Реферат по предмету "Государство и право"


Правовые основы организации работы представительного органа местного самоуправления

/>Контрольная работа
по муниципальному праву
на тему:«Правовыеосновы организации работы
представительного органаместного самоуправления
(на примерах уставов,соответствующего регламента и других актов муниципальных образований)»
Санкт-Петербург
2004
Содержание
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. Структура представительного органаместного самоуправления… 5
2. Полномочия представительного органаместного самоуправления… 7
3. Порядок проведения заседанийпредставительного органа местного самоуправления… 9
4. Акты представительного органа местногосамоуправления… 12
5. Депутаты представительного органа местногосамоуправления… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 15
Список используемых источников… 16
/>/>ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление — это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решениенаселением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местноесамоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий,которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Однойиз таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Правовая основа местногосамоуправления представляет собой систему нормативных правовых актовобеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельностиместного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местногосамоуправления в Российской Федерации составляют:
Конституция РоссийскойФедерации, в частности ст.12, ст. 32, п «н» ч.1 ст.72, ст.130-133гл.8 «Местное самоуправление».
Федеральныйзакон РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральныйзакон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» Данный закон вступает всилу вступаетв силу, согласно ст. 83 (заисключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступленияв силу с 1 января 2006 года.
Другие федеральные законыкак тематические также могут регулировать те или иные стороны деятельностиместного самоуправления (в области образования, культуры, здравоохранения,жилого фонда, предпринимательства, защиты прав потребителей и т.д.), ихвзаимоотношений с государственными органами, хозяйствующими субъектами.
На федеральном уровнерегулирование вопросов местного самоуправления осуществляется и в другихнормативных актах — указах Президента Российской Федерации и постановленияхПравительства Российской Федерации.
Широкой компетенцией всфере местного самоуправления обладают субъекты Российской Федерации. Базовымиактами здесь являются их конституции и уставы. Существенная«нагрузка» приходится на законы субъектов Российской Федерации оместном самоуправлении. Структура законов субъектов Федерации в основномсовпадает со структурой Федерального закона, но в них, естественно, многиевопросы рассматриваются более подробно.
В республиках, краях,областях и др. принимаются и действуют законы о местных бюджетах, налогах исборах, о муниципальной службе, о разграничении государственной и муниципальнойсобственности, о выборах, о местном референдуме и т.д. Часто вводятся вдействие примерные положения, уставы, регламенты местных самоуправлений вгородах, селах, поселках, регионах, Положения о домовых (уличных) комитетах ит.д.
Все вышесказанноепозволяет сделать вывод о необходимости системного подхода к законодательномурегулированию местного самоуправления, а также об обязательном согласованииправовых актов между собой, что позволяет избегать их противоречия притолковании и применении.
В данной работе будутрассмотрены уставы и другие акты муниципальных образований, т.е. уровеньрегулирования отношений на местном уровне, а именно регулирование организацииработы представительного органа местного самоуправления.
Вработе в качестве теоретической и практической основы выступаютнормативно-правовые акты, учебная литература.
            В качестве примера будут рассмотрены уставы идругие акты муниципальных образований г. Санкт-Петербурга./>/>1. Структура представительного органа местногосамоуправления


            Согласно ст. 14 Закона Санкт-Петербурга «Оместном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997[1], представительным органом местного самоуправленияявляется муниципальный совет города, поселка, муниципального округа,состоящий из депутатов, избираемых населением муниципального образования,обладающим  избирательным правом, на основе всеобщего, прямого и равногоизбирательного права при тайном голосовании. Численный состав муниципальногосовета определяется уставом муниципального образования. Порядок организации ипроведения выборов депутатов муниципальных советов устанавливается закономСанкт-Петербурга. Это закон Санкт-Петербурга от 21.07.2003 № 384-56.
            Рассмотрим напримере конкретных уставов муниципальных образований организацию работыпредставительного органа местного самоуправления.
            Совет муниципального округа избирает изсвоего состава председателя Совета муниципального округа — главу муниципальногоокруга и заместителя председателя Совета, председателей постоянных комиссий, атакже иные органы и должностные лица.
