Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровье человека

Тема: Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровьечеловека

Содержание
Введение
1. Физические упражнения
1.1 Гимнастика
1.2 Игра
1.3 Туризм
1.4 Спорт
2. Гигиенические факторы
Заключение
Список литературы
/>Введение
К настоящему времени человечество накопило солидный опыт в различныхнаправлениях самосовершенствования. Если судить по времени, в течение которого создавалисьи хранились знания и умения, то физическое воспитание занимает среди прочих заметнопревалирующие положение. Ведь факт его возникновения специалисты относят к самомураннему, дорелигиозному периоду истории, т.е. еще к первобытному обществу. Именнотогда человек самой жизнью был поставлен в условия, требующие от него высоких физическихкондиций. Слабое физическое развитие грозило гибелью. И физические упражнения заняливедущее место в числе прочих жизненно необходимых атрибутов нашего далекого предка.
С тех пор человек отбирает и хранит все, что помогает ему бытьздоровым, крепким красивым.
Естественно, время, социальные и экономические стороны бытия,природные условия и географическая среда накладывали свои отпечатки на содержаниеи формы физического воспитания человека. Одни в основу своих систем физическогосовершенствования клали потребность лучше трудиться, другие — охотиться, третьи- нападать, четвертые — защищаться. И так далее, до сего дня — времени, когда бытьхорошо физически подготовленным нужно для того, чтобы просто лучше жить.
Объективно обоснованно и уже традиционно к основным средствамфизического воспитания относят:
1. физические упражнения;
2. гигиенические факторы.
Различными комплексами данных средств, многообразных формамии методами их использования и принято добиваться нужного тренировочного эффекта.
/>/>1. Физические упражнения
Физические упражнения представляют собой двигательные действиячеловека, выполняемые так, как это необходимо для решения задач физического воспитания.Или, иначе говоря, это есть двигательная активность человека, организованная в соответствиис закономерностями физического воспитания[1].
Далеко не все действия могут быть названы физическими упражнениями.Главный отличительный признак последних — соответствие формы и содержания действийсущности физического воспитания, т.е. они должны учить и развивать физически. Так,ходьба является физическими упражнением только в том случае, если выполняется правильно,а нагрузка от ее выполнения способствует улучшению физических возможностей.
Физических упражнений много. Чтобы правильно их использовать,нужно классифицировать упражнения по какому-либо признаку. В истории физическоговоспитания известны различные классификации. В некоторых из них за основу классификациипринимались формальные признаки — упражнения по анатомическому признаку, как в шведскойгимнастике XIX в., и т.д. Но путейи подходов к классификации физических упражнений тоже немало. Единственная сложностьздесь, способная превратиться в серьезную преграду на пути к здоровью, это — незнание,неумение подобрать то, что человеку лучшим образом подходит.
Памятуя, что главная задача в данном случае — оздоровительная- наиболее удачной следует считать классификацию, принятую в теории физическоговоспитания, по которой все упражнения группируются в[2]:
1. гимнастику,
2. игры,
3. туризм,
4. спорт.
 1.1 Гимнастика
Гимнастика, сложившаяся в основном за последние два столетия,представляет собой один из видов двигательной деятельности человека. Отличает еето, что наряду с решением общих задач физического воспитания, укрепления здоровья,развития двигательных, волевых и моральных качеств она выполняет повышенную относительнодругих средств физвоспитания, обучающую функцию — учит человека правильно двигаться.
Виды гимнастики[3]:
1. основная гимнастика (и ее разновидность — гигиеническая);
2. спортивная гимнастика (собственно спортивная, акробатика и художественная);
3. вспомогательная гимнастика (спортивно-вспомогательная, производственная,лечебная).
Для гимнастики характерно, во-первых, решение конкретных образовательно-оздоровительныхзадач, во-вторых, возможность дифференцированного овладения техникой движения, чтообеспечивает правильное и корректируемое (соответственно условиям) его выполнение,в-третьих, возможность избирательного воздействия на строение и функции организмачеловека, в-четвертых, отвлеченные формы движений, которые, придавая им стандартность,обеспечивают качественный контроль и оценку.
Основная гимнастика является наиболее богатым и разнообразнымпо содержанию видом гимнастики. Она обеспечивает широкую общую физическую подготовкучеловека ко всякой двигательной деятельности.
Упражнения основной гимнастики[4]:
· порядковые упражнения и строевые приемы;
· общеразвивающие упражнения (выполняемые без снарядов, со снарядами,на снарядах);
· общеподготовительные вольные предложения (элементарные движения, учебныекомбинации упражнений без предметов, вольные упражнения с предметами);
· аналитические формы естественных движений (ходьбы, бега, метаний,борьбы и т.д.);
· прикладные упражнения (бег, прыжки, лазания и т. д);
· общеподготовительные акробатические упражнения (кувырки, перекатыи др.);
· общеподготовительные упражнения на снарядах (перекладине, брусьях,кольцах, коне и др.) и гимнастические прыжки;
· общеподготовительные танцевальные формы движения;
· подвижные игры.
Основная гимнастика молодежи представляет собой подобранные сообразноцели занятий комплексы из перечисленных упражнений с нормированием интенсивностии объема нагрузки в соответствии с подготовленностью занимающихся.
Гигиеническая гимнастика является разновидностью основной. Онадополняет основную гимнастику в режиме дня, а в преклонном возрасте может заменитьее. Утренняя зарядка обеспечивает регулярные воздействия на организм, постояннуюактивизацию его функций, поддержание здоровья, улучшение самочувствия, бодростьсвежесть.
Наиболее распространенной формой гигиенической гимнастики являетсяиндивидуальная, выполняемая утром дома. Гимнастика особенно ценна, когда по содержанию,нагрузке и времени она отвечает индивидуальным особенностями занимающихся.
Вспомогательная гимнастика включает[5]:
· спортивно-вспомогательную гимнастику,
· производственную гимнастику,
· лечебную гимнастику.
Спортивно-вспомогательная гимнастика применяется занимающимисяспортом в виде комплексов упражнений, по содержанию и формам максимально приближенныхк конкретной спортивной специальности (например, к футболу или плаванию). Такиеупражнения включаются в разминку или непосредственно в основную часть специальноготренировочного занятия.
Производственная гимнастика применяется рабочими, служащими иучащимися. Она должна способствовать повышению профессиональной работоспособности,что и достигается, как правило, если содержание и методика подобраны грамотно — с учетом специфики и условий труда.
Лечебная гимнастика применяется в лечебных учреждениях и самостоятельно.Она должна способствовать восстановлению нарушенного здоровья. В связи я этим лечебнаягимнастика имеет очень дифференцированный характер (узкого воздействия) и соответствуетимеющимся нарушениям, индивидуальным особенностям и условиям лечения./>1.2 Игра
/>Играявляется одной из типичных форм сознательной деятельности человека. Одной изважных характеристик игровой деятельности является ее относительная независимостьот чисто практической потребности жизни и, как правило, многовариантность и непредсказуемостьрешений. При этом главным побуждающим мотивом становится не столько проявление двигательныхвозможностей, сколько эмоциональная активность в процессе. Кроме того, для игрыхарактерно наличие взаимоотношений между людьми, посильное для участников игры упражнение,высокая переменность условий игровой деятельности.
Имитационные игры характеризуются тем, что в них отражаются реальныеявления окружающей действительности. В этих играх каждый играющий выполняет какую-либороль из ряда персонажей разыгрываемого сюжета («Гуси-лебеди», «Охотники зайцы» и т.п.). Эти игры свойственны детям дошкольного возраста. Однако практикуютсяони и взрослыми.
Элементарно-спортивные игры используются в работе группами здоровьяв виде несложных эстафет, включающих последовательность разнообразных заданий. Подбиратьих нужно в зависимости от возраста, подготовленности и индивидуальных задач занимающихся.В этом случае полезность их резко возрастает.
Спортивные игры выполняются частично или в существенной мерефункции спорта, соревнования. При оздоровительной направленности занятий спортивныеигры применяются без установки на результат или победу. В таких случаях они становятсянеоценимым средством активного отдыха, развлечений и всесторонней подготовки.
 />1.3 Туризм
Туризм— это разнообразная двигательная деятельность,естественная по своему характеру и осуществляемая в природных условиях. Хорошо организованныйтуризм открывает большие возможности приобретения важных для жизни и трудовой деятельностизнаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровьяи разностороннему формированию личности.
Немаловажное значение в туристической деятельности имеет организационнаясторона передвижения в условиях местности маршрута, способа движения, времени годаи погоды. Все это заставляет решать весьма ответственные задачи.
В связи с тем, что в любом случае туристу требуется преодолеватькакое-то расстояние посредством мышечных усилий, оздоровительные задачи решаютсяво всех видах[6]:
· прогулки;
· экскурсии;
· туристические подходы.
Прогулки служат для развлечения и активного отдыха, укрепленияздоровья и повышения работоспособности. Проводиться они должны по возможности запределами населенных пунктов. Средства передвижения самые разнообразные: пешком,на лыжах, коньках, санках, велосипеде, лодках и т.п. Бывают прогулки выходного дня(с ночевкой), спортивно — вспомогательные (как часть системы спортивных занятий)и гигиенические (от получаса до 2-3 часов). Все они — очень ценное средство укрепленияздоровья, поддержания бодрого настроения, жизнерадостности и высокой работоспособности.
Экскурсии выполняют главным образом познавательные задачи. Так,экскурсии по местности служат для изучения объектов и условий местности, овладенияумениями и навыками ориентации в естественных условиях, ознакомления с азами туризма.
Подготовительные подходы служат в основном для обучения начинающихтуристов подходному движению и подготовке организма к повышенным подходным нагрузкам.В подходы этой формы целесообразно включать элементы экскурсий и прогулок.
Собственно туристические подходы являются самой типичной формойтуризма. Осуществляются походы небольшими группами, члены которых объединены общностьюинтересов и физических возможностей. Путешествия отличаются значительной продолжительностью(от недели до одного-двух месяцев), разнообразием маршрутов и способа передвижения.Путешествия могут быть организованными и самодеятельными; второе делает их массовымявлением.
 />1.4 Спорт
Спорт — это по сути состязание, соревновательная деятельностьи специальная к ней подготовка. Непосредственная цель соревновательной деятельности- достижение возможно высокого результата, установление рекорда, победа над соперником.
Первое, пожалуй, главное в разговоре о массовом спорте — использованиевсего двигательно-эмоционального разнообразия с четким ориентированием на здоровье.При успехе это нужно расценивать и как рекорд, и как высокое достижение, и как победунад своеобразным противником — болезнями, т.е. все, что свойственно спорту, имеетсяи тут — в спорте миллионов.
Второе. Эффективность тренировочного процесса спортсмена оценивается,насколько качественно решаются в течение его образовательные, воспитательные и оздоровительныезадачи. Те же задачи решаются и в массовом спорте. Нужно только переставить их местамис соответственным перераспределением внимания и времени, отводимых каждой: сначала- оздоровительные процессы, далее — не забывать воспитательную сторону дела и совсемнеплохо, если при этом пополняется двигательный багаж.
В настоящее время в России официально культивируется 52 видаспорта. Сюда же следует добавить множество национальных видов и такие, которые давнои заслуженно пользуются признанием многих. Весь этот двигательный клад человечестваможно классифицировать так, как предлагается в таблице 1[7].
Таблица 1
Классификация видовКлассы Группы Подгруппы и виды Моноструктурные упражнения Скоростно-силовые упражнения
прыжки
метания
поднимание тяжестей
cпринт Циклические упражнения
cубмаксимальной мощности
игры повышенной продолжительности
скоростной спуск на лыжах. Полиструктурные упражнения
Горнолыжный спорт,
спортивные игры
фехтование
бокс, виды борьбы Комплексы сореновательных упражнений Спортивные единоборства стабильного содержания
однородные многоборья
разнообразные многоборья Обновляемые ожидания «спортивные искусства»
Комплексное использование средств несколькихвидов спорта — самый типичный случай в практике любого физкультурника. Это бег,плаванье, велосипед — летом, лыжи и коньки — зимой. Правда такие «многоборья»не укладываются в общественные рамки.
/>/>2. Гигиенические факторы
Гигиенические факторы в роли средствфизического воспитания обеспечиваются реализацией специальных норм и требованийпо личной и общественной гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий ит. п[8].
Личная гигиена. Выполнение требованийличной гигиены имеет большое значение для сохранения как собственного здоровья,так и здоровья окружающих, а также для предупреждения возможности распространенияинфекционных и других заболеваний[9].
Поддержание чистоты кожи достигается регулярным мытьем тела горячейводой с мылом. В дополнительном уходе нуждаются наиболее загрязняющиеся части тела:лицо, шея, руки. Лицо и шею достаточно мыть утром и вечером перед сном. Руки следуетмыть по мере загрязнения, но обязательно перед каждым приемом пищи. Ноги тоже требуютповседневного ухода, особенно при повышенной потливости. Раз в неделю следует посещатьбаню. В парильном помещении не рекомендуется находиться более 5-8 мин и более двухраз.
Чистка зубов производится 1-2 раза (утром и вечером или толькоутром) пропаренной щеткой. Сразу прополаскивать полость рта не следует: полезнеенекоторое время подержать раствор во рту — это способствует лучшему очищению и дезинфекциизубов.
Сон. Продолжительность сна взрослогочеловека должна быть 7-8 ч (с 23-24 до 7-8 часов утра). Этого времени, как правило,достаточно для восстановления от дневной нагрузки. Условиями нормального отдыхаявляются тишина, полумрак, чистый, отвечающий требованиям гигиены воздух (температура16-18°), удобная постель.
Освещенность — очень важный гигиеническийпоказатель для нормирования работы очень значимого в умственном труде зрительногоанализатора.
Нормы освещенности определены гигиенистамидостаток но четко. Они составляют:
Гигиена физкультурных занятий предполагаетконтроль за одеждой, обувью физкультурника, условиями занятий, нагрузкой и т. п[10].
Снаряжение должно подбираться в зависимостиот предстоящей нагрузки: для 10-15-минутной зарядки одеться нужно теплее; если впередидлительная двигательная нагрузка — легче. Но во всех случаях одежда должна бытьпо возможности свободной, не стесняющей движений, нетяжелой. Ясно, что одеватьсянужно не только по сезону, но и по погоде, с учетом температуры и влажности воздуха,силы ветра, а также пола, возраста, состояния здоровья, степени закаленности и другихиндивидуальных особенностей физкультурника. Обувь имеет очень большое значение.Подбирать ее нужно тщательно, чтобы она была не слишком тесной, но и не совсем свободной;обувь должна пропускать воздух и не пропускать наружную влагу, защищать стопу отхолода и жары, соответствовать характеру нагрузки, и предохранять от повреждений.Снаряжение физкультурника требует постоянного ухода: одежду следует своевременностирать, обувь — мыть, смазывать, просушивать.
Показатели, требующие постоянного гигиеническогоконтроля (для физкультурника), такие[11]:
при занятиях на открытом воздухе:
· температура воздуха не ниже — 20 9при сильном ветре — 12. — 15), невыше +28-30;
освещенность должна быть достаточной (не менее 200 лк) и естественной;
· в солнечное время обязательна защита головы от прямых лучей
· при занятиях в непривычных климатических условиях необходим двухнедельныйпериод акклиматизации;
при занятиях в крытых сооружениях:
· температура воздуха +15-16;
· освещенность на уровне пола при люминесцентных лампах — не менее 150лк, при лампах накаливания — 75 лк;
· полезная площадь — 6-8 м2 на одного занимающегося.
Гигиенический контроль нагрузки означаетконтроль с целью улучшения состояния здоровья и физического развития.
Не может действовать сходным образомодна и та же нагрузка на два разных организма. Одному лучше это, другому — другое.И пусть различие будет потому, что оно должно быть.
Это мысль не нова. Относительно физическоговоспитания П.Ф. Лесгафт в 1901 г. Сформулировал ее так "…следует применятьфизические упражнения с большой постепенностью и последовательностью, постоянноприменяясь к индивидуальным качествам и средствам занимающихся"
/>Заключение
Всякий знает, что затрачивая часть имеющейсяэнергии на двигательную деятельность, он укрепляет свое здоровье и тем самым увеличиваетжизненный потенциал. Но почему нужно тратить энергию именно на движение?
Во-первых, человек есть создание преждевсего двигающееся. Доказано, что отсутствие двигательной активности при ограниченииее отрицательно влияют на живой организм.
Во-вторых, движение является одним изсамых сложных видов деятельности человеческого организма. В его выполнении участвуютне только мышцы — работает весь организм.
Таким образом, двигаясь, человек активизируетпрактически все системы и процессы, происходящие в его организме. Активизирует- значит, заставляет работать, быть постоянно в рабочем состоянии. что в сумме ислагается в организм без отклонений показателей жизнедеятельности от нормы в здоровыйорганизм.
/>Список литературы
1. Виленчик В.М. Биологические основы старения и долголетия. — М.: Знание, 1976.
2. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — М.: Мысль, 1990 г.
3. Гришин М.Ф. Организация и содержание самостоятельных занятий физической культурой- Л.: 1986.
4. Гришин М.Ф., Ширяев А.Г. Средства и методы физического воспитания — Л.: 1986г.
5. Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце. — М:. Медицина, 1971.
6. Минх А.А. Очерки о гигиене физических упражнений и спорта. — М:. Медицина1986.
7. Руденко Г.В. Выбор средств для самостоятельных занятий физической культурой.С-Пб, 2009.
8. Ширяев А.Г., Ульянов А.В. Как организовать свой труд и отдых., — Л.: 1984.
9. Шубик В.М., Левин М.Я. Иммунитет и здоровье спортсменов. — М.: Физкультураи спорт, 1985.
10. Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. — Таллин: Валгус, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.