Содержание Введение… 3 Средства массовой информации в политической системе России 4 Средства массовой коммуникации: шаг из прошлого…………4 Виды СМИ и их функции…4 Манипуляция общественным мнением посредством массовой информации….7 «Четвёртая власть», её роль в формировании России……….9 Вывод…11 Список использованной литературы…12 Введение Одной из специфических сторон политики является то, что
она в большей степени, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и длительном поддержании постоянных связей между субъектами, на которые она воздействует. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе одного лишь рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно прямых формах воздействия людей, то политика невозможна без наличия опосредованных форм и специальных средств связи между различными
носителями власти, а также между государством и гражданами. Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Экономические проблемы СМИ делают их лакомой добычей для банкиров и политиков. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать давление на ход предвыборных кампаний.
Технологии проведения этих кампаний становятся всё изощрённее, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль. Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно, что средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Потребности политической системы в средствах массовой информации и коммуникации прямо зависят от её функции в обществе, количества участников политического процесса, способов принятия политических
решений, размеров государства и многих других факторов. Иногда СМИ называют «четвёртой властью». Следует поглубже узнать, каким образом происходит воздействие на людей со стороны СМИ и как это влияет на политику. Средства массовой информации в политической системе России Средства массовой коммуникации: шаг из прошлого
В прошлом, до научно-технической революции возможности средств массовой коммуникации были достаточно ограничены. Взаимодействие между властью и обществом происходило при помощи гонцов и курьеров, которые в устной или письменной форме передавали политическую информацию. Что касается небольших по территории государств и городов, то там в качестве СМИ часто использовали глашатаев, которые оглашали королевские указы и распоряжения перед собранием
горожан. Специфическим средством массовой информации и коммуникации были колокола, которые оповещали жителей города и окрестностей об опасности, сборе Народного собрания или других важнейших государственных и религиозных событиях. Позднее политические и гражданские потребности в обмене информацией стала удовлетворять хорошо налаженная и достаточно быстрая почтовая связь, для чего первоначально использовали лошадей, а потом и другой транспорт. Изобретение и широкое распространение в
XIX-XX вв. телеграфа, телефона, радио и телевидения не только удовлетворило коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и осуществления власти. Виды СМИ и их функции К СМИ в первую очередь относятся пресса, радио, телевидение, а в последнее время
и Интернет. Кроме того, к ним можно отнести различные массовые справочники, кино видео- и звукозапись. Различные СМИ обладают различными особенностями, различными возможностями и силой воздействия. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные средства массовой информации, и прежде всего, телевидение. Наиболее мощное воздействие телевидения объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее ТВ свойство, называемое визуальным давлением, то есть зрительным
образом информации. Поскольку научная и другая серьёзная информация плохо совместима с экранным изображением, то она остаётся для печатных коммуникационных средств и радио. Общая тенденция современного мира – растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на население печатной продукции и радиопередач. В России от 60 до 90% свободного времени взрослые люди проводят у телевизора.
Телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия, степени доверия граждан, ибо люди склонны больше верить своим глазам, чем услышанному или прочитанному. Другими причинами являются огромное повышение цен на газеты, журналы, книги(особенно в России), существующая иллюзия «бесплатности» телевидения. В современном обществе функции, которые выполняют средства массовой информации, достаточно разнообразны.
С точки зрения политологии к основным функциям СМИ относятся: Информационная; Образовательная; Социализирующая; Функция критики и контроля; Функция артикуляции и интеграции; Мобилизационная. Из вышеперечисленных функций, пожалуй, важнейшей является информационная функция. Она заключается в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти
событиях. Добываемая и передаваемая СМИ информация предусматривает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. Конечно, не все распространяемые средствами массовой информации сведения носят политический характер. Политической считается та информация, которая имеет общественную значимость и требует внимания со стороны государственных органов или оказывает на них воздействие.
На основе этой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Согласно одной из теорий, выделяют следующие функции средств массовой информации в современном обществе: СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры; СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры;
СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоёв общества в политическом процессе; СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать господствующие политические ценности, идеалы, установки; СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим партиям и их деталям, но и создать их имидж; СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества.
Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей, кампаний, курса; СМИ могут быть использованы для оказания влияния (а нередко и давления) на власти, руководство партий, политических и общественных деятелей; на весь процесс принятия политических решений; СМИ способны к гигантской и систематической «подделке» политической реальности. В свою очередь это может спровоцировать общество на ложное восприятие политической действительности
и ошибочный политический выбор. Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медиа являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования современной демократии. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, каждый человек должен быть рационально мыслящей и ответственно действующей личностью, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений.
Добиться этого невозможно без СМИ. Без радио, телевидения и газет даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать правильные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. СМИ являются реальным подтверждением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.
Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации Наибольшую опасность для граждан и демократического устройства общества представляет возможность использования средств массовой информации для политического манипулирования – скрытого управления сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам. Требуя большой гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его
субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечёт за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников. Выделяют две главные модели политического манипулирования: психологическую и рациональную. Основной характеристикой психологической модели является использование автоматической реакции индивида
на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования в данном случае заключается в выборе наиболее подходящих стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается как простой механизм, действующий по принципу «стимул-реакция». В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических мотивов,
а посредством обмана, лжи и вероломства. Пресса, как совершенно справедливо заметил наш президент, хороший индикатор состояния дел в стране. Увеличение манипулирования привело к тому, что в России нет реальной сильной оппозиции власти, СМИ впали в большую, чем прежде, зависимость от своих хозяев, а демократические институты так и не окрепли. Именно СМИ в значительной мере формируют наше мировоззрение, наши взгляды и убеждения.
Поэтому неслучайны опасения многих людей, что средства массовой информации активно используются для воздействия на общество, что некие силы манипулируют нами. Пожалуй, не меньший, а может, и больший размах имеет работа журналиста на случайных, непостоянных заказчиков, которые пытаются добиться конкретных коммерческих выгод; устранить конкурента, добиться заключения выгодного контракта и т.п. Читаешь, например, статью в одной из газет, в ней описана во всех ужасах
ситуация с радиоактивным загрязнением реки Кама, которое происходит вследствие проведённых ядерных взрывов в Пермской области. Рассказано, что Кама впадает в Волгу, Волга впадает в Каспийское море. Тут же приведена карта Прикамья, из которой следует, что город Пермь расположен, как минимум, в ста километрах от реки Кама. Написано, что для ликвидации загрязнения требуются громадные средства.
Через некоторое время в этой же газете публикуется небольшая заметка о том, что одна из нефтедобывающих организаций подписала выгодное соглашение, с условием ликвидации последствий ядерных взрывов. Цель «экологической» статьи достигнута. Стоит только отметить, что все описанные ужасы являются не более чем плодом больного воображения автора, перевозбудившегося вследствие большого гонорара. И подобных материалов, за которыми трудно разглядеть истинного заказчика, великое множество и на телевидении,
и на радио, и в прессе. «Четвёртая власть», её роль в формировании России. Анализ показывает, что в современном мире средствамассовой информации выполняют три основные функции: информируют человека, выражают(предъявляют) позиции определённых социальных субъектов, осуществляют то или иное идеологическое воздействие на сознание. Хотя давно показано, что это не так, часто функции прессы и средств массовой информации сводится только
к первой утверждают, что главное – предъявлять факты, объективную информацию и больше ничего. В связи с этим легко высказать следующий тезис: средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определённые реальности, в которые погружают его. В рамках подобных, почти виртуальных реальностей осознанно, но чаще неосознанно программируются не только переживания, но и его мысли, мироощущение. На истолкование событий в прессе влияет ряд факторов.
Первый фактор можно назвать «персоналистическим». Это то, как сам журналист понял событие. Второй фактор можно назвать «публичным», ведь на истолкование и оценку эмпирических фактов влияют также ожидания публики. Публичность – это довольно сложное явление; например она предполагает учёт зрительских ожиданий, а значит, формирование некоторого типичного образа читателя (зрителя).
Третий фактор «манифестационный»: как правило, журналист идентифицирует себя с тем или иным социальным субъектом, от имени которого он и выступает. Большое значение сегодня имеет технология масс-медиа, это четвёртый фактор, «технологический». Технология делает значимым ряд моментов, которые раньше почти не учитывались, а именно, выдержаны ли параметры предъявления новостей (информации), можно ли эту информацию преподать и т.п. Пятый фактор «коммуникационный». В наше время журналистские тексты создаются в пространстве
масс-медиа, где обращаются различные другие журналистские и нежурналистские тексты. Поскольку зрители и читатели имеют доступ к этим другим текстам, к их интерпретациям и оценкам, не учитывать это пространство просто невозможно. Вывод В современном мире с развитием спутникового телевидения и некоторых других СМИ, в частности Интернета, обладающих почти безграничным радиусом действия, расширились возможности
культурно-информационной экспансии, мощных информационных корпораций ведущих стран Запада. Огромные возможности активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение граждан свидетельствуют о важнейшей роли «четвертой власти» современном обществе. Опыт истории показывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, формировать в них чувство собственного
достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, так и духовно порабощать, дезинформировать и запугивать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх. Список использованной литературы 1.Барышева А.Д Овчинникова О.Г Титова Е.Ю Стрельцова Н.К. «Политология» М 2005. 2.Балытников В. «Четвертая власть: правовое регулирование «ОНС»,1995,№ 6. 3.Цуладзе
А. «Большая манипулятивная игра»,М 2000.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |