Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Этика делового общения: сущность и значение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Дальневосточный институт международного бизнеса








Этика и этикет делового общения
(Реферат)






















      студент группы 327
Быков В.А.
Руководитель:
ШишмаковВ.Т.














        Хабаровск 2006. 
План.
1.    Введение.
2.    Противоречиваясущность мотивации общения:
3.    Коммуникативнаясторона общения.
4.    Невербальныесредства общения.
5.    Перцептивнаясторона общения.
6.    Основные принципыделового этикета.
7.    Влияниеиндивидуальных психологических качеств личности на общение.
8.    Диалоговоеобщение.
9.    Правила общенияпо телефону.
10.                      Этика ипсихология деловых бесед и переговоров.
11.                      Заповеди деловогочеловека.
12.                      ТЕСТЫ.
13.                      Заключение.
14.                      Библиография.
15.                      Литература.





























Введение.

Деловое общение — необходимаячасть чело­веческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным иодним из главных регуляторов этих отношений выступают этиче­ские нормы, вкоторых выражены наши пред­ставления о добре и зле, справедливости и не­справедливости,правильности или неправиль­ности поступков людей. И общаясь в деловомсотрудничестве со своим подчиненными, на­чальником или коллегами, каждый такили ина­че, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но взависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое со­держание вних вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может какоблегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решениипостав­ленных задач и достижении целей, так и затруд­нить это общение или дажесделать его невоз­можным.,- Хочется надеяться, что настоящий раздел вопределенной степени поможет чита­телю не только осознать те, частоскрытые от первого взгляда, проблемы, которые возникают в процессе деловогообщения и служат ему пре­пятствием, но и успешно справиться с ними.
Этика (от греч. ethos— обычай, нрав)— учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Ари­стотельдля обозначения практической философии, кото­рая должна дать ответ на вопрос,что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis—нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком.Мо­раль — важнейший способ нормативной регуляции общест­венных отношений,общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье,быту, по­литике, науке, труде и т. д.
Важнейшими категориями этикиявляются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг»,«совесть» и т.д.

