Министерство образования Российской Федерации.
Московский Психолого-Социальный Институт
Черняховский филиал Реферат.
Предмет: Логистика.
На тему: Закупочно-заготовительнная логистика.
Выполнила студентка
экономического факультета
Финансы и кредит
3-курса, группы 23с
Афанасьева Н.Н. Руководитель:
к.э.н. Антипов
Черняховск
2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….3 1. Закупочно-заготовительнная логистика…………………5
2.Планирование закупок………………………..…….……14
2.1. Анализ, определениепотребности
и расчёты количества, заказываемых материалов…………14
2.2. Определение методазакупок……………………15
2.3. Документальное оформлениезакупок………….17
2.4. Закупки и организациясобственного
производства………………………………………………….18
2.5. Получение и кодированиепоставляемой
продукции…………………………………………………….18
3. Выбор поставщика………………………………………..20
4.Правовые основы закупок………………………………. 22
4.1. Основные элементыконтракта…………………22
4.2. Условия контракта………………………………22
Заключение…………………………………………………..25
Список литературы……….…………………………………26
Введение
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированнымперсоналом с помощью разнообразной техники:
транспортные средства, погрузочно-разгрузочныеустройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания исооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности кнему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов.Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше илихуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальныепотоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционноэти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельностиотдельных элементов (различных предприятий или же подразделений одногопредприятия.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных,согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданнымипараметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокаястепень согласованности входящих в них производительных сил в целях управлениясквозными материальными потоками.
Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезекаждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных впредыдущем параграфе.
Первое свойство (целостность и членимость)- система есть целостная совокупностьэлементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических системна элементы можно осуществлять по-разному. Па макроуровне при прохожденииматериального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могутрассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис.16).
Рис.16.Принципиальная схема макрологистической системы
На микроуровне логистическая система может бытьпредставлена в виде следующих основных подсистем*:
ЗАКУПКА— подсистема, которая обеспечивает поступлениематериального потока в логистическую систему.
ПЛАНИРОВАНИЕИ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ— этаподсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им впроцессе выполнения различных технологических операций, превращающих предметтруда в продукт труда.
СБЫТ— подсистема, которая обеспечивает выбытиематериального потока из логистической системы (рис.17).
1. КУПОЧНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА.
Задачи и функции закупочно-заготовительнойлогистики
В странах с рыночной экономикой основной цельюзакупочно- заготовительной логистики является удовлетворение потребностейпроизводства в материалах с максимально возможной экономическойэффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. Вобобщенном виде эти задачи можно сгруппировать следующим образом. .
1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующихизделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительнойнагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорватьпроизводственную программу или привести к ее изменению).
2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок ипотребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемыхтоварно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотныхфондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызватьдополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующихизделий.
Основу экономической эффективности закупочно-заготовительной логистики составляютпоиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества поминимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующимиотделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализдругих факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроковпоставок.
Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчетаиздержек. Хотя степень влияния снабженческих издержек на уровень общихпроизводственных затрат в трудоемких и капиталоемких отраслях не столь великапо сравнению с другими отраслями экономики, особенно материалоемкими, расчетзатрат на приобретение сырья и материалов во многом определяет дальнейшуюстратегию производства и сбыта конечной продукции.
Взападной практике закупочно-заготовительной деятельности выработан ряд общихправил или рекомендаций, которые не только существенно Облегчают отношения споставщиками и банковской сферой, но и упрочивают положение производства,создают условия для выживания в конкурентной борьбе. Этот своеобразный кодексхарактеризуют этические нормы партнерства. Он может быть кратко сформулированследующим образом: в основе успешной подготовки и произ-родства продукции, припрочих равных условиях, лежат хорошие отношения между предпринимателем, с однойстороны, и кредито-рами и поставщиками, с другой. Особое внимание следуетуделять отношениям с кредиторами, поскольку их доверие и готовность помочьособенно важны.
В отношениях с поставщиками рекомендуетсядержаться нескольких основных принципов:
1. Обращаться с поставщиками так же, как с клиентами фирмы.
