Познавательное развитие детей. Что такое познание Анализ психолого-педагогической литературы, Изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания. Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий
нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания. Как перерабатывает ребенок информацию что с ней делает на разных возрастных этапах систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее. Собственно информация сведения, факты, события жизни
ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания. Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.
Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет
в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем отношением. Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному. У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее
У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение первично, а информация вторична. Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать,
атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания. Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет. Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя Накопление информации об окружающем мире Упорядочивание и систематизация представлений о мире. И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка.
Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные. В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода накопления информации -2-4 года и 5-6 лет и два периода упорядочивания информации - 4-5 лет и в 6-7 лет. Периоды накопления и упорядочивания информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка.
2-4 года. Первый период накопления информации. Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания предметы, явления, события, воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это единичное они интенсивно и активно познают по принципу Что вижу, с чем действую, то и познаю. Накопление происходит благодаря
Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении. К трехлетнему возрасту дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов
и объектов Кто Что знают различные качества и свойства Какой. Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. Кому они нужны Как используются в жизни Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни. В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы дети начинают раздвигать рамки
той среды, где прожили предыдущую жизнь квартира, группа, участок и т.п. Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако, накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей. 4-5 лет. Второй период упорядочение информации. В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей.
Это вызвано физиологическими миелинизация нервных окончаний головного мозга и пр. и психологическими изменениями в общем развитии ребенка. В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений
Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей Формирование положительного отношения к окружающему миру. Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное.
Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать завалы полученных сведений о мире, навести в них смысловой порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем
мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один чтобы пополнить свою коллекцию красивыми камешками и стеклышками, а другой в поисках жучков. Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. 5-6 лет. Третий период накопление информации. В 5-6 лет ребенок смело пересекает пространство и время,
ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать. Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию
может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов. У детей 5-6 лет наблюдается Стремление расширить свой кругозор Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения
Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания Действия и собственный практический опыт этим он овладел достаточно хорошо Слово, т. е. рассказы взрослых этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира. Познавательное развитие детей 6-7 лет.
Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира Содержательное упорядочивание информации. Причинно-следственные связи. Важной характеристикой причинно-следственных связей является временная последовательность причина всегда
во времени наступает раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию. Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана Повышением понижением температуры воздуха выше ниже той, при которой цветок может существовать
Отсутствие необходимых питательных веществ в почве Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений избыток влаги Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д. Переход от следствия к причине невозможен. Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.
Обогащение и становление познавательной сферы. Умственное развитие овладение понятиями причина-следствие не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения умения планировать свои и чужие действия. Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления. Литература 1. Е. В. Проскура Развитие познавательных способностей дошкольника под ред.
Венгера 2. Радуга. Программа и методическое руководство подг. Гр. 3. Ребенок в детском саду 12002 Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей. Подготовила ст .воспитатель дс 65 Смирнова М. В.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Reading comprehension |
Реферат | Современна ли комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" |
Реферат | Легенды Скандинавии |
Реферат | Кількість населення Землі його природний та механічний рух |
Реферат | Дискриминация в Японии |
Реферат | Я уцелел, но без всего |
Реферат | Гаршин В.М. |
Реферат | Достоевский. "Униженные и оскорбленные" |
Реферат | Рихтер: Непокоренный |
Реферат | Короленко В.Г. |
Реферат | Некрасов |
Реферат | "Троица" Андрея Рублева |
Реферат | Тема деревни в творчестве Федора Абрамова |
Реферат | Философия права Гегеля 2 |
Реферат | "Герой времени" в "Горе от ума" Грибоедова |