Противоречивая сущность мотивации общения

Нормы морали получают своеидейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должносебя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала,образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческомвремени и социаль­ном пространстве, т. е. в различные исторические эпохи и уразных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, среально существующей нравственной ре­альностью, фактическими нормами поведениялюдей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внут­реннимстержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженноесоотношение понятий сущего и должного».
В этом противоречии междудолжным и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (втом числе и де­лового общения и поведения человека). С одной стороны, чело­векстремится вести себя нравственно, должным образом, а с другой — ему необходимоудовлетворить свои потребности, реа­лизация которых очень часто связана снарушением нравствен­ных норм. Этот внутренний конфликт между возвышеннымидеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и не­посредственнымжеланием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно онпроявляется в этике дело­вого общения, потому что именно в этом видеобщения основной предмет, по поводу которого оно образуется, является внешнимдля индивидов.
Общение — процесс взаимодействия общественных субъек­тов: социальныхгрупп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом,способностями и ре­зультатами деятельности. Общение выступает как способ бытияобщества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личностии ее самореализация. По мнению Ари­стотеля, способность вступать в общениеотличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от«сверхчеловека». Поэтому «тот, кто не способен вступать в об­щение или, считаясебя существом самодовлеющим, не чувству­ет потребности ни в чем, уже несоставляет элемента государст­ва, становясь либо животным, либо божеством».
Специфика делового общения обусловленатем, что оно воз­никает на основе и по поводу определенного вида деятельности,связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этомстороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которыеопределяют не­обходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) пове­дениялюдей. Как и всякий вид общения, деловое общение име­ет исторический характер,оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Егоотличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не являетсясамоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Вусловиях рыночных отношений — это прежде всего получение максимальной прибыли.
С учетом всего сказанного этикуделового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правили пред­ставлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе ихпроизводственной деятельности. Она представляет собой ча­стный случай этикивообще и содержит в себе ее основные ха­рактеристики.
Деловое общение — это сложный многоплановый про­цесс развития контактовмежду людьми в служебной сфе­ре. Его участники выступают в официальных статусахи ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Спецификой являетсярегламент — подчинение установ­ленным ограничениям, определенных национальнымии культурными традициями, профессиональными этически­ми принципами.
Известны «писаные» и «неписаные»нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. При­нятыйпорядок и форма обхождения на службе называет­ся деловым этикетом. Его основнаяфункция — формиро­вание правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй позначению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.Современный отече­ственный служебный этикет имеет интернациональные признаки,потому что его основы фактически были зало­жены в 1720 году «Генеральнымрегламентом» Петра I, в котором были заимствованызарубежные идеи.
Деловой этикет включает всебя правила:
•  нормы, действующиев сфере общения между рав­ными по статусу членами коллектива (горизонтальные);
•  наставления, определяющие характерконтакта ру­ководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считаетсяприветливое и предуп­редительное отношение ко всем коллегам по работе, парт­нерам,независимо от личных симпатий и антипатий, Регламентированность деловоговзаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение ре­чевогоэтикета — разработанных обществом норм языко­вого поведения, типовых готовых«формул», позволяю­щих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы,благодарности и т. д. (например, «здравствуй­те», «будьте добры», «разрешитепринести извинения», «счастлив познакомиться с вами»). Эти устойчивые кон­струкциивыбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.
Общение как взаимодействиепредполагает, что люди устанавливаютконтакт друг с другом, обмениваются оп­ределенной информацией для того, чтобыстроить со­вместную деятельность, сотрудничество. Этапы общения:
