МинистерствообразованияРоссийской Федерации
Иркутский Государственный Технический Университет
Восточныйфакультет
Кафедрасоциологии и социальной работыКонтрольная работа
по предмету:“Экологический менеджмент”
“Экологический менеджмент
и его связь ссоциально-экологическим маркетингом”
Выполнил:студент гр. МСС-99 ДИПС
ЦыбыковИ.Б.
Проверила:Никитина О.И.
Иркутск 2002г.Предисловие
На рубеже второго тысячелетиячеловеческая цивилизация столкнулась с такими проблемами развития, которыеставят под сомнение саму перспективу выживания биологического вида«человека разумного».
Любая форма жизни постоянно находится в поискекомпромисса между присущим ей стремлением к росту и возможностями иограничениями для такого роста, возникающими из общения, взаимодействия формжизни с окружающей средой, природой и обществом.
История человечества изобилует примерами, когдаиз-за конфликтов человеческих сообществ с природой, другими сообществами,из-за недостатка опыта и разума погибали целые цивилизации. Завоевывая иподчиняя себе все новые ресурсы биосферы, человечество добилось грандиозныхуспехов на пути к благосостоянию, к созданию условий для развития своего вида.Достаточно вспомнить, что с начала ХХ века население Земли увеличилось болеечем в три раза, промышленное производство возросло в 50 раз, а потреблениеприродного топлива — в 30 раз. Самое важное — в том, что четыре пятых этогоприроста пришлись на вторую половину столетия.
В результате таких крупномасштабных изменений,благодаря научно-техническому прогрессу и превращению науки в основнуюпроизводительную силу общества, возник мир с новыми реалиями, которые не всегданаходят адекватное отражение в сознании и поведении людей, в экономике,политике и процессах управления и регулирования на предпринимательском,отраслевом, государственном и глобальном уровнях. Мичуринский лозунг о том, чтомы не можем ждать милостей от природы, а должны брать у нее все необходимоечеловеку, трансформировался в некую новую конституцию: «Мы не можем ждатьмилостей от природы после того, что мы с ней сделали!»
Антропогенное воздействие на природу привело сегодняк необходимости срочных и всеобъемлющих мер для решения проблемы выживания.
Задача управления отношениями общества и природыиз-за увеличения скорости, масштабов и сложности взаимодействий вызваланеобходимость учета факторов взаимозависимости между благополучным развитиемчеловеческой цивилизации и состоянием окружающей среды.
Экологический менеджмент как один из механизмовсоздания условий для устойчивого развития общества становится императивомвыживания человечества.
Концепция социально-этического маркетинга,нацеленная на обеспечение долговременного благосостояния не только какого-тоотдельного предприятия, но и общества в целом, не только созвучна в основныхположениях с позицией экологического менеджмента, но дополняет ее и обогащаетза счет привлечения внимания к проблемам выживания человечества — а также исвязанным с ним проблемам сознательной хозяйственной деятельности,совершенствования процессов обмена товарами и услугами.
Нормы социально-этического маркетинга в известномсмысле ограничивают предпринимательскую инициативу ипроизводственно-хозяйственную деятельность, ставя их в зависимость отсоциально ориентированного общественного развития и необходимости сохранения иулучшения среды обитания.
Стремление к постоянному расширению,преимущественному положению на рынке, максимизации прибыли за счет снижениялюбыми способами издержек производства и повышения реализационных цен было донедавнего времени общепризнанной основой предпринимательской и любой другойхозяйственной деятельности. Маркетинг эпохи массового производства и массовогосбыта — типичный пример именно таких содержания и целей предпринимательскойдеятельности, в конечном счете в условиях плохо регулируемого рынка приводящихк перепроизводству товарной массы, углублению циклических кризисов,бесконтрольному использованию природных ресурсов и иным разрушительным дляобщества экономическим, социальным и экологическим последствиям.
Предприятие — это экономическая основа общества, нооно же, действуя в собственных интересах без учета интересов общественнойнадстройки, может вызвать деструктивные изменения в социальных, экономическихструктурах и в самом экологическом равновесии среды обитания.
Социальное начало в человеческом творчестве следует,видимо, рассматривать как основное, главное, целеполагающее. В то же времясоциальная модель — в широком смысле — есть комбинация концепций, отдельныхвзглядов, ценностных ориентировок, поведенческих предпочтений, формирующаяопределенное восприятие действительности всеми членами сообщества и служитфундаментом для его организации. Однако если вернуться на землю, описаниемодели развития общества близко к понятию корпоративной культуры, определяющейсодержание всей деятельности предприятия. Эта модель включает в себя сложный,но достаточно системный комплекс идей, ценностей, норм и принципов поведения,которыми руководствуются все сотрудники предприятия — от генерального директорадо вахтера и уборщицы. Естественно, концепция корпоративной культурыпреимущественно ориентирована на модель поведения предприятия в конкретныхсоциально-экономических условиях. В то же время модель существования и развитиячеловеческого сообщества направлена на целостное восприятие действительности ипо отношению к проблемам существования и развития предприятия имеетпреимущественное значение. Задача руководителей предприятия, стоящих напозициях социально-этического экологически ориентированного маркетинга состоитв том, чтобы нацеливать корпоративную культуру на учет новых ценностей, новойзарождающейся модели общества.
Уходящая в прошлое модель сообщества старого с егодуховной и материальной культурой также включала многообразие идей иконцепций, но основные ее положения сводились к следующему: вселеннаяпредставляет собой механическую систему, построенную из элементарных и болеесложных блоков; жизнь в обществе, несмотря на различные идеалистические и коммунистическиеидеи, сводится к непрерывной борьбе за существование; материальный прогрессможет быть достигнут лишь за счет экономического и технологического роста;истощение природных ресурсов и ухудшение состояния природной среды — неизбежныеспутники экономического роста.
Вторая половина ХХ века убедительно показала, чтоположения эти не являются универсальными и вечными и нуждаются в серьезномпересмотре. Сегодня не только философы, политики, экономисты, экологи, но икапитаны большого бизнеса, и просто руководители предприятий разного масштаба,склонны рассматривать мир не как машину из отдельных узлов и деталей, а какживую развивающуюся систему. Постепенно меняется восприятие природы, человека,общества и роли в нем отдельных предприятий и организаций. Эта новая философия,получившая название целостного, или системного мышления, все глубже проникаетне только в науку, философию, культуру, но и в менеджмент, маркетинг, в повседневнуюжизнь общества.
Неудержимое стремление многих предприятий к неограниченномуросту даже сегодня является главной движущей силой экономической политики — ноодновременно это и причина надвигающейся глобальной катастрофы из-за накопленияоружия массового уничтожения, разрушения среды обитания, истощения жизненнонеобходимых природных ресурсов и многих других угроз самому существованиючеловечества.
Однако для человека рост связывается не только сувеличением доходов, но и с внутренним развитием, то есть с иной системойценностей. Общество постепенно осознает, что научно-технический прогресс лишьдо определенной стадии служит интересам человека, но пройдя пик полезности,обращается во зло ему, хотя и продолжает способствовать экономическому росту,выраженному в абсолютных показателях.
PRIVATE«TYPE=PICT;ALT=»
Диалог собщественностью: на чем стоим?
Отвлечемся на время от трудов праведных, сменимделовые костюмы на потертые джинсы и отправимся на дачу… И представим себе,что в один прекрасный летний день на территории вашего дачного поселкапоявляются загадочные люди с теодолитами. Размеренные деловые движения,профессиональное безразличие к праздно гуляющим дачникам — хорошо еще, что онине произносят знаменитое остаповское: «Сносим,сносим...» А обеспокоенный поселок уже гудит, как растревоженный улей. Ввоздухе носятся неопределенные слухи о загадочном объекте, который вот-вотначнут строить… эти, в штормовках… Пессимисты поговаривают о грядущихэкологических ужасах, активисты приготовились к сопротивлению и обсуждаютоборонительные укрепления либо готовятся лечь перед бульдозерами на подъезднойдороге…
Обсуждают, говорят, но всё — между собой. Диалога сними (с общественностью!) никто из носителей штормовок или их начальства неорганизовывал. Да пусть себе говорят — имеют право… Право на что, собственно?Может быть, на нечто большее, чем на не подтверждаемые и не опровергаемыеопасения поселкового масштаба? Хорошо известно, что в странах с развитымидемократическими традициями общественность имеет целый ряд прав «экологического»толка. Не вдаваясь в детали национальных законодательств, рассмотрим довольнопопулярный на Западе подход — нашедший, в частности, свое отражение в«Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессепринятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».Таким образом, права общественности подразделяются на право знать, право участвоватьв принятии решений и право на доступ к правосудию.
Конечно, сегодняшнюю Россию вряд ли можно отнести кгосударствам с развитыми демократическими традициями, но экологические праваграждан, тем не менее, проработаны в законодательстве весьма неплохо. Да ироссийская общественность становится все более и более осведомленной в своихправах. И это — одно из свидетельств процесса демократизации общества.
Наиболее детально регламентировано в России правона доступ к экологической информации. Оно нашло отражение во многих правовыхактах, в том числе — в Конституции. Статья 42 Основного закона гласит:
«Каждый имеет право наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и навозмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическимправонарушением».
ЗакономРФ «Об информации, информатизации и защите информации» установлено рамочноеусловие на ограничение доступа к экологической информации:
«3. Запрещено относить кинформации с ограниченным доступом:
… документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую,метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другуюинформацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенныхпунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения вцелом».
Статья2 Закона РФ «О государственной тайне» разъясняет позицию государствав отношении информации, отнесенной к государственной тайне:
"… государственная тайна— защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической,экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасностиРоссийской Федерации".
Всоответствии со статьей 7 того же Закона:
«Не подлежатзасекречиванию сведения:
о чрезвычайных происшествиях икатастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, атакже о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии,здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, а также о состоянии преступности».
Перечень сведений, отнесенных к государственнойтайне, утверждается Указом Президента РФ и периодически обновляется. Отметим,что словосочетание «состояние экологии» свидетельствует о том, чтотенденция отождествлять термин, относящийся к фундаментальной биологическойдисциплине, изучающей взаимосвязь живых организмов между собой и с окружающейсредой, с проявлениями отклика окружающей среды на антропогенное воздействие,нашла свое отражение и в законодательстве. И оставим за собой право в авторскомтексте воздерживаться от такого отождествления, будучи убежденными в том, чтоплохой экологии не бывает, но бывают недостаточными наши познания в этойпостоянно развивающейся области.
Как бы там ни было, экологическая информация ккатегории государственной тайны, как правило, отнесена быть не может. Крометого, граждане, интересующиеся целью теодолитной съемки по соседству с садовымиучастками, о разглашении государственной тайны и не помышляют. Рискнемпредположить, что они всего лишь опасаются, что через пару недель ранним утромих разбудит рычанье экскаватора, а на столетней сосне появится щит с надписью:
PRIVATEСтроительство КРСМД ведет СМУ «Рога и копыта».
Начало строительства — 1 апреля 1998 года.
Окончание строительства — 1 апреля 2000 года.
Прораб О. Бендер
КРСМД по словам экскаваторщика станет возведенным попоследнему слову науки и техники комбинатом по раздаче слонов и материализациидухов. Пусть даже потом окажется, что строиться будет всего лишь ДВБ (дом свысоким бельведером) под руководством прораба Манилова. Все равно котлован ужезияет на месте земляничной поляны, а право жителей знать, участвовать вобсуждении и наконец, хотя бы протестовать против строительства объекта учтеноне было. Возможно, причиной — коммерческая тайна, которую пытались соблюстизаказчики строительства?
Обратимся к Гражданскому кодексу РФ. Статья 139Кодекса определяет понятия служебной и коммерческой тайны
«1. Информация составляетслужебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеетдействительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности еетретьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладательинформации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые немогут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и инымиправовыми актами.
2. Информация, составляющаяслужебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренныминастоящим Кодексом и другими законами.
Лица, незаконными методамиполучившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну,обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается наработников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовомудоговору, в том числе контракту, или контрагентов, сделавших это вопрекигражданско-правовому договору».
Сведения,которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются специальнымПеречнем, введенным в действие Постановлением Правительства от 5 декабря 1991года. В их число включены "… сведения о загрязнении окружающей среды,нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условийтруда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а такжедругих нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этомущерба". А ведь жителей взволновала как раз проблема неминуемого изменениясостояния окружающей среды, а не секреты защищенного патентами способапроизводства капителей дома с бельведером. И не коммерческая тайна (даже привсей нечеткости ее определения) стала причиной беспокойства, а то, что заказчикипросто пренебрегли общественным диалогом. Было грубо попрано право участвоватьв обсуждении экологически значимого решения.
В контексте намечаемой деятельности это правоопределено также законом РФ «Об экологической экспертизе»:
«1. Граждане и общественные организации (объединения) в областиэкологической экспертизы имеют право:
·
·
·
·
Основное содержание этойконцепции вовсе не требует полного отказа от любого роста или развития.Равновесие и принцип устойчивого развития можно определить как такое состояниеобщества, при котором удовлетворение здоровых потребностей не уменьшает шансовбудущих поколений на достойную жизнь. Таким образом, экономический рост будетсчитаться допустимым только тогда, когда он поддерживает и обогащает внутреннеи внешне связи системы — в том числе и системы предприятия как основной хозяйствующейединицы.
Но чтобы защита природной среды стала одной изосновных целей управления маркетингом на предприятии, необходимо обогатитьновыми подходами саму концепцию управления маркетингом. Даже в самомсовременном своем выражении маркетинг имеет исключительно экономические цели истремится к балансу экономических интересов товаропроизводителя и потребителя.Однако растущая взаимозависимость экономических, экологических и социальныхинтересов в конечном счете привела к тому, что в число задач, изначальнорешавшихся маркетингом, вошли и серьезные задачи социально-экономические иэкологические — защита среды обитания, обеспечение занятости, гуманизация условий труда, постоянная подготовка ипереподготовка управляющих, инженерно-технического персонала и рабочих в свететребований научно-технического прогресса, проблемы расширения участия трудовыхколлективов в управлении предприятием при одновременном повышении уровняответственности менеджеров.
В середине 80-х годов концепция маркетингарасширилась за счет введения в хозяйственную деятельность системыэкологических оценок. Начало было положено предпринимателями, обратившими всвоей практической деятельности внимание на то, что потребители как носителиплатежеспособного спроса в процессе удовлетворения своих потребностей всеболее стали стремиться к росту нового качества жизни.
Само это понятие включает в себя не только изобилиеи доступность необходимых товаров и услуг, но и одновременное стремление ксохранению и улучшению среды обитания. Чтобы ответить на это желаниепотребителей, предприниматели-новаторы начали разрабатывать и реализовыватьпрограммы снижения антропогенной нагрузки на природную среду, переработкивторичного сырья и других отходов производства, утилизации городского мусора,внедрения малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий и иныхэкологически и социально-этически ориентированныхнововведений.
Вначале меры по охране окружающей средырассматривались в рамках предпринимательской деятельности как нежелательные,ибо требовали дополнительных затрат и с этой затратной точки зрения ухудшаликонкурентные позиции предприятия. Однако вскоре деловые круги и общественностьперестали оценивать природоохранные мероприятия лишь с точки зрениянепроизводительных затрат — более того, затраты эти стали рассматриваться какинвестиции в будущее и даже как средство достижения превосходства над конкурентами.Экологически ориентированный и осознанный маркетинг сегодня характерен длябольшинства самых крупных корпораций.
Мощным стимулом для усиления природоохранныхмероприятий послужило появление и организационное оформление массового движенияза охрану окружающей среды и уменьшения антропогенной нагрузки на нее.
Важно отметить, что экологическое движение выступаетне против разумного здорового потребления, но за то, чтобы вся хозяйственнаядеятельность осуществлялась на основе экологической безопасности и безвредности— ради повышения качества жизни при разумных ограничениях со сторонытоваропроизводителей и самоограничениях со стороныпотребителей.
Острота экологических проблем в России инеобходимость выработки стратегии выживания заставляет общество создать нетолько новые концептуальные подходы, но и продумать структуру системывыживания и ее рабочие механизмы.
На наш взгляд, на первый план выдвигается задачаэкологического образования и морально-этического воспитания предпринимателей,хозяйственных руководителей и ответственных государственных чиновников. Этонеобходимо хотя бы уже потому, что любые изменения в концептуальных подходах кметодам решения экологических проблем в напрямую зависят от позиции первых лицв иерархии власти на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Предлагаемая вниманию российских читателей книга длянашей страны является по сути пионерной. Авторы поднимают одну из важнейшихпроблем деятельности в области экологического менеджмента и социально-этическогомаркетинга — проблему организации диалога предпринимательских кругов иобщественности. Более того, авторы отважились адресовать свой труд лицам,принимающим решения. Безусловно, книгу нельзя считать ни учебником поэкологическому менеджменту, ни пособием по экологическому аудиту, нисправочником типа «Как добиться успеха». Но тем ценнее она будет дляпредпринимателей, хозяйственных руководителей и чиновников государственнойслужбы. Авторы, используя не только западные, а что весьма отрадно, и достаточноразнообразные российские примеры, шаг за шагом убедительно разъясняют важностьустановления партнерских отношений с общественностью, с широкими кругаминаселения, описывают реальные ситуации, из которых были найдены неординарныевыходы.
Стоит отметить, что построенная по принципу анализапроблем, пошагового планирования действий, оценки достигнутых результатовкнига отражает опыт общественных организаций. А это вызов лицам, принимающимрешения — в первую очередь потому, что опыт общественных организаций,оказывается, включает массу проектов: профессиональных, уравновешенных,элегантных по замыслу. Пожалуй, труду несколько недостает рассмотренияэкономических мотивов инициативной экологической деятельности российскихпредпринимателей, которые заняты активным налаживанием диалога с местным населением.Впрочем, вероятнее всего, недостает и реальных примеров, попадающих именно вэту категорию. Хочется надеяться, что это довольно пространное предисловие в какой-томере восполняет объективный пробел в области экономической мотивации.
В заключение хотелось бы пожелать успеха: как лицам,принимающим решения — в их многогранном и отнюдь не простом труде, так иавторам, отважно представившим в книге интересы самых широких кругов российскойэкологической общественности. Пусть к обоюдной выгоде развивается ихвзаимодействие и множится опыт.
Литература:
1. Кенуорси Л. Как убедить предприятия уменьшитьколичество отходов. Руководство для граждан.— М.: ИНФОРМ, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1995.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Хотулева М.В., Черп О.М., Виниченко В.Н. Как организовать общественнуюэкологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. — М: Эколайн-ECOLOGIA, 1996.
11.
12.