Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

ПланВведение.Чувство взрослости.Развитие Я-концепции.Особенности личности подростка. Введение. Одним из самыхсложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот периодпроисходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникаютновообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общаянаправленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Поскольку в подростковомвозрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с однойстороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства,а с другой ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами,познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде да т ключк раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом.

Не случайно с изучениемподросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера исодержания.В подростковом возрасте последовательнопоявляются две особые формы самосознания чувство взрослости и Я-концепция .Я -концепция с момента своего зарождениястановится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепцияспособствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретациюопыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно

произойти. Чувство взрослости.Чувство взрослости - новообразованиеподросткового возраста.Когда говорят, что реб нок взрослеет,имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, прич мкак равноправного участника этой жизни.С внешней стороны у подростка ничего не меняется учитсяв той же школе если, конечно, родители вдруг не перевели в другую , живет в тойже семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к маленькому

. Многоеон не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходитсяслушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее с их точки зрения поведение могут даже и наградить опять таки, по своему разумению . До реальнойвзрослости далеко и физически, и психологически, и социально, но так хочется!Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендуетна равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражаютвзрослым.

Отсюда и появляются атрибуты псевдовзрослости курение сигарет,тусовки у подъезда, поездки за город внешнее проявление я тоже имею своюличную жизнь . Копируют любые отношения.Хотя претензии на взрослость бываютнелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания не лучшими, в принципе подросткуполезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослыхотношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются

в жизни. Тоесть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как нев своей семье? Часто подросток меняет свое поведение сегодня - добрый и ласковый,завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый как соседский Вовка .У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками доводящихдомочадцев до невменяемости .

Но встречаются и по-настоящему ценныеварианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развитиясамого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность,когда подросток интересуется определ нной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием.Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощьтем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокогоуровня развития морального сознания и немногие

способны принять на себя ответственностьза благополучие других. Более распростран нной в наше время является социальнаяинфантильность.Внешний вид подростка - еще один источникконфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещ совсем недавно свободно,легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманыи спл вывая через плечо.

У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностносравнивать свою одежду и прич ску с образцами, которые она видит на улице и обложкахжурналов, выпл скивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.Внешний вид подростка часто становитсяисточником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраиваетни молод жная мода, ни цены на вещи, так нужные их реб нку. А подросток, считаясебя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.

Он может переживать отсутствие куртки такой же, как у всех в его компании кактрагедию. Желание слиться с группой, ничем невыделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматриваюткак механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция.Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все учителя, родители относились к нему,как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше,чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает разве что на словах .Стремление к самостоятельности.А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать Я сам все знаю!

Это так напоминает малышовое Я сам! . Иродителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать засвои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная самостоятельность - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.Появление собственных вкусов и взглядов,оценок, линии поведения самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенноготипа . Развитие Я-концепции.

Чувство взрослости становится центральнымновообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в15 лет, подросток делает ещ одит шаг в развитии своего самосознания. После поисковсебя, личностной нестабильности у него формируется Я-концепция - система внутреннесогласованных представлений о самом себе теория собственного Я , образов Я .При этом она может и не совпадать с реальным

Я . Необходимо впомнить,как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышеннаясамооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки,осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых.Несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично.

Если их попроситьописать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности,как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка становитсяболее адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовныекачества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими Я лучше катаюсьна велосипеде, чем мой брат , Это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделаеттолько на двойку, а то и на кол.

Она колышница К концу младшегошкольного возраста дети, характеризуя себя, вс чаще описывают типичное для нихповедение, ссылаются на свои мысли и чувства. Вот что рассказывает о себе ученик4-го класса Характер у меня слабый, Когда я был маленьким, ещ когда в сад ходили в первый класс, меня другие били, а я сдачи не давал им, только плакал и дажеучительнице не жаловался. Потом я научился себя защищать.

Меня папа научил в боксиграть. Теперь меня не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться, стать сильным.Но зарядку я не делаю. Вс собираюсь и никак не начну . Примерно в11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенноеусложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренниймир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями,

свои личностные черты,поступки анализиуются им пристрастно.В 11-12 лет ребенок хочет понять себя,что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное Я . Самопознаниепроисходит через друзей подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищетсходства. Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые. Работает подростковая рефлексия дружба носитисповедальный характер, пишут дневники, стихи.

В них ребенок отражает все свои желания,страхи Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящийв самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрастеоказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.Подростки, изучая себя, представляют,что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление взападной психологии называют воображаемой аудиторией . Имея воображаемую аудиторию,подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно

незнакомыхпрохожих на улице. Он вс время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.С развитием самосознания связаны и возникающиев подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятостии тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляютсяв аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости. Рассматривая структуру Я -концепции, Р.Бернс отмечает, что образ

Я и самооценкаподдаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическомплане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивидак определенному поведению поэтому глобальную Я -концепцию можно рассматривать каксовокупность установок индивида, направленных на самого себя. Бернс выделяет следующие основныеракурсы или модальности самоустановок 1.

Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимаетсвои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениямио том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное социальное Я - установки, связанные с представлениями индивида отом, как его видят другие. 3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким онхотел бы стать. Столин отмечает,что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представленийо

самом себе, Я-образе , или Я -концепции осуществляетсялибо как поиск видов и классификаций образов Я , либо как поиск измерений то есть содержательных параметров этого образа. Наиболееизвестным различением образов Я является различение Я-реального и Я -идеального , которое так или иначе присутствует в работах У. Джемса,З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное

У. Джемсомразличение материального Я и социального Я . Более дробнаяклассификация образов предложена Розенбергом настоящее Я , динамическоеЯ , фактическое Я , вероятное Я , идеализированноеЯ . Образы Я , которые созда тв сво м сознании подросток, разнообразны они отражают вс богатство его жизни. Физическое Я ,то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о сво муме,

способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте идругих качествах, соединяясь, образует большой пласт Я-концепции так называемоереальное Я . Познание себя,своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции.С ним связаны ещ два оценочный и поведенческий. Для подростка важно не толькознать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные

особенности.Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влияниюсемьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-разному перживают отсутствие красоты,блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе долженсоответствовать определ нный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной,держится совсем иначе, чем е сверстница, которая находит себя некрасивой, но оченьумной. Подросток ещ не цельная зрелая личность.

Отдельные его черты особенно диссонируют, сочетаниеразных образов Я негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизнив начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представленийо себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигув самосознании. Когда же образ Я достаточно стабилизировался, а оценка значимогочеловека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмыпсихологической защиты.

Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсл. Рассогласованиеего представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания,что, избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этотпоступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо механизм рационализации или призна т, что он струсил, но ведь и все его приятели трусы, каждый поступил бы также на его месте механизм проекции

.Образы Я никак не связанымежду собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом складываетсяидеальное представление об идеальном Я . Представления о себе динамичныи нестабильны. Эти представления только формируются, поэтому подростки чувствительнык словам и т.п.Можно сказать, что заложено в Я - концепции , то подросток пытается и развить особенно, если это несоответствует реальному

Я . Например, у физически больного ребенка в Я - концепции заложено - здоров. Такой ребенок будет пытаться физическисебя подтянуть. И зачастую это будет удаваться хоть и не в полной мере .При высоком уровне притязаний и недостаточномосознании своих возможностей идеальное Я может слишком сильно отличаться от реального.Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным

образом и действительном сво мположением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,упрямстве, агрессивности.При осознании Я - реальногоправильно существует возможность исправить свои недостатки , улучшитьсебя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания. Подростки нетолько мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развитьв себе желательные качества.

Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записываетсяв спортивную секцию, если хочет быть эрудированным начинает читать художественнуюи научную лтературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.Главная задача родителей помочь ребенкунаучиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решатьпроблемы шаг за шагом.Самовоспитание становится возможнымв этот период благодаря тому,

что у подростка развивается саморегуляция. Меняетсяуровень саморегуляции способен отсрочить желания, оценить соотношение возможностии реальной ситуации. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость,силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу.Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо кажется, что в один прекрасныйдень слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала,

а троечникблестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаютсяв мир фантазий. В конце подросткового возраста, на границес ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьномвозрасте. В любом случае это важнейший этап в развитии самосознания.

Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.Общая структура Я-концепции.Особенности личности подростка.Каждый возраст хорош по-своему. И вто же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не исключением являетсяи подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Подростковый возраст считается труднымв воспитательном отношении.Наибольшее количество детей с, так называемой, школьной дезадаптацией ,т.е. не умеющих приспособиться к школе низкая успеваемость, плохая дисциплина,расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление негативных черт в личностии поведении, отрицательных субьективных переживаний и т.д. приходится на средниеклассы.Чаще всего трудности подросткового возрастасвязывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических

и психическихотклонений.В подростковомвозрасте могут впервые возникать и , обостряться разного рода патологические реакции,связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процессаформирования личности. Риск начала шизофрении, в подростковомвозрасте, в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. В результате в этом возрасте мы встречаемсяс самым большим количеством, так называемых трудных детей . Но даже совершенноздоровых подростков характеризует предельная неустойчивость

настроения поведения,постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия,ранимость, неадекватность реакций. Этот возраст настолько богат конфликтамии осложнениями, что -некоторые исследователи склонны рассматривать его как одинсплошной, затянувшийся конфликт, как нормальную патологию . Все это требует от взрослых, окружающихподростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности,вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Личностное развитие подростка характеризуетсядвумя основными потребностями с одной стороны потребностью в самоутверждении, сдругой потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельностьв данном возрасте интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные чертыпсихического развития подростка.Одной из главных черт психического развитияможно считать личностную нестабильность подростка.Недаром Стенли Холл назвал подростковыйпериод периодом

Бури и натиска . Ибо в этот период в личности подростка сосуществуютпрямо противоположные потребности и черты. Сегодня дочь скромно сидит со своимиродственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевуюраскраску и проколов ухо десятком сережек, пойд т на ночную дискотеку, заявив, что в жизни надо испытать все . А ведь ничего особенного с точки зренияребенка не произошло она просто изменила мнение. То же касается хобби и увлечений.

Месяцпозанимавшись фехтованием, Ваш сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого быто ни было страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.Но более всего особенности личностногоразвития подростка проявляются в общении со сверстниками.Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком,которому можно было бы доверять на все100 , как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия.

Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогомпсихотерапевта. Дружат чаще всего с подросткомтого же пола, социального статуса, таких же способностей правда, иногда друзьяподбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам . Дружба носит избирательный характер,измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носятсвоеобразный характер с одной стороны

потребность в единственно-преданном друге,с другой частая смена друзейЛюбовь в этом возрасте менее устойчива,чем юношеская. Референтная группа - это значимая дляподростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания,и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителямбыть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазахребенка, чем сами родители, и именно к сможет

влиять на его поведение и отношенияс другими. Имнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в нейбудет пытаться утвердиться. Литература 1. АбрамоваГ.С. Возрастная психология Екатеринбург, 1999. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М 1986. 3. КонИ.С. Реб нок и общество. М 1988.4. КулагинаИ.Ю Колюцкий

В.Н. Возрастная психология. М 2001.5. КрайгГ. Психология развития. СПб 2002.6. РаисФ. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб 2000.7. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст проблемы становления личности. М 1994.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.