускаетосновную массуэлектронныхкомпонентовдля поверхностногомонтажа;
2.предприятиеимеет достаточнуюпроизводственнуюплощадь и необходимоеоборудование(хотя и устаревшее)и численностьперсонала.
Намногобольше в работепредприятияприсутствуетотрицательныхмоментов:
1.крайне неэффективнаяструктурауправленияпредприятием(приложение7);
2.составлениезавышенныхпланов производства и реализациипродукции, получениячистой прибыли;
3.немногочисленнаясеть потребителейпродукции, ежегодноеснижение объемавыпускаемойпродукции;
4.получение напротяжениипоследних летотрицательныхфинансовыхрезультатовдеятельности, ухудшениефинансовогосостояния;
5.рассмотрениедела о банкротствепредприятия, вызванноенеэффективностьюего производственнойи управленческойдеятельности.
ДляОАО «Планета»трудно выявитьметоды улучшенияего финансовыхпоказателей, т.к. каждый методявляетсявысокозатратным, а предприятиене имеет возможностинайти для этогонужные ресурсы.
Предприятиюможно попытатьсявнести в своюработу следующиеизменения:
1.Изменить некоторыеметоды учетнойполитики, которыенаиболее подходятдля предприятияв данных условияхего функционирования.
2.Повыситьэффективностьимеющейсяорганизационнойструктурыуправления, ужесточитьконтроль заработой всехотделов и служб.
3.Ввести методыстимулированиятруда работников, повысить ихпроизводительностьтруда.
4.Создавать некраткосрочныепланы деятельности, а разработатьдолгосрочнуюпрограммустабилизациидеятельностипредприятия, которая позволитдостигнутьбезубыточногоуровня работыв будущем.
Список литературы
1 АлександровО.А. Управленческийучет реализацииготовой продукции.// Аудиторскиеведомости. –2003. — № 8. – с. 39-42
2 БондарчукН.В. Анализ денежныхпотоков оттекущей, инвестиционнойи финансовойдеятельностиорганизации.// Аудиторскиеведомости. –2002. — № 3. – с. 56-61
3Бушуева Л.И.Методы прогнозированияобъема продаж.// Маркетинг вРоссии и зарубежом. – 2002. — №1. – с. 15-30
4 ВысоцкийД.А. Анализдебиторскойи кредиторскойзадолженности.// Бухгалтерскийучет. – 2001. — № 12. – с.36-37
5 ГиляровскаяЛ. Т. Анализ факторовформированияфинансовыхрезультатовкак инструментоценкидоходностирентабельностидеятельностипредприятия.// Современныйбухгалтерскийучет.- 2002.-№7.- с. 4-13
6 ГиляровскаяЛ.Т. Факторныйанализ показателейрентабельностиактивов коммерческихорганизаций.// Аудит и финансовыйанализ. – 2000. — №4. – с. 18-25
7 ГиляровскаяЛ.Т. Экономическийанализ в оценкеконечных результатовфинансово-хозяйственнойдеятельностипредприятия.// Аудитор. – 2001. — № 3. – с. 53-61
8 Графова Г.Р.Анализ финансовыхрезультатовдеятельностипредприятий.// Финансы. – 2000. — № 10. – с. 53-55
9 Грачева М.Е.Новые требованияк финансовомуанализу в условияхперехода РФна МСФО. // Экономическийанализ. – 2004. — № 2(18). – с. 27-35
10Дронов Р.И., РезникА.И. Оценкафинансовогосостоянияпредприятия.// Финансы. – 2002.- №.4 – с. 15-20
11 Дубов А.А.Финансоваяполитика компании.// Финансы. – 2003. — № 9. – с. 56-58
12 КеворковаЖ.А. Особенностиформированиядоходов и расходовв бухгалтерскоми налоговомучете и реальностьих аудирования.// Аудитор. – 2002. — № 4. – с. 48-53
13 КеримовВ.Э. Анализсоотношения«затраты-объем-прибыль».// Менеджментв России и зарубежом. – 2002. — №4. – с. 120-132
14Киселев М. Основыфинансовогоанализа. // Аудити налогообложение.– 2001. — № 8. – с. 11-17
15 КуприяноваТ. Как систематизироватьсбытовую деятельностьфирмы. // Консультантдиректора. –2000. — № 1. – с. 19-29
16 МщиковскийИ.А. Экономическийанализ и прогнозированиенесостоятельностипредприятия.// Современныйбухгалтерскийучет. – 2001. — № 5. – с.10-19
17 НоводворскийВ.Д., КлестоваН. В., Шпак А.В.Прибыль предприятия: бухгалтерскаяи экономическая.// Финансы. – 2003. — № 4. – с. 64-67
18 ПарфееваМ.Б. Методикапроверки учетаготовой продукциии её реализации.// Аудиторскиеведомости. –2002. — №8. – с. 51-60
19 ПатровВ.В. Учет реализациитоваров и готовойпродукции. //Бухгалтерскийучет. – 2001. — № 8. – с.25-28
20 Питаева А.Договор поставки.// Аудит и налогообложение.–2002. — № 1. – с. 25-29
21 ПогоцкаяВ.Г. Основныенаправлениякомплексногоанализа деятельности.// Бухгалтерияи банки. – 2001. — №7. – с. 9-17
22 ПоляковаД. Г. Влияниеизменений вбухгалтерскомучете и отчетностина результатыфинансовогоанализа. // Экономическийанализ. – 2004. — № 3(18). – с. 36-39
23 ПустынниковЮ. Искусствоуправленияканалами сбыта.// Управлениекомпанией. –2003. — № 9. – с. 12-17
24 СавицкаяГ.В. Анализхозяйственнойдеятельностипредприятий:4-е изд., перераб.и допол. – Минск: ООО «Новоезнание», 1999. –688с.
25 СкрипуноваЕ. Управлениепродажами: основные тенденции.// Управлениекомпанией. –2003. — № 7. – с. 9-14
26 ТимофеевМ. Д. Анализсодержаниянекоторыхпоказателейфинансовогосостояниябизнеса. // Экономическийанализ. – 2004. –2(17). – с. 11-14
27 ТреневН. Организацияэффективныхпродаж. // Консультантдиректора. –2002. — № 18. – с. 20-26
28Чугришин Н.Современныйпоход к оценкерезультатовфинансово-хозяйственнойдеятельностипредприятий.// Консультантдиректора. –2002. — № 8. – с. 24-34
29 ШереметА.Д., Комплексныйэкономическийанализ деятельностипредприятия.// Бухгалтерскийучет. – 2001. — № 13. – с.76-78
30 ЮровВ.Ф. Прибыль врыночной экономике: вопросы теориии практики. –М.: Финансы истатистика,2001. – 144с.