МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ ИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «управление качеством реализации проектов»
Тема: «Методология CCM(CapabilityMaturityModelforSoftware) – модель развитияспособности организации разрабатывать и сопровождать программные продукты) вменеджменте качества проектов»
Руководитель
профессор Пятков Г.Н.
« » сентября 2003 г.
Автор работы
Студент 638 группы
Гребенщиков И.А.
15 сентября 2003 г.
Челябинск
2003 г.
Содержание:
1. Введение 2
2. Причины необходимости внедрения менеджмента качествапри разработке и обеспечении программных продуктов 3
3. Рассмотрение данной проблемы на примере фирмы «Платон»
г. Пенза 3
3.1 Структура СММ (эволюционная модель развитияспособности организации разрабатывать и сопровождать программные продукты).Сопоставление СММ и МС ИСО 9001:2000 4
3.2 Уровниоценки зрелости ОКП (областью ключевых процессов) «управление требованиями» 7
3.3 Уровниоценки зрелости ОКП «планирование проекта» 8
3.4 Уровниоценки зрелости ОКП «управлениедеятельностью — контроль над ходом проекта» 9
3.5 Уровниоценки зрелости ОКП «процессы, связанные с оценкой, выбором иорганизацией работ с поставщиками» 11
3.6 Уровниоценки зрелости ОКП «контролякачества» 12
3.7 Уровни оценки зрелости ОКП«Управление конфигурацией» 14
4. Основные выводы 15
5. Литература 17
Введение
В настоящее время, в условиях конкуренции, перед организациямиставится очевидная задача — завоевать СВОЕГО клиента. А также удержать его. Дляэтого необходимо вовремя установить потребности клиентов и предложить тот самый продукт, которыйполностью удовлетворит эту потребность.
С появлением в России частных организаций, занимающихсяхозяйственной деятельностью, и появлением новых технологий в областипрограммного обеспечения, у организаций возникла потребность в автоматизацииучета этой самой деятельности.
Удовлетворить такую потребность взялись несколько организаций,среди которых московская фирма «1: С». Но одна она просто физически не справлялась с такой задачей. Вследствиечего был создан такой институт как «1: С-Франчайзинг». Таким образом, у фирмыпоявились партнеры – внедренческие организации, занимающиеся удовлетворениемпотребностей в автоматизации учета непосредственно на местах.
Но любая потребность после её удовлетворения, порождает другуюпотребность, и тот, кто вовремя её выявит и предложит варианты ееудовлетворения оказывается в выигрыше.
Основной деятельностью внедренческой фирмы- франчайзиявляется оказание услуг по внедрению в организации автоматизированного учета;то есть непосредственно «на местах» выявляют эти самые потребности и ищутварианты их удовлетворения.
Для внедрения требований МС ИСО серии 9000:2000 необходимо определить наиболее острые проблемы управления предприятиями.В работе охарактеризованы «болезнироссийского менеджмента», некоторые из них рассматриваются авторами на примереинформационных служб, чья деятельность связана с разработкой и сопровождением программногообеспечения (ПО). Такой выбор обусловлен следующими причинами.
I. Использование информационных технологий (ERP-систем, средств телекоммуникаций и т. п.)является залогом эффективного внедрения современных методов управленияпредприятием. Внутренние иформационные службы и внешние консалтинговые организации внедряют и сопровождают данные технологии напредприятии. От качества их работы во многом зависит успех непрерывногоулучшения бизнес-процессов предприятия (BPI — BusinessProcessesImprovement);
II. Именно в области информационных технологий (ИТ) наиболееявно проявляется такой принцип МС ИСО 9000:2000, как «Лидерство». Лидер стремится применять новыеподходы и методы, направленные на эффективное использование вычислительной техники(ВТ) и выявление будущих потребностей пользователя. Лидеры закладывают в информационнойсистеме (ИС) предприятия возможности, которые в текущий момент еще неполностью используются, но в будущем дадут предприятию широкий маневр дляразвития бизнеса.
III. Развитие средствтелекоммуникаций (E-mail,Интернет, ICQи т. п.) готовит революцию в области организациипроизводства, которую можно сравнить с революцией конца XIXв., вызванной развитием железных дорог ииспользованием расписаний. Область программирования и сопровождения ИС — авангардная в новой промышленной революции. Происходит перераспределениецентров производства ПО. Средства телекоммуникаций делают равнозначными рабочиеместа, расположенные в соседних комнатах и удаленные на десятки тысячкилометров друг от друга. Уже сейчас ведущие западные фирмы за счет субподрядчиковиз Индии или России могут удешевить работы в 30 раз и добиться круглосуточногосопровождения ПО, тем самым, повышая качество сопровождения на порядок. Нодля ведущих фирм США, Европы использование субподрядчиков из России связано сриском получить некачественную и несвоевременно исполненную работу. Для Россиисуществует угроза остаться на обочине глобального перераспределения центровразработки ПО. Так, Индия в 1999 г. заработала 2 млрддолл., получая субподрядные работы на разработку ПО и передачу результатовзаказчику через Интернет, Россия — только 70 млндолл.
Некачественная работа российских информационных служб, крометого, является сдерживающим фактором развития всего промышленного сектора вРоссии. Для решения задачи организации работ по развитию ПО с начала 90-хгодов в США (затем и во всем мире) используется методология СММ (CapabilityMaturityModelforSoftware) — Эволюционная модель развития способностикомпании разрабатывать и сопровождать ПО, которую поддерживает SEI(SoftwareEngineeringInstitute) — Институт разработки ПО. Этот институтвходит в состав американского университета Карнеги-Мелона.Использование СММ позволит российским предприятиям поставить разработку ПО напромышленную основу, повысить производственную культуру, гарантироватькачественную работу и исполнение проектов точно в срок.
Далее элементы СММсоотносятся с под-элементами МС ИСО 9001:2000,названия которых заключены в скобки.
СММ рассматривается через призму практического опыта ее внедренияЦентром информационных технологий «Платон» (г. Пенза) в Управлении Информатизации(далее УИ) — служба одного из крупнейших предприятий региона, и в Информационнойорганизации «CIT» (далееCIT).
В УИ до августовского кризиса 1998 г. работала сильная команда,создавшая и сопровождающая ИС предприятия. После него данное предприятие применило«даунсайзиш» (снижение затрат за счет массовогосокращения кадров), в результате произошла потеря лидеров. Вся деятельность УИбазировалась на личностях, а не на процедурах. Бизнес данного предприятиясильно зависел от ИС, поэтому крах последней означал крах самого предприятия. Вэтих условиях началось внедрение СММ. Перед УИ были поставлены следующие цели:
задача минимум — стабилизироватьситуацию эксплуатации и сопровождения ИС (качество ИС не должно упасть посравнению с «докризисным» периодом);
среднесрочная задача — темпыразвития ИС предприятия не должны снижаться в условиях ограничения ресурсов(сохранить качество процессов при снижении стоимости);
задача максимум — добитьсявысокого уровня развития и сопровождения ИС, независимо от внешней ивнутренней среды (добиться постоянного уровня качества ИС).
Достижение данных целей на практике означало решение задачи BPIв УИ и выход на второй уровень СММ снаправлением на третий уровень. Была выполнена только задача минимум.
Сравним результаты, полученные УИ и CIT.
Структура СММ. Сопоставление СММ и МС ИСО 9001:2000
По степени погружения в СММ информационная служба может бытьаттестована по одному из пяти уровней зрелости, представленных на схеме 1(данные уровни соотносятся с уровнями BPI).
