Реферат по предмету "Банковское дело"


Биржи, фондовый рынок, реклама ярмарки как элементы рыночной инфраструктуры России (1861-1917 гг.)

Реферат


на тему:


"Биржи, фондовый рынок, реклама ярмарки как элементы рыночной инфраструктуры России (1861-1917 гг.)"


2009



В России, как и в других странах, огромную роль в становлении рыночной экономики сыграло развитие рыночной инфраструктуры.


Важным составляющим ее элементом являются учреждения денежно-кредитной системы: банки, а также учреждения малого кредита: дома частного банкирского промысла, сберегательные кассы, земские кассы, городские банки. Вплоть до конца XIX в. в стране существовали даже как пережиток Средневековья меняльные лавки. К рыночной инфраструктуре относятся также биржи и сопутствующие им организации типа биржевых комитетов, маклерских контор. Развивались ярмарки разных типов, рекламные агентства и т. д.


Если первая биржа в Западной Европе открылась в 1500 г. в г. Брюгге (Бельгия), то в России их зарождением считается 1703 г.


Однако купеческие собрания, носившие биржевой характер, проходили в стране еще в XVII в. в Великом Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде.


Петром I была организована по типу Амстердамской первая биржа в России, но она не стала регулярной. Лишь в 1705 г. для биржевых сделок было построено особое здание перед Новыми купеческими рядами и определен регламент работы — отведено время для купеческих собраний. 16 января 1721 г. Петр I подписал Регламент Главного магистрата, где предписывалась организация бирж и в ряде других городов империи. В 1796 г., уже при Екатерине II, возникает вторая биржа в Одессе, а в 1816 г. третья — в Варшаве, в правление Александра I.


Биржи — это регулярно происходящие в определенном месте и в определенное время собрания людей с целью заключения торговых сделок.


На биржах, в отличие от ранее существовавших ярмарок, торговля проводится заменяемыми ценностями, и плата за них не предъявляется на самой бирже.


Таким образом, на биржах торгуют физически не присутствующим товаром. Благодаря этим особенностям биржа стала "величайшим рынком". И дело не только в том, что биржа, как лакмусовая бумага, отражает положение дел в экономике страны. Благодаря торговле заменяемыми ценностями, спрос и предложение всей страны проявляются (условно, в лице продавцов и покупателей) на малом локализованном пространстве, здесь заключаются в короткое время тысячи сделок.


Уже в XIX в. в мире выявилось два типа товарных бирж: 1) биржи публично-правового характера находились под наблюдением государства и организация их осуществлялась на основе закона о биржах. Это биржи Франции, Бельгии, Голландии; 2) биржи частноправового характера создавались в Англии и США по операциям с зерном, хлопком, каучуком. На них допускался узко ограниченный круг лиц, входящих в биржевую корпорацию.


Основная конструкция бирж тоже сложилась в XIX в.: наличие на них субъектов биржевого оборота; наличие маклеров; свершение биржевых сделок; осуществление биржевых спекуляций.


Итак, первыми биржами, в том числе в России, были товарные, они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам — через биржевых посредников (маклеров). То, что даже при жизни Петра I единственная биржа в Санкт-Петербурге не функционировала постоянно, объясняется во многом отсутствием до эпохи Екатерины II бумажных денег и ценных бумаг.


Биржевая торговля оживляется с начала 1820-х гг., когда в обращение поступают облигации Государственных займов и акций. Одновременно расширяется сеть бирж: в 1837— 1839 гг. организуется биржа в Москве, 1842 г. — в Рыбинске, 1848 г. — в Нижнем Новгороде. Их организации способствует отмена крепостного права, развитие хлебной торговли; интенсивная прокладка железных дорог и появление широкой сети коммерческих банков. К 1914 г. действовало 115 бирж.


