Реферат по предмету "Политология"


Механизм государственной идеологии

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ Выполнил:студент по специальности 01.07 Шрифт 956533/2с Лебеда Р.С. Проверил:Романчук Л.П. МИНСК 2008 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1. Понятие механизма государственной идеологии 2. Сущность механизма государственной идеологии в СССР 3. Механизм государственной идеологии в западных странах 5 4.

Механизм государственной идеологии в Республике Беларусь 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 10 ВВЕДЕНИЕ Будучи феноменом общественного сознания, идеология подвержена общим процессам, происходящим в сфере сознания: она возникает, развивается, обновляется либо увядает, обесценивается и утрачивает свою социальную значимость. Поэтому идеология предполагает приложение постоянных усилий по своему созданию,

воспроизводству, обновлению и распространению. Однако как не может быть государства без государственной идеологии, так не может быть и государственной идеологии без механизма ее создания, воспроизводства и распространения. Цель данной работы – раскрыть понятие, сущности, а также основные модели механизмов государственной идеологии в мире. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:  раскрыть понятие механизма государственной идеологии  показать сущность механизма государственной

идеологии в СССР  выявить механизм государственной идеологии в западных странах  раскрыть механизм государственной идеологии в нашей стране. 1. Понятие механизма государственной идеологии В современном обществе производством политических идей и их внедрением в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения.

Совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым закреплением и распространением среди членов общества, составляют механизм государственной идеологии. Как показал опыт XX века, возможны два варианта формирования механизма государственной идеологии: централизованный государственный идеологический аппарат и идеологический механизм без внешних признаков централизованности.

2. Сущность механизма государственной идеологии в СССР Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался искусственно решениями высших властей и навязывался обществу «сверху». Он фактически составлял часть системы органов государственной власти и управления, хотя формально и

не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь некоторые его элементы. Управляющим идеологической сферой центром являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеологии, под началом которого работало несколько отделов пропаганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии.

Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения.

На предприятиях и в учреждениях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало постулаты официальной идеологии. Под контролем идеологических работников находилась пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт. В силу навязывания идеологии «сверху» и использования элементов принудительности при ее внедрении в сознание масс данный идеологический механизм встречал скрытую негативную реакцию со стороны значительной

части населения[ ]. 3. Механизм государственной идеологии в западных странах Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей, и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти производством и распространением политических

идей государственной значимости на западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения. Очевидно, что западный механизм государственной идеологии близок к тому явлению, которое французский философ Л.П. Альтюссер определил как «идеологические аппараты государства». Под таковыми он понимал инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии.

К числу идеологических аппаратов государства Альтюссер относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является проводником

идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего общества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как механизма государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в

Советском Союзе, объективно в своей совокупности они все же выступают в качестве таковой[ ]. Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, историки, политики, советники в органах служб. Как отмечает А.А. Зиновьев, эти люди придают единство и преемственность идеологическому плюрализму, образуют связную идеологическую среду. Они изучают сделанное в прошлом, осуществляют отбор, обработку и систематизацию идей и учений, переиздают

сочинения определенных авторов, готовят справочники и учебники или, иначе говоря, осуществляют своего рода канонизацию имен, идей, учений. Эти специалисты действуют согласованно не в порядке выполнения служебных требований, а по собственной воле подчиняясь определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, приобретать известность[ ]. 4. Механизм государственной идеологии в Республике

Беларусь В Республике Беларусь механизм государственной идеологии должен формироваться с учетом как одного, так и второго опыта: его следует создавать намеренно, но без элементов принудительности и централизованности. Разумеется, этот механизм должен развиваться как своего рода рынок идей, который имеет общественную значимость и потребителя в лице органов государственной власти. Производство идей во все времена была уделом образованной части общества.

Это положение тем более справедливо в отношении формирования национально-государственной идеологии. Приведем мнение на сей счет известного российского академика Н.Н. Моисеева: «В настоящее время, интеллигенция, точнее, слой людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, имеет все возрастающее значение в судьбах общества. И если бы у этого слоя людей возникло некое общее понимание ситуации, сформировалось бы общее представление

о желаемом будущем, о системе приоритетов, это могло бы оказать серьезное влияние на судьбу страны и помогло сформировать ту систему взглядов, которую иногда называют национальными целями. Без представления о национальных идеях, без определенного видения перспектив любому народу выжить очень трудно, а сохранить культуру – невозможно. Общество, народ становятся беззащитными. Это мировоззрение не может быть навязано, оно вызревает в народе, но ускорить его созревание, уберечь

от диких крайностей можно и необходимо. За это в ответе интеллект нации» . Производством и постоянным обновлением государственной идеологии призваны заниматься в первую очередь высшие должностные лица государства, депутаты всех уровней, сотрудники аппарата власти, которые должны иметь соответствующую подготовку и обладать профессиональными навыками. Необходимо развивать сеть специальных исследовательских учреждений и центров, содержанием деятельности

которых является производство политических концепций и доктрин государственной значимости. Как свое гражданское призвание должны осознавать выработку и распространение идеологии белорусского государства преподаватели учебных заведений, работники средств массовой информации, издательств, учреждений культуры. Общество вправе ожидать необходимого вклада в формирование национально-государственной идеологии от самодеятельных творческих союзов, научных объединений, культурно-просветительских фондов.

Государственная идеология Беларуси должна закрепляться в различного рода литературных произведениях – трудах авторитетных отечественных ученых, учебниках и учебных пособиях для школьников и студентов, популярных книгах и статьях, газетах и журнальных публикациях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Механизм государственной идеологии включает в себя совокупность лиц, организаций и учреждений, призванных заниматься формированием государственной идеологии и ее систематизацией, нормативно-правовым

закреплением и распространением среди членов общества. Государственная идеология должна ненавязчиво, но систематически доводиться до широких категорий граждан по радио и телевидению, средствами искусства, во время спортивных мероприятий и даже через рекламу. Такого рода подхода к воспроизводству государственной идеологии требуют интересы консолидации и воспроизводства самого общества. Ведь идеи овладевают массами не сами по себе, не своим содержанием как таковым, а лишь

постольку, поскольку существует материальный механизм, вырабатывающий эти идеи и делающий их достоянием сознания людей. Создание механизма государственной идеологии Республики Беларусь является важнейшей задачей наряду с разработкой такой идеологии. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы /

В.А. Мельник; Науч. ред. П.Г. Никитенко. – 3-е изд испр. и доп. – Мн.: Тесей, 2004. 2. Коротченко Е.П. Идеологические аппараты государства // Социология: Энциклопедия. Мн 2003. 3. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. 4. Моисеев Н.Н. Россия на перепутье // Соц гуманит. Знания. 1999. № 4.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учитель XXI века. Каким он должен быть...
Реферат The National Parks of Great Britan
Реферат А. Н. Елизаров основы индивидуального и семейного психологического консультирования учебное пособие
Реферат Определение огнезащитной эффективности вспучивающихся покрытий для стальных конструкций с учетом
Реферат Электроснабжение промышленных предприятий Расчет нагрузки
Реферат Линейная парная регрессия
Реферат Деятельность турфирмы ООО Интертур XXI век в качестве турагента
Реферат 1984 Essay Research Paper 1984 Many great
Реферат Распространение кислорода
Реферат Морфофункциональная характеристика изменений антиадгезивных свойств брюшин в зависимости от состояния микроциркуляции
Реферат Восточное царство СЯ (1215-1233)
Реферат Методологія обробки статистичних даних
Реферат Каратэ
Реферат Разработка маркетингового комплекса по выходу предприятия на новые рынки
Реферат Автор программы: Чуриков А. В. Рекомендовано секцией умс