МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТПРАВОВЕДЕНИЕСПЕЦИАЛЬНОСТЬЮРИСПРУ ДЕНЦИЯ Р Е Ф Е Р А Т ПО ДИСЦИПЛИНЕИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙНА ТЕМУВЗГЛЯДЫ МАКСА ВЕБЕРАНА АКТУАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕСОБЫТИЯ В ГЕРМАНИИКОНЦА XIX НАЧАЛА XX в.в. ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ 2 КУРСА ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИНСТИТУТА
ПРАВОВЕДЕНИЕ Беляйцев Александр Вячеславович ПРОВЕРИЛ МОСКВА 2003 г. П Л А Н 1. Введение 3 стр. 2. Национальное государство и народнохозяйственная политика 1895 г. 4 стр. 3. Избирательное право и демократия в Германии март 1917 г. 9 стр. 4. Заключение 13 стр. 5. Список использованных источников информации 14 стр. 1. ВВЕДЕНИЕ Несмотря на то, что сборник Избранные политические произведения был опубликован в
Германии вскоре после смерти автора1 Макса Вебера и с тех пор выдержал несколько переизданий2, в России статьи и выступления Вебера, посвященные актуальным политическим событиям немецкой политической жизни конца XIX начала XX века, долгое время были известны только узкому кругу специалистов-вебероведов. Переводы политических изданий Вебера на русский язык отсутствовали отрадным исключением здесь может служить знаменитая статья Вебера Политика как призвание и профессия в переводе
А.Ф. Филиппова3. Между тем, вряд ли можно надеяться на выработку полноценного теоретического понимания происходящих в мире и нашей собственной стране политических процессов, не имея представления о подходе к их исследованию одного из наиболее выдающихся создателей современной политической теории. 1.Weber, Max. Gesammelte Politische Schriften Hrsg. von Marianne Weber. Mьnchen Drei Masken Verlag, 2.В частности, в 1958, 1971, 1980 и 1988 годах.
3.Вебер, Макс. Политика как призвание и профессия Вебер, Макс. Избранные произведения. М. Прогресс, 1990. С. 644-2. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА 1895 г. В этой главе я приведу выдержки из вступительной академической лекции, прочитанной Максом Вебером в мае 1895 года при вступлении на должность профессора кафедры политической экономии
Фрейбургского университета1. Взяв в качестве объекта анализа в том числе языковую карту и результаты переписи 1885 года и не напрямую, но косвенно через конфессиональную принадлежность, которая в рассматриваемой Вебером национально смешанной равнине прусской провинции Западная Пруссия, соединяющей в себе свойство национального пограничья с необычайно резкими различиями в условиях экономической и социальной жизни, совпадает с национальностью с точностью до нескольких процентов,
показал ту роль, которую физические и психические расовые различия между национальностями поляками и немцами, играют в экономической борьбе за существование. Во-первых, значительные различия в качестве пахотной земли между полями, засеянными сахарной свеклой в долине Вислы, и песчаной кашубской возвышенностью чистая прибыль, облагаемая налогом, различается от 10 до 20 раз. Даже средние показатели колеблются между 4,75 и 33,66 марок с гектара.
Далее противоречия в социальном расслоении населения, возделывающего эти почвы. Как и вообще на Востоке, здесь тоже в ведомственных протокольных записях наряду с земельной общиной встречается и другая, неизвестная Югу форма коммунального деления, поместный округ. И, соответственно этому, ландшафт здесь отличается тем, что между крестьянскими деревнями высятся дворянские поместья, место жительства класса, налагающего на Восток свой социальный отпечаток юнкеров помещичьи
усадьбы, окруженные хижинками, которые землевладелец наряду с земельными наделами и пастбищами выделяет батракам, обязанным работать в поместье один год из каждых двух. Территория провинции поделена примерно пополам между помещичьими усадьбами и батрацкими наделами. Но в отдельных регионах доля поместных округов составляет от нескольких процентов до двух третей территории округа. 1.Вебер Макс. Политические работы 1895 1919
Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М. Праксис, 2003. 424 с. Серия Образ общества. Стр. 39. Перевод выполнен Б.М. Скуратовым по изданию Weber, Max. Der Nationalstaat und die Volkswirtschaftspolitik Weber, Max. Gesammelte Politische Schriften. Hrsg. von Johannes Winckelman. Tьbingen
Mohr, 1988. S. 1-25. Редактор перевода А. Малахова. 4 Наконец, в рамках таким образом надвое стратифицированного населения имеется и третье противоречие противоречие между национальностями. Национальный состав населения в отдельных общинах неоднороден по различным регионам. Именно это разнообразие нас и интересует. Прежде всего, поляки, плотность расселения которых, что естественно, растет с приближением к границе.
Далее как показывает языковая карта количество поляков возрастает по мере ухудшения качества почвы. Это поначалу и не везде неправильно пытались объяснить исторически, по характеру немецкой оккупации немцы прежде всего наводнили плодородную равнину Вислы. Если мы выделим экономические категории крестьянских деревень и дворянских поместий в отдельных областях, столь же приблизительно отождествляя их с коммунальным делением на земельные общины и поместные округа,
то получится, что их можно будет противопоставить по национальному составу в плодородных округах католики, т.е. поляки, относительно преобладают в поместьях, а протестанты, т.е. немцы, в деревнях, а в округах с плохими почвами дела обстоят как раз наоборот. Если, к примеру, взять округа со средней чистой прибылью, облагаемой налогом на гектар ниже 5 марок, то в деревнях мы обнаружим лишь 35,5, а в поместьях 50,2 протестантов зато если мы возьмем группу округов со средней чистой прибылью, облагаемой налогом на гектар
от 10 до 15 марок, то протестанты в деревнях составляют 60,7, а в усадьбах только 42,1. Отчего так происходит Почему резервуарами поляков служат на равнине поместья, а на возвышенности деревни Одно видно сразу же у поляков есть тенденция концентрироваться в самых нижних в экономическом и социальном отношении слоях населения. И все-таки обе национальности несколько столетий конкурируют между собой при по сути равных шансах. На чем же тогда основаны эти разные данные
Можно тотчас же попытаться поверить в основанное на физических и психических расовых свойствах различие между двумя национальностями в приспособляемости к различным экономическим и социальным условиям жизни. И, в действительности, оно и является причиной доказательство тому заключается в тенденции, которая проявляется в передвижении населения и национальностей и по которой в то же время можно судить о пагубности той самой приспособляемости для немцев Востока. Итак, сдвиг границы между национальностями может происходить
двумя способами, которые надо принципиально отделять друг от друга. Во-первых, так, что национальные меньшинства в национально смешанной области постепенно усваивают язык и обычаи большинства, они ассимилируются. Это явление встречается на Востоке статистически его можно проследить на немцах католического вероисповедания. Церковные узы тут сильнее национальных, известную роль играют воспоминания об 5 эпохе культуркампфа2,
а нехватка образованного клира, знающего немецкий язык, способствует исчезновению национального культурного сообщества. Но важнее и интереснее для нас другая форма сдвига в национальностях экономическое вытеснение. Вот как его можно описать. Если проверить сдвиги в долях того и другого вероисповедания в сельских общинах за 1871 1885 годы, то окажется, что отток батраков из поместий регулярно сопрягается с относительным ослаблением протестантизма на равнине, а приток деревенского населения на возвышенности с относительным
усилением католицизма. Получается, что преимущественно немецкие поденщики уезжают из местностей с высокой культурой и преимущественно польские крестьяне показывают прирост в местностях с низким культурным уровнем. Но ведь оба процесса отток здесь и прирост там объясняются, в конечном счете, одной и той же причиной низкие притязания к жизненному уровню как в материальном, так и в идеальном отношении дарованные славянской расе от природы в начале пути, либо привитые ей в прошлом, способствовали ее победе.
Почему же уезжают немецкие поденщики Дело вот в чем в усадебных комплексах родины для поденщика существуют только хозяева и работники, а для его потомков в самом отдаленном поколении одна перспектива, барщина на чужой земле от звонка до звонка. В смутной, полуосознанной устремленности в дбли скрыт момент примитивного идеализма, кто не может расшифровать этого, тому не ведомы чары свободы. В действительности дух свободы нас редко волнует сегодня в кабинетной тиши.
Поблекли наивно свободолюбивые идеалы нашей ранней юности, многие из нас преждевременно постарели, стали чересчур умными и полагают, будто один из наиболее первозданных порывов человеческого сердца оказался погребенным вместе с лозунгами идущего к закату политического и хозяйственно-политического мировоззрения. Таков процесс массовой психологии немецкие сельскохозяйственные рабочие уже не в состоянии приспосабливаться к социальным условиям жизни у них на родине. На их самоуверенность нам жалуются сообщения западнопрусских
помещиков. К жизни в условиях сезонных работ лучше приспосабливаются те, кто приходит на место немцев, польские отходники, вереницы кочевников, 2.Культуркампф дословно борьба за культуру название начатой Бисмарком в середине 70-х годов XIX века борьбы государства с католической церковью в Германии. Задачами культуркампфа было устранение влияния церкви на политику империи, борьба с партикуляристскими и сепаратистскими тенденциями католических областей
Германии, а также предотвращение опасности сближения на почве католицизма Австрии и Франции. 6 вербуемых агентами в России весной десятки тысяч таких отходников пересекают границу в одну сторону, осенью в другую. Сначала они приезжают убирать сахарную свеклу, преображающую сельскохозяйственное производство в сезонную работу затем они оказываются повсюду, так как в Западной Пруссии экономят на жилье для рабочих, на обязательствах по отношению к бедным и вообще социальных
обязательствах так как в дальнейшем они как иностранцы попадают в трудное положение, и поэтому помещик может делать с ними что угодно. В усадьбах, где выращивают сахарную свеклу, на место патриархально хозяйничающих помещиков приходит сословие индустриальных коммерсантов а на возвышенности под давлением бедственного положения в сельском хозяйстве ареал поместий рассыпается под внешним воздействием, в результате возникают колонии парцеллярных арендаторов и мелких крестьян.
Исчезают экономические основы могущества старой землевладельческой знати, это дворянство превращается в нечто иное по сравнению с тем, чем оно было. Ну а почему же так распространяются именно польские крестьяне Может дело в том, что их экономический ум или мощь капитала превосходят немецкие Скорее имеет место полная противоположность. При таком климате и на такой почве, которые наряду с экстенсивным скотоводством дают возможность значительного производства зерновых и картофеля, неблагоприятные рыночные
условия меньше всего угрожают тому, кто использует свои продукты там, где их меньше всего обесценивает падение цен кто отправляет их в собственный желудок, производя ради личного пользования. И опять-таки в наиболее выгодном положении тот, кто притязает на самое низкое личное потребление, у кого самые малые требования к уровню жизни как в физическом, так и в идеальном отношении. Также в своей лекции Вебер обращает внимание на политическую зрелость рабоче-крестьянского класса,
угрожающе низкую для государства, устройство которого основанного на национальных принципах. Вебер пишет Угрожающий момент нашей ситуации в том, что буржуазные классы как будто бы перестают быть носителями властных интересов нации, и пока нет ни малейших признаков того, что рабочий класс становится достаточно зрелым, чтобы заменить буржуазию. Не в массах опасность в отличие от того, что полагают те, кто загипнотизированно вглядывается в глубины общества.
И конечное содержание социально-политической проблемы это не вопрос об экономическом положении подвластных, а, скорее, вопрос о политической квалификации классов господствующих и находящихся на подъеме. Цель нашей социально-политической работы не осчастливить мир, а привести нацию к социальному единению, нарушенному современным экономическим развитием, ради тяжелых боев будущего. И фактически если бы удалось создать рабочую аристократию, которая стала бы носительницей политического
смысла а сегодня в рабочем движении мы его не замечаем, 7 то лишь тогда копье, для которого руки бюргерства представляются пока еще недостаточно сильными, было бы переложено на более широкие плечи рабочих. Но путь до этого кажется еще долгим. Опуская дальнейшее цитирование Вебера, добавлю его замечание о необходимости каждый день наглядно демонстрировать нации зависимость
ее экономической элиты от политической властной ситуации. По мнению Вебера, подобная демонстрация развивает инстинкты, ориентированные на такие специфические политические интересы, которых нет, по меньшей мере, в широких массах нации, которым приходится бороться с будничными трудностями и было бы несправедливым от этих широких масс их требовать. В великие же моменты, например, в случаях войн, значение национальной мощи проникает и к ним в душу
и тогда оказывается, что национальное государство зиждется на самобытных психологических основах даже в широчайших экономически порабощенных слоях нации, а не только у надстройки, представляющей собой организацию экономически господствующих классов. Правда, в нормальные времена у масс это политический инстинкт отступает за порог сознания. Быть носителями политического смысла становится тогда специфической функцией прослоек, руководящих политикой и экономикой, и это единственная причина, которая в состоянии политически оправдать
их существование. 8 3. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ДЕМОКРАТИЯ В ГЕРМАНИИ МАРТ 1917 г. Здесь, я, по возможности, постараюсь максимально сократить философские рассусоливания Вебера, и сконцентрироваться на фактах и четких однозначных заявлениях. Рассуждая о необходимости введения установления равного избирательного права в Германии1, Вебер приводит следующие доводы С чисто политической точки зрения, это не просто случайность,
что сегодня равное цифровое избирательное право распространяется повсюду. Дело в том, что такое равенство избирательного права по своему механическому характеру соответствует сущности сегодняшнего государства. Только современному государству соответствует понятие гражданина Staatsbьrger. И равное избирательное право, прежде всего, безусловно означает не что иное, как то, что в этом пункте социальной жизни, как, впрочем, и в других пунктах, не принимаются во внимание особенности
индивида в профессиональной и семейной сферах, равно как и все варианты его материального или социального положения он идет в счет только как гражданин. В этом проявляется единство народа в государстве, сменившее раздробленность сфер частной жизни. Разумеется, тут нет ничего общего с теориями о каком-то там естественном равенстве людей. По своему смыслу равное избирательное право как раз наоборот, представляет собой известный противовес по отношению к социальным неравенствам, основанным не на естественных качествах, а зачастую
самым резким образом не гармонируя с этими качествами на общественных условиях эти неравенства прежде всего и неизбежно создаются кошельком, но вовсе не какими-то естественными различиями. И пока сегодняшний общественный строй будет существовать хотя бы в общих чертах а он весьма живуч несмотря на то, что неравенство жизненного уровня в его внешнем выражении, прежде всего, имущественное, будет более умеренным, и на то, что смягчатся отношения социальной зависимости все это никогда не будет полностью
устранено, а попавшие благодаря этому в привилегированное положение тоже никогда ни в малейшей степени не утратят своего влияния 1. Вебер Макс. Политические работы 1895 1919 Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М. Праксис, 2003. 424 с. Серия Образ общества. Стр. 40-106. Статья Избирательное право и демократия в Германии была впервые опубликована в сборнике Der Deutsche
Volksstaat. Schriften zur Inneren Politik. Hrsg. Von Wilhelm Heile und Walther Schotte, 2. Heft, Dezember 1917. Перевод выполнен Б.М. Скуратовым по изданию Weber, Max. Wahlrecht und Demokratie in Deutschland Weber, Max. Gesammelte Politische Schriften. Hrsg. Von Johannes
Winckelman. Tьbingen Mohr, 1988. S. 245-291. Редактор перевода А. Малахова. 9 на государственную политику, далеко превосходящего их численностью. Равным образом природа современной организации государства и общества на продолжительное время обусловливает привилегированное положение профессиональной подготовки, а тем самым не тождественной ей, но требуемой ею в том числе, и по чисто техническим мотивам образованности, это наимощнейшего элемента межсословных
различий в рамках современного общества. Такое положение разумно как раз потому, что парламентское избирательное право создает эквивалент ему уравнивание превосходящих по массе социально подвластных по отношению к привилегированным прослойкам как минимум при выборах контролирующего органа, функционирующего в качестве места отбора лидеров. И еще существенно повысится незаменимость этой инстанции, как только мы представим себе на смену военному хозяйству придет действительно продолжительная и широкомасштабная организация
народного хозяйства в рамках союзов по интересам при участии государственных учреждений, т.е. бюрократически контролируемое, или совместно управляемое, или же еще каким-нибудь образом установившее прочные и длительные отношения с государственными инстанциями профсоюзное управление хозяйством или же определенных важных его отраслей. Подумал ли, собственно говоря, кто-нибудь из наших столь по-детски воодушевленных этой идеей литераторов, что из этого выйдет политически, если одновременно не будет создан противовес в виде
мощного усиления власти парламента, организованного не по профессионально-сословному принципу Они воображают, будто государство станет тогда мудрым регулятором хозяйства. Наоборот Столь ненавистные им банкиры и капиталистические предприниматели превратятся в неограниченных и бесконтрольных хозяев государства Ибо что же тогда есть государство, как не эта сложнейшая система крупно- и мелкокапиталистических картелей всякого рода, по которым организовано хозяйство, если собственное
волеизъявление государства доверено именно таким кооперативным организациям Само участие государства в угольных синдикатах и в горнодобывающих предприятиях, в общем, практически означает, что государственная казна заинтересована не в по возможности лучшем снабжении нации дешевым углем, а в высокодоходности своих рудников, что интересы частных и государственных шахт в этом процессе тождественны интересам бюрократии, но не тождественны интересам как рабочих, так и потребителей угля.
Всякое дальнейшее развитие направляемое государством картелирования, само собой разумеется, означает не что иное, как дальнейшее распространение этого положения дел. Может быть, вопреки всему оно неизбежно мы не будем тут этого обсуждать. Но до чего же безмерная наивность полагать, будто благодаря государству на взгляд наших чернильных идеологов в высшей степени презренное господство 10 заинтересованности в прибыли и в производстве товаров
ради потребительских целей будет упразднено или ослаблено в пользу естественного, общехозяйственного интереса к по возможности наилучшему, т.е. по возможности дешевому и качественному снабжению людей, жаждущих и потребляющих товары Какая неописуемая бессмыслица Тогда представленные картелями интересы капиталистических производителей и потребителей поработят государство даже безраздельно. Разве только этой организации лиц, имеющих интересы производителей, будет противопоставлена
сила, достаточно мощная, чтобы ее контролировать и, соответственно, управлять спросом населения. Спрос же индивида ориентируется не на его положение в механизме товарного производства. Так, рабочему нужны хлеб, квартира и одежда совершенно одинаково и совершенно независимо от того, на какой фабрике он работает. Значит, как раз в том случае, когда мы имеем дело с такой организацией хозяйства, безусловно необходимо, чтобы прежде, чем она начала функционировать, т.е. сразу же, ей был бы противопоставлен
парламент, избранный не по способу занятости ради приобретения товаров, а по принципу представленности массового спроса парламент равного избирательного права, наделенный полностью суверенной властью. Причем, существенно более суверенной властью, чем прежде, поскольку прежнего могущества недостаточно для того, чтобы сломить естественное господство фискального принципа на государственных предприятиях, а также могущество лиц, заинтересованных в прибыли.
Такова негативная причина равного избирательного права. В позитивном же смысле равное избирательное право с чисто государственно-политической точки зрения тесно соотносится с тем равенством определенных судеб, которое опять-таки создается современным государством как таковым. Люди равны перед смертью. Приблизительно равны они и в необходимейших потребностях телесной жизни. И как раз эти простейшие, а с другой стороны патетически возвышеннейшие явления охватываются
еще и теми видами равенства, которые современное государство обеспечивает всем своим гражданам действительно на длительный срок и неоспоримо чисто физическую безопасность и прожиточный минимум ради жизни и поле битвы ради смерти. Все неравенства в политических правах в прошлом, в конечном счете, восходят к экономически обусловленному неравенству военной квалификации, но таких неравенств нет в бюрократизированных государствах и армии. И вот, по отношению к неминуемому и нивелирующему господству бюрократии, из-за которого впервые
возникло современное понятие гражданина Staatsbьrger, средство принуждения, называемое избирательным бюллетенем, является единственным, что вообще может предоставить тем, кто ему подчиняется, минимум права на соопределение в делах того сообщества, ради которого они должны идти на смерть. Демократизация в смысле нивелировки сословного членения 11 государством чиновников стала фактом. Есть лишь один выбор либо в сословно-бюрократическом государстве начальников с мнимым парламентаризмом
оставить граждан бесправными и несвободными и пасти их, словно стадо скота либо включить их в государство на правах его хозяев. Но ведь у народа хозяев лишь такой может и вправе вообще заниматься мировой политикой в этом отношении нет выбора. Демократизацию очень даже можно сегодня сорвать. Ибо против нее объединились могущественные интересы, предрассудки и трусость. Но вскоре выяснится, что это может произойти лишь ценой всего будущего
Германии. Тогда вся сила масс обратиться против государства, где они играют лишь роль объектов и к которому они непричастны. Отдельные круги, возможно, и заинтересованы в неизбежных политических последствиях этого. Но никак не отечество. 12 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Мысль, в общем-то, правильная и весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы
достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть в самом простом смысле слова героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд уже теперь они должны вооружиться ею, ибо иначе они не сумеют осуществить даже то, что возможно ныне. Лишь тот, кто уверен, что он не дрогнет, если, с его точки зрения, мир окажется
слишком глуп или слишком подл для того, что он хочет ему предложить лишь тот, кто вопреки всему способен сказать и все-таки, лишь тот имеет профессиональное призвание к политике 13 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 1. Вебер Макс. Политические работы 1895 1919 Пер. с нем. Б.М. Скуратова. М. Праксис, 2003. 424 с. Серия Образ общества.
2. httpwww.grachev62.narod.ru 14
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |