Содержание Введение 3 Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 1.1 Понятие творчество и творческие способности 1.2 Компоненты творческих способностей 1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих Способностей 10 Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей 12 2.2
Развитие качеств творческого мышления 2.3 Развитие творческого воображения 17 Заключение 24 Приложения 26 Список литературы 35 Содержание Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове¬ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста¬новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой
ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
Ведь все культурные ценности, накопленные человече¬ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече¬ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изу¬чение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно
тех её аспектов, знание ко¬торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите¬лей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: - Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. - Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей. - Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном
возрасте. - Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. - Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче¬ского опыта. В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей. 3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче¬ских способностей детей. Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри¬вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные твор¬ческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих
способностей детей. Вторая глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по раз¬витию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются ре¬зультаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных
уч¬реждениях. Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии 1.1 Понятия творчество и творческие способности Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде¬ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо¬жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творче¬ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятель¬ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но¬вое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос¬производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом
которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.
1.2 Компоненты творческих способностей Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю¬щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно¬сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест¬ный амери¬канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече¬ского интеллекта
установил, что творческим личностям свойственно так назы¬ваемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким ти¬пом мыш¬ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина¬ции из элемен¬тов, которые большинство людей знают и
используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо¬бенностями: 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще¬принятыми). 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему за¬конченный вид. Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и му¬зыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/ 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отно¬шении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю¬даемое из того, что привносится интерпретацией. 11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль¬ного замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос¬новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече¬ской истории /12, 54-55/. 1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как чело¬век
имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче¬ских категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда¬вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры¬тую в обычных ситуациях сущность,
а также способность проследить и про¬анализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого вос¬питания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алго¬ритм решения изобретательских задач) считают, что один из ком¬понентов творческого по¬тенциала человека составляют следующие способно¬сти /9/. 1.
Способность рисковать. 2. Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Скорость мышления. 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6. Богатое воображение. 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8. Высокие эстетические ценности. 9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о состав¬ляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на раз¬личие подхо¬дов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое во¬ображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты твор¬ческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие воображения. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во¬просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест¬вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са¬мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет
и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато¬мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра¬боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре¬дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув¬ствительности и пластично¬сти к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможно¬стей к развитию.
Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на¬чинается развитие. Если созре¬вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син¬хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из воз¬можных ускорений.
Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созре¬вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис¬пользуются, то есть со¬ответствующие способности не развиваются, не функ¬ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Это угаса¬ние возможностей к развитию - необрати¬мый процесс. Борис Павлович Ники¬тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо¬собностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз¬витие творческих способностей.
Разрыв во времени между моментом созре¬ва¬ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне¬нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати¬мость про¬цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож¬денности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до¬школьном возрасте
были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока¬зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно¬стей /17, 286-287/. С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри¬ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз¬расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание
позна¬вать окружаю¬щий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, во¬влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире¬нию дет¬ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо¬сылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь¬ников более сво¬бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав¬лено догмами и стереотипами, оно более независимо.
А это качество необхо¬димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе¬риодом для разви¬тия творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способно¬стей к творчеству. И от того, насколько были использо¬ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен¬циал взрос¬лого человека. Глава 2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.
2.1 Условия успешного развития творческих способностей. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз¬дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос¬нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б.Н. Никитина /18, 15, 16/, и Л.Кэррола /9, 38-39/, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол¬за¬ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на¬сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой
отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую¬щий момент спо¬собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за¬долго до обучения чте¬нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук¬вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте¬нием. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития
творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви¬ваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по¬степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по¬знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться
опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, зани¬маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя¬тельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это де¬лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Роди¬тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под
дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Четвертое условие успешного развития творческих способностей за¬ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельно¬сти, в чере¬довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не¬навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под¬сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
Нельзя думать за него, когда он сам может доду¬маться. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи¬ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус¬пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи¬ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от¬крытий.
