План Введение Глава 1. Организационные формы обучения. 1.Понятие о формах организации обучения. 2.Классно-урочная система в истории школы. Ее признаки. Выводы по 1 главе Глава 2. Урок в современной школе 1.Урок — основная форма организации обучения и его особенности. 2.Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе. 3.Современный урок, его особенности и эффективность.
4.Другие формы обучения. Выводы Литература Введение Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Урок многогранен и многопланов. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке
учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.
Для педагога знать сущность и компоненты урока – это его «таблица умножения». Без этих знаний не будет урок эффективен, он не достигнет поставленной цели, в целом время для учащихся пропадет даром. Поэтому мы считаем выбранную тему актуальной. Нами выдвигается гипотеза: рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в
достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель работы: доказать эффективность урока как наилучшей формы передачи детям знаний, умений, навыков. Задачи: изучить научно-методическую литературу по теме исследования; рассмотреть возможные формы организации учебного процесса; рассмотреть типологию и структуру урока; раскрыть особенности современного урока; рассмотреть другие формы обучения; сформулировать выводы.
Глава 1. Организационные формы обучения. 1. Понятие о формах организации обучения. Любое обучение, где бы оно ни было, спонтанно обретает организационную форму. Формы организации обучения (организационные формы) конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Организационные формы влияют на ход обучения, обуславливают возможность
проявления индивидуального темпа учебной работы, влияют на результат учебного процесса и содействуют его успешности. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Ученые-педагоги считают, что в педагогике есть необходимость указать на различие двух терминов, включающих слово «форма»: форма обучения и форма организации обучения. В первом случае различают — коллективные, фронтальные и индивидуальные формы.
Они отличаются по степени организации детей в обучении. Во втором случае речь идет о каком-либо виде занятия — урок, предметный кружок, факультатив, которые отличаются составом учащихся, местом и временем проведения занятия, характером деятельности учащихся и учителя. Эти формы обучения осуществляются в рамках той или иной педагогической системы. 2. Классно-урочная форма обучения. Ее сущность.
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации обучения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения, как передача опыта от одного человека к другому. В процессе повседневного общения старшие учили младших. А первоначально накопленные знания в обществе жрец передавал каждому ученику отдельно. По мере развития общества и научного знания (земледелия, скотоводства, астрономии, мореплавания и
др.) возникала потребность в некотором количестве образованных людей, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую (школы средневековья). Работая в группе (10-15 человек), учитель кратко излагал материал одному ученику, давал ему задания для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Завершив работу с последним, учитель возвращался к первому ученику.
Содержание обучения было строго индивидуально, и в группы собирались дети разного возраста и степени подготовки. Большая часть времени в обучении тратилась на заучивание священных писаний. С увеличением количества обучающихся постепенно группа комплектовалась из учащихся более-менее однородных по знаниям и возрасту. Многие учителя собирали такие группы, в которых они могли одновременно работать со всеми детьми. Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной
как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика». Классно-урочная система обучения — высшая форма группового обучения. Я.А. Коменский, обобщив опыт передовых школ, обосновал целесообразность создания постоянных групп учащихся — классов. Вместе с тем он разработал признаки классно-урочной системы и ее принципы. В число признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят: • постоянный состав
учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); • учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); • каждый урок посвящен только одному предмету; • постоянное место и продолжительность занятий; • стабильное расписание занятий. Основной формой организации занятий в рамках классно-урочной системы Я.А. Коменский признал урок. Основной его задачей было объяснение учебного материала учителем.
Он должен понятно излагать материал, заинтересовывать учащихся, следить за работой всего класса и отдельных учащихся, проводить опрос. Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества: • усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно; • возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности; • облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны; • присутствует строгая организационная структура; • экономия средств государства, поскольку
один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; • создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности; • воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуально с отдельным учащимся. Вместе с тем данная форма не лишена и серьезных недостатков, снижающих ее эффективность: • необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по
уровню подготовки); • ориентация на «среднего» ученика; • невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности; • затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала. При всех достоинствах и недостатках классно-урочной системы следует сказать, что попытки отказаться от нее и заменить другими формами оказались безуспешными.
До сих пор в школе урок выступает основной формой организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что, будучи одной из самых передовых, классно-урочная система содержит в себе и целый ряд недостатков, которые необходимо изжить. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания ученых, учителей-практиков, педагогов-новаторов. При этом указывается, что основная причина — недостаточная разработанность теории организационных
форм обучения, особенно урока как основной формы организации учебного процесса в классно-урочной системе. Подводя итог, приходим к основному выводу: классно-урочная форма обучения появилась не сразу, а прошла длительный путь, начиная от индивидуальной формы обучения. Не случайно она появилась в XVII веке. Это было обусловлено бурным развитием капиталистического способа производства в Европе. Потребность в грамотности рабочих, распространение элементарных знаний привели
к необходимости такой формы обучения, которая позволяла бы при одном учителе обучать одновременно большое количество учеников (50-60 человек); писал Я.А. Коменский. Это требовало минимальных затрат от государства и было выгодно капиталу. Как показывает исторический опыт, изменение форм организации обучения связано с задачами и целями обучения, этот процесс находится в прямой зависимости от уровня развития самого общества, которое
предъявляет социальное требования к образованию. Выводы по 1 главе. Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения – это урок. Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации
деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Таким образом урок, с одной стороны, выступает как форма организации обучения, в целом, с другой – как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Глава 2. Урок в современной школе. 2.1. Урок — основная форма организации обучения и его особенности Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является урок.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И. Пидкасистый. Педагогика. — М 1995). Урок рассматривается как основная форма организации педагогического процесса, так как здесь возможна не только организация учебно-познавательной деятельности, но и интеллектуальное развитие личности ребенка, управление развитием способностей, формирование мировоззрения учащихся,
потребности к знаниям, а также его воспитание. Цель урока — усвоение нового материала как части более обширного содержания, осознанное восприятие информации, запоминание ее и закрепление, использование в практической деятельности. На уроке создаются благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы детей. Урок всегда многопланов, так как в нем взаимодействуют все компоненты процесса обучения — педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, техническое
оснащение и др. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса. На основании предложенного материала возможно выделить особенности урока, отличающие его от других форм обучения: • дидактические цели (соответствуют функциям обучения); • определенный объем учебного материала; • постоянный состав учащихся, одинаковый по возрасту; • руководство со стороны учителя деятельностью учащихся; • последовательность различных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от структуры
урока; • ограниченность во времени; • четкое время проведения по расписанию; • обязательность посещения урока;' • реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов; • опора на достигнутый уровень знаний. С учетом этих общих требований к уроку конкретизируются дидактические требования. Они соответствуют образовательным воспитывающим и организационным требованиям к уроку: • четкое определение образовательных задач; • определение содержания урока в соответствии с программой, целями урока, уровнем
подготовки учащихся; • выбор методов обучения (активные методы); • наличие межпредметных связей; • использование новейших достижений науки; • развитие всех сфер личности; • формирование общепедагогических умений; • усвоение знаний, развитие умений и навыков; • четкая постановка воспитательных задач; • развитие научного мировоззрения; • формирование познавательных интересов, мотивов учения; • учет психологических особенностей обучения; • соблюдение педагогического такта, воспитание нравственных качеств личности;
• четкое планирование урока; • соблюдение структуры урока; • использование разнообразных средств обучения; • соблюдение принципов обучения. 2.2. Типология и структура уроков. Нестандартные уроки в школе. Рассмотрим типы уроков и их структуру. Уроки бывают довольно разнообразные, что зависит от дидактических целей, его содержания, методики проведения и т.д. Чтобы выявить то общее, что есть во всем многообразии уроков, и оптимально их использовать на
практике, необходима их классификация. В современной дидактике существуют различные подходы к классификации уроков в зависимости от того, какие признаки берутся за основу. Типологии уроков посвящено много научных работ. И тем не менее эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеется несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенным признаком. Классифицируют уроки, исходя из дидактической цели (И.
Т. Огородников, И.Н. Казанцев): урок усвоения новых знаний, урок усвоения навыков и умений, урок комплексного применения знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки, комбинированный урок; по цели организации занятий и способов проведения уроков (М.И. Махмутов): урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий, урок-экскурсия, урок самостоятельной работы; по основным этапам учебного процесса (СВ. Иванов): вводный урок, урок первичного ознакомления
с материалом, урок усвоения новых знаний, урок применения знаний на практике, урок навыков, урок закрепления и повторения, контрольный урок, комбинированный урок; на основе дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, A.M. Coxop); методов обучения (И.Н. Борисов); способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин). Эти классификации не исчерпывают себя, есть и другие, но ни одна из них не может быть
признана универсальной, так как на практике не всегда удается наблюдать один из типов урока в чистом виде. Кроме того, приведенные классификации совершенно не учитывают воспитательных задач урока. Для практической цели чаще всего в школе используется классификация уроков по дидактическим целям (Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, Н.И. Болдырев, В.А. Онищук): • урок изучения новых знаний; • урок усвоения умений и навыков; • урок обобщения и систематизации изученного; • урок проверки и контроля знаний; •
урок практического применения знаний; • комбинированный урок. Эта классификация рациональна тем, что она позволяет более четко определить цели и структуру каждого урока. Наиболее распространенный — комбинированный урок. Он объединяет несколько дидактических задач и включает в себя: организационный момент, проверку домашнего задания и опрос учащихся, изложение нового материала, закрепление и задание на дом.
Наряду с типологией уроков большое внимание уделяется его структуре. Под структурой урока понимается его внутреннее строение. Это составные части урока, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Структура урока состоит из совокупности элементов, обеспечивающих его целостность. Целесообразность типа урока и его структуры оценивается эффективностью учебного процесса.
Структура урока зависит от типа урока, его целей, содержания изучаемого материала, принципов, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в общей системе уроков по теме (разделу) программы. Например, структура урока усвоения новых знаний состоит из элементов: первичное восприятие — представление об изучаемом материале, восприятие и понимание учебного материала, осмысление в нем связей и отношений,
закрепление знаний (обобщение и систематизация). Исключение хотя бы одного из элементов снижает качество усвоения знаний. Представим типологию уроков в авторской школе Н.П. Гузика. Весь учебный материал разбивается на учебные блоки, которые прорабатываются на шести типах уроков: • разбор материала учебного блока; • фронтальная его проработка; • индивидуальная работа над учебным материалом; • межпредметное обобщение и систематизация знаний.
Такая структура уроков представляет собой завершенный цикл усвоения знаний. Несколько иную структуру уроков предлагает «Школа будущего» (Тульский вариант // Учительская газета. 18 ноября 1989). Урок химии содержит четыре элемента по 30 минут каждый: • урок-лекция (дается новый материал крупным блоком); • на втором уроке проводится лабораторно-практическая работа; • третий урок — решение задач; • четвертый урок — контрольный срез.
Эти примеры подтверждают тот факт, что на структуру урока, логическую цепочку его элементов, направленных на достижение цели обучения, большое влияние оказывают творческий характер работы учителя, его мастерство. 2.3. Современный урок, его особенности и эффективность. В середине 70-х годов в отечественной школе обнаружилась тенденция к снижению интереса школьников к занятиям. На обострение проблемы практика отреагировала нестандартными уроками.
Это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Сегодня насчитывается несколько десятков типов нестандартных уроков: урок «погружения», урок деловых игр, ролевых игр, урок пресс-конференция, урок соревнования, урок-КВН, театрализованный урок, урок компьютерный, урок с групповыми формами обучения, урок взаимообучения учащихся, урок творчества, урок-аукцион, урок-зачет, урок творческих отчетов, урок-конкурс, урок-фантазия,
урок-лекция — «парадоксы», урок-концерт, урок-диалог, урок — «следствие ведут знатоки», урок-конференция, урок — заочное путешествие, урок — игра «Поле чудес», урок-суд и др. В нестандартных уроках решаются многие дидактические проблемы: мотивация учения; выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация воспитательного и развивающего потенциалов предмета; сотрудничество учителя и ученика, между учащимися; преодоление перегрузки школьников.
В нестандартном уроке активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, а весь класс становится творческим коллективом. Главные направления творческого поиска учителей — интенсификация учебного процесса, усовершенствование системы контроля, широкое использование элементов занимательности, усиление воспитывающей функции урока. При всем многообразии существующих типов, а значит, и структур уроков в них есть и общее. Это общее представляет собой три части любого типа урока: организация работы (1-3 мин); главная часть
урока — усвоение, закрепление, применение знаний, контроль и др. (35-40 мин); подведение итогов и домашнее задание (2-5 мин). Долгое время существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым типом урока жесткой структуры. Трафаретный урок вызывал справедливую критику дидактов и передовых учителей. Внутри урока любого типа структурные элементы можно менять местами, когда речь идет об их последовательности. Однако терять его основные элементы — нельзя. В условиях развивающего характера обучения, когда решается
задача повышения качества усвоения знаний, развития мышления, самостоятельности и творчества учащихся, их активности, инициативности, практической деятельности по применению знаний в нестандартной ситуации, возникает необходимость так организовать обучение, чтобы оно не было рассчитано только на простое воспроизведение знаний. Структура урока и форма его организации имеют в этом случае принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку они в значительной мере определяют эффективность
учебной работы школьника. Сегодня в теории и практике обучения представлены характерные особенности современного урока, которые решают проблему повышения его эффективности: • взаимосвязь таких элементов урока, как усвоение, синтезирование, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в связи с качественным, овладением новым учебным материалом и его практическим применением; • повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении, в ходе которой развиваются самостоятельность мысли, суждений
и выводов учащихся; • организация различных видов самостоятельной деятельности учащихся в применении знаний, выработки умений и навыков; • связь с жизнью, практической деятельностью учащихся его субъективным опытом; • включение элементов поисковой деятельности учащихся на всех типах уроков; • вооружение школьников способами познавательной деятельности, общедидактическими умениями (учиться видеть главное, работать с книгой, слушать и воспринимать информацию и др.), что повышает результаты обучения; • в зависимости
от дидактических задач отходить от шаблонных, трафаретных уроков, которые препятствуют развитию творческих способностей школьников; • создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся; • тщательная диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их возможностей, интересов, уровня развития, что позволит осуществить гуманное обучение; • совершенствование технологии обучения, которая неминуемо приводит к достижению поставленной цели
урока относительно каждого ученика в классе. Эффективность всего учебного процесса зависит еще и от того, насколько удачно учитель сочетает урок с другими формами обучения, которые приобретают конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от цели обучения, содержания учебной работы и возраста учащихся. Перечислим их: • домашняя работа (закрепляет знания, полученные на уроке, развивает самостоятельность учебного труда, формирует потребность к самообразованию); • факультативы и предметные
кружки (дифференциация обучения с учетом интересов и склонностей учащихся); • дополнительные занятия (индивидуальные и групповые) с целью предупреждения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях учащихся; • практикумы в лабораториях, мастерских, учебно-опытном участке, способствующие практическому использованию знаний; • семинарские занятия, дающие простор для самостоятельной деятельности учеников; экскурсии на природу, производство, в музей, обогащающие наглядность обучения; консультации, зачеты,
экзамены, собеседования. Довольно разнообразны в школе формы организации трудового обучения уроки труда, факультативные задания, индивидуальная и бригадная работа учащихся в школьных мастерских, колхозах, на фермах, учебно-опытных пришкольных участках, школьных участках, школьных кооперативах и т.д. 2.4. Другие формы организации урока. Система уроков, описанная выше, в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения.
К сопутствующим ей формам обучение можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объединения по интересам и др. Экскурсия-это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями
в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций: -реализует принцип наглядности обучения; -повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой; -расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомить с применениями научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве; -играют значительную роль в профориентационной работе школы.
В зависимости от дидактической цели экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала, сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. По своему предметному содержанию они разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие и др. В методике проведения экскурсии выделяют три блока. а) подготовку экскурсии б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение(закрепление) учебного материала по теме занятия
в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов. Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки входит тщательное изучение учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определенные цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии,
способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов. Заранее дать им соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся. Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты
ими в ходе экскурсии и в последующей обработке собранного материала: формулирование общих и индивидуальных заданий, информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсий, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсий на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распределяются обязанности между
учащимися по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии. Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам проведения и техники безопасности.
Время отводимое для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов. Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творческие задания для
них: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спец выпуски газет, составить гербарии и коллекции и т.д. В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Обычно к сопутствующим формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относят также и консультации, дополнительные, групповые и индивидуальные занятия с учащимися вне расписания уроков,
факультативы, репетиторство, группы выравнивания. Сопутствующие формы организации обучения позволяют школьникам глубоко познавать жизнь, развивать творческие способности, духовно обогащаться, приобретать дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера. Вывод Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности
постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочной как одним из видов групповой системы обучения. Свое окончательное оформление она нашла в описаниях Я.А. Коменского, в его книге «Великая дидактика». Функция урока как организационной формы обучения заключается в достижении завершенной, но завершенной, но частичной цели, которая состоит в усвоении нового, целостного
содержания. От знаний структуры, основных элементов урока зависит в целом весь успех педагогической деятельности. Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. Литература 1.Андреев В.И. Педагогика. Казань 2000. 2.Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М 1980. 3.Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М. 1986. 4.Лихачев Б.Т.
Воспитательные аспекты обучения. М 1982. 5.Махмутов М.И. Современный урок. М 1985. 6.Онищук В.А. Урок в современной школе. М 1985. 7.Педагогика: Уч. пос. / под ред. Сластенина В.А. М 1999. 8.Подласый И.П. Педагогика. М 1995. 9.Пидкасистый П.И. Педагогика. М 1995. 10.Сластенин В.А. Педагогика:
Уч.пос. – М. 1998. 11.Скаткин м.н. Проблемы современной дидактики. М 1988. 12.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М 1988.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |