Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Совершенствование коммуникаций первичных трудовых коллективов

Содержание
Введение                                                                                                                                       3
Глава 1. Теоретические основыопределения коммуникаций первичных
                трудовых коллективов                                                                                                         6
1.1.         Понятие первичных коллективов                                                                               6
1.2.         Порядок рассмотрения  коммуникаций между первичными коллективами          14
1.3.         Направления совершенствованиякоммуникаций между первичными
       коллективами                                                                                                               23
Глава 2. Исследование коммуникацийпервичных коллективов в ООО «ДТК»                  27
2.1.        Общая характеристика ООО «ДТК»                                                                           27
2.2.        Методические основы исследованиякоммуникаций первичных
      трудовых коллективов                                                                                                  30
2.3.        Анализ коммуникаций первичных коллективов организации                                  32
Глава3. Рекомендации посовершенствованию коммуникаций первичных коллективов   46
3.1.           Предложения по совершенствованиюкоммуникаций первичных трудовых
              коллективов в организации                                                                                          46
3.2         Анализ эффективности предложения посовершенствованию коммуникаций    
              первичныхколлективов                                                                                                51                      
Заключение                                                                                                                                   56
Список литературы                                                                                                                      58
Приложения                                                                                                                                   61
                                 
Введение
Современные условияразвития предприятий в нашей стране таковы, что им приходится работать в новойатмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех её проявлениях, втом числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Логика борьбы завыживание в условиях остро конкурентного рынка вынуждает предпринимателейкоренным образом менять свою стратегию. Помимо основного капитала дляпредприятия, решающей предпосылкой конкурентоспособности становиться ичеловеческий потенциал. В связи с этим в разнообразных формах происходитдвижение к созданию новой модели развития  и использования человеческихресурсов. К её основным чертам относится ориентация на высококвалифицированнуюи инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства,непрерывность процесса обогащения знаний и квалификации, гибкость организациитруда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения междуучастниками производства.
         В условиях современной научно-технической революции постояннорастет интерес к развитию коммуникаций внутри  коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется,прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенностииндивида в его трудовую деятельность и усложнением психическойжизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний и сразвитием самой организации. Совершенствование коммуникаций внутри коллектива имежду коллективами вообще – это задача развития  потенциала самой организации, её групп(отделов) и личности внутри группы, создания наиболее эффективного ихсуществования. Формирование системы эффективных трудовых коммуникаций междутрудовыми коллективами, является одним из важнейших условий борьбы за ростпроизводительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, системаналаженных коммуникаций внутри организации является показателем уровня социальногоразвития коллектива. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастаниясоциальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, какорганизации, так и условий труда.
Вопросами коммуникацийпервичных трудовых коллективов широко рассматривается в трудах такихисследователей данной проблема как М.Шоу, Дж. Хоман, Р. Бейлз, К. Шериф, Г.М.Андреева, Р. Кейтллера, М.Г. Ярошевский, Е.М. Дубовская. и другие.
        
Оптимально настроеннаясистема межгрупповых коммуникаций, способствует эффективной деятельностиорганизации как целостной системы, что способствует росту производительноститруда, а следовательно и максимизации прибыли, чего добивается любаяорганизация.
Однойиз таких организаций является ООО «ДТК». Сфера её деятельности – это оптовая ирозничная торговля бытовой техникой. За короткий период времени организациявошла в состав Группы Компаний «Домотехника», что привело к её расширению, аследовательно росту отделов и подразделений. В связи с этим возникло и рядпроблем, таких как: взаимосвязь отделов затруднена, в связи с отдаленностью.Возникла  проблема, связанная с отсутствиемналаженного документооборота. Стали возникать ситуации, когда не эффективнаядеятельность одного отдела, тормозит работу другого, что приводит кнедостоверной информации при сдаче отчетности того или иного вида, а,следовательно, недостоверность показателей финансово-хозяйственнойдеятельности, принятие неверных управленческих решений.
Цельисследования это выявление факторов и показателей, способствующихсовершенствованию коммуникаций первичных трудовых коллективов.
Объектомисследования данной работы является ООО «ДТК», предприятие, занимающеесяоптово-розничной торговлей бытовой техники, холодильного торговогооборудования, и оргтехникой.
Предметисследования — коммуникации первичных трудовых коллективов в организации и путинаправления их совершенствования.
Задачамиисследования является:
— рассмотрение теоретических основ понятия первичных трудовых коллективов и
  коммуникаций между ними
— исследование коммуникаций первичных коллективов на примере организации ООО«ДТК»
— разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникаций первичных трудовыхколлективов.
Структура данной работыпредставляет собой три главы. В первой главе будут рассмотрены  теоретические аспекты изучения первичныхколлективов, теории к их определению, существующие в теоретических знанияхосновы коммуникаций первичных трудовых коллективов, и имеющиеся организационныеструктуры коллективов, необходимые для изучения коммуникаций первичных трудовыхколлективов.
Во второй главе будетисследована деятельность изучаемой организации, определенна и анализированаорганизационная структура, рассмотрены существующие в организации коммуникациимежду первичными трудовыми коллективами, дана их оценка.
В третей главе предложенырекомендации по совершенствованию коммуникаций первичных трудовых коллективов.
Практическаязначимостьработы заключается в применениирезультатов исследования в решении проблем, связанных коммуникациями первичныхколлективов, а именно, структуризацией и реструктуризацией подразделений, определениеоптимальной организационной структуры организации, выявления в нейнерациональных звеньев и устранение их, определения рекомендаций поусовершенствованию документооборота на предприятии.
Глава 1. Теоретические основы определения коммуникаций первичных
трудовых коллективов
1.1 Понятие первичных коллективов
Для того, что бы перейти к понятиюопределения первичному коллективу, нужно понять для чего её вообще исследовать.В определённом смысле, это можно представить как ряд определённых особенностейпервичного коллектива (в большинстве источников говориться о понятии малыхколлективов):
— невозможно адекватно изучатьличность, объяснять сложнейшие её жизненные правления вне содержательногораскрытия того или иного социального и психологического контекста, в которомона живёт и развивается. Таким контекстом или средой является малый коллектив.
— выявление закономерностифункционирования малого коллектива способствует лучшему пониманию процессовпротекающих в больших коллективов, гораздо менее доступных непосредственномуизучению. Следовательно, изучение малого коллектива – это источник эффективныхисследований о социальных системах вообще.
— усиление, в современных условиях,коллективизации, сплочения.
В отечественной изарубежной социальной психологии даются самые различные определения малогоколлектива. К примеру, Р.Бейлз дал следующее определение: малый коллектив естьлюбое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде однойнепосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группыполучает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена. Другойамериканский социолог Дж. Хоманс в работе «Человеческая группа» определил: под малымколлективом мы подразумеваем, определённое число лиц, которые часто общаются,друг с другом в течение длительного времени и количество которых достаточномало для того, чтобы каждое лицо могло устанавливать связь с каждым другим, нес помощью других лиц, а непосредственно. Дж. Хоманс также считает, что частотавзаимодействия, его длительность и порядок — главные характеристики понятия «малыйколлектив».       
Другие социологи, такиекак:  Д. Картрайт, А. Зингер, Т.Ньюком,  указывают следующие критерии определения ивыделения малого коллектива: частота и продолжительность взаимодействия междуиндивидами в коллективе и число составляющих ее членов. Ш. Бюлер относит ктипичным особенностям коллектива: взаимоотношения, взаимовлияния ее членов, безчего коллектив не существует, определенность ролей, которые исполняют отдельныеиндивиды;  обособление лидеров, влияющихна остальных; общность целей, деятельности и организации; наличие у членов коллективачувства «мы», единства группы; сплоченность. Г. Дикарс понимает под группой  «психологически единую социальную ячейку,члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга».К. Шериф считают, что группа- это социальный союз, наделенный такимисвойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведенияее членов. К ним относятся: структура и организация, система норм, регулирующихповедение членов группы, их отношение друг к другу и к другим группам и ихчленам. Согласно Х. Томе и Х. Фегеру, основной признак коллектива — взаимодействие ее членов, решающими критериями для выделения малого коллективаявляются: число коммуникативных актов, частота и продолжительность взаимодействияиндивидов в коллективе [2, с.72].
Отечественный социолог Г.М. Андрееваопределяет что, малый коллектив – это группа, в которой общественные отношениявыступают в форме непосредственных, личных контактов [9, с. 91].
Американский социологМ.Шоу, изучая десятки первичных коллективов определил первичный коллектив какдвое и более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, чтокаждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица, и вывелследующие критерии их классификации:
а) с точки зрения восприятия членами коллективаотдельных партнёров и коллектива в целом
б) с точки зрения мотивации малой группы
в) с точки зрения групповых целей
г) с точки зрения организационных,структурных характеристик коллектива
д) с точки зрения взаимозависимости
е) с точки зрения взаимодействиячленов коллектива
         Такжеон вывел признаки, отличающие первичный коллектив от простого скопления людей:
а) некоторая продолжительностьсуществования
б) наличие общих целей или цели
в) развитие групповой структуры
         М.Шоу определил методологию исследования первичного коллектива и основывал её натрёх принципах:
а) принцип деятельности –деятельность понимается как совместная (коллективная), при этом выделяютсяформы организации, уровни и содержание совместной деятельности:
— предполагается обязательноерассмотрение коллектива, её феноменов в контексте совместной деятельности
— деятельность как основа развития первичногоколлектива
б) принцип системности –специфический анализ характеристик целостной системы, приложение системных идейк деятельности коллектива и определяется как:
— соответствие индивидуальныххарактеристик членов коллектива с деятельностным контекстом самого коллектива
— акцент на специфику системныхновообразований (групповых норм, ценностей, целей)
— учёт наличия интегрированныхфакторов, обеспечивающий сохранение её качественного своеобразия
— подчеркивание взаимности ивзаимовлияния коллективных феноменов
в) принцип развития -  это трактовка развития социального коллективакак обусловленных совместной деятельностью. Следовательно, это:
— учет неравномерности развитияосновных сфер жизнедеятельности коллектива в связи со спецификой решаемых ейзадач. Следовательно, это:
— рассмотрение первичного коллективав широком временном диапазоне
— выявления возможных регрессивныхтенденций на различных этапах развития первичного коллектива.
Многообразие определенияпонятия «малый коллектив» вызвано многообразием теоретических подходов, на базекоторых эти определения формируются. К началу 70-х годов, как отмечают Р.Л. Кричевскийи Е. М. Дубовская, зарубежные авторы насчитывали девять концепций,определивших развитие групповой психологии. К ним относятся:     
1. Теория поля, которая берет началов работах К. Левина и основывается на его тезисе, что поведение личности естьпродукт поля взаимозависимых детерминант (жизненным или социальнымпространством личности). Структурные свойства этого поля представленыпонятиями, заимствованными из теории множеств, а динамические свойства — понятиями психологических и социальных сил. Целостной теории группы в рамкахэтого подхода создано не было, однако он лег в основу частных теорий групповой психологии:теории сплоченности, теории социальной власти, теориисоперничества-сотрудничества, теории внутригруппового давления, теориигрупповых притязаний.
2. Интеракционистская концепция,согласно которой, коллектив — есть система взаимодействующих индивидуумов,функционирование которых в коллективе описывается тремя основными понятиями:индивидуальная активность, взаимодействие и отношение. В рамках этой теорииисследуются структурные аспекты коллектива.      
3. Теория систем. Этот подходрассматривает группу как систему взаимосвязанных позиций и полей, делая акцентна групповых  «входах» и «выходах» ирассматривая коллектив как открытую систему.     
4. Социометрическое направлениепредставляет коллектив через анализ внутригрупповых отношений.
5. Психоаналитическая ориентациябазируется на идеях З. Фрейда, фокусируя внимание на мотивационных и защитныхмеханизмах личности. Эти идеи легли в основу ряда теорий групповой динамики.
6. Общепсихологический подходзаключается в предположении, что многие представления о человеческом поведении,накопленные в общей психологии, применимы к анализу коллективного поведения,прежде всего в анализе таких индивидуальных процессов как научение, явлениякогнитивной сферы, мотивация.
7. Эмпирико-статистическоенаправление, согласно которому основные понятия групповой теории должны выводитьсяиз результатов статистических процедур, таких как факторный анализ, а неформироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применениепроцедур, разработанных в области тестирования личности и представленных висследованиях Р. Кеттелла, предложившего одну из теорий группового поведения.
8. Формально-модельный подходбазируется на формальном моделировании коллективного поведения с использованиемматематического аппарата теории моделей и теории множеств.
9. Теория подкрепления базируется наидеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Согласно емуповедение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений(положительное подкрепление) и расходов или наказаний (отрицательноеподкрепление). Идеи этой теории легли в основу социально-психологических теориймалых групп Д. Хоманса, Д. Тибо и Г. Келли, которые избрали объектомконцептуализации внутридиадные отношения и перенося результаты анализа набольшие по объему группы.
Преобладающая на сегодняза рубежом тенденция состоит в интеграции и взаимопроникновении подходов, встирании строго очерченных концептуальных рамок и разработке локальныхтеоретических конструкций, не претендующих на широкие общеколлективные обобщения,а призванные объяснить узкий круг эмпирических фактов, относящихся к тому илииному отдельному коллективному феномену .
В отечественной групповойпсихологии выделяют четыре исследовательских подхода:
1. Деятельностный подход основываетсяна принципе деятельности. Его приложение к исследованию группы вызвало к жизнистратометрическую концепцию групповой активности А. В. Петровского,программно-ролевую концепцию группы М. Г. Ярошевского и концепцию Г. М.Андреевой о модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.
2. Социометрическое направлениебазируется на широком использовании различных вариантов социометрического тестав качестве основного методического средства познания группы. Наибольший вклад вразвитие этого направления внес Л. И. Коломинский.
3. Параметрическая концепция созданаЛ. И. Уманским. Основная идея состоит в том, что поэтапное развитие малойгруппы (контактной, по Л. И. Уманскому) осуществляется благодаря развитию ееважнейших социально-психологических параметров. В рамках этой концепцииизучаются организационные и динамические характеристики групп.
4. Организационно-управленческийподход основан на разрабатываемых в социологии и социальной психологиипредставлениях о социальной организации и управленческой деятельности. Уистоков этого подхода стоял Е. С. Кузьмин. В рамках работ этого направлениягруппа рассматривается как субъект управления.
Таким образом, первичныйколлектив — это ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующихлюдей, которые:
а) относительно регулярно ипродолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, безпосредников;
б) обладают общими целями, реализациякоторых позволяет удовлетворить значимые потребности и интересы;         
в) участвуют в общей системе распределенияфункций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативнуювзаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместнойактивности, так и в самом процессе его производства;
г) разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповойактивности и координации действий по отношению к среде;
д) расценивают преимущества отобъединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, вдругих доступных коллективов, а потому испытывают чувство солидарности друг сдругом и признательность коллективу;
е) обладают ясным идифференцированным представлением друг о друге;
ж) связаны достаточно определенными истабильными эмоциональными отношениями;                      
з) представляют себя как членовданного коллектива и аналогично воспринимаются со стороны.
Так же для определенияпервичного коллектива нужно определиться с её размером, т.е. с тем основным признаком, которой отличает её от всехостальных коллективов.
Выбор определения первичногоколлектива (Во многих источниках говориться о понятии малого коллектива) связанс вопросом о её размерах, традиционно обсуждаемых многими авторами. Принятоговорить о нижнем и верхнем количественных пределах первичного коллектива.
Согласно мнениюбольшинства авторов, малого коллектив начинается с диады (хотя справедливообращается внимание на «усеченный» характер внутриколлективных  отношений в такого рода микрообщности, неотражающих полноту межличностных отношений, наблюдающихся в больших, напримертриаде, по объёму малых коллективов).
Что касается верхней границы малогоколлектива, т.е. максимально возможного её объёма, то мнения специалистов наэтот счет расходятся, о чём свидетельствуют и различные предлагаемые имивеличины группы. Например, М. Шоу называет максимальное количество, это 20человек. У большинства авторов, это число равняется 7 +/- 2. На наш взгляд,правы те исследователи, которые при рассмотрении осуждаемого вопроса, делаюакцент на функциональной целесообразности величины малого коллектива, т.е.соответствия объёма коллектива с требованиями реализации её основной функции,справедливо предлагая,  что «если коллективзадан в системе конкретной деятельности, то именно этот придел и можно принятькак верхний предел».
Также нужно определитьвиды малых коллективов. В большинстве случаев, авторы выделяют рад определенийвидов малых коллективов.
а) Формальные и неформальные коллективы.
Формальные коллективы –это группы, которые создаются для выполнения функций, строго определённыхсистем более высокого уровня. Эти функции в определённой мере являются внешнимидля индивидов данной организации. Будучи однажды созданной, онахарактеризуется  жестокой связью между элементами,её составляющей, и остаётся, как правило, неизменной в течении длительноговремени.
Неформальные коллективы –образуется на личностном уровне в результате инициативы индивидов еёсоставляющих. Может быть образована как в рамках формальных групп, так и внетаковых и не имеют строгой организации. Первичный коллектив может служитьдостижению объективных целей, например, на производстве, но она большеотличается качеством человеческих взаимоотношений, эмоциональнойудовлетворенностью ее членов, чем эффективностью производства.
б) первичный и вторичный коллектив.
Первичный коллектив–характеризуется её малочисленностью, пространственной близостью,непосредственностью, длительностью существования, единством целей,добровольностью вступления и неформальным контролем за поведением членов.
Вторичный коллектив –если малый коллектив, в единственном числе, может представлять первичныйколлектив, то вся организация, в которой они находятся, является вторичнымколлективом. Вторичные коллективы практически всегда содержат в себе некотороечисло первичных коллективов. Спортивная команда, производственная бригада,школьный класс или студенческая группа всегда внутренне разделены на первичные коллективыиндивидов, симпатизирующих друг другу, на тех, у кого межличностные контактыболее и менее часты. При руководстве вторичного коллектива, как правило,учитываются первичные социальные образования, особенно при выполнении единичныхзаданий, связанных с взаимодействием небольшого числа членов коллектива.
Испытывая потребность вкаком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации,призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкойтакой организации является первичный трудовой коллектив. Первичный трудовойколлектив — это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанныхсовместной деятельностью и решающих под руководством одного и того жеруководителя общую производственную задачу. Таким образом, основнаядеятельность коллектива определяет всю систему взаимоотношений и взаимодействийв нем, а также его психологические особенности: композиция группы, структура игрупповые процессы.
Композиция коллектива, или ее состав, — это совокупностьхарактеристик членов коллектива, важных с точки зрения анализа коллектива какцелого. Например, численность коллектива, ее возрастной или половой состав,национальность или социальное положение членов коллектива и так далее.
Таких характеристикмножество, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач,которые ставятся исследователем. Структура коллектива рассматривается с точкизрения тех функций, которые выполняют отдельные члены коллектива, а также сточки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений(социометрическая структура), власти и коммуникаций.
Кколлективным процессамотносятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развитияи сплочения коллектива, процесс группового давления, выработки решений.
Ко второй совокупностипоказателей относятся система коллективных ожиданий, система статусов и ролейчленов коллектива. Положение личности в системе коллективных отношенийхарактеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями.
Статус(или позиция) — этосумма, или совокупность психологических характеристик человека, определяющихего место в коллективе и то, как его будут воспринимать другие члены коллектива.Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которыечеловек должен выполнять в соответствии со своим положением в коллективе.
По отношению к каждомучлену у коллектива есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение,соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее — наказывается коллективом.То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил иконтролируется через коллективные санкции.
Для понимания первичногоколлектива как целого важно, прежде всего, проанализировать структуры самогоколлектива: социометрическую и коммуникативную, а также структуру власти.
Социометрическая структура— это совокупность соподчиненныхпозиций членов коллектива в системе внутригрупповых межличностных предпочтений.Иначе говоря, это система предпочтений и отвержения, эмоциональных симпатий иантипатий между членами коллектива. Свое название структура получила всоответствии с основным методом ее диагностирования — социометрической и ауто — социометрической методиками. [55, c.131]
Отметим важнейшиехарактеристики, описывающие систему внутригрупповых предпочтений. Во-первых,это социометрические статусы членов коллектива. В соответствии с результатамисоциометрии, статус рассматривается как сумма отвержений и предпочтений,получаемых членом коллектива. Статусы имеют различный «вес» взависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всехчленов коллектива задает статусную иерархию, в которой выделяются:
— социометрические «звезды»- наиболее предпочитаемые члены коллектива, стоящие на вершине иерархии;
— высокостатусные, среднестатусные инизкостатусные, определяемые по числу положительных выборов и не имеющиебольшого числа отвержения;
— изолированные  члены коллектива, у которых отсутствуют любыевыборы, как положительные, так и отрицательные;
— пренебрегаемые  члены коллектива, имеющие большое количествоотрицательных выборов и малое количество предпочтений;
— отверженные («изгои») — члены коллектива, не имеющие по результатам социометрии положительных выборов,а только отрицательные.
Однако знания величинысоциометрического статуса недостаточно для точного представления о системеэмоциональных отношений в коллективе. Вторая характеристика системы — этовзаимность эмоциональных предпочтений членов коллектива. Так  для «звезды» важно не просто иметьбольшое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающихустойчивость ее положения в коллективе и комфортное состояние.
Третья характеристикаструктуры — система отвержения в коллективе. Социометрическая матрица даетвозможность понять, как распределяются отвержения в коллективе. Например, в коллективемогут быть «козлы отпущения», которых не любит почти весь коллектив,или наоборот, почти у всех могут быть отвержения, но ни у кого они непреобладают значительно над предпочтениями.
Наконец, четвертаяхарактеристика социометрической структуры — наличие устойчивых группмежличностного предпочтения. Важно проанализировать не только само наличие — отсутствие таких мини-групп, но и исследовать взаимоотношения между ними,понять, по какому принципу они образовывались. Имеет значение, на какие группыориентированы отверженные и изолированные члены группы, как соотносятся в этихгруппах люди с различными статусами. Возникающие в группе мини-объединениямогут быть  различны по своемувнутреннему строению, сплоченности, могут иметь или не иметь внутри себячленов, отвергающих друг друга, что тоже важно для общей характеристики группы.
1.2. Порядок рассмотрения  коммуникаций между первичными коллективами
Логическим продолжениемрассмотрения первичных коллективов является область межгрупповых отношений, Этапроблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Однойиз причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповыхотношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в системусоциологического знания и других гуманитарных наук. Вместе с тем, когда интереск этим проблемам все же возникал и в сфере социологических отношений, они неотождествлялись здесь с особой предметной областью, но были, как бы раствореныв других разделах других наук. Второстепенное положение проблематикимежгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичногов подходе к данной проблеме привносит социальная психология. В значительнойстепени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению первичныхколлективов, вся исследовательская стратегия строилась таким образом, чтобысконцентрировать внимание на динамических процессах, происходящих внутри них.Конкретным выражением утраты социального контекста явилась, в частности,недооценка проблематики межгрупповых отношений.
Объединение людей вотносительно обособленные коллективы,  сопровождаетпроцесс обособления и противопоставления внешнему окружению с одновременнымуподоблением и единением общности внутри, является универсальнымсоциально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются ивоспроизводятся отношения между первичными группами. При этомсоциально-психологические общности или «сцепления» являются, своеобразнойформой, которая в конкретных экономических условиях наполняется объективнымобщественным содержанием.
Производственно-экономическиеотношения, обусловливающие необходимость объединения и взаимодействия междулюдьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимостьвзаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом,на котором действует механизм коммуникационных отношений отношении.
Для определениякоммуникаций первичных трудовых групп нужно определить что такое самикоммуникации и указать существующие виды самих коммуникаций.
Коммуникации – это обменинформацией между двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от 50до 90% времени. И это ясно, если учесть, что руководителю необходимореализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятиирешений и выполнять управленческие функции планирования, организации,мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческойдеятельности  основаны на обменеинформацией, поэтому коммуникации и называют связующими процессами.
Руководителю приходитсяосмысливать большие объемы информации, среди которой есть информация, невлияющая на процесс управления. Обмен информацией, которая оказывает влияние напроцесс управления, носит название эффективныхкоммуникаций.
В процессе управленияосуществляются коммуникации по вертикали и по горизонтали междуподразделениями. По нисходящей передается информация о принятых решениях навысших уровнях (ткущие задачи, конкретные задания, рекомендации).Эта информацияможет передаваться из одного уровня на другой вплоть до рабочих исполнителей. [14, с.309, 310]
Не менее важнымиявляются  коммуникации и по восходящейлинии. Предприятие не может функционировать без информации о ходепроизводственного процесса. По восходящей передается информация о загрузкеоборудования, количестве работающих, поступлений сырья, выпуске продукции ит.д. Иногда возникает ситуация, когда для решения вопроса на низовом уровнетребуется вмешательство руководителей высшего звена. И тогда информация поступеням управ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.