2. Не забывать демонстрировать на деле общность интересов.
3. Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловыхопераций.
4. Проявлять готовность помочь в случаевозникновения проблем у поставщика.
5. Соблюдать принятые на себя обязательства.
6. Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
7. Поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.
На оптимизацию звена логистической цепи «закупка» влияют не тольковнешние факторы, перечисленные выше, но и внутренние приоритеты, связанные сразличным пониманием оптимальной деятельности и целями других звеньев, чтовызывает необходимость поиска экономических компромиссов между различнымиструктурными подразделениями фирм.
Развитие новых областей экономики и все более разнообразное предложениетоваров на рынках промышленно развитых стран Запада усложняет функции сферызакупок сырья и материалов. Успешное осуществление закупок предполагаетналичие обширной информации о рынках, где они осуществляются. Что же касаетсязадач исследования рынка закупок, то они заключаются в регулярном сборе иоценке подробной информации в целях определения емкости рынка и созданияпредпосылок для оптимизации закупок.
Исходнымпунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановкапроблемы. Толчком к проведению исследования могут стать соображенияотносительного размеров издержек, изменений в собственной программе сбыта,использования
техническогопрогресса, повышения удельного веса фирмы на рынке, конкуренции, ненадежностипоставщиков, неясности размеров предложения в будущем и многое другое.
Полученная информация должна отражать такие рыночные категории, какпредложение, спрос и рыночный баланс. На базе полученной информации, какправило, дается ответ на следующие вопросы:
какова структура исследуемого рынка? (какая форма рынка име-етместо?);
как организован исследуемый рынок? (какпротекает балансиро-рание спроса и предложения?);
каким образом будут развиваться структура иорганизация рынка? Для того чтобы можно былоглубже уяснить смысл перечисленных вопросов и получить на них достоверныеответы, информация часто подается в трех аспектах:
а)современный анализ рынка («моментальный снимок»);
б)динамика изменения конъюнктуры рынка;
в)прогнозы изменения рынка.
При проведении анализа важным инструментом исследования рынка закупоктоваров производственного назначения являются зап-
росыпотенциальных потребителей. Используя запросы, рынок мож- но сориентировать напотенциальный спрос.
Исследованиярынка закупок сырья и материалов могут рассмат- риваться внутри предприятия икак средство решения проблем, воз-никающих в научных исследованиях иконструкторских разрабоках, которые связаны с характеристиками нового сырья икомплектую-щих. Кроме того, необходимо иметь в виду, что важная информация об изменениях и тенденцияхразвития рынка закупок сырья и материалов может быть получена на основевнутризаводской или внутрифирменной отчет-ности. Изучение рынка с целью закупок сырья икомплектующих изделий, как правило, проводится параллельно с разработкой новойпродукции. Например, в машиностроении оно начинается и осуществляется на стадииконструирования изделий. Задача органов снабжения — обеспечить конструкторовнеобходимыми каталогами, описаниями, проспектами по профилю проводимой работы сцелью их полной и объективной ориентации в соответствующих вопросах. Однако каталоги и описания обычно не содержатинформации о ценах, без чего труднодобиться экономически выгодных решений по материалам и конструкции будущихизделий. Поэтому прямой задачей снабжающих органов является сбор информации оценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимальногосочетания.
Количество материалов, дата начала поставок и продолжительность периодаих поступления зависят от производственных программ компании, которые, в своюочередь, определяются результатами изучения рынков сбыта. Общей проблемой длябольшинства компаний является следующая дилемма. Как осуществить производственнуюпрограмму: путем прочного, но не всегда экономичес-
киэффективного обеспечения материалами либо задерживая выпуск продукции в связис затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодныхматериалов?
Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отделзакупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретныхпоставках. Определение потребностей основывается на стратегии управлениязапасами. Прежде всего определение потребностей означает выявление продуктов иуслуг по их качеству, количеству в основном двумя методами: путем определенияпотребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей наоснове расходов.
Определение потребностей на основе заказов, например в машиностроении,происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетомуже имеющихся складских запасов. Первичными потребностями здесь являютсяпотребности в готовых изделиях, вторичными — узлы, из которых изделия состоят,третичными — детали, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующихпотребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.
Если потребности на основе заказов не могут быть определены илиприменение этого метода нецелесообразно, тогда используют метод определенияпотребности на основе расходов или прошлого опыта. Прогнозируемая потребность вэтом случае определяется при помощи простейших расчетных методов. В дополнениек ним на практике часто пользуются интуитивными методами прогноза — преждевсего в тех случаях, когда расходы не подвержены сезонным колебаниям и не испытываютвоздействия каких-либо внешних факторов.
В западных странах приобретаемая фирмами продукция производственногоназначения классифицируется по видам заготовленного товара и способам ихзакупки. Из всего многообразия традиционно выделяются следующие виды товаров:сырье и основные материалы, топливо, комплектующие и оборудование. Такоеделение обосновывается примерно однотипной удельной стоимостью, а такжеусловиями хранения и применения отдельных видов этих товаров.
Способы поставки закупаемых материалов весьма разнообразны. Товары,потребность в которых возникает непредвиденной не требующие длительногохранения, закупаются, как правило, в сроки, близкие к их потреблению. Материалыразового и постоянного по-
требления,требуемые к определенному моменту, закупаются на ус-ловиях договорной поставки,оговаривающей точное время подвоза. При таком способе поставки объем запасовматериалов на фирме уменьшается, а связанные с ним издержки сокращаются.Способст-вуют резкому снижению производственных запасов регулярные поставкитаких партий материалов, которые доставляются потребите-лю через определенныеинтервалы времени в соответствии с графи-ком потребности в них производства натот или иной период. В целях упрощения процедуры оформления заказов и снижениянакладных расходов применяются групповые поставки нескольких видов родственных товаров, приобретаемых имелкими партиями. В этих же целяхфирмы стали использовать автоматизированную систему компьютерной связи. Фирмы осуществляют также конъюнктурные испекулятивные закупки товаров. Важнейший элемент в политике закупок — анализцены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализастоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:
а) простой метод калькуляции (показатель общих издержек де-лится напоказатель производственной продукции);
б) калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся поотдельным статьям и берутся усредненно);
в) постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции).
Анализ цен учитывает также дополнительные работы и услуги, например,проведение консультаций, подготовку документации, упаковку, таможенные пошлины,транспортировку и другие. При этом применяются следующие виды анализа цены:
— анализ цены по пути от возникновения продукта до его поступленияпотребителю (постатейной калькуляцией определяют цену — нетто, включаязаготовительные расходы);
— анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произведенной работы, иуслуг (здесь дополнительно учитывают расходы на контроль, хранение,финансирование);
— анализ цены на основе полезности продукта (на базе субъективныхоценочных критериев определяется, сколько данный продукт или услуга могутстоить на рынке);
—анализ цены при тенденции ее повышения на аналогичные товары (с помощьюрасщепления издержек на первичные, в расчете на единицу продукции в настоящиймомент, и последующие издержки — для расчета цены на определенную партиюпродукции); анализ цены (с помощью кривой освоения новой продукции);
— анализ цены во временном периоде (сравниваютсястарое и новое коммерческое предложение, при этом учитываются изменения виспользуемом сырье, затратах, рыночных отношениях и пр.);
— анализ цены по первичным издержкам на единицупродукции;
—анализ с помощью скользящих цен (применяются в основном при разработкедолгосрочных договоров при лихорадочном изменении цен);
— анализ цен на основе открытых данных (курс валют, биржевые курсы,таможенная статистика и пр.).
При осуществлении закупок покупатель не обязательно должен рассчитыватьсоставляющие цены получаемого товара, однако в последнее время все чаще междупокупателем и продавцом происходит обмен данными, содержащими составляющиеиздержек производства и другие элементы, из которых слагается цена продуктазакупок. Особенно широкое применение такая практика получила при заключениидолгосрочных договоров о поставках.
