ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Белгородскийинженерно-экономический институт
Кафедра экономики,маркетинга и менеджмента
Курсовой проект
По дисциплине: бюджетирование
На тему: «Организация бюджетирования»
Выполнила: ст-ка гр. ЭКБ-55
Руководитель: Г.З. Акимова
Белгород 2005
Содержание:
1. Теоретическая часть: организация бизнеса………………3
2. Задача……………………………………………………….25
Введение.
Бюджетирование-это система краткосрочного планирования, учета и контроляресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрамответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализироватьпрогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управлениябизнес-процессами.
Бюджет предприятия(Главный бюджет) представляет собойсистему взаимосвязанных бюджетов и в структурированной форме описывает ожиданияменеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций впланируемом периоде. Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов (плановые сметыосновных бизнес-процессов) и системуфинансовых бюджетов. Соответственно, с точки зрения последовательностиподготовки документов процесс бюджетирования может быть условно разбит на двеосновных части, каждая из которых является законченным этапом планирования: 1)подготовка операционных бюджетов, 2) подготовка финансовых бюджетов.
Организациябюджетирования позволяет согласоватьдеятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегическойцели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включаютплановые и отчетные (фактические) данные.
Вбюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетированияобеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижениюзапланированных финансовых показателей в результате образования, распределенияи использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания,деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования иизменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Цель и задача бюджетирования.
Внутрифирменное финансовое планирование предполагает использованиеразличных бюджетов. Разработка бюджетов является составной частьюфинансового менеджмента.
Бюджетирование — это процесс разработкии формирования плановых бюджетов, объединяющих планы руководства предприятии и в первую очередь производственные,маркетинговые и финансовые планы. Бюджеты являются инструментомфинансового планирования (прогнозирования), и контроля задеятельностью компании и ее структурных подразделений.
Для организациибюджетирования должны быть решены основные задачи:
• установлениеобъектов бюджетирования;
• разработка системы бюджетов — операционных ифинансовых;
• расчет соответствующих показателей бюджетов;
• вычислениенеобходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовуюустойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
• расчетвеличины внутреннего и внешнего финансирования,вы
явление резервов их дополнительного привлечения;
• прогноздоходов, расходов и капитала предприятия.
В общей системе бюджетоввыделяют основной (консолидированный) и локальные бюджеты.
Основнойбюджет— это финансовое, количественно определенное выражениемаркетинговых и производственных планов, необходимых для достиженияпоставленных целей.
Локальные бюджетыслужат исходной информационной базой длясоставления основного бюджета.
Главной причиной, покоторой предприятие теряет значительную часть своих доходов, несоставляя основной бюджет, является отсутствие достоверных сведений об ихпокупателях и рынках сбыта. В результате возникают трудности с прогнозированиемреального объема производства и продаж продукции (услуг).
Важное значение с позицииоптимизации доходов имеет не только правильное составление основного бюджета на предстоящийпериод (месяц, квартал, год), но и систематический контроль за его выполнением, что помогает минимизироватьнепредвиденные финансовые потери. Подобный контрольпредполагает выявление размера отклонений фактических показателейот плановых, зафиксированных в бюджете, и принятиеоперативных мер по их устранению. Определение отклонений, а значит, иконтролирование, необходимо осуществлять исходя из горизонтабюджетирования: в месячном бюджете — еженедельно; в квартальном —ежемесячно; в годовом бюджете — ежеквартально. Контроль имманентно присущбюджетированию. В процессе контроля собирают необходимуюинформацию и анализируют результаты выполнения бюджетов.
Процесс бюджетирования носитнепрерывный, или скользящий характер. Исходя из плановых финансовыхпоказателей, установленных на год, в течение текущего финансовогопланирования (до наступления планового периода) разрабатываютсистему квартальных бюджетов. В рамках квартальных бюджетов составляютмесячные бюджеты. Такое скользящее бюджетирование гарантируетнепрерывность оперативного финансового планирования напредприятии.
Основная идея системы бюджетированиясостоит в том, что ключевые параметры экономической деятельностипредприятия уточняют на уровне его отдельных структурныхподразделений (филиалов) по информации о видах доходов и расходов.Для этого создают соответствующие центры ответственности: доходов, расходов,прибыли и инвестиций. Центр ответственности — это набор статейбюджета предприятия (объединенных по общему признаку), запланирование и выполнение которых несет ответственностьодин из ведущих менеджеров предприятия или руководительструктурного подразделения. В рамках процесса бюджетированияруководитель центра ответственности отвечает за:
• организациюпланирования и нормирования вверенного ему набора статей;
• правильностьпланирования соответствующих статей бюджета;
• контрольза выполнением плановых параметров статей бюджета;
• принятиерешений но устранению отклонении плановых статей
бюджета от фактических параметров (если такие отклонения
превышают 5%).
По сравнению с другимиинструментами финансового планирования и управленияпредприятием бюджетирование обладает рядом очевидных преимуществ1:
• планируетдеятельность предприятия в целом путем координации работы ведущихспециалистов отделов и служб;
• оказываетположительное воздействие на мотивацию и настрой
коллектива;
• позволяетусовершенствовать процесс распределения ресурсов;
• помогает менеджерам низового звена понятьсвою роль на предприятии;
• помесячноепланирование бюджетов структурных подразделении предоставляетпользователям более реальную информациюоб объеме доходов и расходов, чем бухгалтерская истатистическая отчетность;
• врамках утвержденных месячных бюджетов структурным подразделениямпредприятия предоставлена большая самостоятельность в использовании средств;
• минимизациячисла показателей бюджетов позволяет снизить
затраты рабочего времени персонала финансово-экономических
служб предприятия;
• позволяетболее эффективно расходовать денежные ресурсы
__________________________________________________________
1. [источник №3]
предприятия, что особенно важно в условияхдефицита денежной наличности;
• служитинструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Следует иметь в виду, чтопри внедрении системы бюджетирования у предприятия могутвозникнуть определенные трудности:
• высокиезатраты на разработку и реализацию данной системы;
• конфликты между менеджерамиструктурных подразделений и
специалистами финансово-экономических служб;
• стремлениеполучить больше ресурсов для успешной реализации
бюджета;
• распространениенедостоверной информации о бюджетах по неформальным каналам и др.
Однако эти трудности не носятобъективного характера и вполне преодолимыв процессе внедрения новой системы финансового управленияи контроля. Следовательно, система бюджетирования помогает руководителями ведущим специалистам предприятий более эффективно управлятьпроизводственно-коммерческим процессом, особенно в условияхдефицита денежных средств. Сравнивая фактические результаты спараметрами бюджетов, можно установить, какие расходы требуют особого контроляи за счет каких факторов возможно увеличить доходы предприятия.
Роль бюджетов в принятии финансовых решений.
Роль бюджетов в финансовом управлении ипринятии решении определяется следующими аспектами:
• помощьв планировании хозяйственных операций;
• координацияв деятельности различных подразделений предприятия и обеспечениегармоничности их развития;
• необходимостьв доведении планов до руководителей различных
центров ответственности;
• стимулирование(мотивация) труда руководителей (ведущих
менеджеров) по достижению целей предприятия;
• оценкаэффективности работы руководителей и специалистов.
Рассмотрим данные аспекты болееподробно.
Принятие ключевых решений попланированию хозяйственных операций —составная часть процесса перспективного планирования. Процесссоставления годового бюджета предполагает его конкретизациюв поквартальной (помесячной) разбивке показателей. Если годовойбюджет отсутствует, то проблемы повседневной деятельности могутсклонить руководителя отказаться от планирования будущих операций.
Составление годовогобюджета предполагает, что руководители будут планировать будущие операции,принимая во внимание возможные изменения условий деятельностипредприятия в следующем году и принимать меры по нейтрализациибудущих негативных явлений. Процесс бюджетирования заставляетруководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, игарантирует от непродуманных поспешных решений, представляющихопасность для предприятия.
При помощи бюджетов действия различныхподразделений могут быть согласованы и сведены воедино. При отсутствии общего руководствакаждый менеджер может принимать свое решение, полагая,что оно в наибольшей мере отвечает интересам хозяйствующего субъекта. Вотдельных случаях интересы одного руководителя могут противоречитьинтересам других ведущих специалистов отделов и служб.
Таким образом, составление бюджета вынуждаетруководителей изучать взаимоотношения своего подразделения с другими и впроцессе такого изучения предвидеть и разрешать возможные конфликты.Проблематично, что первый вариант проекта бюджета обеспечит гармонизацию всехнаправлений деятельности предприятия.
Правильно составленный бюджет способствуеткоординации различных видов деятельности предприятияи обеспечивает согласованность действий всех его структурных подразделений.Бюджет может быть полезным инструментом воздействия на работу руководителей,побуждая их действовать в направлении достижения главной целипредприятия.
Бюджет выражает собой тепараметры (доходы, расходы, прибыль и др.), в достижении которыхпри определенных условиях могут быть заинтересованы руководителиподразделений (филиалов). Однако бюджеты могут стать причинойнеэффективной работы и противоречий между руководителями.
Если сотрудники предприятия принимали активноеучастие в разработке бюджетов и если руководители всегда обращаютсяк ним за помощью в управлении отделами и службами, тоони могут стимулировать их эффективную работу. Однако если бюджетпродиктован сверху и скорее представляет собой приказ, то егоисполнение может вызвать противодействие персонала и принестибольше вреда, чем пользы.
Бюджет помогает руководителям в управлениидеятельностью и ее контроле в том подразделении предприятия,за которое они отвечают.
Сравнивая фактические результатыс плановыми показателями различных видов расходов, руководителимогут установить, какие из них не соответствуют первоначальному плануи поэтому требуют их пристального внимания. Данный процесспозволяет наладить систему контроля затрат по отклонениям, когдаусилия руководителя концентрируются на показателях, которые существенно превышаютбюджетные значения.
Изучая причины отклонении, руководители должны знать такие недостатки, как закупка материалов низкогокачества, обязательное соблюдение монтажной нормы и транзитной нормыотгрузки. Работа руководителя нередкооценивается пост успехам в исполнениибюджета. Некоторые фирмы устанавливают своим сотрудникам вознаграждения, исходя из их способностейдостигать целей, намеченных вжестком бюджете, или ставят их продвижение по службе с учетом исполнения бюджета. Кроме того,руководитель может сам оценить своиспособности.
Бюджет представляет собой полезный инструментинформирования руководителей отом, насколько эффективно они исполняют свои обязанности пореализации задач, предусмотренных в плане. Фирма будет функционировать эффективно только при наличии полной и достовернойинформации. Это необходимо для того,чтобы подразделения предприятия имели реальное представление о его планах и экономической политике.
Каждый работник должен четко понимать своюроль в исполнении бюджета, что обеспечиваетего личную ответственность за выполнение плановых показателей.С помощью бюджета высшее руководство информирует о своихнамерениях руководителей более низких уровней таким образом, чтобы все сотрудники четкопредставляли эти намерения и координировалисвои действия. Информация передаетсяне только через бюджет, много жизненно важных сведений поступает и процессе его подготовки. Процедурыформирования и исполнения бюджетаслужат нескольким целям, и некоторые из последних могут противоречить одна другой.
Виды и содержание бюджетов.
Система бюджетирования на любом предприятиисостоит из двух ключевых подсистем:
• бюджетовструктурных подразделений, составляемых по центрам ответственности(центрам финансового учета);
• сквозного(сводного) бюджета, характеризующего деятельность
предприятия в целом.
Система бюджетовподразделяется также на операционный и финансовый бюджеты.
Операционный бюджетвключает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработкикоторого являются более частные бюджеты: производства; продажипродукции; прочих доходов; затрат на материалы и энергию; оплатытруда; амортизационных отчислений; общепроизводственных иобщехозяйственных расходов; налоговый и др.
Финансовый бюджет состоит из бюджетадвижения денежных средств и прогнозного баланса активов ипассивов (бюджета по балансовому листу).
Составлениебюджета доходов и расходов является отправной точкой процессасквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный бюджетпредставляет собой расчетную оценку доходов и расходов, атакже их структуру на предстоящий период. Доходную и расходную частьбюджета вычисляют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходнуючасть бюджета разделяют на три составляющие:
1) доходы от реализации продукции;
2) доходы от прочей текущей деятельности;
3) доходы по финансовой деятельности.
Расходная часть состоит из текущих расходов,связанных с производством и сбытом продукции; расходов навыплату налогов; расходов по финансовой деятельности.
Необходимо отметить, что пересмотрбюджета доходов и расходов возможен в случаях:
• егодефицита (превышения расходов над доходами);
• еслиплановая рентабельность продаж и собственного капитала
находится, по мнению руководства, па недостаточномуровне (отношение профицита бюджета к объему продаж и собственномукапиталу), что не позволяет в полной мере реализовать эффект финансового рычага.
Концентрация всехвидов планируемых денежных потоков получает отражение вспециальном финансовом документе — бюджете движения денежныхсредств. Бюджет движения денежных средств составляютв несколько этапов:
♦ бюджетпоступлений от реализации продукции (он необходим
также для разработки бюджета доходов и расходов);
♦ бюджетпрочих поступлений;
♦ бюджетзакупок материалов;
♦ бюджетплатежей по оплате труда;
♦ бюджетвыплат по общепроизводственным расходам;
♦ бюджетвыплат по общехозяйственным расходам;
♦ бюджетналоговых платежей (включая косвенные налоги);
♦ бюджетвыплат по финансовой деятельности;
♦ сводныйбюджет движения денежных средств.
Условия создания системы эффективного бюджетного управления.
Процесс бюджетирования на многих предприятиях протекает в условиях экономической нестабильности иотсутствия четких перспектив развития1.
Прежде всего данный процесс должениметь организационное, информационное и кадровое обеспечение, а такжевозможность оперативного проведения аналитических процедур (быстрый сбор и анализ собираемых данных), на что специалистыпредприятия затрачивают много времени.
Наиболее характерный недостатоксоставляемых бюджетов — слабая вовлеченность конкретных исполнителей в процессбюджетирования и управления (принятия решений), сложностьформирования гибкой системы оценки результатов деятельностиструктурных подразделений (цехов, отделов, служб и др.).
Основные проблемы бюджетирования:
• четконе обозначена концепция управления;
• отсутствуетуправленческий (производственный) учет;
• основойбюджетирования служат фактические данные бухгалтерского учета;
1. [источник №5]
• процедурыучета, анализа, планирования и контроля не формализованы, неразграничена ответственность должностных лиц;
•не определены принципы централизации идецентрализации.
Следовательно, для успешногоформирования и функционирования системы бюджетного управлениянеобходимо соблюдение ряда обязательных условий.
1. Целесообразносоздание новой организационной структуры управленияпредприятием, определяющей права и ответственность
руководителей подразделений, а также структуры бизнес-процессов,влияющих на скорость и качество внутрифирменного планирования.
2. Обязательна интеграция бюджетирования сорганизационной и
информационной структурами предприятия и системой исполнения бизнес-процессов (производством товаров). Наиболее предпочтительным являетсяподход, когда происходит закрепление организационнойструктуры в соответствии с целями и задачами предприятия, а такжеситуацией во внешней среде. После этого определяют правила движения информации(документов,
регистров, отчетов и др.),которая отражает результаты деятельности предприятия в целом иего подразделений (филиалов).
3. Для успешногопланирования целесообразно стандартизировать учетные данные с целью ихсовместного использования всемиструктурными подразделениями (бизнес-центрами, центрами ответственности и т. д.).
В этих целях необходиморазработать следующие внутренние нормативные документы:
• положениео конвертации и консолидации данных бухгалтерского учета;
• плансчетов налогового учета;
• положениео формировании налоговой отчетности;
• положениео системе управленческого учета и отчетности;
• классификаторпервичных элементов производственной логистики, идентифицированных вовремени и пространстве;
• классификаторпервичных планово-учетных единиц бюджетного управления и др.
4. Необходимо четкое структурирование всехпроцессов, распределение функций и ответственности конкретных лиц за результатыхозяйственной деятельности структурных подразделений. Соблюдение этого условияпозволяет автоматизировать все необходимые для этого операции и значительноупростить систему бюджетирования.
5. Внедрение бюджетированиядолжно базироваться на качественном финансовом анализе,прогнозировании тенденций рыночнойконъюнктуры, учете факторов, влияющих на сбыт продукции, а следовательно, на финансовые результаты. В этих целях необходимо провести следующую работу:
• составитьнабор аналитических показателей для подразделений;
• обеспечитьих сопоставимость во времени и пространстве;
• определитьнабор стандартных аналитических форм.
6. Внедрение бюджетированиясопровождается разработкой учетнойполитики (выбор центров финансового учета (ЦФУ), системы осуществления бухгалтерского учета, типологиибухгалтерских проводок, которыеможно использовать для описания хозяйственныхситуаций, процедур консолидации информации и определения финансовых результатов). Чтобы данные бухгалтерского учета были пригодными для финансовогоанализа и контроля, они должны бытьдополнены системой управленческогоучета, что позволит достоверно распределить затраты по ЦФУ, бизнес-процессам и т. д.
7. В конечном итоге окончательный контурбюджетного управления должен включать:
• формулированиецелей и задач предприятия;
• финансовоепланирование и контроль за реализацией планов;
• учети контроль результатов;
• расчетпараметров для анализа отклонений от плана;
• принятиерешений по регулированию отклонений (сохранение
положительных отклонений и устранение отрицательных).
В любом случае перед руководствомпредприятия стоит сложная задача: квалифицированно внедрить системыбюджетного управления, одновременно решив две проблемы —организационную и техническую. Обязательным условием формированиясистемы бюджетирования является разработка регламента, определяющегопоследовательность построения бюджетов, поскольку каждый из нихтребует не только согласования со смежными бюджетами, но и сдругими функциями управления предприятием.
Периодбюджетирования.
Подготовка к разработке бюджетов наследующий год должна начинаться за несколько месяцев до началаэтого года. Если бюджет основан на календарном годе, топредварительные разработки целесообразно начинать с 1 октября.Бюджет может охватывать любой временной период. Однако чем большийвременный лаг выражает бюджет, тем он менее надежен. Краткосрочныйбюджет (в пределах календарного года) более надежен и отражаетсодержание оперативных планов и тактические действия предприятия.
Период бюджетирования зависит от тактическихзадач и необходимости применения бюджетирования для их решения. Он зависит от объектовпроизводства и продаж, технологии и цикла производства,достоверности данных об ассортименте продукции, сезонности, оборачиваемости запасов, наличия ресурсов (материальных, трудовых и финансовых),уровня предпринимательского риска и государственного регулирования(налоговые ставки, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, учетнаяставка банковского процента и др.).
Сезонные колебания возникают подвлиянием ряда факторов объективного характера (климатическиеусловия, возможности транспортировки сырьяи материалов, поставкиэнергоресурсов и т. д.) и могут значительно влиять на покупательскийспрос, поставки материальных ресурсов и состояние запасов на предприятии.
Детализированный бюджет длякаждого структурного подразделения (филиала, центраответственности и др.) обычно разрабатывают на определенный период. Годовойбюджет можно разделить на двенадцать месячных. Он можетбыть также распределен по месяцам на первые три месяца и по кварталам на оставшиеся девятьмесяцев. В течение года квартальные бюджеты делятся на месячные. Последние изних могут быть детализированы по декадам и пятидневкам. Например, втечение первого квартала с появлением новой информации могут быть измененыбюджеты на последующие три квартала и будет подготовлен план напервый квартал следующего года.
Данный процесс называют непрерывным, илискользящим, составлением бюджета, что гарантирует наличие двенадцатимесячногобюджета, к которому добавляют бюджет на предстоящий квартал, кактолько истекает срок бюджета предыдущего квартала. В течение года период, на который составленбюджет, будетсокращаться, и так до тех пор, пока не будет составлен бюджет на следующий год.
Итак, скользящие бюджеты гарантируютнепрерывность планирования — это не единовременное событие,происходящее один раз в году, а последовательный процесс, когдаруководители чувствуют необходимость заглядыватьвперед и пересматривать планы на будущее.
Более того, вполне вероятно, чтофактические результаты будут сравниваться с более реалистичнымиплановыми параметрами, посколькуоперативные бюджеты систематически пересматривают и корректируют.
Поскольку бюджеты пересматривают в концекаждого квартала или месяца, то существует опасность, чторуководители не будут уделять достаточного внимания подготовкебюджетов на следующий период, поскольку знают, что они,возможно, изменяться в процессе ежеквартального пересмотра. Однакоданный негативный фактор блокируется необходимостью соблюдатьдолжностные обязанности инструкциина каждом предприятии, что предусматривают в соответствующих положениях обюджетном управлении.
Непрерывностьбюджетирования в значительной мере обеспечивают с помощьюприменения различных компьютерных технологий. Они помогают быстро иточно выполнять финансовые расчеты, проводить необходимые сравнения ипостоянно отслеживать результаты отклонений от планов.Моделируя различные ситуации, руководитель (менеджер) выбирает изнабора альтернатив наилучшийспособ действий. Еслиего не устраивают результативные показатели, то он вправеизменить свои решения и установки. Существует также специальное программноеобеспечение для бюджетирования.
Технология разработки бюджетов.
Бюджет является высокоэффективным инструментом внутрифирменногофинансового планирования и позволяет оперативно координировать и оцениватьдеятельность структурных подразделении предприятия.
С бюджета начинается процесспостановки конкретных задач коммерческой деятельности. Отклонения от плановых показателейв процессе исполнения краткосрочных бюджетов служат сигналом руководителям для принятия действенных мер по устранениюнегативных отклонений. В состав процедур финансового управлениявключают: бюджетирование, привлечение заемных средств и размещениевременно свободных денежных ресурсов на финансовом рынке. По отношению кбюджетированию две последниепроцедуры занимают подчиненное положение. Это вызвано тем, что безчеткого управления и контроля за денежными потоками внутри предприятия действияпо привлечению и размещению денежных средств могут оказаться неэффективными и не приведут к укреплению финансовой устойчивостии платежеспособности субъектахозяйствования. Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощьюбюджетных форм, инструкций и процедур, разработанных самимпредприятием.
На этапе первоначальнойподготовки бюджета управление процессом бюджетирования обычноначинают с назначения директора по бюджету. Он отвечает заподготовительный процесс, стандартизацию плановых форм, сбор и анализ данных,проверку информации и представление отчетов. Директором побюджету обычно назначают финансового директора (вице-президента поэкономике и финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта икоординирует деятельность отделов и служб.
Комитет по бюджету — этосоставленная из руководителей верхнего звена консультативная группа, котораяможет включать и внешн