Московский автомобильно-дорожный институт
(Государственный технический университет)
Доклад на тему:
«Типология управленческого персонала».
По дисциплине « Управление персоналом ».
Выполнил:
Студент группы № ______
Работа Богдана
(Включите просмотр скрытого текста: Сервис – Параметры – Вид :
— Знаки форматирования – Скрытый Текст)
По всем вопросам связанным с курсовыми в МАДИ (экономического факультета) обращайтесь _ Email: tbd@ostrov.net — для Богдана.
Проверил:
___________________________________
МОСКВА 2002г.
Типологияуправленческого персонала :
ПЛАН:
I) Человек как объект управления (введение); 3
II) Типология управленческого персонала : 4
Ø 1) Автократическийменеджмент; 4
Ø 2) Патерналистскийменеджмент; 4
Ø 3) Бюрократическийменеджмент; 5
Ø 4) Обороняющийменеджмент; 6
Ø 5) Специализированныйменеджмент; 6
Ø 6) Системныйменеджмент; 7
Ø 7) Социалистическийменеджмент. 7
III) Практика материальногостимулирования при управлении наиболее талантливыми работниками; 8
IV) Литература. 11
I) Человек как объектуправления :
Разложим насоответствующие потребности и стимулы каждого человека, побуждающие его ктрудовой деятельности. Образ, видения работника как объекта управления определяетприменяемую систему управления человеческими ресурсами(ЧР) в организациях. Взападном менеджменте существует следующие подходы к модели человека:
1. «Человек экономический»: основным стимулом дляработы является высокий заработок. Совокупность работников организациирассматривается как однородная масса, без выделений специфики категорий.Материальные стимулы играют наиболее важную роль на уровне исполнителей. Дляруководителей и специалистов решающее значение приобретают другие мотивы.
2. «Человек потребляющий»: основные мотивы к труду– это стремление к самовыражению, статусу и власти. Недостаток такого подхода– в отсутствие конкретизации понятий и абстракции концепций.
3. «Человек иерархический»: для работников важнысвобода индивидуального выбора и самоопределение в социуме. Продвижение покарьерной лестнице создаёт иллюзию роста возможностей, хотя на самом делебольшая ответственность лишает человека свободы.
4. «Человекпрофессиональный»: основные стимулы – причастность к делам фирмы,признаний достижений работника, участие в принятии решений, стремление к расширению круга своей ответственности.
5. «Человеккорпоративный»: работники должны влиться в организационный механизм фирмы,нормы которой формируют поведение работника. Такая идеология характера дляяпонского менеджмента. Работодатель имеет дело не с рабочими руками, не сотдельными сотрудниками, а с человеком как частью организационного механизма,представляющего собой группу или организацию. Нормы этого механизма влияют наповедение человека.
II) Типология управленческого персонала :
Все современные менеджерыпризнают важность человеческого фактора в деятельности организации. Тем неменее, в практике управления существует очень большие и неоправданные различия,так как идеи о качестве персонала и роли управления человеческими ресурсамиунаследована ими от прежних менеджеров. Зарубежные исследования выделяют шестьтипов менеджеров (управляющих,руководителей), последовательно появляющихся в ходе технического иорганизационного развития промышленности и секторов экономики:
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
Ø
II.1)Автократический менеджмент :
Управляющиеавтократического склада не признавали необходимости в специальном управлениисвоими подчинёнными. Ключевым элементом управления была власть собственника, необременённая заботами о стимулировании и удовлетворении работников. Управлениесводилось к принудительному труду под угрозой увольнения в случае неподчинения.Философия этого управления состояла в том, что хозяин должен точно указатькаждому работнику, что от него требуется, не допуская инициативы подчинённых.По мнению зарубежных специалистов, автократический менеджмент стал основойпервых версий «научного управления», так как хорошо согласовывался сгосподствовавшей в то время «товарной или контрактной теорией труда» — трудможно покупать и продавать как любые материальные ресурсы. Отсюда ираспространённые представления о неограниченной занятости и расходуемостикадровых ресурсов. Преодоление этого стиля управления способствовала активнаяборьба рабочих за свои права и технический прогресс, поставивший проблемутрудовой мотивации как предоставление возможностей, а не страх голода.
II.2)Патерналистский менеджмент:
Постепенноавтократическому менеджеру пришло более благожелательное руководство, считавшеесвои организации чем-то вроде семей. «Послушные дети» получают «родительскиеподарки» — жильё от компании, страховки, пенсии и т.д., «плохие» — наказания,часто в виде увольнения. Этот патерналистский подход отчасти обязан своим появлениемросту активности профсоюзов после Первой мировой войны.
Разнообразныепатерналистские программы не привели к повышению производительности труда и непредотвратили создание профсоюзов. Более того, все компании, известные своимипатерналистскими схемами управления, впоследствии стали ареной острыхстолкновений между рабочими и руководством. Патернализм потерял популярность вСША и в других промышленно развитых странах, где рабочие предпочитают права,гарантированные контрактом или силой профсоюзов. Однако он ещё широко распространёнв развивающихся странах. В настоящее время их индустриально развитых странтолько Япония даёт пример расцвета патернализма в индустриальной системе.
II.3)Бюрократический менеджмент :
В начале ХХ в. возниклостремление заменить научным управлением сугубо индивидуализированный стильуправления менеджера-собственника, уподоблявшего работника машине. Существующаясистема зарплаты душила инициативу и не была связана с результатами. Началисьэксперименты с самыми разнообразными схемами стимулирования, разработкарациональных технологических инструментов и рабочих приёмов.
Достижения психологов вотборе рекрутов для военной службы, перенесенные в промышленность, позволилисоздать тесты-оценки личных качеств персонала. Интеграция усилий инженеров ипсихологов привела к тому, что облегчало подбор персонала.
Всё это создало основудля появления менеджера бюрократического типа. Первые попытки введениярациональных процедур найма сводились к регистрации, для чего и были впервыеорганизованы отделы кадров. Они составляли досье на всех членов организации синформацией о поступлении на работу, образовании, взысканиях, вели учётрабочего времени для начисления зарплаты, т.е. выполняли функции службуправления ЧР.
Постепенно осуществлялсяпереход от чистого документирования к формулированию и закреплениюсоответствующих стратегий и процедур в области управления. Так, были узаконеныставшие сегодня привыкшими правила равной оплаты за равную работу, равенствапри приёме в организацию. Кодификация этих правил свела к минимуму случайные идискриминационные действия.
Вбольшинстве компаний США и промышленно развитых странах Западной Европыдоминировала система управления производством с высокой степенью централизациивласти, директивным стилем управления (руководства), бюрократизмом, хорошо развитойсистемой вертикальных линейных связей и практическим отсутствием связей горизонтальных.В подобных условиях компании достаточно эффективно использовали профессиональныезнания и навыки своих работников.
Принятыесистемы стимулирования направлялись на поощрение действий подчинённых,отвечающих требованиям вышестоящего линейного руководителя. Поэтому работники,помышлявшие о карьере, практически всегда соглашались с мнением своего начальника,а все свои усилия направляли на лавирование между инстанциями. Тем самым вкомпаниях стимулировался образ мышления, тормозящий проявлениесамостоятельности, подавлялась инициатива, снижалась производительность трудауправленческих и инженерно-технических рабочих.
Отрицательныепоследствия этой системы управления и стимулирования: перегруженность высшихзвеньев управления текущими задачами, практическая безнаказанностьруководителей высшего ранга за допущенные ошибки, недоступность информации,взаимное недоверие между руководителями и подчинёнными, деформация систем оценкиперсонала и, как общий итог, плохой социально-психологический климат на предприятияхи в организациях, падение эффективности управления.
II.4)Обороняющий менеджмент :
В1930 — 1940-х гг. на отделы кадров быливозложены функции найма и увольнения, установление зарплаты и порядкапродвижения по службе. В центре их деятельности оказались отношения спрофсоюзами, проводившими активную политику. Осуществление мероприятий вобласти занятости компании также поручали отделам кадров. Всё что ограничивалосвободу деятельности линейных руководителей, «загоняло их в угол», ставило их воборонительною позицию, мешало свободе творчества, подавляло инициативу.
Внекоторых отношениях этот тип оборонительного управления наблюдается и внастоящее время – при растущем давлении со стороны правительства (особенно вформе законодательства в области занятости), женского давления и наступлениядискриминируемых меньшинств.
II.5) Специализированный менеджмент:
Постепенно сфера управления стала объектом растущей специализации.Исследования в области теории административного управления, индустриальной и социальнойпсихологии потрясли упрощённые основы научного управления. Эффективность сталаозначать нечто большее, чем подбор нужного человека на определенное рабочее место.Центр внимания сместился с индивидуальных характеристик работников на рольгрупп в формировании трудовых установок и понимания производительности, всопротивлении изменениям. Объектом изучения стали взаимодействия коллективов истилей управления. Всё это оторвались от главного дела фирмы – производства.
привело к появлению менеджера — специалиста. Методыуправления в отдельных областях были доведены до уровня высокого искусства, нов то же время отсутствовала интегрирующая схема управления. Не было полногоосознания системности и ситуационности управления. Менеджер-специалист гордилсясвоей технической виртуозностью и научным подходом, но возбуждал подозрения втом, что больше интересуется совершенствованием своей деятельности, а неэффективностью всей системы организации. Это относится и к отделам управленияперсонала, которые во многих случаях от главного дела фирмы – производства.
II.6) Системный менеджмент:
В США на развитие новой системы управления ЧР большоевоздействие оказала борьба работников за свои права и принятие следующихзаконов:
(1)
(2)
(3)
(4)
С другой стороны, стали появляться научные бихевиористскиетеории, доказывавшие, что ЧР можно и нужно «вкладывать» средства, таккак может принести значительные прибыли для компании.
В странах Западной Европы во второй половине 70-ч гг.изучение японского менеджмента и его сопоставление с американским и собственнымевропейским опытом способствовало пониманию сущности проблем и недостатков вобласти управления персоналом и отдельными сотрудниками. Социально — психологическиеосновы мотивации отдельного работника и соответствующие модели управленияповедением стали рассматриваться специалистами как наиболее важные источникиповышения эффективности всей системы управления производством. Особуюзначимость для решения производственных и коммерческих проблем компаний,действующих в таких новых и наукоёмких отраслях, как роботостроение,электроника, производство компьютеров, создание программного обеспечения длякомпьютеров, имеет мобилизация творческого потенциала работников. Работа слюдьми, совершенствование трудовых навыков, стиль руководства и взаимоотношений,учёт индивидуальных запросов подчинённых в таких организациях имеют, по мнениюспециалистов, большее значение, чем правильный выбор стратегий, структур исистем управления. Главное – это создание корпоративной культуры, умелое руководствоперсоналом, основанное на научных теориях социально -психологической мотивациилюдей.
II.7) Социалистический менеджмент:
Идеологическипереломленная форма управления ЧР (приоритет не эффективность организации, а,к примеру, воспитание масс) существовала и в СССР. Наряду с попытками внедренияразработанных на Западе методов управления ЧР, применялись методология ипрактика социального планирования и управления. По мнению многих отечественныхспециалистов, эта система значительно превосходит существующую за рубежомпрактику управления ЧР. Но для её применения в современных рыночных условиях требуетсязначительная корректировка, основанная не только на идеологических, ни и наболее оптимальных экономических и управленческих ориентация.
III)Практика материального стимулирования при
управлении наиболееталантливыми работниками :1
В основе эффективного управления человеческимиресурсами в современной рыночной обстановке лежит умело продуманная системастимулирования работников, которая часто бывает более важной чем сам методуправления ЧР установленный в данной организации.
— Какфирмы, специализирующиеся на оказании консультационных и посреднических услугв области финансов, бухгалтерского учёта, организации контроль и ревизий, привлекаюти удерживают наиболее талантливых сотрудников?
— Достаточно ли солидной репутации фирмы или талантливые специалисты могутпрельститься более высокооплачиваемой должностью на какой-нибудь венчурной фирме?
— Чтоправильнее: установить жёсткую систему оплаты труда или платить дополнительноза каждый сверхурочный час?
— Наконец, что нужно сделать для того, чтобы обеспечить быструю адоптацию к особымусловиям, характерной для данной фирмы, каждого их новичков?
Пытаясь,вышеперечисленные вопросы, крупнейшая американская частная аудиторская фирма«Прайс Уотерхауз» ввела в 1987 г. новую систему оплаты труда, отменяющую всякиедоплаты за сверхурочные работы и вводящую взамен значительные прибавкижалования. Только подготовка перехода на новую систему заняла более года.
— Почему руководство компании сочло необходимо пойти на такие затраты времени иресурсов, для чего вообще была нужна эта система?
В наиболее концентрированном виде проблема работы свысококвалифицированными, талантливыми и, можно сказать, уникальнымиспециалистами стоит перед организациями, деятельность которых в целом можноотнести к консультационной.
Руководительслужбы работы с персоналом компании Ф. Бонсиньоре в своём интервью журналу “JournalofAccountancy” попыталсяответить на эти вопросы. По его мнению, главная причина в том. Что при старойсистеме компания теряла слишком много талантливых работников. Часть их нихуходила после нескольких лет работы, а часть – просто не доходила до порогафирмы по пути из колледжа или университета. Проблема усугубилась тем, чтоспособных специалистов в области бухучёта вообще слишком мало и конкуренция заних всегда весьма высока.
Длярешения данной проблемы руководство «Прайс Уотерхауз» разработало программу,включавшую четыре элемента. Основным разработчиком и исполнителем программыстал центральный отдел управления ЧР в Нью-Йорке. Активное участие в нейприняли руководители подразделений ЧР всех 11 региональных отделений фирмы. Программаподразумевала резкое изменение «кривой доходов» для более чем 6500 работников– специалистов по бухучёту, налогообложению и специальным «предпринимательским»услугам. Назовём указанные четыре элемента программы:
1)
2)
3)
4)
Повышениезарплаты включало среднюю величину ежегодных сверхурочных выплат и былоскорректировано на величину инфляции. Реальный прирост составил от 8 до 11 %.Само собой разумеется, что это средняя величина, а размер каждой конкретной зарплатызависит от индивидуальных достижений отдельного работника. Обязательный дополнительныйэлемент новой программы – специальные премии, выплачиваемые работникам всехуровней. Премии выплачиваются на основе индивидуальных оценок сотрудников:качества их работы, успехи в разрешении особо сложных задач.
Впервый год после введения программы, выдавалось особенно много премий: в переходный период нужно дополнительно создаватьположительную мотивацию. Наибольшую критику со стороны оппонентовпрограммы вызвала отмена дополнительной оплаты за сверхурочные часы работы. Вусловиях, когда хороших специалистов не хватает, считают противники программы,этот шаг может привести к тому, что всё большее число профессионалов будетуходить в финансовые отделы крупных корпораций, в инвестиционные банки.Многочисленные опросы показали, что профессионалы высокого класса считают нижесобственного достоинства торговаться из-за каждого лишнего часа работы. По ихмнению, хороший специалист должен успевать выполнять свою работу за обычныйрабочий день, а если не успел – то это его проблемы, и он сам приложит всесилы для того. Чтобы закончить начатое дело. Таким образом, вопрос оплатысверхурочных не играет такой уж важной роли, более привлекательным становитьсяповышение зарплаты в целом. Все партнёры – совладельцы фирмы отнеслись спониманием к необходимости значительных дополнительных затрат. Более того, всеони признают, расходы по увеличению заработной платы сотрудников – это лишьчасть общих затрат. В дальнейшем надо будет инвестировать значительныесредства в разработку и реализацию новой концепции развития фирмы, поиск новыхвидов оказываемых ею услуг, совершенствование внутриорганизационного климата.Часть средств, необходимых для покрытия расходов по увеличению зарплаты, будет полученаблагодаря повышению не 3% стоимости консультационных услуг «Прайс Уотерхауз» вобласти налогообложения и предпринимательского финансирования. Остальная частьсредств поступит из прибыли компании. Повышение стоимости услуг не должновызвать недовольства клиентов: оно должны понимать, что это приведёт кзначительному росту качества обслуживания.
Подводя итог, Бонсиньоненапомнил слова Дж. Нейсбита, автора бестселлера «Мегатренд»:
«В современноминформационном обществе человеческий капитал становится основнымстратегическим ресурсом компании, отнесся на второй план капитал ”долларовый”».
IV)ЛИТЕРАТУРА:
1) П.В. Журавлёв, Ю.Г. Одегов, Н. А. Волгин.
«Управление человеческими ресурсами», Москва: 2002 г.
2) П. В. Журавлёв, С. А.Карташов и др.
«Типология управленияперсоналом». Москва: Экзамен, 1999 г.
3) 1– Постатье: Liebtag B. / Compensation Curves // Journal of
Accountancy, Oct. 1987.