Реферат по предмету "Политология"


Национальные школы в политологии

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт дистанционного образования Контрольная работа по дисциплине «Политология» на тему: «Национальные школы в политологии»

Вариант 3 Выполнил: студент 2-ого курса 3 семестра Специальность: «Финансы и кредит-3-2008» Шумков Антон Андреевич Заочно - дистанционной формы обучения Проверил (а): Когалым – 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Политическая наука в США 3. Политическая наука в Австрии 4. Политическая наука в Швеции 5. Политическая наука в Великобритании 6. Политическая наука во Франции

7. Политическая наука в Италии 8. Европейские ассоциации политических исследований 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВВЕДЕНИЕ Хотя политическая мысль имеет достаточно древнюю историю (первые труды по политическим учениям относят к античности), формирование политической науки как академической дисциплины принято датировать второй половиной XIX века. Причем связанные с ней интеллектуальные центры были сосредоточены преимущественно

в Западной Европе (подробнее об этом будет сказано в соответствующем разделе). В Соединенных Штатах наука развивалась в самостоятельном направлении, о чем, например, свидетельствует формирование чикагской школы. Однако ряд обстоятельств - с одной стороны, изменение политического климата в Европе, вызвавшее эмиграцию ведущих ученых в США, с другой стороны, наличие более благоприятной социально-политической обстановки в Америке после Второй мировой войны отразилось на состоянии политической науки в разны

х странах. Научная мысль продолжает своё движение по ряду несхожих, иногда весьма прихотливо изгибающихся русел. Изучение их особенностей позволяет не только выделить множество важных вариантов политологических проблем и методик их решения, но и более определённо говорить о наличии некоего инварианта. Целью работы является изучение национальных школ в политологии. Задачами работы являются: • рассмотреть основные политические школы в Европе и Америке; • проанализировать формирование политической науки в разных стр

анах. 1. Политическая наука в США Две основополагающие проблемы политической науки формируют каркас американской политической мысли: о свойствах политических институтов и о критериях их оценки. В американской политической науке сосуществуют несколько вариантов понимания предмета. Группа ученых (Ч. Мериам, Т. Парсонс, К. Фридрих, Р. Даль) понимают под политической наукой науку о власти, главная функция которой - распределение ресурс

ов, обеспечение общего порядка. Но распространена и более узкая трактовка. Становление американской политической науки в США связано с переходом к прямому анализу политического поведения, динамики политических процессов и использования методик, разработанных эмпирической социологией. Соответственно содержание политической науки часто сводится к исследованию способов принятия решений. С точки зрения Д. Истона, главное в политике - это принятие решений, поэтому и в политической науке теория

принятия решения является центральной. Г. Лассуэлл считал, что политическая наука призвана заниматься изучением факторов политического воздействия, влияния. Основная задача науки видится в поисках путей стабилизации американской политической системы. Предмет политической науки, считает Д. Смит, составляют не общие законы, а главным образом специфические проблемы и частные институты. М. Гравитц определял политическую науку "как изучение того, как люди используют институты, регулирующие

их совместную жизнь, и изучение людей, приводящее в движение людей " Политическая наука и учебные курсы по политической науке США складываются из следующих блоков знаний: американская форма правления, политическая теория, сравнительные исследования (сравнительная политическая наука), теория международных отношений, социология политики, общественная администрация. Фундаментальные проблемы академической политической науки в СШ

А. Современные академические исследования в американской политической науке направлены на четыре фундаментальные проблемы: 1. Системное изучение управленческой "способности" в контексте функционирования всей политической системы (К. Дойч). 2. Анализ действенности политических решений, способов изменения политических элит, выяснения уровня поддержки политической системы общественным мнением и ее престижности в рамках концепции политической культуры (Г.

Алмонд, С. Верба, Р. Най, Д. Девайн). 3. Изучение эффективности демократии, ее институтов в контексте политической практики и пропаганды (Р. Даль, С. Липсет, Н. Нарр). 4. Исследование проблем социально-политического развития в рамках слаборазвитых стран в рамках концепции политической модернизации (Г. Алмонд, Л. Пай, Д. Лернер, У. Ростоу, Дж. Ла. Паломбара, Р. Уард, С. Хантингтон) [4, 37]. 2. Политическая наука в Германии В академических исследованиях политической

науки Германии можно выделить три основных направления: • Нормативистская политическая наука, которая базируется на философском анализе моральных норм политической деятельности. • Позитивистско-бихевиористическая эмпирическая политическая социология. • "Практико-критическая наука" о социально-политической власти (франкфуртская школа). Проблематика исследований включает изучение политического строя, политических партий и организаций, эмпирический анализ политического поведения и выборов, сра

внительную политическую науку, политическую философию и историю политических идей. Из наиболее известных немецких политологов можно назвать Т. Адорно, К. Бейме, Р. Даррендорфа, Ф. Найманна, О. Флехтхайма, В. Хенниса, Г. Майера, О. Штаммера, Г. Шнайдера, Э. Криппендорфа, Э. Хиппеля, К. Луца. В последние годы в немецкой политической науке уменьшилось обсуждение абстрактных п

олитических концепций, в то время как основное внимание стало уделяться концепциям, ведущим к эмпирическому анализу (например, системный анализ, структурный функционализм, рациональный выбор, политическая экономия). Увеличилось число исследований политических институтов и политики, что было вызвано подъемом интереса к таким явлениям и событиям, как Европейский Союз, падение коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе, объединение Германии, рост противостояния между Севером и Югом. Все эти т

енденции привели к работе в рамках следующих исследовательских программ: - политическое развитие и трансформация западных обществ; - процессы политической интеграции, в особенности Европейской интеграции, а также их зеркальные отображения, проблемы национализма и этноцентризма; - сравнение политических систем (главный аспект такого сравнения - характеристики политических институтов); - политические изменения Восточной Европы, трансформация и консолидация демократических политических режимов; - объед

инение Германии: последствия перехода институтов (системы правления, партийной системы, администрации), отношения государства и экономики; - исследования по развивающимся странам, анализ потенциалов их развития, выработка стратегии оценки развития, последствий долгового кризиса; - государственная теория и демократическая теория: перенос власти от национальных к наднациональным институтам в Западной Европе, реконструкция национальных государств в Восточной Европе, анализ интеграции и идентификации граждан со сво

им политическим сообществом и политическим режимом; - международные отношения: причины интеграции, последствия окончания конфликта между Востоком и Западом, проблемы и предпосылки безопасности; - международная роль Германии после объединения. Особое место в немецкой политической науке занимает франкфуртская школа. Теорией, приверженность к которой (с теми или иными вариациями) объединила франкфуртских политологов, стала критическая теория общества. Требования критической теории, сформулированные Хоркхаймером в противоположн

ость традиционной теории, следующие: А) осознавать ограниченность любой специализированной деятельности, в том числе (и особенно) познавательной, имея в виду, что любая такая деятельность - лишь часть целостного исторического праксиса: внутри него она возникает и в нем "снимается"; Б) брать в качестве предмета социальных наук всю человеческую и внечеловеческую природу, всю систему взаимоотношений общества и природы - эта система, в сущности, и охватывается понятием праксиса; В) предполагать

в качестве познающего субъекта не обособленного индивида и не члена ученой корпорации, а "общественного человека", представляющего собой тотальность всех социальных определений, входящих в общество индивидов; Г) исходить из того, что для так понятого - "тотального" - субъекта познаваемый предмет не представляет собой нечто внешнее, объективное. Последний предстает в своей истине как продукт собственной деятельности "общественного субъекта" лишь в рамках "превращенной" формы сознания, раз

дваивающей тотальность праксиса на обособленные друг от друга субъект и объект [2, 44]. 3. Политическая наука в Австрии Политическая наука в Австрии зародилась в период просвещенного абсолютизма. Вскоре после появления первой университетской кафедры политической науки дисциплина интегрировалась в правоведение и науку о формах правления. Исследования в области социальных наук быстро развивались и приобретали международную репутацию в годы, предшествовавшие Первой мировой войне (австрийский марксизм, Венс

кая школа пограничных исследований), а также в период между двумя мировыми войнами (Мария Ягода, Пол Лазарсфелд и другие), что прекратилось с приходом национал-социализма. В отличие от Германии, в Австрии политическая наука не входила в "программу политического перевоспитания". Более того, в 50 - 60-е гг. консервативные социально-политические силы, в особенности медицинские и юридические факультеты, прилагали серьезные усилия, сопротивляясь становлению политической науки как независим

ой дисциплины в австрийских университетах. В результате в Австрии политическая наука начала развиваться позже, чем в других европейских странах - и все еще находится на достаточно низком уровне институционализации. В качестве самостоятельной дисциплины политическая наука преподается в трех из семи австрийских университетов: университетах Вены, Зальцбурга и Инсбрука. В настоящее время в Австрии насчитывается около 4 тысяч студентов, изучающих политическую науку. Основные предметы, преподаваемые политолога

м в Австрии, включают в себя: политическую теорию, международные отношения, сравнительную политику и политическую систему Австрии. Наиболее известные независимые политологические институты: институт высших исследований; институт исследований о мире; австрийский институт международных отношений. 4. Политическая наука в Швеции Курсы политической науки, преподаваемые в Шведских университетах, обычно включают в себя политическую теорию, сравнительную политику, государственное управление, международные отношения. На некоторых

политологических факультетах также преподаются курсы по европеистике, местным формам правления и политике в области охраны окружающей среды. Политическая наука в Швеции преподается в следующих университетах: Гетеборга, Карлштата, Линкопинга, Лунда, Стокгольма, Сундвалла/Харносанда, Умее, Упсала, Ваксо, Оребро, Остерсунда. Политологи хорошо интегрированы в шведское общество и в целом они находятся в состоянии согласия с организацией и традиционными норами современной

политической системы [7, 47]. В современной политической науке часто обсуждается вопрос об "общественной актуальности". Исторически в Швеции доминировало представление о том, что необходимо соблюдать некоторую дистанцию между политикой и политической наукой. Поэтому и сейчас наблюдается определенное неприятие исследований в области природы политических курсов, направленных на разрешение проблем, и предложения рекомендаций по поводу возможных политических мер и процедур.

В целом в Швеции, как и везде, не удалось избежать определенной напряженности между требованиями к академическому качеству исследований и их непосредственной актуальности для политики. 5. Политическая наука в Великобритании В британской политической науке много внимания уделяется политической истории, объяснению политических процессов через национальную традицию. Выделяется группа политических наук: отдельно изучаются политические учреждения, общественная администрация, политическая философия, п

олитическая антропология, избирательные системы. В целом британская политическая мысль может быть представлена как продолжение местными теоретиками американских исследований. В частности, Р. Джонс предпринял структурно-функциональный анализ политики, Д. Нетлл исследовал теорию политической мобилизации, Р. Роуз, М. Девис, В. Льюис и Х. Вайсман развили теорию политических систем, И. Девис исследовал проблему политических изменений. На этой основе в 1950 -

1980 гг. было проведено немало исследований по проблемам: 1. Государства, государственного суверенитета и демократии (Э. Баркер, И. Берлин, Б. Крик, Г. Ионеску, Г. Ласке, К. Поппер, У. Рис, Д. Филд, М. Оукшот). 2. Политических партий (Г. Пелинг, Р. Маккензи, Д. Хениг, Д. Робертс, Д. Лис, Р. Кимбер, Д. Робертсон, Д. Уилсон). 3. Групп давления (Д. Стюарт, Э.

Поттер, С. Файнер, Д. Муди). 4. Воздействия на политический процесс рабочего класса (Д. Голдторн, А. Силвер). 5. Политической идеологии (М. Фогарти, К. Коутс). 6. Политического поведения, политической культуры и политической активности разных классов и социальных групп, общественного мнения, голосования на выборах, каналов и средств массовой информации, политического лидерства и элит (Д. Батлер, А. Кру, И.

Бадж, Д. Бламлер, Б. Берри, М. Харрисон, У. Гаттсман, Б. Джексон). Описывая британскую политическую культуру, большинство исследователей делает акцент на традиционных ценностях, основанных на легализме политического сознания. Подчеркивается, что эта страна держит рекорд "управления с консенсусом", в политической культуре преобладают консервирующие, центростремительные элементы. К примеру, Р. Роуз считает, что "изменение ради изменения не пр

ивлекает английских политиков: они предпочитают приспособиться к своим старым политическим институтам, нежели отвергнуть их". Любовь к традициям отличает прежде всего консерваторов: это их знамя и политическая платформа. Р. Роуз считает, что в Великобритании немало "естественных консерваторов", чей взгляд на социальные изменения прост: они "всегда против". Они всегда предпочитают известное неизвестному, настоящее - плохое или хорошее - неизвестному будущему. Однако традиционализм в Англии - это не только

консервативная принадлежность: другие политические силы, находящиеся в оппозиции к консерваторам, тоже охотно апеллируют к традиции. Лейбористы, например, строят свою программу, опираясь на традицию рабочего движения - традицию легальной оппозиции как норму национальной политической культуры. Другой важнейшей чертой британской политической культуры является элитаризм. Он имеет широкое воздействие, выходящее далеко за пределы правящего класса, но наиболее полно представлен в деятельности консервативной партии.

Одной из основополагающих ценностей английской политической культуры является индивидуализм, который представлен в многообразных формах. Знаменитый лозунг "Мой дом - моя крепость" не случайно родился в этой стране. Эта ценность наиболее наглядно представлена в консервативной политике, которая апеллирует к индивидуальному интересу, индивидуальному успеху, индивидуальной карьере. Викторианские ценности также входят в систему основополагающих ценностей британской политической культуры. И, наконец, главная полит

ическая ценность - политическая лояльность, законопослушность. Почти все академические авторы характеризуют британскую политическую культуру в терминах почтения к закону и власти. 6. Политическая наука во Франции Во Франции сильны традиции политической науки в рамках государствоведения. Так, многие авторы склонны идентифицировать главное в политологии с институтоведением (государственные, партийные системы, институты власти). Традиционалисты-конституционники (

М. Прело, Ж. Бюрдо) идентифицируют политическую науку с наукой о государстве. Это наиболее узкая трактовка предмета политической науки. Однако такие влиятельные политологи, как Р. Арон и М. Дюверже считали предметом политической науки власть в разных формах ее проявления. Одним из наиболее распространенных направлений в академических исследованиях политической науки во Франции можно считать изу

чение поведения избирателей. Среди исследователей по этой проблематике можно назвать следующих ученых: Ф. Бонн, Ж. Шарло, Ф. Гегель, Ж. Ранже, Ж. Шаффр, А. Ласло. Не менее актуальным для французской политической мысли является исследование политических партий, осуществленное в трудах М. Дюверже и Ж. Шарло. Значительно меньше внимания здесь уделяется проблемам сравнительной политической науки, политических коммуникаций, политического лидерства. Достаточно обширно исследуется общественное мнение, тем не мен

ее, практически отсутствуют исследования по проблемам политической культуры. Достаточной сильные позиции занимает традиционная политическая наука - конституционное право и исследования государственных институтов. Теория политических партий Мориса Дюверже. Один из наиболее известных французских политологов - Морис Дюверже, автор книги "Политические партии". Эта работа продолжила и, в известном смысле, завершила ряд исследований политической организации общества и демократии, который в конце

ХIХ - начале ХХ века был открыт трудами Э. Дюркгейма, М. Острогорского, М. Вебера, Р. Михельса и других выдающихся мыслителей, по существу заложивших и основы политической социологии как самостоятельной отрасли научного знания. Опираясь на этот фундамент, М. Дюверже по-новому подошел к самому понятию современной политической партии. Современные партии, по М. Дюверже это те партии, которые складываются в эпоху становления всеобщего избирательного права как единственного способа легитимации власти и к

ачественного расширения прав парламента; они возникли в неразрывной связи с крушением абсолютистских феодальных режимов, сословно-иерархической структуры средневекового общества, авторитарной политической власти и жестких избирательных цензов. Нужно особо подчеркнуть, что современная партия для М. Дюверже - это не один определенный тип партий, например, тип массовых социалистических партий, как это ему иногда приписывают (хотя эти партии, с их сильной организацией, дисциплиной, а главное "народным

способом" финансирования выборных компаний вместо обращения к пожертвованиям "денежных мешков" и способностью демократического обновления политической элиты, он действительно рассматривает как наиболее соответствующие эпохе демократии и считает их возникновение настоящей революцией). Современная партия, согласно М. Дюверже это партия, способная реализовать всеобщее избирательное право и завоевать парламентское большинство путем нормального использования институтов демократического общес

тва. Но что же является мерилом, критерием такой способности? М. Дюверже, в отличие от своих предшественников, рассматривает современную политическую партию не как общность идейную, "доктринальную" (либеральная концепция партии) или социально-классовую, идеологическую (марксистская концепция партии), а прежде всего как общность структурно-функциональную. М. Дюверже формулирует свое ключевое положение: сущность современных политических парий полнее и глубже все

го раскрывается в их организации; партия есть общность на базе определенной организационной структуры; характер этих базовых структурных единиц и способ их интеграции в единое целое самым существенным образом влияет на ее социально-классовый состав и доктринальное единство; эффективность деятельности партий и даже сами принципы и методы этой деятельности непосредственнее всего определяются самой устойчивой характеристикой партий - ее базовой организационной структурой.

7. Политическая наука в Италии Основные предметы, преподаваемые на факультетах политической науки в Италии, включают в себя: сравнительную политику, администрирование, итальянскую политическую систему, методологию политической науки, анализ государственной политики, международные отношения, анализ политических партий. Особенности итальянской политической системы, безусловно, влияют на выбор основных направлений в академических исследованиях. Так, в период становления дисциплины особое внимание уделяло

сь изучению партий и партийных систем. Потребность в лучшем понимании межпартийных различий (в особенности между лидирующими партиями: христианско-демократической и коммунистической) способствовала проведению эмпирических исследований внутренней организации партий и их связей с обществом. С другой стороны, проблема правительственной нестабильности стимулировала изучение моделей межпартийной конкуренции и коалиции, а также типологий партийных систем. Традиционными являются исследования электорального поведения, анали

з работающего парламента и законодательной деятельности. С 1980-х гг. особое значение приобрели исследования переходных режимов (В Южной, а позднее - в Центральной и Восточной Европе). В последние годы в соответствии с международными тенденциями возросло число исследований политики (policy). 8. Европейские ассоциации политических исследований В 1970 г. на средства Фонда Форда был образован Европейский консорциум политических исследований (ЕСРR), ставивший перед собой прим

ерно такие же цели, что и комитеты по политической науке Американского совета по исследованиям в области общественных наук. Консорциум выделял средства на организацию обучения по научно-методологическим программам в обществоведении в летней школе (расположенной в Эссекском университете), на создание лабораторий при некоторых национальных центрах, где разрабатывались различные научные проблемы, а также на реализацию современных исследовательских проектов. При его содействии был создан Архив осуществленн

ых исследований и начало выходить профессиональное периодическое издание "Европейский журнал политических исследований". Коллективными членами ЕСРR становятся факультеты и научно-исследовательские организации; в 1989 в его состав входило 140 таких учреждений. В справочнике 1985 г. о европейских ученых, занимающихся политической наукой, было перечислено почти 2,5 тыс. имен. Уровень развития политической науки в отдельных европейских государствах определяется количеством национальных на

учных организаций, являющихся членами ЕСРR. Из 140 входивших в Консорциум в 1989 г. научных организаций 40 приходилось на Великобританию, 21 - на Германию, 13 - на Нидерланды, 11 - на Италию и 5 - на Францию. Активную деятельность осуществляют национальные ассоциации политической науки Бельгии, Голландии, Дании, Австралии. Существует также Скандинавская ассоциация политических наук, которая объединяет политологов Норвегии, Швец

ии, Финляндии. К 90-м гг. ученые, профессионально изучающие разнообразные функциональные направления политической науки как дисциплины, имеющей общепринятую концепцию предмета исследования, и организованные в Международную ассоциацию политических наук и в различные национальные и региональные объединения, прочно утвердились в глобальном научном знании. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Национальные особенности политической науки проявляются в устойчивости традиционных представлений о рацио

нальных границах академического поля исследования и в предпочитаемых концептуальных подходах. Так, европейская традиция уходит корнями в государствоведение. Политическая наука формировалась здесь как дочерняя наука от традиционных направлений развития мысли: философского, юридического, исторического. Возникнув на базе теории конституционного права, она сегодня включает в предмет исследования политическую деятельность не только государств, но и негосударственных объединений и образований. Задача европейской поли

тической науки заключалась в анализе политических институтов, их взаимодействии, а также создании целостной политической теории, выявлении эволюции политической системы, демократии, ее тенденций. За полвека со времени окончания Второй мировой войны преподавание политической науки и исследования в этой области привели к созданию масштабной академической дисциплины, в рамках которой успешно развиваются многие отрасли; ее неуклонное движение вперед позволило значительно лучше понять политические процессы и их

проявления. Материалы региональных изысканий, проведенных в Западной и Восточной Европе, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке тысячами квалифицированных специалистов, которые работают в центрах "региональных исследований" при университетах и колледжах (также имеющих собственное профессиональное объединение и печатные издания), послужили основой для научных библиотек по данной проблематике. Получили широкое ра

спространение и усложнились электоральные исследования. Был сделан большой шаг вперед в понимании политической культуры, ее воздействия на политические институты и их эффективность, а также субкультур отдельных элит и других социальных групп, играющих большую роль в общественной жизни. К эмпирическим исследованиям такого рода можно отнести работы Гэбриела Алмонда, Сиднея Вербы, Алекса Инкелеса, Рональда Инглхарта, Сэмюэля Барнса и

Роберта Патнэма. Применение агрегированных статистических методов исследования позволило более полно описать процессы модернизации и демократизации, а также функционирование государственных институтов. Успешно и плодотворно американские ученые занимались проблемами групп интересов и феномена "корпоративизма", а также оценки роли политических партий в развитии демократического процесса. В работах Роберта Даля, Арендта Лейпхарта и Джованни Сартори значительное развитие получила теория демократии. Концепция демо

кратизации была разработана в трудах Хуана Линца, Ларри Даймонда, Филиппа Шмиттера, Гильермо 0'Доннела, Сэмюэля Хантингтона и др. А подход к изучению демократии Роберта Даля (1989) являет собой пример того, как нормативная и эмпирическая политические теории могут обогатить друг друга. Определенный прогресс достигнут и в традиционных областях дисциплины. Концепции и умозаключения политических историков, философов и юристов теперь основываются на гораздо более развитой

методологии отбора и накопления информации и на возросшей требовательности к ее анализу и выводам. Работы сравнительных политических историков (Мура, Скокпола) внесли важный вклад в теорию государства, политических институтов и публичной политики. Совершенствование методики саsе studies Гарри Экстайном и Александром Джорджем повысило научные критерии для разработок, посвященных сравнительной и внешней политике. Сочинения Алмонда и его сотрудников Адама Пшеворского и Джеймса

Тьюна, Аренда Сайфарта, Нейла Смелзера, Маттеи Догана, Дэвида Кольера и Гэри Кинга, Роберта Кеохэйна и Сиднея Вербы внесли заметный вклад в развитие методологии корпаративистики. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис №6, 2007 С. 174 - 2003. 2. Давыдов Ю.Н. Неомарксизм франкфуртской школы // История теоретической с

оциологии. В 4-х т. Т. 2 / Овет. Ред. И составитель Ю.Н. Давыдов М.: Канон+, 2007 С. 512. 3. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц М.: Академический Проект, 2000. 4. Современная западная политология. Краткий очерк истории и теории: Конспект лекций / Сост. А.В. Мисуно, Б.В.Братанич К.: УМК ВО, 1991. 5. Стюарт-Хилл

Э. Вызовы российской политологии // Полис №6, 2007 С. 104-109. 6. Analytical Approaches to Theory and Practice in Political Science / Ed. by L. Johansson Lund: Studentlitteratur, 2006. 7. Anckar, Dag. Nordic Political Science: Trends, Roles, Approaches // European Journal of Political Research, 20, 2001 Pp.

3-4. 8. Anckar, Dag. Political Science in the Nordic Countries, International Political Science Review, 8 (1), 2007. 9. Berglund, S Goldmann, K. and Sjostedt, G. Democracy and Foreign Policy Problems of Comparative Conceptualisations Adershot: Gower, 2006. 10. Brachter, Karl Dietrich. Wissenschafts- und zeitgeschichtlische Probleme der politischen Wissenschaft in

Deutschland // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, 17, 2005 Pp. 447-464. 11. European Social Science in Transition. Assessment and Outlook / Ed. by M. Dierkes and B. Biervert Frankfurt am Main and Boulder, Colorado: Campus Verlag and Westview Press, 2002.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.