1. Экологическое воспитание в проц.препод. биол. Эко. воcпит целенаправленное формирование у школьников научных основ знаний природопользования, необходимых убеждений и навыков, нравственных принц. и активной жизненной позиции в обл. охраны окружающей среды. Задачи воспит-я меняются в зависимости от возраста ребенка. 6-10 лет - интересно все, пробуждать активн. и интерес уч-ся к деят-ти по охране природы.
Воспит. бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту. Углублять знан. об окр. среде. Формир целостный взгляд на взаимоотнош. чел. с окр. средой. 10-14 любознательность - развив. актив интерес уч-ся к охране природы, их самостоятельн. и инициативу. Воспитывать рациональ. отношение к природе. Формировать у каждого ответственность за состояние окр. среды углублять научные знания о совр. эко. проблемах, устанавливать взаимосвязь между отдельными явлениями
в природе. 14-17-развивать у уч-ся экологич.мышлен развивать соответствующие научные понятия, интересы и сп-ти активному иселедованию прблемы экологич. состояния планеты. Что можно сделать, чтобы сформировать практические умения рационального природопользования. -исп-ть комнатные растения лаб. раб опыты, демонстрац. агротехнич. приемов. Нужно переносить на окр.среду, это объекты моделирования - исп-ть опыты экологич.сод-я- это опыты выясняющие
зависимость роста и развит растен. от факт. среды один проросток в дистилирован.воду, др в почвен. вытяжку. 2. Организация опытнической работы школьников. Школа призвана дать не только знания, но и умения,вести профориентационн. раб. Опытническая раб.неск-ко ур. 1 связ.с учеб. проц все ученики проводят опыты, прсдусм. прг. Уч-ль д.четко ставить оп цели. На основании опыта уч-ся д.прийти к опред.выводу. м. проводить дома,
в шк в природе. зимой-какие виды пищи предпочит.опр.виды птиц. 2-связ.с уч-ся интересующ.биолог. Опыт м. выходить за рамки предм. М.б.связаны с комн.рает пришк. уч-к. 3-связ.с серьезн. науч. ис-ми. Провод. под рук-м НИИ районирование сортов раст.в80е с мал затратами ис-я на больш.тер-риях. кукуруза Комсомолка. развитие интеллект.сп-тей, выраб.умений ведения ис-кой раб. и разв. интерес к изуч.вопр.
3. Хар-ка осн. моделей экологического обоазования. В наст.время в связи с эко.сит.удел.особ.вним. эк. обр-ю. Провод.учебн.и внеклас.зан.Три модели 1 однопредметная-вести эко.с 1 -11 кл.как сам. Предм. мало .эф-на.т.к в нач. и в 6-8кл.у уч-ся нет достат.знан что-бы осмысленно усваивать эко.знан, они знаком.с фактами,усваив.истины, но не переходят в убеждения,т.к. не самостоятельно редко в шк.
2-экологизация предм все уч-ля вносят эл-ты эко.знан формир.эко.знания шк-в. наиболее распр.в совр.шк но из-за отсутств. систематич. Курса знаиия остаются разрозненными, затрудняется обр-е убеждений. 3-смешан. экологизация шк. предм. и на опред этапе - предм эко систематизировать. Ранее ввод.в 9-11кл. сегодня 10-11, но он не явл. Обязат. комп.уч.плана,он введен как региональн. комплекс серьезный шаг назад в формир.эко. культуры,
в буд. предполагается введение в спец. шк. где естественно науч. кл .эко.как сам.предмет. 4. Лабораторные работы по биологии. Форма организации учебно-воспитательного процесса, особый вид урока, часть времени кот. занимает самостоят. раб. уч-ся, требующ. оперирования методами наблюдения, эксперимента, работы с раздаточным материалом. Методика проведения лаб.раб. -опр-ть тему и цель, -обеспечить необходимое оборудование и материалы, -подробно описать последовательность действий, -указать каким образом д.б.
зафиксированы рез-ты, -сделать выводы на основе рез-тов, -обсудить получ.рез-ты и выводы. Эф-но формир. практич. и интеллектуальные умения т.к.в проц.раб.с натуральными объектами или их моделями проводят предметный анализ, синтез, делают обобщения. Эф-ть зависит от степени самостоятельности уч-ся, треб.от уч-ся активных практич.действий. Важно добиваться от школьников аккуратности в работе, чтобы они самостоятельно формулировали выводы,
делали небольшие записи. Этот вид урока иси-ся для формир.практич.умений раб.с микроскопом, постановки опытов и наблюдений с целью познания особенностей строения растит.и жив.орг-в, бактерий, грибов. 5. Кабинет биологии и его роль в обуч. Учебно-материальная база преподавания биологии, приспособлен для проведения ур.наглядными и практическими методами. Необходимо рационально оборудовать раб. места уч-ся и уч-ля.
Необх.раковины с 2 кранами для воды. Раб.место уч-ля служ. для демонстрации нагляд. пособий демонстр. Предмет д.б.хорошо виден, ничто не д.мешать сосредоточ.внимания, -показывать предмет нужно когда это требуется по ходу урока. Стол -выше обычного, с подставкой для демонстр. предмета, на стене над доской -экран. Для таблиц-держатели. На бок.или зад.стене м.б.табл. развит органич. мира, у зад.стены-стол для проектора,на окнах-спуск.темн, штор. Нужные для ур.и внекл. зан.растен.раставл.в извест. порядке.
Аквариумы и террариумы,если нет уголка жив.прир. Каб. сост.из 3 помещений -кл-лаборатория, препаровочная, уголок жив. прир. Наглядные пособия - натуральные живые -спец.подобран.растен комнатные или -принес.с экскурсий, жив-е в аквариум террар и клетках в уг.жив.прир. натур, препарированные -гербарии, герб. таблицы, раздаточ. материал, коллекции насеком фиксирован. представит.типов беспозвоноч влаж.преп.по развитию жив. Все хранится в шкафу, с указанием кл. и темы
Воспитыв.у уч-ся культуру, орг-ции учеб. труда, -изобразительные, нагл. пособ таблицы и рис муляжи разобраного чел-гo торса и отдел. сист орг эпидиаскоп для дем.микропреп киноаппарат,карты. Для демонстрации опытов и практич. раб. необх. приборы, посуда и инструменты. Микроскопов по одному на 2 уч-ся, луны, препаровальн. инстр-ты. Необх. измеритель приборы весы, терм линейки, мензурки
Экскурс. снаряжен. Д.привлек.вним.к природ. объект. Эстетич.чув. 6. Практические занятия на пришкольном участке. Шк уч-к - это лаборатория биологии под открытым небом для уроков, практич занятий, опытов и набл, многообр. натуральное наглядное пособие и источник демонстрац. и раздаточ. матер. В практике школ в работах на ур-ке примен так назыв операцион и предмет сист.
При опер.с.уч-ся фронтальн всем классом, проводят раб. на уч-ке после объяснения и показа уч-лем, иногда по его команде. На кажд. ур.уч-ся знакомятся с одной операцией, часто не связ. с др. оп-ми, с пост. площадью и возделываем на ней растен. Предм.с- раб. гр. уч и кажд. из них по выбран. теме, связ. с возделыван. опред. раст.на отдельн. делянки, нач. с обраб-ки почвы и заканчив сбором урожая. При этом уч-ся овладев. целостн. комплексом оп-ий.
При такой раб. кажд. приобретает след. ум и навыки -раб. по плану выч-я расчет кол-ва удобрен, и семян на дан. пл-дь-распознав и опред-е -набл явл. жизни раст управл. усл. необх. для жизни раст. -оценка кач. раб оформлен рез важно сочетать индивид раб. и с кол-вом. На уч-ке уч-ся получ. организац навык. Сост. план, и перенос его на землю. Кажд. отдел поруч. опред.бригаде. весной расчеты семян, удобрен,высадка.
После посева и в кон.лета коллективный смотр,с объяснен.бригадира. осенние смотры -выставки. Рез.опытов. 7. Внеурочная работа по биологии. Это форма организации учащихся для выполнения после ур. обязательных, связан с изучением курса практич работ по индивидуальным или групп. заданиям учителя.Постановка опытов в каб, уголке живой природы, природе, на учеб-опыт. уч-ке. Обязательны для всех. Наблюдения с послед. составлением гербариев и коллекций, подготовка опытов для
демонстрации на ур. организуются в связи с долгосрочн. опытов, нехваткой времени на ур большой класс и мало микроскопов. Уход за жив-ми. Орг-ся, чтобы кажд уч-ся вып-л 1-2 раб.за год. Ставят отметки. Иногда близки или совпад по теме с дом.экспериментальными. разница -дом. раб. более просты. Внеур.разнообразнее, сложнее, требуют оборудования, пост.рук-ва и контроля, предлагаются с учетом возможностей уч-ся и пропускной сп-ти жив.уголка, м.б.предваритель. хар-ра.
Систематический контроль и помощь в каб. и уг. жив. прир. провод. поздн. осенью, зимой и ран. весной а в др. время на учебно опытн. уч-ке. набух. и прораст семян, образование крахмала листьями, выд-е О2, корнев. давление. Разводят простейших, моллюски, рыбки-усл. рефлексы. Важно осуществление обратной связи. Уч-ся приучают докладывать всему кл. на ур. о том, как проходил опыт или наблюдения, какие выводы сделаны, как оформляется работа.
В природе -выяснение явлений в обл. морфологии, эколог, систематики, составлен коллекц и гербариев. Лет. зад. Сбор объектов производиться целенаправленно по заданиям раст. такого-то биоценоза, листья теневыносливых или светолюб. Пород. След. предупр, что важно качество, 1 -2 экз. фенологич набд. Внеур. раб. доставл интерес матер для изуч. их на ур воспит умения и навык самостоят, раб развив. живой интерес к природе. Доп. лит-ра.
8. Методика проведения биолог экскурсий. Функция учителя - воспитательная работа с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при продвижении от объекта к объекту в их естественной среде или исусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Расширяются и улучшаются знания учащихся, получают представление о биоценозах, целостной природе в определенное время года. Понятие об организмах и явлениях сливают в более широкое - о природе.
Практические знания в узнавании изуч. объектов, объяснение увиденного. Представление о материальном мире, взаимосвязь и развитие в природе, значение природных богатств, необходимость их охронять. Приуч. ориентир на местности, набл сравн устанавл. связи явлений, нахождение нужных объектов, приобретаютя навыки самостоятельной работы. Собир. материал, используемый в дальнейшем на уроке , приобр. навыков сбора гербариев. Воспитание мировоззр эстетич. чувства, мышления.
План провед. на уроке устанавл связь с содержанием изуч. темы ставит вопросы , распределяет задания для наблюдения и сборов. Уч-лю необх осмотр местность, определить маршрут, объекты изуч места остановки для объяснения, сбора матер , обобщ. беседы. Опр-я времени. Примение методов рассказ, беседа, демонстрация, практич. работа по заданию набл распознав сбор объектов. Предусм. Снаряжения - введение уточн. времени, места наблюдения.
Наглядная методика с постановкой вопр. или бесед существенная часть самостоятельного наблюдения уч-ся, требов. измерен. и опред описан зарис сбора матер. задания-таблички. закл. беседа, анализ собранного материала, дом. зад исп матер на след уроке. Вводные по курсу или теме осень, текущие осень, зима, заключит.обобщ. и повт. матер весна. 9. Характеристика типов и видов уроков биолог. Урок - основная форма обучения 1932г основы ввел-Каменский, в
России- Ломоносов. Требования к совр. ур научность,развивающий хар-р обучения, возбуждение интереса к учебн. матер , опред-е степ. труд. уч. матер, последовательность, формир умений и навыков, систематический учет и контроль знаний уч-ся, соблюдение правил шк. гигиены, правила организации ур. опред. тему, цели и задачи, подготовить сод-е уч. материала, опред-ть логику изложения и решения задач, выбрать эффективное сочетание приемов и мет. обуч обеспеч. управление уч -познават деят-тью уч-ся, продумать закрепление
и применение в дом. задании, структурные эл-ты орг. момент проверка актуализация знаний, изуч. нов матер , закрепление, зад на дом, итог урока. Типы уроков опред-ся дидактическими задачами Вводный ур. подготовка к восприятию информации. Изучение нов. Матер. изуч и закрепление.Формирование умений и навыков. Контрольно-проверочный. Обобщающий. Комбинированный.
Виды уроков объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, кино-урок, лекция, семинар, конференция, урок-игра. 10. Разнообразие уроков биологии. Урок - основная форма обучения 1932 г. основы ввел Каменский, в России Ломоносов требования к совр. ур. научность, развивающий хар-р обучения, возбуждение интереса к учеб. матер опред-е степени труд. уч. материала, последователь. формир. умений и навыков, систематический учет и контроль знаний уч-ся, соблюдение правил шк. гигиены.
Правила организации ур. определяют тему, цели и задачи. Подготовить содержание уч. материала, определить логику изложения и решения задач, выбрать эффективное сочетание приемов и мет. обуч. обеспеч. управление уч. познават. деят-тыо уч-ся, продумать закрепление и применение в дом зад. Структурные элементы. орг. момент, проверка актуализация знаний, изучение нового матер закрепление, задание на дом, итог урока. Типы уроков опред-ся дидактическими задачами вводный
урок подготовка к восприятию информ изучение нов. матер. изуч. и закрепление, формирование умений и навыков, контрольно-проверочный, лабораторный, обобщающий, комбинированный. Виды уроков объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, кино-урок, лекция, семинар, конференция, урок-игра. Тип зависит от дидактич. цели, кот. реш. выбор средств и методов. Разнообразие опр-ся сод-ем уч. материала. Урок м.б. с морфологич анатом, сод-ем, преобл. будут наглядные
методы. М.б. сан-гигиенич задания сформир. нормы и прав. отнош. к здор.обр. жизни. Самонаблюдение, разнообр. связей и с дидактич. целями и с материалом. Учитель должен творчески подходить к процессу. 11. Сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной организации деятельности. Для эффективн. организ. учебного процесса, целесообразно организ. индивид группов. или фронтальную
деятельность уч-ся. Фронтальная деятельность организуется для отработки умений. Уч-ль говорит что делать, а потом проверяет работа с микроск Так же используют для актуализация знаний вопросы в начале у-ка. Индивидуальная деятельность используется широко. Она может быть одинаковой для всех, или дифференцирована индивидуально зависит от уровня развития уч-ся. она развивает уровень подготовки уч-ся, уч-ль может
оценить подготовку каждого. Групповая - она преследует организацию, при которой несколько уч-в выполняют 1 задачу. Это ведет к взаимопомощи и ответственности за результаты всей группы в целом. Если, при фронтальной р-те выигрывают сильные уч-ки, то при групповой выигрывают более слабые сильные уч-ки напровляют дея-ть. Выбор деят-ти зависит от псих. особенностей уч-ся и от уровня развития. Сочетание деятельности дает возможность наиболее эффективно решать дидактич. задачу.
Их надо сочетать. В последнее время, распостр. групповая работа. 12 Уголок живой природы. Его роль в развитии, об-и вос-и. Уголок живой природы - не только место для хранения живых растений и жив-х, но и место для провед-я внеуроч. и вескл. работ. Растения и жив-е группир. по биоценозам. Надо, чтоб там было уютно. Около каждого экземпляра этикетка.
Уч-ся следят за чистотой и жив-ми, р-ми воспитание культ. труда, бережливого отношениек общест. достоянию. Эстетич воспит. красоты. Это место нетолько уч-й работы, но и многосторон. воспит. ра-ты. Опыты ставят бережно. Растения1. комнатные, 2. дикораст-травянистые 3. культурные из семян, клубней , 4 ветки деревьев и куст-в. Растения на которых будут проводить опыты, высаж-т в большом кол-ве. Составл. экологич. гуппы р-ий свет, тепло. Можно распред. р-я на геогр. группы.
Животные в аквариумах рыбки, улитки, гидры, дафнии, инф. туфельки , на кот-х можно ставить экспер-т. Земноводные жабы, ляг-ки- полуводное место. Они группир-ся по типам и классам, возможно и по среде об-я. Должны быть террариумы и клетки, соответствующее оборудование. 13. Система проверки знаний на уроках биологии. Заключительным этапом педагогического процесса является контроль знаний уч-ся. Он устанавливает степень достижения целей обучения.
Виды контроля а текущий на каждом ур-ке, б периодический за длит. период, в итоговый перед переводом в след класс. Методы проверки 1 наблюдение систематическое получение данных о знании уч-ка 2 устный контроль ответы, экзамен, зачеты 3 письменная пр-ка экономична и эффективна, глубина знаний 4 дидактические тесты набор стандартных заданий по данному материалу. Различают 3 типа тестовых заданий умение производить стандартные мыслит действия на основе знаний умение
дать самостоятельную критическую оценку изученного умение решать новые конкретные ситуации на основе знаний 5 практические методы контр проверить практические умения и навыки учеников, способность применить знания в решении конкретных задач. В учебном процессе используют все методы в указанных формах, на экзаменах и зачетах. 14. Использование ТСО. Средства обучения это все, что используется для объяснения материала. Все средства обучения делят на группы натуральные, изобразительные, технические, на печатной основе
и аудиовизуальные экранно-групповые, а так же дидактические материалы. Наиболее удобными являются технические средства обучения, т.к. сочитают в себе и печатные и аудиторские и изобразительные. Например, компютер комплексное средство обучения - дорого, отсут. достат. кол-ва комп. программ. ПРГ-1-контролирующие 2-обучаюшие 3-демонстрационные 4-моделирующие 5-комплексные. 1-вопросвар. отв.выбор отв.р-ция машиныправ. ответслед. вопрос шибкаподсказкаошибка-теориявыбор отв.
Но компютер не заменит учителя непосредствен общение, не учитывает нюансы поведения. ТСО можно использовать только для обьяснения материало, но не для полного процесса обучения. 15. Теория, развития биолог. понятий и ее основные положения. Биология, как и любая наука, состоит из системы понятий существенные признаки предмета, его связи и взаимоотношения. Это мысленная модель реальности. Райков 48г
Ягодовский 51г 56г теория . Положения теории понятий 1. для того чтобы способс. образован. сознательных и прочных знаний, необх. правильно организовать мыслительную работу учащ-ся во всем поц. обуч. 2. правильные, осознан прчные понятия возник. в результ. целенапр. воздейств. всей сист. преподавания 3. осущ. систему обуч. учи-ль обязан систе-ки и план-но рук-ть разв-ем понятий учащихся. Понятия бывают а теоретические, которые могут переходить в теорию клеткаклеточная теория, б эмпирические
их больше и они формируются через несколько этапов 1. познается объект или явление ощущения, 2. ощущениявосприятия формир. обобщения, 3. обобщающее восприятие и представление представление неполное, а отражает некоторые стороны, 4. обобщающее представления понятия понятие развив на всех темах. Понятия бывают а локальные в течении 1 ур-ка. пикировка, б специальные зоологич ботанич физиолог в общебиологические развив. на всем протяжении курса клетка взаимосв. стр-я и функций.
Пример клетка сначала - это цитоплазма мем далее растит. кл-ка форма функции, животная кл-ка, в анатомии ф-ции живой кл-ки, цитология функ-ции органеллклеточная теория. Принципы теории развития биол. Понятий 1любой учебный предмет состоит из системы понятий, 2 При формир. биолог. понятий уч-ль должен организовать мыслит. деят-ть. 3 уч-ль должен организовать различные виды учебной деят-ти,
4 В ходе об-я необходимо систематически планомерно руководить деят-ю уч-ся по формированию и развитию понятий. 16. Компьютерная поддержка на ур-х биологии. Компютер это техническое средство обучения. Средства обучения это все, что используется для объяснения материала. Уже со 2 класса вводится комп. сис-ма, но в некоторых школах недостаточная компьютеризация и многие опытные уч-ля не умеют пользоваться им и программами.
Так же не разработана эффективная методика. Компьютер - средство образования. Его особенность сочетание в себе нескольких ср. образования фильм, видеоряд, калькулятор, текст, звуки. Возможно ком. шире других ср. об-я. он может моделировать реальные ситуаций смен. биоценозов. Он способен реагировать на действия обоих и учителя и ученика, уч-ль за короткий период времени может узнать уровень развития уч-ся, уч-к может узнать в каком месте он допустил ошибку.
Его используют при контроле знаний, в ходе самост. изучения, при демонстрации материала, при закреплении мат-ла. Уч-ль отталкиваясь от целей определяет место комп. в уч-м процессе. Уч-ль должен знать комп. пограммы Но комп как любое ТСО, имеет свои нормы определенное время р-ты на комп. для старших 20-25 мин р-ты, для младших 15 мин. 17. Организация индивидуально-групповой работы на урокахх биологии.
Такая деят которая направлена на коллективное решение какой-либо познавательной задачи. В процессе инд-групп. р-ты уч-ся работают самостоятельно, а уч-ль выступает в качестве руководителя и консультанта. Р-та проводится в малых гркппах 4-6 чел. Группы могут быть смешанные, т.е. в состав гр. входят и сильные и слабые ученики единые с одним уровнем знаний. Каждая группа получает инструкцию с заданиями.
Уч-ль раскрывает наиболее сложные вопросы, а уч-ся решают остальные вопросы. уч-к Ср. Об. .Особенность Уч-ся добывают знания коллективно, а оцениваются индивидуально. При организации инд-групп деят-ти сущ. ряд приемов для активизации и контроля знаний. Оцениваются не только индивидуальные знания, но и групповые в целом. Роль уч-ля не сводится только к контролю знаний. Индивидуальная оценка каждому.
Умение работы в группе психол - разделение класса на группы, не каждая тема поддается разбивке на подтемы, разработка инструктивных карточек, заставить работатьфронтальная беседа, повтор материала прошлого урока, самрст. пров. знаний, выборочный опрос, контрольно- обоб. урок. 18. Отбор и сочетание методов обучения в биологии. Существуют различные классификации методов об-я. По
Верзилину 1 словесные 2 наглядные 3 практические. Словесный метод рассказ образное, живое, эмоциональное и послед. излож. приимущ. фактического материала в повествовательной или описательной форме объяснение применяется в тех случаях, когда рассказ учителя и даже показ, не могут обеспечить ясное понимание, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений и объяснить их беседа вопросно-ответный метод. Может быть вводная, обобщающая, заключительная лекция школьная отличается от вузовской, она не
продолжительна 20 мин прерывается другими методами, чаще используется в старших классах. Наглядные демонстрация показ объектов или явлений, сопровождается словом учителя, на основе проводится обобщение и делаются выводы демонстр. табл объекты, приборы наблюдение активная форма чувственного познания, использ для того чтобы подготовить уч. к выводам. Практические связаны с самостоятельной работой учащихся, они используют пособия, объекты и работают
с ними самостоятельно. Их использование зависит от сод-я материала и из-за этого идет доминирование какого - либо метода. Пример, при изучении анато-морфологии нужно использовать практич. методы натур объекты. А словесные и наглядные методы использовать для закрепления материала и для проверки правильности его усвоения. При формировании физиологических понятия целесообразно использовать наглядные методы опыты, фильмы и уч-ль с помощью слов направляет мысли уч-ся на усвоение мат-ла.
При формировании экологических понятия доминируют словесные методы, а подкрепляются они наглядными методами. Отбор методов зависит от сод-я мат-ла, особенностей класса. 19. Система самостоятельных работ на урока. биологии Домашняя р-та - форма орган-и уч-ся для сам-го выполнения дома заданий уч-ля - практич-х и по уч-ку. Домашнее зад-е только тогда достигает цели- когда активизирует мысль уч-ка, побуждает его к самостоят
работе. Зад-е должно быть сформулировано в виде вопросов, на кот-е уч-к составл ответы, подбирая нужный мат-л в уч-ке, а не заучивая текст. Основное в работе над уч-м - понимание прочитанного, что достигается умением читать логически. Активизируют уч-ка вопросы, помещенные после пар-фа или главы. Уч-ль составляет дополнит вопр на сравнение, для повторения. Системой приемов работы на у-ке, уч-ль приучает уч-ся к правильному пользованию уч-м дома.
Приемы а предварит ориентир в мат-ле уч-ка путем беглого просмотра б чтение и обзор более трудных частей текста термины, ссылки сноски в рассмотрение рисунков, схем, чертежей. Уч-ся составл. план прочитанного, а старшие могут составл. логич схемы, рисунки. Дом. практ р-ты. Многие опыты, показанные в классе, уч-к по заданию уч-ля может делать дома сам-но. Могут быть зад-я морфологич гербарии - после изуч. темы.
Физиологич лучше дать до урока, на котором они будут демонстрир свои набл. проращ семян необходимо расчитать время до нужного у-ка. По зоологии- практич р-ты борьба с вред, охрана птиц, сх животн По анатомии - экспер. обжигание кости. Уч-ся могут вести дневник фиксир экскурс и поход в музей 1. работа с учебником 2. чтение журнала и книг. Составл сообщения. 3. подбор статей и рис-в на темы 4. работа с натур объектами.
20. Подготовка уч-ля к урокам биологии. 1. учитель знакомится с гос. прогр составляет годовое планирование, которое позваляет последовательное изучение тем, выесняет какие лаб раб. и экскурсии предусм. прогр. 2. изучение программы определенной темы понятия, термины, кот. должны быть усвоены, умения кот. должны быть сформ. 3. опред. примерн. колич. часов, соста-ся тема-ое план-е и поурочное. 4. подготовеа отдельного урока. Проведение каждого урока требует от учителя тщательной подготовки.
Надо отобрать учебный материал, выбрать методы, определить структуру урока, подготовить наглядные пособия, составить план или конспект. Надо творчески обработать информацию выделить главный вопрос, второстепенные, продумать логику изложения, проделать воспитательную работу на уроке Учитель определяет, какие понятия должны быть образованы на этом уроке, какие из ранее развившихся получают дальнейшее распространение. Учебник служит учителю в знании, что дети могут прочитать дома какие места
в нем трудны. На уроках используют и занимательный материал, но он должен быть достаточно проверен наукой. Уч-ль имеет дополнит-й мат-л к уроку на случай надобности. Изучив материал и выбрав в соответствии с ним методы , уч-ль продумывает структуру и весь ход урока. В соответствии с содержанием и выбранными методами, учитель устанавливает, какое оборудование и какие наглядные пособия потребуются это надо отбирать накануне.
Опыты вначале надо проделать самому. тематическое и поурочное планирование. 21. Методика преподавания биологии. Это наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета МПБ - педагогическая наука поэтому она строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, требуемого социальным строем и определяемого педагогикой. Методика рассматривает содержание учебною предмета, методы и формы обучения и воспитание.
Методиой определяются оборудование и средства учебной работы. Методика отвечает на вопросы зачем изучать биологию, чем и как учить, на чем и как воспитывать. Методика разделяется на общую методику биологии и частные, или специфические, методики ботаники, зоологии, анато-мии, физиологии и гигиены человека и общей биологии. Общая методика рассматривает вопросы преподавания всех биологических курсов в школе идеологической
направленности обучения, единства содержания и методов преподавания взаимосвязи между курсами целостности учебной работы преемственности между курсами целостности и развития всех элементов воспитывающего обучения, определяющих систему преподавания биологии. Частные методики излагают специальные для каждого курса вопросы преподавания, связанные с особенностями содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики уроков, экскурсий, внеурочных работ, внеклассных занятий, т. е. система
преподавания данного курса 22. Структура и содержание школьного курса биологии. В шк-м предмете биологии имеются последовательно расположенные курсы ботаника, зоология, анатомия, физиология им гигиена человека, общая биология. Последовательность биологических курсов определяется доступностью уч-го материала уч-ся в зависимости от их возраста подготовки и развития и необходимой преемственностью в содержании. Для шк-го предмета биологии необходим строгий отбор научного материала
фактов понятий законов и практических приложений. Объем и система зн-й по биологии в средней шк-ле определяются общими обра-зовательно-воспитательными задачами шк-лы принципами биологической и педагогической наук. 23 Школьный участок и его роль в обучении. Дает возможность решить ряд вопросов школьной программы 1. отработка агротехнических мероприятий, приемов использование приобретенных навыков на практике уч-ся необходимо прививать ум-е работать по плану, четкому, ясному, логически построенному.
Уч-ся закрепляют свои зн-я по биологии на живых растениях и животных. Они получают ясные представления о главнейших агрономических приемах возделывания сх растений и ухода за ними и навыки работы с ними в определенной системе. Воспитываются организационные, коллективистские навыки, культура труда, эстетические чувства и навыки воспроизводства природы размножением растений. На участке проводят занятия.
На участке должны быть растения изучаемые в шк-ле полевые овощные, плодово-ягодные, декоративные и дикорастущие. Участок должен быть разграничен на отделы полевой, овощной, плодово-ягодный, декоративный биологический, зоологический. Следует устроить метеорологическую станцию, географическую площадку, аудиторию. Решение задач выращивание ку-р х-х для данной местности, пров-е занятий по сх труду, есть неб-е растения для изучения, возможность постаговки опытов. 24 Лекционно симинарские системы.
Относится к шк-й практике,к словесным методам. Л -С предполагают изучение материала в ходе лекции и проработка на семинаре. Этот метод целесообразен в старших классах. Практика показала, что наибольший эффект приносит рассмотрение тех тем, где происходит обобщение и систематизация зн-й и подведение к определению мировоззренческих выводов. общая биология темы Происхождение человека,
Биосфера и человек. В этом случае уч-ль читает лекцию, а в конце дает вопросы к семинару, подготовка 1-2 ч и сам семинар. Могут быть и отдельные лекции без семинаров. 25. История методики преподавания биологии. XVIII век ЕкатеринаII -народные уч-ща нужда в грамотных людях. Здесь впервые преподавалось естествознание. Уч-к составил
Зуев. В 1786 г напечатан уч-к без фамилии Начертание естественной истории, изданное для народных уч-щ Российской империи. В уч-ке Зуев устанавливает последовательность изучения естествознания ископаемое цар-во, прозябаемое царство ботаника, животное царство. Здесь впервые различие между наукой и предметом. Издал атлас Фигуры по естественной истории таблицы. XIX. Народные уч-ся преобразуются в гимназии.
Уч-я семинария преобразована в Педа-й инс-т. Здесь приемник Зуева - Теряев. Он усвоил только применение наглядности. В биологической науке царствует систематика - труды Линнея. В 1809 г. уч-к Зуева заменен уч-м Теряева Начальные основания Ботанической философии, изданные главным Правлением
Училищ для употребления в Гимназиях Российской импе- рии сводка ботанических терминов. Позже - уч-к Три ботаники написанный уч-м словесности и греческого языка Мартыновым. Эти уч-ки методически непродуманны и трудны. В 1812 г. страх перед революцией, что вызвало отрицательное отношение к преподаванию естествознания. НиколайI в 1828 г исключил естествознание. 1846г. уч-к
Жемчужина, где впервые синтетически излагается анатомия и физиология чел-ка. Вновь вводится в 1848, но не во все учреждения, а только в кадетские корпуса, где учились дети дворян. Учебник написал Даль 1849г В нач. 60-х - развитие науки и техники. Бекетов индуктивный метод, проблемное обучение. Первая методика была написана в 40-е 17 в. Августом Любе. Обращал внимание познание разнообразия растительных форм познание единства, лежащего
в основе этого разнообразия, познание жизни растений, познание веществ. сил, вызывающих жизнь и разнообразие растительных форм. Это было очень прогрессивно для того времени. 1852 - в гимназиях. В гимназиях вводится обширная программа, но методически необоснованная. Недопустимый разрыв в три года между изучением животных и чел-ка. Таким образом более полстолетия МПБ испытывала застой.
Исключение хорошее преподавание в военно-учебных заведениях. Бекетов установил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности уч-ся необходимо приучать планомерно. Бекетов поставил существенные задачи методики воспитание самостоятельного мышления, руководство ср, развивающими наблюдательность, своеобразие шк-го предмета. Привержен-цы Любена издают уч-к ботаники Раевский,
1865, зоологии Михайлов,1862. В уч-ке Сент-Илера по зоологии попытка решения самостоятельных внеурочных работ. Герт научность методики. В 60-е годы методическое и научное решение проблемы. Рулье - объединение и объяснение фактов. Необходимость изучение связей особенностей орг-ма с окруж-й средой. Уч-к Рулье -Богданов - уч-к Зоология и зоологическая хрестоматия. XX в 1904 г. в Лесном коммерческом уч-ще под руководством
Никонова первое Общество молодых натуралистов. В уч-м плане на естествознание в муже. Гим. -6ч в жен 10, в реальных уч-х и корпусах - 15, а в частных коммер-х - 19-28. Райков - опытно-исследовательский метод. В 1902г. в гимназиях введена программа природоведения, составленная Кайгоровым. В 1901 году Половцев зачем учить биологию понимание явлений внешнего мира, понимание отправлений собственного организма, развитие органов чувств, развитие мышления, расширение
кругозора. Половцев создал первый курс методики преподавания естес-я. В первые в 1904г. читался в Петербур-ском университете. Половцев разрабатывал биологический метод. В 1917г. в большинстве шк. преобладала последовательность курсов неживая природа, ботаника и зоология. От Октяб-й революции до 1931г. Главная задача воспитание материалистического, антирелигиозного мировоззрения, образование и воспитание
в труде, воспитание самостоятельности пре-обретение зн-й. Организованны экскурсионные станции. Натали в Москве био- станции. 26.Роль учебника в преподавании биологии. Пишется на основании документов, утвержденных министерством, важный эле-мент обучения. Современные учебники помимо текста содержат илюстрации. На уроке используют для закрепления материала, ср, инструктаж для лр.
Содержит объем знаний. Умение работать сучебником важно для всех предметов. Для того, чтобы получить навык работы с учебником уч-ся на уроке должны 1. на первом уроке составить план парагрофа, сначало это делается вместе с учителем, затем сомостоятельно,2. установка того о чем говорится и в чем смысл прочитанного. Учебник биологии отличается от других обилием эллюстраций и схем, которые иногда являются основными источниками информации, по этому необходимо приучать уч-ся работать
с ними как на уроке так и дома дз с исп-ем эл-ций. Можно предложить уч-кам памятку по работе с учебником 1. прочитай внимательно пар-ф,2. мысленно разбей его на части, выд-я осн-е единицы,3. рассматривай ил-ции,4. прочти вопросы после пар-фа и ответь на них, если не можешь, то прочти снова,5. запомни термины встречающиеся в пар-фе, 6.кратко перескажи содержание пар-фа. Следуя по такой памятке уч-ся быстро осв-ют работу с учебником.
27. Внеклассная работа по биологии. Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы уч-ся вне урока под руководством уч-ля для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии. Уч-ль расширяет кругозор уч-ся, воспитывает материалистическое мировоззрение, культуру труда, любовь к природе, способствуют развитию познавательных интересов, навыков самостоятельных наблюдений, инициативы
и коллективизма. 1 групповые кружки юных натуралистов - заинтересовать уч-ся биологией, углубить и расширить зн-я, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способствовать воспитанию материалистического понимания природы. Массовые внеклассные биологические экскурсии, биологические вечера, натуралистические компании. Индивидуальные внеклассное чтение. Факультативные занятия проводятся небольшими группами по особым программам Министерства просвещения. Цель - дать уч-ся зн-я и практические умения по различным
отделам биологической науки в объеме значительно превышающее школьную программу. Занятия проводятся по расписанию и ведение их оплачивается 28 Система форм обучения биологии. Форма преподавания - это организация учебно- познавательной деятельности уч-ся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая уч-м в процессе воспитывающего обучения. Основная форма -урок. Уроки располагаются по темам курсов в определенной последовательности,
обеспечивающей систематичность изложения материала. Учитель применяет методы словесные, наглядные и практические. Экскурсии знакомят с растениями и животными в природе. Домашние работы тесно связаны с уроками, особенно с заданиями экспериментального характера. Внеурочные работы требуют специальные приборы и другое оборудование уголок живой природы, школьный
участок обязательны для всех. Летние работы в природе. Внеклассные добровольная, по выбоузанятия индивидуальные работы, внеклассное чтение, работа кружка юнната, массовые вечера, кампания и общественно полезная работа. 29. Воспитание в процессе обучения биологией. Биология по содержанию и методам обучения обладает многообразными возможностями для диалектико-материалистического, антирелигиозного понимания природы и правильного экологического
отношения к биосфере самостоятельности мышления и развития познавательных интересов без чего не может быть осознано-сти зн-й и выробатки убеждений и в конечном счете мировоззрения понимание связи теории с практикой культуры труда и умения применять знания в работе, эстет ических чувств под влиянием общения с природой этичного поведения, в особенности при работе в коллективе, взаимопомощи в общем труде, бережного отношения к природе. Воспитание осуществляется планомерно, в системе, в связи с познавательным процессом,
в зависимости от содержания и освещения учебного материала, методов и форм его преподавания. Такое воспитание достигается целенаправленностью всего педагогического процесса. 30 Комплексное использование средств наглядности в обучении биологии. Наглядные пособия натуральные и изобразительные. Натуральные и живые пособия - растения комнатные и принесенные с участка, животные в аквариуме, террариумах, клетках в уголках живой природы.
Натуральные препарированные пособия по ботанике гербарии, гербарные таб засушенные органы и целые растения для прр , по зоологии - коллекция насекомых и т д. Изобразительные наглядные пособия таб и рис муляжи Для проведения демонстраций опытов и пр р необходимы приборы, посуда, инструменты.Самое главное не переборщить. Сочетание зависит от сложности материала и особенностях класса кл сильный
- при изучении нового материала можно использовать натуральные объекты, а для закрепления изобразительные, и наоборот со слабым кл.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |