всоответствии сгосударственным контрактом, заключенным между РБК иМинистерством экономического развития иторговли РФ. В ходе конкурса регионы-лидеры всфере информационно-коммуникационных технологий ИКТ выявлялись по пяти номинациям, соответствующим основным направлениям использования ИКТ для развития региона. Кэтим направлениям отнесены государственная поддержка региональной информатизации
доступность информационных технологий использование ИКТ вэкономике, государственном управлении исоциальной сфере региона человеческий капитал деловая среда. Итоговая номинация конкурса выявляет регионы, наиболее полно игармонично развивающие все указанные аспекты иусловия применения ИКТ. В рамках подготовки кпроведению конкурса Лучший регион всфере ИКТ специалисты РБК проанализировали уровень присутствия в
Интернете правительств субъектов Российской Федерации, врезультате чего были оценены достижения регионов на пути к электронному правительству , а также уровень использования web-технологий в политике. Анализ интернет-представительств регионов был основан на оригинальной методике, совместно разработанной специалистами компаний РосБизнесКонсалтинг и Процесс Консалтинг . В ее основе лежала бальная оценка контентного наполнения и функциональных характеристик
сайта каждого субъекта Федерации по сорока критериям структура сайта, удобство навигации, графический стиль ивизуальная концепция, возможности поиска ит.д При анализе выяснилось, что вИнтернете представлены официальным сайтом 83российских региона. Интернет-представительств Ненецкого, Таймырского, Корякского, Агинского Бурятского автономных округов, атакже
Камчатской иКурской областей вСети обнаружить не удалось. Сразу стоит оговориться, наличие усубъекта Федерации официального интернет-портала еще не означает, что портал выполняет функции, отвечающие, например, концепции электронного правительства . Многие веб-представительства администраций являются таковыми скорее номинально, лишь потому, что на сайте перечислены руководители администрации идепартаментов правительства.
Востальном такие сайты вбольшей степени похожи на новостную ленту региона или развлекательно-информационный портал сописанием местных достопримечательностей, афишами ианонсами культурной жизни. Безусловно, такая информация не может быть лишней, но ее предоставление не является основной функцией официального правительственного портала региона. Здесь, на мой взгляд, уместно сравнить реальную ситуацию, сложившуюся вроссийских регионах, срассмотренными в первой части курсовой работы современными стандартами
технологии электронного правительства . По результатам конкурса, сегодня на официальных сайтах российских регионов наиболее успешно реализована информационно-новостная функция. Почти все интернет-порталы субъектов содержат типовой портрет региона , включающий географическое положение, территориально-административное устройство, государственную символику, историю развития региона икраткую характеристику социально-экономического положения.
К необходимой для официальных сайтов можно отнести также информацию оструктуре органов власти субъекта, вкоторую входят максимально исполнительная власть- президент губернатор, его администрация, правительство субъекта ипредставительства федеральных органов власти всубъекте органы местного самоуправления городов ирайонов субъекта законодательная власть- госсовет дума законодательное собрание судебная власть. Но такая развернутая структура власти представлена на сайтах регионов крайне редко, восновном порталы
ограничиваются исполнительной властью. Главе субъекта губернатору президенту на портале посвящены, как правило, отдельный сайт либо раздел. Полноценную же структуру власти представляют на сайте только Карелия, Татарстан иХанты-Мансийский автономный округ. В большинстве случаев информация оправительстве субъекта представлена списками министерств, комитетов идепартаментов стелефонами ируководителями. Существенно реже на сайтах встречаются отдельные страницы
сболее подробной информацией одепартаменте структура, положение одепартаменте, его функции , исовсем редко- отдельный содержательный раздел, как, например, уЧувашской республики, где деятельность каждого органа управления освещается всесторонне иочень тщательно, причем информация оперативно обновляется. Оперативная информация- новости, планы мероприятий, календари событий региона- достаточно распространенный для официальных порталов ресурс. Тем не менее, особенностью наших региональных политических сайтов является
