СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИОРГАНИЗАЦИИИ…………………….6
1.1. Основныеположения логистики. Понятие распределительной
логистики…………………………………………………………………...6
1.2. Каналыраспределения. Выбор канала распределения.................20
2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ СБЫТА.ЛОГИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СБЫТА………………………………………………….32
2.1. Принципылогистического моделирования сбыта............................32
2.2. Основныелогистические модели распределение готовой
продукции....................................................................................................353.АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКЦИИ КУРГАНСКОГОХЛЕБОЗАВОДА № 2………………………44
3.1. Краткаяхарактеристика объекта исследования...............................44
3.2. Анализ и совершенствование организации системыраспределения продукции на предприятии........................................................................45
3.3. Анализ исовершенствование работы транспортного отдела предприятия по доставке продукциипотребителям...............................50
3.4. Предложенияпо модификации каналов распределения продукции в городе Курган…………………………………………………………… 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК…………………………………………..65
СПИСОКСОКРАЩЕНИЙ…………………………………………………..….69
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
РазвитиеРоссийских экономических реформ ставит серьезные задачи перед производственнымипредприятиями созданными в последнее десятилетие. Возникновение и становлениебольшинства этих предприятий происходило стихийно, в условиях наличия дефицитана определенные виды товаров и услуг, несовершенной правовой базы, слабого контроля со стороны государственныхорганов. Однако в достаточно короткие сроки экономическая политика открытыхграниц привела к необходимости конкурировать не только с отечественными, но и сдостаточно качественными и дешевыми импортными товарами. С каждым годомусиливается налоговый пресс государства, растут требования к качеству продукциии услуг со стороны потребителя, более того эти требования жестко защищаютсязаконом [1].
Все это говорито том, что стадия стихийного развития предприятий завершена и заставляетпредпринимателей и руководителей все чаще обращаться к научным разработкам,строить свой бизнес в соответствии с законами цивилизованного рынка.
Важнейшиминструментом в улучшении работы предприятия становится логистика. Логистикапредлагает новый подход к организации эффективного функционирования системуобслуживания потребителей.
В современныхусловиях диапазон видов деятельности, охватываемый логистикой, постояннорасширяется, включая не только внутрифирменную, но и межфирменную логистическуюинтеграцию и координацию.
Конкурентоспособность на рынке в значительной степени определяетсяналичием системы логистического обслуживания заказов потребителей, и, следовательно, уровнем качествапредоставляемого обслуживания.
Клиент осуществляет выбор необходимых ему товаров или услуг среди рядааналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает те из них, которые внаибольшей степени удовлетворяют его потребности. Повышение уровня качествавыполнения заказов одновременно со снижение его стоимости способствуетувеличению объема продаж [6].
Актуальностьтемы исследования.
Научныеразработки и практические исследования показали, что, как правило,логистические издержки обслуживания колеблются от 20% до 49% себестоимостипродаж. Таким образом, сокращение этих издержек приводит к сокращению общихзатрат. В результате, уровень себестоимости обслуживания может быть снижен принеизменном или более высоком уровне его качества.
Оценку насоответствие критериям логистического обслуживания в дополнение к существующимметодам анализа деятельности необходимо использовать с целью повышенияэффективности бизнеса. Использование преимуществ логистических концепций иметодов в деятельности предприятий, обеспечивает высокий уровень качестваобслуживания. Внедрение логистического обслуживания позволяет сократитьразличные виды запасов в снабжении, производстве и сбыте, интенсифицироватьпроцессы движения продукции и ускорить оборачиваемость капитала, снизитьиздержки производства и обращения продукции и тем самым обеспечить высокуюконкурентоспособность предоставляемого обслуживания.
Вопросыприменения логистики в различных отраслях экономики достаточно подробноосвещены в работах российских ученых. Выводы и рекомендации настоящей работы,вся используемая информация, основаны на опыте, накопленном зарубежными иотечественными специалистами в области логистики. Эти труды отражаютзакономерности развитого рынка, но, как правило, слабо учитывают спецификуфункционирования российских предприятий. Анализ отечественных и зарубежныхисследований показывает, что к настоящему времени еще не выработана целостнаяконцепция логистического обслуживания потребителей.
Теория логистикииз-за своей сложности, многогранности и большого значения требует дальнейшейразработки применительно к условиям российской экономики. В первую очередь этоотносится к вопросам об объекте и субъекте управления качеством логистическогообслуживания, вертикальных и горизонтальных взаимодействиях в системеуправления, формах активизации и интеграции усилий сотрудников логистикой службы предприятий. Логистическийподход требует современной методологии, новых моделей описания объектов испособов принятия управленческих решений. На сегодняшний день в отечественнойнауке ощущается некоторый недостаток практических разработок по рассматриваемойпроблеме.
В даннойдипломной работе сделана попытка разработок повысить, качество и эффективностьуправления распределением продукции ООО«Курганский хлебозавод №2» на основе минимизации издержек сбытовой логистики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯРАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИИ
1.1.Основные положениялогистики. Понятие распределительной
логистики
Логистика происходит отгреческого слова logistike, что означает искусство вычислять, рассуждать. Этот терминимеет многовековую историю. Древние греки понимали под логистикой искусствовыполнения расчетов, и специальные государственные контролеры называлисьлогистами. Согласно свидетельству Архимеда, вIV веке до нашей эры в Греции имелись логисты, в Риме, в период Римскойимперии существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики»; онизанимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры, ввоенном лексиконе ряда стран, с логистикой связывали деятельность пообеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов.Царь Византии ЛеонVI (865-912 гг.),живший в IX-Xвеке н.э., использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу взначении «тыл, снабжение войск».
Логистика выросла в наукублагодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принятосчитать французского военного специалиста начала XIXвека Джомини, который дал такоеопределение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Онутверждал, что в понятие логистики входит широкий круг вопросов, таких, какпланирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, атакже строительство мостов, дорог и т.п.
Слово логистика всовременных европейских языках используется в основном в следующих двухзначениях:
1)математическая логика;
2)техника и технологиятранспортно-складских работ в военной и/или гражданской области [19].
В советский период терминлогистика впервые употребляется в англо-русском военном словаре1956 года:logistic — тыл и снабжение, материально-техническоеобеспечение, работа тыла; планирование, организация и осуществлениематериально-технического обеспечения;logistic — относящийся к работе служб тыла.
В 1980-е гг. в русскомязыке расширилось значение этого слова и из научного термина оно сталообщелитературным, причем во втором егозначении. С начала1990г.г. в России (как в Западной Европе и США) этот термин стал использоваться не только вспециальной литературе, но и в средствахмассовой информации для обозначения нового направления в науке- теории и практике управления материальными исоответствующими информационными потоками,т.е. всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья,материалов и готовой продукции, доведением их от поставщика дозавода-изготовителя и от него до конечного потребителя в соответствии с еготребованиями и интересами.
На сегодняшний деньнаиболее известны следующие определения логистики:
1. Американский совет по проблемамменеджмента.
«Логистика– это планирование, реализация и контроль технологически и экономическиэффективных процессов перемещения и складирования грузов, материалов,полуфабрикатов и готовой продукции, а также передача соответствующей информацииот места производства до места потребления в соответствии с интересамипотребителей».
2. Британский институт проблеморганизации закупочной деятельности.
«Логистика – это управление и координация врамках цепи снабжение – производство — сбыт, включая выбор поставщика,организацию материального обеспечения производства, размещение запасов идоведение готовой продукции до потребителей по каналам распределения [9].
3. Профессор Г. Павелек дает следующеетолкование понятия: «Логистика - этопланирование и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там ипокидающего это предприятие материального потока и соответствующего емуинформационного потока»
4. Известный специалист В. Кильхоф(Германия) считает, что: «Логистика – это координация всех систем движенияматериалов и готовой продукции как внутри предприятия, так и вне его. Онапозволяет управлять материалопотоками от момента заготовки до реализации вфизическом, информативном и организационном смыслах».
Логистика- это объективный бизнес-процесс, протекающийна уровне структурных подразделений предприятий, в целях оптимизацииуправления материальными и информационными потоками, снижения затрат иувеличения прибыли [3].
По масштабамразрабатываемой проблемы логистика делится на:
1. Макрологистику – изучающую процессы,протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном имежгосударственном уровне.
2. Микрологистику — занимающуюся комплексом вопросов поуправлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь наинтересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий,объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
Помимокритерия масштабности разрабатываемых проблем для структуризации логистикииспользуют деление по характеру зон управления:
1. Внешняя логистика – занимаетсявопросами по регулированию потоковых процессов, выходящих за рамкидеятельности, но находящимися в сфере влияния субъекта хозяйствования.
2. Внутренняя логистика – направлена накоординацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной суправлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративнойгруппы предприятий.
По принципу хозяйственнойдеятельности выделяют следующие виды логистики:
— Заготовительная(снабжение) – решает вопросы связанные с материально – техническим обеспечениемпредприятия и подготовки продукции к производственному применению.
— Производственная –решает вопросы связанные с организацией и управлением перемещением материальныхпотоков (от сырья до готовой продукции) непосредственно в процессепроизводства.
— Распределительная –решает вопросы связанные с реализацией продукции, включая ее доставку «точно вовремя» от «двери» производителя до «двери» покупателя и послепродажноеобслуживание.
— Транспортная – решаетвопросы связанные с транспортировкой материальных ресурсов до потребителей.
Логистика содействуетуспеху предприятия на основе обеспечения потребителей продукцией своевременно ив соответствии с потребностями. В этом смысле ключевым вопросом являетсявыяснение того, кто есть потребитель.Для логистики потребителем является всякое юридическое и физическое лицо, комупроизводятся поставки в требуемое место назначения. Местом назначения можетбыть частный дом, магазин, предприятие оптовой торговли, промышленный склад,специализированный склад и т. п. Потребителем может являться юридическое илифизическое лицо, которому переходит право собственности на поставляемуюпродукцию. В роли потребителя также может выступить одно из предприятий илиподразделений предприятия, или его делового партнера, относящегося к другомузвену логистической цепи. Внезависимости от мотивов и целей поставок обслуживание потребителей являетсяключевым фактором, формирующим потребности в системе логистического обслуживания.Разрабатывая логистическую стратегию фирмы надо четко представлять себевозможности предприятия в предоставлении обслуживания. Необходимо рассмотретьхарактер и особенности обслуживания потребителей, а также стратегии, повышающие результативность функционированиясистемы обслуживания.
Устанавливая стандартыобслуживания клиентов фирмы, необходимо различать цели и задачи. Это важноерешение, принимаемое на верхнем уровне менеджмента, так как стандартыобслуживания клиентов могут значительно влиять на успех в области продаж. Цели,как правило, касаются общих результатов, которые фирма хочет достичь. Задачи,как средства достижения целей, имеют чёткие границы. Обычно, на фирмеопределяют минимальный набор требований, и затем пытаются реализовать их. Например,для ООО «Курганский хлебозавод №2» главной целью является получение максимальной прибыли; максимальноеудовлетворение требований потребителей; минимальный уровень запасов способныйудовлетворить требования клиентов; своевременная доставка продукции заказчику иоперативное уведомление клиента в случае отклонения от условий договора;минимальный уровень затрат на сбытовую деятельность.
Примерами задач являются:уменьшение времени простоя автомобилей в ожидании погрузки и разгрузки,сокращение затрат на хранение сырья и материалов, сокращение транспортныхрезервов и т. д. Задачи должны быть конкретными, измеряемыми, достижимыми исоответствовать целям компании. Хотя для достижения целей могут использоваться множествопоказателей, следующее четыре, привлекают особое внимание [6].
— Суммарное время с момента размещения заказа клиентом до момента получениязаказа.
— Процент заказов клиентов, которые могут быть выполнены немедленно из запасов наскладе.
— Общее время с момента получения заказа до момента, когда заказ погружен втранспортное средство для доставки клиенту.
— Процент заказов клиентов, которые собраны и отправлены без замечаний.
Рассмотрим, каким образомлогистика вписывается в общую маркетинговую стратегию предприятия. В последнеевремя наблюдается тенденция дифференциации, или сегментации логистики в целях удовлетворения индивидуальныхпотребностей клиентов.
Как часть маркетингалогистика выполняет очень важную функцию. Работники коммерческого отделастремятся к достижению максимальных продаж и доходов. Большинство ещё верит,что главной задачей фирмы является увеличение продаж. Результатом являетсяустановление показателей на неразумно высоких уровнях игнорируя затраты,связанные с их достижением. В таких случаях логистик должен задать вопрос коммерсанту: «А ты знаешь, что цели изадачи, которые ты хочешь установить, приведут к расходам?».
В обычном бизнесе длятого, чтобы выполнить 95% заказов клиентов из запаса, имеющегося в наличии,требуется содержать на 80% выше уровень запасов, чем при выполнении 80%заказов [13].
Гораздоболее эффективно провести работу с клиентом по увеличению времени поставки, ногарантировать качественную поставку в срок, чем пытаться выполнить заказ внереальные сроки или из запасов на складе.
Врезультате практических исследований сложившееся соотношение сроков выполнениязаказов, в зависимости от объема и индивидуальных требований, дано в таблицах 1и 2.
Таблица 1
Сроки выполнения заказовГоды
2000 г.
2001г.
2002 г.
Срок выполнения
7-9 дней
5-7 дней
3-5 дней
Как видно изпредставленной таблицы, предприятия стремятся сократить сроки выполнениязаказов для более быстрого удовлетворения и удержания клиентов за счет качестваобслуживания.
Таблица 2
Сроки прохождения заказов
Служба
Прием заявки от клиента и передача на производство
Изготовление заказа
Комплектация заказа по ассортименту на складе
Доставка заказа клиенту
Срок выполнения
1-2 дн.
1-3 дн.
1-3 дн.
2-4 дн.
В зависимости от объемазаказа, срок прохождение заказа (и его выполнения) на предприятии колеблется от3 до 10 дней. Это объясняется тем, что производственные мощности оборудованияограничены и большие заказы приходится производить несколько дней. При этомнебольшие заказы предприятие способно выполнить немедленно из запасов наскладе.
В удовлетворениипотребностей клиентов заключается ведущая цель и движущая сила всех действий.Для того чтобы логистическая система предприятия могла удовлетворять меняющиесярыночные потребности, она сама вынуждена со временем претерпевать изменения.Концепция «нацеленности на потребителя» должна подкрепляться логистическимивозможностями предприятия. Торговая сеть должна располагать современнымисистемами слежения за потоками товаров. Она регулирует уровень запасов продукции и, кроме того, выявляетпредпочтения потребителей. Производители используют текущие данные о продажахне только для планирования загрузки своих производственных мощностей, но такжеи для планирования инновации и разработки новых продуктов. Эта системапозволяет свести уровень запасов к минимуму и устранить задержки поставок [17].
При разработке плановбазового обслуживания необходимо хорошоразобраться в ожиданиях потребителей. Логистика рассматривается как одна изосновных стратегий завоевания лояльности клиентов. Предприятие направляет ресурсына обеспечение такого базового уровня обслуживания, которого конкурентамдостичь сложно. Это формирует новый тип конкуренции в логистике, который можноописать словами «догони меня, если сумеешь» и который ведет к общему роступотребительских ожиданий. Этот феномен получил отражение в концепциисужающегося диапазона приемлемого обслуживания. Во многих отраслях подвоздействием внутренних сил или внешних обстоятельств сложился уровеньобслуживания, который в общем и целом воспринимается как удовлетворительный илиприемлемый. Любое предприятие, желающее составить серьезную конкуренцию другимучастникам отрасли, должно быть готово соответствовать минимальным ожиданиям,относящимся к уровню качества обслуживания в этой отрасли. Из литературныхисточников мы знаем, что на международном рынке скажем, в 1970-е годы впроизводстве пищевой продукции вполне приемлемыми считались цикл выполнениязаказа продолжительностью 7—10 дней и норма насыщения спроса на уровне 92%.Однако уже в начале 80-х годов ожидания возросли, сократив допустимый срокисполнения заказа до 5—7 дней и подняв минимальную норму насыщения спроса до95%. В настоящее время ожидания в пищевой промышленности приблизились к 3—5дням по сроку поставок и к 98% но норме насыщения спроса. Как видно на рисунке1, в сужающемся диапазоне приемлемого обслуживания четко прослеживаетсятенденция к повышению качества и скорости логистических операций. Фирмы размещают заказы, четко оговаривая в нихусловия поставок по срокам и географическим параметрам, так что сужающийсядиапазон приемлемого обслуживания со всей очевидностью сводится постепенно кодной временной точке.
100%
Норма насыщения спроса
90%
10 дней 2 дня
Срок выполнения заказа
Рис 1. Сужающийся диапазон приемлемого сервиса
Сегодня потребителиожидают от поставщика 100% доступности запасов и своевременных безошибочныхдействий, а значит, нынешние требования к обслуживанию можно определитьпонятием совершенного заказа.
Задача логистики —обеспечивать своевременное и точное исполнение заказов внешних и внутреннихпотребителей. Обслуживание потребителей представляет собой ключевой элементлогистической стратегии. Истоки маркетинга, ориентированного та потребителя,коренятся в общей маркетинговой концепции, которая сводится к следующимосновным идеям:
— нужды и запросы потребителей важнее, чем продукты и услуги;
— продукты и услуги приобретают значимость только тогда, когда они доступны ижелательны для потребителей;
— прибыль важнее, чем объем продаж;
Логистика сегодня может составить сердцевинустратегии фирмы. В той мере, в какой предприятие строит свои конкурентныепреимущества на компетентности в логистике, оно обладает уникальными чертами,которые другим трудно воспроизвести. Однако конкуренция не стоит на месте.Поэтому логистическую деятельность следует рассматривать в контексте жизненногоцикла, на протяжении которого потребности клиентов постоянно меняются.Обслуживание клиентов призвано обеспечивать выгоды, обладающие дополнительнойстоимостью, всем звеньям логистической цепи. Для достижения успеха предприятиюнеобходимо, чтобы его базовые возможности обслуживания в равной мере отвечалитаким критериям, как доступность, функциональность, надежность. Объем услуг,ограничиваемый базовым уровнем обслуживания определяется с помощью тщательногоанализа затрат и выгод. По мере развития бизнеса к обслуживанию предъявляютсявсе более взыскательные требования потребителей.
Основными объектамиисследования в логистике являются:
— логистические затраты;
— информационный поток;
— логистическая система;
— логистическая функция;
— логистическая цепь;
— логистические операции;
— материальный поток и др[31].
Логистика охватывает ряд взаимосвязанныхфункциональных областей, в том числе снабжение, производство, сбыт и др. Врамках систем логистического обслуживания решается ряд задач, включаяпрогнозирование потребности в обслуживании, контроль над состоянием запасов,сбор и обработка заказов, определение последовательности продвижения продукциипо логистической цепи и т.п. Принципы логистики находят также применение припроектировании гибких систем складской переработки продукции. Логистическиезатраты в системах обслуживания составляют значительную долю себестоимости продукции,а временные затраты на выполнение логистических операций составляют, какправило, не менее30% длительности циклалогистического обслуживания.
Рассмотримболее подробноследующиеосновные термины:
1. Логистическаяоперация- обособленная совокупностьдействий, направленная на преобразование материального и/или информационногопотока. К логистическим операциям в системе логистического обслуживания относятприем заказов, погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, хранение,упаковку и другие работы.
2. Логистическая функция- укрупненная группа логистических операций,направленная на реализацию целей логистической системы.Каждая логистическая функция представляет собой однородную (сточки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью мероприятийпо формированию взаимодействия логистических партнеров является установлениеотношений партнерства между различными участниками процесса логистическогообслуживания, т.е. формирование связей между элементами систем логистическогообслуживания.
Отметим две характерныеособенности логистических функций:
— все логистическиефункции взаимообусловлены, неразделимы и подчинены единой цели — управлениюобслуживанием потребителей;
- носителямиданных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессеобслуживания.
3.Логистическая цепь- линейно упорядоченное множество юридическихлиц (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т.д.), осуществляющихлогистические операции по доведению внешнего материального потока от однойлогистической системы до другой или до конечного потребителя(непроизводственное, и личное потребление).Система включает следующие подсистемы: снабжение, производство, складирование(хранение готовой продукции предприятия-производителя), магистральныйтранспорт, складские системы в сфере обращения, сбыт.
4. Логистический канал(канал распределения, канал сбыта, каналдвиженияпродукции) — частичноупорядоченное множество подрядчиков, осуществляющих доведение потока продукцииот производителя до его потребителей.
5. Логистический цикл- интервал времени между поступлением заказа на поставкупродукции, и доставкой заказанной продукции на склад потребителя. Логистическийцикл в общем случае состоит из следующих этапов:
— время на формулировкузаказа и его оформление в установленном порядке;
— время на доставку илипередачу заказа исполнителю;
— время выполнения заказаисполнителем, включая время ожидания постановки заказа на выполнение ивремя выполнения заказа, складывающееся изтехнологического времени, времени межоперационных простоев и др. или временикомплектации, если заказ выполняется из наличного запаса.
Построение и исследованиелогистических цепей по информационным и финансовым потокам имеет большоепрактическое значение, так как в бизнесе отсутствует изоморфность между материальнымии сопутствующими им информационными и финансовыми потоками. Это проявляется внесовпадении (несинхронности) движения продукции, относящихся к ней потоков информации иденежных средств. Например, информация о том, что продукция отгружена и находитсяв пути, приходит покупателю гораздо раньше, чем сама продукция. Процесскупли-продажи продукции и логистических услуг обычно оторван во времени отмомента получения продукции или услуги (например, при предоплате). Кроменесовпадения по времени исследуемые потоки разорваны и отделены в пространстве.Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, осложняют принятиеэффективных логистических решений, требуют постоянного внимания от персонала.
Логистические цепи,продуцированные исходным материальным потоком и их композиции, образуютлогистическую сеть [47].
Логистической сетьюявляется множество элементов логистической системы, взаимосвязанных между собойпо материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам врамках исследуемой системы.
Назовем логистическимцентром обособленное организационно-экономическое подразделение, выполняющеефункции координации (интеграции) и высшего управления в системе логистическогообслуживания.
Каждой операции илифункции соответствуют определенные затраты. При этом важным для решения задачдипломного исследования является понятие общих логистических затрат, к которыммы будем относить всю совокупность затрат, связанных с управлением(оптимизацией) материальными и сопутствующими им потоками в границах системылогистического обслуживания.
Основным объектомисследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток.В сферу интересов логистики также попадают, сопутствующие материальному,информационные и финансовые потоки. В рамках дипломного исследования мыограничимся в основном изучением материальных потоков. Информационные ифинансовые потоки будут рассматриваться в подчиненном плане, как генерируемыеисследуемым материальным потоком. Широко распространенным является определениематериального потока как «продукции, рассматриваемой в процессе приложения кней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) иотнесенной к временному интервалу» [37;10;35;]. Формой существованияматериальных потоков является движение товара в процессах закупок, производстваи сбыта. Поэтому материальный поток можно определить как находящаяся всостоянии движения продукция, к которой применяются действия, связанные сфизическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание,перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.
Если продукция ненаходитсяв состоянии движения, то онапереходит в запас. Таким образом, материальный поток, рассматриваемый вопределенном временном отрезке, является запасом материальных ресурсов,незавершенным производством или готовой продукцией.
Материальные потокихарактеризуются определенным набором параметров и могут быть классифицированыпо нескольким признакам:
1.По отношению к логистической системеразличают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки ивнешние, входные (поступающие влогистическую систему из внешней среды) и выходные (выходящие из логистическойсистемы во внешнюю среду).
2.По отношению к звену логистическойсистемы материальные потоки делятся на входные и выходные.
3.По номенклатуре материальные потокиделятся на однопродуктовые и многопродуктовые [31;С.45].
4.По ассортименту материальные потокиможно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные.
5.По характеристикам продукции впроцессе транспортировки материальные потоки могут быть классифицированы потранспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта испособ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристикигруза, способы затаривания, условия транспортировки и др.
5. Постепени детерминированности параметров потока различают материальные потокидетерминированные и стохастические.
Детерминированным материальнымпотоком называется поток с полностью известными (детерминированными)параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайнойвеличиной, то материальный поток называется стохастическим.
7.По признаку непрерывности во времениразличают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывнымматериальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов внепрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла,потоки нефтепродуктов или газа, перемещаемые с помощью трубопроводов и др.Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.
Материальный поток можетбыть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностьюматериального потока понимается количество объемных или массовых показателей(единиц) продукции, поступающей на вход логистической в единицу времени.Материальные потоки можно охарактеризовать следующими признаками: номенклатуройпродукции, начальными, конечными, промежуточными пунктами и их связями,наличием и величиной запасов в этих пунктах, интенсивностью или количествомпродукции, проходящей через пункты в единицу времени, взаимосвязью потоков итак далее. В связи с тем, что организационно-экономическая, управляющаяпотоками ресурсов, система функционирует на основе бизнеса, она стремится