Реферат по предмету "Педагогика"


Инновационная деятельность педагога

Инновационнаядеятельность педагога
 

Особую роль в процессепрофессионального самосовершенствования педагога играет его инновационнаядеятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней являетсяважнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу,работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой,т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлятьучебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиватьсяболее или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режимопределяющей является готовность педагога к инновациям.
В научно-педагогическойлитературе отражены различные направления исследования инновационнойдеятельности: общие и специфические особенности этой деятельности кактворческой рассмотрены в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А.Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Н.Р. Юсуфбековой; с точки зренияизучения педагогических достижений и распространения передового опытаинновационная деятельность учителя исследуется Ю.К. Бабанским, М.М. Поташником;особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотреныМ.С. Бургиным, В. Клариным, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, А.В. Хуторским.
В педагогической наукеинновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическаядеятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственногопрактического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развитияучебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов,получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функцияминновационной деятельности относится изменение компонентов педагогическогопроцесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средствобучения, системы управления и т.д.
Профессиональнаядеятельность педагога неполноценна, если она строится только каквоспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используютсяобъективно существующие возможности для достижения более высоких результатовобразования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Безтворчества нет педагога-мастера.
Конечно, характеринновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретномобразовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностнойготовности к этой деятельности.
Под готовностью кинновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога,определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогическойдеятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способностьвыявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективныеспособы их решения.
Инновации могут бытьпредставлены в виде:
· абсолютнойновизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
· относительнойновизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
В историческом планеновизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. можетвозникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКОопределяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществитьсознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательноявляется чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может бытьпродемонстрировано само по себе.
Источниками инновационныхидей могут быть:
· неожиданноесобытие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельностиили к постановке проблемы);
· различныенесоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниямии практическими действиями педагога);
· потребностипедагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
· появление новыхобразовательных моделей;
· демографическийфактор;
· изменения вценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимымценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессиональногоповедения);
· новые знания(новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
Отличительные чертыинновационной деятельности педагога:
· новизна впостановке целей и задач;
· глубокаясодержательность;
· оригинальностьприменения ранее известных и использование новых методов решения педагогическихзадач;
· разработка новыхконцепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основегуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
· способностьсознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.
Для осуществленияинновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:
· методическиеобъединения по определённой теме или направлению деятельности;
· проблемные(творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединятся дляопределённых задач по организации и осуществлению образовательного процесса;
· группы,разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;
· группы, решающиезадачи определённого возрастного этапа в обучении и воспитании детей.
Главная цельинновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности,переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поискметодических решений, превращение педагога в разработчика и автораинновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
Руководство инновационнойдеятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководстваявляется поддержка педагога различными средствами, как образовательными(педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными(различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментовявляется разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и пониманияотносительно собственной педагогической деятельности.
За любой инновациейпредполагается наличие инновационно-педагогической деятельности конкретногопедагога. Следовательно, необходимо создание условий для педагогическоготворчества, совершенствования форм и методов обучения и воспитания, необходимообеспечение вариативности в отборе содержания.
Участие педагога винновационной деятельности противоречиво. С одной стороны, это должно бытьполезно для его профессионального развития, так как позволяет освоить новыепедагогические технологии, приобрести новый педагогический опыт, а с другой —инновация — деятельность, сопряженная с преодолением ряда типичных трудностей,способных привести педагога к кризису профессионального развития.
Наблюдения показывают,что для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессиональногоразвития педагога — как преподавателя-специалиста в предметной области, какпедагога-воспитателя, как педагога-исследователя, наконец как педагога-новатора— необходимы по крайней мере следующие два основных фактора:
1) психологическаяготовность педагога к инновационной деятельности и, как показывают нашиисследования, особая группа навыков и умений рефлексивно-аналитического идеятельностно-практического порядка;
2) переориентация всехинституционализированных форм профессионального образования, повышенияквалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала встремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высокие достиженияпедагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность.Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность,создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет,поскольку «в творческих, доблестных делах человека — важнейший источникего роста». С другой стороны, чем проще, однороднее деятельность,выполняемая преподавателем, чем меньше поле проявления его активности, тем вменьшей степени оказывается развитой его личность. Ведь человек, выполняющийвсю жизнь простые операции, не требующие напряжения умственных способностей, вконце концов, собственноручно деформирует свою личность.

Список использованнойлитературы
 
1. Гнездилова О.Н. Психологическиеаспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука иобразование. — 2006. — № 4. — С. 61-65
2. Гуров В.Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание.- 2008. — № 2. — С. 9-15
3. Калачикова О.Н.Исследование содержания и этапов вхождения педагогов в инновационнуюдеятельность // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — №316. — С. 174-177
4. Разина Н.А.Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельностиобразовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — №1. — С. 14
5. Сластенин В.А.,Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирскийпедагогический журнал. — 2007. — № 1. — С. 42-49


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.