            Депутаты Совета муниципального округа могутсоздавать постоянные и временные комиссии Совета муниципального округа, депутатскиегруппы, депутатские объединения в порядке, определяемом Регламентом заседанийСовета муниципального округа, утверждаемым Советом муниципального округа.[2]
         Некоторыеуставы содержат конкретные перечни создаваемых комиссий, например, Уставмуниципального образования муниципального округа № 50:
«ВМуниципальном совете создаются следующие постоянно действующие комиссии:
1) Пофинансам и муниципальной экономике
2) Попросвещению, физической культуре и спорту
3) Посоциальной защите, попечительству и связям с общественностью
4) Покультуре и средствам массовой информации
5) Поздравоохранению и экологии
6) Повопросам коммунального хозяйства
7) Поторговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию
8) Пообщественной безопасности».[3]
            Устав Муниципальногообразования муниципального округа № 59 в статье 16 конкретизируетколичественный состав Муниципального совета — 10 депутатов, избираемых поединому многомандатному избирательному округу, границы которого совпадают сграницами Муниципального образования.[4]
         Уставмуниципального образования муниципального округа № 54 уточняет срок избраниядепутатов — четыре года, если иное не установлено федеральным законом илизаконом Санкт-Петербурга.[5]
         УставМуниципального образования Муниципального округа № 13 описывает процедуруформирования органов Муниципального совета:
«Каждый депутат имеет право выдвинуть кандидатуры на должностьПредседателя Муниципального совета, его заместителя или СекретаряМуниципального совета из числа депутатов Муниципального совета, либо выдвинутьсвою кандидатуру.
После завершения процесса выдвижения кандидатур с учетомзаявленных самоотводов происходит процедура обсуждения кандидатур и формируетсясписок кандидатов для включения в бюллетень для тайного голосования.
Председатель Муниципального совета, его заместитель и СекретарьМуниципального совета избираются большинством депутатов Муниципального совета,присутствующих на момент голосования, при наличии не менее двух третей от числаизбранных депутатов».[6]
            Таким образом, структура муниципальногосовета, как правило, следующая:
            председатель Совета — глава муниципальногоокруга;
            заместитель председателя Совета;
            постоянные и временные комиссии;
            председатели постоянных комиссий;
            депутаты/>/>2. Полномочия представительного органа местногосамоуправления
 
            Определение круга полномочий, которое даетсяв уставах муниципальных образований, не должно противоречитьнормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В данном случае –Закону Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18июня 1997 г, ст. 15 которого устанавливает исключительную компетенциюмуниципального совета, а именно:
1) принятие нормативных правовых актов (постановлений) попредметам ведения муниципального образования, предусмотренным уставоммуниципального образования;
2) утверждение местногобюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов ипрограмм развития муниципального образования, утверждение отчетов об ихисполнении;
4) введение и отменаместных налогов и сборов, определение конкретных ставок и предоставление льготпо уплате налогов и сборов в соответствии с федеральными законами и законамиСанкт-Петербурга;
5) установление порядкауправления и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии сфедеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
6) контроль задеятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования;
7) принятие решения о проведении местного референдума.
            Обратимся к конкретным уставам муниципальныхобразований.
            Как правило, эти полномочия перечисляются вУставах, а затем следует перечень дополнительных полномочий. Каковы же они?Прежде всего они связаны с внесением изменений в Устав, контролем за егоисполнением; определением и избранием своего внутреннего состава и структуры;определением Регламента заседаний Совета; утверждением структурыисполнительного аппарата и заместителя главы администрации. Т.е. налицоорганизационно-распорядительные полномочия.
            К следующей группе полномочий относятсяполномочия в сфере финансов и бюджета —
«утверждение положений о порядке образования внебюджетных фондовмуниципального округа, образование целевых внебюджетных фондов, утверждение сметих расходов и контроль за использованием средств фонда;
определение направления использования средств бюджетамуниципального округа;
распоряжение свободными остатками средств бюджета муниципальногоокруга, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличенияпоступления доходов или уменьшения расходов;
утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном округев соответствии с законодательством;»[7]
Следующая группа полномочий связана садминистративно-хозяйственной деятельностью. Это могут быть в частности:
утверждение программ, порядка и условий приватизации объектовмуниципальной собственности;
установление тарифов на товары и услуги, производимые иоказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
утверждение правил размещения муниципального заказа и др.[8]
Также могут быть и иные полномочия. Например,
создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций, атакже принятие решений о их реорганизации и ликвидации;
определение в соответствии с законодательством порядкамежмуниципальных и международных связей муниципального образования;
обобщение инициатив и просьб жителей муниципального образования и
осуществлениеконтроля за их реализацией;[9]
Положение п. 2 ст. 49 Федерального закона РФ от 28 августа 1995года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» уставы муниципальных образований, как правило,воспроизводят в своих текстах, не конкретизируя.
