Реферат по предмету "Педагогика"


Роль школьного психолога в формировании классного коллектива

Содержание Введение 1.Педагогическая диагностика 2. Методы психологического анализа 3.Актуальность работы школьного психолога в формировании классного коллектива 22 Заключение 25 Библиография 26 Введение Основное место в деятельности школьного психолога принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности

и потенциальные возможности, устанавливать особенности классных коллективов и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми: проблем учебного характера, поведенческого характера, эмоциональных проблем, возрастных кризисов, невротических синдромов и так далее. Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии

должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть. Внимательная оценка природы психологических трудностей ребенка является важнейшим моментом. Психолог-консультант должен выявить действительный психологический механизм, лежащий в основе детских

проблем, а не пытаться строить некий гипотетический механизм на основе одних только теоретических предположений или сообщения родителей. Психолог-консультант прислушивается к ребенку и предоставляет ему необходимую возможность для выражения собственных чувств и убеждений. Консультант дает ребенку возможность понять, что он его понимает и хочет ему помочь. Изучение личности учащихся необходимо для выявления общих и функциональных задержек, трудностей психического,

трудового и нравственного развития каждого школьника. Это даёт возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию. Помимо задач изучения личности учеников, у психологов возникает необходимость проверки усвоения знания. Эти задачи, занимающие первостепенное место в работе школьных психологов, решаются с помощью педагогической диагностики, изучению методов которой посвящена данная работа.

В моём исследовании ОБЪЕКТОМ исследования является работа школьного психолога в учреждениях образования, а ПРЕДМЕТОМ – формы, содержание, методы и технологии работы школьного психолога. Так как эта профессия относительно молодая, мало изученная, и пока имеется не богатый опыт работы социальных педагогов в школе, то ЦЕЛИ моей работы – проанализировать и обобщить опыт работы психологов в школах. 1.Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие

в процессе образования. Она должна ориентироваться на следующие цели: 1) внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; 2) определение результатов обучения; 3) планирование последующих этапов учебного процесса; 4) мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов; 5) оптимизация процесса обучения. Соответственно задачами диагностики являются:

1) выявление относительного уровня развития учащихся; 2) анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий; 3) выявление потенциальных возможностей развития. В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним поведением

того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению и анализ с целью определить причины отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, ибо с помощью обратной связи нужно оказать влияние на их поведение в будущем.

Необходимо контролировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата. Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты психологической диагностики : 1. Изучение а) сбор данных; б) сравнение; в) интерпретация; г) анализ. 2. Прогнозирование. 3. Доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности. Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов,

а не на констатацию фактов. Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни

в коем случае не пропущен. 2. Методы психологического анализа В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на: 1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности). 2. Диагностические (для количественного измерения). 3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений).

4. Формирующие (для выявления возможностей развития). Неэкспериментальные методы часто используют как средство первоначальной «разведки», ориентировки, знакомства с учениками. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений. Анкетирование представляет собой методический приём получения психологической информации при помощи

составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования школьный психолог получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников. Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду требований: 1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли вы себя самоуверенным?»). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли вы думать о том, что вы что-либо сделали не так?»). 2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными. 3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов,

которые контролировали бы искренность ответов ученика. 4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать лёгкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые. Достоинствами анкет являются  Массовость обследования.  Большая скорость сбора информации. 

Лёгкость обработки результатов.  Возможность применения статистических методов. К недостаткам следует отнести следующие:  Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками.  Объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу.  Жёсткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить

не то, что они думают в действительности. Анализ продуктов деятельности Это метод позволяет школьному психологу получать психологическую информацию об учащихся, основываясь на умелом анализе их обычной учебной работы. Очень часто при знакомстве с учениками используются сочинения, которые в большей мере, чем анкеты, способны выявить отношение к учебным предметам, видам занятий в свободное время, увлечениям, другим аспектам жизни.

Например, путём анализа сочинений можно установить не только наличие познавательных интересов, но и до некоторой степени уровень их осознанности, степень эмоциональной увлечённости, характер познавательных интересов, а также составить представление о литературных способностях, словарном запасе, образном мышлении. Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся

в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов. Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям: 1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей. 2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи (что наблюдать),

продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчёты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. 3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путём, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач. 4.

Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях. 5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом. 6. Объективность – школьный психолог должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты. 7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него. Наблюдение – метод трудоёмкий. 

Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.  Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.  Наблюдению не поддаются интимные ситуации.  Метод пассивный: школьный психолог наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.  Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть

количественному анализу. Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов. Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности класса в целом. Беседу также можно проводить с группой, когда преподаватель

задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе. Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведётся по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью

предъявления чётко сформулированных вопросов. Это даёт возможность точно фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты. Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется, общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к психологу. Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих

указанных типов. При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа. 1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Чёткая постановка цели беседы помогает формулировать чёткие вопросы и избегать случайных. 2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы по близости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника. При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций: 1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить. 2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение

проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе. 3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развёртывание мысли. 4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника. 5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно

и аргументированно говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие. 6. Школьный психолог должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный. 8. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью школьный психолог может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребёнка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах. 9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться

к уровню своего собеседника – это шокирует. 10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределённость. 11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30–40 минут. К несомненным достоинствам беседы следует отнести  Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение,

отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ученику.  На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.  Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).  Учащиеся более серьёзно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, ученик, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают. Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно

так же, как стенографирование. Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой, если интервьюера интересуют не столько факты и события, сколько точка зрения, позиция по тому или иному вопросу. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций. Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их. Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью

которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок. Выделяют три вида шкал. Оценочные шкалы Их отличает простота применения, возможность математических методов обработки и анализа результатов исследования. Суть этого метода состоит в том, что какие-либо реальные психические явления (качества) моделируют с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам.

Например, для оценки характера взаимоотношений школьного психолога с учащимся можно применить такую шкалу оценок: 1. Резко отрицательный, враждебный (–2) 2. Слабо отрицательный (–1) 3. Безразличный (0) 4. Слабо положительный (+1) 5. Ярко положительный (+2) При этом необходима подробная расшифровка каждого из пунктов этой шкалы. Одним из видов оценочного шкалирования, которое получило широкое распространение, является рейтинг.

Он представляет собой диагностический метод измерения психических явлений путём сбора суждений и разносторонних оценок компетентными судьями, экспертами. Рейтинг требует тщательного подбора экспертов, точной, удобной системы оценок. Его используют, например, для оценки перспективности методов обучения и эффективности диагностических средств. Шкалы ранжирования Шкалы ранжирования образуются путём сравнения отдельных показателей друг с другом. Показатели располагают в ряд по степени проявления (важности).

На основе ранжирования учащихся класса по каким-либо качествам может быть произведена корреляция – установление зависимости между двумя явлениями. Для этого строят подобную таблицу № п/п Фамилии¬ учащихся Ранг по первому признаку Ранг по второму признаку Разность рангов d d2 1 Антонова 3 2 1 1 2 Буланова 7 3 4 16 3 Васильев 2 15 –13 169 4 Дятлов 9 12 –3 9 5 Иглов 11 7 4 16

После этого можно вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле: , где n – число учащихся класса. Если вычисленный коэффициент оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным – обратная связь: чем более выражен один признак, тем менее выражен второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах

, то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь; – умеренная связь; – значительна связь; – сильная связь; – очень сильная связь. Ещё одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два

балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества. Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность обсчёта большого количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств  Объективность оценки, порождённую довольно большим числом сравнений ( , где n – количество учащихся).  Простота метода.  Экономия времени при сборе материала. 

Несложная математическая обработка результатов. Социометрические шкалы Этот вид шкал наиболее важен для классного руководителя, так как с их помощью изучается структура социальных взаимоотношений в группе. Например, методика социометрии позволяет выявить межличностные отношения в классе. В зависимости от характера выявляемых отношений могут быть заданы различные вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты рекомендовал для участия в дискуссии по теме…?»

Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нём фамилии выбранных одноклассников, соблюдая последовательность предпочтений (в первую, во вторую очередь). На основании этого опроса составляется подобная матрица (в кружок обводится взаимный выбор): № п/п Кто выбирает Кого выбирают 1 2 3 4 1 Антонова   2 Буланова  1 3 Васильев   4

Дятлова 1  Количество полученных выборов 2 2 3 1 Количество взаимных выборов 2 1 2 1 Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Она представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) попадают «социометрические звёзды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов, во второй круг – «предпочитаемые» (имеющие среднее количество выборов), в третий

– «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Выбор обозначают вектором, направленным от того, кто выбирает, к тому, кого он выбрал. Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях. Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоёмкой работы экспертов.

Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача преподавателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач. Нежелательно, чтобы тесты содержали расплывчатые и неопределённые понятия, такие как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто». У каждого человека своё понимание этих слов.

В крайнем случае, должно присутствовать пояснение, что считать средним показателем. Различают следующие виды тестов [1]: 1. Тесты достижений. 1.1. Тесты развития. 1.2. Тесты интеллекта. 1.3. Тесты общей результативности. 1.4. Тесты школьной успеваемости. 1.5. Специальные тесы, определяющие профессиональную пригодность и функциональные возможности. 2. Психометрические личностные тесты.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классика авторской песни на современном этапе: песенно-поэтическое творчество Александра Городницкого 1990-х гг.
Реферат Автоматизированные системы управления ОМТС ЗАО Завод минеральных вод
Реферат Индийская глубинка Луни
Реферат LOTF Essay Research Paper Introduction
Реферат Культурные памятники Ленинградской области
Реферат Проектирование приточной и вытяжной механической вентиляции
Реферат Розвиток двосторонніх міжнародних економічних зв’язків України
Реферат Совершенствование бюджетного выравнивания как фактор инвестиционной активности
Реферат Методика використання лекційно-семінарської системи в аграрних технікумах і коледжах при вивченні дисциплін економічного профілю
Реферат 1992 physics and technics of semiconductors vol. 26. N 6 Вольт-амперные характеристики диодов шоттки со слоем слабо легированного полупроводника в области пространственного заряда
Реферат Разработка проекта компьютерной сети для офиса компании "Спичка"
Реферат Э.Ю.Соловьев, И.Кант. ЗНАНИЕ, ВЕРА, И НРАВСТВЕННОСТЬ // Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии в культуре
Реферат Особенности русского языка эпохи 1917г.
Реферат Мастер функций в Excel
Реферат Переработка вторичного сырья - инструментальных сталей, осколков и пыли на основе твердых сплавов карбида вольфрама