Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Политология"


Внешняя политика, её содержание, характер, связь с внутренней политикой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ РЕФЕРАТ по дисциплине «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» Тема «Внешняя политика, ее содержание, характер, связь с внутренней политикой.»

Выполнила студентка Симонова Наталья Борисовна заочной формы обучения специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 1_курса группы БУиА - 4- 07/1 № студенческого билета (зачетной книжки) № 142 Симонова Н.Б. (подпись) (инициалы, фамилия) Проверил преподаватель (ученая степень, звание) (подпись) (инициалы, фамилия) Москва – 2008г. Содержание Введение 1.Международные отношения 2.Внешняя политика 3.Мировой политический процесс… … 10 Заключение….15 Литература 16

Введение Понимание внешней политики, как сложного и многогранного явле-ния, предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объяс¬няется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими предмета полито-логии выступает международная политика, ее природа, зако¬номерности

функционирования и развития. Исследование политики на международном уровне имеет свои особенности. Эти особенности связаны с характером международных отношений, спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на полити¬ческую власть, на всю политику в данном обществе, то на меж¬дународной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно.

Целью данной работы – является анализ процесса внешней политики, ее характер и взаимосвязь с внутренней политикой. Задачами данной работы являются: 1. Анализ категории международных отношений. 2. Характеристика понятия внешняя политика. 3. Характеристика мирового политического процесса. 1.Международные отношения Международные отношения представляют собой специфичес¬кий вид общественных отношений. Международные отношения - совокупность экономических, политических, правовых, диплома¬тических,

военных, гуманитарных и других связей и взаимоотно¬шений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, действующими на мировой арене. Доми¬нирующую роль в международных отношениях играют межгосудар-ственные отношения. Употребление термина «международные от¬ношения» объясняется расширением участников, субъектов меж¬дународных отношений, когда наряду с государствами все более активную роль в них играют межправительственные и

неправи¬тельственные организации, политические партии и движения, а также социальные группы и отдельные личности. В своем развитии международные отношения прошли длитель¬ный исторический путь и только в новейшее время стали подлин¬но всемирными. В современном мире международные отношения отличает растущее единство и усиливающееся многообразие. Взаи¬мосвязь и взаимозависимость в мире сочетаются с сохраняющим¬ся разделением народов по национально-государственным, формационным, геополитическим, религиозным и другим признакам.

Каждый народ отстаивает свое суверенное право на социальный и политический выбор, что нередко сопровождается насилием, а международные отношения характеризуются отсутствием консен¬суса между их участниками. Наряду с этим всегда существовала и в наши дни приобрела приоритетное значение общецивилизационная тенденция в раз¬витии народов, государств и всего мирового сообщества. С данной тенденцией неразрывно связано выдвижение в центр мировой по¬литики и международных отношений

примата общечеловеческих интересов и ценностей, глобальных проблем современности. От¬личительной особенностью этих проблем является их комплекс¬ность, системность и всеобщий характер, что обусловлено расту¬щим единством современного мира, тенденциями к усилению вза¬имосвязи и взаимозависимости существующих экономических и политических структур. Глобальные проблемы представлены рядом основных групп нерешенных вопросов, затрагивающих международные

отношения в целом и их отдельные направления. К группе проблем преиму¬щественно социально-политического характера относятся: предот¬вращение ядерной войны; прекращение гонки вооружений, разо¬ружение; мирное разрешение региональных, межгосударственных и межнациональных вооруженных конфликтов; строительство не¬насильственного мира на основе утверждения доверия в отноше¬ниях между народами, упрочения системы всеобщей безопасности. В результате происходящих изменений международная система приобретает глобальный,

общемировой характер. Глобализация и институализация международных отношений отражают возраста¬ющее давление экзогенных факторов на взаимодействие государств на международной арене. Не случайно, что именно в последние годы, осознав нарастающие опасности и угрозы, народы с помо¬щью своих национально-государственных институтов, региональ¬ных и международных организаций стали активнее воплощать в практику глобальных взаимосвязей и взаимоотношений такие прин¬ципы, как демократизация,

демилитаризация, гуманизация. В социологической и политологической литературе существу¬ют подразделения международных отношений на различные типы по хронологическому, содержательному, функциональному и ино¬му признакам. Эта типология неоднозначна. Но в одном исследова¬тели единодушны: в системе международных отношений важную роль играют политические отношения. Именно международные политические отношения оказывают существенное влияние на фор¬мирование международного

и мирового порядка. Свое влияние на международный и мировой порядок современные международные политические отношения оказывают тем, что располагают чрезвычайно большими возможностями - дипломатическими, орга¬низационно-правовыми, материально-техническими и информа¬ционно-пропагандистскими . Основным субъектом международных политических отношений выступает государство, имеющее полномочия осуществлять вне¬шнюю политику, участвовать в отношениях с другими государ¬ствами и международными организациями,

заключать договоры, объявлять войну и т.д. Наряду с государством в систему междуна¬родных политических отношений входят различного рода межго¬сударственные объединения, союзы и организации, призванные обеспечивать безопасность народов как в отдельных регионах, так и в мире в целом. В роли важных субъектов международных поли¬тических отношений выступают религия и церковь. И наконец, (весьма важным субъектом формирования и функционирования международных политических отношений

выступают сами люди. 2.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА Под внешней политикой понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права; интегри-рованный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сообщества. Структурно внешняя политика представлена: внешнеполитической деятельно¬стью национальных государств, составляющих живую ткань меж¬дународных отношений и связей; политическими акциями регио¬нальных межгосударственных

и общественных структур, группи¬ровок, союзов и других объединений такого рода; деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами. Сфера ее охватывает, таким образом, весь спектр политичес¬ких отношений, сложившихся между государствами и в надгосударственных рамках; ее главные приоритеты обусловлены реше¬нием проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это прежде всего война и мир, всеобщая безопасность, охрана окру¬жающей

среды, преодоление отсталости и нищеты. Внешняя политика является результатом глубокой трансфор¬мации международных связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ. В результате проис¬ходящих изменений международная система приобретает глобаль¬ный, общемировой характер. Решение глобальных проблем мировой политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития,

перспективными интеграционными процессами, кото¬рые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений. Мировая внешняя политика отличается от политики составляющих ее элементов: она является не просто совокупностью или даже рав-нодействующей внешних политик государств и других участников международных отношений. Включая в себя эти составляющие и обладая собственными качественными

особенностями, она ока¬зывает на поведение субъектов международных отношений само¬стоятельное влияние. Все основные элементы мировой политики тесно связаны между собой и взаимодействуют как части единого целого. Эффективность ее зависит от многих факторов, в том чис¬ле от действенности принимаемых политических решений и реко¬мендаций, соответствия внешней политики государств реально складывающейся обстановке. От внутренней политики внешнюю политику отличает отсут¬ствие центральной власти, обеспечивающей соблюдение

обяза¬тельных для каждого субъекта правил поведения. Поэтому миро¬вая политика представляет собой зону повышенного риска, в ко¬торой каждый участник взаимодействия вынужден исходить зачастую из непредсказуемого поведения других. В отличие от внеш¬ней политики она складывается во многом стихийно и не ограни¬чивается деятельностью государств. По своему характеру и целям мировая политика представляет собой особый род политики, име¬ющей

в своей основе создание и поддержание стабильной между¬народной среды, в которой могли бы реализовываться интересы всех ее участников. Однако ошибочно было бы абсолютизировать особенности мировой политики. Как и всякая политика, она является - хотя и своеобразной - сферой властных отношений, представляет собой соперничество и согласование ценностей, целей и интересов госу¬дарств и других международных субъектов. Как и во всякой поли¬тике, ее объектами являются распределение ресурсов и организа¬ция общественной

жизни. Это означает, что мировая политика выступает не только как особая сфера, или поле деятельности меж¬дународных субъектов, но и как процесс. Внешняя политика все больше должна становиться гуманисти¬ческой стратегией по объединению людей независимо от их наци¬ональной, государственной или социально-классовой принадлеж¬ности. В этом ее цель и назначение. Самая ближайшая задача миро¬вой политики: создать систему международной безопасности, которая базировалась бы на доверии и мире, свободном от ядер¬ного оружия,

насилия, страха, подозрительности и ненависти. И здесь предстоит большая работа по перестройке механизма мировой политики, основанного на поддержании военно-политичес¬кого баланса, равновесия сил и военно-стратегического паритета между государствами. Следующая задача внешней политики - это обеспечение безопасности и защи¬щенности человека. Речь идет о том, чтобы принципы и нормы международного права стали ориентирами каждого субъекта между-народных отношений. Возрастание удельного веса прежде всего таких ценностей,

как социальное и экономическое благосостоя¬ние, личное благополучие и безопасность, неотчуждаемость ос¬новных прав и свобод человека, все чаще приводит к тому, что государство должно отдавать именно им приоритет над традици¬онными ценностями своей внешней политики. Применение силы в мировой политике в соперничестве госу¬дарств на международной арене сегодня опасно. Это грозит унич¬тожением человечества. Сегодня биполярный мир распался.

Поли¬тическая конфигурация мира усложняется, и есть все основания говорить о формировании многополярности мирового сообщества. Современный мир богат новыми элементами, которые способ¬ствуют перераспределению центров экономической и политичес¬кой активности. Таким образом, наблюдаются крупные перемены в мировой политике, в структуре и содержании международных отношений. 3. МИРОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Политический процесс развертывается в отдельных странах, на региональном

и глобальном уровне как совокупная деятель¬ность социальных общностей и институтов, организаций и групп, отдельных лиц, преследующих те или иные политические цели. На мировой арене деятельными субъектами выступают народы, госу¬дарства, общественные движения и организации. В силу этого по¬литический процесс приобретает здесь собственное содержание, специфические черты и закономерности развития. В международных отношениях политические процессы являют¬ся результатом взаимодействия

их многообразных участников - внешней политики государств, деятельности межправительствен¬ных и неправительственных организаций (транснациональные кор¬порации, неправительственные исследовательские и информаци¬онные службы, неорганизованные социальные движения и т.п.). Основные формы (проявления) международно-политических про-цессов - это сотрудничество (разновидностями которого являют¬ся переговоры, многосторонняя дипломатия, различные виды интеграции и координации деятельности

государств и других уча¬стников международных отношений); конфликты, высшей фор¬мой которых выступает война, а также принятие внешнеполити¬ческих решений суверенных, независимых государств и решений международных органов, организаций и учреждений. Меняется социально-политический облик мира в целом и во всех своих составных частях. Как в мирохозяйственных, так и в мирополитических отношениях и связях сохраняются неравномер¬ность развития, глубокие противоречия. Вместе с тем на глобаль¬ный политический процесс оказывают

возрастающее воздействие интеграционные процессы в экономике, что создает базу сближе¬ния народов и государств в социальной, политической и культур¬ной областях, способствуя общению и доверию между людьми, что для политики крайне важно. В XXI век человечество вступает, достигнув весомых результа¬тов в развитии глобального демократического процесса, о чем сви¬детельствуют многочисленные факты, события. Налицо полити¬ческое пробуждение огромных народных масс, которые разверну¬ли активную борьбу против

политических диктатур, военных хунт, централизованных моноструктур власти, различных форм господ¬ства коррумпированной бюрократии и олигархии. Тем самым ми¬ровой политический процесс обретает новые черты, что вырази¬лось, прежде всего в том, что в политику вовлечены, как никогда прежде, миллионы и даже миллиарды людей. Анализируя наблюдаемые сегодня на мировой арене измене¬ния, можно отметить характерные черты и тенденции современного политического процесса.

Во-первых, современный мировой политический процесс ха-рактеризуется переходным состоянием, когда нарастает тенден¬ция к установлению нового мирового порядка. Во-вторых, мировой политический процесс развивается слож¬ным, противоречивым и поливариантным путем, поскольку в де¬ятельности субъектов политического процесса реально сочетаются сознательные, упорядоченные выступления со стихийными, спон¬танными акциями. В-третьих, при сохранении общей детерминации политичес¬кого

процесса социально-экономическими факторами одновремен¬но возрастает его относительная самостоятельность, обнаружива¬ется растущая автономность и самоценность политики, полити¬ческих партий и движений. В-четвертых, мировой политический опыт показывает, что по мере усложнения и демократизации общественного развития ви¬доизменяются структуры, механизмы, формы, средства и методы осуществления политики; в политическом процессе участвуют раз¬нообразные представительные силы и движения: партии, проф¬союзы, молодежные,

женские, конфессиональные организации, армия, группы поддержки и давления и т.п. Совокупность государств составляет здание мирового сообще¬ства. Они различаются по размерам, по «весу», по своей значимо¬сти и роли, которую они играют в жизнедеятельности междуна¬родных отношений. И пока мир продолжает оставаться разделенным на государства с различным уровнем социально-экономического развития, а значит, и с разными интересами, на государства «бо¬гатые» и «бедные»,

нет оснований полагать, что в их отношениях возобладают интересы общие. Распад биполярности мира усилил интерес к силовым законам, к геополитическим трактовкам ми-ровых реалий. Основной и важнейшей закономерностью функционирования системы межгосударственных отношений является тенденция к поддержанию в ней состояния динамического равновесия или ба¬ланса сил. «Баланс сил», «соотношение сил», «расстановка сил», «силовая политика», «политика с позиции силы» и иные анало¬гичные выражения,

широко используемые в политическом сло¬варе, наглядно свидетельствуют о значимости категории силы го¬сударства. Многие согласны с тем, что сила служит средством до-стижения определенных целей и что изменения в ней - одна из важных переменных, обусловливающих изменения в поведении государств. Интересы государства на мировой арене реализуются через политические цели и систему средств, служащих осуществ¬лению этих целей. Между интересами и целями, с одной сторо¬ны, и средствами их реализации -

с другой, существует тесная взаимозависимость. В связи с этим специального внимания заслуживает современ¬ное ракетно-ядерное оружие как компонент силы государства. Ра¬кетно-ядерное оружие создало новую военно-политическую ситу¬ацию в мире. Перед политиками встал вопрос о том, имеет ли создание и накапливание ракетно-ядерного оружия стабилизиру¬ющий или дестабилизирующий эффект. Имеются разные ответы, но большинство политиков и ученых считают, что

ядерное оружие является сдерживающим фактором на пути к новой мировой войне. В послевоенный период стратегическая стабильность и безо¬пасность, особенно в отношениях между наиболее мощными в военном отношении государствами - СССР и США обеспечивалась благодаря достигнутому ракетно-ядерному паритету (на¬чало 70-х годов). Вскоре, однако, обнаружилось, что повышение его уровня не способствует укреплению безопасности обеих

сто¬рон, а снижает ее, повышает уязвимость их территорий и населе¬ния. Впервые в истории возникло явление, когда стало невозмож¬ным достичь победы, как в «большой войне», так и в гонке воору-жений. Ядерная война не может служить рациональным средством политики, найти в ней свое продолжение («формула Клаузевица»). Необходимость всеобщей безопасности превратилась в категори-ческий императив XX в. Мировой политический процесс развивался после окончания

Второй мировой войны крайне неравномерно. В 50-60-е годы в отношениях между Востоком и Западом между созданными ими военными блоками существовали острейшие противоречия, вы¬сокая напряженность - «холодная» и «психологическая» войны. В 70-е годы наступила разрядка, между СССР и США были под-писаны десятки договоров и соглашений, в том числе имевшие крупнейшее значение для укрепления безопасности.

В конце 70-х годов политическая разрядка вновь уступила место конфронтации, стратегии «прямого противоборства» и лишь во второй половине 80-х годов вновь изменился политический климат, были предпри¬няты беспрецедентные усилия по нормализации международной обстановки в области разоружения. Самое существенное состоит в том, что удалось отодвинуть непосредственную угрозу войны, перевести отношения между го-сударствами в русло сотрудничества по наиболее сложным вопро¬сам, затрагивающим мир и безопасность.

Развернулся реальный процесс сокращения ядерного оружия, обычных вооружений и вооруженных сил, обозначилась тенденция к уменьшению глобаль¬ных военных расходов. Существенное влияние на оздоровление всей международной обстановки оказало улучшение российско-амери¬канских отношений, придание им качественно новых черт парт¬нерства. Однако мировой политический процесс сохраняет еще немало черт, унаследованных от того времени, когда

в международных отношениях доминировала ставка на силу. Об этом говорят регио¬нальные вооруженные конфликты, агрессия стран НАТО против Югославии, вооруженные противостояния в СНГ и другие очаги напряженности. Современная концепция международной безопасности - бе¬зопасности для всех - по своему существу носит комплексный характер и базируется на активном использовании в первую

оче¬редь невоенных, политических факторов. Должны окончательно уйти в прошлое военные блоки и союзы, балансирование на грани войны, доктрины ядерного устрашения, превентивного первого удара. Мирное пространство в ядерно-космический век сузилось и не должно больше служить плацдармом для силовой политики, агрессивных войн. Разумное самоограничение в военной области, достаточность средств для обороны, решительный отказ от исполь¬зования вооруженных сил и средств в спорных, конфликтных си-туациях, ставка

не на силу, а на мировой диалог, компромиссы диктуются всем ходом современного общественного развития, интересами выживания человечества перед лицом растущих гло¬бальных угроз. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Под внешней политикой понимается совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права; интегри-рованный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сообщества.

Структурно внешняя политика представлена: внешнеполитической деятельно¬стью национальных государств, составляющих живую ткань меж¬дународных отношений и связей; политическими акциями регио¬нальных межгосударственных и общественных структур, группи¬ровок, союзов и других объединений такого рода; деятельностью на глобальном уровне ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами. Сфера ее охватывает, таким образом, весь спектр политичес¬ких отношений, сложившихся между государствами

и в надгосударственных рамках; ее главные приоритеты обусловлены реше¬нием проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Это прежде всего война и мир, всеобщая безопасность, охрана окру¬жающей среды, преодоление отсталости и нищеты. Внешняя политика является результатом глубокой трансфор¬мации международных связей и взаимодействий, возникновения общих проблем, решение которых уже не может быть найдено в рамках национально-государственных границ.

В результате проис¬ходящих изменений международная система приобретает глобаль¬ный, общемировой характер. Решение глобальных проблем внешней политики во многом определяется динамикой хозяйственного развития, перспективными интеграционными процессами государства, кото¬рые ведут к усилению взаимосвязи и взаимозависимости в рамках мирового хозяйства и мирового рынка и тем самым создают экономическую основу для прогресса мирополитических отношений. ЛИТЕРАТУРА 1. Тавадов Г.

Т. Политология. Москва, 2006. 2. Шелестов С.А. Основы политических знаний. Ростов-на-Дону, 2004.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Коррозийно-механическое изнашивание оборудования
Реферат Порядок обращения за трудовой пенсией
Реферат A Missed Opportunity Essay Research Paper A
Реферат Анализ хозяйственной деятельности магазина "Ракурс"
Реферат Исследование интеллектуальной активности
Реферат Болотов, Андрей Тимофеевич
Реферат Анализ финансового положения и эффективности деятельности Аннинское райпо
Реферат Summary Of Cyberspace For All Essay Research
Реферат Традиционные и нетрадиционные методы закаливания
Реферат Адаптивная оптика
Реферат Об’єкт, предмет, структура та функції екології
Реферат Состояние, проблемы, тенденции развития, характеристика различных видов туристских ресурсов Уральского района
Реферат Sex Before Marriage Essay Research Paper It
Реферат Экономическая наука в эпоху трансформации
Реферат Предприятие (фирма) как основная структурная единица предпринимательства