•  установка контакта (знакомство, пониманиедругого человека);
•  ориентировка в ситуации общения, осмыслениепро­исходящего, выдержка паузы;
•  обсуждение интересующей проблемы;
•  решение проблемы;
•  завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты строятся на партнерских на­чалах, исходят из взаимныхзапросов и потребностей, из интересов дела. Такое сотрудничество повышаеттрудовую и творческую активность, является важным фактором технологическогопроцесса производства, бизнеса.
Виды делового общения по способуобмена инфор­мацией — устное и письменное. Устные виды, в своюочередь, подразделяются на монологические и диало­гические.
К монологическим видамречи относят приветствен­ную речь; торговую (реклама); информационную; доклад(на заседании, собрании).
Диалогические виды речи: деловой разговор (крат­ковременный контакт, преимущественно на одну
тему); деловая беседа (обмен сведениями, сопровождающийся принятием решений); переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу); ин­тервью (разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения); дискуссия; совещание (со­брание);
пресс-конференция; контактныйделовой раз­говор (непосредственный, «живой» диалог); телефонный разговор.
В прямом контакте инепосредственной беседе наиболь­шее значение имеют устная и невербальнаякоммуника­ции. Беседа или передача сообщений по телефону явля­ются самымираспространенными формами коммуника­ций, их отличает непосредственный контакт ибольшое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую(формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды деловогообщения — это служеб­ные документы:деловое письмо, протокол, отчет, справ­ка, докладная и. объяснительная записка,акт, заявле­ние, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение,указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию общение может бытьразделено на: материальное — обмен предметами и продуктами дея­тельности; когнитивное — обмен знаниями; мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мо­тивами, потребностями; деятелъностное — обмен дей­ствиями, операциями, умениями, навыками.
По средствам общения: непосредственное, которое осу­ществляется с помощью рук, головы, туловища, голосо­вых связок и т.д.; опосредованное— связанное с исполь­зованием специальных средств и орудий (письма, теле­факс и др.); прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения (телефонный разговор, пря­мой эфир и др.); косвенное — осуществляется через по­средников (другие люди).
Структура общения
К структуре общения можноподойти по-разному, как и к определению его функций. В отечественной психоло­гииструктура общения характеризуется путем выделе­ния в нем трех взаимосвязанныхсторон.
Стороны общения:коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная сторонаобщения, или коммуни­кация в узком смыслеслова, состоит в обмене информа­цией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимисяиндивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс вос­приятия друг друга партнерамипо общению и установ­ления на этой основе взаимодействия.
Функции общения: 1)информационно-коммуникатив­ная,
2) регуляционно-коммуникативная,
3) аффективно коммуникативная.
Задача заключается в том, чтобытща­тельно проанализировать, в том числе на эксперимен­тальном уровне,содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальнойдействительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух дру­гих,и выделение их возможно лишь для анализа, в час­тности для построения системыэкспериментальных ис­следований. Все обозначенные здесь стороны общения вы­являютсяв малых группах, т. е. в условиях непосред­ственного контакта между людьми.
Отдельно рассматриваются вопросыо средствах и ме­ханизмах взаимодействия людей. В социальной психоло­гии кмеханизмам воздействия традиционно относятся:
1) процессы психическогозаражения,
2) внушения (или суггестии),
3) подражания, Хотя каждый изэтих меха­низмов возможен и в случае непосредственного контакта, но гораздобольшее, самостоятельное значение они полу­чают именно в ситуациях массовогообщения.
В этой схеме не рассматриваютсяни механизм, ни фор­мы, ни функции общения в том широком смысле слова, окотором шла речь выше. В принципе, следует, напри­мер, говорить о двух рядахфункций общения: социальных и собственно социально-психологических. Однако прак­тическаясоциальная психология анализирует преимуще­ственно вторые, проблемы же,связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставят­ся.Это объясняется тем обстоятельством, что в сложив­шейся традиции проблемы этиисследуются в русле дру­гих дисциплин, в частности в социологии. Считать этобольшим достоинством психологии не приходится. Одна­ко на данном этапе ееразвития практически к такого рода проблемам она не приступала. Рассмотримхаракте­ристики каждой из выделенных сторон общения.
Коммуникативнаясторона общения.

Когда говорят о коммуникации вузком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совме­стнойдеятельности люди обмениваются между собой раз­личными представлениями, идеями,интересами, настро­ениями, чувствами, установками и пр. Все это можнорассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть поняткак процесс обмена инфор­мацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаги интерпретировать весь процесс человеческой ком­муникации в терминах теорииинформации. Однако та­кой подход нельзя рассматривать как методологическикорректный, ибо в нем опускаются некоторые важней­шие характеристики именночеловеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи инфор­мации.Не говоря уже о том, что при таком подходе фик­сируется в основном лишь однонаправление потока ин­формации, а именно: от коммуникатора к реципиенту(введение понятия «обратной связи» не изменяет сути дела), здесь возникает иеще одно существенное упуще­ние. При всяком рассмотрении человеческой коммуника­циис точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: какинформация передается, в то время как в условиях человеческого общения инфор­мацияне только передается, но и формируется, уточня­ется, развивается.
Специфические особенностиобмена информации при коммуникации междудвумя людьми.
Во-первых, общение нельзярассматривать как отправ­ление информации какой-то передающей системой или какприем ее другой системой потому, что в отличие от простого «движенияинформации» между двумя устрой­ствами здесь мы имеем дело с отношением двухиндиви­дов, каждый из которых является активным субъектом: взаимноеинформирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит,что каждый участ­ник коммуникативного процесса предполагает активность также ив своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другойучастник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя емуинформа­цию, на него необходимо ориентироваться, то есть ана­лизировать егомотивы, цели, установки (кроме, разуме­ется, анализа и своих собственных целей,мотивов, уста­новок). Но в этом случае нужно предполагать, что в от­вет напосланную информацию будет получена новая ин­формация, исходящая от другогопартнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движениеинформации», но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфическичеловеческом обмене информацией заключается в том, что здесь осо­бую рольиграет для каждого участника общения значи­мость информации. Эту значимостьинформация приоб­ретает потому, что люди не просто «обмениваются» зна­чениями,но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии,что информа­ция не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэто­му в каждомкоммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение ипознание.
Во-вторых, характер обмена информациеймежду людь­ми, а не между, предположим, кибернетическими уст­ройствамиопределяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять другна друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предпо­лагаетвоздействие на поведение партнера, т. е. знак из­меняет состояние участниковкоммуникационного процес­са. Коммуникационное влияние, которое здесь возника­ет,есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта надругого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряетсяименно тем, насколько удалось это воздействие. Это оз­начает (в определенномсмысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками ком­муникации.Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.
В-третьих, коммуникативноевлияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда чело­век,направляющий информацию (коммуникатор), и че­ловек, принимающий ее (реципиент),обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденномязыке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в комму­никативномпроцессе постоянно меняются местами. Вся­кий обмен информацией между нимивозможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значенияизвестны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единойсистемы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг дру­га. ЕщеЛ. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов».Поэтому у общаю­щихся должны быть идентичны — в случае звуковой речи — нетолько лексическая и синтаксическая систе­мы, но и одинаковое пониманиеситуации общения, что возможно при включении коммуникации в общую систе­мудеятельности.
В-четвертых, в условияхчеловеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуника­тивныебарьеры. Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо каналекоммуникации или с по­грешностями кодирования и декодирования. Они носятсоциальный или психологический характер. С одной сто­роны, такие барьеры могутвозникать из-за того, что от­сутствует единое понимание ситуации общения,вызванное не просто разным «языком», на котором говорят участ­никикоммуникативного процесса, но и более глубокими различиями, существующими междупартнерами. Это мо­гут быть социальные, политические, религиозные, про­фессиональныеразличия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самыхпонятий, употреб­ляемых в процессе коммуникации, но и вообще различ­ноемироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Такого рода барьеры порожденыобъективными соци­альными причинами, принадлежностью партнеров по ком­муникациик различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступаетвключенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений.Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она естьлишь сторона об­щения. Естественно, что процесс коммуникации осуще­ствляется ипри наличии этих барьеров, даже военные противники ведут переговоры. Но всяситуация комму­никативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.
С другой стороны, барьеры прикоммуникации могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер:они могут возникнуть или вследствие индиви­дуальных психологическихособенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них,скрытность другого, присутствие у кого-то черты, полу­чившей название«некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого родапсихо­логических отношений: неприязни по отношению друг к ДРУГУ, недоверия. Вэтом случае четко выступает связь, которая существует между общением иотношением.
Различают следующие типыинформации — побу­дительную и констатирующую.Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулиро­вать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, мо­жет быть различной: активизация (побуждение к дей­ствию в заданном направлении), интердикция (побужде­ние, не допускающее определенных действий, запрет не­желательных видов деятельности), дестабилизация (рас­согласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности).Констатирующая информация выступает в форме со­общения, используется в различных образовательных системах, не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Харак­тер сообщения может быть различным: мера объективно­сти варьируется от нарочито «безразличного» тона изло­жения до включения в сам текст сообщения элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникато­ром (тем лицом, от которого исходит информация),Передача любой информации возможна лишь посред­ством знаков, точнее, знаковых систем. Существуют не­сколько знаковых систем, которые используются в ком­муникативном процессе, соответственно им можно пост­роить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невер­бальную коммуникацию (используются различные нере­чевые знаковые системы).Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексичес­кий и синтаксический. Речь является самым универсаль­ным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодиро­вание и декодирование информации: коммуникатор в про­цессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слуша­ния декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскры­вается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совмест­ной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немысли­мо вне этой ситуации. Точность понимания смысла вы­сказывания становится очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), т. е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, как специфический вид «разговора», представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, проис­ходит «обогащение, развитие информации».
Невербальные средства общения.

Однако коммуникативный процессоказывается непол­ным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств.Первая — оптико-кинетическая система знаков, вклю­чающая в себяжесты, мимику, пантомимику. Общая мо­торика показывает эмоциональные реакциичеловека, по­этому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуациюкоммуникации придает общению нюансы, ко­торые неоднозначны при употребленииодних и тех же жестов, в различных национальных культурах. Значи­мостьоптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что внастоящее время выдели­лась особая область исследований — кинетика.
Паралингвистическая иэкстралингвистическая си­стемы знаковпредставляют собой также «добавки» к вер­бальной коммуникации.Паралингвистическая система — это система вокализации, т. е. качество голоса,его диа­пазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речьпауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, и, наконец, самтемп речи.
Пространство и времяорганизации коммуникатив­ного процесса выступаюттакже особой знаковой систе­мой, несут смысловую нагрузку как компоненты комму­никативныхситуаций. Так, например, размещение парт­неров лицом друг к другу способствуетвозникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время какокрик в спину также может иметь определен­ное значение отрицательного порядка.Эксперименталь­но доказано преимущество некоторых пространственных форморганизации общения как двух партнеров по ком­муникативному процессу, так и вмассовых аудиториях.
Таким образом, все системыневербальной коммуника­ции, несомненно, играют большую вспомогательную (аиногда самостоятельную) роль в коммуникативном про­цессе. Вместе с вербальнойсистемой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необ­ходимлюдям для организации совместной деятельности.
Интерактивная сторона общения— это условный термин, обозначающийхарактеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействиемлюдей, с непосредственной организацией их совместной деятель­ности. Важностьинтерактивной стороны общения при­вела к тому, что в истории социальнойпсихологии сло­жилось специальное направление, которое рассматриваетвзаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Этонаправление связано с именем Г. Мида, который дал направлению термин —«символический интеракционизм».
Концепцию Мида называют«социальным бихевиориз­мом», и это значительно запутывает дело. Выясняя соци­альнуюприроду человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что встановлении «Я» решающую роль играет общение. Мид использовал идею Ч. Кули отак называемом «зеркальном Я», где личность понимает­ся как сумма психическихреакций человека на мнения окружающих. У Мида становление «Я» происходит в об­щении,в процессе совместной деятельности, где форми­руется личность, где она осознаетсебя, а общение рас­крывается как взаимодействие.
Центральная мысль интерактивнойстороны общения состоит в том, что личность формируется во взаимодей­ствии сдругими личностями, и механизмом этого про­цесса является установление контролядействий личнос­ти тем представлением о ней, которое складывается у окружающих.Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Г. Мида содержатсясущественные методологические просчеты.
Главными из них являются два.Во-первых, непропор­ционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов.Вся обрисованная выше канва взаимодей­ствия детерминируется системойсимволов. Деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в ко­нечномсчете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстаеткак существо, обитаю­щее в мире символов, включенное в знаковые ситуации.
С этим утверждением можносогласиться, поскольку в определенной мере общество действительно регулируетдей­ствия личности при помощи символов. Однако излиш­няя категоричность Г. Мидаприводит к тому, что вся совокупность социальных и культурных отношений — всесводится только к символам.
Второй важный просчет концепциисимволического интеракционизма в том, что интерактивный аспект об­щенияотрывается от содержания предметной деятельно­сти, вследствие чего всебогатство макросоциальных от­ношений личности по существу игнорируется.Единствен­ным «представителем» социальных отношений в данном случае остаютсялишь отношения непосредственного вза­имодействия .
Символ остается «последней»социальной детерминантной взаимодействия. Для анализа достаточно описания данногополя взаимодействий без привлечения социальных связей. Происходит известное«замыкание» взаимодей­ствия на заданную группу. Такой аспект анализа возмо­жен,но он явно недостаточен.
Перцептивнаясторона общения.

В процессе общения должноприсутствовать взаимопо­нимание между участниками э


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Круговорот золота в природе
Реферат Nistrative and arbitration legal proceedings with observance of the remedial forms creating a guarantee of legality and justice of decisions, accepted by courts
Реферат Соціальна стратифікація сучасного суспільства
Реферат Международные отношения в 1970-90 годах
Реферат Вопрос радиационной безопасности в экологическом образовании в средней школе
Реферат Тепловые и механические характеристики электронных средств
Реферат Кинематический расчет привода Расчет привода
Реферат Fairness In The Workplace Essay Research Paper
Реферат Аграрная политика Столыпина
Реферат 1. Теоретичні засади аналізу зовнішньої політики Загальнотеоретична характеристика міжнародних відносин
Реферат Разработка технологического процесса сборки и монтажа печатной платы «Пульт ДУ»
Реферат Коллективное творчество
Реферат Право недропользования и его виды
Реферат У истоков древней мифологии. "Глиняная поэзия" Древнего Востока. Наука и техника древнего Двуречья
Реферат Christmas Time Essay Research Paper Christmas