Отличие российских бирж от западных заключалось в низком уровне биржевой техники, сдерживающей массовое заключение сделок на определенный срок; в недостаточной корпоративной организованности купечества. Биржи брали на себя функции торговых палат, из-за отсутствия последних в стране. Проявлялось негативное отношение к бирже со стороны населения: "порядочному человеку на бирже делать нечего", считали обыватели


"Европеизацию" российских бирж государство сдерживало своей чрезмерной опекой. С 1893 г. Министерство финансов проводит ревизии книг маклеров; в 1895 г. вводится положение о необходимом получении разрешения Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже; в 1911 г. Министерство торговли и промышленности констатирует, что большинство бирж в стране являются товарными по сделкам с сельхозпродукцией и сырьем. 16 июля 1914 г. фондовые биржи закрываются.


В XIX в. сведения о биржевых курсах систематически публиковались в российских газетах. До середины XIX столетия понятие "фондовая биржа" можно отнести лишь к Петербургской биржи, так как сделки с акциями совершались преимущественно там. Но и она до начала XX в. считалась товарной, ведь операции с ценными бумагами осуществлялись лишь по правилам торговли товарами. Вплоть до 1917 г., судя по историческим источникам, в стране вообще не было специальных фондовых бирж и очень мало было специализированных товарных. Преобладали биржи смешанного характера, иногда их называли универсальными.


Функции Всероссийской фондовой биржи с конца XIX в. выполнял фондовый отдел общей Петербургской биржи.


Регулярные сделки с российскими ценными бумагами совершались также на общей Московской бирже и на биржах в Варшаве, Киеве, Одессе, Риге и Харькове. В соответствии с российским законом иностранные ценные бумаги на них в сделках не участвовали.


Первые специализированные биржи возникли в последнем десятилетии XIX в.: Калашниковская хлебная в 1895 г. — в Петербурге; Московская хлебная — в 1896 г.


Деятельность бирж регулировалась "Торговым Уставом" и утвержденными уставами отдельных бирж. Российские биржи, в отличие от Западной Европы, не облагались фиксированными налогами в пользу государства. Любые лица при наличии у них торговых прав и соблюдения "Положения о государственном промысловом налоге" могли осуществлять сделки на биржах.


Наиболее распространенными в XIX — начале XX в. были сделки: товарные — на зерно, сало, масло, яйцо, льняное семя, хлопок, шерсть, металлы, нефть, каменный уголь и т. п.; фондовые — на ценные бумаги; валютные — заграничные векселя, чеки, иностранные банкноты; дисконтные — внутренние платежные средства — векселя.


В 1907 г. были установлены более подробные правила для сделок с валютой. К примеру, сделки могли проходить на наличную валюту, на наличные ценные бумаги и т. д. С этого времени расходы на содержание бирж производились за счет: а) сборов за вход; б) сборов с членов биржевых обществ; в) штрафных денег; г) за счет субсидий органов городского самоуправления и правительства.


Предприниматели, регулярно посещавшие биржи, имели право формировать свою корпорацию — биржевое общество. На собраниях этого общества решались общие вопросы деятельности бирж, утверждались отчеты и сметы доходов и т. д.


Котировальные комиссии занимались составлением биржевого бюллетеня, контролировали работу маклеров. В 1912 г. были внесены изменения по вопросу о составлении котировок, теперь они оформлялись на основе заявления членов фондового отдела биржи и фондовых маклеров. Для котировки ценных бумаг требовалась сумма не менее 100 тыс. руб. наличными или 100 акций по курсовой стоимости не менее 100 руб. за каждую.


Биржевые комитеты (с 1816 г.) избирались в составе председателя, старшин, а также старшего маклера. В обязанности биржевых комитетов входило: сбор сведений о местной торговле и о развитии промышленности; составление правил биржевой торговли; посредничество в сборах по торговым сделкам; поддержание порядка в биржевых собраниях и т. д.


Кроме обычных маклеров, т. е. широкого профиля, были маклеры корабельные и морского страхования. Маклерами могли стать представители купеческого или мещанского (городского) сословий, не моложе 25—30 лет, российские подданные, сдавшие экзамен на профпригодность и отвечавшие определенным нравственным нормам.


На биржах, правда, не везде, имелись эксперты по качеству товаров, браковщики, приемщики товаров. Кассиры, инкассаторы, охранники товарных складов объединялись в биржевые артели.


Биржи могли находиться в столичных городах, губернских, уездных центрах или отдельных селах. К примеру, хлебная биржа функционировала в с. Балашов Новоузенского уезда Самарской губернии. Общие биржи преобладали в крупных городах, множество хлебных бирж работали в разных местах; несколько лесных — в Кронштадту Петербурге и Минске. Существовала лишь одна биржа, в Харькове, специализирующаяся на сделках с каменным углем и торговле железом, видимо, подобные сделки совершались на многих общих биржах.


Чтобы прояснить деятельность фондовых отделов общих (универсальных) бирж, необходимо кратко проследить историю рынка ценных бумаг в России, который формировался в стране с 1769 г. до 1917 г.


Первый этап, с 1769 г. до середины XIX в., был временем становления рынка ценных бумаг с преимущественным обращением государственных ценных бумаг.


Второй период начался после отмены крепостного права и завершился с окончанием денежной реформы, введением "золотой валюты" в конце XIX в.


Третий период совпал со становлением "золотого" рынка ценных бумаг с 1897 г. по 1913 г.


В 1769 г. впервые в стране появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России. Займ был размещен на голландском рынке через посредника — банкира, исходя из 5% годовых, сроком на 10 лет. Это стало началом выпуска правительственных внешних займов.


Но основным источником покрытия бюджетного дефицита именно с этого года стал выпуск бумажных денег (ассигнаций). Чрезмерная их эмиссия вела к инфляции, особенно в период наполеоновских войн. Поэтому в 1810 г., в соответствии с "Планом финансов" М. М. Сперанского, предусматривался выпуск внутренних процентных долговых обязательств, облигаций долгосрочного государственного займа. Намеревалось трансформировать часть текущего беспроцентного долга в форме ассигнаций. Уже в мае 1810 г. был выпущен 6%-й семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями, это и был первый внутренний государственный займ России. Он был реализован лишь на 3,2 млн руб. из-за дефицита долгосрочных свободных капиталов и недоверия имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.


Для подготовки денежной реформы, инициированной М. М. Сперанским, правительство уже в 1812 г. выпустило долговые процентные бумаги нового типа под названием "краткосрочные казначейские обязательства" и в 1831 г. — билеты Государственного казначейства, рассчитанные на четыре года. Выпуск тех и других способствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций.


Обращение кредитных билетов в стране было узаконено в период денежной реформы Е. Ф. Канкрина 1839— 1843 гг. с установлением "серебряного монометаллизма". В связи с хроническим дефицитом бюджета рынок заполнили кредитные билеты и билеты казначейства, а в 1858 г. был прекращен размен кредитных билетов на серебро.


Наиболее интенсивно развивался рынок ценных бумаг после 1861 года. Началось накопление золотого запаса и подготовка к новой денежной реформе. Рынок ценных бумаг совершенствовался за счет выпуска новых банковских и казначейских билетов. В отличие от прошлых лет их выпускало не Министерство финансов, а созданный в 1860 г. Государственный банк. Видное место занял выпуск государственных ценных бумаг железнодорожных займов. Они стали своеобразным инструментом инвестиционной политики государства. Появление в России гарантированных правительством железнодорожных ценных бумаг частных акционерных обществ заметно активизировало создание железных дорог. Важно подчеркнуть, что большинство железнодорожных ценных бумаг — правительственных или гарантированных им, выпускались в обращение на иностранные фондовые биржи. Это свидетельствовало о высоко!/ экономическом потенциале страны, ее стремлении к развитию рыночных отношений с другими странами.


Понижение ставок на фондовых биржах Европы явилось одной из причин выкупа государством частных железных дорог в 1889—1909 гг. через конверсию и консолидацию всех ценных бумаг, не только железнодорожных. В итоге конвертирования внутренних и внешних займов сократился государственный долг России.


Умелое использование рынка ценных бумаг привело к "железнодорожному чуду", по протяженности рельсовых путей на грани XIX—XX вв. Россия уступала лишь США.


Параллельно с обращением государственных ценных бумаг использовались векселя и акции на рынке. Если с начала XVIII в. вексельные уставы составлялись по иностранным образцам, в 1902 г. был принят новый устав с учетом специфики хозяйственного развития России. Широкое применение векселей было одним из свидетельств развития экономики страны по рыночному пути.


Ускоренный процесс создания акционерных обществ обусловил возрастание роли акций на рынке ценных бумаг. 60% промышленной продукции фабрик и заводов производилось акционерными обществами, что соответствовало этапу монополизации производства и развитию рыночной экономики монополистической конкуренции.


К началу XX в. в стране сложился биржевой механизм крупных операций с ценными бумагами. Основное место на фондовом рынке по-прежнему занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской биржи. Он действовал как акционерное общество закрытого типа и находился в подчинении канцелярии по кредитной части Министерства финансов.


Как уже отмечалось, российские биржи отличались от западных тем, что им приходилось выполнять своеобразные функции торговых промышленных палат, отсутствовавших в стране. С этой целью биржи с 1900 г. ежегодно созывали съезды биржевой торговли и сельского хозяйства, на которых отстаивали коммерческие интересы отечественных предпринимателей.


Операции с ценными бумагами осуществлялись и в Российских банках. Они выдавали ссуды под ценные бумаги. Все ценные бумаги должны были котироваться на бирже с целью установления их рыночной цены. В связи с развитием кредита под залог ценных бумаг в банках сконцентрировались огромные пакеты акций.


Опыт деятельности российских бирж и банков по операциям с ценными бумагами был в определенной мере востребован в деятельности фондовых, валютных и товарно-сырьевых бирж России в 1990-х гг. Таким образом, уже 100—150 лет тому назад:


1) ценные бумаги выступали гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц;


2) размещение ценных бумаг являлось эффективным способом мобилизации ресурсов для развития производства;


3) ценные бумаги активно участвовали в обслуживании товарного и денежного обращения;


4) курсы ценных бумаг, складывавшиеся в фондовых отделах общих бирж, являлись барометром тех или иных изменений в экономической, социальной и политической жизни страны. Их курсы резко падали в годы кризиса и повышались в период подъема экономики и определенной стабильности в обществе.


Историческое значение имеет и опыт рекламного дела, накопившийся в России в дореволюционные годы.


О зарождении рекламного дела в стране можно узнать из материалов о деловой и культурной жизни Российской империи в XVIII в.


Печатные объявления рекламного характера встречаются уже в первой российской газете "Ведомости", основанной Петром I в 1703 г. После создания в 1725 г. Академии наук появились "Санкт-Петербургские ведомости". Здесь печаталась реклама библиографического характера, на базе которой возникает издание каталогов книжной продукции.


Одновременно в первых газетах, в том числе "Московских ведомостях", которые выходили под эгидой основанного в 1755 г. Московского университета, встречаются объявления и коммерческого типа. В целом, вплоть до конца


XVIII века рекламные тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, типичной для жанра объявления.


Содержательное изменение рекламных объявлений в XIX в. коснулось в первую очередь заголовков. Особое внимание уделила нововведениям в рекламном деле ставшая с 1835 г. еженедельной газета "Санкт-Петербургские ведомости".


Теперь в объявлениях каждый заголовок призывал покупателя купить тот или иной товар. Отделы объявлений стали по-настоящему рекламными, эстетику оформления поставили на службу коммерческим интересам. Основной поток коммерческих объявлений рекламного характера проходил через "Коммерческую газету" (1825—1860 гг.), которую издавал департамент внешней торговли, а также в частном издании еженедельника "Купец" (1832—1835 гг.). В этих изданиях рекламировались товары, продававшиеся различными торговыми домами, тесно связанными с российскими заводами, фабриками, мастерскими.


Новым этапом развития коммерческой рекламы следует назвать пореформенный период, т. е. вторую половину XIX в. Ориентированные на широкую читательскую аудиторию, массовые издания газет "Голос" (1863—1889 гг.), "Петербургский листок" (1881—1916) способствовали зарождению первых российских рекламных агентств.


На рубеже XIX и XX столетий наибольшее количество рекламных объявлений помещалось в газете "Новое время". Только в одном 1896 г. доходы от рекламы здесь составили 500 тыс. руб.


О возросшем влиянии торговой рекламы свидетельствует проведение в Петербурге в 1897 г. Всемирной выставки торгового плаката.


Первым протяженным во времени на несколько веков этапом развития рекламы можно считать устную рекламу. Глашатаи на ярмарках, зазывалы, нахваливавшие товар, торговцы-коробейники и разносчики афиш метким словом и уместной шуткой способствовали успеху распродаж. Этот этап соответствовал зарождению рыночного уклада в хозяйстве и уровню культуры того времени.


С появлением печатного слова, первых газет развивается второй этап коммерческой рекламы типа объявлений. Накануне отмены крепостного права в 1830—1850 гг. можно выделить третий этап. Но все это было лишь зарождением рекламного дела. На грани XIX—XX вв., с появлением первых рекламных агентств, происходит становление рекламного дела как составной части рыночной инфраструктуры страны, сопутствующей развитию рыночной экономики.


Остановимся на характерных особенностях четвертого этапа:


♦ возникновение от имени производителей общенациональной рекламы;


♦ рекламные агентства превратились в деловых партнеров производителей, способствовали сбыту продукции и удовлетворению спроса со стороны потребителей;


♦ сложилась система комиссионных отчислений как формы компенсации за услуги агентства;


♦ средства распространения информации стали рассматривать рекламу как важный источник денежных поступлений.


♦ начала развиваться теория рекламного дела;


♦ рекламные агентства (отделы рекламы) превратились в составную часть рыночной инфраструктуры.


Зарождение рыночной инфраструктуры в виде ярмарок произошло в Русском государстве еще до появления татаро-монголов. Если проследить кратко историю ярмарок, то их предшественниками были начиная с IX—X вв. торжки и торги. Они не отличались еще периодичностью проведения, собирались вблизи городов или на пересечениях торговых путей.


Торговые точки вдоль Волги издавна способствовали обмену товаров и продуктов между русичами и населением степей. К устью Волги приплывали лодки с товарами для обмена с восточными купцами. Большой торг, периодически проходивший на Средней Волге еще в середине XIII в., совершался на Арском поле около Казани. В 1524 г. Великий князь Василий Иоаннович, отец будущего царя Ивана IV, учредил русскую ярмарку в городке Васильсурске. Это был пограничный город Русского государства, за ним начиналась территория Казанского ханства. Место для больших торгов было неудачным, так как здесь обычно собиралось русское войско для похода против Казани. Поэтому ярмарка была перенесена к Макарьевскому монастырю вблизи Нижнего Новгорода и стала называться Макарьввской. Располагалась она почти посередине Волжского пути и активно развивалась, поэтому царь Михаил Федорович Романов в 1641 г. предоставил Макарьевскому монастырю право собирать в день Святого Макария, 25 июля, таможенную пошлину с торговцев. Царь Алексей Михайлович в 1648 г. разрешил пять дней торговать беспошлинно, затем платить особый налог. В его правление в 1666 г. было определено время торговли — две недели.


В годы XVII в. сюда приезжали купцы не только со всей России, но и из-за границы. Если в конце XVII в. торговый оборот на ярмарке достигал 80 тыс. рублей, то к концу XVIII столетия уже 30 млн руб. К тому времени казной было построено в Макарьевске 1400 ярмарочных помещений.


После окончания эпохи наполеоновских войн встал вопрос о переносе Макарьевской ярмарки на другое место. У стен Макарьевского монастыря не хватало уже территорий для торгов; Волгой разрушался берег во время ежегодного половодья. В 1816 г. большой пожар уничтожил значительную часть Гостиного двора с пристроенными к нему помещениями, а приезжающим на ярмарку людям, не только купцам, хотелось бы получше устроиться в бытовом отношении.


Поэтому 15 февраля 1817 г. произошло знаменательное событие — Макарьевская ярмарка была перенесена на низменное место напротив Нижнего Новгорода и стала именоваться Нижегородской. Казна на сооружение Гостиного двора выделила 6 млн руб., возглавил строительство генерал-лейтенант Бетанкур. И 1822 г. в сорока рядах ярмарки была открыта торговля. Был установлен режим функционирования торгов с 15 июля по 15 августа, а с 1864 г. работу ярмарки продлили до 25 августа. 14 июня 1888 г. высшими инстанциями были утверждены "Правила торговли". Исходя из них создавалась такая структура управления ярмарочной торговлей: собрание уполномоченных ярмарочного купечества; ярмарочный комитет; ярмарочная контора.


Высшее наблюдение осуществлял губернатор Нижегородский, которому по Высочайшему повелению государем императором давались чрезвычайные права на время ярмарочных дней.


На ярмарке имелись: отделение Государственного банка, пассаж для розничной торговли, театр, цирк.


На ярмарку съезжались около 200 тыс. человек, особенно колоритно выглядели купцы в восточных костюмах. Если в год открытия (1822 г.) было привезено товару на 26 млн руб., то в 1881 г. — на 244 млн руб., причем продаж было 99% товаров. Такой значительный оборот соответствовал экономическому подъему, наступившему после отмены крепостного права и завершения промышленной революции. Успеху распродаж способствовало и удобное географическое положение ярмарки.


Экономическое значение Нижегородской ярмарки заметно уменьшается с сооружением Закаспийской железной дороги и Транссибирской магистрали. Теперь товары из восточных регионов страны могли доставляться сразу в Москву и в промышленные центры Европейской части.


Но общий оборот ярмарки в Нижнем Новгороде оставался высоким. Ассортимент товаров состоял из: хлопка-сырца; невыделанной шерсти; хлопчатобумажных тканей; тонких сукон; валяной обуви и кошмы; шелковых и льняных изделий; галантерейных товаров; пушнины; выделанных кож; золота, серебра и изделий из драгоценных камней. Завозили для продажи часовые изделия; железо, медь и другие металлы; машины и инструменты; стекло, фарфор и фаянс. Далее идут поставки хлеба на значительную сумму, соль, рыба, мыло, бакалея, керосин, а также иконы, бумага, книги, картины, игрушки и т. д. Продавали оптом и в розницу все, что производили, в чем нуждались предприятия и население.


Опыт деятельности Нижегородской ярмарки учтен, в середине 1990-х гг. работа ее была восстановлена.


На втором месте по экономическому значению в стране находилась Ирбитская ярмарка на Среднем Урале, куда съезжались купцы и предприниматели с Урала, Сибири, некоторых южных губерний и т. д. Определенную роль в становлении рыночной экономики сыграли ярмарки: Свенская (около Брянска), Киевская, Бакинская и ряд других. Все они содействовали развитию товарно-денежных отношений в стране, ее экономическому подъему, утверждению на пути рыночной экономики.


В стране действовали и такие элементы рыночной инфраструктуры, как таможни, страховые общества, налоговые службы, различные аукционы и т. д.


Эволюционное экономическое развитие Российской экономики было прервано Первой мировой войной, затем Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 г. и, наконец, Октябрьской социалистической революцией 1917 г.


Успехи, достигнутые в экономике накануне 1914 г. были впечатляющими. Но из-за отставания в развитии станкостроения многие станки для предприятий военно-промышленного комплекса приходилось импортировать. Это сдерживало начавшееся в 1913 г. перевооружение армии в соответствии с "Большой программой по усилению армии". Необходимо было почти заново создать после русско-японской войны военно-морской флот, обновить артиллерийский парк. Не хватало средств, а главное — исторического времени. Через год России пришлось ответить на вызов Германии и Австро-Венгрии и вступить в войну, которая очень скоро стала мировой. Особенно отставала российская армия от германской по степени оснащенности современными видами вооружения: автоматическим оружием, средствами связи. Мало выпускалось в стране пулеметов, совсем не было минометов и зенитных орудий отечественного производства. Не хватало винтовок, боеприпасов. Много средств было потрачено на размещение военных заказов в США и иных странах, но они не оправдали ожиданий.


Несмотря на эти трудности, была проведена милитаризация промышленности, частичная эвакуация промышленных предприятий из приграничных районов. Производство оружия к 1917 г. выросло более чем в десять раз. В армию в разные военные годы было призвано 15 млн человек, реквизировано 2,5 млн лошадей. Усилилась в военные годы регулирующая роль государства в экономике. Активно действовали созданные в 1915 г. четыре "Особых совещания" — по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию


Военные действия проходили на западных и северо-западных окраинах империи. Агрессоры сумели оккупировав лишь территорию Польши и Прибалтики. Но и эти потери были существенны для промышленности страны, которая лишилась почти пятой части производственных мощностей. Патриотами проявили себя в годы войны крупнейшие предприниматели, создавшие ряд военно-промышленных комитетов: Рябушинский, Коновалов, Терещенко и др. Снабжение всем необходимым армии сдерживалось недостаточно разветвленной сетью железных дорог. Они в пореформенный период прокладывались в большинстве по направлению к восточным и южным районам страны с целью хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока и вывоза различной продукции к южным морским портам. Военные действия на фронтах проходили с переменным успехом, особенно известен Брусиловский "прорыв" летом 1916 г. В тылу нарастали негативные тенденции.


1. Армия состояла во многом из крестьян, переодетых в солдатские шинели, что отрицательно сказалось на состоянии сельского хозяйства. Женщины в деревне не смогли эффективно заменить ушедших на фронт мужчин при отсутствии механизации труда. Посевные площади и сбор хлебов сократились на 20%, на 25% меньше стало скота в хозяйствах.


2. Нарушены были связи между промышленными предприятиями, прекратился импорт оборудования, закрылось 20 заводов черной металлургии; не работало от 20 до 40% станков на предприятиях легкой промышленности.


3. Разрушался подвижной состав на транспорте, железные дороги не справлялись с перевозкой не только военных грузов, но и продовольствия.


4. Проявился кризис финансового хозяйства, бюджетный дефицит составил около 50 млн руб. В стране увеличились сборы налогов, акцизов, упала покупательная способность рубля, возрос внутренний и внешний долг. Инфляция нарастала после Февраля 1917 г., широко проявилась эмиссия ничем не обеспеченных денег.


5. К концу 1916 г. разразился хлебный кризис, который чрезвычайно обострил внутреннюю обстановку в стране;


6. Товарный голод, обесценение денег, неуправляемый рост цен на продукты и товары первой необходимости — все это вело к социальному взрыву.


Нараставшие с двадцатых чисел февраля 1917 г. митинги, демонстрации и забастовки привели к победе Февральской революции. Царь Николай II отрекся от власти Временное правительство продолжило войну до Октября 1917 г. Это предопределило экономическое и политическое развитие страны по леворадикальному варианту.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :