Реферат по предмету "Экономика"


Организация государственного регулирования торговли

1.ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ
 
1.1 Принципы и содержание организации государственногорегулирования торговли
Развитие рыночных отношений в России показывает, что одна из наиболеесложных проблем — это отношения государства и рынка. Российский опыт перехода ксистеме рыночных отношений и практика экономически развитых государств говорято необходимости государственного регулирования рыночных отношений. Болеесложный вопрос — это вопрос о пределах государственного вмешательства вдеятельность рынка. Здесь существуют две концепции. Первая получила название монитористской.Она исходит из минимального уровня государственного регулирования рыночныхотношений. Вторая называется кейнсианской по имени ее создателя —американского экономиста Кейнса. Ее смысл состоит в том, что государство должноосновательно регулировать рыночные отношения. В настоящее время страны о развитойрыночной экономикой в большей мере руководствуются второй концепцией. Однакообщих критериев, устанавливающих предел государственного регулирования рынка,на сегодняшний день не существует. В каждой стране степень государственногорегулирования определяется исходя из особенностей экономической системы.
В Российской Федерации государство достаточно основательно регулируетдеятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Это проявляется в регламентациизаконом организационно-правовых форм коммерческих организаций, необходимостигосударственной регистрации, лицензирования отдельных видов предпринимательскойдеятельности, обязательной сертификации товаров и услуг и др. Государстворегулирует договорно-обязательственные отношения между предпринимателями. Этиотношения строятся не только на принципе свободы договора, но и на принципе егозаконности. Законом определяется порядок заключения, расторжения и изменениядоговоров, устанавливается ответственность за невыполнение договорныхобязательств. Причем значительное внимание уделяется регулированию деятельностипосреднических организаций. Она осуществляется на базе договоров поручения,комиссии, коммерческой концессии, агентского соглашения, которые прописаны в Гражданскомкодексе РФ.
Крупный блок отношений, регулируемых государством, представленобъектами предпринимательской деятельности на рынке. Действующее законодательствоопределяет правовой режим имущества предпринимателя, порядок его учета иоценки, приобретения и отторжения, защиты имущественных прав. Особое значениепридается регулированию товарных отношений. Товар является центральнойкатегорией рынка. Процесс его продвижения от производителя к потребителюрегламентируется договорами купли-продажи и мены, а также сопутствующими имдоговорами перевозки грузов, хранения на товарном складе, страхования имуществаи др.
Важной сферой государственного регулирования является такжесистема налогообложения предпринимательских структур. Налоговым кодексом,соответствующими законами и подзаконными актами определены виды налогов нафедеральном, региональном и местном уровнях, установлены ставки налогов приосуществлении торговых, снабженческих, закупочных и иных сделок.
Все это говорит о том, что главной постоянной функцией государствастановится экономическое регулирование. Стратегической целью такогорегулирования является создание необходимых условий, при которых можно своевременноконтролировать насыщение потребительского рынка и его стратегическуюбезопасность. Основными задачами системы государственного регулированияторговли стали: формирование достаточной конкурентной среды; защита внутреннегорынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя, регулированияиностранных инвестиций в сферу торговли, обоснования отраслевых особенностейналогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования; эффективныйконтроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей; стимулированиеобновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемыхтоваропотоков для обеспечения государственных нужд. Идеология государственногорегулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют три основные группыторговых организаций, являющихся объектами государственного регулирования:
•  торговыеорганизации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов,предназначенных для снабжения спецконтйнгента и потребителей мест досрочногозавоза; торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям сорганами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зонустратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
•  торговыеорганизации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.
Для того чтобы система государственного регулирования торговлибыла устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственнымиструктурами по вопросам развития торговли, а также строиться на горизонтальныхмежведомственных согласованиях.
Механизм государственного регулирования должен опираться на шестьведущих принципов:
1.Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями иориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
2.Сведение административного воздействия к нормативно-правовомурегулированию.
3.Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимоот их организационно-правовых форм и форм собственности.
4.Признание необходимости централизации определенного комплексаорганизационно-экономических функций.
5.Четкое разграничение макро- и микро уровней в системегосударственного регулирования.
6.Четкое разделение функций между тремя уровнями системы государственногорегулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблемегосударственного регулирования торговли в целом.
Общее содержание государственного регулирования должно опиратьсяна понимание того, что на любом уровне системы следует выполнять предусмотренныезаконодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические,информационные, координирующие функции, а также функции по поддержкепредпринимательства, формированию и реализации научно-технической политики икадрового обеспечения.
В связи с общим подходом к проблеме государственного регулированияторговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное ифинансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативнойбазы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификацииуслуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельныхтоваров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативныхпрограмм развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовыерасчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемогоуровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспеченияучастников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.
Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходитьиз того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализациюпринципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой — формироватьособый орган индикативного управления, координирующий создание региональнойторговой политики.
В связи с этим основными задачами региональных органов государственногорегулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ееприоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения иразработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности нарегиональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основенормативов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих в регионеприменение общефедеральных правил и норм; создание эффективной конкурентнойсреды на региональном рынке; развитие регионального рынка на основе поддержкиотечественных товаропроизводителей, регулирования иностранных инвестиций иформирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенного контроля засоблюдением прав потребителей.
Непосредственным организатором, координатором и исполнителемфункций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень.Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышенияпредпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержкиторговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контроль деятельностивсех участников нормированию и реализации научно-технической политики икадрового обеспечения.
В связи с общим подходом к проблеме государственного регулированияторговли задачами федерального уровня становятся таможенное, валютное ифинансовое регулирование, квотирование и субсидирование, создание нормативнойбазы и формирование единой политики в области стандартизации, сертификацииуслуг торговли и общественного питания, установление правил продажи отдельныхтоваров и оказания отдельных видов услуг, разработка отраслевых индикативныхпрограмм развития торговли и оценка последствий их реализации, балансовыерасчеты в качестве основы структурных преобразований, поддержание требуемогоуровня конкуренции на рынке, формирование надежного информационного обеспеченияучастников рынка, разработка отраслевой научно-технической и кадровой политики.
Территориальное регулирование торговой деятельности должно исходитьиз того, что его механизм, с одной стороны, должен обеспечивать реализациюпринципов совместного ведения торгового обслуживания, а с другой — формироватьособый орган индикативного управления, координирующий создание региональнойторговой политики.
В связи с этим основными задачами региональных органов государственногорегулирования должны стать: формирование региональной торговой политики и ееприоритетов; обеспечение реализации общих принципов налогообложения иразработка особенностей их применения к субъектам торговой деятельности нарегиональном уровне; укрепление нормативно-правовой базы торговли на основенормати-* вов постоянной или временной регламентации, конкретизирующих врегионе применение общефедеральных правил и норм; создание эффективнойконкурентной среды на региональном рынке; развитие регионального рынка наоснове поддержки отечественных товаропроизводителей, регулирования иностранныхинвестиций и формирования развитой инфраструктуры; обеспечение действенногоконтроля за соблюдением прав потребителей.
Непосредственным организатором, координатором и исполнителемфункций государственного регулирования торговли является муниципальный уровень.Он должен обеспечить создание необходимых условий для повышенияпредпринимательской активности в торговле; оказание избирательной поддержкиторговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контрольдеятельности всех участников торгового оборота; рациональное размещениеторговых объектов по территории муниципального образования.
1.2 Методы государственного регулирования товарного обращения
Государственное регулирование товарного обращения способствуетформированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе,координированию экономических процессов и увязке частных и общественныхинтересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.
Государственное регулирование товарного обращения осуществляетсяразнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:
•  правовыенормы;
•  финансово-экономическиерычаги;
•  защитаправ потребителей;
•  регулированиеторговой практики.
Создавая правовые основы для принятия экономических решений,государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности,а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство иреализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальныезаконодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества нарынке. Совокупность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получиланазвание антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В РоссийскойФедерации с 1991 г. действует федеральный закон «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках». Антимонопольноезаконодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не наформальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствуетподдержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. Всовременном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительнойделовой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксированияцен, дискриминации в торговле и т. п.
При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенноготовара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35%рынка.
Существует ряд способов оценки и диагностирования монополистическойвласти на рынке: определение степени превышения рыночными ценами предельныхиздержек, определение доли прибыли в выручке (валовом доходе), определение долифирмы на товарном рынке. В последнем случае применяется индекс Херфиндаля, спомощью которого оценивается уровень концентрации рынка: сначала доли рынка,измеренной в процентах поставок каждой фирмы для продажи на данном рынке, затемпоследующего суммирования возведенных в квадрат долей рынка каждой фирмы:
где 5, — доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок;
52 — доля рынка следующего по величине поставщика и т.д.
В системе финансово-экономических рычагов одной из центральныхпроблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен.Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установленияпредприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна,поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает правительствуиздавать распоряжения о регулировании цен на некоторые товары и услуги. Во всехстранах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании,органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулированияцен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредствомпрямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами.Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющиеособую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты,по-чтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящеевремя система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена назащиту интересов, как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободноеколебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора»между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересыпотребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доходфермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.
Государственное регулирование цен сочетается с финансово-кредитнымимерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование всырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации ит. п.).
В системе государственного регулирования рынка и товарного обращенияважное место занимают вопросы защиты прав потребителей. Специалисты стран срыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересамивладельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементовобщественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать.
В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасныхдля жиз.ни и здоровья человека товаров существует система предварительноголицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особоевнимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров иуслуг, их стандартизацией и сертификацией.
В развитых странах интересы потребителей представляют многиеправительственные и неправительственные организации и учреждения, действующиена основе получения прибыли и не преследующие цели получения прибыли.
Особую группу методов государственного регулирования товарногообращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство вобласти торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:
1.Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли.
2.Информировать предприятия о том, что запрещено.
3.Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли
и других отраслей товарного обращения.
Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались иприменяются разнообразные методы экономического и неэкономического воздействияна рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединойцели — обеспечить:
•  производителю— свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;
•  потребителю— свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;
•  третьимлицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках иценообразовании, — учет интересов.
Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственногорегулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный моментконкретной экономической и социальной ситуацией в стране. Опыт регулирования рынкав развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразныхметодов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю.
Особого внимания заслуживает зарубежный опыт развития информационнойдеятельности в органах государственного регулирования товарного обращения,используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективноститорговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация отоварах, их качестве и ценах в развитых странах считается существеннымкритерием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима:
•  предпринимателям— при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;
•  покупателям— для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.
1.3 Организационно-правовые структуры в торговле
Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности,связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Как вид деятельности торговля подразделяется на розничную и оптовую;к торговой деятельности относятся также производство и реализация собственнойпродукции и других товаров в предприятиях общественного питания, включаядеятельность по обслуживанию населения.
Внутренняя торговля в Российской Федерации выполняет функции обращениятоваров народного потребления, выступает посредником между производством ипотребителем.
Розничная торговля осуществляет продажу товаров народного потребленияи оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования.
Оптовая торговля представляет собой продажу товаров с последующейих перепродажей или профессиональным использованием.
С отраслевой точки зрения торговля представляет собой самостоятельнуюотрасль единого хозяйственного комплекса страны, включающую в себя структурныеобразования всех организационно-правовых форм и форм собственности,занимающиеся торговой деятельностью, а также граждан-предпринимателей,осуществляющих эту деятельность.

Торговля тесно взаимодействует со всеми другими отраслямиэкономики, вступая с ними в хозяйственные связи.
Основной задачей (миссией) торговли является удовлетворениепотребностей населения в товарах, обеспечение высокого качества и культурыторгового обслуживания, обеспечение гарантий прав и законных интересов гражданв процессе торгового обслуживания.
Понятием «торговая деятельность» охватывается инициативная,самостоятельная предпринимательская деятельность, осуществляемая торговлей всвязи с совершением купли-продажи товаров народного потребления, выполнениемработ и предоставлением услуг покупателям в процессе торгового обслуживания сцелью получения прибыли.
Понятием «торговое обслуживание» охватывается вся совокупностьдействий продавцов товаров, включающая организацию процессов по заключению ивыполнению договоров розничной купли-продажи, оказание покупателям услуг, связанныхс приобретением товаров, а также защита прав покупателей.
В соответствии с существующими формами собственности в РоссийскойФедерации торговля осуществляется: частными торговыми предприятиями ипредпринимателями без образования юридического лица; торговыми предприятиямифедеральной собственности; торговыми* предприятиями собственности субъектовРоссийской Федерации; муниципальными торговыми предприятиями; торговымипредприятиями потребительской кооперации, общественных и религиозныхорганизаций, смешанной российской и иностранной собственности, а такжеиностранных юридических и физических лиц.
С отраслевых позиций розничную торговлю можно представить как сетьструктурных образований всех форм собственности и деятельностьграждан-предпринимателей, реализующих товары непосредственным потребителям иоказывающих в связи с этим услуги покупателям.
Оптовая торговля представляет собой сеть структурных образованийвсех форм собственности, осуществляющих коммерческое посредничество междупроизводством товаров и розничной торговлей, общественным питанием, а такжетовароснабжение торговой сети и других оптовых покупателей, оказывающихскладские, коммерческие,' маркетинговые и иные работы и услуги.
Организационно-правовая форма предприятий (организаций), занимающихсяторговой деятельностью определяется Гражданским кодексом РФ, всоответствиисним юридические лица, являющиеся коммерческими организациями,могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, государственныхи муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, представляющие собойнекоммерческие организации (т. е. не имеющие извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль междуучастниками), могут создаваться в форме потребительских кооперативов,общественных или религиозных организаций, финансируемых собственникомучреждений, благотворительными и иными фондами и пр.
Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединятьсяв ассоциации и союзы.
Торговое предприятие, в соответствии с принятой в Гражданском кодексеРФ терминологией, идентично понятиям «организация», «фирма», «компания» идр., хотя и фирма, и компания, и организация в общем случае могут состоять изодного и более предприятий.
В торговой практике применяются различные формы организаций,основанные на использовании частной собственности.
Это акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью(или товарищества), коммандитные общества и различные их сочетания (смешанныеформы).
Четкая принадлежность к какой-либо форме является основанием длягосударственной регистрации фирмы, без чего ее деятельность считается незаконной.
Создание акционерных обществ объективно обусловлено рыночнойэкономикой, в основе которой лежит частная собственность. Размеры такой собственностиу различных владельцев неодинаковы; для того чтобы начать бизнес, требуетсяобъединение капиталов разных владельцев. Так возникают разнообразные союзы(ассоциации), которые в законодательстве стали называться «обществом» (товариществом).
Наибольшее распространение получают следующие основные виды хозяйственныхобществ:
•  простоеобщество;
•  полноеобщество;
•  обществона вере (коммандитное);
•  акционерноеобщество;
•  обществос ограниченной ответственностью (паевое).
Простое общество — это объединение вкладов двух или нескольких лицдля совместной деятельности в целях достижения общих хозяйственных результатов.Вклады могут осуществляться деньгами, имуществом или услугами.
Предполагается, что вклады всех участников товарищества одинаковы(если договором не предусмотрено иное). Вклады и все приобретенныетовариществом за свой счет средства составляют совместное (складочное) имуществотоварищества.
Полномочия на ведение дел могут быть предоставлены одному или несколькимчленам товарищества. Каждый член товарищества имеет право знакомиться сположением дел, книгами учета и документами. Ответственность по общим долгамтоварищества — индивидуальная, соразмерно доле участия каждого. Солидарнаяответственность не предполагается.
Полное общество является более развитой формой простого общества.Оно имеет целью ведение конкретного хозяйственного дела (производство, торговля).Возникает явочным порядком; является юридическим лицом; по его обязательствамучастники отвечают всем своим имуществом как совместные должники. Членамиполных обществ могут быть только физические лица.
Общество на вере (коммандитное) является модифицированным* полнымобществом. Основная его особенность заключается в том, что наряду с одним илинесколькими участниками, отвечающими перед кредиторами товарищества всем своимимуществом, имеется один или несколько участников, ответственность которыхограничивается вкладами в общество. Те участники, которые отвечают за риск всемсвоим имуществом, являются внутренними членами общества и именуются полнымитоварищами. Остальные, рискующие лишь в пределах своего вклада, являютсявнешними участниками, или «коммандитистами».
Делами в коммандитном товариществе руководят полные товарищи. Насумму вкладов внешних участников общество выпускает акции. Такие товарищиназываются «акционерными коммандитистами», а общество — «акционернымкоммандитным». Разновидностью коммандитного товарищества является коммандитноетоварищество с ограниченной ответственностью. В него на правах полного товарищадолжно входить общество с ограниченной ответственностью. Оно и вершит все делатоварищества.
Акционерное общество представляет собой уставное общество с правомюридического лица, создается в разрешительном порядке и обладает основнымкапиталом, разделенным на определенное число равных частей. Акционерноеобщество организуется на корпоративных началах и является наиболее сложнойформой ассоциации, опирающейся на развитую систему товарно-денежных отношений.В такой ассоциации акционеры не несут личной ответственности по обязательствамобщества.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащиеим акции без согласия других акционеров, признается" открытым акционернымобществом.
Такое ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые имакции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и инымиправовыми актами.
ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовойотчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только средиего учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытымакционерным обществом. Такое ЗАО не вправе проводить открытую подписку навыпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретениянеограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО ограничено Законом об акционерныхобществах.
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой модификациюакционерного общества. Главные отличия его заключаются в следующем. Акционерныеобщества формируют уставный фонд путем выпуска акций, владельцы которых могутбыть заранее неизвестны. Общество же с ограниченной ответственностью образуетуставный фонд только за счет средств пайщиков, число которых колеблется впределах 5-6. Иначе говоря, общество с ограниченной ответственностью имеетуставный фонд, разделенный не на части равной номинальной стоимости, как вакционерном обществе, а на доли, размер которых определяется учредительнымидокументами. Каждый пайщик несет ответственность по обязательствам в пределахсвоего имущества. Если акционеры несут убытки в пределах стоимости принадлежащихим акций, то участники общества с ограниченной ответственностью отвечают впределах их вкладов. В этом и состоит смысл понятия «ограниченнаяответственность».
Строго говоря, акционерное общество также является обществом сограниченной ответственностью, но более сложным и развитым. Важное отличиеназванных организационных структур состоит в минимально допустимой суммеосновного капитала.
Размеры уставного капитала — важный фактор, определяющий права и обязанности,как общества, так и его членов, которые они несут по своим договорам, а также вслучае банкротства, т. е. не только определяют право голоса участников, но иоговаривают гарантии или степень ответственности. Организационные формы могутразличаться по виду получения доходов и степени ответственности членов обществапо своим контрактам. Например, акционерное общество принадлежит егоучредителям, купившим акции, по которым они имеют право получать дивиденды отприбыли.
В настоящее время в России процесс создания и развития акционерныхобществ идет быстрыми темпами. Тип таких обществ во многом зависит от типарынка, где им предстоит работать. Рынок товаров народного потребления и услугпредполагает наличие определенного количества малых и средних предприятий,действия которых направляются против монополизации данного рынка (олигополия).Мировой опыт показывает, что малый бизнес играет важную роль в развитии рынка,он позволяет гибко и маневренно заполнять ниши в зарождающемся рыночномпространстве, которые сегодня либо не развиты совсем, либо малочисленны.
Малые предприятия могут создаваться на основе любой формы собственности.Основной критерий статуса малого предприятия — предельная численностьработающих для розничной торговли не должна превышать 30 человек, для оптовойторговли и предприятий общественного питания — 50 человек. С 2004 г. вводится новая система классификации малого предпринимательства, близкая к принятой вЕвросоюзе. Теперь предприятия со штатом до 10 человек и оборотом до 15 млн руб.в год будут называться микропредприятиями и пользоваться льготнымналогообложением.
Малый бизнес своей практикой непосредственных контактов с потребителемоказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их постоянно ориентироватьсяна запросы населения. В этом отношении существенную роль в формированииконкурентной среды имеет федеральный закон «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, устанавливающий определенные льготы для лиц, участвующих в малом бизнесе.
Субъекты хозяйствования могут действовать автономно, выступая ввиде фирм, и ассоциативно, объединяясь в различного рода организации.
Фирма представляет собой хозяйствующую организацию, являющуюсяпервичным звеном торговых объединений, индивидуальных предпринимателей иакционеров.
Фирмы могут быть двух видов:
• головная компания, держащая контрольный г!3кет акций и объединяющаянесколько специализированных (самостоятельных экономически) торговыхпредприятий и филиалов, расположенных в данном регионе или за его пределами;
• холдинг, т.е. фирма, не осуществляющая производственной деятельности,а выполняющая лишь управленческие функции по отношению к входящим в ее составпредприятиям и филиалам.
Ассоциации могут быть четырех основных типов — хозяйственнаяассоциация, концерн, синдикат и консорциум.
Хозяйственная ассоциация — объединение предприятий на договорных началах вцелях совместного осуществляется одной или нескольких производственно-хозяйственныхфункций. Участники ассоциации могут входить в другие объединения предприятийбез согласования с их участниками.
Концерн — объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельностьна основе добровольной централизации функций научно-технического ипроизводственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической ииной деятельности, а также хозяйственного обслуживания предприятий.
Синдикат — объединение, создаваемое в целях установления контроля надрынком какого-либо товара. Предприятия в синдикате сохраняют производственную,но теряют региональную самостоятельность. Синдикат может одновременно входить вхозяйственную ассоциацию.
Консорциум — временное добровольное объединение предприятий для решенияконкретной задачи, реализации крупной целевой программы или проекта независимоот формы собственности. После выполнения поставленной задачи консорциумпрекращает свое существование (распускается) либо преобразуется в объединениеиного вида.
Акционерные хозяйственные субъекты могут быть представленысовместными предприятиями (СП). Мировой опыт показывает, что для большинствастран, вкладывающих инвестиции за рубежом, СП является наиболее приемлемойформой экспорта капитала. Они получают возможность размещать на территориипринимающих стран свои производства, использовать их внутренний и внешний рынкидля сбыта совместно произведенной продукции.
Выгодны СП и для принимающей страны: они создают новые рабочиеместа, содействуют оживлению деловой активности, насыщают рынок совместнойпродукцией, что положительно сказывается на удовлетворении спроса и снижениитемпов роста инфляции, так как изготовленные ими товары, как правило,реализуются по ценам более низким, чем стоимость импортных изделий. Местные жекомпании, чтобы остаться жизнеспособными, вынуждены поднимать уровеньтехнической культуры своего производства до соответствующих показателейиностранных предприятий.
Классификация организационно-правовых структур позволяет выбратьоптимальную форму защиты интересов, как фирмы, так и экономических субъектов,имеющих отношение к ее деятельности, поскольку в каждом конкретном случае взависимости от вида собственности и те и другие несут по отношению друг к другуопределенные обязательства.
Гражданский кодекс РФ определяет, что коммерческие организации в целяхкоординации их предпринимательской деятельности, а также представления и защитыобщих имущественных интересов могут по договоренности между собой создаватьобъединения в форме ассоциации или союзов, являющихся некоммерческимиорганизациями.
Получают развитие такие формы торговых объединений, как торговые лиги,специализированные торговые союзы, торгово-промышленные палаты и др. Ихосновные функции состоят в защите интересов внутренней торговли, разработкеконцепции ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежногоопыта, участии в разработке и осуществлении государственных программстановления внутреннего рынка и активного привлечения отечественныхтоваропроизводителей.
Для состояния внутренней торговли в настоящее время характернымявляется стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различныхторговых структур.
В торговую практику активно и последовательно проникает осознаниетого, что формирование интегрированных торговых систем позволяет объединитьгибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованногоруководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупнойкоммерческой структуры.
По своей сущности интегрированная торговая система является формойпроизводственных отношений между крупным и малым предпринимательством.
В социальном отношении интегрированная торговая система можетрассматриваться как метод эффективного осуществления экономическогосотрудничества и достижения социального компромисса во взаимоотношениях малого,среднего и крупного предпринимательства на потребительском рынке.
В организационном плане интегрированная торговая система являетсядобровольным договорным объединением предприятий различной специализации исферы деятельности, созданным в целях совместного решения предпринимательскихзадач.
В экономическом отношении интегрированная торговая системапредставляет собой форму постепенной концентрации торговых операций отдельныхторговых структур при минимизации их хозяйственного риска и затрат.
Для развития интегрированных торговых структур в российской торговойпрактике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенныепредпосылки. Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являютсярыночная неопределенность, обострение проблемы реализации, многочисленныеосложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостьюинфраструктуры торговой деятельности.
Сформировались мощные, побуждающие к интеграции мотивы и внутрисамой торговой отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции.
Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов напотребительском рынке страны показывает, что это движение происходит подостаточно традиционной схеме — от простых моноотраслевых объединений к сложныммежотраслевым с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных системхозяйственных взаимоотношений.
Спецификой интеграционных торговых процессов стало большое качественноеразнообразие предприятий и объединений, диктуемое подотраслевой структуройторговли.
Интеграционные процессы в торговле происходят на фоне возникновениятаких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативныеобъединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.
Цепные торговые сети как вид добровольного объединения в принципиальномплане могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звеньях торговли.Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена.
Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятиесоздает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми илисредними торговыми структурами, на основе которого последние в качествефилиалов получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретномтоварном рынке под торговой маркой головного предприятия (системафранчайзинга). Причем данная торговая марка широко известна потребителям ивоспринимается ими как своеобразная гарантия качества.
Цепные торговые организации могут создаваться на принципах добровольногоподчинения, с использованием договоров аренды или даже продажи предприятия ссоблюдением норм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Общим принципом работы подобных объединений при их создании наусловиях договоров аренды является строгий контроль за работой членовобъединения со стороны головной структуры, вплоть до ее участия в решении ихоперативно-хозяйственных вопросов.
На практике создание цепных торговых организаций по договоруаренды предприятия может рассматриваться как срочный управленческий контракт.При такой постановке вопроса объединение будет работоспособным лишь при полномвключении его участников в систему деловой активности головной структуры.
Кооперативные объединения торговых структур или объединения ассоциативноготипа возникают как своеобразный ответ на усиление позиций цепных торговыхструктур. Сущность данного вида объединений в отличие от предыдущего состоит втом, что группа малых и средних торговых структур стремится обеспечитьсобственную стабильность не за счет использования известной торговой маркикакого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новойторговой группы, способной к жесткой конкуренции на потребительском рынке.
Принципиальной особенностью работы таких объединений являетсяопора на согласование и централизацию выполнения наиболее важных функций своейхозяйственной политики. Исходя из этого, можно предположить, что подобныеобъединения получат широкое распространение в розничной торговле. Именно в этойторговой сфере согласование закупочно-сбытовой политики и централизация функцийтовароснабжения являются основанием для возникновения объединения. Наиболееперспективным направлением создания объединений ассоциативного типа в розничнойторговле является объединение магазинов с одинаковой концепцией хозяйственногоразвития: магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами, специализированныемагазины с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины,предлагающие новые формы торгового обслуживания и т. п.
Развитие цепных торговых структур и объединений ассоциативноготипа в розничной торговле неизбежно спровоцирует интеграционные процессы в оптовомзвене.
Стремясь сохранить свои позиции на рынке, оптовые структуры пришлик необходимости интеграции с розничными структурами на договорной основе. Темсамым формируются добровольные оптово-розничные цепи или объединения контрактноготипа.
Объединения данного вида призваны координировать функции оптовой ирозничной торговли на принципах общей коммерческой стратегии при сохраненииполной юридической и финансовой независимости каждого члена объединения. Приэтом розничные структуры, входящие в цепь, как правило, должны иметь единоефирменное название, унифицированный товарный ассортимент, общую сбытовуюполитику.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.