Важно постоянно сти¬мулировать ребенка к творчеству проявлять со¬чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не¬свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби¬хода замечания и осуждения. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре¬бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что
надо только не ме¬шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме¬шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со¬хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до¬казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до¬школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.
Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис¬кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко¬торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже¬ние конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изуче¬ния
лите¬ратуры по данной теме, попытались определить основные направле¬ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор¬ческих способностей как творческое мышление и воображение в до¬школьном возрасте. 2.2 Развитие качеств творческого мышления. Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично¬сти и сис¬темности мышления.
Так как развитие именно этих качеств делает мышле¬ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из¬влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приоб¬ретается дошкольниками в ролевой игре.
Так же существуют специаль¬ные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппа¬ра¬тах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления. Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоре¬чия, мешающие их развитию, умение
устранять эти противоречия, решать про¬блемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышле¬ния. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалек¬тического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В част¬ности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях. Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении; 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия; 3. Формирование умения разрешать противоречия; И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это систем¬ность. Системность – это способность видеть предмет или явление как целост¬ную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многооб¬разии связей; способность видеть
единство взаимосвязей в явле¬ниях и законах развития. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с дру¬гими системами. Системное мышление познает закономерности при разви¬тии сис¬темы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к бу¬дущему. Системность мышления развивается корректным анализом систем и спе¬циальными
уп¬ражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему разви¬вающеюся во времени; 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю¬бой предмет многофункционален. 2.3 Развитие творческого воображения. Вторым направлением формирования творческих способностей дошко¬льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз¬нен¬ного опыта
(впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра¬нее вос¬принятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно по¬могает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует пред¬ставление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от
мира природы – все это является продуктом творческого вообра¬жения. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб¬ражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни¬ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе¬нии существовало в прошлом и
у психологов. Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до¬казал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете¬ния им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы вообра¬жения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле¬ниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи вооб¬ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание
вообра¬жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". /5, 8/ Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагоги¬ческий вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, за¬ключается в необходимо¬сти расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные ос¬новы для его творческой деятельности. Чем больше ре¬бенок видел, слышал и пе¬режил, чем больше
он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук¬тивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители бе¬седуют с ре¬бенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело.
Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет инте¬реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано на¬чинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, ко¬торыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любо¬пытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсе¬гда,
зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность де¬тей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познава¬тельную активность дошкольника.
Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю¬щей действительности, тем шире возможности для возник¬новения и закрепле¬ния у них устойчивых познавательных интересов. 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов.
Следует отметить, что для возникно¬вения устойчи¬вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи¬тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио¬нальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос¬лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни¬будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби¬мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно¬сти к миру взрослых создаёт
положительную окраску его деятельности и спо¬собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си¬туациях сле¬дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до¬биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу¬ждающие к актив¬ному размышлению. Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор¬ческого воображения.
Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче¬скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь¬зовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только та¬кими осо¬бенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять пред¬ставления в нужную сторону,
подчинять их определённым целям. Неуме¬ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. По¬этому важ¬нейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направлен¬ности воображения. У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он соз¬даёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре¬бенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать
свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це¬лью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллектив¬ное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предло¬жений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сю¬жета, по¬мочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее
удачные рисунки, сказки, сочинен¬ные ребен¬ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ¬ведений. С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте 10 апреля и 15 апреля 2001 года нами была проведена их диагностика у дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК города Тольятти. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических
наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. При¬ложение 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатирую¬щий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер творческих реше¬ний, детское экспериментирование.
Каждая из методик позволяет фиксировать значи¬мые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре¬бенка. Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (см. Прило¬жение 2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразова¬тельный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей - на высоком.
Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анали¬зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе¬ния. У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется.
Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспита¬ния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие дет¬ского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих
условиях в детских садах необходимо проводить специ¬альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу¬ществляться эта работа Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы за¬нятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось боль¬шое количество методических разработок таких занятий.
