Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Организация бюджетирования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Белгородскийинженерно-экономический институт
Кафедра экономики,маркетинга и менеджмента
Курсовой проект
По дисциплине: бюджетирование
На тему: «Организация бюджетирования»
                       
Выполнила: ст-ка гр. ЭКБ-55
 
Руководитель: Г.З. Акимова
Белгород 2005

Содержание:
1.    Теоретическая часть: организация бизнеса………………3
2.    Задача……………………………………………………….25
Введение.
Бюджетирование-это система краткосрочного планирования, учета и контроляресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрамответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализироватьпрогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управлениябизнес-процессами.
Бюджет предприятия(Главный бюджет)  представляет собойсистему взаимосвязанных бюджетов и в структурированной форме описывает ожиданияменеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций впланируемом периоде. Он включает два основных блока: систему  операционных бюджетов (плановые сметыосновных бизнес-процессов)  и системуфинансовых бюджетов. Соответственно, с точки зрения последовательностиподготовки документов процесс бюджетирования может быть условно разбит на двеосновных части, каждая из которых является законченным этапом планирования: 1)подготовка операционных бюджетов, 2) подготовка финансовых бюджетов.
Организациябюджетирования позволяет  согласоватьдеятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегическойцели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включаютплановые и отчетные (фактические) данные.
Вбюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетированияобеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижениюзапланированных финансовых показателей в результате образования, распределенияи использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания,деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования иизменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Цель и задача бюджетирования.
Внутрифирменное финансовое планирование предполагает использо­ваниеразличных бюджетов. Разработка бюджетов является составной частьюфинансового менеджмента.
Бюджетирование — это процесс разработкии формирования пла­новых бюджетов, объединяющих планы руководства предприятии и в первую очередь производственные,маркетинговые и финансовые планы. Бюджеты являются инструментомфинансового планирования (прогнозирования), и контроля задеятельностью компании и ее структурных подразделений.
Для организациибюджетирования должны быть решены основные задачи:
•    установлениеобъектов бюджетирования;
•   разработка системы бюджетов — операционных ифинансовых;
•   расчет соответствующих показателей бюджетов;
•    вычислениенеобходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовуюустойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
•    расчетвеличины внутреннего и внешнего финансирования,вы­
явление резервов их дополнительного привлечения;
•    прогноздоходов, расходов и капитала предприятия.
В общей системе бюджетоввыделяют основной (консолидирован­ный) и локальные бюджеты.
Основнойбюджет— это финансовое, количественно определенное выражениемаркетинговых и производ­ственных планов, необходимых для достиженияпоставленных це­лей.
Локальные бюджетыслужат исходной информационной базой длясоставления основного бюджета.
Главной причиной, покоторой предприятие теряет значительную часть своих доходов, несоставляя основной бюджет, является отсутствие достоверных сведений об ихпокупателях и рынках сбыта. В результате возникают трудности с прогнозированиемреального объема производства и продаж продук­ции (услуг).
Важное значение с позицииоптимизации доходов имеет не только правильное составление основного бюджета на предстоя­щийпериод (месяц, квартал, год), но и систематический контроль за его выполнением, что помогает минимизироватьнепредвиденные фи­нансовые потери. Подобный контрольпредполагает выявление раз­мера отклонений фактических показателейот плановых, зафиксиро­ванных в бюджете, и принятиеоперативных мер по их устранению. Определение отклонений, а значит, иконтролирование, необходимо осуществлять исходя из горизонтабюджетирования: в месячном бюд­жете — еженедельно; в квартальном —ежемесячно; в годовом бюдже­те — ежеквартально. Контроль имманентно присущбюджетированию. В процессе контроля собирают необходимуюинформацию и анализи­руют результаты выполнения бюджетов.
Процесс бюджетирования носитнепрерывный, или скользящий ха­рактер. Исходя из плановых финансовыхпоказателей, установленных на год, в течение текущего финансовогопланирования (до наступле­ния планового периода) разрабатываютсистему квартальных бюдже­тов. В рамках квартальных бюджетов составляютмесячные бюджеты. Такое скользящее бюджетирование гарантируетнепрерывность опе­ративного финансового планирования напредприятии.
