Реферат по предмету "Политология"


Теории политической системы общества

Российский государственный социальный университет. Реферат по предмету: теория политики. На тему: теории политической системы общества. Реферат подготовила Студентка 1 - го курса Очного отделения Гуманитарного факультета Специальность: политология Зубкова Светлана Анатольевна Москва, 2007 год. Политическая система является главным объектом исследования

политических процессов. Так что же такое политическая система и из каких элементов она состоит? До внедрения в политологический лексикон и активного применения этого понятия в политических исследованиях по преимуществу употреблялось словосочетание система правления. Но анализ в терминах, связанных с системой правления, фактически сводил политику к бытию государственному, к деятельности исключительно органов государственной власти.

А значит, современный мир политики не мог быть отражён во всей полноте. (А.Ю. Мельвиль, М.Г. Миронюк, Т.В. Шмачкова, «Мир политической науки», 2004: 112-113). Появление термина «политическая система» непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60-х годах

ХХ-го века. Затем она получила развитие в трудах Д. Истона, Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и др. Рассмотрим подробнее взгляды некоторых из них. Системный подход к изучению мира политики впервые применил Толкотт Парсонс. В работе «Социальная система» он сосредоточился на анализе функционирования общества

как системы, проблемах поддержания социального порядка и системного равновесия. В социальной системы выделяются четыре подсистемы, соответствующие четырём функциональным критериям: 1) подсистема, обеспечивающая приспособление системы к своему окружению (адаптация); 2) подсистема, обеспечивающая определение иерархии целей, предназначенных к достижению, и мобилизующая ресурсы системы для их достижения (целедостижение);

3) подсистема, обеспечивающая единство всей системы путём внутренней координации её элементов (интеграция); 4) подсистема, поддерживающая равновесие и воспроизводство системных образцов (латентность). Опираясь на данный подход, Парсонс выделил в обществе (сложной системе) четыре относительно автономные части: 1) экономическая система (адаптация); 2) политическая система (определение и достижение целей, принятие решений, мобилизация ресурсов и т.д.); 3) система социетальной общности (функция интеграции,

включает в себя институты социального контроля); 4) система социализации (поддержание образца). У каждой из этих систем есть свои специфические функции, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Подсистемы социальной системы связаны между собой деньгами, властью, влиянием и обязательствами («средства обмена»). Политику в таком контексте можно рассматривать как подсистему, которая по преимуществу сосредоточена на функциональной проблеме целедостижения, однако в её рамках проявляют себя все стандартные

для любой системы процессы. Власть – центральная категория политической системы; она обеспечивает связь между подсистемами социальной системы, выступая «как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри… политической системы, но выходящий далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества… - экономическую подсистему, подсистему интеграции и подсистему поддержания культурных образцов. Идеи Парсонса придали новое измерение анализу политических отношений и процессов, которое

позволило точнее определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нём. Разработку системного анализа политики продолжил Дэвид Истон. В своей книге «Политическая система: исследование состояния политической науки» он определил политику как властное распределение ценностей (властных полномочий, богатства, социальных статусов и др.). Политическая система рассматривается как «совокупность взаимодействий, посредством которых в обществе

властно распределяются ценности» и результаты которых легитимны, т.е. в целом признаны всеми членами общества. Именно властное распределение, а не социальное распределение вообще, составляет фундаментальный критерий политической жизни и подтверждение наличия в социуме действующей политической системы. Истон представлял политическую систему достаточно автономной подсистемой более широкой общественной системы, в рамках которой политическую систему можно определить как «систему поведений», отличных от

других социальных взаимодействий и связанных с властным распределением ценностей, или как «все те действия и социальные институты, которые имеют более или менее прямое отношение к принятию, претворению в жизнь и последствиям властных решений». Истон исследует причины живучести политической системы вообще, которые, по его мнению, следует искать в постоянных «жизненных процессах политических систем», складывающихся из «фундаментальных функций, без которых никакая система не может длительное время существовать» и «типичных

способов реакций, с помощью которых системам удаётся их поддерживать». Политическая система – система открытого типа, т.к. испытывает на себе «возмущающие воздействия» со стороны других социальных систем и одновременно реагирует на эти воздействия, адаптируясь к изменяющимся условиям окружения и пытаясь изменить его «под себя». Адаптация есть нечто «большее, чем простое приспособление к меняющейся ситуации»: она включает комплекс

действий, с помощью которых «происходит модификация, осуществляются фундаментальные изменения и контроль внешней среды, самой системы или того и другого месте» с тем, чтобы система смогла отразить или компенсировать неблагоприятные воздействия. «Полное окружение» системы складывается из интрасоциетального (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и экстрасоциетального (системы, являющиеся внешними по отношению к рассматриваемому обществу).

В своём политико-системном подходе Д. Истон обозначил политическую систему понятием «чёрный ящик», служившим для обозначения систем, чья структура и внутренние процессы очень сложны либо вообще неизвестны. Политическая система выполняет две базовые функции: предложение ценностей обществу и навязывание этих ценностей большинству его членов для признания в качестве обязательных. Эти функции Истон называет существенными переменными политической жизни, показатели которых помогают

обнаружить возникновение стрессовых ситуаций в системе. Имеют место взаимодействия системы и окружения, которые Д. Истон определил как обмены («взаимная связь политической системы с её окружением») и трансакции («однонаправленное действие окружения на политическую систему или обратное действие при условии пренебрежения временем обратной реакции соответствующих систем»). Трансакции и обмены реализуются в виде отношений «вход-выход».

Среда даёт импульсы на своего рода «входе» в политическую систему, последняя же вырабатывает решения и реализует их на «выходе». Таким образом политическая система обеспечивает управление обществом, что и является её главной задачей и функцией. Истон определяет два основных типа «входов»: требования и поддержка. Исходящие из политической системы воздействия – «выходы» - можно анализировать в виде властных решений, законов и действий (набора действий в виде политического курса).

Между «входами» и «выходами» образуется «контур обратной связи», который переносит информацию об эффективности «выходов», имеющую ключевое значение для центров власти в политической системе и для самой системы в целом, являясь фактором её выживания (для выживания системе нужна способность реагировать). Всем политическим системам также присущи следующие объекты поддержки: власть, режим и политическое сообщество. Предложенные Истоном принципы и методы системного анализа оказались достаточно эффективными

в области политических исследований. В работах Парсонса и Истона функциональные структуры власти и властные отношения по-прежнему характеризовались лишь в общем плане. Подобная неконкретность отчасти была преодолена в работах Габриэля Алмонда. Он определял любую социальную систему как «взаимозависимое взаимодействие» ролей и структур (институтов), выполняющих свои функции таким образом, чтобы поддерживать целое в равновесном

состоянии. Функционирование системы в окружающих её средах описывается в категориях возможностей и собственно функций системы. Алмонд предложил сравнивать политические системы в категориях системных возможностей, функций преобразования, функций сохранения и адаптации системы, а также соотношений между этими тремя классами функций. Алмонд развивал классификацию системных входов в виде требований и поддержки, предложенную Д. Истоном, выделив четыре типа требований: 1) требования товаров и услуг (образование, транспорт);

2) требования относительно правил, регулирующих поведение как людей, так и больших структур (рынков и т.п.); 3) требования относительно участия в политической системе в виде избирательного права, свободы собраний и т.п.; 4) «символические входы». Он также описал четыре типа поддержки, предоставляющей необходимые для функционирования системы ресурсы: 1) материальная поддержка (уплата налогов, воинская повинность); 2) согласие исполнять законы и иные правила; 3) политическое участие (поддержание политического общения,

участие в выборах и т.п.; 4) демонстрация почтения к властям, официальным политическим символам и ритуалам. Системные выходы Алмонд предложил распределить по четырём классам действий, в целом соответствующим четырём типам поддержки: 1) извлечения (сборы, налоги, индивидуальная служба системе); 2) правила, регулирующие поведение людей и их взаимоотношения; 3) распределение товаров, услуг, статусов и др.; 4) «символические выходы» (утверждение ценностей,

демонстрация политических символов и др. В политической системе происходит преобразование требований и поддержки в системные выходы. Алмонд предложил следующую классификацию функций преобразования: 1) артикуляция интересов или требований; 2) агрегация интересов в конкретные планы действий; 3) преобразование планов действий в официальные политические курсы; 4) применение общих правил к частным случаям; 5) толкование правил в конкретных ситуациях;

6) распространение информации о происходящем в самой политической системе и передача информации в социальную и международную среды. В качестве величин для измерения эффективности функционирования политической системы выступают системные возможности. Алмонд построил свою классификацию системных возможностей: 1) возможности извлечения (показывают степень эффективности извлечения материальных и человеческих ресурсов из общества и международной среды); 2) регулятивные возможности (отмечают степень и способы

контроля политической системы над поведением индивидов и групп и над их отношениями); 3) возможности распределения (обозначают распределение политической системой всевозможных благ, ресурсов, статусов); 4) символические возможности (представление системой символов в обществе и на международной арене); 5) возможности отвечать на требования (степень соответствия между входами и выходами). Алмонд предложил следующую типологию политических систем:

1) англо-американские (ориентация на свободу личности, в обществе существует консенсус относительно основных целей и средств политики; власть и влияние в системе разделены между множеством акторов, и это разделение конституционно оформлено); 2) континентально-европейские (сочетают англо-американские и специфические национальные черты; существуют фрагментированные национальные политические культуры; торг и компромисс как инструменты политики развиты слабо, зато стали обычными явлениями радикализм

и экстремизм); 3) традиционные (состоят из вестернизированных и традиционных элементов; роли не закреплены между акторами); 4) тоталитарные (доминируют роли, связанные с осуществлением контроля и применением насилия; отсутствие разделение власти; монополия одной партии). Интегрирующее начало политики Алмонд видел в политической культуре, т.е. во взглядах и позициях людей и их групп относительно политической системы, её составляющих и мнениях о своей роли в неё.

Алмонд различает три больших класса объектов: 1) специфические роли или структуры – законодательные органы, бюрократия и т.п.; 2) ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы; 3) конкретная общественная политика, решения. Алмонд сильно повлиял на развитие современной политологии. Он – создатель масштабных классификаций и новаторских подходов изучении разнообразных политических явлений. Анализ политической системы общества требует системного же подхода.

Потому классические определения политической системы как «совокупности государственных органов и общественных организаций, через которые и с помощью которых осуществляется государственная власть» и тому подобные определения, отражающие институциональный подход, кажутся мне несостоятельными. Система (вообще) – это совокупность взаимосвязанных элементов. Определения, подобные данному выше, указывают на наличие элементов (органы и организации), но лишь

намекают на их взаимосвязь (власть) и не указывают на связь обратную. На мой взгляд, более точным определением политической системы общества будет определение её как совокупности государственных органов и общественных организаций, находящихся в сложном взаимодействии со всем остальным обществом (окружающей средой) посредством каналов влияния среды на политическую систему («вход») и обратного воздействия системы на среду («выход»). Список литературы:

1) Политология. Курс лекций. Под ред. Доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999. – 608с. 2) Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн. 1. Категории / А.Ю. Мельвиль, М.Г. Миронюк, Т.В. Шмачкова и др.; отв. Ред. А.Ю. Мельвиль; Московский

Государственный институт международных отношений (МГИМО-университет) МИД России. – М.: Просвещение, 2004. – 796с. 3) Мир политической науки. Учебник. В 2 кн. Кн.2. Персоналии. Путеводитель по научн. Биогр. И концепциям ста видных представителей полит. Мысли / М.Г. Миронюк; под общ. Ред. А.Ю. Мельвиля;

Московский Государственный институт международных отношений (МГИМО-университет) МИД России. – М.: Просвещение, 2005. – 559с. 4) Вся политика. Хрестоматия / сост. В.Д. Нечаев, А.В, Филиппов. – М.: издательство «Европа», 2006. – 440с. – (Политучёба). 5) Введение в политологию: Учебник для студентов вузов /

В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 477с. 6) М.Ю. Гутман. Политология в таблицах, схемах и понятиях. / Под. Ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики м безопасности жизнедеятельности; Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет»,

2000. – 215с. 7) Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва; Под ред. М.С. Ковалёвой. – М.: Аспект Пресс, 1997.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.