то, что новости на них не являются тематически связанными, т.е. сортируются либо по дате, либо по источнику информации. Из 83-х субъектов РФ, имеющих интернет-порталы, новостную информацию на сайте публикуют 74. Из них новости, разделенные по различной тематике экономика, культура, внешние связи региона ит.п предлагают лишь 17субъектов. Самое основательное тематическое деление новостной информации предложено на сайте Кировской области. Актуальная аналитическая информация, атакже публикации иинтервью на темы социальной
политики, внешних связей ит.п. зачастую заменяются статьями региональных комитетов по статистике из сборников Социально-экономическое положение региона . Таким образом, статистическая информация оказывается разбросанной по сайту, не выделяется в отдельную рубрику и как следствие пользователю сложно ее найти. Более разумным, на мой взгляд, представляется создание на сайтах региональных органов власти отдельного
раздела статистики, атакже ссылок на его подразделы ссоответствующих рубрик экономика, социальная политика ит.д Ксожалению, данные региональных комитетов по статистике присутствуют не всегда, кроме того, встречаются порталы сустаревшими данными. Если учесть, что любой субъект Федерации располагает статистической информацией, регулярно собирая ее спредприятий иорганизаций, то отсутствие статистики воткрытом доступе - это серьезное упущение.
Хотелосьбы отметить также, что доступ кмассивам данных, таким как база нормативно-правовых документов, должен быть легким иудобным для посетителя. Пользователю довольно затруднительно скачивать все интересующие его документы вформате архивных файлов вместо того, чтобы просмотреть их непосредственно на сайте. Законодательная база субъекта Федерации, безусловно, относится кинформации, которая обязательно должна присутствовать на его официальном портале. Причем необходимо, чтобы публиковались полные тексты принятых
врегионе нормативно-правовых актов, ане просто перечень их названий, как, например, на сайте Свердловской области, где есть даже алфавитно-предметный указатель правовых актов, но свободный доступ к их текстам не предусмотрен. Вместо этого предлагается оформить подписку. Желательно также, чтобы на сайтах присутствовало деление нормативно-правовых документов по нескольким принципам по тематике инвестиции, культура, социальная защита ит.д по статусу нормативных актов законы,
постановления, распоряжения ипр атакже по дате принятия. Наиболее удачно представлена база по местному законодательству уТатарстана с делением по дате , Самарской области по статусу и дате и Ханты-Мансийского АО по тематике истатусу . Заметим, что помимо статистической изаконодательной информации, контентное наполнение, представленное на порталах, весьма скудно.
Вбольшинстве случаев местные базы данных представлены телефонным справочником иБД по предприятиям иорганизациям региона. Ведомственных баз данных региональным политическим порталам явно не достает. Отметим положительную тенденцию, связанную спредоставлением органами власти подробной информации по инвестиционным предложениям, проектам, реализуемым врегионе. Поскольку при создании портала наряду собщими целями каждый орган управления преследует вполне конкретные
цели, то закономерно, что для администрации субъекта Федерации наиболее важным может быть донести до потенциальных партнеров возможности промышленности региона, способствуя тем самым повышению инвестиционной привлекательности его экономики. Среди региональных порталов акцент на инвестициях всвой регион особенно делают Псковская иНижегородская области. Вчастности, сайт
Псковской области содержит как информацию опроектах, связанных сконкретными предприятиями, так иописание инвестиционной инфраструктуры региона, таможенного климата, правового обеспечения инвестиций, атакже рейтинг инвестиционной привлекательности предприятий. Информация, представленная на официальном интернет-портале, безусловно, должна отражать разработку программ развития региона по различным направлениям, их реализацию, т.е. осуществление намеченных впрограммах
мероприятий, итоги деятельности органов управления во всех сферах жизни региона. Большое внимание программам, реализуемым врегионе, уделяется на портале Ярославской и Ростовской областей. Правительство Чувашской республики подводит на сайте итоги деятельности большинства органов управления, программы развития при этом представлены также по конкретным департаментам инаправлениям. Функция взаимодействия органов управления ипользователей реализована на сайтах субъектов
существенно слабее, чем информационно-справочная. Как отмечалось ранее, эта стадия развития электронного правительства является одной из базовых, но реализовать в России интерактивное взаимодействие вполной мере пока невозможно. Однако всем субъектам Федерации доступны возможности по организации на веб-узле таких средств, как проведение онлайн-конференций ифорумов по актуальным проблемам региона, публикация комментариев иответов
на вопросы аудитории и т.д. Надо отметить тот факт, что возможность задать вопрос органам управления, организована на многих региональных политических порталах. Так, на вопросы своих жителей охотно отвечают руководители таких регионов, как Республика Чувашия, Кемеровская область примечательно, что отвечают представители тех органов власти, вчьем ведении находится заданный вопрос , атакже губернатор
Мурманской области. На правительственном портале Пермской области проводятся онлайн-конференции, где можно обратиться свопросом кгубернатору. Портал Карелии предполагает анонсирование иосвещение телефонных горячих линий ителевизионных прямых эфиров сглавой республики. Несомненно, все это являет собой пример больших достижений на путях приобщения регионов к интернет-технологиям. Однако, различные технические и технологические аспекты реализации программы
Электронная Россия не решают, на мой взгляд, главную проблему. Она заключается внеподготовленности региональных политиков кработе, построенной на новых принципах взаимодействия сгражданами иорганизациями. Работа, основанная на web-технологиях, требует от чиновников постоянной информационной поддержки интернет-ресурсов, их оперативного обновления, ответов на запросы по электронной почте идругих действий, которые сегодня не вписываются впривычный для них регламент работы.
Таким образом, возникает необходимость прививать региональным органам государственного управления иместного самоуправления новые функции путем включения вих обязанности работу сзаинтересованной аудиторией по электронной почте, атакже назначением ответственных лиц за предоставление конкретных видов информации через сеть Интернет. В противном случае разрыв в уровне использования интернет-технологий в регионах сохранится. Заключение Подводя итоги анализа взаимодействия
Интернета и политики в современном мире, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день Интернет технологии предоставляют политической сфере грандиозные возможности, которые, однако, требуют от последней не менее грандиозной перестройки. Эти возможности связаны, главным образом, с изменением характера самой политической коммуникации. В условиях развития информационного общества происходит снижение издержек на получение и передачу информации, в результате постепенно увеличивается группа людей, имеющих
возможность принимать участие в выработке и принятии политически значимых решений, открываются реальные предпосылки уменьшения неравенства политических возможностей граждан. Возрастает давление на правительства, которое вынуждает их совершенствоваться и постоянно повышать эффективность своей деятельности на основе электронных технологий. Одновременно с этим, при определенных условиях обеспечения равного доступа к сети, власть совершенствует
само общество, способствует закреплению демократических стандартов на уровнях межличностного и межгруппового общения. В этом аспекте, применение интернет-технологий выходит далеко за пределы простого информационного сопровождения функционирования политических институтов. Необходимо помнить, что интернет, по мере расширения сферы его использования в повседневной жизни, создает потенциальную угрозу манипулятивного воздействия на личность, в том числе со стороны субъектов
политического процесса. Проведенный анализ PR-технологий, реализуемых посредством Интернет в ходе информационно-пропагандистских кампаний, выступает наглядным тому подтверждением. Теснейшим образом с этой проблемой связан вопрос о государственном регулировании сети, который выражается в определении дозволенных границ и пределов вмешательства власти в Интернет. Парадоксальным противоречием здесь является то, что при либеральном подходе государственных
структур к развитию Интернета возникает серьезная угроза того, что система будет использована дезинтегрирующими силами. В то же время, если сеть берется под полный государственный контроль, в руках власти оказывается реальный ключ к созданию общества тотальной управляемости. Взаимосвязь web-технологий с происходящими в обществе социальными процессами отчетливо прослеживается на примере развития политического сегмента Рунета в нашей стране.
На основании разобранного материала можно сделать выводы о том, что в России основными факторами развития сети, в качестве средства политической коммуникации, стали неразвитость инфраструктуры для формирования коммерческого сектора интернета, медиатизация российской политики, феномен включенных в медиа-политическую систему сетевых СМИ, а также специфика аудитории и мифологизация интернет-пространства в общественном сознании. В результате, интернет в
России оказался включенным в существующую систему обмена информацией, выступив в качестве нового коммуникативного инструмента, который позволил нашей стране быстро преодолеть отставание от цивилизованного мира и выстроить свою модель онлайновой коммуникации между обществом и властью. Список использованной литературы 1. Агамирзян И.Р. Мировой опыт реализации концепции электронного правительства
Технологии информационного общества - Интернет и современное общество труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб. 2002. 2. Белкин С Воронин В Устименко С. Интернет и власть Власть. 1999. 9 3. Данилов Д. Интернет как инструмент политического PR Мир Internet. Спб. 2001. 10 4. Дмитриев А.В Латынов
В.В Яковлев И.Г.Политика, политология, интернет. М 2002. 5. ДокторовБ.Российский политический Интернет Петербургский журнал социологии. 1999. 2 6. ЗалесскийП.К.Политические симпатии российской аудитории Интернет СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. М. 2000. 7. Иванов О
Быковский Е.Сетевые игры в политику становятся все серьезнее Итоги. 1999. 15 8. ИвановД.В. Виртуализация общества. СПб 2000. 9. ИвановД.Г. Политический PR в Интернете российские реалии Интернет-маркетинг. 2002. 4 10. ИвановД.Г.Российский интернет как средство политической коммуникации Русский Журнал URL http www.russ.ru netcult history 20020313.html 2002. 13 марта 11.
Интернет и российское общество Под ред. И.А.Семенова. М 2002. 12. Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика Доклад Фонда эффективной политики, февраль 2001. 13. Калькинен Г. В сети начался политический сезон. Правые осваивают новую медийную площадку Независимая газета. 2002. 193 2747 14. Наумов В. Особенности правового регулирования сети
Интернет Право и Интернет URL http www.russianlaw.net 2000. 17 апр. 15. ОвчинниковБ.В.Виртуальные надежды состояние и перспективы политического Рунета Полис. 2002. 1 16. ПесковД.Н.Интернет в России политическая утопия? Полис. 2002. 1 17. Регионы России в 1999 г. Ежегодное приложение к Политическому альманаху России Под ред. Н. Петрова.
М 2001. 18. РосичЮ.Интернет в политической жизни России Правда.ру URL http politics.pravda.ru politics 2003 1 6 11 15062 SMI.html 2003. 26 нояб. 19. СкрипнюкИ.И.Политическая реклама и политический PR в России Общество и политика Современные исследования, поиск концепций. СПб 2000. 20. СметанинМ. Московская альтернатива как первая политическая кампания в интернете
Русский Журнал URL http www.russ.ru netcult history 20020405.html 2002. 5 Апреля 21. СметанинМ.Борис Немцов - первый политик в российском интернете Русский Журнал URL http www.russ.ru netcult history 20020320.html 2002. 20 марта 22. СметанинМ.Виртуальное партстроительство Русский Журнал URL http www.russ.ru netcult history 20020328.html 2002. 28 марта 23.
СметанинМ.Интернет-проекты Союза правых сил на выборах в Государственную Думу Русский Журнал URL http www.russ.ru netcult history 20020412.html 2002. 12 апр. 24. Туронок С. Интернет и политический процесс Общественные науки и современность. 2001. 2 25. ЧеснаковА.А.Ресурсы internet и российские политические технологии состояние и перспективы развития Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология.
1999. 4 26. ЧугуновА.В.Политика и интернет политическая коммуникация в условиях развития современных информационных технологий Автореферат. СПб 2000. 27. Чугунов А.В. Интернет и политика как объект междисциплинарных исследований Политическая наука и политический процесс в России Тезисы Всероссийской научной конференции. СПб 1999.
Приложение. Таблица 1 Распределение интернет-аудитории по территории России, июль 2000 г. Monitoring.ru, 2000 Показатель Москва и С Петербург Европейская часть России Урал и Западная Сибирь Восточная Сибирь и Дальний Восток Ядро 36,7 41,5 8,6 13,2 Недельная аудитория 36,1 38,6 12,2 13,1 Максимальная аудитория 26,7 40,3 18,4 14,6
Уровень интернетизации 19,61 4,51 5,25 6,7 Все население 8,5 56,0 21,9 13,6 Примечание Максимальная аудитория - все посетители Интернета Недельная аудитория - все, кто посещает Интернет минимум раз в неделю Ядро аудитории - те, кто проводит в Интернете не менее трех часов в неделю. Таблица 2 Распределение интернет-аудитории по территории
России Города с населением, тыс. человек Доля в Интернет аудитории России, Более 3000 25 1000 - 3000 17 300 - 1000 27 100 - 300 19 Менее 100 12 Таблица 3 Города России с наибольшим количеством интернет-посетителей в сутки, SpyLOG, 2000-2001 Город Август 2001 Ноябрь 2000 Количество посетителей в сутки Количество посетителей в сутки Москва 2 200 000 55,2 750 000 52,2
С Петербург 400 000 10,6 130000 9,2 Екатеринбург 95000 2,4 35000 2,5 Новосибирск 90000 2,2 55000 3,7 Краснодар 80000 2,0 30000 2,1 Самара 60000 1,6 19000 1,3 Владивосток 50000 1,3 20000 1,4 Ростов- на-Дону 48000 1,2 14000 1,0 Челябинск 46000 1,2 20000 1,4 Пермь 46000 1,2 15000 1,0 Иркутск 40000 1,0 20000 1,4
Нижний Новгород 37000 0,9 17000 1,2 Казань 34000 0,9 11000 0,7 Красноярск 31000 0,8 12000 0,8 Уфа 30000 0,8 Н.д. Н.д. Сургут 27000 0,7 9000 0,7 Ставрополь 24000 0,6 Н.д. Н.д. Омск 23000 0,6 9000 0,7 Архангельск 23000 0,6 Н.д. Н.д. Воронеж 21000 0,5 11000 0,8 Калининград 21000 0,5 9000 0,7
Прочие 500 000 13,3 230 000 16,1 Таблица 4 Техническое оснащение интернет-пользователей в России Monitoring.ru, 2000 Характеристика оснащения Мосва и С Петербург Европейская часть России Урал и Западная Сибирь Восточная Сибирь и Дальний Восток Вся максимальная аудитория Нет компьютера, Нет телефона 0 20 17 32 16 Есть телефон 100 73 78 62 80
Есть компьютер 60 38 28 44 43 Есть компьютер, телефон 60 31 23 39 38 Есть компьютер, телефон, модем 35 18 11 24 22 Есть компьютер, телефон, модем и выход в интернет 26 18 10 24 19 Таблица 5 Социальный состав интернет-аудитории Категория Недельная аудитория Нерегулярная аудитория Максимальная аудитория Специалист с высшим образованием 39 35 33 Студент, учащийся 29 28 27
Предприниматель 9 8 7 Руководитель 8 11 7 Рабочий 4 3 5 Военнослужащий, сотрудник МВД 4 4 4 Безработный 3 2 3 Обслуживающий персонал без высшего образования 3 5 7 Домохозяйка 1 2 4 Пенсионер 0 1 2 Другое 0 1 1
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |