Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогическое образование

Содержание Введение ….1. Цели и задачи образования … 2. Образовательная система России …3. Современные тенденции развития образования …14 Заключение … 21 Список литературы …23 Введение Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует це¬ленаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти УСИЛИЯ должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных

социальных условий, так и на реали¬зацию Открывающихся на каждом историческом этапе новых воз¬можностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности мо¬жет быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не ре¬шает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности.

Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных воз¬растных особенностей развития личности и общих закономерно¬стей процесса усвоения знаний, умений, навыков. Сегодня человека можно назвать образованным, если он владе¬ет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружа¬ющей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно больше¬му

числу частных случаев. Образование в современном обществе - это общественно орга¬низуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. В процессе культурно-исторического развития общества пред¬ставления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формиру¬ются две важнейшие составляющие образовательного процесса

- структура и содержание образования. Образование является процессом, структура которого харак¬теризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опы¬та, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представ¬лениями о социальных функциях человека, принятыми в обще¬стве в данный момент времени.

Эти структурные элементы опре¬деляют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необхо¬димо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества. Целью данной работы является раскрытие особенностей педагогического образования как социокультурного феномена. Из основной цели работы вытекают отдельные задачи, которые последовательно рассмотрены в структуре данного исследования. Задачи.

1. Изучение специальной литературы по теме данного исследования. 2. Характеристика цели и задач образования. 3. Обобщение образовательной системы России. 4. Выявление современных тенденций развития образования. В процессе работы были использованы статьи, книги, публикации отечественных исследователей данной проблемы. 1. Цели и задачи образования Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет

собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающе¬му поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития обще¬ства, а также выработка социально приемлемых и социально одоб¬ряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процес¬са путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества

по формированию личности. «Педагогическая наука, которая позволяет не только анализиро¬вать и систематизировать достижения педагогической практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса. Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей». Социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педа¬гогического процесса чрезвычайно велико.

История педагогики показывает, что государство через систему образования способ¬но инициировать, фасилитировать или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, разви¬ваясь, диктует насущную потребность в подготовке специали¬стов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формули¬ровку задач обучения и воспитания, и на определение содержа¬ния педагогического

процесса, и на выбор адекватных методов и средств. 2. Образовательная система России Современное общество возлагает ответственность за всесто¬ронне развитого человека на систему образования - специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности. В современном педагогическом процессе система образования

нанимает центральное место. Именно эта система наряду с переда¬чей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование личности человека. Система образования призвана регулировать и на¬правлять общение и деятельность субъектов образовательного про¬цесса в русле формирования таких качеств и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе культурно-исторического развития общества.

Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функциони¬рование. «Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование,

высшее образование, послевузовское образование, си¬стему повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждое звено системы образования представлено образователь¬ными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспита¬ния и обучения, реализуя образовательные программы. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственны¬ми (частными, религиозных и общественных организаций).

Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организаци¬онно-правовых форм подчиненности». В России существуют следующие типы образовательных учреж¬дений: дошкольные, общеобразовательные (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); спе¬циальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для де¬тей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) име¬ют три ступени. «Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития, формирует у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности.

Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе обществе, человеке. Неполная средняя школа (II ступень) закладывает основы обще¬образовательной подготовки, необходимой для включения в обще¬ственную жизнь и продолжения образования. Главная задача этой ступени — формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на

III ступени (полная средняя школа) или в профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразова¬тельную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способ¬ность заниматься самообразованием. Для более глубокой диффе¬ренциации обучения школа может ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое и др.)». Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих

отклонения в развитии. В такие учреждения дети и по¬дростки направляются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррек¬ция, обучение и социальная адаптация таких детей. Профессиональные образовательные учреждения создаются для реа¬лизации программ среднего и высшего профессионального образо¬вания. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе неполного

или полного среднего образова¬ния. К учреждениям этого типа относятся техникумы, училища, колледжи. Высшее профессиональное образование осуществляется в ин¬ститутах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведе¬ниях. Цель такого образования - подготовка и переподготовка спе¬циалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального

образования. Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др дает возмож¬ность повышения уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности. «Учреждения дополнительного образования (художественные и музы¬кальные школы, дома детского творчества, центры профессиональ¬ной ориентации, курсы повышения квалификации и др.) предо¬ставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и организаций.

Учреждения для детей сирот (детские дома) решают задачи воспи¬тания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и дру¬гих причин. Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений». Все этапы системы образования обеспечивают в рамках социаль¬но принятого педагогического процесса решение основной задачи системы образования по созданию социально приемлемой

развитой личности. При этом через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи, реализуется связь системы образования со всеми областями общественной жизни. Этим обусловливаются многообразные функции системы образова¬ния, реализующиеся как внутри самой системы образования путем влияния на педагогический процесс, так и в осуществлении связи системы образования с другими социальными системами общества. Реализация функций системы образования в реальной жизни происходит

в процессе приобретения знаний и социального опы¬та, накопленного в обществе, подрастающим поколением. Этот процесс и его результат являются частью системы образования и обеспечены методическими принципами и приемами педагогиче¬ской системы. Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых зна¬ний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества.

Именно приобретение знаний и формирование личности человека в конечном итоге и являются целью образовательного процесса. В современной отечественной образовательной науке существу¬ют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, демократии и гу¬манизма - с другой,

в конечном счете восходят к различному пони¬манию функций человека в современном обществе. В основе этих различий лежит вопрос о том, чем же является человек: целью или средством, общество для него или он для общества? Ответ на этот вопрос зависит от того, какая концепция определяет содержание образования. «Долгое время содержание образования рассматривалось как со¬вокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усво¬ены учениками. Предполагалось, что овладение знаниями и умени¬ями

(относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существую¬щей общественной структуры. Достаточно потребовать от челове¬ка, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо передать подрастаю¬щему поколению минимальные знания (по родному языку, матема¬тике, физике и другим учебным предметам) и обучить его опреде¬ленным навыкам - и этого достаточно». В современных условиях развития для российской общеобразо¬вательной

школы этого явно мало. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержани¬ем, но и развития у них творческого отношения к деятельности и навыков самообразования, а также таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению бездушия, несправедливости и недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п.

В наибольшей степени соответствует этим установкам гумани¬стического мышления концепция содержания образования как пе¬дагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной Полноте. Помимо «готовых» знаний и опыта осущест¬вления способов деятельности данная концепция включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. «Как уже говорилось выше, фактором, детерминирующим содер¬жание образования, является социальная среда, которая несет в себе

знания и опыт, накопленный в процессе культурно-историче¬ского развития общества. Однако содержание социокультурного опыта не определяет содержание образования на какой-либо конк¬ретной ступени системы образования, например в школе. Сущест¬вуют факторы, влияющие на отбор материала, который составляет , содержание образования. Для определения этих факторов необхо¬димо найти в социальном опыте более определенные источники, формирующие содержание школьного образования.

Они определя¬ют факторы отбора материала, принципы конструирования и по¬строения его в соответствующую структуру. Таковыми являются на¬ука, производство материальных и духовных благ, опыт обществен¬ных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятель¬ности. К последним относятся: практико-преобразовательная, познавательная, коммуникативная, ценности о-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания обра¬зовательного материала из перечисленных

источников осуществ¬ляется с учетом конкретно-исторических и психологических требо¬ваний. В соответствии с этими требованиями содержание социаль¬ного опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и необходимости для решения задач развития психических свойств и качеств личности ребенка и обеспечения в последующем его активного участия в жизни обще¬ства. Наконец, при формировании содержания образования учи¬тываются требования индивидуального и личностного

развития де¬тей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обя¬зательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональ¬ных интересов, склонностей учащихся». В качестве факторов» которые влияют на отбор и формирование содержания образования, выступают

потребности общества в обра¬зованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразо¬вательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оп¬тимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании. Общество выдвигает определенные требования к об¬разованию, которое постоянно изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и инте¬ресов общества и индивида в самом

процессе обучения. Члены об¬щества имеют право на самостоятельный выбор образования. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее го¬сударственным стандартам в образовании - обязательному мини¬мальному объему знаний по той или иной образовательной програм¬ме

и необходимый уровень ее усвоения. Стандартизация содержания образования Одной из современных тенденций развития содержания обра¬зования является его стандартизация, которая вызвана двумя об¬стоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого мо¬лодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена

и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития образования применительно к международной образовательной практике. «Наряду с Законом РФ «Об образовании» (1992) стандарт обра¬зования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Фе¬дерации об образовании предусмотрено, что государственными ор¬ганами власти нормируется лишь минимально

необходимый уро¬вень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных уч¬реждений. Вот почему в государственном стандарте общего средне¬го образования выделяются три компонента: федеральный, нацио¬нально-региональный и школьный». Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюде¬ние которых обеспечивает единство педагогического пространст¬ва России а также интеграцию личности в систему мировой куль¬туры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусст¬ва, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регио¬нов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо¬нента содержания образования, отражающего специфику и направ¬ленность отдельного образовательного учреждения. Итак, стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином,

а с другой - граж¬данина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандар¬том уровня образованности и гарантирует, в свою очередь, необхо¬димый для этого уровень образовательных услуг. Федеральный и национально-региональный компоненты стан¬дарта образования включают: описание содержания образования па каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обу¬чаемому в объеме необходимой

общеобразовательной подготовки; требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения. До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе могут быть разработаны самые разнообразные рабо¬чие учебные планы.

3. Современные тенденции развития образования На современное состояние развития общества и развитие чело¬веческого познания, в частности, все большее влияние оказывает стремительно расширяющееся информационное поле и появление качественно новых коммуникационных технологий. Наряду с этой общемировой тенденцией в нашей стране социальная ситуация осложняется политическим и социально-экономическим кризисом. Поэтому сегодня достаточно четко выражена потребность в специ¬алистах,

обладающих высоким уровнем развития творческого по¬тенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессио¬нальную характеристику, но и как необходимое личностное качест¬во, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяю¬щемся информационном поле. «Личностный (или личностно-ориентированный) подход предполага¬ет, что в центре

обучения находится обучающийся с его индивиду¬ально-психологическими, возрастными, половыми и национальны¬ми особенностями. Развитие личности ученика является основной задачей обучения, которое строится с учетом его особенностей и «зоны ближайшего развития». Последнее проявляется и в содержа¬нии учебных программ, и в формах организации учебного процесса, и характере общения. Такое обучение как бы «преломляется» через личность обучающегося (его цели, мотивы, ценностные ориента¬ции,

стремления, возможности). 1. Гуманизация образования, увеличение внимания к личности учащегося как высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и этическими качествами. 2. Демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием. 3. Индивидуализация как усиление еще одного традиционного дидактического

принципа необходимости индивидуального подхода согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Во-первых, он обеспечивает индивидуальное своеобразие детей, дает возможности максимального развития всех способно¬стей ребенка. Во-вторых, без учета индивидуальных особенно¬стей детей любое педагогическое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, которое ожидалось.

4. Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать обра¬зовательные учреждения. 5. Вариативность. На протяжении нескольких десятилетий отечественная педагогическая

наука и практика могли развиваться лишь в рамках единственной идеологически одобряемой концепции формирования личности. Такая монологичность и конвергентность не только сужали возможности развития педагогического процесса, но и приводили к застойным явлениям, снижали статусную позицию педагога в общественном сознании. 6. Интегративность. В первую очередь, это проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности

всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад - школа,



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политика Парижской коммуны в области культуры и просвещения
Реферат Что нам готовят в будущем технологические революции? Календарь-прогноз развития человечества до 2600 года и далее
Реферат Автоматизация шлифовального процесса путем разработки автоматической системы управления регулируемым натягом
Реферат Роль семьи в воспитании детей
Реферат Dennis Ritchie Essay Research Paper Overview
Реферат Технология сборки и монтажа производственного процесса усилителя низкой частоты
Реферат Управленческий учёт и его сущность на предприятии
Реферат Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства
Реферат Power Shifts Of Macbeth Essay Research Paper
Реферат А. Е. Абылкасымова (руководитель проекта), К. А. Аймагамбетова, В. К. Павленко, Т. К. Оспанов, А. С. Кенеш, А. С. Амирова, Н. И. Пустовалова, Г. И. Уайсова, Н. Р. Балгожина, Ш. А. Сулейменова, Т. Б. Аштаев, М. Н. Толегенова, Н. Б. Сероштан, Е
Реферат Правила предоставления гостиничных услуг
Реферат Биллинговые системы в решении актуальных потребностей операторов
Реферат Лексикографическое описание данных социологического опроса
Реферат Анархизм в России
Реферат Сравнительный анализ философских концепций С.Радхакришнана и С. Дасгупты