В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре¬ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое
мышление детей. Кроме того, можно предложить ме¬тодику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спе¬циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заи¬кой. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред¬ложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня¬тий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию,
конструированию, разви¬тию речи нужно давать детям задания творческого характера. Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Ог¬ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать
в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст¬вие с раз¬личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав¬ляет широчайшие возможности
для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко¬торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су¬ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за¬нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой /7, 135/. Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос¬пита¬тели для развития
воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумы¬вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа /9, 56/. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча¬тельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ". Результаты диагностирования также показывают, что у многих
детей надо раз¬вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак¬тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста¬вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти¬мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де¬тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор¬мированием диалектичности
мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способно¬сти. Не¬которые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Прило¬жении 4. Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз¬витие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономе¬рен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре¬бенок всегда видит целое раньше частей.
Однако очень скоро дети теряют эту спо¬собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование ана¬литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить
к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не¬умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за¬даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз¬вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены
в При¬ложении 5. Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под¬черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди¬телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ¬альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось
о том, по¬чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ¬хо¬димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф¬фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Заключение Универсальные творческие способности - это индивидуальные
особенно¬сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея¬тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо¬собностей в дошкольном возрасте являются: 1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе¬ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен¬ность. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность;
такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле¬ния. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ¬ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко¬льном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих
их формированию. Такими условиями являются: 1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож¬ностей. 4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена¬правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су¬щест¬вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит
мер, направ¬ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости¬гают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способ¬ностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК го¬рода Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во¬ображе¬ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз¬вития этого компонента творческих способностей.
Для исправления сущест¬вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек¬тивное развитие творческих способностей дошкольников: 1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да¬вать детям задания творческого характера. 3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения
детей. 4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ¬ности детей. 5. Работа с родителями. Приложение 1 Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) 1. Методика" Солнце в комнате" Основание. Реализация воображения. Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное"
в контексте заданной ситуации путем устранения несоответ¬ствия. Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится че¬ловечек и солнце; карандаш. Инструкция к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. По¬смотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей из¬ображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает
следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нари¬совано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правиль¬ной". Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объ¬яснить, что нужно сделать для "исправления" картинки. Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка
исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл. 2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить сол¬нышко) -2 балла. 3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "
Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла. 4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от дру¬гих, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нари¬совать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов. 2.
Методика "Складная картинка" О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей. Ц е л ь. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения. М а т е р и а л. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см) Инструкция к проведению. Психолог, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту кар¬тинку.
Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслу¬шав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка рас¬правля¬ется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего при¬меняется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "
домик", "труба", "гармошка". Обработка данных. В ходе обследования ребенка психолог фиксирует об¬щий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществля¬ется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов.
Выделяются следующие уровни ответов: 1. Отсутст¬вие ответа, не¬принятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет", "Так не бы¬вает") - 1 балл. 2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находя¬щихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы", "Утка сломалась", "
Утка разделилась на части" и т. д.) - 2 балла. 3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых компози¬ций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д 3 балла.
Некото¬рые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, кото¬рую прини¬мает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала по¬хожа на мос¬тик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла. 3. Методика "Как спасти зайку" Основание.
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео¬бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги. Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку,
сдутый ша¬рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи¬ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на¬чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание
ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?" Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически
перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл. Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик
или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
4. Методика "Дощечка" Основание. Детское экспериментирование. Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см) Инструкция к проведению. Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе.
Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?" Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "
Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам. Обработка данных. При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Приложение 2. Результаты диагностики универсальных творческих способностей дошкольников (в баллах) э/ц «Букварёнок» ДДК (г. Тольятти) группа «Радость» Фамилии детей Реализм воображения Min 1 балл Max 5 баллов Способность видеть целое раньше частей Min 5 баллов Max 15 баллов Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений
Min 1 балл Max 3 балла Экспериментирование Беляева Людмила 2 15 1 10 Бородай Владимир 3 10 1 16 Вакулов Павел 3 10 3 13 Елисеев Сергей 2 12 3 16 Еремина Александра 2 15 3 14 Жидких Станислав 2 10 1 24 Кольцова Евгения 3 15 1 6 Лапина Юлия 1 15 1 10 Макарова Анна 2 13 3 13
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |