Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему: «Формы привлечения имущества»
Выполнила:
Студентка 1 курса
ФакультетаУправления
Группы МН-11
Шевченко Елена
Научный руководитель:
Донец Н.Ю.
Майкоп
2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Акционирование, лизинг, франчайзинг
1.1. Понятие,этапы развития, механизм и элементы акционирования, формирование составаакционеров и управление акционерным обществом……………………………………………………………..4
1.2. Понятиеи виды лизинга…………………………………………….11
1.3. Сущность, виды,преимущества франчайзинга……………………15
Глава 2. Анализ приобретения оборудованияпредприятием.
2.1 Анализприобретения оборудования машиностроительным
предприятием в условиях лизинга……………………………………22
2.2. Расчет лизинговых платежей на примереоборудования корпорации
«Триол»………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни появился новый термин«лизинг». Под термином лизинг понимается долгосрочная аренда оборудования,машин, сооружений производственного назначения. В настоящее время лизингполучил широкое распространение по всему миру, как перспективный способфинансирования предприятий. Это относится к таким странам, как США, Япония,Англия, Испания и другие. Тяжелое положение наших предприятий не позволяетвкладывать значительных средств в свое дальнейшее развитие. Лизинг в данномслучае, позволяет несколько улучшить материальное положение.
В нашей стране в настоящее времяфункционирует более 30 тысяч акционерных обществ. Исследование акционированиякак экономического явления, как механизма создания и функционированияакционерных обществ, практической реализации его принципов и закономерностей встранах с разным уровнем развития рыночных отношений представляется интереснымкак с позиций науки, так и практики.
Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался каксредство обеспечения потребностейобщества в различных услугах. Франчайзинг создает 13 % национального богатства в валовом национальном продукте — это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Как работодатель франчайзинг представляетсвыше 7 миллионов рабочих мест, причемочень много из них для неквалифицированных рабочих, которые не имели другой возможности найти работу.
Глава 1. Акционирование, лизинг, франчайзинг
1.1. Понятие, этапы развития, механизм иэлементы акционирования, формирование состава акционеров и управлениеакционерным обществом
Понятиеакционирования
Это,прежде всего, организационно-экономический и правовой механизм создания ифункционирования особой формы организаций — акционерных обществ. Этот механизм,его принципы, методы, способы и приемы действуют не только при создании, но и впроцессе всего периода функционирования акционерного общества.
Этапы развития акционирования.
Акционирование прошло огромный путь развития,постепенно пополняясь новыми элементами и способами организационного,экономического и правового характера.
Древний Рим
1. Зачатки акционерных товариществ в “заморской”торговле
2. Учредитель дела — “патрон”, участники в деле
3. Форма участия — кредитование деятельности
4. Распределение прибыли “патроном”пропорционально доле участия
5. Срок действия товарищества определяетсяхарактером деятельности (например, 1 рейс)
ХII-XIII вв.
1.Предварительное определение и объявление участникам размера капитала,необходимого для ведения дела
2. Деление капитала на части с объявлениемколичества и размера частей
3. Оплата доли участия
4. Управление общим собранием товарищей
5. Куксы — прообраз акций
6. Покупка и продажа куксов
7. Зарождение биржи по продаже и покупке куксов
8. Отчетность “патрона” на собрании о состояниидел предприятия
XVI-XVIIвв.
1. Главный объект отношений — капитал
2. Личность учредителя перестала играть серьезноезначение
3. Появление понятия дивидендов
4. Правила выборов директора акционерногообщества
5. Ограничение величины вклада для одногоучастника
6. Введение терминов “акция”, “акционер”
7. Узаконена торговля акциями
8. Дальнейшая демократизация управления.Периодический созыв собрания акционеров
9. Назначение ревизионной комиссии
ХVIII-XIX вв.
1. Условия членства в акционерной компании
2. Права акционеров
3. Порядок участия в общем собрании акционеров
4. Порядок избрания директора АО
5. Законодательные акты о формировании АО
6. Контрольный пакет акций
7. Различие между имущественными правамиакционеров и общества
ХХ в.
1. Формирование корпораций
2. Механизм корпоративного управления АО
3. Концепции управления с ориентацией наинсайдеров, аутсайдеров, менеджеров
4. Развитие рынка ценных бумаг
5. Подбор состава акционеров
6. Совет директоров АО
7. Правление акционерного общества
8. Комитеты и комиссии по функциям и проблемам
9. Смешанные государственно-частные АО
10. Органы представительства интересов мелкихдержателей акций (консультативный комитет акционеров и др.)
Механизмакционирования и его элементы.
Акционированиеможно определить как организационно-экономический и правовой механизмобъединения финансовых и имущественных средств многих физических и юридическихлиц для создания и функционирования объекта деятельности, целью которойявляется получение доходов, обеспечивающих удовлетворение интересов акционерови постоянное развитие компании.
Из этого определения следует, что главнымэлементом механизма является аккумуляция средств многих лиц и превращение их вкапитал путем организации предприятия в какой-то сфере деятельности.
Перваяособенность акционирования заключается в том, что частные вклады объединяются водин общий ассоциированный капитал — уставный фонд акционерного общества. Такимобразом, субъектом акционерного предприятия становится не единоличныйсобственник, а собственник комбинированный, ассоциированный:происходит объединение отдельных владельцев капитала в ассоциацию.
Вторая особенность состоит в том, чтополучаемые вкладчиком акции, представляющие собой свидетельства о вложенииопределенной доли капитала или средств в акционерное общество, дают права напользование некоторой частью его прибыли в виде дивиденда и на участие вуправлении делами акционерного общества, а также на часть имущества,оставшегося после его ликвидации.
Третьей особенность — объединение средствпутем акционирования. Состоит в том, что оно не связывается с непосредственнымучастием лиц в сферах деятельности АО, что позволяет привлекать средства июридических лиц, и широкихслоев населения.
Четвертая особенность объединения средствакционеров заключается в том, что аккумулированные вложения превращаются как быв два параллельно существующих капитала: действительный и фиктивный. Первый — акционерный капитал, вложенный в имущество предприятий, — действительныйкапитал. Второй, представленный акциями, — фиктивный капитал. С первым связандоход от деятельности акционерного общества. Со вторым — доход отдельныхакционеров по акциям, им принадлежащим.
Следующий элемент механизма акционирования– мотивационный механизм. Он представляет собой мотивы объединения средствакционеров.
Механизм мотивации вкладов отдельных лиц вкапитал акционерного общества складывался постепенно. Основной принцип его былзаложен при зарождении акционирования, когда доли вкладов, число акционеровопределялось “учредителем”, а доходы от деятельности распределялись поусмотрению того же “учредителя”. Позже доход распределялся пропорциональнодолям вклада в капитал.
Доходность акций определяет возможностинакопления капитала, получения инвестиций, обеспечивающих дальнейшее развитиеАО, конкурентную борьбу на рынках, переход в более сложные корпоративныеобразования. В то же время развитие общества требует капитализации прибыли вновую технологию, приобретение оборудования, оборотных средств.
Распределение чистой прибыли, полученнойот деятельности АО, на дивидендную часть и прибыль, капитализируемую впроизводство, утверждается на общем собрании акционеров. Возобладание личныхинтересов акционеров при рассмотрении этого вопроса может затормозить развитиеобщества и привести его к угасанию.
АО в процессе функционирования проходитфазы становления, расцвета, угасания. На первой стадии происходит формированиеАО. Для привлечения средств в качестве основного мотивационного фактора на этойстадии выступает условие: отношение объявленного дивиденда к стоимости акциидолжно быть не ниже ставок на банковские депозиты и доходов, получаемых нааналогичные по степени риска ценные бумаги. Вторым условием привлеченияявляется надежность вложений, минимальный риск, соотношение величин дохода ириска. Последующее развитие АО требуетбольших средств на осуществление инвестиционных проектов, которые могутвосполняться за счет капитализации прибыли, что способно значительно снизитьдоходы акционеров по акциям. Это, в свою очередь, скажется негативно накотировке акций АО на биржевом рынке и предприятие может не получитьнеобходимых средств для реализации инновационных проектов. Высокие дивидендыпривлекают интерес к акциям АО на рынках ценных бумаг, привлекают новыеинвестиции, являются гарантией при кредитовании АО и т.д. Все это воздействуетв конечном счете на доходность общества и на рыночную стоимость фирмы. Отсюдаважной слагаемой мотивационного элемента акционирования является сочетаниеинтересов акционеров и общества в целом. Достигается сочетаемость такимиспособами, которые позволяют выработать дивидендную политику, обеспечивающуювзаимную увязку этих интересов.
Формирование состава акционеров.
Дляформирования рационального состава акционеров механизм акционированиярасполагает различными способами и приемами. Назовем некоторые из них:
· выработка установок по ориентировочному составу акционеров дляразмещения акций;
· комбинации составов обыкновенных, привилегированных и других видовакций в эмиссионном пакете;
· выкуп эмитированных акций обществом с последующей ликвидацией их,если состав акционеров в результате продажи складывается нежелательным образом;
· установка фиксированных цен при продаже акций;
· продажа акций на конкурсной основе и др.
Таблица 1.2. Характеристика видовакций
Признак группировки акций по свойствам
Виды акций в группе
Характеристики акций, представляющие интересы для АО и инвесторов
Наличие прав и привилегий
1. Обыкновенные
1.1. Право участия в высшем органе управления
2. Привилегированные
2.1. Гарантии в получении дивидендов
2.2. Привилегии по выплатам стоимости акций при ликвидации АО
3. Гарантийные
3.1. Гарантия выплаты определенной части номи-нальной стоимости акции при ликвидации АО
Адресность акции
1. Именные
1.1. Указываются фамилия (физические лица), наименование организации (юридические лица)
2. Акции на предъявителя
2.1. Реквизиты владельцев не фиксируются
2.2. Акции могут быть проданы путем прямой передачи от продавца к покупателю
3. Винкулированные
Участие в управлении
1. Обыкновенные
1.1. Участие в общем собрании акционеров
1.2. Право голоса
2.Привилегированные
2.1. Участие в общем собрании по отдельным вопросам, в чрезвычайных ситуациях
В нашей стране регулирование составаакционеров осуществляло государство. Однако подход к решению этого вопроса былподчинен разделу собственности. На первом этапе приватизации в качестве группакционеров выделялись в основном работники предприятия и государство. На второмэтапе осуществлялась открытая продажа пакета акций, принадлежащего государству.Контроль государства этого акта осуществлялся в основном по крупнымпредприятиям. В процессе продажи акций использовались залоговые аукционы,конкурсы, выбирались лучшие инвестиционные программы.
Преследование государством в процессеакционирования главной цели, связанной с разделом имущества, не позволилорешить задачу по рациональному формированию состава акционеров.
Управление акционерным обществом.
Одна из основных функций акций заключаетсяв реализации права ее владельца на управление акционерным обществом, права наобсуждение и голосование при принятии важнейших решений на общем собранииакционеров. Право на участие в управлении обществом вкладчиков в акционерныйкапитал отличает эту форму организации предприятий от других.
Характерной чертой механизма управления АОявляется зависимость роли акционера (физического или юридического лица,государства) в воздействии на принимаемые управленческие решения от количестваприобретенных акций. Механизм управления АО эволюционировал. В настоящее времяон представлен сложной системой, включающей многоуровневую разветвленнуюструктуру управления, совокупность экономических методов, современнуютехнологию информационного обеспечения, правовые и законодательные акты,позволяющие регулировать взаимодействие АО с объектами внешней среды.
Можно, однако, выделить основныеособенности и тенденции, четко проявившиеся в последнее время в организацииуправления акционерными обществами. Это, прежде всего, с одной стороны — стремление АО закрепить за собой контрольный пакет акций. Отсюда практика созданиянародных предприятий, выпуск привилегированных акций, формирование акционерныхфондов наемных работников, скупка акций высшей администрацией предприятий и др.
С другой стороны — конкурентная борьбавызывает необходимость привлечения обществами крупных инвестиций для внедренияна предприятиях АО новых технологий, обеспечивающих высокое качество продукциии низкие издержки в производстве, сбыте и использовании продукции корпораций,для проведения мер по диверсификации обществ, освоения новых рынков итерриторий. А крупные инвесторы (банки, фонды, кредитные организации) в целяхснижения риска капиталовложений, обеспечения высоких доходов на вложенныйкапитал стремятся получить такой пакет акций, который позволил бы имконтролировать деятельность АО, воздействовать на выработку и принятие на общемсобрании акционеров стратегии АО. Эту возможность дает приобретениеконтрольного пакета акций.
1.2. Понятие и виды лизинга
Лизинг появился и стал бурно развиваться в50-х — начале 60-х годов в США. Какформа аренды оборудования и недвижимости идея лизинга далеко не нова, всельском хозяйстве аренда земли и средств производства известна очень давно.Аренда складов, машин и оборудования достаточно широко практиковались еще впрошлом веке. Во второй половине 20 века банки вместо денежных ссуд в отдельныхслучаях стали предоставлять клиентам в аренду машины и оборудование, такимобразом, старые арендные отношения перешли на новую экономическую платформу истали разновидностью банковских кредитов.
Наиболее специфическими,характерными причинами для фирм обращения к лизингу являются заинтересованностьтаких фирм — производителей новых видов продукции в ‘проталкивании’ этойпродукции на рынок, а с другой стороны — спрос на оборудование у маломощных в финансовом отношении предприятий.
Под лизингомпонимается сдача в аренду предметов длительного пользования: зданий, машин,самолетов, автомобилей, компьютеров.
Лизинг — это предоставление права напользование движимым или недвижимым имуществом путем передачи его во владениена определенный срок или неопределенное время за периодически выплачиваемуюкомпенсацию.
Лизингпредставляет собой, как правило, трехсторонний комплекс отношений, в которыхлизинговая компания по просьбе и указанию пользователя приобретает уизготовителя оборудование, которое затем сдает ему во временное пользование.
В состав комплекса входят два договора:
1. договор купли-продажи (между лизинговой компанией иизготовителем на приобретение оборудования, где изготовитель продавец, а лизинговаякомпания-получатель)
2. договор лизинга(между лизинговой компанией и пользователем, в силу которого первая передаетвторому во временное пользование оборудование, купленное у изготовителя специально для этой цели).
Существуют различные формы и виды лизинга.
По объекту сделкилизинг подразделяется на лизинг потребительских товаров длительного пользованияи лизинг инвестиционных товаров; арендаторами при лизинговой сделки могут бытькак частные лица, так и предприятия, арендодателями при лизинговой сделкахявляются промышленные предприятия, которые довольно часто имеют собственныелизинговые компании, специальные лизинговые компании, которые во многих случаяхпредставляют собой дочерние фирмы банков, а также ряд независимых от банков специальныхлизинговых институтов, особенно широко распространенных при финансовом лизинге.
По характеруразличают финансовый (капитальный) лизинг и операционный.
Финансовыйлизинг.
Финансовый лизингнапоминает покупку товара в рассрочку. Получатель (арендатор) обязуетсяпроизводить периодические платежи кредитному банку или лизинговой компании. Внекоторых случаях получатель по окончании срока договора может приобрестиоборудование в собственность, однако, в разных странах этот вопрос регулируетсянеодинаково. Арендное оборудование может быть оценено по существующей в данныймомент рыночной цене, таким образом, арендатор в течение срока договораоплачивает путем периодических выплат всю стоимость полученных активов, а вконце совершает единовременный платеж, равный остаточной стоимости активов, истановится их владельцем. Эти платежи выполняют роль платы за кредит(проценты)… Такой договор заключается в зависимости от активов на срок от 2-6лет до 10 лет, а иногда до 20 лет. Договор не может быть расторгнут до егоокончания. Службы технического обслуживания и ремонта разделены. Финансовыйлизинг также часто называется чистым лизингом с полной выплатой. Это связано стем, что в идеальном варианте арендодатель должен получить в течение базового срока всю сумму средств,вложенных в арендуемую собственность, а также издержки, связанные сфинансированием. Следовательно, выручка арендодателя составляет арендныевыплаты, оценочную стоимость налоговых льгот, а также плюс оценочная остаточнаястоимость активов к моменту истечения основного срока лизинга, либо остаточнаястоимость, гарантированная арендатором или третей стороной. Размеры выплат втечение основного срока договора должны покрыть расходы лизинговой компании поприобретению и установке оборудования и обеспечить проценты на вложенныйкапитал и прибыль.
Операционныйлизинг.
Операционныйлизинг, скорее всего, можно сравнить с ссудой, которая может быть аннулированав любой момент времени и позволяет арендатору кратковременно использоватьмашины и оборудование. Договор заключается на 3-5 лет и может быть расторгнутарендатором в любое время, благодаря чему арендатор может быстро перейти наболее совершенное оборудование. В отличие от финансового лизинга, где арендаторсам несет ответственность за получение оборудования, сам страхует оборудованиеили другое имущество, выплачивает налоги, амортизационные отчисления иремонтирует, при операционном лизинге эти обязанности лежат на арендодателе.
Существуеттакже лизинг с предоставлением всех услуг. Он выделяется некоторымиамериканскими авторами. В этом случае арендодатель выполняет ремонт,страхование и выплату налогов. Сделки же, при которых все эти обязанностичислятся за арендатором, они называют ‘‘чистым’’ лизингом.
Регулируемыйлизинг как сделка имеет следующую схему:
ссудополучательпередает оборудование арендатору, вкладывая незначительную часть своих средств,основная масса полученных им от Банка или (третьеголица). Третьим лицом обычно являются банки, промышленные компании, покупатели.
Лизинг можетфинансироваться как напрямую, так и косвенно, поэтому различают прямой икосвенный лизинг.
При прямомлизинге сделка финансируемся полностью ссудодателем, ссудополучатель заключаетспециальное соглашение с производителем оборудования. Ссудополучатель полностьюфинансирует поставляемое производителем оборудование потребителю, т.е.фактически покупает его и сдает в аренду. Операция довольно трудоемка и влечетзначительные расходы, окупается только при значительной массовости и хорошемзнании специфики условий рынка ссудодателем. Косвенный лизинг напоминаетпродажу товара в кредит. Ссудодатель финансирует покупку оборудования илигарантирует подпись получателя на векселе, предоставляет продавцу гарантийноеписьмо и управляет рентными платежами клиента. В цепь сделки включены четырелица: лизинговая компания непосредственно осуществляет лизинговую сделку; банкфинансирует сделку; промышленная компания передает оборудование потребителю;покупатель получает оборудование и совершает арендные платежи банку или лизинговойкомпании.
С точки зренияизготовителя лизинг является разновидностью продаж, с точки зрения арендатора —форма заемного финансирования, как альтернатива инвестиций, а для лизинговойкомпании — форма кредита.
Косвенный лизингшироко распространен в банковской среде, т.к. банк лишь финансирует лизинговуюкомпанию (70-90% оборудования), не приобретая объекта лизинга в своюсобственность.
Одним из видовлизинга является “продажа и релизинг”. В этом случае собственник оборудованияпри острой нужде в средствах продает свои активы с условием последующей сдачиему их в аренду. Этот вид лизинга позволяет увеличить капитал и сохранитьактивы. По окончании срока договора активы выкупаются арендатором.
Особыевиды лизинга.
Арендаавтотранспортных средств.
Лизинг автотранспортных средств стал важной и довольносвоеобразной областью арендных операций, который заслуживает определенноговнимания. Прежде всего, все более широкое предпочтение лизинга перед покупкой врассрочку как для частных лиц, так и для предприятий связано с низкимпервоначальным платежом, а равно как и ежемесячных взносов. При этом, однако,лицо, не использующее арендованный автомобиль для деловых целей, лишеновозможности вычитать из облагаемого налогом дохода сумму выплачиваемых процентов.Лизинг также выгоден для автомобильных дилеров, так как стимулирует желаниекупить автомобиль, а сам дилер может воспользоваться налоговым инвестиционнымкредитом и ускоренным начислением износа.
В случае лизингаавтотранспортных средств от арендатора обычно требуется гарантия (полная иличастичная) того, что по истечении срока аренды машина будет иметь определеннуюостаточную стоимость. Лизинг с такой гарантией называется лизингом открытоготипа, а без нее — закрытого типа.
Лизинговые (арендные)платежи исчисляются исходя из разницы между начальной и расчетной остаточнойстоимостью арендуемого объекта, а не из полной его стоимости. Во многих случаяхбанки участвуют в финансовом лизинге автотранспортных средств не каксамостоятельные арендодатели, а выдавая ссуду арендодателю под залогарендуемого имущества. Однако вследствие незначительного первоначального взносав лизинге размер ссужаемой суммы часто основан на стоимости автомобиля дляарендатора, а не его розничной цене.
1.3.Сущность, виды, преимущества франчайзинга.
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании.Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и каксоглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.
Вофранчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется «франчайзер». Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. «Франчайзи» — это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркойфранчайзера и, таким образом, получает возможность открывать новые предприятия схорошими видами на успех.
Существуют три основных вида франчайзинга:
Товарный франчайзинг. В США первые франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. ~ США такой способ ведениябизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ееторговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями,например, по производству автопокрышек. Если же товары иуслуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.
Производственныйфранчайзинг. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных илирегиональных разливочных иупаковочных заводов является франчайзи от основной компании. CocaCola, Pepsi и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным разливочным компаниям.
Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. При этом способе франчайзер продает лицензиючастным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера. В последние годыклассическая модель франчайзинга (рис. 2) изменилась в направлении обеспечения франчайзерадополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами. Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это