ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(ИНЭП)Реферат
по предмету «Антикризисное управление»на тему
«Факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии».
Студентки Жанкевич Н.А.
Москва2006 г.
Содержание.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. Возникновениекризисов на предприятии……………5
1.1.Понятие кризисов и причины их возникновения…..5-7
1.2.Симптомы и факторы кризисов……………………..8-9
ГЛАВА 2. Последствиякризисов и антикризисные меры…...9-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….......12
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………..….13
ВВЕДЕНИЕ.
Вступление экономики Россиив рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаровзарубежных предприятий поставили большинство российских организаций всложное финансовое и экономическое положение. Результатом этогоявились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.
В мире не было ни одной организации,которая в той или иной мере в своейпроизводственно-хозяйственной деятельности не испытала на себе кризисныеявления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие кбанкротству. Особая острота проявилась и проявляется в России всилу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночныеотношения. В связи с этим перед руководством организаций,органами государственной и муниципальной власти встают задачипредотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положениеорганизаций, ибо банкротство одних организаций часто вызываетухудшение финансового состояния (платежеспособности) многих других,порождая так называемый эффект домино.
Решение задач попредотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния нарезультаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер,именуемой в России — «антикризисное управление».
Основной целью антикризисного управленияорганизацией должно быть обеспечение в течение длительногопериода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), котороепозволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплатывсех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивостии дальнейшего развития производства.
Наиболее подробно в своейработе хочу рассмотреть факторы, симптомы и причины кризисов на предприятии.А также определить некоторые пути их решения.
Кризисным явлениямподвержены организации любых форм собственности (государственные, акционерные,частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в такихусловиях для России весьма актуальна.
Целью контрольной работы являетсяраскрыть понятие кризисов, причины ихвозникновения, симптомы и факторы кризисов, а также последствия кризисов для предприятия
ГЛАВА 1. Возникновение кризисов на предприятии.
1.1. Понятие кризисов и причины ихвозникновения.
Кризис — это крайнее обострениевнутрипроизводственных и социально-экономическихотношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.
Кризисные ситуации могут возникать налюбой стадии деятельности организации как в период становления иразвития, так и в период стабилизации и расширения производства и,наконец, при начале спада и т. п.
Мировая рыночная экономикане знает примеров организаций, которых когда-либо некоснулись кризисные ситуации в той или иной мере.
Очень важными в решениипроблем управления являются следующие вопросы: в какиепериоды развития организации может возникнуть в ней и получитьразвитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяетсярискованным изменением самой организации и как это может быть связано сразвитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемаяорганизация.
Практика показывает, что кризисы отражаютсобственные ритмы развития каждойотдельной организации, подчас не совпадающие с ритмами общественного развития или развития других организаций. Каждая организация имеет свой потенциалразвития и условия его осуществления,при этом она подчиняется закономерностямциклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянновоздействуют как внешние факторы,определяемые воздействием общих циклов экономики, так и внутренние, зависящие от собственных циклов и кризисного развития.
Кризисные ситуации преждевсего выражаются в колебаниях объема производства и сбытапродукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам,налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так какименно эти причины служат предпосылкой появления состояниянеплатежеспособности организации.
До банкротства организации проходят рядстадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полномобъеме и своевременно свои обязательства до длительной, отдлительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного ибезнадежного состояния, т. е. полного финансовогобанкротства.
Причина кризиса — событияили явления, вследствие которых появляются симптомы и далеефакторы кризиса.
Например, в организации причинами могутбыть финансово-экономические просчеты, общее положениеэкономики, низкая квалификация персонала, недостатки системымотивирования.
С точкизрения воздействия на организацию причины возникновения кризиса в ней можноклассифицировать на внешние и внутренние.Внешние определяют воздействие среды, в которой существует организация, а возникновение внутреннихпричин зависит от ситуации в самойорганизации. К внутренним факторам относятся:
— управленческие: высокий уровеньпредпринимательского риска, недостаточное знание коньюктуры рынка,неэффективный финансовый менеджмент, отсутствие гибкости управления и т.д.;
— производственные: устаревшие и изношенныеосновные фонды, низкая производительность труда, высокая материалоемкость,высокие энергозатраты;
— рыночные: низкая конкурентноспособность,зависимость от узкого круга поставщиков и покупателей.
Внешниепричины определяются состоянием экономики (рост инфляции,нестабильность налоговой системы, рост безработицы, снижение уровня доходовнаселения), деятельностью государства, состоянием отрасли,к которой относится рассматриваемая организация, а также воздействиемстихии. А также влияние оказывают рыночные факторы: снижение емкостивнутреннего рынка, усиление монополизма на рынке, нестабильность валютногорынка.
Таккак внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, вкоторой функционирует организация и от которой она не может не зависеть.Если экономика находится в состоянии системного кризиса, этоотражается на функционировании отдельной организации, причем длякаждой по-разному. Все зависит от вида собственности организации, вида еедеятельности и от экономического и профессионального потенциала.При этом следует иметь в виду, что каждая организация по-разномуреагирует на соотношение влияющих на ее состояние внутреннихи внешних факторов. Так, при возникновении системного кризиса ряд организациймгновенно разрушается, другие изо всех сил сопротивляютсякризисным явлениям, третьи находят разные возможности использоватьвлияние внешних факторов во благо себе, может быть, временно, вхаосе общих кризисных явлений.
Это может объясняться многими причинами, среди которыхесть и антикризисныйпотенциал, профессиональное управление, повышенная экономическая активность, но при этом нельзясбрасывать со счетов стечение обстоятельств и удачные рискованные решения.
Однако возможно и такоеположение, при котором даже при весьма благоприятной внешнейэкономической обстановке организация входит в глубокий кризис. В этом случае причинами,скорее всего, могут быть внутренние факторыразвития.
К проблеме возникновения кризисовв организации следует подходить с системных позиций. Любаяорганизация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанныхэлементов, частей, компонентов и пр. При этом развитие организации, даже приее количественном росте, не изменяет общих характеристик еецелостности, если, конечно, не происходит ее разрушения.
Чтобы иметь возможность своевременнозапускать программы антикризисногоуправления, необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.
1.2. Симптомы и факторы кризисов.
Симптомы проявляются в показателях и,что очень важно, в тенденцияхих изменения, отражающих функционирование и развитие организации.Так, анализ показателей производительности труда, эффективностидеятельности, фондоотдачи, энерговооруженности производства,финансового состояния или таких, как текучесть персонала, дисциплина,удовлетворенность трудом, конфликтность и др., могут характеризоватьположение производственной организации относительно наступлениякризиса.
При этом величина и динамикапоказателей могут оцениваться и относительно установленной рекомендуемойвеличины (допуски изменений), и относительно их значений впоследовательные промежутки времени.
Симптомом кризисного развития может быть, например, несоответствиепоказателей закономерным соотношениям либо резкие снижения показателей вопределенные временные интервалы. Однако невсегда симптомы ухудшения состояния организации приводят к ее кризису. Симптом — это только внешнеепроявление начала «болезни» организации, но к самой «болезни» — кризисуприводят причины его возникновения.Именно причины лежат в основе возникновениясимптомов, а потом и факторов, свидетельствующих о наступлении кризиса.
Система в процессе своейжизнедеятельности может находиться либо в устойчивом, либо внеустойчивом состоянии.
Различаютстатическую и динамическую устойчивость.
Факторы, влияющие на устойчивостьсистемы, могут быть внешними и внутренними. Если устойчивость восновном диктуется внешними факторами, то ее принято называтьвнешней, если внутренними факторами, то внутренней.
В условиях централизованногоуправления экономикой устойчивость производственно-экономическихструктур достигалась, как правило, за счет воздействия внешнихуправляющих решений, т. е. любые или почти любые дестабилизационныепроцессы гасились извне. Причем механизмы приведения системы встабильное или квазистабильное состояние могли быть самымиразными: это и дополнительная экономическая поддержка, изамена директора, и корректировка планов, и административнаяреорганизация производства, и др. В этом случае устойчивостьдеятельности организации достигалась управлением извне,и кризис не наступал.
Это не значит, что проблема устойчивостине существовала. Она просто перемещалась на отраслевой,региональный и государственный уровни и всегда решалась сверху.
Все производимые ранее реформы касалисьпрежде всего более высоких уровней, т. е. государственных(региональных) и отраслевых. Достаточно привести факты организациисовнархозов, укрупнения (разукрупнения) министерств, внедрениягенеральных схем управления. В настоящее время в условиях конкуренции проблемаустойчивости организации стоит перед каждой организацией.
Для того чтобы распознатькризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы,определить факторы, свидетельствующие о возможности наступлениякризиса, и выявить его причины. Средствами обнаружения возможностинаступления кризисной ситуации в организации служат интуиция иопыт, анализ и диагностика состояния. Их следует применять на всехэтапах существования организации, ибо возможна ситуация, прикоторой она может войти в глубокий кризис на пике своего развития илипри весьма благоприятной внешней экономической обстановке.
ГЛАВА 2. Последствия кризисов и антикризисные меры.
При наступлении кризисныхситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, атакже владеть системой управления для осуществления деятельностиорганизации в условиях наступившего кризиса.
Результатынаступившего кризиса могут быть различными.
Правильно организованныйменеджмент может ослабить влияние кризиса и добитьсявосстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения.Может произойти обновление организации при сохранении собственников ируководителей или реструктуризация организации (слияние,разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис можетпривести к полной ликвидации организации или к сменесобственника и перестройке процесса функционирования организации.
Однако следует иметь в виду,что кризис в организации не обязательно приводит к негативнымпоследствиям.
Возможные последствия наступления кризисногосостояния организации:
1. Позитивные:
— Ослабление кризиса;
— Финансовое;
— оздоровление органиэвации (преодоление кризисного состояния);
— Сохранение организации как юридическоголица;
— Реструктуризация(преобразование) организации.
2. Негативные:
— Усиление кризиса
— Переход к новому кризису
— Ликвидация организации (распродажа имущества организации]
— Смена собственника
Важную рол в деле разрешения кризисныхситуаций в организациях должно взять насебя государство.
В России государственныморганом, проводящим политику антикризисного регулирования,является Федеральная служба по финансовому оздоровлению(ФСФО). Эта служба должна выполнять следующие основные функции:
— проводить анализ финансового состояния организаций, имеющихпризнаки несостоятельности, подготавливать рекомендации
по их устранению;
— формировать положения и критерии оценки платежеспособностиорганизаций;
-учитыватьнеплатежеспособные организации вспециальном
реестре;
— выступать представителем собственника государственного предприятия,участвовать в проведении процедур банкротства организаций,предусмотренных законом;
— анализировать деятельность арбитражных управляющих и рассматриватьжалобы на их действия;
— проводить анализ деятельности саморегулируемых организаций арбитражныхуправляющих.
Многие предприятия России находятся втой или иной стадии кризисного финансового состояния, это в первую очередьсвязано с тем, что экономика страны пока еще только выходит из системного экономическогокризиса.
В любой организации естьопасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко ненаблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной,финансовой, инвестиционной сферах) всегда связана с рисками(предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т.п.). Это определяется тем, что организация существует всоциально-экономической системе, которая развивается циклично,по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интересыобщества, техника и технология, появляются новые продукты.
Исходя из этого проявление кризисных ситуацийв организации требует принятия руководством (собственниками)радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случаеорганизацию ждет ликвидация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результатепроведенного исследования были выполненыпоставленные цели контрольной работы.
Былирассмотрены этапы возникновения кризисов: причины, симптомы, факторы.
Кризисы могутиметь как отрицательное, так и положительное значение для организации. Но несмотряна это всегда должны быть в запасе резервы для борьбы с отрицательнымипоследствиями кризисов.
А также выявлено, что в основе антикризисногоуправления должнолежать управление на базе постоянного мониторингадеятельности организациис целью своевременного диагностирования причин ухудшения финансового состояния иопределения путей его восстановления, обеспечения существующей рентабельности деятельности, а такжеэкономического роста и развития организации. Для этого в любой организации нужен менеджер, основнаяфункция которого — обеспечитьжизнедеятельность организации, устранять влияние и внутренние «помехи», принимать нетрадиционные решения, т. е.осуществлятьантикризисное управление.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Баринов В.А. Антикризисноеуправление: учебник для вузов. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 264 с.
2. Грязнова А.Г. Антикризисныйменеджмент. Учебник. – М.: Тандем, ЭКМОС, — 2000. – 292 с.
3. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е.Антикризисное управление: учебник – 3-е издание, исп. И доп. – М.: Омега-Л,2006. – 356 с.
4. Коротков Э.М. Антикризисноеуправление: учебник.- М.: ИНФРА- М, 2001. – 324 с.
5. Родионова Н.В. Антикризисныйменеджмент: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 223 с.