Курсовая работа Тема Сказка как условие развития эмпатии у детей Оглавление Введение Глава 0 Современные условия детского развития социализация в обществе 0. Проникновенное сопереживание 0. Типы и эмпатия0. Способность типов личности к эмпатии 0. Эмпатия и нравственное развитие детей 0. Досуговая социализации детей младшего и дошкольного возраста 0.0.0.
Социализация детей первого периода детства 0-0 лет Глава 0 Сказка как условие развития эмпатии у детей 0. Польза и значение волшебной сказки 0. Роль сказки в формирование способности к эмпатии доверию сочувствию сопереживанию 0. Сказкотерапия 0. Структура и достоинство сказок 0. Анализ разнообразия сказочных форм 0. Концепция сказкотерапии 2.4.
Практика сказкотерапии Заключение Список использованной литературы Введение Эмпатия - постижение эмоционального состояния вчувствование в другого человека. Термин вошел в обиход психологической науки благодаря Э. Титченеру. Сегодня это чрезвычайно многогранный термин который в том числе означает психический процесс позволяющий человеку понять переживания другого человека - эмпатия как механизм познания деятельность
человека которая позволяет особым образом строить общение - эмпатия как особый вид внимания к другому человеку способность свойство личности - эмпатия как характеристика человека точнее можно сказать - эмпатийность . Эмпатия основана на умении правильно представлять себе что происходит в душе другого человека что он переживает как оценивает окружающий мир. Известно что эмпатия тем выше чем лучше человек способен представить себе как одно и то же событие
будет воспринято разными людьми и насколько он допускает право на существование этих точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний потому что трудно вообразить чувство другого которое сам никогда не испытывал. Таким образом в определенном смысле эмпатия - это способность делать вывод по аналогии хотя подобное определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос природе этого феномена. Р.Бернс в своей книге приводит потенциальные характеристики человека способного
к эмпатии Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 0000- 000с. проявляет терпимость к выражению эмоций со стороны другого человека способен глубоко вникнуть в субъективный внутренний мир своего подопечного не раскрывая при этом свой собственный мир готов адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека чтобы достичь еще большего понимания того что происходит с человеком. Трудно свести все это к способности делать выводы по аналогии!
В эмпатии большую роль играет интуиция неосознаваемый опыт переживаний и сопереживаний постижение эмпатии происходит в детском возрасте как правило на богатом опыте русских народных сказок. Именно в них ребенок учится сострадать ставить себя на место героя сопереживать и принимать на себя его чувственный мир. Эмпатия эмпатийность в отношении с социумом партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных человеческих качеств гражданина.
В большинстве случаев высокая эмпатийность - результат специального обучения навыкам самоанализа развития сензитивности способности к эмпатическому вниманию слушанию . Эмпатическое внимание слушание впервые описано К. Роджерсом. Его можно охарактеризовать как особое отношение к партнеру основанное на соединении идентификации и эмпатии. Такое соединение позволяет достичь глубины и подлинной открытости контакта.
Но оно чревато для ситуации оказания помощи так как человек может оказаться связанным трудностями партнера может заболеть его проблемой. Для того чтобы помощь была оказана существует вторая сторона эмпатического внимания которая обеспечивает человеку отстраненность от актуального состояния партнера вненаходимость М.М. Бахтин . Вместе две стороны обеспечивают создание ситуации действенной помощи. Как подчеркивает Б. Бетельхейм значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того
же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией потому что каждый человек каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Именно здесь начинается специальное обучение способности к эмпатическому вниманию слушанию . С другой стороны культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка потому что она передается из уст
в уста из поколения в поколение Она претерпевает изменения вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком исходя из реакций слушающего. Это изменения которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой по словам Б. Бетельхейма трудятся миллионы людей отбрасывая неважные детали прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости опыта результатом работы человеческого
сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни а также показан процесс разрешения этих проблем Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна.
В некотором царстве в некотором государстве или В те далекие времена когда животные умели разговаривать и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Они либо целиком хорошие либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма это происходит не потому что ребенок хороший по своей природе а потому что положение этого героя среди других - более привлекательно.
Таким образом считает Б. Бетельхейм сказка прививает добро формирует навыки эмпатии а не только поддерживает его в ребенке. Настоящий курсовая работа состоит из двух глав и посвящен изучению влияния сказки на развитие эмпатии у детей. В первой главе подробно рассмотрено определение эмпатии ее типы способность различных соционических типов к чувственному сопереживанию. Заостряя внимание на возрастной периодизации и анализе физиологических особенностей детского возраста
автор проекта акцентирует внимание на необходимость воспитания эмпатии сказкой именно в этот период жизни человека. Во второй главе рассматривается роль сказки в формировании способности ребенка к эмпатии. Вводится в понятие термин сказкотерапии. На основании изложенных определений рассматривается практический план применения и педагогического воздействия сказкой. В заключении резюмируется теоретический опыт изученных материалов и отмечается актуальность рассмотренной
темы. Глава 0 Современные условия детского развития социализация в обществе 0.0. Проникновенное сопереживание Чтобы понимать человека надо уметь поставить себя в его положение надо перечувствовать его горе и радость. Д.И. Писарев Сопереживая мы переходим в душевное состояние другого мы как бы выселяемся из самих себя чтобы поселиться в душу другого человека. С. Смайлс ЭМПАТИЯ греч. empatheia - сопереживание - проникновение во внутренний мир другого человека
за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию. В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе однако до сего времени в обыденной речи а также в универсальных словарях русского языка отсутствует. Заимствован из английского языка где бытует сравнительно давно англ empathy .
В данном случае как и в большинстве подобных это заимствование представляется терминологическим излишеством наивной данью западничеству поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом сопереживание. В большинстве отечественных публикаций в которых вводится данное понятие имеются ссылки на К. Роджерса Rogers С. R. Empatic an unappreciated way of being The Counseling Psychologist. 0000. V. 0 N 0. P. 0-00. которому нередко и приписывается его авторство.
В самом деле в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 00-х когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии именно Роджерс выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой . Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось
в 0000 году когда будущий мэтр еще ходил в школу. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э. Титченеру который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию Еinfuhlung вчувствование имевшему еще более давнюю историю. Характерно что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма - Еinfuhlung именно это слово родного языка немцы употребляют говоря об эмпатии.
Первая концепция эмпатии сформулирована в 0000 году немецким психологом Теодором Липпсом 0000-0000 . Ее он рассматривал в качестве особого психического акта при котором человек воспринимая предмет проецирует на него свое эмоциональное состояние испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства архитектуры и пр По мнению
Липпса соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением сколько привносятся в него. Так при восприятии неодушевленных форм например архитектурных построек появляется ощущение что они полны внутренней жизни мрачный дом веселый фасад и т.п Этим объясняются в частности некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной чем в действительности поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх.
Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства. Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в понимающей психологии Вильгельма Дильтея 0000-0000 . Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из живого целого человеческой души поэтому и их понимание по
Дильтею - это не концептуализация а проникновение как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим что эта трактовка относится к 0000 году. Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З. Фрейдом в 0000 году в работе Остроумие и его отношение к бессознательному . Фрейд указывал Мы учитываем психическое состояние пациента ставим себя в это состояние и стараемся
понять его сравнивая со своим собственным Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции М. 0000 Характерно что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном Словаре-справочнике по психоанализу В.М. Лейбина а также в Критическом словаре психоанализа Ч. Райкрофта и других аналогичных изданиях.
Важно что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так В.М. Лейбин указывает Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом благодаря которой аналитик полностью
отождествляет себя с последним. Напротив обладая возможностью стать сопричастным к внутреннему миру другого человека аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии . Заметим еще раз что труды Липпса Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось
термином Еinfuhlung который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать а нашли более созвучный родному языку эквивалент. В гуманистической психологии К. Роджерса эмпатия выступила основным приемом клиент-центрированной терапии в которой психолог вступает в глубокий эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем.
Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью еще один лингвистический монстр которому у нас поленились подыскать эквивалент эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий без которых по мнению сторонников этого подхода психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью
деликатное без предвзятых оценок и суждений пребывание в личностном мире другого чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры Я которое делает его более гибким творческим открытым позитивному опыту. Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов условий
своей психотерапевтической триады. Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени когда он может воспринять их как бы изнутри так как их ощущает сам клиент когда он способен успешно передать свое понимание клиенту тогда третье условие выполнено. Я подозреваю что каждый из нас знает что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем.
Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой отличный тип понимания Я понимаю что у тебя не все в порядке Я понимаю что заставляет тебя так поступать или У меня такие неприятности были но я вел себя совершенно по-другому . Это - типы понимания которые мы обычно получаем или предлагаем другим это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает как чувствуется или видится мне без желания анализировать
или судить меня тогда я могу расцветать и расти в этом климате. Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт оставаясь самим собой может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так как тот ее видит и чувствует тогда вероятно происходят изменения Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека
М. 0000 С. 000 При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии отмеченную кстати еще Фрейдом . Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так как чувствует это он сам и относиться как он к причинам их породившим но при этом ни на минуту не забывать о том что как если бы . Если последнее условие утрачивается то данное состояние становится состоянием
идентификации - весьма кстати небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса который в начале 00-х настолько вчувствовался во внутренний мир одной своей клиентки страдавшей тяжелым расстройством что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.
Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности человека. Подчеркивается что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно вплоть до смысла жизни . Представляется бесспорным что эмпатия является ценным
профессиональным качеством психолога чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах выход за которые чреват профессиональным сгоранием . Иными словами психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека однако не настолько чтобы превратить чужие проблемы в свои. 0.0. Типы и эмпатияПсихологами выделены три уровня эмпатии 0-й
уровень - самый низкий это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и если им кажется что они хорошо знают и понимают других их выводы часто ошибочны. Впрочем осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь. 0-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности хотя и в разных проявлениях.
0-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное глубокое и точное понимание другого человека мысленное воссоздание его переживаний ощущение их как собственных глубокий такт облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего Я строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма. 0.0.0. Способность типов личности к эмпатии Очевидно что разные типы личности имеют разную степень
склонности к эмпатии в разной степени талантливы в общении. Если талантлив в этом отношении хотя бы один из партнеров надежды на гармонизацию отношений больше. Когда не талантливы оба партнера - шансов на это меньше. Правда в этом случае партнеры могут пойти по пути наименьшего сопротивления - замкнуться в себе и тем самым обеспечить бесконфликтное существование. Но это только временное решение проблемы ведь непонимание
другого - это своего рода бомба замедленного действия. Эмпатия - это дар предполагающий наличие развитой функции этики гармонизирующей формы личности свойств меланхолического темперамента и высоких моральных принципов. Доминантные и творческие личности чаще всего имеют среднюю степень эмпатии но больше она выражена у тех из них кто имеет развитую функцию этики. Наименьшей степенью эмпатии обладают логически мыслящие
типы в нормирующей форме личности. Несмотря на общую для логиков тенденцию иметь нормирующую психоформу часто встречаются так же и этики имеющие смесь гармонизирующей и нормирующей психоформ. Иногда бывает трудно сразу определить какая из них доминирует. Способность типов к эмпатии во многом предопределена их социальными и внутриквадральными ролями. У гармонизаторов квадры она будет гораздо выше чем и лидеров
Внутриквадральные роли типов и их склонность к эмпатии Если проранжировать социотипы по их склонности к эмпатии на первом месте по способности к ней будут гармонизирующие варианты таких типов личности в первой квадре это Посредник во второй - Лирик в третьей - Хранитель в четвертой - Гуманист обладающий самой высокой степенью эмпатии среди всех перечисленных интровертных этиков.
Это - группа социотипов выполняющих роль гармонизаторов в своих квадрах. Экстраверты часто выступают не только как творцы но и как разрушители отношений. Особенно это относится к таким иррациональным этическим типам как Политик и Вдохновитель. Коммуникатор и Наставник тоже достаточно нетерпеливы и эмоциональны хотя часто стремятся сохранить отношения. Это - группа эмоциональных стимуляторов квадры.
Их степень эмпатии может быть высокой но они очень зависят от своих настроений. Наставник и Вдохновитель могут приносить в жертву высоким идеалам не только свои интересы но и интересы близких. Им больше присущ глобальный гуманизм желание принести пользу не единицам а многим. Кому труднее всего дается искреннее проявление эмпатии? В каждой квадре кроме гармонизаторов стимуляторов и совершенствователей есть лидеры управляющие людьми.
Лидеры квадр имеют сочетание сенсорного реалистического мышления и экстравертных качеств. Ориентированные на выполнение задачи они меньше склонны считаться с личными факторами. Если ранжировать их по степени способности к эмпатии наиболее способен к ней Экспериментатор третья квадра в четвертой квадре это Управляющий затем - Новатор первая квадра во второй квадре -
Лидер. Всем этим типам свойственно сочетание доминантной формы личности с нормирующей. Доминантная форма личности придает им порой гибкость в общении с людьми и желание их понять для более эффективного руководства. В каждой квадре есть типы выполняющие роль совершенствователей деятельности квадры. Для этой роли больше подходят типы имеющие нормирующую форму личности и следовательно наименьшую степень эмпатии. В 0-й квадре - Просветителей это Аналитик.
Кроме нормирующей у него также бывает развита творческая форма личности соответствующая социальной миссии этой квадры. Он выступает в роли создателя и совершенствователя различных подходов и новых знаний. Его способность к эмпатии незначительна так как он больше ориентирован на выполнение своих планов. Во 0-й квадре это Инспектор выполняющий социальную миссию квадры Воплотителей в качестве стабилизатора и исполнителя благодаря своей настойчивости и аккуратности.
Развитые волевые качества сообщает ему нормирующе-доминантная форма личности. В этой группе его склонность к эмпатии выражена наименее ярко что делает его достаточно неуступчивым человеком. В 0-й квадре - Реформаторов роль стабилизатора выполняет Критик сочетающий нормирующий и творческий подходы. Он выполняет роль исполнителя миссии квадры - эксперта а так же - стабилизатора достижений.
Как иррациональный тип он меньше зависит от своих установок благодаря чему может больше проявлять гибкость и внимание к проблемам других. В 0-й квадре - Совершенствователей это Мастер замыкающий процесс социального развития отбирающий и совершенствующий все самое ценное достигнутое предшественниками. Для этой роли также необходимо творческое начало. Поэтому Мастер часто имеет сочетание нормирующей формы личности с творческой помогающей соединить в
одно целое противоречивые но ценные наработки предыдущих квадр. Развитая сенсорика придает ему черты доминантной формы личности. В этой группе социотипов Мастер обладает самой высокой степенью эмпатии. Критик тоже старается проявлять чуткость и глубину понимания но из-за развитого критицизма может порой делать неверные выводы о людях. 0.0. Эмпатия и нравственное развитие детей
Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Человек может испытывать переживания того же качества или если эмпатия носит искаженный характер противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.
Нравственный смысл поступка человека оценивается первым делом по его мотиву а не по внешней форме поступка. Люди могут поступать нравственно чтобы добиться одобрения окружающих и мотив такого поведения носит эгоистический характер. С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб другого человека на реакцию на его чувства и далее - реакцию на жизненную ситуацию в целом. В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством
Я у ребенка складывается представление о Я Других людей отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других их потребности представленные в переживаниях. Для развития эмпатии очень важно учитывать что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого очень важно чтобы воспитатель был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка умел вовремя прийти ему на помощь. Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому
поведению так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития. Формирование непроизвольной нравственной мотивации через эмпатию возможно и при перевоспитании ребенка. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении то его все равно необходимо похвалить.
Видя радость человека которому он помог он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия. Дошкольник в 0-0 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром он способен глубоко чувствовать и переживать и все его переживания связаны с отношениями с самыми близкими людьми - с родителями прежде всего. В этом возрасте ребенок ощущает потребность в прочувствовании
и осознании сложного мира человеческих отношений. У него активно формируются нравственно-этические или личностные категории добро и зло хороший и плохой правда и ложь красивый и некрасивый и т.д. Развито чувство стыда как отвращения к чему-то гадкому и противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых людей стремится быть один при отправлении своих физиологических потребностей. Он уже достаточно хорошо понимает правила поведения знает что можно а
что нельзя но еще недостаточно контролирует себя свои чувства и желания. У него появляются основы чувства сопереживания и сочувствия. Он может обозначать свои чувства словами я обиделся . Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Дети в 0-0 лет непосредственно активно выражают свои чувства легко плачут быстро успокаиваются их настроение во многом зависит от обстоятельств.
Их радость не знает границ страх глубок печаль безутешна удивление безмерно а смех заразителен. Как правило в них преобладают жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств. Ярко проявляются как симпатии так и антипатии. Вместе с тем по сравнению с более ранним возрастом дети становятся заметно спокойнее более уступчивыми и терпеливыми что однако не исключает кратковременных выраженных состояний раздражения недовольства капризов и гнева.
Все это естественно для детей этого возраста и родители должны принимать это как должное. Родители которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций у детей без устали стыдят их за это осуждают или даже наказывают поступают отнюдь не лучшим образом. Суть не в том чтобы одобрять эти эмоции а в том чтобы понимать их причины. Если ребенок в этом возрасте часто плачет капризничает раздражен - это сигнал неблагополучия в каких-
то значимых для него отношениях со взрослыми. Здесь не помогут приказной тон окрики попытки просто отвлечь ребенка переключить его внимание. Прежде всего родителям в такой ситуации необходим вдумчивый анализ собственного поведения и его изменение А.Захаров Эмоциональный мир дошкольника Популярная психология для родителей С-Пб. 0000 В этом возрасте отмечается повышенная восприимчивость детей к эмоциональному состоянию взрослых особенно к их возбужденному раздраженному тону грустному виду
плохому настроению. Многие родители замечали что ребенок всячески старается улучшить настроение мамы или папы. При отсутствии страха наказания при доверительных отношениях между ребенком и родителем малыш в случае если ему не нравится раздраженный тон взрослого может попросить Не говори со мной так . Подобные фразы указывают на развитое чувство собственного достоинства являющееся одним из основных приобретений Я . И для многих взрослых такое чувство собственного достоинства у 0-х
летнего малыша кажется удивительным. Очень важным для дальнейшего развития Я ребенка будет сочувствие сопереживание доверительный контакт с родителями. Родителям необходимо быть искренними с ребенком правдивыми в словах и чувствах выполнять данные детям обещания. Отсутствие физических наказаний угроз и жестоких моральных предписаний порождает в детях чувство доверия к взрослым и миру их нравственных ценностей.
В этом случае ребенок не будет бояться быть откровенным с родителями доверять им делиться своими переживаниями заботами неудачами. Он будет испытывать чувство безопасности уверенности и благодарности взрослым за отзывчивость за умение понять его. В свою очередь на основе этого у него будет формироваться эмпатия - способность понимания эмоционального состояния другого человека его мыслей и чувств. А без эмпатии основы которой закладываются в дошкольном детстве не может быть настоящего
Человека. 0.0. Досуговая социализации детей младшего и дошкольного возраста Стержневой проблемой современного общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения ибо именно в период детства отрочества и юности характеризующейся сензитивностью в освоении окружающего мира выкристализовываются
основные структуры личности качественные характеристики которой в существенной степени зависят от степени педагогизации социальной среды. Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого и для настоящего столетия и для россиянина и для жителя любой другой страны но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс непрерывно меняющийся по своему характеру.
0.0.0. Социализация детей первого периода детства 0-0 лет Психолого-физиологическая характеристика детей 0-0 летнего возраста. В первый период детства 0-0лет наилучшим образом развиваются способности при этом происходит созревание психики и становление социальных свойств человека от которых зависит куда будут направлены его способности. В детстве формируется характер то есть выкристаллизовываются структуры личности.
Все это обусловлено совокупностью психико-физиологических факторов. 1. В 0-0 летнем возрасте резко увеличивается скорость роста к шести годам ребенок достигает обычно половины длины тела взрослого человека. Он становится способным совершать практически все физические действия. 2. Черепная коробка вместилище головного мозга достигает к этому возрасту 0 0 своего окончательного размера. Ребенок становится способным к элементарной интеллектуальной деятельности.
Психика 0-0 летнего ребенка отличается повышенной восприимчивостью к обучающему воздействию в т.ч. и сказкой происходит вулканообразный всплеск познавательной потребности. Возрастной период от 0 до 0 лет часто называют возрастом почему Ребенок проявляет живой интерес к занимательным явлениям и событиям сгружающей его действительности и вопрос почему? нуждается в ответе. 3. Разнообразна речевая деятельность детей этого возрастного периода
они не только слушают и пересказывают сказки но и сами пытаются их сочинять они рассказывают стихи считалки пословицы и поговорки. С помощью слова уже трехлетний ребенок способен обозначить предмет его признак состояние действие. Он способен к разного рода обобщениям треугольник высокий дерево и т.п. понимает временные связи способен понять поставленную перед ним задачу. Во время игры-театрализации дети говоря за свои игрушки ставят мини-спектакли а к пяти годам ребенок
довольно понятно может объяснять условия игры. 4. 0-0 летний возраст - это период буйного расцвета воображения первоосновы творчества. Детей этого возраста буквально сжигает потребность создавать что-либо из песка и пластилина в рисунке и музыке в игре и конструировании. Воображение накладывает отпечаток на психическое и умственное развитие ребенка. 5. Развитие ребенка 0-0 лет теснейшим образом связано с актуализацией его способностей к рисованию
лепке конструированию пению музицированию танцу занятиям аппликацией вышивкой и т.п. то есть с актуализацией личностных особенностей привлекающих внимание других обеспечивающих высокие достижения в той или иной деятельности успех. Таким образом проявляется стремление ребенка к самоутверждению потребность в признании его Я и поддержке. 6. Формирование и развитие ребенка происходит в процессе общения и в первую очередь общения с родителями. Родители являются для детей образцом моральных норм и правил эталоном поведения.
Их слово руководство к действию. Вместе с тем уже к трем годам у ребенка появляется ярко выраженная потребность общения со сверстниками что создает условия для их совместной целенаправленной деятельности. 7. У ребенка в этом возрасте начинает активно развиваться чувство эмпатии а ведь это зачатки понимания другого человека чувствительность к отношению к нему сверстников. Таким образом первый период детства характеризуется возникновением качественно новой по сравнению с
предыдущим этапом развития социальной ситуацией развития ребенка. Однако следует иметь ввиду что у детей 0-0 летнего возраста все еще не сформирована окончательно зрительная функция. Острота зрения у детей этого возраста хоть и становится высокой но еще не достигает уровня взрослых. Острота зрения определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы у детей этой возрастной группы меньше чем средние нормативы взрослого человека.
В этой связи следует учитывать и быструю зрительную переутомляемость детей 0-0 лет и их неспособность воспринимать мелкий шрифт монотонные блеклые картинки и т.п. Для организации ребенка 0-0 лет характерны генерализованные физиологические реакции то есть в ответ на внешние воздействия организм реагирует активизацией самых разнообразных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может
обеспечивать нормальное функционирование в течении длительного времени. Иными словами в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания разнообразных устойчивых состояний возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках. В силу недостаточной зрелости коры больших полушарий головного мозга которая отвечает за сознательное
поведение человека поступки 0-0 летних детей не всегда адекватны происходящему вокруг недостаточно мотивированы спонтанны и сильно окрашены эмоционально. Это объективный физиологически обусловленный процесс. За пять лет жизни ребенок приобретает определенный социальный опыт. У него сформировано свое представление об окружающем мире выработан свой стиль общения. Каждый ребенок наделен определенными свойствами и качествами характера.
Он в известной степени уже личность ибо знает где живет какое место занимает среди других особенно в семье и в среде сверстников. Он строит планы и вполне способен отвечать за свои поступки. Мотив я должен начинает преобладать над мотивом я хочу . Иными словами к шести годам ребенок начинает нащупывать свою нишу в социальной пространственно-временной среде. Этот возраст как никакой другой благоприятен также для формирования основополагающих черт характера.
К трем годам заметно проявляются интеллектуальные чувства такие как любознательность восхищение от прикосновения к необычному радость открытия и разочарование при неуспехе. Появляются чувства симпатии к взрослым и сверстникам перерастающее в эмпатию. К 0-0 годам чувство долга сопровождает каждое действие ребенка по поводу которого он взял перед кем-либо обязательства а в отдельных случаях для достижения цели он способен проявить завидную настойчивость.
К шести годам у ребенка четко очерчены чувства товарищества или эгоизма аккуратности или безалаберности выдержки или распущенности сдержанности или резкости замкнутости или открытости смелости или трусости и т.п. Причем заложенные генетически те или иные черты характера человека в зависимости от социальной среды расцветают или увядают именно в возрасте 0-0 лет пожалуй самом ответственном возрастном периоде очеловечивания индивида. Глава 0 Сказка как условие развития эмпатии у детей
К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению герои сказок просты и типичны они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами понятными детскому
восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени небывалая доброта храбрость находчивость. При этом герои сказок делают все то что делают обыкновенные люди едят пьют работают женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком. В данной главе настоящей курсовой работы необходимо выявить и проанализировать роль сказки в жизни ребенка структуру сказки как инструментария формирующего эмпатию у детей и выработать практические рекомендации
по применению сказкотерапии на практике. 0.0. Польза и значение волшебной сказки Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем что это развернутая деятельность которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности
Запорожец А. В. Избр. психологические труды в двух томах. М. 0000 Это содействие когда ребенок становится на позицию героя произведения пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов рассматривая природу художественного восприятия ребенка указывал что сопереживание мысленное содействие герою произведения составляет живую душу художественного восприятия . Сопереживание сходно с ролью которую берет на себя ребенок в игре
Д. Б Эльконин подчеркивал что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения в ней намечается трасса тех действий которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе Ярошевский М.Г. История психологии М. 0000 . Там где этой трассы нет ребенок перестает понимать ее как например в некоторых сказках Г X. Андерсена где есть лирические отступления
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М. 0000 Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия у маленьких детей понимание имеется тогда когда они могут опираться на изображение а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым.
Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме но в том виде и в той последовательности в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу Польза и значение волшебной сказки где обобщил свой опыт
использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка Б. Бетельхейм работал с детьми имеющими глубокие нарушения в поведении и общении Он считал что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить
в то что он сделает значительный вклад в окружающий мир если не сейчас то по крайней мере в будущем. Чувство удовлетворенности тем что ребенок делает очень важно для него. Чтобы обрести это чувство нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка чем тот импульс который дают ему родители знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький это культурное наследие по мнению
Б. Бетельхейма может быть представлено в литературе Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет М. 0000 Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос каким должно быть литературное произведение способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка возбудить его любознательность обогатить жизнь стимулировать его воображение развивать
интеллект помочь понять самого себя свои желания и эмоции. Словом это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она? Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология
Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с. Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией потому что каждый человек каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.
С другой стороны культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка потому что она передается из уст в уста из поколения в поколение Она претерпевает изменения вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком исходя из реакций слушающего. Это изменения которые человек считает для себя наиболее важными.
Над народной сказкой по словам Б. Бетельхейма трудятся миллионы людей отбрасывая неважные детали прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости опыта результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни а также показан процесс разрешения этих проблем Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Учебник.
М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. В некотором царстве в некотором государстве или В те далекие времена когда животные умели разговаривать и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически и сказка никогда не утруждает ребенка какими - то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы которыми он наслаждается незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Они либо целиком хорошие либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма это происходит не потому что ребенок хороший по своей природе а потому что положение этого героя среди других - более привлекательно.
Таким образом считает Б. Бетельхейм сказка прививает добро а не только поддерживает его в ребенке. Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению так как ребенок ближе к миру животных чем к миру взрослых. Если сравнить сказку с другими литературными произведениями то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так например сравнивая сказку с мифом Б. Бетельхейм указывает что миф несмотря на то что он также сгусток человеческого опыта и говорит с
нами на языке образов - пессимистичен не утешителен не способствует восстановлению чувства справедливости. Так миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев. А миф о Ниобее кончается смертью семерых ни в чем не повинных ее детей. Это также не способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку. Если сравнить сказку с басней то последняя тоже менее подходит ребенку.
Она несет мораль скорее для взрослого. Так например сравнивая басню. Стрекоза и муравей и сказку Три поросенка Б. Бетельхейм подчеркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому что она наслаждалась жизнью когда можно было это делать. Отсюда следует что ребенок должен усвоить что этого делать нельзя а почему ему понять еще трудно. В сказке же ясна причина по которой не следует руководствоваться принципом удовольствия это -
Волк. Кроме того. Муравей басни с которым ребенок должен отождествлять себя существо недоброе не умеющее сострадать. Неужели такая мораль должна усваиваться ребенком спрашивает Б. Бетельхейм Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с Если сравнить сказку с фантазией то в пользу сказки можно сказать что она имеет последовательную структуру
с определенным сюжетом который развивается в направлении благополучного конца. По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество - в ней все желания даже самые неблаговидные так называемые Эдиповы желания могут быть выявлены и о них можно говорить обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится. Б. Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу реалистический
рассказ особенно если в нем есть причинно-следственные объяснения психологически неправдоподобен для ребенка потому что он их не понимает. Б. Бетельхейм писал Рассказы действия которых происходят в современном мире дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности. Эти рассказы не могут быть созвучны внутреннему миру ребенка они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом. Они также эмоционально отделяют ребенка от родителей .
По мнению Б. Бетельхейма реалистические рассказы информируют ребенка но не обогащают его так как это делают сказки. Кроме того внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми сказка вводит в круг таких отношений которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно то чем мы поглощены мы не замечаем.
Надо выйти из ситуации чтобы посмотреть на нее со стороны. Формы элементарного труда интересны и важны потому что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения это отношения реальной взаимопомощи координации действий распределения обязанностей. Все эти отношения возникая в дошкольном возрасте в дальнейшем продолжают развиваться. 0.0. Роль сказки в формирование способности к эмпатии доверию сочувствию сопереживанию
Агрессивные дети как правило имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих они даже представить себе не могут что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается что если агрессор сможет посочувствовать жертве его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства
эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других оценить свое поведение со стороны. Например если в группе произошла ссора или драка можно в кругу разобрать эту ситуацию пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору похожую на ту которая произошла в группе а затем просят детей
помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы одна из которых говорит от имени Тигренка другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали важно что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека распознавать его чувства
и переживания научатся тому как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе как реагировать если товарищ не отдает нужную тебе игрушку что делать если тебя дразнят как поступить если тебя толкнули и ты упал и др.
Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему. Кроме того можно предложить детям организовать театр попросив их разыграть определенные ситуации например Как Мальвина поссорилась с Буратино . Однако прежде чем показать какую-либо сценку дети должны обсудить почему герои сказки повели себя тем или иным образом.
Необходимо чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы Что чувствовал Буратино когда Мальвина посадила его в чулан? Что чувствовала Мальвина когда ей пришлось наказать Буратино? и др. Подобные беседы помогут детям осознать как важно побыть на месте соперника или обидчика чтобы понять почему он поступил именно так а не иначе.
Научившись сопереживать окружающим людям агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому агрессору и тем кто находится с ним рядом. А как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия а не сваливать вину на других. Правда взрослым работающим с агрессивным ребенком тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например если ребенок швыряет в гневе игрушки можно конечно сказать
ему Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть! Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение негодника . Наоборот ребенок который и так уверен что он никому не нужен и весь мир настроен против него обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах используя при этом местоимение я а не ты . Например вместо Ты почему не убрал игрушки? можно сказать
Я расстраиваюсь когда игрушки разбросаны . Таким образом вы ни в чем не обвиняете ребенка не угрожаете ему даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе о своих ощущениях. Как правило такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка ожидающего града упреков в свой адрес а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога. 0.0. Сказкотерапия Как применять сказкотерапию в формировании чувства эмпатии у детей?
Первое что приходит в голову -лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи истории сказки легенды мифы. Причем же здесь лечение? Знания умножают печали или все же лечат Душу? На этот вопрос наверное есть и будет много ответов. Знание сокровенное глубинное не только о себе но и об окружающем мире безусловно лечит. И именно сегодня к нему интуитивно тянутся люди. Перечитывают и интерпретируют
Библию ищут скрытый смысл в сказках легендах и мифах для того чтобы заново открыть то что в глубине души известно. Наверное нет человека который бы не любил сказки. Нужно знать как работать с художественными сказками как самостоятельно создавать истории помогающие детям учиться сопереживанию и грамотно изменять поведение. Сказку нужно использовать в работе в таких ситуациях в которых на первый взгляд психолог бессилен
А самое главное -сказка живущая внутри каждого ребенка способна развивать сокровища его души. Цель настоящей главы анализ психологической литературы по теории сказкотерапии и практическое применение ее в работе с агрессивными и тревожными детьми. Предположу приемы сказкотерапии являются одними из оптимальных приемов при работе с агрессивными и тревожными детьми. Сказкотерапия -это лечение сказками мы имеем в виду совместное с ребенком открытие тех знаний которые
живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Сказкотерапия -это процесс поиска смысла расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия -это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия -процесс активизации ресурсов потенциала личности.
Сказкотерапия -процесс экологического воспитания детей. Сказкотерапия -это процесс объективизации проблемных ситуаций. Сказкотерапия -процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказкотерапия -это еще и терапия средой особой сказочной обстановкой в которой могут проявиться потенциальные части личности нечто нереализованное может реализоваться мечта а главное в ней появится чувство защищенности
и аромата Тайны 0.0.0. Структура и достоинство сказок Привлекательность сказок для психотерапии психокоррекции и развития личности ребенка достоинство сказок заключаются в следующем Отсутствие в сказках дидактики нравоучений. Неопределенность места действия главного героя. Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка. Победа Добра.
Психологическая защищенность. Наличие Тайны и Волшебства. Самое большое что может позволить себе жанр сказки -это намек на то как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В этом смысле противоположностью сказки является басня. В сказке никто не учит ребенка жить правильно . События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи существующие
в этом мире. В некотором царстве в некотором государстве Нам как будто дают понять что такая история могла произойти где угодно может быть за тридевять земель а может быть и совсем рядом. Это будет зависеть от того насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место особенно если он там никогда не был.
Детям легче перенести себя за тридевять земель чем скажем в город Брянск. Главный герой в сказке -собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку Иванушка Аленушка Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы которые переживает в своей жизни
каждый человек. Жизненный выбор любовь ответственность взаимопомощь преодоление себя борьба со злом - все это закодировано в образах сказки. Например часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают как правило три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора от простого -что выбрать из одежды до жизненно важного - как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия
того или иного жизненного выбора человека. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок читая сказку бессознательно выносит для себя тот смысл который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку он может понять по-разному Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять
важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку почему все происходит
так как происходит и что такое хорошо а что такое плохо . Наблюдая за судьбами героев проживая сказочные ситуации воспринимая язык сказочных образов ребенок во многом формирует для себя картину Мира и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать разные ситуации и действовать различным образом. Признак настоящей сказки -хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности.
Что бы ни происходило в сказке все заканчивается хорошо. Оказывается что все испытания которые выпали на долю героев были нужны для того чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит что герой совершивший плохой поступок обязательно получит по заслугам. А герой который проходит через все испытания проявляет свои лучшие качества обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни как ты относишься к
Миру так и он к тебе. Ореол тайны и волшебства -это качество свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в нем все дышит в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку ребенок вживается в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем но и с другими одушевленными персонажами.
При этом развивается способность ребенка децентрироваться вставать на место другого. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто что отличается от него самого позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним. Сказка так же многогранна как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. 0.0.0. Анализ разнообразия сказочных форм
Сказка несет в себе культуру а также мировоззрение своего народа. Африканские сказки не похожи на русские или французские восточные сказки отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека живущего в другой части света.
Это в свою очередь может помочь ребенку научиться понимать людей живущих в других странах. Сказки других народов -это замечательное средство для того чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мыслей человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные народные сказки и индивидуальные авторские сказки . Детям 0-0 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными легко перевоплощаются в
них копируя их манеру поведения. Начиная с 0 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами Принцами Царевнами Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей потому что в этих историях содержится рассказ о том как человек познает Мир. Примерно с 0-0 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
В настоящее время исследованием сказок-страшилок и детской субкультуры занимается психолог М. Осорина. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими страхами. В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета которые перекликаются с этапами формирования личности человека. Первый этап -это этап развития в отчем доме.
Его проходит не только сказочный герой царевич солдат крестьянин купец но и каждый человек. На протяжении этого периода своей жизни человек перенимает впитывает познает родительский опыт и формирует мировоззрение он накапливает информацию о явлениях Мира аккумулирует в себе энергию родительской любви которая в его самостоятельной жизни послужит ему опорой. Этот период длится от рождения и примерно до 00-00 лет.
Это период накопления доверия к миру и веры в свои силы. В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Задача второго этапа -определение от родительского дома выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 00 до 00 лет человеку очень важно психологически отделиться от родителей выработать свой собственный взгляд на Мир. Часто подростки создают большое количество проблем своим
родителям и это неудивительно - ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Однако отделиться - это не значит порвать с родителями обесценивать их жизненный опыт и метод воспитания. Отделиться - это значит принять своих родителей такими какие они есть и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому что процесс психологического расставания ребенка с родителями естественен и необходим. Отделяясь от родителей лишаясь их поддержки сказочный герой так же как и человек может
рассчитывать только на самого себя. На предыдущем этапе герой принял первое важное решение в своей жизни -действовать самостоятельно. Теперь когда он один перед ним встает еще более сложная и глубокая задача - какой выбрать путь третий этап . Часто в сказке главный герой выбирает самый трудный на первый взгляд путь но именно он приводит героя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение. Герой идет по дороге и здесь он встречается с разными существами нуждающимися в его помощи.
Эти ситуации -проверка на доброе сердце . Каждое доброе дело сделанное от чистого сердца приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит - как ты относишься к Миру так и он к тебе. Герой выходит из ситуации неопределенности выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент - тогда когда герой не сможет справиться с ситуацией сам. В жизни человека -это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни.
Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах институтах на работе появляются новые друзья планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важные психологические задачи которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек Принятие самого себя - я такой какой я есть . Принятие своего пути - я совершаю свой собственный путь
который я для себя выбрал . Принятие ответственности за свои выбор и действия - я несу ответственность за свои действия и за то что происходит со мной . На этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии самому себе доверии тому что человек считает правильным для себя -вопрос о Совести о том стержне внутреннем голосе индикаторе который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки. Борьба и победа -это кульминация сказки.
Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом Кощей Бессмертный Баба-Яга Колдунья Ворон Воронович и др Бывает что герой не с первого раза побеждает противника иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе сказочный герой побеждает зло. Герой побеждая зло изменяется внутренне приобретает новые возможности и опыт.
Борьбу со злом можно найти в реальной жизни человека четвертый этап . Борьба со злом может быть и внешней. Нередко человеку приходится противостоять ситуациям где он оказывается в положении сказочного героя борющегося с драконом. Побеждая физически или духовно человек становится сильнее и мудрее. Оказывается что победа над злом не означает полной победы и конца испытаний.
На пятом этапе герой сталкивается с задачами решать которые он должен уже с позиции нового опыта. Сказка учит будь бдительным -основное зло не открыто а скрыто оно появляется тогда когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Мудрость сказки заключается в том что на примере главного героя нам дают понять что достигнутая цель результат - еще не конец пути а только указание на то что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом не новые знания и опыт а умение
все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни. И вот наконец все трудности позади шестой этап на пригорке показался отчий дом. Герой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось героя по навету братьев считают подлецом или погибшим невеста героя собирается замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе теперь он мудр и осторожен.
Он используя весь опыт пройденного пути проходит необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происходит утверждение себя как зрелой самостоятельной личности в родном доме где раньше он считался маленьким или ни на что не способным и самое главное на этом этапе -своевременное применение приобретенных возможностей. Нередко в жизни человека бывают ситуации когда он вынужден доказывать своим родным и близким свое право на самостоятельную жизнь и решения. Человек уже давно имеет свою семью а родители до сих
пор считают его маленьким и не способным к самостоятельным действиям. И в этой ситуации человеку приходится приложить немало душевных сил для того чтобы самому себе и родным доказать свою зрелость. Седьмой этап -это этап когда та искра королевское начало героя получает предметное воплощение он становится королем . Так же и человек реализуя себя становится на ступень выше в своем развитии. Часто сказка заканчивается свадьбой. Свадьба может быть рассмотрена как символ завершенности
какого-либо процесса воссоединения восстановления целостности. Однако сказка имеет свой конец а жизнь нет. Поэтому человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. 0.0.0. Концепция сказкотерапии Поскольку сказка -многогранный материал можно применять ее в психологической работе используя тот ракурс который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям.
Можно выделить несколько направлений сказкотерапии. Суть аналитического направления -интерпретация сказок. При этом акцент делается соответственно на умственную когнитивную ментальную сферу психики человека. Цель метода - осознание интерпретация того что стоит за каждой сказочной ситуацией фразой конструкцией сюжета. Сказки очень приятно слушать но не менее приятно их рассказывать.
Многие родители воспитатели педагоги рассказывают детям сказки однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети. Рассказывание новой или известной сказки от 0-го лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения и навыки. Рассказывая сказку важно перед своим мысленным взором выстроить образный ряд повествования.
Вжиться в героев сказки и передать их интонации вовремя делать паузы и смысловые акценты. Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей или взрослых или подростков . Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно в зависимости от того какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе ведущий может участвовать
в рассказывании. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана участники группы придумывают к ней продолжение причем последний рассказчик должен закончить сказку. Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу например В некотором царстве в некотором государстве следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.
Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки может проводиться как в группе так и индивидуально . Участники группы выбирают сказку которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи сказки между собой. Причем персонажи от имени которых будет рассказываться сказка могут быть разнообразными. Переписывая сказку ребенок подросток взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант который позволяет ему освободиться от внутреннего
напряжения. В этом -психокоррекционный смысл переписывания сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезно в том случае если любимая сказка стала жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь. Слушая или читая сказку ребенок или взрослый проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки.
Таким образом он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказки с помощью кукол в психологических целях. Оживляя куклу ребенок чувствует и видит как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом ребенок получает оперативную не директивную обратную связь на свои действия. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия улучшая кукловождение.
Ребенок реально становится волшебником заставляя неподвижную куклу двигаться так как он считает нужным. 2.5. Практика сказкотерапии Развитие личности ребенка может быть более эффективным если он не просто представит себе сказку но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам переживать удивительные приключения и превращения встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку ребенок легко воспринимает сказочные законы -нормы и правила
поведения которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама сказочная жизнь побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране ребенок чувствует что если он не будет прислушиваться к своим друзьям будет с кем-то ссориться производить вокруг себя разрушения - сказка исчезнет а вместе с ней могут погибнуть и добрые полюбившиеся ему сказочные существа живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации а не из уст и по воле взрослого. В русле нашего исследования нами проводится работа с детьми дошкольного возраста в детском саду 00 г. В. Салда. Мы выбрали несколько человек у которых заметили проявление агрессии или тревожностиВолков Б.С. Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии
М. 0000 Выбор детей основывался на их рисунках беседах с ними и их родителями а также с воспитателями. Мы наблюдали за детьми следили за их движением манерой обращения со своими ровесниками. Вместе с тем среди агрессивных детей встречаются и дети с неярко выраженной агрессией. Было отобрано несколько спокойных детей для помощи ведущему. Они сглаживают агрессивные вспышки исследуемых детей.
Нами с опорой на рекомендации Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой г.Санкт-Петербург проведено 0 занятий Путешествие в страну сказок Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок практическое пособие М. 0000 Динамика занятий строго соответствует предъявляемым в сказкотерапии требованиям см. Приложение 0 . В течение каждого занятия мы наблюдаем за динамикой эмоционального состояния детей.
В конце каждого занятия проводится тест Раскрась свои чувства . Постоянно поддерживаем контакт с воспитателями и родителями. На сегодняшний день можно сказать о положительной динамике у шести наблюдаемых детей. Наша работа еще продолжается и мы надеемся на хорошие результаты. Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то что с ним происходит в сказке можно придумать ритуал вхождения
в Волшебную Страну. Одним из элементов такого ритуала может стать превращение ребенка в любого сказочного героя по его выбору . Для этого можно организовать Место превращения. Этап знакомства с персонажами в которых превратились дети очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок познавая Мир примеряет на себя многие модели поведения.
Чем больше моделей поведения освоит проиграет ребенок тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимоотношения с окружающими. Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения. Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей образ которых для взрослых может быть двусмысленным. Тот образ который ребенок выбирает для превращения расскажет нам какие внутренние вопросы
решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ -значит он по каким-либо причинам очень значим для ребенка. Может быть таким образом ребенок тренирует важную для него манеру поведения а может с помощью этого образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрослому о какой-то проблеме. В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать определенные задачи.
Например отработка произвольного внимания или сплочение группы развитие чувства эмпатии взаимопомощи и поддержки. Или развитие памяти коррекции личности расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать что они не просто играют в сказку или выполняют упражнения а исследуют пока незнакомый им Мир. В ходе курса сказкотерапии мы комбинировали способы введения в сказку в зависимости от целей занятия. Важно чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом что и
вошел. Каждый педагог воспитатель психолог родитель имеет свои ценности взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому строя свою работу с детьми каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. Применив методику Сказкотерапии в работе с агрессивными и тревожными детьми 0-0 летнего возраста мы получили следующие результаты Гармонизация чувств у детей см. Приложение 0 . Появилась способность рефлектировать свои чувства.
Улучшились стали более частыми и дружелюбными контакты как с другими детьми так и со взрослыми. Дети стали более открытыми. У детей в ситуациях смены ролей в сказках формируется эмпатия в ситуациях помощи спасения . Высокий уровень положительного эмоционального фона занятий привел к ощущению комфортности защищенности ранее отверженных детей по результатам бесед с родителями и воспитателями и по личным наблюдениям . Заключение В курсовой работе на тему Сказка как условие развития эмпатии у детей автор рассмотрел
понятие эмпатии и ее влияние на развитие сопереживание дошкольников. Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ отечественных и зарубежных авторов эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности человека. Подчеркивается что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов.
Основы этого тренинга закладываются в дошкольном возрасте. Дошкольник в 0-0 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром он способен глубоко чувствовать и переживать и все его переживания связаны с отношениями с самыми близкими людьми - с родителями прежде всего. В этом возрасте ребенок ощущает потребность в прочувствовании и осознании сложного мира человеческих отношений. У него активно формируются нравственно-этические или личностные категории добро
и зло хороший и плохой правда и ложь красивый и некрасивый и т.д. Развито чувство стыда как отвращения к чему-то гадкому и противному. Ребенок отказывается быть обнаженным среди незнакомых людей стремится быть один при отправлении своих физиологических потребностей. Он уже достаточно хорошо понимает правила поведения знает что можно а что нельзя но еще недостаточно контролирует себя свои чувства и желания.
У него появляются основы чувства сопереживания и сочувствия. Он может обозначать свои чувства словами я обиделся . Эмпатическое наследие человечества находит свое отражение в сказке и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка потому что она передается из уст в уста из поколения в поколение Она претерпевает изменения вносимые очень многими людьми.
Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком исходя из реакций слушающего. Это изменения которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой трудятся миллионы людей отбрасывая неважные детали прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости опыта результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека
на протяжении всей его жизни а также показан процесс разрешения этих проблем Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию эмпатии а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем
социализации в обществе в последующие периоды жизни. Приложение 0 Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия Список использованной литературы 1. А.Захаров Эмоциональный мир дошкольника Популярная психология для родителей С-Пб. 0000 . 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 0000- 000с.
3. Волков Б.С. Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии М. 0000. 4. Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет М. 0000. 5. Запорожец А. В. Избр. психологические труды в двух томах. М. 0000. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок практическое пособие М. 0000. 7. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология
Учебник. М. Российское педагогическое агентство. 0000 000 с. 8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М. 0000 С. 000. 9. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции М. 0000. 10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды М. 0000. 11. Ярошевский М.Г. История психологии М. 0000 12.
Rogers С. R. Empatic an unappreciated way of being The Counseling Psychologist. 0000. V. 0 N 0. P. 0-00.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |