РЕФЕРАТ
на тему: «Социальная ответственностьроссийских компаний, на примере компании «Балтика»
Выполнила: студентка 5курса факультета «Социологии»
ИСИ (ИнститутСоциальной Инженерии),
Александрова М.А.
Москва, 2008
Содержание
1. Введение
2. Аспекты и условиясоциальной ответственности
2.1. Налоговые отчисления как гарантия социальнойответственности
2.2. Социально-ориентированная политика в отношениисотрудников
2.3. Развитие смежных отраслей промышленности
3. Проект «Балтика –России!», как пример расширенной программы социальной ответственности
3.1. Благотворительность
3.2. Спонсорство
3.3. Экологические проекты
4. Заключение
5. Использованная литература
1. Введение
Помере того, как на российском рынке появляются компании, нацеленные навзаимовыгодные отношения с окружающей социальной средой, принцип «минимизациииздержек любой ценой» уходит в прошлое. Вместо него всё чаще начинаетиспользоваться принцип «оптимизации издержек»[2], который предусматривает добросовестное выполнениекомпанией ряда обязательств перед государством и обществом. Необходимыерасходы, по сути, становятся инвестициями предприятия в социальную сферу, азначит, обеспечивают укрепление фундамента, на котором строится компания.
Этонехитрая схема, однако, лишь следуя ей? можно добиться успеха в долговременномпериоде и занять достойное место на рынке. Приведём несколько аргументов впользу вышесказанного. Во-первых, безудержная минимизация издержек можетпривести к снижению качества продукции, для поддержания которого требуютсязначительные средства. Во-вторых, неразумная экономия в ущерб природе ведёт ксерьёзным экологическим последствиям. Отсутствие необходимой материальной инематериальной мотивации сотрудников не позволяет рассчитывать на лояльность сих стороны и лишает компанию немалой доли её эффективности, а, кроме того, – устойчивости в кризисных ситуациях.
Минимумсоциальной ответственности, требуемый от каждого предприятия, закреплён вроссийском законодательстве. Это обязательные условия, соблюдение которыхпозволяет компании действовать на легальном основании. В то же время, каждаякомпания может вкладывать дополнительные средства в социальную сферу, если оназаинтересована в активном улучшении ситуации, в которой осуществляет своюдеятельность.
Теперьрассмотрим более подробно обязательный и дополнительный уровни проявлениясоциальной ответственности, перечислив конкретные примеры активности,составляющие каждый из уровней.
Минимум,предусмотренный законодательством:Уплата налогов Соблюдение трудового кодекса и создание нормальных условий труда Соблюдение законодательства об охране окружающей среды Контроль качества выпускаемой продукции В случае распространения алкогольных напитков и табачных изделий – соблюдение запрета на продажу данных товаров несовершеннолетним.
Дополнительныеактивности компании:Участие в социальных проектах локального и крупного масштаба Реализация социально-ориентированной политики в отношении сотрудников Организация экологических программ Благотворительность Дополнительные стандарты качества продукции, превышающие ГОСТ.
Далеенам предстоит рассмотреть программу социальной ответственности, реализуемуюкрупной и известной российской компанией. На примере пивоваренной компании«Балтика» будет показано, как подобная программа, расширенная дополнительными активностями, способствуетдостижению общих целей предприятия и общества, становится основой стабильногоразвития компании и региона, в котором она реализует свою деятельность.
2. Аспекты и условия социальной ответственностипредприятия
Можновыделить несколько основных аспектов социальной ответственности. Так, компания несётответственность:
Ø Передпотребителями – за высокое качество продукции
Ø Передсотрудниками – за достойные условия труда
Ø Передобществом – соблюдение его ценностей, норм и правил, а также добросовестноеведение бизнеса
Вполнеочевидно, что в условиях конкуренции, работа по каждому из этих пунктовявляется необходимым условием преуспевания современной организации. Первыйпункт наиболее очевиден: недостаток внимания к потребителю быстро приводит кснижению прибылей. Двум другим пунктам российские компании зачастую уделяютменьше внимания, и в этом их большая ошибка. Кратковременная эксплуатация ичастая смена кадров, нежелание или неумение поддерживать лояльностьсотрудников, свидетельствует о дилетантском подходе руководства, т.к. вкризисные моменты лишает организацию устойчивости и перспектив развития. Люди,не чувствующие связи с работодателем, уходят, как только появляется шансзарабатывать больше. Что же касается взаимоотношений с обществом в целом, онисущественно влияют на репутацию компании, следовательно, на доверие к ней.Доверие со стороны и партнёров, и потребителей, и сотрудников.
Компания«Балтика» реализует проекты, направленные на соблюдение интересов всехперечисленных сторон. Сообщения пресс-службы компании содержат подробнуюинформацию о многочисленных социально значимых мероприятиях, проведённыхкомпанией за последние несколько лет. Активно инвестировать в социальную сферуи реализовывать серьёзные программы можно лишь преуспевая. Этот принцип лёг воснову официальной позиции компании«Балтика».
2.1 Налоговые отчисления, как гарантия социальной ответственности
Выплатаналогов обеспечивает регулярные поступления в бюджет, и чем успешнеепредприятие, тем ощутимее его вклад как налогоплательщика. Дальнейшеераспределение и использование данных средств остаётся на усмотрениегосударственных структур. Некоторый автоматизм, присущий системе налогообложениячётко определяет, когда и в каком объёме должны поступить средства, асуществующие механизмы контроля отвечают за исполнение данной обязанности.Здесь не может быть полутонов и условностей. Поэтому каждое предприятие,действующее в рамках закона, выделяет определённые средства в бюджет, внезависимости от того, проводит она социально-ориентированную политику или нет.
Сноваобращаясь к примеру пивоваренной компании «Балтика», можно сказать, что втечение последних 10 лет предприятие является крупнейшим налогоплательщиком,формирующим значимую часть налоговых поступлений не только в Санкт-Петербурге, где находитсяштаб-квартира, но в ряде регионов по месту нахождения филиалов. Несколько летподряд компания удостаивается звания «Лучший налогоплательщикСанкт-Петербурга».
Сумманалоговых перечислений компании «Балтика» в бюджеты всех уровней и внебюджетныефонды ежегодно растёт. Только в 2007 году составила более 20 млрд руб., что на3 млрд рублей больше, чем в предыдущем 2006 году и на 6,7 млрд больше, чем в2005.
2.2 Социально-ориентированная политика в отношении сотрудников
Квалифицированныйи лояльный персонал – ключ к успеху и эффективности любого предприятия. Поэтомусегодня динамично развивающиеся компании в России и за рубежом вкладываютзначительные средства в развитие персонала, программы страхования, льготный отдых и медицинское обслуживание для работников иих семей. Причём каждой компании требуется свой оригинальный комплекс мер,который адекватно отвечал бы, с одной стороны, потребностям и миссииорганизации, с другой – ряду внешних факторов, таких как положениязаконодательства, локальная социально-экономическая обстановка, местныекультурные нормы и т.д.
Большуюроль в создании благоприятных условий для сотрудников играет продуманность иполнота социального пакета, который, при достойном уровне зарплат, способенобеспечить компании-работодателю преимущество на рынке труда. Социальный пакеткомпании «Балтика» предусматривает дополнительные льготы, компенсации ипреимущества сверх норм, установленных законодательством.
Виюле 2008 г. вштаб-квартире «Балтики» в Санкт-Петербурге был подписан коллективный договор –документ, призванный регулировать социально-трудовые отношения на предприятии.Инициатива заключения общего коллективного договора принадлежала СТК – Советутрудового коллектива — представительному органу, созданному по инициативесотрудников компании «Балтика» в прошлом году. Активное участие в обсуждениидокумента приняли также представители первичных профсоюзных организаций«Балтики». Основные положения коллективного договора «Балтики» касаются оплатытруда, трудовых отношений, рабочего времени и времени отдыха, условий и охранытруда. Вместе с тем, в коллективном договоре расширился перечень социальныхгарантий и льгот.
Так,сотрудникам «Балтики» предоставляются дополнительные компенсации и преимуществасверх установленных законодательством, среди которых:
·
(включая стоматологические услуги и возможность застраховать своих родственниковпо корпоративным ценам)
·
·
·
o
o
o
o
o
·
o
o
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Всефилиалы пивоваренной компании «Балтика» оснащены медицинскими кабинетами, гдекаждый сотрудник может сделать инъекции, назначенные врачами, получить первуюмедицинскую помощь. При приеме на работу компания проводит предварительныемедосмотры обязательно для всех сотрудников, а также плановые медосмотры — дляработников, занятых на производстве.
Компания арендует залы для занятий командными видами спорта. Сотрудники посещаютспортивный центр, оснащенный бассейнами, в Петербурге. Если же у региональногофилиала спортивного центра нет, то работнику положена частичная компенсация напосещение городских бассейнов. Во многих филиалах компании работают тренажерныезалы и сауны. Под Санкт-Петербургом расположен оздоровительный лагерь длясотрудников компании и их семей. Летом каждый сотрудник может отправить детей влагерь по льготным путевкам.
Таким образом, компания стремится кповышению мотивации персонала, созданию условий социальной защищенности,поддержанию стабильности и благоприятного психологического климата в коллективе,а так же поддерживает семьи сотрудников. Особое внимание здесь уделено решению вопроса о личном и семейномоздоровительном отдыхе.
Помимофинансовой и моральной поддержки, персонал нуждается в профессиональном росте и продвижении, так что компания, заинтересованнаяв повышении уровня своих специалистов, должна разрабатывать программыадаптации, обучения и ротациисотрудников на предприятии. Учитывая это, компания «Балтика» предлагает:
— развитие и приоритет впродвижении собственных сотрудников (выращивание талантов внутри компании),
— ротацию персонала в рамкахкомпании по всей России и карьерные возможности в Carlsberg,
— обучение персонала: программыразвития бизнес-навыков, тренинги командообразования, индивидуальные программы,повышение квалификации, программы обучения руководителей,
— планирование индивидуальнойкарьеры сотрудников.
Всё это способствует проявлениюличной инициативы и повышению потенциала сотрудника. Привлечение молодыхспециалистов и работа со студентами позволяет, с одной стороны, приобретатьновые квалифицированные кадры, с другой – помогать регионам, решая проблемутрудоустройства выпускников ВУЗов, столь острую во многих городах России.
Омногом говорит и то, что компания является постоянным призером Всероссийскогоконкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» в номинациях«Оплата труда и социальные выплаты», «Условия и охрана труда».
2.3 Развитие смежных отраслей промышленности
Социальнаяответственность компании может проявляться и в том, как её деятельность влияет насмежные отрасли промышленности и экономику страны в целом. Крупная и успешнаякомпания, как постоянный партнёр и закупщик, способствует улучшению положенияпоставщиков сырья. Давая заказы другимпредприятиям, такая компания стимулирует их развитие, повышая спрос на ихуслуги – стимулирует создание новых рабочих мест. Заметим, что каждое рабочееместо в пивоваренной промышленности дает 10-15 дополнительных рабочих мест всмежных отраслях.
Успешноразвиваясь, компания «Балтика» вносит реальный вклад в развитие конкретных сферпроизводственной инфраструктуры. Ежегодно компания закупает 20% российскойпищевой стеклотары, 25% алюминиевых банок и 30% российского солода. И, что особенно важно, «Балтика» содействуетразвитию сельского хозяйства регионов.
Следующимшагом компании в данном направлении становится запуск в 2005 году собственногоагропроекта по выращиванию пивоваренного ячменя. Пивоваренная компания«Балтика» заключила договор на закупку зерна с 56 хозяйствами ЦентральноФедерального округа и взяла на себя обеспечение хозяйств качественным посевнымматериалом. В 2006 году «Балтика» закупила у российских хозяйств около 70 тысячтонн высококачественного пивоваренного ячменя. В аграрном секторе приходитсяиметь дело с переплетением биологических и экономических факторов, что повышаетриски хозяйств, а вместе с тем – их потребность в поддержке.
Активноевзаимодействие между промышленностью и сельским хозяйством оказываетстабилизирующее воздействие на российскую экономику.
3. Проект «Балтика – России!», какпример расширенной программы социальной ответственности
Втечение нескольких лет пивоваренная компания «Балтика» реализует национальнуюпрограмму «Балтика – России!». Основные задачи программы: поддержка проектов всфере здравоохранения, культуры, образования, экологии и оказание помощисоциально-незащищенным слоям общества.
Участвуяв общественно значимых событиях и социальных проектах национального ирегионального масштаба, компания «Балтика» традиционно поддерживает: некоммерческие лечебные учреждения; некоммерческие организации, осуществляющие поддержку социально незащищенных слоев населения; культурные, религиозные, научные и образовательные учреждения; спортивные организации и соревнования, программы по развитию массового спорта; региональные проекты в сфере здравоохранения, социальной защиты, науки, культуры и образования; массовые городские и национальные праздники.
Крометого, компания осуществляет экологические программы по трем направлениям:мероприятия по охране атмосферного воздуха, водоохранные проекты и мероприятия,направленные на оптимизацию обращения с отходами.
Любойиз перечисленных пунктов не просто декларируется как некая абстрактнаяконцепция, но находит выражение в ряде конкретных мероприятий. Можно говорить онескольких крупных направлениях данного проекта. Рассмотрим каждое из такихнаправлений в отдельности.
3.1 Благотворительность
На уровнекомпании, благотворительность – это добровольная деятельностькоммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержкесоциальных проектов – собственных или других организаций. При этом сферавложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.
Крупныепредприятия способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать– в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования издравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций.
Однимиз приоритетных направлений программы «Балтика – России!» является именно благотворительность.Базовые принципы благотворительных проектов компании «Балтика», во-первых, втом, что помощь должна идти напрямую людям и учреждениям, которые в ней нуждаются;во-вторых, — помощь должна осуществляться под гарантией властей. Территориальноераспространение филиалов «Балтики», позволяетей осуществлять социально-ориентированные проекты по всей стране.
Приоритетнымнаправлением в благотворительной деятельности компании является содействие вреализации национального проекта «Здоровье». В числе некоммерческих лечебныхучреждений, получивших поддержку «Балтики»: НИИ детской ортопедии им. Турнера,детская поликлиника №63 и детский хоспис в Санкт-Петербурге, центр реабилитациибольных алкоголизмом «Дом Надежды на Горе» в Ленинградской области, детскийсанаторий и травматологическое отделение городской больницы скорой помощиРостова-на-Дону, детский кардиологический санаторий в Туле, клиническаябольница в Воронеже.
Особуюкатегорию составляют учреждения для детей-сирот, детей из неблагоприятных семейи нуждающихся в социальной адаптации. В 2007 году «Балтика» финансировалакапитальный ремонт детского дома-интерната №5 в Санкт-Петербурге, оказалаподдержку детскому дому №8, детскому саду №99 в Туле, Павловскомуспециализированному дому ребенка и Таловской школе-интернату для детей-сирот вВоронеже. В Красноярске были выделены средства для дома ночного пребывания«Родник» и благотворительной столовой «Милосердие».
Компания«Балтика» – давний участник Петербургской программы «Долг», оказывающейподдержку ветеранам Великой Отечественной войны.
Благотворительнаяпрограмма не несёт прямой финансовой прибыли организаторам, но это не значит,что выгода для них в данном случае отсутствует вовсе. Прямые инвестиции вобщество, адресная помощь нуждающимся, в широком смысле – это шаг навстречу повышениюуровня жизни в стране, что, безусловно,входит в интересы зрелого бизнеса.
3.2. Спонсорство
Следуетпояснить взаимосвязь между спонсорством и социальной ответственностью, а, крометого, подчеркнуть различие междуспонсорством и благотворительностью. Очень удачное объяснение дано в книге«Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение» [3]. Авторы говорят о том,что спонсорство, как вид непрофильного использования средств компании зачастуювообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходовна рекламу. Что не совсем верно.
«Безусловно,- замечают авторы далее – в большинстве случаев спонсор продвигает свой брэндза счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и сточки зрениямаркетинга, это не худшее вложение средств. Однако экономическая мотивацияздесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человекупотому, что тот беден, меценат – ради того, что он талантлив, то спонсорпомогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То естьспонсорская помощь налагает на ее получателя и некоторые обязательства».
Большаячасть спонсорских программ компании «Балтика» связана с проведением днейгородов в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Самаре, Ростове-на-Дону, Волгограде,Челябинске и Красноярске, а также проведением других городских праздников,музыкальных фестивалей, спортивных соревнований, различных конкурсов. В сотрудничестве с городской и областной администрациейпроводятся мероприятия по благоустройству жилых районов и мест отдыха.
Спортивныеспонсорские проекты «Балтики», направленные на поддержку спортивных клубов,после вступления в действие новойредакции закона «О рекламе», фактически, перешли в благотворительность. ВСанкт-Петербурге футбольные команды «Политех» и «Аврора» не утратили возможностипроводить тренировки и сборы на корпоративной базе отдыха компании.
3.3. Экологические проекты
Располагаясовременными производственными мощностями в разных регионах страны,пивоваренная компания «Балтика» уделяет внимание экологической ситуации врайонах расположения своих заводов и предъявляет самые высокие требования кэкологической безопасности производства. Предприятие активно вкладываетсредства в проекты по уменьшению вмешательства промышленности в экосистему – строитсовременные пыле и газоочистные сооружения, использует оборотную тару, а такжеэкономит природные ресурсы.
Так на дальневосточном заводе запущен уникальныйэкологический проект по сжиганию биотоплива. В качестве альтернативного источникаэнергии «Балтика-Хабаровск» использует биогаз, образующийся при очистке сточныхвод. На филиалах «Балтика-Ярославль», «Балтика-Самара» реконструированыимеющиеся или построены новые очистные сооружения. На филиале «Балтика-Тула»запущена в эксплуатацию установка для сушки пивной дробины и отработанныхдрожжей.
Наиболееважные проекты, реализуемые компанией «Балтика»: строительство первой ступенисооружений очистки сточных вод завода «Балтика-Санкт-Петербург»; модернизациянасосной станции подачи сточных вод на станцию нейтрализации на заводе «Вена» вСанкт-Петербурге; начало строительства II-ой очереди биологических водоочистныхсооружений в Самаре; модернизация существующих биологических очистныхсооружений в Хабаровске с целью создания отдельной зоны денитрификации;строительство водоочистных сооружений детского оздоровительного лагеря«Балтика» в поселке Молодежное Ленинградской области.
Совместнос экологическими организациями и самостоятельно «Балтика» проводитэкологические акции по благоустройству территорий: в рамках фестивалейавторской песни, пивных фестивалей и дней городов в течение года проходят акциипо сбору мусора «Балтика – за чистоту!». В 2007 году компания вложила более 450млн. рублей в экологические проекты.
4. Заключение
Вданной работе уже было сказано, что социальная ответственность предприятия – это добровольный, выходящий зарамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающийответственность делового партнера, работодателя, производителя и участникасоциальных отношений. Каждая компания вольна выбирать способыпроявления социальной ответственности, соответствующие её позиции, задачам,возможностям.
Приэтом, чем крупнее компания, чем масштабнее сфера её влияния, тем большей отдачивправе ожидать от неё общество. Имидж компании зависит во многом и от степениответственности, которую она несёт за все виды своей деятельности. Пример,рассмотренный выше, демонстрирует, что ответственность предполагает наличиеограничений, и в то же время - инициативу. Это проявление силы, зрелости и состоятельности компании. Всовременном бизнесе проявить ответственность можно лишь с помощью конкретных активностей. Поэтомусуществует прямая зависимость между преуспеванием компании и уровнем социальнойответственности.
Проект«Балтика – России!» представляет набор социально-направленных программ разногоуровня. Причём данный набор не может и не должен быть статичным. Ежегодно список активностей пополняется, и в ответна меняющиеся условия, изыскиваются новые возможности проявить себя вобщественной сфере.
В2004-2006 гг. «Балтика» удостаивалась самой престижной награды пивовареннойотрасли «Янтарной звезды» за «Социальную ответственность в бизнесе» и за«Успешное формирование деловой репутации».
Современныероссийские компании приходят к осознанию необходимости и выгодности использованиястратегий, дружественных интересамрегионов присутствия и национальным проектам. Всё чётче осознаётсямногоуровневый характер социальной ответственности, потребность учитыватьвнутренние и внешние проблемы, не связанные напрямую с получением коммерческойприбыли. Всё это стимулирует российские компании к разработке комплексныхрешений, повышающих потенциал предприятия за счёт поддержки стабильных связеймежду всеми участниками социального взаимодействия.
5. Использованная литература
1. Барков С.А., Социологияорганизаций – МГУ, 2004г.
2. Злобин Б.К., Экономикарыночного хозяйства – М.: «Экономика», 2000г.
3. Фролова Л.Н., «Социальнаяответственность крупных российских компаний» — [Электронный ресурс] (http://koet.syktsu.ru/vestnik/2005/2005-3/15.htm)
4. Белокрыльцева А.,Белокрыльцева Д., Суворова О., Бизнес. Благотворительность. Общественное мнение.
5. Материалы официального сайтапивоваренной компании «Балтика» (http://www.baltika.ru)