Итак, полномочия представительного органа местного самоуправлениявытекают из положений федеральных законов, законов субъектов, и закрепляются вуставах, конкретизируясь. В основном, это вопросы местной жизни: бюджет,налоги, хозяйственная деятельность, а также регулирование организационныхвопросов самого представительного органа./>/>3. Порядок проведения заседаний представительного органаместного самоуправления
Во-первых, уставы устанавливают численность Совета муниципальногообразования, при котором он является правомочен — не менее двух третей отустановленного Уставом численного состава Совета муниципального округа. Данноеположение вытекает из требования п. 1 ст. 16 Устава Санкт-Петербурга.
Во-вторых, регламентируется порядок начала работы совета новогосозыва. Совет нового созыва собирается не позднее, чем на 10 день послеофициального опубликования результатов очередных выборов депутатов Советамуниципального округа нового созыва.
Первое заседание Совета нового созыва открывает председательСовета муниципального округа, избранный из депутатов Совета предыдущего созыва.Первое заседание Совета первого созыва открывает старейший по возрасту депутатСовета.
Со дня начала работы Совета нового созыва (первого заседания)прекращаются полномочия Совета предыдущего созыва.[10]
В-третьих, устанавливается процедура заседаний муниципальногосовета.
Заседания Совета созываются и проводятся председателем Совета всоответствии с регламентом Совета. Обычно не реже раза в месяц.
Заседания Совета являются открытыми. Совет в порядке,установленном регламентом, может принять решение о проведении закрытогозаседания или закрытого рассмотрения вопросов повестки дня. Закрытые заседанияили закрытое рассмотрение отдельных вопросов повестки дня проводятся в порядке,установленном Регламентом Совета.
Срок оповещения, форма созыва и порядок ведения дел Совета припроведении очередных заседаний определяются Регламентом заседаний Совета,утверждаемым Советом муниципального округа.
В-четвертых, определяется порядок принятия решений советамуниципального округа. Как правило, решения принимаются большинством депутатов,присутствующих на заседании на момент голосования.
А решения по вопросам, предусмотренным отдельными пунктами перечнявопросов совета и так называемыми «персональными» вопросами — двумя третямидепутатов, присутствующих на заседании на момент голосования. К вопросам, длякоторых требуется кворум в две трети депутатов, например, Устав  муниципальногообразования муниципального округа № 54 относит следующие:
·    утверждениеместного бюджета и отчета о его исполнении;
·    введениеи отмена местных налогов и сборов, определение конкретных ставок ипредоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с федеральнымизаконами и законами Санкт-Петербурга;
·    установлениепорядка управления и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии сфедеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
·    принятиерешения о проведении местного референдума;
·    принятиерешений об отчуждении недвижимых объектов муниципальной собственности,изменении их целевого назначения, сдачи их в долгосрочную аренду;[11]
Как видно, это наиболее важные вопросы жизнедеятельностимуниципального образования, для принятия которых недостаточно простогобольшинства депутатов.
Причем, если первые четыре вопроса прямо названы в УставеСанкт-Петербурга, как в обязательном порядке требующие кворума[12], то иные – это прерогативапредставительного органа местного самоуправления. Так, Устав  муниципальногообразования муниципального округа № 59  в качестве иных обозначил принятиеУстава Муниципального образования, внесение в него изменений[13], а Устав муниципального образованиямуниципального округа № 34 — утверждение программы приватизациимуниципальной собственности и утверждение реестра объектов муниципальнойсобственности, не подлежащих отчуждению.[14]
Принятие решений Советом производится открытым поименным, а поперсональным вопросам — тайным голосованием в коллегиальном порядке.
 />/>4. Акты представительного органа местного самоуправления
 
Принимаемые по вопросам его компетенции акты совета муниципальногоокруга именуются постановлениями.
Издаваемые же председателем совета муниципального округа повопросам внутренней деятельности акты называются приказами.
Если постановления Совета муниципального округа затрагивают права,свободы и обязанности человека и гражданина, то они вступают в силу через 10дней после их официального опубликования, если в самом постановлении неустановлено иное.[15]
   Иногда в уставах конкретизируется процедура принятияпостановлений на предмет необходимого численного состава депутатов,необходимого для их принятия. Например, ст. 31 Устава муниципальногообразования муниципального округа № 50" уточняет:
«2. Постановления по вопросам, предусмотренным подпунктами 2, 4, 5и 7 пункта 1 статьи 29 настоящего Устава, принимаются не менее чем двумятретями депутатов Муниципального совета, присутствующих на момент голосования,при наличии не менее двух третей от установленного настоящим Уставом числадепутатов.
Постановления Муниципального Совета по остальным вопросам,входящим в его компетенцию, принимаются большинством депутатов, присутствующихна заседании на момент голосования при наличии не менее двух третей от числаизбранных депутатов.
3. Принятие постановлений производится открытым поименным, а поперсональным вопросам — тайным голосованием.
4.Постановления Муниципального совета вступают в силу через 10 дней после ихофициального опубликования, если в самом постановлении не указано иное».[16]/>/>5. Депутаты представительного органа местногосамоуправления
 
Уставоммуниципального образования определяется прежде всего количество и срок избраниядепутатов. По Уставу Санкт-Петербурга, срок полномочий не может быть меньше 2-хлет.[17]Это срок обычно и закрепляют в своих уставах муниципальные образования. Хотя,например, «Устав Муниципального образования муниципального округа № 59» установилсрок в четыре года.[18]
Полномочиядепутата Совета муниципального округа начинаются со дня его избрания ипрекращаются в день начала работы вновь избранного Совета муниципальногоокруга, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов.
Основаниядля отзыва депутата могут быть следующие:
     неоднократныйпропуск без уважительных причин заседаний муниципального совета и (или)заседаний постоянных комиссий и иных органов муниципального совета в течениеодного года;
     неоднократноев течение одного года нарушение депутатом муниципального совета уставамуниципального образования, соответствующих законодательству решениймуниципального совета и (или) решений местного референдума соответствующегомуниципального образования;
вступлениев законную силу в отношении депутата муниципального совета обвинительногоприговора суда.[19]
Порядокотзыва депутата муниципального совета устанавливается уставом муниципальногообразования. Обычно эта процедура –следующая.
ДепутатСовета муниципального округа может быть отозван только по инициативе гражданмуниципального округа и Совета муниципального округа.
Решениео назначении голосования по отзыву депутата Муниципального Совета принимаетсяМуниципальным Советом по требованию граждан в количестве не менее 25 процентовот числа избирателей округа, в котором депутат был избран. Решение о назначенииголосования по отзыву депутата Муниципального Совета по инициативеМуниципального Совета принимается двумя третями депутатов, присутствующих намомент голосования, при наличии не менее двух третей от числа избранныхдепутатов.
Голосованиепо отзыву депутата Муниципального Совета производится в порядке, установленномдля проведения местного референдума.[20]
ДепутатМуниципального совета не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью,кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.
/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев краткоправовые основы организации работы представительного органа местногосамоуправления на федеральном и региональном, и, затронув более подробнорегулирование в этой области на местном уровне (на примере уставовмуниципальных образований г. Санкт-Петербурга) можно сделать выводы:
В настоящее времядействует достаточно четкая иерархия нормативно-правовых актов, регулирующихвопросы местного самоуправления – от Конституции Российской Федерации до актовместных органов. Главный здесь вопрос – соответствие актов более низшего уровнявысшему. Рассмотрев некоторые уставы муниципальных образований г.Санкт-Петербурга, как представляется, они соответствуют федеральномузаконодательству и законодательству Санкт-Петербургу, прежде всего Уставу г.Санкт-Петербурга.
Представительным органомместного самоуправления в г. Санкт-Петербурге является совет муниципальногоокруга, состоящий из депутатов, избираемых населением муниципальногообразования, обладающим  избирательным правом, на основе всеобщего, прямого иравного избирательного права при тайном голосовании. Численный составмуниципального совета определяется уставом муниципального образования.
Вструктуру совета входит председатель — глава муниципального округа изаместитель председателя Совета, председатели постоянных комиссий, создаваемыхдепутатами, а также иные органы и должностные лица. К полномочиям советаотносятся составляющие исключительную компетенцию муниципального совета идополнительные, определяемые каждым муниципальным советом самостоятельно.Порядок проведения заседаний совета также регулируется уставами. Принимаемые по вопросам его компетенции акты советамуниципального округа именуются постановлениями.
В заключение хочетсяотметить, что с принятием и вступлением в силу нового закона о местномсамоуправлении, регулирование муниципальных правоотношений будет толькосовершенствоваться.Список использованных источников
Нормативные акты:
1.  Федеральныйзакон РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» С последующими изменениями.//Собрание законодательстваРоссийской Федерации от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506.
2.  ЗаконСанкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997.С последующими изменениями.// Вестник Законодательного СобранияСанкт-Петербурга, 31 июля 1997 г., № 7-8, стр. 3-24.
3.   «Устав Муниципальногообразования Невская застава» (утв. постановлением Совета муниципальногоокруга № 49 г. Санкт-Петербурга от 16 апреля 1998 г.) Текст документаофициально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
4.   «Устав муниципальногообразования муниципального округа № 50» (Принят решением МуниципальногоСовета муниципального округа № 50) Текст документа официально опубликован небыл. Взят с использованием системы «Гарант»
5.   Устав Муниципального образованиямуниципального округа № 59" (Принят Постановлением Муниципального СоветаМуниципального образования, расположенного в Муниципальном округе городаСанкт-Петербурга 19 мая 1998 г. Протокол № 9) .) Текст документа официальноопубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
6.   «Уставмуниципального образования муниципального округа № 54» (принятМуниципальным советом Муниципального округа № 54 постановление от 22 апреля1998 г. № 9). Текстдокумента официально опубликован не был. Взят с использованием системы«Гарант».
7.   Устав Муниципального образованияМуниципального округа № 13 (принят постановлением Муниципального советаМуниципального округа № 13 от 8 июля 1998 г. № 13) Текст документа официальноопубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
8.   «Устав муниципальногообразования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга» (Принят решениемМуниципального Совета муниципального образования муниципального округа № 28Санкт-Петербурга, протокол № 5 от 19 марта 1998 г.) Текст документа официальноопубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
9.   «Устав муниципального образованиямуниципального округа № 34» (Принят Постановлением Муниципального СоветаМуниципального округа № 34 24 февраля 1998 года) Текст документа официальноопубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Учебная литература:
10.           ЗамотаевА. Местное самоуправление как элемент государственного устройства//Российскаяюстиция. 1996. № 6.
11.           Постатейныйкомментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации»/Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.:Изд-во «НОРМА», 1996.
12.           ПылинВ.В. Основы местного самоуправления. Учеб. пос. — СПб., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Логистический менеджмент в системе менеджмента фирмы
Реферат Эволюция любовной лирики XVIII века
Реферат Взаимодействие хлорида неодима (III) с метагерманатом калия в этаноле
Реферат Социально-психологические факторы и их влияние на прфессиональную деятельность муниципальных служащих
Реферат Теневая экономика в современном мире
Реферат Untitled Essay Research Paper I was once
Реферат Адрес: г. Ростов-на-Дону
Реферат Особенности газо-пылевых образований в верхней атмосфере, связанных с выбросами продуктов сгорания ракетных двигателей
Реферат «искусство как средство эстетического воспитания младших школьников»
Реферат «Особенности смешанного и раздельного обучения школьников»
Реферат Общие положения предварительной проверки показаний
Реферат Platinum Essay Research Paper Platinum symbol Pt
Реферат Обременение права собственности
Реферат Replacement Of Main Aircraft Batteries In The
Реферат Методы прогнозирования основанные на нейронных сетях