Основная идея системы бюджетированиясостоит в том, что ключе­вые параметры экономической деятельностипредприятия уточняют на уровне его отдельных структурныхподразделений (филиалов) по информации о видах доходов и расходов.Для этого создают соответ­ствующие центры ответственности: доходов, расходов,прибыли и ин­вестиций. Центр ответственности — это набор статейбюджета пред­приятия (объединенных по общему признаку), запланирование и выполнение которых несет ответственностьодин из ведущих менед­жеров предприятия или руководительструктурного подразделения. В рамках процесса бюджетированияруководитель центра ответствен­ности отвечает за:
•    организациюпланирования и нормирования вверенного ему набора статей;
•    правильностьпланирования соответствующих статей бюджета;
•    контрольза выполнением плановых параметров статей бюджета;
•    принятиерешений но устранению отклонении плановых статей
бюджета от фактических параметров (если такие отклонения
превышают 5%).
По сравнению с другимиинструментами финансового планирова­ния и управленияпредприятием бюджетирование обладает рядом очевидных преимуществ1:
•    планируетдеятельность предприятия в целом путем координа­ции работы ведущихспециалистов отделов и служб;
•    оказываетположительное воздействие на мотивацию и настрой
коллектива;
•    позволяетусовершенствовать процесс распределения ресурсов;
•   помогает менеджерам низового звена понятьсвою роль на пред­приятии;
•    помесячноепланирование бюджетов структурных подразделе­нии предоставляетпользователям более реальную информациюоб объеме доходов и расходов, чем бухгалтерская истатистиче­ская отчетность;
•    врамках утвержденных месячных бюджетов структурным под­разделениямпредприятия предоставлена большая самостоятельность в использовании средств;
•    минимизациячисла показателей бюджетов позволяет снизить
затраты рабочего времени персонала финансово-экономических
служб предприятия;
•    позволяетболее эффективно расходовать денежные ресурсы
__________________________________________________________
1. [источник №3]
предприятия, что особенно важно в условияхдефицита денежной наличности;
•    служитинструментом сравнения достигнутых и желаемых ре­зультатов.
Следует иметь в виду, чтопри внедрении системы бюджетирования у предприятия могутвозникнуть определенные трудности:
•    высокиезатраты на разработку и реализацию данной системы;
•    конфликты между менеджерамиструктурных подразделений и
специалистами финансово-экономических служб;
•    стремлениеполучить больше ресурсов для успешной реализации
бюджета;
•    распространениенедостоверной информации о бюджетах по неформальным каналам и др.
Однако эти трудности не носятобъективного характера и вполне преодолимыв процессе внедрения новой системы финансового управ­ленияи контроля. Следовательно, система бюджетирования помогает руководителями ведущим специалистам предприятий более эффек­тивно управлятьпроизводственно-коммерческим процессом, особен­но в условияхдефицита денежных средств. Сравнивая фактические результаты спараметрами бюджетов, можно установить, какие расхо­ды требуют особого контроляи за счет каких факторов возможно уве­личить доходы предприятия.
Роль бюджетов в принятии финансовых решений.
Роль бюджетов в финансовом управлении ипринятии решении определяется следующими аспектами:
•    помощьв планировании хозяйственных операций;
•    координацияв деятельности различных подразделений предприятия и обеспечениегармоничности их развития;
•    необходимостьв доведении планов до руководителей различных
центров ответственности;
•    стимулирование(мотивация) труда руководителей (ведущих
менеджеров) по достижению целей предприятия;
•    оценкаэффективности работы руководителей и специалистов.
Рассмотрим данные аспекты болееподробно.
Принятие ключевых решений попланированию хозяйственных операций —составная часть процесса перспективного планирования. Процесссоставления годового бюджета предполагает его конкретиза­циюв поквартальной (помесячной) разбивке показателей. Если годо­войбюджет отсутствует, то проблемы повседневной деятельности мо­гутсклонить руководителя отказаться от планирования будущих операций.
Составление годовогобюджета предполагает, что руково­дители будут планировать будущие операции,принимая во внимание возможные изменения условий деятельностипредприятия в следу­ющем году и принимать меры по нейтрализациибудущих негативных явлений. Процесс бюджетирования заставляетруководителей пред­видеть проблемы до того, как они возникнут, игарантирует от непро­думанных поспешных решений, представляющихопасность для пред­приятия.
