План курсовой работы.
Введение. …………………………………………………………………….3
Глава 1.Особенности и этапы внутрифирменного планирования.
1.1. Стратегическоепланирование. Основные функции и задачи………5
1.2. Прогнозированиев системе планирования…………………………..8
Общий вывод главы 1………………………………………………………...9
Глава 2. Бизнес план как основавнутрифирменного планирования .
2.1. Сущность и задачи бизнес планирования………………………………10
Общий вывод главы 2………………………………………………………...16
Глава 3.Планирование и эффективность деятельности предприятия.
3.1. Основные правила менеджера…………………………………………...18
3.2. Цена, количество и валовой доход ……………………………………..20
3.3. Валовые и предельные издержки ……………………………………….21
Общий вывод главы 3…………………………………………………………23
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………26
Введение.
Содержание внутрифирменного планирования как функцииуправления предприятием состоит в обоснованном определении основных направленийдеятельности и дальнейшего развития с учетом материальных источников и спросарынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всейпредприятия и каждого подразделения (службы) в отдельности на установленныйпериод времени; определении маркетинговых задач, средств их достижения, срокови последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовыхресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
По западным представлениям, предприятиесоздается и успешно функционирует только тогда, когда имеется широкий круг потребителей,или клиентов. Это дает возможность определить одну из основных целейпредприятия — создание новых рынков. При необходимости создаются даже
новые потребности потенциальных клиентов, являющиесяобъективной основой дальнейшего существования делового предприятия.
При всем многообразии форм предпринимательства существуютключевые положения, применимые фактически во всех областях коммерческой деятельности для разных фирм, необходимыедля того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности иопасности, тем самым уменьшить риски в достижении поставленных целей.Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмыявляется важнейшей задачей для любого бизнеса.
Целью курсовой работы является изучениепостроения схемы по которым начинает действовать предприятие. Особенностью темыкурсовой работы является методика составления бизнес плана как основывнутрифирменного планирования.
Не все фирмы пользуются официально принятыми системамипланирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо. А ведьформальное планирование сулит целый ряд выгод. Тут и системное осмысливаниеситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точнаяпостановка задач и проч. Все это должно привести к повышениюконкурентоспособности и росту прибыли.
Каждаяпроизводственная единица (предприятие) любого общества стремится к получениювозможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается нетолько продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затратына производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходовпредприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, товторой — практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степениэффективности организации процесса производства и последующей реализациипроизведенных товаров.
В этой связи все более возросла роль издержекпредприятия, так как от них непосредственно зависит размер прибыли, которуюполучит предприниматель.
Глава 1. Особенности и этапы внутрифирменногопланирования.
Планирование – это разработка и корректировка плана,включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельностихозяйственного объекта на ближайшую иотдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей идвижение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получениезаданного конечного результата. Утвержденный руководителем план предприятияимеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц.
1.1. Стратегическое планирование.
Стратегическоепланирование является основной частью внутрифирменного планирования и выполняетследующие функции:
1. Формирование стратегии развитияпредприятия.
2. Планирование основных направленийдействий.
3. Оценка потенциальных возможностейфирмы (комплексная) по реализационной стратегии.
4. Определение необходимых ресурсов иорганизационно-финансовое сопровождение стратегического плана.
И выполняет следующие задачи:
1. Анализ состояния и перспективразвития рынка.
2. Определение соотношений объемовпродаж по внутреннему и внешнему рынку планируемых изделий.
3. Определение целевых установок наоснове маркетинговых исследований.
4. Разработка дерева целей.
5. Установление требований к сбытовым,основным и обеспечивающим производствам (подразделениям).
6. Оценка восприимчивости рынка кпланируемой продукции.
Алгоритм стратегического планирования:
1. Сбор информации о внешней среде.
2. Анализ состояния рынка и определениестратегических целей и ключевых условий их достижения.
3. Анализ конкурентоспособности фирм иразработка стратегии поведения по отношению к конкурентам.
4. Анализ и оценка необходимых ресурсовдля успеха.
5. Моделирование и анализ воздействиявнешних факторов на стратегическое развитие бизнеса и оценка хозяйственногориска.
6. Разработка стратегии и альтернативныхпутей развития для выбора на альтернативном уровне.
7. Разработка вариантов стратегическихпланов с учетом возможного изменения ключевых условий.
8. Анализ эффективности плановыхрешений.
9. Разработкаорганизационно-финансового сопровождения стратегических планов.
Сущностью стратегического планирования является разработкастратегий которая предполагает прежде всего:
1. Строгая формулировка стратегическихцелей.
2. Оценка потенциала.
3. Оценка, диагностика, анализ внешнейсреды.
4. Диагностика сильных и слабых сторон.
5. Анализ стратегических альтернатив.
6. Выбор стратегии.
7. Реализация стратегии.
И основывается по следующим видам стратегий:
· Корпоративные
· Функциональные
- маркетинговая
- финансовая
- производственная
- кадровая
Главным инструментомразработки стратегии выступает дерево целей. Под каждую цель создаетсястратегическая хозяйственная цель.
Пословам Эмерсона: «Если не цели, то нет смысла выбирать дорогу» значит целидолжны быть:
— реальными и достижимыми;
- измеримыми;
- однозначными;
- конкретизированнымии детализированными по подразделениям;
- понятнымиисполнителям.
По условиям определенияцели составляются с учетом:
- объемаработ;
- сроковвыполнения;
- количестваисполнителей;
- возможностейпредприятия.
С учетом внешних факторов:
- законодательных;
- политических;
- международных;
- финансовых;
- технологических.
С учетом внутренних факторов:
- организационных;
- технических;
- деловойфилософии фирмы.
Существуют различные подходы кразработке стратегического плана:
1. От прошлого к будущему (прогноз).
2. От будущего к настоящему.
Отличительные черты стратегии:
1. Разработка стратегии не завершаетсянемедленным действием.
2. Для реализации стратегии необходимнабор – дерево целей.
3. На основе стратегии разрабатываетсястратегический план.
1.2. Прогнозирование.
Прогноз – это один из подходов разработки стратегическогоплана и в процессе прогнозирования решаются следующие основные задачи:
1. Установление целей развития.
2. Определение рациональных путей исредств достижения..
3. Расчет необходимых ресурсов.
Прогноз– это научно обоснованное суждение обудущем и путях его достижения.
Прогноз составляется по следующему алгоритму
1. Предпрогнозная ориентация(системно-структурный анализ объекта).
2. Постановка задачи для разработкипрогноза (уточняются характеристики объекта; определяются масштабы; определяютсяпериоды прогнозирования; устанавливаются условия и ограничения, при которыхбудет проводиться прогноз).
3. Анализ и установление факторовпрогнозного (активного) фона.
4. Формирование информационной базы дляпрогноза активного фона и объекта.
5. Разработка собственно прогнозноймодели и выбор метода прогнозирования.
6. Разработка прогноза и оценка егодостоверности.
7. Разработка плановых решений (порезультатам прогноза).
Исходя из всего этого можно выделитьнекоторые особенности прогнозирования:
· припрогнозировании необходимо знать предельные значения параметров развития;
· припрогнозировании прогнозируют не объект как таковой, а прогнозируют развитиеобъекта через параметры эффективности.
Формированиестратегического планирования осуществляется по следующим требованиям:
· Наличиевысококвалифицированного планового персонала (менеджеров).
· Активноеиспользование методов моделирования (имитационного).
· Необходимостьучитывать стохастичность (неопределенность, вероятностность) получениярезультатов.
· Установлениерезервных мощностей (резервные «подушки безопасности»).
Здесь могут выступать возможные генеральныецели:
· Повышениеуровня конкурентоспособности.
· Обеспечениединамики роста собственной доли рынка.
· Повышениеприбыльности и рентабельности.
· Обеспечениесоциальной защиты работников.
Элементамипроцесса стратегического планирования являются:
· Анализвнешней среды;
· Построение,формирование целей предприятия;
· Увязка,согласование целей верхнего уровня и функционального уровня с нижним;
· Взаимосвязьпланирования с источником финансирования (бюджетом).
Общий вывод: Особенностью внутрифирменного планирования являетсястратегическое планирование, которое основывается по многим видам стратегий иформировании прогноза который включает в себя: установление целей развития,определение рациональных путей и средств достижения и расчет необходимыхресурсов. Еще при прогнозировании необходимо знать предельные значения параметровразвития.
Глава 2. Бизнес план как основа внутрифирменногопланирования.
Основной целью планирования является разработка перспективныхзадач развития фирмы. Планирование основывается на основных принципах:
· Научность– достигается путем учета все экономических законов, достижений и фактороввлияющих на развитие фирмы.
· Сочетаниестратегических и текущих планов. Прежде чем составить стратегический планнеобходимо составить текущий.
· Выделениеведущих звеньев в экономике позволяет проанализировать ситуацию на рынке иперспективу в производстве нужного товара
· Контрольза выполнение плана.
Любая деятельность основывается насоставлении бизнес плана.
2.1. Сущность и задачи бизнеспланирования.
Бизнес план – этоосновной документ планирования деятельности, служит для привлечениядополнительных средств (инвестиций).
Цель разработки бизнес планирования– спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленныепериоды в соответствии с потребностямирынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогаетпредпринимателю решить следующие основные задачи:
- определитьконкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этихрынках;
- сформулироватьдолговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
- выбратьсостав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмойпотребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию иреализации;
- выявитсоответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемымтребованиям для достижения поставленных целей;
- определитьсостав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе,стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
- оценитьфинансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальныхресурсов возможностям достижения поставленных целей;
- предусмотретьтрудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнениюбизнес-плана.
- Главноедостоинство бизнес планирования заключается в том, что правильно составленныйподобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечаетна самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело,принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.
В нем предельно четко и подробноуказываются:
ü Цель деятельности предприятия и егоструктуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указаниемконкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);
ü Средства достижения цели (финансовые,материальные и трудовые);
ü Правила и сроки увязки целей исредств по этапам на весь период действия плана;
ü Этапы и сроки выполнения работ;
ü Исполнители плана по срокам и видамработ;
ü Методы, этапы и средства контролявыполнения плана.
Практически вся системахозяйственного управления и регулирования производства строится на методахпланирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа.Связать все эти этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планированиезанимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способдостижения цели на основесбалансированности и последовательностивыполнения всех производственных операций.
Цели, которые преследует бизнес-план:
1. Убедить инициатора или себя вэффективности проекта.
2. Аргументировать инвесторуэффективность данного проекта.
Цель разработкибизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший иотдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностямиполучения необходимых ресурсов.
Главное достоинствобизнес планирования заключается в том, что правильно составленный подобный пландает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самыйважный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесетли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств. Бизнес-план – документ перспективныйи составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второгогода основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а привозможности, даже в помесячной. Начинаяс третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
В рыночной экономике бизнес-планявляется рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всехсферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они непредставляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добытькапитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, покоторым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждаетпредпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рисковогорыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мести пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же,где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявленияпозволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будутвкладываться средства.
В характеристике предприятия и продукцииуказываются следующие сведения:
- полноеи сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номеррегистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты
- организационно-правоваяформа предприятия
- размеруставного капитала
- учредителипредприятия с указанием их доли в уставном капитале
- характеристикименеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера
- основнойвид деятельности предприятия
- формулировкамиссии предприятия
- оценкасильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Анализ рынка и основных конкурентов.
В этом разделе бизнес-плана уделяется внимание следующимвопросам:
- определениеразмеров (емкости) рынка
- степеньнасыщенности рынка
- выявлениенаиболее перспективных рынков сбыта
- оценкаосновных конкурентов
Оценка рынков сбытавключает выяснение:
- уровняспроса
- степениудовлетворения спроса
- уровняконкуренции
- долипотребителей, готовых купить продукцию
Анализ и оценкаконкурентов предполагает следующие параметры характеристики:
- объемпродаж, натуральные показатели
- занимаемаядоля рынка, %
- уровеньцены
- финансовоеположение (рентабельность)
- уровеньтехнологии
- качествопродукции
- расходына рекламу
- привлекательностьвнешнего вида
- времядеятельности предприятия, лет.
После анализа рынка и основныхконкурентов для дальнейшего бизнес планирования можно перейти к планированиюинвестиций
Планирование инвестиций.
Это завершающийэтап планирования, т.к.:
1. Обеспечение текущей деятельности.
2. Должны иметь прогнозный баланс.
Цель плана – дальнейшее развитиепредприятия, увеличение его финансового потенциала.
План инвестиций строится изстратегического плана производства и задания по инвестициям.
В отличии от текущего плана, планинвестиций:
1. Рассчитан на длительный период, надлительный период замораживаются денежные средства.
2. Наличие степени риска.
3. Критическая зона экономической отдачиу любого объекта инвестирования.
Самым основным вопросом при планировании инвестиций являютсяисточники финансирования.
Внешние(дополнительные) источники :
1. Кредиты от финансовых структур.
2. Косвенное (поставка оборудования) илипрямое финансирование зарубежными партнерами.
3. Лизинговые операции (финансированиечерез лизинг).
4. Эмиссия ценных бумаг (облигации,дополнительный выпуск акций)
5. Покупка ценных бумаг (вложения вбыстроликвидный рынок)
Основные показатели плана инвестиций:
1. Ввод в действие новыхпроизводственных мощностей (в год).
2. Прирост производственных мощностей засчет технического перевооружения, прогрессивности используемых технологий.
3. Показатели объема НЗП.
4. Социальная часть: показатели вводаобъектов непроизводственного назначения.
Для анализа плана инвестицийиспользуются удельные показатели, которые могут характеризовать эффективность:
- выпускпродукции ИС на 1 м2 (рост выпуска)
- выпускпродукции на 1 руб. капвложений (или инвестиций)
- прибыльна 1 руб. капвложений
- капвложенияна 1 руб. продукции (фондоемкость)
Хозяйственный риск в принятии плановых решений.
При нем нужно знать диапазон допустимого поведения.
Риск возможен лишь когда есть выбор.
Когдасуществует риск, его надо учитывать:
- приопределении номенклатуры и объема выпуска как новых, так и серийных изделий
- приобъеме финансирования НИОКР
- приопределении объемов материальных ресурсов
- приопределении спроса и предложения и доли рынка
- прирасчете цен и затрат на производство
На плановый риск влияют:
- стабильностьвнешней среды
- достоверностьи достаточность информации
С т.з. риска менеджеры делятся на:
- активных(направлены на получение высоких прибылей, риск их не страшит)
- пассивных(меньше рискуют).
На величину риска влияют:
- Вероятностьсовпадения нескольких неблагоприятных ситуаций.
- Вероятностьсовпадения нескольких благоприятных ситуаций.
- Абсолютныйущерб (неблагоприятные ситуации)
- Абсолютнаявеличина при благоприятных условиях.
Можно установить коэффициент риска.
Далее смотреть на шкалу рисков:
0,2 — без риска
0,4 — малый риск
0,6 — средний риск
0,8 — рискованное значение
1 — высокая степень риска
1,2 — азартная игра, авантюрное планирование
Общий вывод: Рассмотрев цели и сущность бизнес планирования,а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделатьзаключение, что бизнес-план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним изважнейших документов, разрабатываемых на предприятии. Основной целью бизнесплана является привлечение инвестиций. Разработка бизнес-планов должна проводиться на постояннойоснове. Необходимо учитывать, что бизнес-планы быстро устаревают, посколькуситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постояннообновляться. В принципе, в компании должны иметься варианты бизнес-планов,предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, длябанка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Бизнес-план,ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), даетбольший шанс на успех, чем массовая рассылка.
Глава 3.Планирование и эффективностьдеятельности предприятия.
3.1. Основные правила менеджера.
Правила, которыми руководствуется менеджер по издержкам.
В отличии от других должностей, должность менеджера на предприятиидолжна придерживаться следующим правилам для достижения оптимальнойэффективности предприятия:
1. Следить за тем, чтобы издержки фирмыбыли всегда ниже среднего уровня издержек продукции конкурента.
2. Необходимо постоянно уменьшатьиздержки (для этого любой менеджер должен иметь запас мероприятий).
3. Во имя конкурентоспособностинеобходимо прежде всего уменьшить (прямые) производственные и сбытовые издержки.
4. Оперативно доводить до администрациифирмы возможные прогнозные отклонения издержек.
Принимаемые и не принимаемые в расчет решения менеджера.
При принятииуправленческого решения необходимо выяснить, какие затраты принимать и непринимать в расчет.
Принимаемые врасчет затраты и доходы – это те будущие затраты и доходы, которые подверженывлиянию принимаемого решения.
Примеры:
1) Выбор варианта поездки на такси илисобственном автомобиле. Затраты на бензин – принимаемые в расчет, страховка –не принимаемые в расчет.
2) Материальные запасы – 100 тыс.денежных ед. Поступил заказ от покупателя – изготовить продукт за 250 тыс.денежных ед. Затраты на изготовление продукта – 200 тыс. денежных ед. Полнаястоимость проекта = 100 + 200 = 300 тыс. денежных единиц. Стоит ли приниматьэтот заказ?
Затраты на материалы непринимаются в расчет, т.к. они уже сделаны.
Ответ: принять заказ,если рассматривается небольшой период.
Для эффективности деятельностипредприятия менеджер должен учитывать в первую очередь безвозвратные ивмененные затраты.
Безвозвратные затраты– стоимость для приобретенных ресурсов, когда выбор в пользу какой-тоальтернативы не может повлиять на сумму данных затрат. Это затраты, которыевозникли в результате ранее принятого решения и которые не могут быть изменены никакимрешением в будущем (затраты на материалы, сырье, остаточная стоимостьприобретенного имущества).
Пример:4 года назад был приобретен станок стоимостью 100 тыс., использовать которыйпредполагалось 5 ле