I.Хаос (начальный уровень) — Initial— «самоорганизующийся хаос». Качество ПОи процессов его разработки на данном уровне является случайной вели-
Схема 1
чиной и напрямую зависит от способностей отдельныхсотрудников. Стоимость разработки ПО высока, результат непредсказуем. Длянашего примера (внедрение СММ в УИ) на данном уровне решается задачаминимум.
П. Контроль (повторяемость) — Repeatable— осуществление планирования, налаживание учета и контролядеятельности, и, как следствие, балансировка основных целей. При выходе навторой уровень деятельность предприятия становится прозрачной, возможноповторение ранее достигнутых успехов. Качество ПО все еще зависит отспособностей отдельных личностей. Основное внимание на данном уровне уделяетсяуправляющим процессам. Результат становится предсказуемым. Для нашего примерана данном уровне решается среднесрочная задача.
III.Начало оптимизации (определенность) — Difmed—управляющие и прикладные действия по работе над ПО задокументированы,стандартизованы и объединены в общий для всех проектов процесс создания ПО.Данный уровень характеризуется точной временной оценкой деятельности и расчетомсебестоимости продукта. Целью (и критерием выхода на данный уровень) являетсясоздание «инкубатора лидеров». Качество ПО не зависит от способностей отдельных личностей. Основное внимание уделяется прикладным процессам и организационной поддержке. На данном уровне решается задача максимум.
IV.Управление — Managed — собраны подробные данные о процессахработы над ПО и компонентах продукции. Все процессы и компоненты продукции количественно оцениваются и контролируются. Основное внимание на данном уровнеуделяется качеству продукции и процессов работы.
V.Высокая оптимизация — Optimizing— обеспечивается BPI при помощи количественных оценок и внедрения инновационных идей и технологий.
Каждый уровень СММ характеризуется областью ключевых процессов(ОКП). ОКП — совокупность взаимосвязанных процессов, которые при совместномвыполнении приводят к достижению определенного набора целей. Достижение всехцелей в рамках ОКП для определенного уровня СММ определяет соответствиеорганизации данному уровню. Если хотя бы одна цель хоть одной ОКП уровня СММне достигнута, то организация не может соответствовать данному уровню СММ. ОКПможно разбить на три категории: управляющие (Management), организационные (Organization) и обеспечивающие (Engineering) (табл. 1).
СММ не определяет все процессы, имеющие отношение к разработкепрограммного обеспечения; выделяются только те, которые необходимы для достиженияуровня СММ, они и включаются в ОКП. Каждая ОКП разбивается на пять общихсвойств (CommonFeatures): обязательство выполнить (Commenttoperform); способность выполнить (AbilitytoPerform); выполняемые действия (ActivitiesPerformed); измерение и анализ (MeasurementandAnalysis); проверка реализации (VerifyingImplementation).
Общее свойство «Выполняемые действия» описывает действия,которые необходимо выполнить для достижения целей ОКП, остальные четыре общихсвойства описывают формальные факторы, делающие процесс частью корпоративнойкультуры (следование курсу непрерывного улучшения). Полное выполнение всех ключевыхприемов (keypractice) из всех общих свойств обеспечивает достижение целей ОКП. Ключевыеприемы описывают, каким должен стать рабочий процесс (или элемент процесса, иличасть инфраструктуры), но не определяют способ достижения (конкретныетехнологии или методики), хотя для некоторых ключевых приемов даются общиерекомендации. Для различных условий один и тот же результат может достигатьсяразными способами. Ключевые приемы — это скорее общие принципы работы, чемконкретные действия. Последовательное выполнение общих свойств фактическиреализует цикл BPI(схема 2), т. е. непрерывное улучшение бизнес-процессов.
Таблица 1 — Каждый уровень СММхарактеризуется областью ключевыхпроцессов (ОКП).
Уровни зрелости
Категории процессов
управляющие
организационные
обеспечивающие
V. Высокая оптимизация
Управление процессами через количественные оценки
Управление качеством ПО
IV. Управление
Управление изменением технологии Управление изменением процессов
Предотвращение дефектов
III. Начало оптимизации
Общее управление ПО Координация совместной работы групп
Организация работ внутри групп Создание функциональных моделей организационных процессов Программа обучения персонала
Проектирование ПО
Выявление дефектов на ранних стадиях
II. Контроль
Управление требованиями Управление субконтрактами Контроль за выполнением проектов Планирование проектов Обеспечение качества ПО Управление конфигурацией
I.Хаос
Случайные процессы
Схема 2 — цикл BPI(непрерывное улучшение бизнес-процессов)
Цикл BPIдействует на каждом уровне СММ. В табл. 2 проведены параллели между общимисвойствами СММ и элементами стандарта ИСО 9001:2000.
Таблица 2 — параллели между общими свойствами СММи элементами стандарта ИСО 9001:2000.
Общие свойства СММ
МС ИСО 9001:2000
1. Обязательство выполнить
5. Ответственность руководства
2. Способность выполнить
6. Управление ресурсами
3. Выполняемые действия
7. Реализация продукции (частично): 7.2. Процессы, связанные с потребителем; 7.3. Проектирование и разработка; 7.4. Закупки; 7.5. Деятельность по производству и обслуживанию продукции
4. Измерение и анализ
8. Измерение, анализ и улучшение (Iчасть): 8.1. Планирование; 8.2. Измерение и мониторинг; 8.3. Управление несоответствиями; 8.4. Анализ данных для улучшения
5. Проверка реализации
8. Измерение, анализ и улучшение (11 часть): 8.5. Улучшение
Далее детализируется соответствие общего свойства «Выполняемыедействия» ОКП второго уровня СММ с элементом «7. Реализация продукции» МС ИСО9001:2000.
7.2. Процессы, связанные с потребителем — управление требованиями
В этой ОКП описывается порядок действий, обеспечивающий появлениепонятных и заказчику, и исполнителю требований к конечному продукту. ДаннаяОКП определяет следующие цели:
1. Системные требования,предъявляемые к ПО, должны быть контролируемыми и являться основой дляпроектирования ПО и диспетчеризация хода выполнения проекта.
2. Планы разработки ПО, продукцияи действия сохраняют непротиворечивость с предъявляемыми системнымитребованиями.
Достижение этих целей подразумевает наличие:
системы разработки технических заданий (ТЗ) на ПО (как началоуправления требованиями);
системы заявок и уточнений на протяжении всего жизненного циклаПО;
технологии согласования требований на протяжении всего жизненногоцикла ПО (электронная почта, системы электронных сообщений, система управлениядокументооборотом и т. п.).
Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями» даны в табл.3.
Таблица 3 — Уровни оценки зрелости ОКП «Управлениетребованиями»
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Требования заказчика формулируются и принимаются в устной форме и затем нигде не фиксируются
1. Требования заказчика фиксируются в разрозненных документах; прослеживаемости исполнения нет
20
2. Ведется диспетчирование заявок заказчика, стадии их исполнения, уровень удовлетворенности заказчика
40
3. Тесная координация работы с Заказчиком, заказчик интегрируется в процесс разработки ПО
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по удовлетворенности заказчика (для планирования приоритетов)
80
5. Система управления знаниями (СУЗ) в повседневной работе помогает заказчику конфигурировать заявки на ПО с учетом будущих потребностей
100
Для повышения качества процесса управления требованияминеобходимо, чтобы культурой обмена электронными заявками (письмами,требованиями и т. п.) обладал не только разработчик, но и заказчик.
УИ в начале внедрения СММ находилось на уровне 15% зрелости даннойОКП. В начале 1999 г. в УИ внедрялась система учета заявок от подразделений
предприятия (на базе BPI-компоненты — ПО, направленного на преобразование заявок вконкретные задания для персонала). Попытка не удалась, и уровень управлениятребованиями остался прежним.
CITв 1999 г. находилась на уровне 15%. С вводомв практику приема заявок заказчиков по E-mail,автоматического формирования заданий в ProseУровень зрелости, %
Рис. 1. 1 -УИ; 2- CITоценивается на 40% .
(связанных с данными заявками), учета удовлетворенности и пожеланийзаказчиков, уровень зрелости данной ОКП здесь
7.3. Планирование проектирования и разработки — планированиепроекта
ОКП «Планирование проекта» осуществляется в рамках трехуровнего внутрифирменного планирования.Внутрифирменное планирование включает:
I.«Стратегическое и годовое тактическоепланирование», определяющее задачи и финансовые результаты, которыхорганизация хочет достичь в заданный плановый период;
II. «Объемно-календарное планирование» (или «Планированиепроекта»), определяющее этапы исполнения проекта, календарный график начала изавершения этапов, результат этапов;
III. «Задание навыполнение работ», подразумевающее детализацию выполнения проекта до индивидуальныхзаданий исполнителям с определением нормативной трудоемкости, квалификационныхтребований и используемого инструментария,
Таблица 4 — Уровни оценки зрелости ОКП «Планированиепроекта»
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Планирования нет, есть авральное реагирование на внешние события
1. В наличии первый уровень планирования (на базе бюджетирования)
20
2. Наряду с первым уровнем вводится третий уровень планирования, второй уровень планирования — формальный
40
3. Работают все уровни планирования, центральное место занимает второй уровень (оценка альтернативных решений)
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по элементам планирования (качество, время, ресурсы, взаимодействие, риски, реагирование, условия заказчика), что позволяет получать качественные планы второго уровня
80
5. СУЗ автоматически отслеживает критические моменты, помогая в перепланировании
100
Уровни оценки зрелости ОКП «Планирование проекта» показаны в табл.4.
Первый уровень планирования реализуется с помощью финансовогоплана с детализацией по отдельным бюджетам организации. Второй уровень являетсяодним из элементов ТЗ или договора с заказчиком. Как и ТЗ, «Планированиепроекта» не является жестким требованием, а, скорее, прогнозом реализациипроекта. Обязательство исполнения точно в срок связано не со вторым, а стретьим уровнями планирования — «Задание на выполнение работ». Данная ОКПставит следующие цели:
1. Нормативы на разработку ПО (временные и стоимостные оценки) должны быть задокументированы для использования при планировании иотслеживании проектов.
2. Действия и обязательствапо проектам должны планироваться и документироваться.
3. Задействованные группы и личности должны выполнять обязанности, связанные с проектом.
УИ в начале внедрения СММ находилось на первом уровне оценкизрелости данной ОКП (20%). В 1999 г. в УИ внедрялся третий уровень планирования(на базе той же BPI-компоненты).Попытка не удалась. В УИ уровень управления проектами остался прежним.
CITв 1999 г. находилась на уровне 20%. С вводомв повседневную практику
Рис. 2 — уровень зрелости данной ОКП в «CIT» оценивается на 40%
Уровень зрелости, %
формирования заданий, а также учета выполненных в рамках данныхзаданий работ (ПО «Prose»,далее Prose), уровеньзрелости данной ОКП в «CIT» оценивается на 40% (рис. 2).
7.3.1. Управление деятельностью — контроль над ходом проекта
В рамках данной ОКП производится детальный учет по видам работкаждого конкретного исполнителя, тем самым накапливаются статистические данныедля формирования метрик (количественных характеристик действующих процессовпредприятия). Для накопления статистики и контроля над ходом проектапредпочтительно использовать коллективные системы ведения проекта на базепрофессиональных СУБД. В процессе учета производится автоматическое накоплениеданных для их дальнейшего анализа и преобразования в нормативы.
Данная ОКП базируется на следующих принципах организации работ:
Вовлечение персонала. Диспетчеризация осуществляется индивидуально каждым работником.
Разбиение работ на стадии', организация работы — выполнение работы— продвижение работы .Внимание направлено на помощь в организации работ (когда исполнитель сампланирует сроки и приоритеты выполнения заданий), а также в продвижении работы(демонстрация уровня и качества работы). Действуем по принципу: Работаучтена — она есть.
Работа не учтена — ее нет.
При наличии третьего уровня планирования контроль надвыполнением проекта необходимо производить в рамках спланированныхзаданий, обеспечивая реальный учет работ, диспетчированиепроекта и контроль узких мест в реальном режиме времени.
Данная ОКП ставит следующие цели:
1. Результаты и характеристики выполняемогопроекта должны постоянно сравниваться с плановыми.
2. Корректирующие действиядолжны выполняться тогда, когда действительные результаты значительноотклонились от плановых.
3. Изменение обязанностейдолжно согласовываться с задействованными группами и конкретными работниками.
Вначале УИ находилось на первом уровне оценки зрелости данной ОКП(20%). В 1999 г. в УИ была частично внедрена диспетчеризация работ персонала,но это не стало постоянной практикой, и УИ осталось на прежнем уровне.Наблюдается тенденция к снижению уровня ОКП до 15% (табл. 5).
CITв 1999 г.
Уровень зрелости, %
Рис. 3.1 — УИ; 2 — CIT
находилась на уровне 20%. С вводом в повседневную практикуформирования заданий, а также учета с помощью Proseвыполненных
Таблица 5 — Управление деятельностью — контроль надходом проекта - Качественнаяхарактеристика уровня зрелости — тенденция кснижению уровня ОКП
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Контроля нет, есть кризисное управление внеурочными работами
1. Существует практика ежедневного обхода рабочих мест
20
2. Существует практика ведения электронного журнала выполненных работ по персональным заданиям
40
3. Существует практика регулярной оценки выполнения проекта для выявления отклонений от плана
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по трудовым процессам, что позволяет персонально оценивать свою деятельность и самостоятельно реагировать на отклонения
80
5. СУЗ автоматически осуществляет контроль исполнения, напоминая исполнителям об отклонениях в деятельности
100
в рамках задания работ (индивидуальное диспетчирование),уровень зрелости данной ОКП оценивается в 40% (рис. 3).
7.4. Закупки — управление работамис субподрядчиками
Данная ОКП (табл. 6) определяет процессы, связанные с оценкой,выбором и организацией работ с поставщиками (в том числе и поставщиками решений).Здесь подразумеваются следующие принципы работы.
Таблица 6 — Данная ОКП определяет процессы, связанные с оценкой,выбором и организацией работ с поставщиками — Качественная характеристикауровня зрелости
Качественная характеристика уровня зрелости
%
0. Практики передачи работ субподрядчику нет
1. Существует разовая практика работы с субподрядчиками на договорной основе, партнерских отношений нет
20
2. Имеется практика фиксирования выполненных работ субподрядчиком, дающая возможность оценивания
40
3. Существует систематическая практика оценки (выгодно «сделать самим или заказать субподрядчикам»), идет формирование партнерских отношений с поставщиками
60
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по качеству и срокам выполнения работ поставщиками; субподрядчики полностью интегрированы в процесс создания ПО
80
5. СУЗ автоматически осуществляет контроль выполнения субподрядчиками работ, напоминая им об отклонениях в их деятельности; знания становятся доступными и субподрядчикам
100
Субподрядчик рассматривается как партнер, с которым ведутся работы на долгосрочнойоснове. Если субподрядчик тебя подвел, не выполнив взятые на себяобязательства, виноват не он, а ты, так как выбрал его в качестве партнера, непросчитав все риски.
Данная ОКП определяет следующие цели:
1. Генеральный подрядчикдолжен выбирать только качественных субподрядчиков.
2. Генеральный подрядчик ис