Транспортные расходы также находятся в поле зрения органовматериально-технического обеспечения. Принимаются во внимание не толькодальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионностьгрузов, способ их упаковки, методы перегрузки в случае смешанных сообщений.
Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранениематериалов (о них будет сказано ниже). Здесь снабженческая деятельность имеетоднозначную цель — обеспечить эффективное выполнение производственной задачиза счет сведения, по возможности до минимума, объема запасов. Необходимоотметить, что в настоящее время, в условиях отсутствия дефицита на подавляющуюдолю сырья, полуфабрикатов и различных комплектующих элементов в главныхкапиталистических странах, органы снабжения не ощущают потребности в созданииизлишних запасов (такая потребность стихийно формируется при осуществлениидефицита). Тем не менее было бы неправильно считать, что в сферекапиталистического производства отсутствуют побудительные причины создавать излишниезапасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфляция, изменениеполитико-экономической обстановки в производящих сырье регионах мира и другиефакторы могут быть такими стимулами.
Важной функцией служб снабжения различных фирм является выбор поставщикадля компании. Такой выбор осуществляется в настоящее время в основном двумяметодами. Первый — анализ возможных вариантов и предложений осуществляетторговый агент фирмы, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика, исходяпрежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за еговыполнением и старается разрешить возникающие Проблемы. Все вопросы обычнорешаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документациейсведен к минимуму.
Второй метод заключается в коллегиальном обсуждении возможностей ипотребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупоккомпании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела спроизводственным и отделом контроля качества продукции.
Существует и третий путь, который применяется в основном для Обеспеченияснабжения компании с нового, плохо изученного рын-ка. Подобная ситуация можетсложиться в результате возникновения потребности в принципиально новом длякомпании сырье и комплектующих. Такая потребность появляется при диверсификациипроизводства и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлениизакупок по импорту или в не изученном фир-мой регионе и тому подобныхситуациях. В этих случаях отдел закупок или торговый агент чаще всегообращается в фирму или бюро, выполняющее посреднические функции. Как правило,посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальныхпоставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества,быстроты реализации полученных заказов.
В одних случаях фирмы-посредники запредварительно огово-ренную плату находят возможных поставщиков илипотребителей продукции, дают консультации по юридическому и финансовомуаспектам предполагаемых сделок. В других, получая полномочия от компании —клиентов, берут на себя организационную и финансо-двую сторону соглашения заоговоренный процент прибыли или не-которую долю от суммы контракта. В этомслучае они следят за количеством и качеством поставок, заботятся освоевременной до-(ставке, могут предоставлять услуги по складированию,комплектованию, упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям. С 80-х годов в организации закупочногопроцесса в некоторых фирмах усиливаются плановые начала. Планирование процессаприобретения продукции и услуг для удовлетворения потребностей фирмы находитсяв общем русле процесса управления ресурсами и становится важной функцией вснабженческой деятельности. В ходе планирования учитывается ряд факторов, вчастности: темпы инфляции и возможность девальвации валют ряда стран, ведущие кросту цен; рост концентрации капиталов на рынке поставок; технологическоеразвитие производства; появление новых материалов и т.д., без чего труднооценить перспективы развития снабженческих служб фирм.
Руководство многих фирм давно осознало, что планирование связей с рынкомпоставок имеет такое же важное значение для успешного функционирования, как ипланирование рынка сбыта. В условиях насыщенности рынка закупки, проводимыефирмой, могут оказать значительное воздействие на рост ее прибыли наряду спродажей продукции.
Практически новое отношение к функции снабжения реализуется черезразработку плана или основных положений стратегии закупок. Политика снабжениявырабатывается на основании анализа двух аспектов: важности предполагаемойзакупки (с точки зрения ее потенциального воздействия на характеристикипроизводимой продукции, сокращение производственных издержек, прибыли) и особенностейрынка поставок — ограниченности рыночных возможностей, наличия барьеров напути проникновения на рынок, монопольного или олигопольного характера рынка.
Руководство снабжением, опираясь на вышеназванные факторы, оцениваетпозицию своей фирмы по отношению к поставщикам путем систематического анализавозможностей потенциальных поставщиков и требований со стороны своей фирмы. Наосновании анализа создается набор вариантов поведения фирмы по отношению кпоставщикам в конкретных рыночных зонах. Отдел снабжения при той или инойстратегии выполняет свою постоянную задачу и выявляет новые источники поставок.
Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения промышленныхфирм в западных странах — качество поставляемого сырья и комплектующих изделий.Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на конкуренцию среди потенциальныхпоставщиков на внутреннем и международном рынке, проблема качестваматериальных ресурсов стоит достаточно остро.
Наиболее солидные западноевропейские, американские и японские компании,борющиеся за рынок сбыта своей продукции, разрабатывают и скрупулезновыполняют программы по поддержанию и повышению качества своей продукции.Значительное внимание в них уделяется качеству источников поставок. Характернымпримером в этом деле может являться опыт компании «ТТ Кэннон Норт Америка»(США). В структуре управления компанией создана так называемая «группа поотбору поставщика», в которую входят пред-ставители системыматериально-технического снабжения компании, финансовой службы,производственного отдела и пр. Группа отби-рает в качестве поставщика лишь тех,кто проявил или может про-явить способность удовлетворить уровень запросов,предъявляемых компанией. Группа выдвигает технические требования к предметамзакуток, основанные на технических требованиях к конечной продукции, которыепередаются поставщику
При рассмотрении возможностей поставщика напервое место выдвигаются следующие требования:
— наличие оборудования для производствапродукции необходи-. мого качества;
— возможность проводить испытания качества позаданной прог-рамме и с помощью необходимых приборов;
— контроль и аттестация входящих материалов исырья;
— наличие необходимых документов и инструкций,определяю-щих количество рабочих операций и их контроль;
— наличие маршрутных документов,подтверждающих проведение всех необходимых операций по производству иконтролю. Программы поддержания качествазакупаемых комплектующих и сырья настолько глубоко продумываются, что в расчетберется даже организация учебы персонала поставщиков-смежников. Задачей обучения, как правило, является повышениеуровня знаний персо-нала, который информируют о новейших технологиях ипроцессах, чтобы сделать обслуживаниестанков и приборов квалифицированным и эффективным.
В практике материально-техническогоснабжения встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкогокачества. В свя-зи с этим принимаются различные экономические меры, направленныена снижение объема низкокачественных поставок. В большинстве случаевнекондиционные поставки возвращаются компании-виновнику, оплата за них непроизводится, возможны и штрафные санкции.
В последние годы возникли некоторые новые организационные формысотрудничества, цель которых — повышение качества продукции, упрощениепроцедуры составления контрактов и контроля за их выполнением. Например, в ФРГ,в машиностроительном комплексе, ряд компаний различной величины объединились вассоциацию с целью улучшения производственного обеспечения. Эта группакомпаний специализируется на сложном и требующем высокой технологиипроизводстве промышленных роботов, поточных линий, систем управления гибкимипроизводственными системами, периферийного оборудования дляпроизводственно-технологических си-
стем.Подобное производство требует значительного количества компонентов:гидравлических, пневматических, электронных, электротехнических и прочих.
Наряду с комплексом задач, поставленных перед ассоциацией в областиразвития перспективного планирования производства, разработки техникибудущего, совместного обеспечения выхода на рынок, одной из главных проблемстала производственная кооперация и материально-техническое снабжениекомпаний. Мелкие и средние компании в этой группе разрабатывают и производятновые и наукоемкие компоненты сложных систем, выпускаемых крупными фирмами.Тем самым они не только осуществляют снабженческие поставки для крупныхкомпаний, но и активно влияют на их техническую и сбытовую политику.
Созданная в середине 80-х годов ассоциация внутри Объединениямашиностроителей и изготовителей промышленного оборудования Германии позволилатесно привязать поставщиков к потребителям и эффективно решить вопросыкачества поставок и конечной продукции, что дает немалые выгоды для объединенияи конкурентной борьбы с зарубежными производителями. Кроме того, создаютсяусловия для долгосрочной кооперации. Все это способствует реализации продукциивходящих в ассоциацию фирм, предоставляет возможности для консультации в устноми письменном виде об источниках снабжения и сведения о производимой продукции.
Одной из относительно новых форм снабжения является также создание центрапо закупкам.
При анализе факторов, влияющих на формирование состава центра,необходимо учитывать, что степень вовлеченности персонала фирмы в закупочныйпроцесс меняется на различных его стадиях. Так, при первичной закупке, когданаблюдается заинтересованность в этом процессе большинства функциональныхподразделений, их представители принимают участие в работе центра. По меретого, как процесс закупки переходит от стадии осознания потребности в даннойзакупке к конечной стадии — заключению договора с поставщиком, ответственностьза принятие решения переносится на руководство отделом снабжения.
Долгосрочная кооперация с поставщиками, характерная для современногорынка товаров производственно-технического назначения в странах ЗападнойЕвропы, ставит перед отделами снабжения фирм еще одну задачу — определениебаланса между ресурсами по-
уставщикаи потребителя, т. е. реализацию концепции управления совместными ресурсами.
Вкачестве примера можно рассмотреть шведскую компанию «Эриксон информейшнсистемз» («ЭИС»), которая разработала свою систему снабжения. Согласно ей,центр по закупкам компании подключается к разработке новой продукции с самых первыхшагов. В компании считается, что ее успешное функционирование в будущемзависит от умения центра по закупкам создать адекватную структуру поставок. Этоозначает, что центр по закупкам начинает выбор поставщиков на стадии разработкипродукции с учетом интересов будущих ведущих потребителей. Компания используетвозможности поставщиков принять участие в разработке продукции, необходимойдля «ЭИС» (это стремление определяется ограниченностью ресурсов самой компании«ЭИС»).
Система снабжения, основывающаяся на использовании потенциалапоставщиков, в целом была принята компанией «ЭИС». Уже через год после еевнедрения «ЭИС» сумела реализовать проект, в котором поставщики принимали самоеактивное участие и в разработке, и в производстве продукции в рамкахкооперации. В настоящее время закупочные группы компании работают в разныхстранах мира, заключая контракты с внешними поставщиками. Новая стратегиярадикально изменила роль закупочного центра в компании «ЭИС», сделав еговедущим звеном на стадии как разработки продукции, так и ее производства. Вкомпании «Сааб-Сканиа» (Швеция) в задачу отдела снабжения входят такиефункции, как: разработка основы технического решения предъявляемых требований,выдвижение конкретных предложений по технологии разработок, обеспечениетестирования компонентов в лабораториях компании. В «Сааб-Сканиа» принято, чтоотдел снабжения отвечает за все контакты с поставщиками, он также служитсвязующим звеном по передаче запросов и результатов совместной деятельностимежду компанией и поставщиком.
Кроме того, одной из важнейших задач отдела снабжения в ближайшембудущем должна стать направленная работа с поставщиками по ориентации ихтехнических разработок, исходя из интересов компании. Это требует отсотрудников отдела знаний о потенциальных возможностях поставщиков, их умениии готовности осуществить необходимую адаптацию разрабатываемой продукции.
2. Планирование закупок
Логистика закупок (снабжения), являясь первойлогистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов,комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать,какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить планзакупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностныхлиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
— анализ и определение потребности, расчетколичества заказываемых материалов;
— определение метода закупок;
— согласованность цены и заключение договора;
—установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
—организация размещения товаров на складе. Качественное планирование иинформационное обслуживание логистики снабжения решает также задачууравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабженияпроизводства и минимизации складских запасов.
2.1.Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов
В процессе планирования закупок необходимо определить: — какие материалытребуются;
—количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;
— время, когда они понадобятся;
—возможности поставщиков, у которых могут быть куплены
товары;
— требуемые площади ваших складских помещений;
— издержки на закупки;
—возможности организации производства некоторых деталей на
своемпредприятии.
Существует множество методик определения того, сколько необходимозакупать материалов для производства продукции и с какой
периодичностью они должны поступать отпоставщиков, но все они
требуют