Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Информационное обеспечение антикризисного менеджмента

Содержание
Введение
3
Глава 1.
Антикризисный менеджмент: определение, современное состояние, информационное состояние.
7
1.1.
Понятие антикризисный менеджмент. История становления в РФ как сферы управления (функции и задачи).
7
1.2.
Основные этапы деятельности антикризисного менеджера.
16
1.3.
Нормативно-правовая основа антикризисного менеджмента.
29
1.4.
Информационные составляющие антикризисного менеджмента.
38
Глава 2.
Информационные ресурсы, необходимые в деятельности антикризисного менеджера.
53
2.1.
Правовая информация.
53
2.2.
Экономическая информация.
61
2.3.
Статистическая информация.
70
2.4.
Информация о новинках науки и техники.
78
2.5.
Внутрифирменная информация
102
Заключение
109
Список использованной литературы
113
Приложение 1. Периодические издания, имеющие право официальной публикации нормативных актов
120
Приложение 2. Выборочный перечень периодических изданий правовой тематики
123
Приложение 3. Структура профессиональной юридической системы «Кодекс»
125
Приложение 4. Структура компьютерной правовой системы «ГАРАНТ»
127
Приложение 5. Список справочных правовых систем КонсультантПлюс
128
Приложение 6. Примеры отечественных адресно-справочных БД
131
Приложение 7. Научные журналы по проблемам экономики, доступные на сайте Российской национальной библиотеки
133
Приложение 8. Продукты, создаваемые федеральными органами НТИ и научно-техническими библиотеками
137
Приложение 9. Информационные издания некоторых отраслевых органов НТИ
142
Приложение 10. Региональные информационные центры России
146

Введение
Даннаядипломная работа посвящена вопросам теории антикризисного менеджмента и егоинформационного обеспечения.
Термин «антикризисныйменеджмент» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появленияэто реформирование российской экономики и возникновение большого количествапредприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий – этонормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновскойтеорией выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающейсреде» должно либо приспособиться, и использовать свои сильные стороны, либоисчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и среднихпредприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько жепоявляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующиммеркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количестводел о банкротстве (12). Можно сказать, что разработка теории антикризисногоуправления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлениивозникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночныхэкономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играетфинансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактическихэлементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлятьденежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроляза денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем болеенаходящиеся в стадии кризиса.
В последнеевремя в нашей стране появилось огромное количество статей и монографийпосвященных антикризисному управлению, в книгах по общему управлению финансами,например И.А.Бланк «Основы финансового менеджмента», антикризисному управлениюотводят целые главы. Практически все авторы отмечают особенности антикризисногоуправления от обычного и считают, что оно должно обрести свою «нишу» вуправленческой теории практике. Некоторые из авторов рассматривают антикризисноеуправление с точки зрения проблем финансов на микроуровне (20), другие жепытаются рассмотреть комплекс проблем связанных не только с кризисом отдельногопредприятия, но кризисом в государственных финансах, в экономике целом (23).Часто авторы заявляя, что пишут об антикризисном управлении уделяют вниманиетолько процедурам банкротства в рамках закона «О несостоятельности(банкротстве)».
Всовременных условиях мирового социально-экономического развития, особенноважной областью стало информационное обеспечение процесса управления, котороесостоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованныхуправленческих решений.
Передуправляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, еепереработки, а также генерирования и передачи новой производной информации ввиде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативном истратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, отдостоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задачуправления.
Нельзя неотметить, что любые принимаемые решения требуют обработки больших массивовинформации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта,сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейсяситуации и умения ею воспользоваться.
Превращениеинформации в стратегический ресурс обусловлено особенностями жизнедеятельностилюбого современного предприятия. Его конкурентоспособность зависит отспособности руководства и персонала оперативно выявлять, а часто предвосхищатьизменения внешней среды и гибко перестраивать свое поведение, сознательноизбирая инновационный путь развития. Естественно, что при этом резко возрастаетзначение:
·            внешнейинформации, отражающей условия, в которых функционирует предприятие;
·            внутреннейинформации, характеризующей деятельность самого предприятия и вовлеченностьперсонала в реализацию поставленных задач;
·            информации,распространяемой от имени предприятия во внешнем мире и способствующейпродвижению его продукции, формированию положительного образа и расширениютаким путем сферы социального и экономического влияния;
·            сопоставительногоанализа внешней и внутренней информации, позволяющего судить об уровне,достигнутом предприятием, и его месте среди других учреждений, действующих наданном сегменте рынка.
Используемаяв качестве стратегического ресурса оперативная, полная и достоверная информациясодействует:
·            разработкеобоснованных стратегических планов развития и принятию управленческих решений сучетом происходящих или прогнозируемых изменений внешней среды;
·            внедрениюпрогрессивных технологий и оригинальных научно-технических разработок;
·            формированиюорганизационной культуры и сплочению коллектива на основе общих целей иценностей;
·            освоению новыхрынков, расширению круга клиентов;
·            приобретениюпредприятием так называемых «неосязаемых активов»: доброго имени, уважения впрофессиональной среде, хорошего отношения со стороны клиентов, деловыхпартнеров, представителей властных структур.
Повышение значимостиинформации, с одной стороны, и усложнение процессов ее использования, с другой,существенно отразились на задачах служб информации и заставили пересмотреть ихфункции и место в структуре предприятия.
Объектомисследования выступают информационные составляющие антикризисного управления.
Предмет –комплекс источников информации, необходимых для антикризисного управления.
Цельюданной работы стало совершенствование информационного обслуживания специалистовпо антикризисному управлению.
Длядостижения цели были поставлены следующие задачи:
1.         Дать определениеантикризисного менеджмента.
2.         Изучить историюстановления в Российской Федерации антикризисного менеджмента как сферыуправления.
3.         Определитьосновные этапы деятельности антикризисного менеджера.
4.         Рассмотретьнормативно-правовые основы антикризисного менеджмента.
5.         Определитьинформационные составляющие антикризисного менеджмента.
Дипломнаяработа состоит из двух глав, которые в свою очередь состоят из параграфов.
В первойглаве проанализировано, как рассматривается антикризисное управление вразличных статьях и монографиях, а также приведено определение антикризисногоуправления. Выделены основные принципы, на которых базируется системаантикризисного управления и дана оценка роли финансового менеджмента в системеантикризисного управления.
В этой жеглаве приведен анализ основных причин кризиса на предприятии и установлено, чтоодним из главных факторов влияющих на кризис являются недостатки управления.
Также дансрез законодательства регулирующего действия антикризисного управляющего приприменении судебных процедур банкротства и перечислены основные направления егодействий в рамках антикризисного управления. Такими направлениями являются:
·             Осуществлениемониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаковего кризисного развития.
·             Определениемасштабов кризисного состояния предприятия.
·             Исследованиеосновных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия.
Втораяглава более конкретно раскрывает собственно тему дипломной работы.
Методыисследования:
1.    Анализ и синтезинформации в специализированных изданиях.
2.    Библиографическийпоиск и отбор для выявления источников.
3.    Классификационныйметод.
Базойисследования послужили фонды следующих библиотек:
-           Российская Национальная Библиотека (www.nlr.ru);
-           Библиотека Российской АкадемииНаук (www.csa.ru/BAN/);
-           Центральнаягородская публичная библиотека им. В.В. Маяковского (http://www.pl.spb.ru/);
-           Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета (www.lib.pu.ru/);
-           Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского государственноготехнического университета (www.unilib.neva.ru/rus/lib/);
-           Библиотека Санкт-Петербургского государственного университета экономики ифинансов (www.finec.ru:8100/rus/index.htm).

Глава 1. Антикризисный менеджмент: определение, современное состояние,информационное состояние.
1.1. Понятиеантикризисный менеджмент. История становления в РФ как сферы управления(функции и задачи)
Понятиеантикризисного менеджмента.
Антикризисныйменеджмент стал одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. Водних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризисаэкономики (47), в других – управление фирмой, в преддверии банкротства (62),третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностьюантикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства (20).Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когдафинансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится ужепечальным, а перспектива банкротства – реальной (26). Исходя из этого, ониполностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях еевозникновения и акцентируют внимание только на «лечение» кризиса. Другие же,считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге «Справочниккризисного управляющего» профессор Уткин Э.А. писал: «Подобный подход – это все равно что «ставить телегу впереди лошади».Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовыезатруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротствепри таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческиймеханизм устранения возникающих проблем до того, пока они не принялинеобратимый характер».
Некоторыеже авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса имеханизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисногоуправления.
По моемумнению, верным является системный подход к антикризисному управлению, когдаантикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий отпредварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению.Исходя из этого, наиболее верным определением является определениеантикризисного управления, данное профессором А.Г.Грязновой в книге «Антикризисныйменеджмент»:
«Антикризисное управление – такая система управления предприятием,которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращениеили устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использованиявсего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации напредприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющейустранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любыхобстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы».
Рассмотрим,на каких принципах базируется система антикризисного управления. К числуосновных принципов относятся:
·             Ранняядиагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятиинесет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерямикапитала его собственников, возможность возникновения кризиса должнадиагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использованиявозможностей ее нейтрализации.
·             Срочностьреагирования на кризисные явления. Каждоепоявившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждымновым хозяйственным циклом, но и порождает новые сопутствующие ему явления.Поэтому чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большимивозможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
·             Адекватностьреагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию.Используемая система механизмов понейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана сфинансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерьдолжен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случаеили не будет достигнут ожидаемый эффект (если действие механизмовнедостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (еслидействие механизма избыточно).
·             Полнаяреализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.В борьбе с угрозой банкротства предприятие должнорассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Вышеперечисленныепринципы являются основой организации антикризисного управления предприятием.
Теперькоснемся вопроса, какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисномуправлении. Практически все вышеперечисленные авторы сходятся во мнении, чтофинансовый менеджмент является основным элементом антикризисного управления.Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание стратегических и тактическихэлементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлятьденежными потоками и находить оптимальные решения. Усиление контроля надденежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем болеенаходящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового менеджмента и вдиагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджментаявляется анализ финансового состояния предприятия. Анализируя финансовоесостояние предприятия возможно установить зачатки кризиса на самых раннихэтапах развития. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовыхметодов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия отбанкротства.
Итак, можносделать следующие выводы, что антикризисное управление – это целый комплексвзаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по егопреодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах,которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль вантикризисном управлении играет финансовый менеджмент.
Основные причины возникновения кризисной ситуации напредприятии.
Кризиспредприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметровпараметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежитмного различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основныегруппы:
1.         Внешние (независящие от деятельности предприятия);
2.         Внутренние(зависящие от деятельности предприятия).
Внешниефакторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
1.         Социально-экономическиефакторы общего развития страны
·            Рост инфляции;
·            Нестабильностьналоговой системы;
·            Нестабильностьрегулирующего законодательства;
·            Снижение уровняреальных доходов населения;
·            Рост безработицы.
2.         Рыночные факторы
·            Снижение емкостивнутреннего рынка;
·            Усилениемонополизма на рынке;
·            Нестабильностьвалютного рынка;
·            Рост предложениятоваров-субститутов.
3.         Прочие внешниефакторы
·            Политическаянестабильность
·            Стихийныебедствия
·            Ухудшениекриминогенной ситуации
Внутренниефакторы возникновения кризиса:
1.         Управленческие
·            высокий уровенькоммерческого риска;
·            недостаточноезнание конъюнктуры рынка;
·            неэффективныйфинансовый менеджмент
·            плохое управлениеиздержками производства;
·            отсутствиегибкости в управлении;
·            недостаточнокачественная система бухгалтерского учета и отчетности
2.         Производственные
·            Необеспеченностьединства предприятия как имущественного комплекса;
·            Устаревшие иизношенные основные фонды;
·            Низкаяпроизводительность труда;
·            Высокиеэнергозатраты;
·            Перегруженностьобъектами социальной сферы.
·            Рыночные
·            Низкаяконкурентоспособность продукции;
·            Зависимость отограниченного круга поставщиков и покупателей.
Конечно,все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, нобольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так,например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российскихпредприятиях привел к тому, что, по данным Межведомственной балансовойкомиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российскихпредприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировойцивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый – это низкийуровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всехрасчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор – чрезвычайноеобременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объемуих годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам – большегода. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор – специфическоеобстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, – это низкаяпроизводительность труда.
Именнонеэффективность управления следует отнести к наиболее характерной длясовременных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированиюв условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующимифакторами:
·             Отсутствиемстратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результатыв ущерб среднесрочным и долгосрочным;
·             Низкаяквалификация и неопытность менеджеров;
·             Низкий уровеньответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствияпринимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имуществапредприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Борьбапредприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязиорганизационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Итак, можносделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могутпривести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторамиявляются недостатки управления.
Развитие менеджмента в России (20 ВЕК).
Начиная сXVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметныйслед в истории России и улучшении ее системы управления оставили известныерусские экономисты, такие как: А.Л.Ордин-Нащокин, А.П.Волынский(кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н.Татищев (главный управляющий горныхзаводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.), выдающийсярусский ученый М.В.Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системыуправления России П.А.Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности – министравнутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованиемместного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало созданияновой общественной организации управления социалистическим производством.
В первыегоды Советской власти получают большую известность труды таких ученых, какА.А.Богданов, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, Н.А.Амосов.
Известныйсоветский ученый А.К.Гастев занимался вопросами совершенствования теории ипрактики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция,получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установокв практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ),созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методикитрудовых движений отводилось инструктажу.
Недостаткомконцепции трудовых установок Гастева является слабая разработка самой методикитрудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация наиндивидуальность рабочего.
Важная рольв развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видномуэкономисту О.А.Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теориисоциалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкойкритике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практикиорганизации труда значителен. Им обобщен большой практический материалхозяйственного строительства в СССР.
Проблемынаучной организации труда (НОТ) получили широкое освещение в трудахП.М.Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации труда навсе сферы человеческой деятельности.
Особоговнимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научнойорганизации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзнойконференции по НОТ. За несколько недель до конференции были опубликованы двеплатформы по НОТ. Одна – от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая –от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончиласьсозданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ,в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.
Крупныйвклад в развитие теоретических основ социалистической организациипроизводственных процессов был внесен О.И.Непорентом. Все операции онклассифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на тривида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал ихвлияние на длительность производственного цикла.
В 30-е гг.была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки оборганизации производства, труда и управления, результатом которой был выход всвет первого советского учебника по организации производства. В эти же годыбыло положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и среднимспециальным экономическим образованием для предприятий и органов управления.Кроме того, была введена новая для того времени специальность –инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей средиэкономических специальностей.
В годыВеликой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся впредшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципомуправления продолжал оставаться хозрасчет при усиленииадминистративно-командных методов руководства. Научная работа велась попроблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.
В послевоенныйпериод времени возобновилась научная и практическая работа в областиорганизации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращениеисследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематикаисследований по проблемам организации и управления предприятиями началапостепенно расширяться.
Начиная с1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительствомпо территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы)экономических административных районов. Главным назначением совнархозов былопресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.
К этому жевремени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, какэкономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практикеэкономико-математических методов. Создание этой науки в нашей странеосуществлялось под руководством академиков А.И.Берга и В.М.Глушкова.Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.
Дискуссия,развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросамсовершенствования системы и методов управления народным хозяйством,предшествовала проведению хозяйственной реформы.
Периодвремени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением встране трех реформ, направленных на совершенствование системы управлениянародным хозяйством.
К нимотносятся:
1. Реформасистемы управления экономикой 1965 г.
2. Реформасистемы управления 1979 г.
3.Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночнымотношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
В связи спроизошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, встране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальнаякомиссии, возглавляемая академиком А.Г.Аганбегяном, предложила триальтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:
1) внесениеотдельных элементов рынка в существующую командно-административную системууправления;
2) быстрыйпереход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
3) созданиесистемы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариантсовершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.
Другаякомиссия под руководством академика С.Шаталина подготовила программу, получившуюназвание «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий,необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими ученымирассматривалась как «шоковая терапия».
По итогамдискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системыуправления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500дней», основной целью которой было полное разрушение административно-команднойсистемы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношенийв России.
Однако,несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России.Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принятомного ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатаяс 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов иимпортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитойстране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороныгосударства.
Методологические принципы формирования отечественногоменеджмента.
Переход крынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становл


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Остров Бали как туристический объект
Реферат Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины математический анализ Направление подготовки Экономика
Реферат Основы местного самоуправления и управленческой деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований
Реферат 6. классификатор направлений подготовки, профессий и специальностей среднего специального, профессионального образования
Реферат Государство,его формы и признаки
Реферат Развитие математических способностей учащихся в основной школе
Реферат Одаренные дети - проблема социализации
Реферат История развития хозяйства России и машиностроительный комплекс
Реферат Метод моделирования в науке и технике, его объективное и логические основы
Реферат Судостороительное предприятие
Реферат Хоккей_2
Реферат Мотив исторической памяти в поэзии по творчеству Анны Ахматовой
Реферат Ценообразование в туристическом бизнесе
Реферат Территориальная организация населения