При помощи бюджетов действия различныхподразделений могут быть согласованы и сведены воедино. При отсутствии общего руководствакаждый менеджер может принимать свое решение, пола­гая,что оно в наибольшей мере отвечает интересам хозяйствующего субъекта. Вотдельных случаях интересы одного руководителя могут противоречитьинтересам других ведущих специалистов отделов и служб.
Таким образом, состав­ление бюджета вынуждаетруководителей изучать взаимоотношения своего подразделения с другими и впроцессе такого изучения пред­видеть и разрешать возможные конфликты.Проблематично, что пер­вый вариант проекта бюджета обеспечит гармонизацию всехнаправ­лений деятельности предприятия.
Правильно составленный бюджет способствуеткоординации различных видов деятельности предприя­тияи обеспечивает согласованность действий всех его структурных подразделений.Бюджет может быть полезным инструментом воз­действия на работу руководителей,побуждая их действовать в на­правлении достижения главной целипредприятия.
Бюджет выра­жает собой тепараметры (доходы, расходы, прибыль и др.), в достижении которыхпри определенных условиях могут быть заин­тересованы руководителиподразделений (филиалов). Однако бюд­жеты могут стать причинойнеэффективной работы и противоречий между руководителями.
Если сотрудники предприятия принимали активноеучастие в разработке бюджетов и если руководители всегда обращаютсяк ним за помощью в управлении отделами и службами, тоони могут стимулировать их эффективную работу. Однако если бюджетпродиктован сверху и скорее представляет собой приказ, то егоисполнение может вызвать противодействие персонала и прине­стибольше вреда, чем пользы.
Бюджет помогает руководителям в управлениидеятельностью и ее контроле в том подразделении пред­приятия,за которое они отвечают.
Сравнивая фактические резуль­татыс плановыми показателями различных видов расходов, руко­водителимогут установить, какие из них не соответствуют первоначальному плануи поэтому требуют их пристального внима­ния. Данный процесспозволяет наладить систему контроля затрат по отклонениям, когдаусилия руководителя концентрируются на показателях, которые существенно превышаютбюджетные значения.
Изучая причины отклонении, руководители должны знать та­кие недостатки, как закупка материалов низкогокачества, обязатель­ное соблюдение монтажной нормы и транзитной нормыотгрузки. Работа руководителя нередкооценивается пост успехам в исполне­ниибюджета. Некоторые фирмы устанавливают своим сотрудникам вознаграждения, исходя из их способностейдостигать целей, наме­ченных вжестком бюджете, или ставят их продвижение по службе с учетом исполнения бюджета. Кроме того,руководитель может сам оценить своиспособности.
Бюджет представляет собой полезный инструментинформирования руководителей отом, насколько эф­фективно они исполняют свои обязанности пореализации задач, предусмотренных в плане. Фирма будет функционировать эффек­тивно только при наличии полной и достовернойинформации. Это необходимо для того,чтобы подразделения предприятия имели ре­альное представление о его планах и экономической политике.
Каж­дый работник должен четко понимать своюроль в исполнении бюджета, что обеспечиваетего личную ответственность за выполнение плановых показателей.С помощью бюджета высшее руководство информирует о своихнамерениях руководителей более низких уров­ней таким образом, чтобы все сотрудники четкопредставляли эти намерения и координировалисвои действия. Информация передает­сяне только через бюджет, много жизненно важных сведений посту­пает и процессе его подготовки. Процедурыформирования и испол­нения бюджетаслужат нескольким целям, и некоторые из последних могут противоречить одна другой.
Виды и содержание бюджетов.
Система бюджетирования на любом предприятиисостоит из двух ключевых подсистем:
•    бюджетовструктурных подразделений, составляемых по центрам ответственности(центрам финансового учета);
•    сквозного(сводного) бюджета, характеризующего деятельность
предприятия в целом.
Система бюджетовподразделяется также на операционный и фи­нансовый бюджеты.
Операционный бюджетвключает в себя бюджет доходов и расхо­дов, базой для разработкикоторого являются более частные бюдже­ты: производства; продажипродукции; прочих доходов; затрат на ма­териалы и энергию; оплатытруда; амортизационных отчислений; общепроизводственных иобщехозяйственных расходов; налоговый и др.
Финансовый бюджет состоит из бюджетадвижения денежных средств и прогнозного баланса активов ипассивов (бюджета по балан­совому листу).
Состав­лениебюджета доходов и расходов является отправной точкой про­цессасквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный бюджетпредставляет собой расчетную оценку доходов и расходов, атакже их структуру на предстоящий период. Доходную и расходную частьбюджета вычисляют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходнуючасть бюджета разделяют на три составляющие:
1)         доходы от реализации продукции;
2)                    доходы от прочей текущей деятельности;
3)                    доходы по финансовой деятельности.
Расходная часть состоит из текущих расходов,связанных с произ­водством и сбытом продукции; расходов навыплату налогов; расхо­дов по финансовой деятельности.
Необходимо отметить, что пересмотрбюджета доходов и расходов возможен в случаях:
•    егодефицита (превышения расходов над доходами);
•    еслиплановая рентабельность продаж и собственного капитала
находится, по мнению руководства, па недостаточномуровне (отношение профицита бюджета к объему продаж и собственномукапиталу), что не позволяет в полной мере реализовать эффект финансового рычага.
Концентрация всехвидов планируемых де­нежных потоков получает отражение вспециальном финансовом документе — бюджете движения денежныхсредств. Бюджет движения денежных средств составляютв несколько этапов:
♦  бюджетпоступлений от реализации продукции (он необходим
также для разработки бюджета доходов и расходов);
♦  бюджетпрочих поступлений;
♦  бюджетзакупок материалов;
♦  бюджетплатежей по оплате труда;
♦  бюджетвыплат по общепроизводственным расходам;
♦  бюджетвыплат по общехозяйственным расходам;
♦  бюджетналоговых платежей (включая косвенные налоги);
♦  бюджетвыплат по финансовой деятельности;
♦ сводныйбюджет движения денежных средств.


Условия создания системы эффективного бюджетного управления.
Процесс бюджетирования на многих предприятиях протекает в усло­виях экономической нестабильности иотсутствия четких перспектив развития1.   
Прежде всего данный процесс должениметь организацион­ное, информационное и кадровое обеспечение, а такжевозможность оперативного проведения аналитических процедур (быстрый сбор и анализ собираемых данных), на что специалистыпредприятия затра­чивают много времени.
Наиболее характерный недостатоксоставляе­мых бюджетов — слабая вовлеченность конкретных исполнителей в процессбюджетирования и управления (принятия решений), слож­ностьформирования гибкой системы оценки результатов деятельно­стиструктурных подразделений (цехов, отделов, служб и др.).
Основ­ные проблемы бюджетирования:
•    четконе обозначена концепция управления;
•    отсутствуетуправленческий (производственный) учет;
•    основойбюджетирования служат фактические данные бухгалтерского учета;
1. [источник №5]
•    процедурыучета, анализа, планирования и контроля не формализованы, неразграничена ответственность должностных лиц;
•не определены принципы централизации идецентрализации.
Следовательно, для успешногоформирования и функционирова­ния системы бюджетного управлениянеобходимо соблюдение ряда обязательных условий.
1.  Целесообразносоздание новой организационной структуры управленияпредприятием, определяющей права и ответственность
руководителей подразделений, а также структуры бизнес-процессов,влияющих на скорость и качество внутрифирменного планирования.
2.        Обязательна интеграция бюджетирования сорганизационной и
информационной структурами предприятия и системой испол­нения  бизнес-процессов  (производством товаров).  Наиболее предпочтительным являетсяподход, когда происходит закрепле­ние организационнойструктуры в соответствии с целями и зада­чами предприятия, а такжеситуацией во внешней среде. После этого определяют правила движения информации(документов,
регистров, отчетов и др.),которая отражает результаты деятельности предприятия в целом иего подразделений (филиалов).
3.         Для успешногопланирования целесообразно стандартизировать учетные данные с целью ихсовместного использования всемиструктурными подразделениями (бизнес-центрами, цен­трами ответственности и т. д.).
В этих целях необходиморазработать следующие внутренние нор­мативные документы:
•    положениео конвертации и консолидации данных бухгалтерско­го учета;
•    плансчетов налогового учета;
•    положениео формировании налоговой отчетности;
•    положениео системе управленческого учета и отчетности;
•    классификаторпервичных элементов производственной логис­тики, идентифицированных вовремени и пространстве;
•    классификаторпервичных планово-учетных единиц бюджетно­го управления и др.
4.        Необходимо четкое структурирование всехпроцессов, распределение функций и ответственности конкретных лиц за резуль­татыхозяйственной деятельности структурных подразделений. Соблюдение этого условияпозволяет автоматизировать все не­обходимые для этого операции и значительноупростить систе­му бюджетирования.
5.    Внедрение бюджетированиядолжно базироваться  на  каче­ственном финансовом анализе,прогнозировании тенденций рыночнойконъюнктуры, учете факторов, влияющих на сбыт продукции, а следовательно, на финансовые результаты. В этих целях необходимо провести следующую работу:
•    составитьнабор аналитических показателей для подразделе­ний;
•    обеспечитьих сопоставимость во времени и пространстве;
•    определитьнабор стандартных аналитических форм.
6.         Внедрение бюджетированиясопровождается разработкой учет­нойполитики (выбор центров финансового учета (ЦФУ), сис­темы осуществления бухгалтерского учета, типологиибухгал­терских проводок, которыеможно использовать для описания хозяйственныхситуаций, процедур консолидации информации и определения финансовых результатов). Чтобы данные бухгалтерского учета были пригодными для финансовогоанализа и контроля, они должны бытьдополнены системой управлен­ческогоучета, что позволит достоверно распределить затраты по ЦФУ, бизнес-процессам и т. д.
7.   В конечном итоге окончательный контурбюджетного управле­ния должен включать:
•    формулированиецелей и задач предприятия;
•    финансовоепланирование и контроль за реализацией планов;
•    учети контроль результатов;
•    расчетпараметров для анализа отклонений от плана;
•    принятиерешений по регулированию отклонений (сохранение
положительных отклонений и устранение отрицательных).
В любом случае перед руководствомпредприятия стоит сложная за­дача: квалифицированно внедрить системыбюджетного управления, одновременно решив две проблемы —организационную и техническую. Обязательным условием формированиясистемы бюджетирования яв­ляется разработка регламента, определяющегопоследовательность по­строения бюджетов, поскольку каждый из нихтребует не только согла­сования со смежными бюджетами, но и сдругими функциями управления предприятием.
Периодбюджетирования.
Подготовка к разработке бюджетов наследующий год должна начи­наться за несколько месяцев до началаэтого года. Если бюджет основан на календарном годе, топредварительные разработки целесообразно начинать с 1 октября.Бюджет может охватывать любой временной пе­риод. Однако чем большийвременный лаг выражает бюджет, тем он ме­нее надежен. Краткосрочныйбюджет (в пределах календарного года) более надежен и отражаетсодержание оперативных планов и тактиче­ские действия предприятия.
Период бюджетирования зависит от тактическихзадач и необходимости применения бюджетирования для их решения. Он зависит от объектовпроизводства и продаж, техноло­гии и цикла производства,достоверности данных об ассортименте про­дукции, сезонности, оборачиваемости запасов, наличия ресурсов (мате­риальных, трудовых и финансовых),уровня предпринимательского риска и государственного регулирования(налоговые ставки, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, учетнаяставка банковского про­цента и др.).
Сезонные колебания возникают подвлиянием ряда факто­ров объективного характера (климатическиеусловия, возможности транспортировки сырьяи материалов, поставкиэнергоресурсов и т. д.) и могут значительно влиять на покупательскийспрос, поставки материальных ресурсов и состояние запасов на предприятии.
Детализированный бюджет длякаждого структурного подразделения (филиала, центраответственности и др.) обычно разрабатывают на определенный период. Годовойбюджет можно разделить на двенадцать месячных. Он можетбыть также распределен по месяцам на первые три месяца и по кварталам на оставшиеся девятьмесяцев. В течение года квартальные бюджеты делятся на месячные. Последние изних могут быть детализи­рованы по декадам и пятидневкам. Например, втечение первого квар­тала с появлением новой информации могут быть измененыбюджеты на последующие три квартала и будет подготовлен план напервый квартал следующего года.
Данный процесс называют непрерывным, илискользящим, составлением бюджета, что гарантирует наличие двенадцатимесячногобюджета, к которому добавляют бюджет на предстоящий квартал, кактолько истекает срок бюджета предыду­щего квартала. В течение года период, на который составленбюджет, будетсокращаться, и так до тех пор, пока не будет составлен бюджет на следующий год.
Итак, скользящие бюджеты гарантируютнепрерыв­ность планирования — это не единовременное событие,происходящее один раз в году, а последовательный процесс, когдаруководители чув­ствуют необходимость заглядыватьвперед и пересматривать планы на будущее.
Более того, вполне вероятно, чтофактические результаты бу­дут сравниваться с более реалистичнымиплановыми параметрами, по­сколькуоперативные бюджеты систематически пересматривают и кор­ректируют.
Поскольку бюджеты пересматривают в концекаждого квартала или месяца, то существует опасность, чторуководители не бу­дут уделять достаточного внимания подготовкебюджетов на следую­щий период, поскольку знают, что они,возможно, изменяться в процес­се ежеквартального пересмотра. Однакоданный негативный фактор блокируется необходимостью соблюдатьдолжностные обязанности инструкциина каждом предприятии, что предусматривают в соответствующих положениях обюджетном управлении.
Непрерывностьбюджетирования в значительной мере обеспечива­ют с помощьюприменения различных компьютерных технологий. Они помогают быстро иточно выполнять финансовые расчеты, про­водить необходимые сравнения ипостоянно отслеживать результаты отклонений от планов.Моделируя различные ситуации, руководи­тель (менеджер) выбирает изнабора альтернатив наилучшийспособ действий. Еслиего не устраивают результативные показатели, то он вправеизменить свои решения и установки. Существует также специ­альное программноеобеспечение для бюджетирования.
Технология разработки бюджетов.
Бюджет является высокоэффективным инструментом внутрифирменногофинансового планирования и позволяет оперативно коор­динировать и оцениватьдеятельность структурных подразделении предприятия.
 С бюджета начинается процесспостановки конкрет­ных задач коммерческой деятельности. Отклонения от плановых показателейв процессе исполнения краткосрочных бюджетов служат сигналом руководителям для принятия действенных мер по устране­ниюнегативных отклонений. В состав процедур финансового управ­лениявключают: бюджетирование, привлечение заемных средств и размещениевременно свободных денежных ресурсов на финансовом рынке. По отношению кбюджетированию две последниепроцедуры занимают подчиненное положение. Это вызвано тем, что безчеткого управления и контроля за денежными потоками внутри предприятия действияпо привлечению и размещению денежных средств могут ока­заться неэффективными и не приведут к укреплению финансовой ус­тойчивостии платежеспособности субъектахозяйствования. Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощьюбюджет­ных форм, инструкций и процедур, разработанных самимпредприя­тием.
На этапе первоначальнойподготовки бюджета управление процес­сом бюджетирования обычноначинают с назначения директора по бюджету. Он отвечает заподготовительный процесс, стандартизацию плановых форм, сбор и анализ данных,проверку информации и пред­ставление отчетов. Директором побюджету обычно назначают финан­сового директора (вице-президента поэкономике и финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта икоординирует деятельность отделов и служб.
Комитет по бюджету — этосоставленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, котораяможет вклю­чать и внешн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лизинг и факторинг в РФ и развитых странах
Реферат Личностные и профессиональные требования к специалисту службы маркетинга
Реферат Система управління базою даних відділу кадрів в середовищі FoxPro
Реферат Разработка технологии полимеризационного наполнения ПКА дисперсными наполнителями
Реферат Определение понятия почва и плодородие в трудах классиков почвоведения
Реферат Негармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания
Реферат Сглаживание экспоненциальным методом
Реферат Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости
Реферат Легированные стали
Реферат Бельский, Алексей Иванович
Реферат Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
Реферат Fast food and everything about him
Реферат Идея обреченности «темного царства» в драме «Гроза»
Реферат 1. Затвердити Положення про загальноосвітню школу-інтернат та загальноосвітню санаторну школу-інтернат (додається)
Реферат Основные принципы социальной педагогики